На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Проблема формирования познавательных интересов дошкольников

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                    ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……...…5 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ  ДОШКОЛЬНИКОВ…………….……………………………..……….5
1.1. Проблема развития познавательных интересов у дошкольников.….…..5
1.2. Развитие  познавательного интереса у детей  дошкольного возраста..…...11 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПРИ  ОЗНАКОМЛЕНИИ С НЕЖИВОЙ  ПРИРОДОЙ………….…………….………..….17
2.1. Экспериментирование  как средство познания окружающего  мира.…….17
2.2. Комплекс  занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста..……….........19 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………....22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

     Ребенок - это особый мир с присущими  ему особенностями в зависимости  от наследственности, возраста, пола, своеобразия  социального и психического развития. В процессе своего становления как  личности он проходит длительный путь психического и социального развития и воспитания, меняясь качественно - формируясь как существо мыслящее, способное не только воспринимать окружающий мир, но и осознанно воздействовать на него
     Период  от рождения до поступления в школу  является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение  всей последующей жизни, качеств  и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом  для приобретения в дальнейшем любых  специальных знаний и навыков  и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и  свойства психики детей, которые  определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение  ко всему окружающему, но и те, которые  представляют собой «заделы» на будущее  и выражаются в психологических  новообразованиях, достигаемых к  концу данного возрастного периода..В  дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.
     Проблема  особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих  мест в педагогических и психологических  исследованиях.
     Актуальность  контрольной работы определяется все возрастающим в нашей стране вниманием к интенсивному пробуждению и формированию познавательного интереса у детей в самом раннем, дошкольном возрасте. Чем более открытым становится российское общество в результате его всестороннего социально-экономического реформирования, тем заметнее растёт спрос на результативные методы формирования познавательного интереса самых маленьких граждан к изучению не только родного, но и иностранных языков. Важно при этом понимать, что педагогическая мысль обязана не только искать новые пути в пробуждении познавательного интереса, но и тщательнейшим образом сохранить всё самое ценное из большого, уже накопленного капитала.
     Цель  контрольной работы: охарактеризовать методологические, теоретические и методические основы формирования познавательного интереса у детей дошкольного.
     В соответствии с указанной  целью контрольной работы определены следующие задачи:
1) обозначить  содержательный объем ключевого  понятия «познавательный интерес»;
2) выявить  специфику современной ситуации  и степень её воздействия на  процессы формирования познавательного  интереса у детей дошкольного возраста.
     Проблемы  развития познавательного интереса детей младшего, дошкольного возраста получили объёмное методологическое освещение  в творческом наследии Джона Локка, Фридриха Фребеля, Марии Мантессори. Различные и весьма существенные аспекты интересующей нас темы нашли  обстоятельное отражение в классических трудах В.Ф.Одоевского, П.Ф.Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Л.К. Шлегер, Л.С.Выготского и других отечественных авторов.
     Структура и объем контрольной  работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, основной части, списка используемой литературы. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ  ДОШКОЛЬНИКОВ.  

1.1. Проблема развития познавательных интересов у дошкольников. 

     Проблему  познавательного интереса широко исследовали  в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина, Н.Р.Морозова.
     Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет  множество трактовок в своих  психологических определениях, он рассматривается  как:
- избирательная  направленность внимания человека;
- проявление  его умственной и эмоциональной  активности;
- специфическое  отношение личности к объекту,  вызванное сознанием его жизненного  значения и эмоциональной привлекательностью  .
     Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:
- и как  избирательная направленность психических  процессов человека на объекты  и явления окружающего мира;
- и как  тенденция, стремление, потребность  личности заниматься именно данной  областью явлений, данной деятельностью,  которая приносит удовлетворение;
- и как  мощный побудитель активности  личности;
- и,  наконец, как особое избирательное  отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.1
     Н.Р. Морозова характеризует интерес, по крайней мере, тремя обязательными  моментами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;
2) наличием  познавательной стороны этой  эмоции, т.е. тем, что мы называем  радостью познавания и познания;
3) наличием  непосредственного мотива, идущего  от самой деятельности, т.е. деятельность  сама по себе привлекает и  побуждает его заниматься, независимо  от других мотивов.2
     Интерес формируется и развивается в  деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).
     Интерес – это «сплав» многих психических  процессов, образующих особый тонус  деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего  предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые  устремления к их преодолению).
     Важнейшая область общего феномена интереса –  познавательный интерес. Его предметом  является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир  не только с целью биологической  и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении  человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
     Познавательный  интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом  сопряжен с формированием многообразных  личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.
     Более того, познавательный интерес, активизируя  все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному  поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в  предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания  иных необходимых способов, привнесения  в них творческого начала).
     Особенностью  познавательного интереса является его способность обогащать и  активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется  в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ  современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую  деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает  с большим пристрастием, более  эффективно.
     Познавательный  интерес – важнейшее образование  личности, которое складывается в  процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом  не является имманентно присущим человеку от рождения. 3
     Значение  познавательного интереса в жизни  конкретных личностей трудно переоценить. Познавательный интерес содействует  проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания.
Познавательный  интерес – интегральное образование  личности. Он как общий феномен  интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.
     Познавательный  интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают  последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.
     Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.
     На  стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с  занимательностью того или иного  предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным  толчком.
     Любознательность  – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен  от простого исполнительства и пассивного запоминания.
     В работе Кудинова С.И. любознательность представлена как целостная структура  мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих постоянство  стремлений и готовность индивида к  освоению новой информации.
     Морозова  Г.Н. считает, что любознательность близка к интересу, но она «диффузна, не сосредоточена на определенном предмете или деятельности». 4
     Щукина  Г.И. рассматривает любознательность как ступень развития интереса, отражающую состояние избирательного отношения  ребенка к предмету познания и  степень влияния его на личность.
     Рамонова  К.М. подчеркивает то, что любознательность является своеобразной формой активности, отличающейся рядом особенностей:
- любознательность  – первоначальный этап формирования  устойчивой познавательной направленности, связана с ориентировочным рефлексом  и ориентировочной деятельностью; 
- выступает  как первоначальная форма познавательного  интереса и представляет собой  непосредственное и познавательное  недифференцированное отношение;
- является  условием успешной умственной  деятельности, которая проходит  с наименьшим  утомлением и  затратной энергии;
- развитие  любознательности происходит при  условии демонстрации ребенку противоречивых фактов, побуждающих выявить причины явлений. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях,  направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
     Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.
В реальном процессе все указанные ступени  познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и  взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи  со сменой  предметной области, и  сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит  в любознательность.
     Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии.
     Дошкольный  возраст- период  расцвета детской  познавательной активности. К 3-4 годам  ребенок как бы освобождается  от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить  и  объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи  и закономерности.
     В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный  феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.
     Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и  как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.
     Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации.
     Ведь  знания формируются как результат  взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л.А.Парамонова).
     Наиболее  общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный  интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к  интеллектуальному и длительному протеканию познавательной  деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. 

1.2. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста. 

     Познавательный  интерес – избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие. Биологической основой познавательного интереса является ориентировочно-исследовательский рефлекс, обозначенный И.П.Павловым как рефлекс «Что такое?», который в дальнейшем по исследованиям Л.И. Божович приобретает теоретический характер, перестает удовлетворять органические потребности и направляется на предмет, не данный непосредственно восприятию. Со 2-го месяца жизни у ребенка наблюдается сенсомоторная активность и реципитирующий интерес в форме внимательности к восприятию различных впечатлений из внешней среды. В возрасте 5-6 мес. наблюдаются новые формы поведения ребенка (первые оживленные порывы радости, поиск потерянных игрушек) эти формы говорят о проявлении активности, выходящей за пределы ответа на раздражение (Л.С.Выготский).
     Степень развития познавательного интереса дошкольника зависит от близости содержания исследуемой проблемы ребенку  и его опыта (социального и  познавательного). С.Л.Рубинштейн отмечал  устойчивость сезонных интересов детей  дошкольного возраста. Актуальность проблемы изучения развития познавательных интересов у дошкольников:
      -дошкольный возраст обладает  повышенными возможностями по  силе остроты восприятия, яркости  воображения в развитии познавательного  интереса 
     -увеличение  объема информации и необходимость  переосмысления значения знаний  и пересмотр концептуальных целей  в проблеме формирования познавательных  интересов дошкольника 
     -новые  педагогические ориентиры в образовании  дошкольников 
     -переосмысление  проблемы соотношения дифференциации  и индивидуализации в современных  технологиях развития познавательной  активности, познавательных интересов 
     - проявления познавательного интереса трудно представить в количественных показателях
     Психологические основы становления познавательного  интереса в дошкольном возрасте:
      - возрастание и изменение характера активности в поиске необходимой информации, выражающиеся в движении от непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению познания нового
     -интеллектуализация  процесса познания, переход от  чувственного познания мира, к  теоретическому познанию в форме  вопросов, являющихся продуктом  интеллектуальной деятельности 
     -расширение  диапазона интересующих вопросов  ребенка
      -познание от внешних свойств  и назначений предметов к сущности  явлений, связей, отношений 
     -повышение  устойчивости в направлении от  ситуативного к устойчивому поиску  необходимой информации.5                 
 Этапы развития познавательного интереса:
1.Постановка  проблемы 
2.Определения  источников получения информации 
3.Осуществление  познания посредством разнообразного  содержательного общения со взрослыми 
4.Систематизация  и обобщение полученного опыта 
5.Отражение  освоенного опыта в процессе  разнообразной детской деятельности: ролевые игры, викторины, создание  макетов 
Характеристика  уровней сформированности познавательного  интереса
Первый  уровень: субъектно-поисковый тип познавательного интереса: оптимальным образом реализованный возрастной потенциал развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению, соответственно достаточно высокая степень сформированности субъектной позиции в познавательной деятельности в рамках дошкольного детства и на старте обучения в школе.
Второй  уровень: продуктивно-поисковый, стимулируемый тип познавательного интереса: качественно более низкое развитие познавательного интереса с такими чертами, как неустойчивость и эпизодичность проявления, поддерживаемая благодаря усилиям взрослого человека, меньшая по сравнению с первым уровнем конструктивность действий (умственных и практических).
Третий  уровень: инактивный, репродуктивный тип познавательного интереса: поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого, творческие проявления со стороны ребенка отсутствуют.
Четвертый уровень: элементарная форма проявления познавательного интереса. Заинтересованность в формальной стороне познавательной деятельности, при этом решение задачи некоторым образом организует активность ребенка, но весь ее ход свидетельствует об отсутствии ее конкретизации и подчинении действий собственной программе.
Пятый уровень: фактическое отсутствие познавательного интереса разрешение познавательной задачи не является сколько-нибудь действенным мотивом, организующим деятельность ребенка. Отсутствие у ребенка познавательного интереса сочетается с абсолютной не сформированностью процессов саморегуляции и способности к объективной оценке результатов деятельности.
Исследования  в области дошкольного  образования, показали, что формирование познавательного  интереса у детей  старшего дошкольного  возраста возможно посредством:
-использования  современных информационных технологий,
-экспериментирования,
- игровой  деятельности, 
-проблемно-игровыми  технологиями, 
-методами  ТРИЗ,
-знаково-символическими  средствами 
Что может сделать  воспитатель ДОУ  в сотрудничестве с родителями для  развития познавательного  интереса старших  дошкольников:
-развивать  интересы в рамках всех занятий 
-использовать  методы и приемы направленные  не на передачу знаний ребенку  (перенасыщение информацией, без  учета подготовленности дошкольников), а необходимо активизировать процесс освоения знаний -использовать блоково-тематическое планирование
-реализовывать  детские проекты по привлекательной  для детей теме 
-использовать  методы обеспечивающие у дошкольников  повышение осознанности в познании (обсуждение чего я хочу узнать), формировать представления о  значимости некоторых открытий 
-рассматривать  детские энциклопедии и книги 
-использовать  приемы «Чего не хватает?» (отсутствие  достопримечательности на карте), «Я не знаю» (поиск информации  по книгам, фотографиям), обмена информации  «Я сегодня узнала» 
-коллекционировать  разнообразные объекты, создавать  мини-музеи определенной направленности 
-сравнивать  экспериментировать, моделировать, направлять  развитие детей на умение планировать  исследовательскую деятельность 
-создавать  ситуации в образовательном процессе  «повышенной сложности» Педагогические  условия направленные на формирование  познавательного интереса:
-отбор  целесообразного доступного и  интересного для современных  дошкольников содержания для  решения образовательных задач 
-определение  направлений согласования стихийного  и целенаправленного формируемого  познавательного опыта 
-единство  и взаимообусловленность развития  интереса, обогащение представлений,  совершенствования познавательных  умений и способностей
-развитие  в единстве когнитивных, эмоциональных  волевых и творческих компонентов  интереса 
-соблюдение  соотношения нового и уже известного  в процессе занятий 
-вариативность  использования методов и приемов  активизации интереса и изменения  стратегии содержательного общения  педагога с детьми 
-«погружение»  детей в процесс познания мира  посредством разнообразных дидактических  средств 
-включение  детей в активный поиск и  освоение новой информации посредством  обогащения опыта исследовательской  деятельности, развитие умения ставить  познавательные вопросы, выделять  противоречия и проблемы выдвигать  и достигать успехов в их  разрешении 
Личностно-ориентированный  подход педагога к  развитию познавательного  интереса у детей  старшего дошкольного  возраста
-цель  деятельности педагога создание  условий, способствующих саморазвитию  личности, максимальная опора на  интерес, личные особенности,  на субъектный опыт каждого  человека, накопленный им индивидуально  и социально 
-дать  возможность воспитаннику самому  участвовать в отборе нового  содержания образования, опыта  применения заранее усвоенных  способов выполнения различных  видов человеческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного  отношения к миру 
-педагогом  в личностно-ориентированном подходе  ставится акцент на овладение  способами деятельности, а не  накопление фактических знаний 
-отношение  между педагогом и воспитанником  становятся сотрудничеством 
- человек  рассматривается как сложная  саморазвивающиеся система. Признается  его уникальность, неповторимость  личности в траектории его  развития 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.