На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность налоговой политики государства: субъекты, цели и модели

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 

ВВЕДЕНИЕ

 
     В экономической литературе существуют разные определения термина «налоговая политика». Безусловно, важно разобраться  с пониманием этого термина, прочно вошедшего в современный экономический лексикон.
     К сожалению, несмотря на свою безусловную  значимость, понятие «налоговая политика»  не имеет в нашей стране законного  признания и обоснования. Этот термин не встречается в арсенале ни налогового, ни бюджетного законодательства. Исключение составляет лишь упоминание его в ст. 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», где говорится, что Правительство РФ разрабатывает и реализует налоговую политику. Употребляется данный термин без раскрытия его сути и в некоторых подзаконных актах.
     Во  многих экономических трудах дается определение налоговой политики, например:
     Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования экономики, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера, поставленных в данный момент задач перед государством. Является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций1.
     Но, без сомнения, представляется логичным рассмотрение налоговой политики как  выходящей далеко за рамки мероприятий  в области налогов. В последние  десятилетия развитые страны, проводя  налоговую политику, стали активно  вмешиваться в функционирование рынка, регулировать рост производства, способствовать приоритетному развитию отдельных отраслей, атиять на инвестиционную политику и структурную перестройку экономики.
     Но  такое расширенное понимание  налоговой политики вряд ли можно  признать адекватным современной роли налогов. Если исходить из восприятий социально-экономической сущности налогов, то налоговая политика должна выступать частью общей государственной социально-экономической политики.
     Итак, учитывая все это, дадим следующее  определение: налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, создающей условия для своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. 

 

      1. Сущность налоговой политики государства: субъекты, цели и модели

     1.1. Налоговая политика и ее эффективность

 
     Считается, что налоговая политика включает в себя три звена:
     (1) выработку научно обоснованных  концепций развития налогов, которые формируются с учетом требований объективных экономических законов, глубокого анализа состояния развития страны, исходя из потребностей населения;
     (2) определение основных направлений  использования налогов на перспективу и текущий период с учетом путей достижения поставленных финансовой политикой целей, международных факторов и возможностей роста финансовых ресурсов;
     (3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
     Что же считать эффективной налоговой  политикой? Об эффективной налоговой  политике следует говорить как об искусстве нахождения компромисса между эффективностью и справедливостью в налогообложении, понятном и принимаемым большинством налогоплательщиков. Поэтому обоснованным видится следующее определение, созвучное с концепцией оптимальной структуры налогообложения.
     Эффективная налоговая политика — это налоговая  политика, ориентированная на максимизацию общественного благосостояния и при этом наилучшим образом отражающая интересы общества в нахождении компромисса между реализацией принципов эффективности и справедливости в налогообложении2.
     В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.
     Стратегия налоговой политики — это совокупность ее перспективных целей и принципиальных способов решения долгосрочных задач, связанных с построением или  реформированием налоговой системы страны в русле выработанной концепции.
     В процессе ее разработки:
     (1) прогнозируются основные тенденции  развития налогов;
     (2) формируются концепции их использования;
     (3) намечаются принципы организации  налоговых отношений;
     (4) составляются целевые программы в целях концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях социально-экономического развития.
     Стратегия налоговой политики в нашей стране определяется Президентом РФ. Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ.
     Налоговая тактика, направленная на решение задач конкретного этапа развития страны путем адекватного изменения способов организации финансовых отношений, маневрирования финансовыми ресурсами, определяется Правительством РФ, в том числе профильными министерствами и федеральными агентствами, представительными органами субъектов Федерации и местного самоуправления.
     Налоговая стратегия является относительно стабильной, налоговая тактика гибкая, подвижная, но обе они тесно взаимосвязаны. Стратегия создает возможности для решения тактических задач. Тактика выявляет решающие области, узловые проблемы социально-экономического развития, своевременно изменяет способы и формы организации налоговых отношений, решает задачи, поставленные налоговой стратегией.
     Обоснованность  тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью при установлении правовых норм разграничения налогов по звеньям бюджетной системы.
     Налоговая политика — важнейшая составная часть экономической политики страны. Одновременно это и тот рычаг, с помощью которого публичная власть оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения3.
     Как специфическая область государственной  деятельности налоговая политика относится к категории надстройки. Между ней и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями, общество не свободно в выработке и проведении политики, обусловленной экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, будучи составной частью финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других — оно тормозится.
     Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что бюджетно-налоговая сфера — мощный инструмент государственного воздействия на экономику. Именно поэтому ее качественное совершенствование имеет особое значение и заслуживает углубленного теоретического анализа и исследования широкого круга смежных микро- и макроэкономических проблем.
     Налоговая политика призвана обеспечить необходимые  ресурсы для государственно-бюджетной  деятельности (расходы на военные, экономические и социальные программы), экономического регулирования (налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью в целях осуществления определенной экономической политики), выравнивания доходов (с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения, а также системе трансфертных платежей социально незащищенным слоям населения). Однако, осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынуждено заботиться и о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, степень прогрессивности, а также структура расходов и трансфертов не ослабляли стимулов к сбережению, к развитию предпринимательской и трудовой деятельности.
     Налоги  являются основным инструментом государственного регулирования экономики. Кроме чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру, динамику, размещение, на ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, и развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности, создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке.
     Научный подход к выработке налоговой  политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы:
     (1) общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства;
     (2) уровень инфляции;
     (3) кредитно-денежная политика государства;
     (4) соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.
     Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом, непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации, является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление в целях обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей несет ответственность Федеральная налоговая служба. На это указывают п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, и п. 1 постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» от 30 сентября 2004 г. № 506.
     Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней.
     Все специалисты в области налогов подчеркивают правовую природу налоговой политики и то, что налоговое право служит отправным моментом в осуществлении налоговой политики. Налоговая политика — комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.
     Итак, можно сделать следующие выводы:
     • налоговая политика представляет собой  комплекс экономических, организационных мер и мер по регулированию налоговых отношений, является составной частью социально-экономической политики государства;
     • система, в рамках которой реализуется  политика, — это национальная налоговая  система;
     • критерии налоговой политики — эффективность, справедливость, затратность налоговой системы.
     Изменения в налоговой политике в значительной степени отражают те перемены, которые происходят в экономике, политике и идеологии государства. Тем не менее налоговая политика государства имеет относительно самостоятельное значение. Кроме того, от результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику.
     Имея  относительную самостоятельность, государственная налоговая политика должна строиться на основе научной  теории налогов. Без этого она  становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок.

     1.2. Субъекты и цели налоговой политики

 
     Субъектами  государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом  в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков.
     Состав  субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и дифференциацией уровней управления. В Российской Федерации такими субъектами являются федеральный, региональный, местный.
     Масштаб влияния их на государственную налоговую  политику в целом определяется уровнем  децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма.
     Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством. Соотношение значимости налогов, входящих в перечень федеральных, региональных и местных налогов, в первую очередь фискальной значимости их налоговых баз, и определяет масштаб влияния каждого субъекта на государственную налоговую политику в целом. Доминирующее влияние оказывает Федерация, которая, кроме того, имеет полномочия и по установлению самих перечней налогов. Значительно меньшее воздействие оказывают законодательные органы субъектов Федерации, еще меньшее — представительные органы местного самоуправления.
     На  федеральном уровне активными субъектами налоговой политики являются Президент  Российской Федерации, Федеральное  Собрание РФ, Правительство РФ.
     Выбор конкретных форм и методов определяется целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них в экономической литературе выделяют следующие группы целей: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.
     Фискальные  цели всегда считаются основными. Другие цели, хотя и крайне значимые для государства, имеют второстепенный характер. Это объясняется тем. что фискальная функция является основной в налогообложении, а все остальные — вторичными. Указанные второстепенные цели являются основными в соответствующих политиках государства — социальной, экономической, экологической, внешней, для которых налоговая политика — лишь один из методов их реализации, причем косвенный.
     Объективность дифференциации целей на основную и  второстепенные нередко приводит к  проявлению двойственного характера налоговой политики, когда приоритетная реализация каких-либо целей происходит в ущерб другим Например, приоритетная реализация экономических целей налоговой политики за счет значительного снижения налогового бремени на экономику приводит к ущемлению фискальных целей. Ликвидация прогрессивного налогообложения доходов населения способствует реализации экономических и фискальных целей в ущерб социальным. Увеличение налоговых платежей экологической направленности способствует реализации экологических и фискальных целей, но при этом снижает ценовую конкурентоспособность продукции, т.е. ущемляет экономические и международные цели. Таких примеров противоречивости целей множество. Устранение двойственного характера, т.е. формирование непротиворечивой налоговой политики, — крайне сложная, а подчас практически невыполнимая задача. Это тот долгосрочный ориентир, к которому должно стремиться государство, разрабатывая модель налоговой политики.

     1.3. Модели налоговой политики

 
     В зависимости от целей налоговой  политики, признаваемых на данном этапе социально-экономического развития государства приоритетными, используют ту или иную модель (тип) этой политики, который зависит от экономической и социальной политики, проводимой государством.
     В научных трудах экономистов на сегодняшний день сложились три основные модели налоговой политики в зависимости от величины налогового бремени:
     (1) высокий уровень налогообложения  (политика максимальных налогов):
     (2) низкое налоговое бремя (политика  экономического развития);
     (3) достаточно существенный уровень налогообложения (политика разумных налогов).
     Политика  максимальных налогов. При ее проведении происходит рост налогового бремени  путем введения новых налогов, а  также увеличения ставок и облагаемой базы действующих налогов. В последующем это приводит к снижению объемов производства, применению легальных и нелегальных путей ухода от налогообложения. Как следствие — происходит снижение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Такая модель налоговой политики учитывает временные потребности государства в денежных ресурсах, но не будет способствовать экономическому росту страны в течение длительного периода.
     Эта модель налоговой политики используется, как правило, в двух случаях. (1) Она популярна в чрезвычайные периоды (экономических кризисов, военных действий), когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, увеличить объем государственных закупок и инвестиций в определенные секторы экономики военного назначения, уменьшая при этом социальные расходы. Приоритетом в данном случае являются фискальные цели, остальные — второстепенными. Подобная политика проводилась в России в начале 1990-х годов. (2) Эта политика находит применение и в мирное время, а также в отсутствие кризисов, например в развитых странах Скандинавии, когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается беспрецедентно высокими социальными расходами. В такой политике в качестве приоритетных выступают уже фискальные и социальные цели.
     Политика  экономического развития. Модель характеризуется тем, что учитываются не только фискальные интересы государства, но и интересы налогоплательщиков. В результате реализации этой политики экономика развивается быстрыми темпами, особенно реальный сектор, так как создан благоприятный налоговый и инвестиционный климат. Налоговое бремя на хозяйствующие субъекты снижено, величина прибыли, остающейся в их распоряжении, возрастает, и они имеют возможность расширять производство и увеличивать выплаты работникам. Но в то же время налоговые поступления в бюджет снижаются, поэтому из-за недостаточности финансовых ресурсов может происходить срыв или неполное выполнение государственных социальных программ.
     Существенно ослабляя налоговый прессинг на производителей и сохраняя определенный объем инвестиционных программ, эта модель ориентирована на стимулирование экономической активности бизнеса и используется, как правило, в период экономического оживления, чтобы всемерно способствовать увеличению темпов экономического роста. Подобной модели придерживались Германия и Япония в период послевоенного восстановления экономики. В 1980-х данная политика эффективно использовалась в США администрацией Р. Рейгана (рейганомика). В последнее десятилетие ее успешно реализуют страны, осуществляющие экспансию на мировом рынке, в частности Китай, Индия, Мексика, Бразилия и др. Приоритетными здесь выступают экономические цели.
     Политика  разумных налогов. Она является определенным компромиссом между двумя вышеперечисленными типами и характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющим не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов.
     При проведении налоговой политики с  достаточно существенным уровнем налогообложения  как юридические, так и физические лица несут высокое налоговое бремя. Однако налоговые платежи поступают в бюджет государства в больших объемах, что позволяет проводить эффективную социальную защиту населения и реализовывать множество государственных программ, направленных на развитие экономического потенциала страны.
     Подобная  политика используется в основном высокоразвитыми  странами (США, Великобритания, Канада и др.), уже достигнувшими пределов традиционного экономического роста. Такие страны вынуждены поддерживать достаточный уровень социального обеспечения. Разумные налоги им необходимы в первую очередь для сохранения конкурентных позиций своих товаров на существующих мировых рынках и достижения приоритетного положения на вновь формирующихся рынках высокотехнологичной продукции.
     Повышение адресности налоговых преференций  и регулирование отраслевой налоговой нагрузки позволяют им осуществлять структурную перестройку экономики в соответствии с перспективными потребностями мирового рынка: дестимулировать дальнейшее развитие устаревших производств и стимулировать развитие новейших. Приоритетность целей данной политики рассредоточена между фискальными, экономическими и социальными целями.
     Следует отметить, что чаще всего охарактеризованные выше модели и (типы) налоговой политики используются не в чистом виде, а в различных их сочетаниях, когда какая-либо из них является доминирующей.
 

2. Методы налоговой политики

 
     В зависимости от состояния экономики, целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики.
     Метод налоговой политики — это прием (способ), используемый для практического  решения целей налоговой политики.
     Государство проводит налоговую политику посредством  следующих методов4:
     • управления (регулирования);
     • информирования (пропаганды);
     • воспитания;
     • консультирования;
     • льготирования;
     • контролирования;
     • принуждения.

2.1. Управление налогообложением

 
     Это организующая и распорядительная деятельность финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание эффективной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.
     В рамках этого метода можно выделить следующие направления:
     • регулирование соотношения прямого  и косвенного способов налогообложения;
     • регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;
     • регулирование отраслевой налоговой  нагрузки, перенос нагрузки с одних  категорий налогоплательщиков на другие:
     • регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессии;
     • регулирование масштаба и направленности предоставления налоговых льгот и преференций, вычетов, скидок и изъятий т налоговой базы,
     • регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления итоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов.
     Управление  налогообложением осуществляется органами государства, непосредственно ответственными за проведение (осуществление) налоговой  политики: Министерством финансов РФ и Федеральной налоговой службой России.
     Министерство  финансов РФ и его структурные  подразделения на основании ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Однако финансовые органы не относятся к числу органов, осуществляющих налоговый контроль.
     Минфин  России является федеральным органом  исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансово-бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных органов. Это обстоятельство и определяет его компетенцию в области налоговых правоотношений, которые заключаются в разработке — совместно с ФНС России и другими федеральными органами исполнительной власти — предложений о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы в Российской Федерации. Помимо этого, Минфин России координирует в пределах своей компетенции политику федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет.
     Основная  роль в управлении налогообложением возложена на Федеральную налоговую службу России (ФНС России) Управление налогообложением представляет собой единую централизованную систему, построенную по многоуровневому иерархическому принципу.
     Каждый  уровень единой централизованной системы, построенной по многоуровневому  иерархическому принципу, имеет свои функции и специфику. Например, к основным функциям межрегиональных налоговых инспекций, которые созданы в каждом из семи федеральных округов России, относятся проведение перепроверок налогоплательщиков и контроль за нижестоящими инспекциями в федеральном округе, а государственные налоговые инспекции городов областного, краевого подчинения, районов в городах республиканского и областного подчинения являются основным звеном, обеспечивающим сбор налогов.
     В рамках осуществления управленческой функции в сфере налогообложения ФНС России осуществляет следующие мероприятия:
     • организует работу налоговых инспекций  на всех уровнях управления по осуществлению  контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
     • анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных, методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.