На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стратегическое планирование в управлении

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Сущность стратегического планировании…………………………….4
1.1 Стадии стратегического планирования……………………………………...6
1.2 Структура стратегического планирования…………………………………10
1.3 Функции стратегического планирования…………………………………..13
1.4 Принципы стратегического планирования………………………………...14
1.5 Методы стратегического планирования……………………………………15
1.6 Оценка и анализ внешней среды……………………………………………18
1.7 Преимущества  и недостатки стратегического  планирования…………….20
1.8 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии……………….23
      1.8.1 Стратегия роста……………………………………………………..25
      1.8.2 Стратегия проникновения………………………………………….26
      1.8.3 Стратегия ускоренного роста………………………………………27
      1.8.4 Стратегия переходного периода…………………………………...27
      1.8.5 Стратегия стабилизации и выживания…………………………….28
Глава II  Практическая часть …………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованных источников и литературы…………………………...41 

 

       ВВЕДЕНИЕ 

      Планирование  – важная функция управления, которая  приобретает особую актуальность в  условиях рыночной экономики.
      Планирование  предполагает разработку определенных норм, желаемых результатов деятельности организации, которых необходимо достичь.
      В свою очередь стратегия представляет собой систему управленческих решений, направленных на реализацию миссии организации  и ее преобразование в новое состояние. Эти решения, как правило, имеют  долгосрочный характер.
      В последнее время широко распространено такое понятие как стратегическое планирование, которое предполагает разработку планов стратегического  долгосрочного развития организации.
      Целью данной работы является изучение принципов и методов стратегического планирования, а также показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики.
      Задачами данной работы является:
      1. Изучение сущность стратегического  планирования.
      2. Рассмотрение принципов стратегического  планирование.
      3. Ознакомление с методами стратегического  планирования.
     Актуальность  темы определяется в том, стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.
 

       1 СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ 

      Планирование – процесс определения целей, стратегий, а также мероприятий по их достижению за определенный период времени исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана.1
      Стратегическое  планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.
      В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой. В основу разработки стратегического плана ложится анализ перспектив развития организации при определенных предположениях об изменении внешней среды, в которой она функционирует.
      Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Он должен разрабатываться  скорее с точки зрения перспективы  всей корпорации, а не конкретного  индивида. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому  необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п.
      Стратегическое  планирование заключается в определении  главных целей фирмы и конечных результатов с учетом средств  и способов достижения поставленных целей.
      Стратегическое  планирование может включать следующие  мероприятия2:
      1. Разработка новых возможностей  фирмы;
      2. Расширение производственной мощности;
      3. Изменение профиля фирмы – «диверсификация»
      4. Радикальное изменение технологий.
      Таким образом, стратегическое планирование служит для установления целей организации.
      Планирование  как функция управления представляет собой процесс.
      Процесс стратегического планирования состоит  из различных элементов (этапов), которые  можно представить в виде модели (рис. 1). 


      Рисунок 1 – Модель стратегического планирования3 

      Существуют  различные виды стратегического  планирования.
      Долгосрочное (перспективное) планирование. Поскольку при разработке планов идут от будущего к настоящему, планы, рассчитанные на более короткий срок, становятся составной частью перспективных. Перспективные планы отражаются долгосрочные цели и генеральную стратегию действий. Разрабатываемые альтернативные стратегии, в план не включается, а отражаются в специальных программах, содержащихся в приложениях. Перспективные планы включают в себя показатели и предложения, которые отражаются в обобщенных, чаще всего финансовых, показателях. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет.
      Среднесрочное планирование. В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в ближайшем будущем, перестройка технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет.
      Краткосрочное планирование. Такое планирование охватывает период в несколько недель или месяцев. Оно нацелено на регулирование текущего использования ресурсов и реализуется через составление календарных программ производства и контроля за ним, управления материальными запасами и полученными кредитами.
      Оперативное планирование. В задачу оперативного планирования входит контроль за ежедневной загрузкой оборудования, последовательность операций, расстановка работников и др.4
      Таким образом, стратегическое планирование является важной составляющей управления предприятием, которое основано на разработке долгосрочных целей и  методов их достижения. В то же время  на предприятии разрабатываются  различные виды стратегических планов, которые должны быть взаимосвязаны  между собой. 

     1.1 Стадии стратегического планирования.
     Первая  стадия – конструирование  процесса.
     Процесс стратегического планирования начинается, когда высшее руководство организации  осознает интерес к стратегическому  планированию и проявляет готовность взять на себя ответственность за него. Выраженная поддержка высших органов власти необходима, чтобы  были выделены достаточные ресурсы для стратегического планирования, и произведены требуемые изменения в самой культуре организации, то есть в способах ведения бизнеса, принятия решений и имидже.
     Вторая  стадия – исследование (сканирование) внешней среды
     Исследование (сканирование) среды – решающая стадия стратегического планирования. Внешняя среда организации исследуется  с целью выявить обстоятельства (или тенденции), которые могут  повлиять на способность организации  выполнять свои функции. Для бизнеса  внешней средой является рынок, государственное  регулирование и поведение конкурентов. Для муниципальных властей внешняя  среда может включать законодательную  базу, тенденции в экономике и  прочие факторы. Типичные сферы анализа  включают экономику, демографию, социокультурный аспект, политико-институциональную и технологическую сферу. Уже на этой стадии исследование должно иметь стратегический характер, необходимо определить Угрозы и Возможности, очевидно затрагивающие главное направление развития и действия организации. Различные проблемы имеют различные циклы эволюции от возникновения проблем до нарастания и окончательного решения. Тот, кто занимается сканированием внешней среды, должен быть хорошо знаком со стадиями цикла данной проблемы и интерпретировать ее соответственно.
     Третья  стадия – исследование (сканирование) внутренней среды 
     Зафиксировав  состояние внешней среды как  контекст развития, организация затем  учитывает свои внутренние ресурсы, возможности и ограничения (Сильные  и Слабые стороны). Ключевым на этой стадии является соотнесение внутренних ресурсов с внешними угрозами и возможностями. Сильные стороны организации  должны быть еще более усилены, слабые стороны исправлены.
     Четвертая стадия – формулировка миссии, целей, задач  и плана действий
     Существует  иерархия элементов плана, которая  проясняет и облегчает установление необходимой связи между желаемым конечным состоянием и средствами, с помощью которых оно может  быть достигнуто.
     Формулировка  миссии расположена на вершине иерархии. Формулировка миссии позволяет донести  до внутренней и внешней аудитории  информацию о цели существования  организации. Определение миссии формирует  основу для целей, задач и стратегий, которые являются средствами для  достижения желаемого конечного  состояния (миссии) организации. Формулировка миссии должна быть тщательно продумана, так как ее роль – обеспечивать устойчивость, стабильность и ясность  конечной, главной цели организации. В общественном секторе миссии организаций  изменяются редко.
     Цели  находятся на втором уровне иерархии. Цели предприятия – это широкие  заявления о намерениях, они интерпретируют формулировку миссии организации и  служат важным мостом между миссией  и задачами. Обычно, организация  имеет ограниченное число целей, которые кратко (четко) сформулированы в качественных терминах. В контексте  местных властей, цели относятся  к их ключевым сферам деятельности – например, инфраструктура, жилищное строительство, здравоохранение или  образование.
     На  третьем уровне иерархии расположены  задачи. Задачи конкретизируют широко сформулированные цели и сигнализируют  о переходе от стратегического направления  к действиям. В то время как  число целей ограничено, для реализации каждой цели разрабатывается обычно несколько задач, которые, как правило, имеют количественную и временную  определенность и рассчитаны на реализацию в течение 1-2 лет. Они измеримы и, следовательно, степень их достижения может быть оценена посредством  постоянного мониторинга.
     На  четвертом уровне находятся планы. Планы действий помогают обеспечить правильное внедрение хороших планов. План действий (или стратегия внедрения) разрабатывается после того как определены цели и задачи. План действий операционализирует цели и задачи, преобразуя задачи в наборы конкретных действий, называемые стратегиями.
     Пятая стадия – реализация плана
     Ответственность за реализацию стратегического плана  несут исполнительные подразделения  организации, но разработчики плана  не должны снимать с себя обязанности  по наблюдению за его реализацией. Отдельные  составляющие стратегического плана  отражаются в частях бюджета, программах, политике, проектах, организационной  структуре и программах подготовки персонала.
     Шестая  стадия – мониторинг и оценка плана
     Стратегический  план – гибкий, живой документ, он развивается, реагируя на изменения  во внешней и внутренней среде. Предполагается, что стратегии будут требовать  обновления и пересмотра по ходу реализации. Регулярный мониторинг исполнения плана  необходим, также как и мониторинг среды принятия решений.
     Всесторонний  пересмотр стратегического плана  должен делаться каждые пять лет, в  то время как отельные обновления могут появляться чаще – по крайней  мере, ежегодно, или даже чаще, если того требует окружающая обстановка. Изменчивая окружающая среда служит оправданием частой оценки предыдущих предположений и решений.
     Стратегическое  планирование функционирует лучше  всего в организациях, которые  строго придерживаются процесса и которые  действуют на основе ориентиров, предложенных в стратегическом плане. В этом случае стратегическое планирование может  быть важным средством для достижения стратегического мышления – творческой и предпринимательской культуры, которая отличает успешные организации. Стратегическое планирование повышает шансы более информированного принятия решений. 

     1.2 Структура стратегического планирования
     Стратегическое  планирование можно рассматривать  как динамическую совокупность шести  взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого  процесса на остальные.
     Процесс стратегического планирования включает:
     •  определение миссии предприятия, организации;
     •  формулирование целей и задач  функционирования предприятия, организации;
     •  оценку и анализ внешней среды;
     •  оценку и анализ внутренней структуры;
     •  разработку и анализ стратегических альтернатив;
     •  выбор стратегии.
     •  реализацию стратегии;
     •  оценку и контроль выполнения стратегии.
     1. Определение миссии организации.  Этот процесс состоит в установлении  смысла существования фирмы, ее  предназначения, роли и места  в рыночной экономике. В зарубежной  литературе этот термин принято  называть корпоративной миссией  или концепцией бизнеса. Он  характеризует направление в  бизнесе, на которое фирмы ориентируются,  исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей  продукции и наличия конкурентных  преимуществ.
     2. Формулирование целей и задач.  Для описания характера и уровня  деловых притязаний, свойственных  тому или иному виду бизнеса,  применяются термины «цели» и  «задачи». Цели и задачи должны  отражать уровень обслуживания  потребителей. Они должны создавать  мотивацию людей, работающих в  фирме. Целевая картина должна  иметь, по крайней мере, четыре  типа целей:
           •  количественные цели;
           •  качественные цели;
           •  стратегические цели;
           •  тактические цели и т.д.
           Цели для нижележащих уровней  фирмы рассматриваются как задачи.
     3. Анализ и оценка внешней и  внутренней среды. Анализ среды  обычно считается исходным процессом  стратегического управления, так  как он обеспечивает как базу  для определения миссии и целей  фирмы, так и для выработки  стратегии поведения, позволяющей  фирме осуществить свою миссию  и достичь своих целей.
     Анализ  среды предполагает изучение трех ее составляющих:
     •  макроокружения
     •  непосредственного окружения;
     •  внутренней среды организации.
     Анализ  внешней среды (макро- и непосредственного  окружения) направлен на то, чтобы  выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет  работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.
     Анализ  внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может  рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих  целей.
     Внутренняя  среда анализируется по следующим  направлениям:
     •  кадровый потенциал;
     •  организация управления;
     •  финансы;
     •  маркетинг;
     •  организационная структура и  т.п.
     4. Управленческое обследование сильных  и слабых сторон.
     Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних, проблем называется управленческим обследованием. Проблемы, с которыми сталкивается руководство, это определение:обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями; выявляются внутренние слабые стороны, которые могут усложнить проблемы связанные с внешними опасностями.
     5. Разработка и анализ стратегических  альтернатив. 
     6. Выбор стратегии. 
     7. Реализация стратегии. 
     Выполнение  стратегического плана является критическим процессом, поскольку  в случае реального плана приводит фирму к успеху. Часто бывает и  наоборот: хорошо проработанный стратегический план может “провалиться”, если не принять мер по его реализации.                                                                                                                                                                  Успешной реализации стратегии способствует соблюдение следующих требований:
           •  цели и мероприятия стратегии  должны быть хорошо структурированы,  доведены до работников и восприняты  ими;
           •  необходимо иметь четкий  план действий по реализации  стратегии, предусматривающий обеспечение  плана всеми необходимыми ресурсами.
     8. Оценка и контроль стратегии. 
     Оценка  и контроль реализации стратегии  являются логически завершающим  процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между  ходом процесса достижения целей  и собственно целями, стоящими перед  организацией. 

     Основные  задачи любого контроля следующие:
     •  определение того, что и по каким  показателям проверять;
     •  оценка состояния контролируемого  объекта в соответствии с принятыми  стандартами, нормативами или другими  эталонными показателями;
     •  выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
     •  осуществление корректировки, если она необходима и возможна.
     Стратегический  контроль сфокусирован на выяснении  того, возможно ли в дальнейшем реализовывать  принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам  стратегического контроля может  касаться как реализуемой стратегии, так и целей фирмы. 

     1.3 Функции стратегического планирования
     1. Стратегический план задает направления  для деятельности организации  и позволяет ей лучше понимать  структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения  и сбыта, а также планирования  цен. 
     2. Стратегический план обеспечивает  каждому подразделению в организации  четкие цели, которые увязываются  с общими задачами компании.
     3. Стратегический план стимулирует  координацию усилий различных  функциональных направлений. 
     4. Стратегический план заставляет  организацию оценивать свои сильные  и слабые стороны с точки  зрения конкурентов, возможности  и угрозы в окружающей среде. 
     5. Этот план определяет альтернативные  действия или комбинации действия, которые может предпринять организация. 
     6. Стратегический план создает  основу для распределения ресурсов.
     7. Стратегический план демонстрирует  важность применения процедур  оценки деятельности.
     Стратегическое  планирование должно удовлетворять  конкретные потребности и маркетинга и других функциональных областей. Это не всегда просто, так как  цели и потребности различный  функциональных подразделений отличаются. Таким образом, процесс стратегического планирования является одним из основополагающих процессов деятельности любой фирмы.
Процесс стратегического планирования включает в себя множество важных разновидностей планирования: планирование ресурсов, планирование производства, планирование сбыта. Отсюда следует вывод, что  правильное стратегическое планирование деятельности фирмы является залогом  ее успешной прибыльной деятельности. 

      1.4 Принципы стратегического планирования
      Стратегическое  планирование основано на ряде принципов.5
      Первый  принцип стратегического планирования: Стратегическое планирование в компании осуществляется по принципу «сверху вниз», то есть важнейшие направления корпоративной стратегии определяют целевые установки стратегических планов отделений.
      Второй  принцип стратегического планирования: Стратегии компании ставится в соответствие важнейшим ориентирам и целевым  показателям ее развития.
      Третий  принцип стратегического планирования: Стратегические планы отделений  разрабатываются таким образом, чтобы они соответствовали корпоративной  стратегии компании, а их реализация была направлена на достижение целевых  показателей его развития.
      Четвертый принцип стратегического планирования: Стратегический план отделения является базой для разработки проекта  бюджета отделения, который должен быть направлен на достижение определенных, на очередной год целей.
      Пятый принцип стратегического планирования: Регулярно проводится мониторинг хода выполнения корпоративной стратегии  компании и стратегических планов отделений. На основании мониторинга может  быть принято решение об уточнении тех ли иных аспектов стратегических документов.
      Таким образом, при разработке стратегии  предприятие должно руководствоваться  вышеуказанными принципами. 

      1.5 Методы стратегического планирования
      Методология стратегического планирования опирается  на четыре уровня знаний6:
      - общефилософский уровень – совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира (философия, культурология, математика; теория систем; теория организации; политология);
      - общенаучный уровень – который дает понимание общих подходов, принципов, форм организации, систем (кибернетика; теория организации, теория систем и др.);
      - конкретная методология наук – образует совокупные знания об управлении в социально-экономических системах (макроэкономика; право; социология; статистика, менеджмент и др.);
      - методология, методика и технология стратегического планирования – наука о стратегическом планировании, которая наиболее приближена к практической деятельности, и призвана реализовывать достижения других наук.
      Методологической  базой стратегического планирования является системный и ситуационный подходы. Согласно системному подходу  любую организацию следует рассматривать  как систему, состоящую из определенных взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее жизнедеятельность, и элементов  более крупной системы, функционирование и развитие которой определяется экономическими законами и закономерностями, характерными для данного типа систем.
      Для каждой конкретной организации системы  более высокого порядка выступают  в виде определенной среды, состоящих  из хозяйственных и правительственных  органов управления; рынка, отечественных  и зарубежных конкурентов, средств  информации и инфраструктуры.
      Стратегическое  планирование организациями основывается на следующих положениях7:
      1. Организации являются сложными  социально-экономическими системами,  которые характеризуются рядом  особенностей:
      а) Организации создаются для достижения определенных целей;
      б) Наличие определенных ресурсов и  их преобразование в материальные блага;
      в) Соизмерение затрат на производство и использование товара с результатами деятельности;
      г) Сложность внутренней среды организации;
      д) Многокритериальность задач управления;
      е) Большая динамичность протекающих  в системе процессов;
      ж) Необходимость управления организацией, для чего создается специальный  орган управления, имеющий определенную функцию и организационную структуру. Систему утвержденных норм контроля за их соблюдением.
      2. Организации являются открытыми  системами, на которые воздействуют  многочисленные факторы внешней  среды. Поэтому эффективность  организации, и ее стратегия,  в значительной степени определяются  ее адаптивными возможностями.
      3. Стратегии организаций во многом  уникальны, следовательно, универсальных  решений на все случаи жизни  нет, отсутствуют и стандартные  наборы правил, и порядок решения  стратегических задач.
      Методология планирования базируется на следующих  принципах:
      - обоснованный и сознательный выбор целей и стратегии развития организации;
      - постоянный поиск новых форм и видов деятельности, для повышения конкурентоспособности организации;
      - обеспечение соответствия между организацией и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами и элементами организации;
      - индивидуализация стратегии, где каждая организация имеет свои особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, материально-технической базой, культурой и другими чертами, поэтому разработка стратегий должна производится с учетом этих особенностей;
      - четкое организационное разделение задач стратегического планирования от задач оперативного планирования.
      Выделяют  два основных метода планирования –  балансовый и нормативный.8
      Балансовый  метод – это совокупность приемов, способов выявления и обеспечения  пропорций и связей через разработку взаимосвязанных балансов.
      Этот  метод предназначен для увязки объема и структуры общественной потребности  с материальными, трудовыми и  финансовыми ресурсами и согласованием  всех разделов и показателей плана  как экономического, так и социального  развития. Применение этого метода позволяет выявить и увязать  натурально-вещественные и стоимостные  пропорции в развитии экономики.
      Разрабатываемые в процессе планированные балансы  можно классифицировать по следующим  признакам:
      а) по признаку стадии планирования (прогнозные, плановые и отчетные балансы)
      б) по сроку действия (текущие, перспективные)
      в) по признаку назначения (материальные, трудовые, финансовые)
      Нормативный метод основан на определении  и применении норм и нормативов. Нормы и нормативы для определенной совокупности показателей взаимосвязаны. Норма – это научно обоснованная мера необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции  заданного качества. Норматив –  это научное обоснованное соотношение  в пропорциях, наиболее простое количественное выражение социально-экономических  связей, которое охватывает две величины: расход материалов на единицу продукции  и потребляемые продукции на душу населения. Все нормативы, применяемые  в планировании должны быть прогрессивными и реальными, учитывать достижения НТП, организационно-технологические  и социально-экономические ограничения  конкретного периода.
      Всю совокупность норм и нормативов можно  разбить на группы:
      а) нормы и нормативы, отражающие потребление  услуг населением
      б) экономические нормативы
      в) нормы и нормативы, используемые в технико-экономических расчетах.
      На  нормах и нормативах основываются все  технические, экономические и балансовые расчеты. Непременным условием прогрессивности  норм является их пересмотр, в связи  с меняющимися условиями производства.
      Этот  метод применяется при разработке всех планов социально-экономического развития. Поэтому перед разработкой  плана, для каждого его раздела  должна быть сформулирована своя нормативная  база.
      Таким образом, выбор метода стратегического  планирования зависит от конкретных целей разработки плана. 

   1.6 Оценка и анализ внешней среды
      После установления  своей  миссии  и  целей   руководство предприятия  начинает  диагностический этап процесса стратегического планирования.  На этом пути первым шагом является исследование внешней среды:
    оценка изменений,  воздействующих на различные  аспекты текущей стратегии;
    определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов;
    определение факторов, представляющих больше возможности для достижения общефирменных целей путем корректировки планов.
      Анализ  внешней  среды  помогает контролировать внешние по отношению к фирме  факторы,  получить важные результаты  (время для разработки  системы  раннего предупреждения на случай возможных  угроз,  время для прогнозирования  возможностей,  время для составления  плана на случай непредвиденных обстоятельств  и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где  находится организация, где она  должна находиться в будущем и  что для этого должно сделать  руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно  выделить в семь областей.
        1.Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к.  состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции,  международный платежный баланс,  уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
    2. Политические факторы. Активное  участие предпринимательских фирм в политическом процессе  является  указанием на важность государственной политики  для организации;  следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов,  властей субъектов государства и федерального правительства.
    3. Рыночные  факторы.  Рыночная  среда представляет собой постоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи  и провалы организации, относятся распределение доходов населения,  уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.
    4. Технологические факторы.  Анализ технологической среды может, по  меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении  товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться “шоку будущего”, разрушающего организацию.
    5. Факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов,  обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли,  в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
    6. Факторы  социального  поведения.  Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей).
    7. Международные факторы.  Руководство фирм,  действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.
      Анализ  внешней  среды позволяет организации  создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается  в  этой  среде.  Для успешного  же планирования руководство должно иметь полное представление  не  только  о  существенных внешних  проблемах,  но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках  организации. 
 
 

      1.7 Преимущества и недостатки стратегического планирования
     Применение  планирования деятельности фирм и её деловых отношений создает следующие  важные преимущества:
• делает возможной подготовку к использованию  будущих благоприятных условий;
• проясняет  возникающие проблемы;
• подготавливает фирму к внезапным изменениям во внешней среде;
• стимулирует  управляющих к реализации своих  решений в дальнейшей работе;
• улучшает координацию действий в организации;
• создает  предпосылки для повышения образовательной  подготовки менеджеров;
• увеличивает  возможности в обеспечении фирмы  необходимой информацией;
• способствует более рациональному распределению  ресурсов;
• четко  формализует обязанности и ответственность  участников фирм;
• улучшает контроль в организации.
     Основное  преимущество стратегического планирования состоит в большей степени  в обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.
     Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования  будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству  фирмы средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска  при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и  исполнителей фирмы.
     В отечественной практике управления предприятиями стратегическое планирование применяется редко. Однако в промышленности развитых стран оно становится скорее правилом, чем исключением. Особенности  стратегического планирования: должно дополняться текущим; стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы ежегодно; годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета); большинство западных компаний считает, что механизмы стратегического планирования должны быть усовершенствованы.
     Наряду  с явными преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его  применения, лишают его универсальности  в решении любых хозяйственных  задач.
     Недостатки  и ограниченные возможности стратегического  планирования:
     1. Стратегическое планирование не  дает и не может дать в  силу своей сущности детального  описания картины будущего. То, что  оно может дать — качественное  описание состояния, к которому  должна стремиться фирма в  будущем, какую позицию может  и должна занимать на рынке  и в бизнесе, чтобы ответить  на главный вопрос — выживет  или нет фирма в конкурентной  борьбе.
     2. Стратегическое планирование не  имеет четкого алгоритма составления  и реализации плана. Его описательная  теория сводится к определенной  философии или идеологии ведения  бизнеса. Поэтому конкретный инструментарий  во многом зависит от личных  качеств конкретного менеджера,  а в целом стратегическое планирование  — симбиоз интуиции и искусства  высшего менеджмента, способность  менеджера вести фирму к стратегическим  целям. 
     3. Процесс стратегического планирования  для своего осуществления требует  значительных затрат ресурсов  и времени по сравнению с  традиционным перспективным планированием.  Это объясняется более жесткими  требованиями к стратегическому  плану. Он должен быть гибким, реагировать на любые изменения  как внутри организации, так  и во внешней среде. 
     4. Негативные последствия ошибок  стратегического планирования, как  правило, гораздо серьезнее, чем  в традиционном, перспективном. Особенно  трагическими бывают последствия  неверного прогноза для предприятий,  осуществляющих безальтернативную  хозяйственную деятельность.
     5. Стратегическое планирование должно  быть дополнено механизмами реализации  стратегического плана, т.е. эффект  может дать не планирование, а  стратегическое управление, ядром  которого является стратегическое  планирование. А это предполагает, в первую очередь, создание  на предприятии организационной  культуры, позволяющей реализовать  стратегию, системы мотивации  труда, гибкой организации управления  и т.п. Поэтому создание подсистемы  стратегического планирования на  конкретном предприятии следует  начинать с наведения порядка  в системе управления, с повышения  общей культуры управления, укрепления  исполнительской дисциплины, совершенствования  обработки данных и т.п. В  этом отношении стратегическое  планирование — не панацея  от всех управленческих болезней, а всего лишь одно из средств.   

   1.8  Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии
      Выработка стратегии  осуществляется  на высшем уровне управления и основана на решении  вышеописанных задач.  На  этой стадии принятия  решения менеджеру  необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать  оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе  проведенного  анализа  в  процессе  разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем  обсуждения и согласования с управленческим линейным  аппаратом концепции  развития  фирмы  в целом,  рекомендация новых стратегий развития,  формулирование проектов целей, подготовка директив для  долгосрочного планирования,  разработка стратегических планов и их контроль.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.