На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Единый сельскохозяйственный налог и его эффективность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

          Сельское  хозяйство является  важнейшей отраслью народного  хозяйства. В то же время,  система налогообложения в соответствии  с действующим налоговым кодексом, во многом не учитывает ее  специфичность. Зависимость от  природно-климатических  условий, плодородия почв, сезонности производства и ряда других особенностей требует индивидуального, взвешенного подхода к системе налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
     Актуальность  настоящей работы обусловлена, с  одной стороны, большим интересом к теме "Единый сельскохозяйственный налог" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
     Единый  сельскохозяйственный налог – система  налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Является специальным  налоговым режимом. Единый сельскохозяйственный налог устанавливается НК РФ и вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге. Перевод организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей (далее организации) на уплату налога производится в порядке, независимо от численности работников.[26.1. НК РФ] Организации, являющиеся в соответствии с настоящей главой сельскохозяйственными товаропроизводителями, переводятся на уплату налога при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70 процентов. Уплата налога организациями предусматривает замену для них совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате[13, 14 и 15 НК РФ], за исключением следующих налогов и сборов:
     1) налога на добавленную стоимость; 
     2) акцизов; 
     3) платы за загрязнение окружающей природной среды;
    4) налога  на покупку иностранных денежных  знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
     5) государственной пошлины; 
     6) таможенной пошлины. 
     Организации, переведенные на уплату налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении. Организации, переведенные на уплату налога, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.
     Объектом  практического исследования послужило  сельскохозяйственное предприятие  – ООО «Ульяна».
     Предметом исследования выступает действующий  режим налогообложения сельскохозяйственных производителей – единый сельскохозяйственный налог.
     В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
    рассмотреть общие условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
    раскрыть объекты налогообложения и налоговую база по ЕСХН;
    обобщить порядок перехода на ЕСХН;
    проанализировать изменения в налогообложении с 2009 года;
    изучить налогоплательщиков по данному налогу
    проанализировать порядок исчисления.
 
 
 
 
 
     1 Теоретические аспекты исчисления и уплаты Единого СельскоХозяйственнНого налога 

    1.1 История возникновения сельскохозяйственного налога 

     Ни  одно государство, какие бы то ни было времена, не могло
обходиться  без изымания налогов с граждан. Налогообложение, являясь элементом  экономической структуры, присуще  всем государственным системам как  рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования. Невозможно точно определить, когда появились первые налоги, так же, как и нельзя точно определить, когда появилось первое государство. Во многих источниках права Древнего мира содержится упоминание об обязательных платежах, взимаемых с населения того или иного государства для содержания органов государственной власти.
     Еще в XIII-XII веках до н.э. имеется упоминание о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому времени относятся  первые известия о поголовном налоге в Китае и Персии. Во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте.
     Средства, полученные от уплаты налогов, расходовались  на укрепление городов, содержание армий, строительство кораблей, дорог, сооружение храмов, устройство праздников, раздачу материальных благ неимущим.
     В. Пушкарева в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями:
     1. Первый период налогообложения,  включающий в себя хозяйственные  системы древнего мира и средних веков, отличается неразрывностью и случайным характером.
     Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно  натуральную форму: барщина, участие  в походах, продовольствие, фураж, снаряжение для армии и др. По мере развития и становления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание армий и дворцов, строительство храмов и дорог, то со временем они становятся основным источником доходов, для денежного содержания государства.
     В IV-III веках до н.э. развитие налоговой  системы привело к возникновению  как общегосударственных, так и  местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в этот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных действиях государства.
     Развитие  государственных институтов Рима способствовало проведению кардинальной налоговой  реформы, в результате которой, появился первый всеобщий денежный налог - трибут. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например налог с оборота при торговле рабами.
     Уже в Римской империи налоги выполняли  не только фискальную функцию, но и  функцию регулятора тех или иных экономических отношений. Общее  количество налоговых платежей в  Древнем Риме составляло более 200.
     В Европе XVI-XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи носили характер разовых изъятий.
     2. Второй период развития налогообложения  конец XVII - начало XVIII века характеризуется  тем, что налоги становятся  основным источником доходной  части бюджета государства. В  этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.
     3. Третий период развития налогообложения начал свою историю с XIX века. И отличался уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблему и методику налогообложения (Именно тогда).
     Финансовая  же система Древней Руси начала складываться в конце IX века, в период объединения  древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода  выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем она стала выступать прямым систематическим налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания или изделиями. Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин.
     После свержения монголо-татарского ига  налоговая система была реформирована  Иваном III, который ввел первые прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступал подушный налог, особое значение стали приобретать целевые налоговые сборы, которые способствовали процессу становления Московского государства. Ведущее место в налоговой системе занимали акцизы и пошлины. В период царствования Ивана III были заложены основы налоговой отчетности. К этому времени относится и внесение первой налоговой декларации - сошного письма. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы «сохи», на основе которых взимались прямые налоги.
     Несмотря  на политическое объединение русских земель, финансовая система в России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.
     Во  время царствования Алексея Михайловича (1629-1676) система налогообложения  в России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган - счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, исполнением доходной части российского бюджета.
     В связи с постоянными войнами, которые вела Россия в XVII веке, налоговое  бремя было огромным. Введение новых  прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 г. в 4 раза акциза на соль привела к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.
     Эпоха реформ Петра I (1672-1725) характеризовалась  постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство  городов и крепостей. К уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога с бороды. Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д.
     В период правления Екатерины II (1729-1796) были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала, размер которого записывался «по совести каждого».
     Основной  чертой налоговой системы XVII века можно  назвать большое значение косвенных  налогов по сравнению с прямыми  налогами (до 42% государственных доходов).
     Вплоть  до середины XVIII века в русском языке  для обозначения государственных  сборов использовалось слово «подать». Впервые в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 году русский историк А.Я. Поленов в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России».
     Вторым  по значимости налогом выступал оброк - плата казенных крестьян за пользование землей. Особую роль начали играть социальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, сбор за перевозку грузов по железной дороге и т.д.
     Становление российской налоговой системы продолжалось до революционных событий 1917 года.
     Первые  советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Например, директором СНК от 14 августа 1918 г. был введен чрезвычайный революционный единовременный налог, которым облагалась городская буржуазия и кулачество.
     В связи с непоследовательностью  и бессистемностью проведения экономической  политики к концу 1920 г. в СССР сложилась громоздкая система бюджетных взаимоотношений. Действовало 86 видов платежей в бюджет.
     В годы Великой Отечественной Войны  были введены новые налоги, пересмотрены и изменены существующие. Если до войны  налоги с населения составляли в  доходах бюджета примерно 5%, то в  военные годы они возросли до 13%.
     В этот период (в конце 1941 г.) был также введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, предназначенный для покрытия государственных расходов на оказание помощи одиноким и многодетным матерям. Хотя этот налог вводился как временный, он просуществовал длительный период и был отменен в 1980-е гг.
     К началу реформ 1980-х гг. более 90% государственного бюджета СССР формировалось за счет поступлений из народного хозяйства. Налоги с населения составляли 7-8% всех поступлений бюджета.
     14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», явившийся первым унифицированным нормативным актом, регулирующим налоговые правоотношения в стране. Но августовские события 1991 г. ускорили процесс распада СССР и становления Российского государства. В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц», «О государственной налоговой службе РСФСР», который затем был переименован в закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации».
     С введения части I Налогового кодекса  РФ (НК РФ) с 1 января 1999 г. был сделан значительный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» утратил силу. С 1 января 2001 г. введена в действие часть II НК РФ, где каждый налог имеет отражение по отдельности. Таким образом, весь процесс развития налогообложения со времени возникновения до наших дней подразделяется на следующие этапы, обусловленные переходом его из одного качественного состояния в другое, более развитое:
     · натуральная форма оплаты;
     · денежная форма оплаты налогов.
     Налоги - важнейшая форма аккумуляции  бюджетом денежных средств. Без налогов  нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы - непременное  условие сбалансированности государственной казны.
     Авторы  Петров А. В и Толкушин А. В, в своих  изданиях описывают ЕСХН так: "Впервые  в налоговом законодательстве РФ глава о едином сельскохозяйственном налоге была введена Федеральным  законом "О внесении изменений  и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", согласно которому на территории Российской Федерации вводился новый специальный налоговый режим - система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог). Ранее налоговое законодательство современной России не знало подобного налогового режима, хотя сельскохозяйственный налог в СССР существовал федеральным законом "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" существенно изменен специальный налоговый режим, предусматривающий более льготные условия налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Данный спецрежим призван облегчить налоговое бремя предприятий Аграрно-промышленного комплекса.
     В современной России первым законом, определявшим общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, являлся Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Однако в указанном нормативном правовом акте законодатель обошел вниманием определение специального налогового режима. Со вступлением в силу части первой Налогового кодекса РФ появилось легальное определение специального налогового режима.

1.2 Система налогообложения и налогового  учета для сельскохозяйственных предприятий в России и зарубежных странах

 
     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства, развития и изменения форм которого неизменно  сопровождается преобразованием налоговой  системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
     Система налогообложения России с точки зрения Горбачевой О.Н. [13] - совокупность всех введенных законным способом налогов, сборов и пошлин на территории страны, действующих в единстве и взаимосвязи.
     По  мнению Л.Н. Лыкова [14] налоговая система любого государства представляет собой:
     во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных  бюджетов и внебюджетных фондов;
     во-вторых, систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей;
     в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и  иных нормативных актов, администрирование  налогов в соответствии с нормативными актами и контроль своевременности и правильности уплаты налогов.
     С известной долей условности первый из аспектов может быть назван системой налогов, второй - системой налогового законодательства, а третий - институциональной  системой налогообложения. Все они взаимосвязаны, и невозможно рассмотреть систему налогов независимо от законодательства и подзаконных нормативных актов, а последние - независимо от институтов, которые их принимают и администрируют.
     Поэтому попытаемся проанализировать налоговую систему России и конкретно сельскохозяйственных производителей на основе понятия налоговой системы.
     Сначала рассмотрим совокупность налоговых  обязательств сельскохозяйственных производителей в Российской Федерации.
     Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры - федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
     Федеральные налоги и сборы устанавливаются  Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории страны (ст. 13 НК) [1].
     Региональные  налоги устанавливаются Кодексом и  законами субъектов Федерации, вводимыми  в действие в соответствии с НК и обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации (ст. 14 НК) [1].
     Местные налоги устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводимыми в действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (ст. 12 НК) [1].
     Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных  документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом [1].
     Целью налогового учета является в исчисление налоговой базы по налогам и в последствии суммы налога для уплаты в соответствующие органы. Средством достижения цели налогового учета является группировка данных первичных документов в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
     На  основе первичных документов производится обобщение информации. Именно на этом этапе проявляются различия в  системах бухгалтерского и налогового учета, поскольку принципы обобщения информации в них не совпадают. Вместе с тем для налогового учета используются бухгалтерские первичные документы и справки.
     Налоговым законодательством (ст. 313 НК РФ) установлено, что система налогового учета  организуется налогоплательщиком самостоятельно. Следовательно, каждая организация-налогоплательщик вправе выбирать варианты ведения налогового учета, конечной целью которого является определение налоговой базы по налогу на прибыль: на основании бухгалтерских регистров (где уже проведена группировка данных первичных учетных документов по определенным признакам) [1].
     Налоговые правила меняются так часто, что  для отслеживания их изменений в  организациях создают специальные  подразделения. В результате резко возросла трудоемкость ведения учета, выросла нагрузка на бухгалтерские и другие службы организаций. Работники бухгалтерии недовольны существенными различиями налогового и бухгалтерского учета. Правительство из-за сложившейся негативной реакции на происходящее приняло решение о сближении систем бухгалтерского и налогового учета.
     Проанализируем  систему налогообложения и налогового учета в России. Производители  сельскохозяйственной продукции нашей  страны в отношении уплаты налогов  в бюджет находятся на особых льготных условиях, что оказывает положительное влияние на их финансовое состояние.
     В конце 2001 г. был принят Федеральный  закон от 29.12.2001 г. № 187-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах”. На основе этого документа с 1 января 2002 г. была введена в действие гл. 26.1 НК РФ “Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей”.
     Ее  предназначение - учесть особенности  сельского хозяйства как отрасли, привязанной к конкретным участкам земли. Введение этого налога призвано обеспечить повышение эффективности сельскохозяйственного производства, стимулируя сельских товаропроизводителей к рациональному использованию сельхозугодий.
     В начале использования данной системы  налогообложения возможность его  применения принадлежала лишь сельскохозяйственным товаропроизводителям, занятым производством продукции растениеводства. Закон не позволял перевести на уплату налога других сельскохозяйственных товаропроизводителей, занятых, в частности, производством животноводческой, рыбной продукции, многопрофильных хозяйств и комплексов.
     Установленный НК РФ порядок определения размера  налоговой ставки был весьма сложен и вместе с тем не решал многих вопросов ее расчета в последующие после перехода на уплату единого налога годы.
     Кроме того, он имел массу недоработок и противоречий. Например, ставка налога зависела от кадастровой стоимости одного гектара сельхозугодий. Хотя земельный кадастр за два года действия закона так и не был утвержден. Обязанность налогоплательщика платить налог раз в квартал, а не по итогам сельскохозяйственного года делала невозможным переход на единый налог абсолютного большинства хозяйств из-за сезонности производства продукции растениеводства.
     В связи с этим с 1 января 2004 г. вступил  в силу Федеральный закон от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” и некоторые другие акты законодательства, которым введена в действие новая система налогообложения для сельскохозяйственных производителей - единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). В нем полностью изменены принципы налогообложения результатов деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
     Порядок перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на систему налогообложения  сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется на добровольной основе.
     В целях соблюдения принципа равенства  налогообложения, обеспечения единого  подхода для всех хозяйствующих  субъектов установлено, что на уплату единого налога могут перейти все организации агропромышленного комплекса, включая сельскохозяйственные организации так называемого индустриального типа, многопрофильные организации, а также организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной, в том числе рыбной, продукции.
     Сельскохозяйственные  товаропроизводители в настоящее время уплачивают от 12 до 16 видов налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты. Кроме налогов, они производят платежи во внебюджетные социальные фонды (пенсионный, социального и медицинского страхования), эти платежи являются обязательными и по существу их также можно отнести к налогам.
     Предприятия сельского хозяйства имеют ряд  льгот в налогообложении. Они  освобождены от уплаты налога на имущество, НДС, единого социального налога и некоторых других налогов и  сборов. Предоставление льгот позволило снизить общую тяжесть налогообложения, но незначительно. Даже сниженные налоги большинство сельскохозяйственных предприятий не в состоянии платить из-за малой доходности, или же их уплачивают за счет наращивания других долгов [21].
     Уплата  указанных налогов заменяется, так  же как и для организаций, уплатой  единого сельскохозяйственного  налога, который исчисляется по результатам хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей за налоговый период.
     Так же как и организации, индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также все другие налоги и сборы в соответствии с общим режимом налогообложения.
     Не могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога и поэтому не являются плательщиками налога:
     - организации и индивидуальные  предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров,
     - организации и индивидуальные  предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,
     - организации, имеющие филиалы  или представительства.
     Налоговым Кодексом Российской Федерации установлены  определенные порядок и условия  перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога и возврата к общему режиму налогообложения.
     Системой  налогового законодательства является совокупность законов, указов и подзаконных  нормативных актов, регулирующих порядок  исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей.
     Важнейшие источники налогового законодательства:
    Конституция РФ;
    законодательство РФ и субъектов Федерации о налогах и сборах;
    нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах;
    подзаконные акты государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах;
    международные договоры по вопросам налогообложения.
     В Конституции РФ закреплены основополагающие нормы налогового нрава: предмет ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Федерации и субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов высших органов государственной власти и полномочия органов местного самоуправления в области налогообложения; основы правового статуса налогоплательщика [1].
     Налоговый Кодекс РФ — основополагающий нормативно-правовой акт, закрепляющий наиболее важные положения  об организации и осуществлении  Налогообложения в России.
     В соответствии с положениями Налогового Кодекса законодательные и нормативно-правовые акты о налогах и сборах должны отвечать определенным требованиям, строиться на принципах, изложенных в ст. 3 Налогового Кодекса, в соответствии с которыми каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
     Один  из источников налогового законодательства, как отмечалось, — международные  договоры по вопросам налогообложения. Если в данных договорах содержатся иные правила и нормы, предусмотренные Налоговым Кодексом и принятые в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров [13].
     Официальными  источниками опубликования нормативных актов о налогах или сборах служат “Собрание законодательства Российской Федерации”, “Российская газета” или “Парламентская газета”.
     При анализе налогообложения России необходимо отметить, что важное место  в налоговых отношениях занимают налоговые органы, выступающие в качестве их непременного участника.
     Налоговые органы — обязательный участник отношений  по налоговому контролю, а также  привлечению к ответственности  за налоговые правонарушения. Для последних характерно участие суда, правоохранительных органов.
     В целом можно сказать, что налоговым  отношениям, как и иным финансовым отношениям свойственен публично-правовой характер; властный, имущественный (денежный), обязательственный характер [13].
     В развитых странах мира сельское хозяйство  подлежит налогообложению наряду с другими секторами экономики. В то же время традиционно аграрному сектору предоставляются определенные налоговые льготы, а также особый режим налогообложения, связанный со специфическими особенностями производства: сезонностью, зависимостью от погодного фактора, преобладанием мелких семейных производителей.
     Эволюция  налоговой политики в аграрных секторах развитых стран также демонстрирует  все большую унификацию ставок, порядка  уплаты, налоговой базы в сельском хозяйстве с другими секторами экономики.
     Опыт  развитых стран, имеющий значение для  аграрного сектора современной России:
     1) использование налоговой политики  для стимулирования или подавления определенных видов деятельности (что исключено при едином налоге) или всею аграрного производства в отдельных регионах;
     2) отнесение имущественных и земельных  налогов к местным уровням  налогообложения;
     3) кадастровый подход к расчету  земельного налога;
     4) налоговые стимулы для инвестиций  в сельское хозяйство:
     5) однократное взимание налогов  в конце года;
     6) усреднение налогооблагаемого дохода  за несколько предшествующих  лет;
     7) упрощение бухгалтерского учета  и применение вмененных налогов  для мельчайших сельхозпроизводителей;
     8) эмпирическая выработка ставок  НДС уплаченного и полученного  в сельском хозяйстве, для обнуления сальдо, перечисляемого в бюджет;
     9) сальдирующие расчеты с бюджетом  по НДС в конце года;
     10) исключение двойного налогообложения  в кооперативах [15].
     Далее остановимся на характеристике отдельных  видов налогов в сельском хозяйстве развитых стран и их специфике. Система налогообложения в развитых западноевропейских странах многообразна и разветвлена.
     Налоги  Франции можно классифицировать на три крупные группы: подоходные налоги, которые взимаются с дохода в момент его получения; налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится; налоги на капитал, взимаемые с собственности. Налоги на доходы и на собственность являются умеренными.
     Во  Франции действует 3 режима налогообложения  сельскохозяйственных производителей в зависимости от уровня их дохода.
     1. Первая категория налогоплательщиков - фермеры, средний доход которых  за 2 последних года не превышает  250 тыс. евро, уплачивающие совокупный налог, рассчитываемый исходя из стандартного удельного (с 1 га) налога в данном районе и расчетной ставки. Фермеры данной категории не обязаны вести никакой бухгалтерии.
     2. Вторая категория налогоплательщиков - фермеры, чей средний доход за 2 последних года составил от 250 тыс. евро до 500 тыс. евро. Для этой категории предусмотрена упрощенная схема уплаты налога. Размер дохода определяет сам фермер; который обязан вести упрощенную бухгалтерию - журнал учета затрат и выручки.
     Фермеры второй категории могут вступить в местные центры управления сельским хозяйством, где им предоставляется  обслуживание по ведению документации со скидкой до 20% с облагаемого налогом дохода.
     3) К третьей категории налогоплательщиков относятся фермеры, средний доход которых за 2 прошедших года превышает 500 тыс. евро. На них распространяется нормальный режим налогообложения. Они обязаны вести и представлять в налоговую инспекцию всю необходимую документацию.
     Особенностью  налогообложения подоходным налогом  во Франции является возможность платить усредненный налог с чистого дохода, полученного за 3 года, а не за год.
     В Германии все сельскохозяйственные предприятия также разделены на 3 категории.
     Первая  категория производителей (примерно 16% от общего количества), имеющих годовой  доход свыше 30 тыс. евро, или посевную площадь свыше 32 га. Они ведут  полную бухгалтерскую отчетность. Изменение стоимости имущества за год также облагается налогом.
     Вторая  категория производителей (доход  от 20 до 30 тыс. евро в год посевная площадь - 25-32 га). В соответствии с законом эта категория фермеров освобождается от ведения полной бухгалтерии, составления баланса имущества. Однако они ведут простой учет (приход-расход) и на основе этого определяют прибыль, подлежащую налогообложению.
     Третья  категория предприятий (около 50%) имеют  годовой доход менее 20 тыс. евро или  посевные площади менее 25 га. Они вообще не ведут никакой отчетности по результатам хозяйственной деятельности. Налог определяется исходя из единой ставки совокупного дохода (почти, как во Франции). Эта категория фермеров может и вовсе не платить налог, поскольку доход на семью (из 2 человек) может быть меньше облагаемого налогом минимума.
     Кроме того, в Германии предусмотрены определенные вычеты из налогооблагаемого дохода в сельском хозяйстве. Еще одной  льготой в аграрном секторе является принцип льготного налогообложения совместного дохода. Облагаемый доход супругов делится пополам, налог начисляется с половины дохода, а потом его сумма удваивается. Этот порядок снижает прогрессивность налогообложения.
     В Италии ныне действующий подоходный налог заменил ряд ранее действовавших налогов, в частности, налог на доход от владения землей, аграрный налог, налог на постройки, налог на движимое имущество. В основу исчисления подоходного налога до сих пор положена кадастровая оценка земли и дохода.
     Кадастровая база различает два вида кадастровых доходов:
     1)аграрный  доход, то есть доход, получаемый  от работы на земле;
     2)земельный  доход, то есть доход, получаемый  от реализации права собственности на землю, как на редкое благо, то есть рента.
     Доход с земли, являющийся в настоящее  время частью подоходного налога определяется по так называемому "кадастровому доходу" с земли. Этот доход зависит от класса земли. Для приведения в соответствие кадастровых данных с учетом изменений, происходящих в экономике, на местном уровне разрабатываются и применяются специальные коэффициенты пересчета данных кадастра в реальные стоимостные параметры.
     Все предприниматели могут разнести сумму дохода на несколько членов семьи (жену, взрослых детей и пр.), и это также уменьшает налогооблагаемую базу. После вычитания из общей суммы доходов всех расходов получается чистый доход. Кроме того, из чистого дохода вычитаются налоговые льготы (супруга на иждивении, маленькие дети), а также сумма прожиточного минимума, рассчитываемая Институтом статистики.
     В Великобритании подоходный налог в сельском хозяйстве исчисляется по тем же ставкам, что и вне сельского хозяйства в зависимости от дохода также выделяют три типа налогоплательщиков.
     1. Налогоплательщики, получающие доход  до 4 100 ф.ст. Для этой категории ставка подоходного налога составляет 20%
     2. Налогоплательщики с доходом  от 4100 до 26100 ф.ст. Ставка налога 23%.
     3. Налогоплательщики с доходом  свыше 26 100 ф.ст., ставка для которых  составляет 40%.
     Фермеры не имеют льгот по уплате подоходного  налога, отличных от льгот для малого бизнеса, в виде льготной ставки. Десятипроцентная ставка налога применяется в случае, если доходы не превышают 1500 ф.ст. в год, но в сельском хозяйстве практически нет мелких хозяйств: основная часть сельхозпроизводителей в сельском хозяйстве - это достаточно крупные хозяйства.
     В США, в отличие от других стран, подоходный налог относится не только к федеральным налогам; подобный налог взимается и на уровне штатов, и на местном уровне. При этом если ставки подоходного налога штатов и местные различаются и устанавливаются в соответствии с состоянием бюджетов и направлениями налоговой политики на местном уровне. В налогооблагаемый доход в сельском хозяйстве включается другие виды дохода, в частности бартерный.
     Фермеры в сельском хозяйстве США не имеют  льготной ставки подоходного налога, они уплачивают аналогичную с другими налогоплательщиками ставку. Льготный характер налогообложения состоит в том, что основная часть фермеров имеет низкий доход по сравнению с доходами в несельскохозяйственных отраслях, а, следовательно, уплачивают подоходный налог по минимальной ставке, принятой для всех налогоплательщиков.
     Однако  фермеры имеют ряд других льгот  по уплате налога, которые состоят  в том, что им разрешается уменьшать  налогооблагаемую базу, или из базы вычитается необлагаемый налогом минимум или выплаты в социальные фонды, или, например, они имеют возможность платить налог со среднего за 3 года дохода.
     Из  налогооблагаемой базы исключаются  выручка от продажи земли или  амортизируемого оборудования, зданий и построек, скота, который держится в хозяйстве для разведения, а также молочного скота. Этот доход подлежит обложению по статье недвижимость.
     Таким образом, в развитых странах подоходный налог дифференцирован в зависимости  от величины получаемого дохода. При  этом сельскохозяйственные производители пользуются дополнительными налоговыми льготами по сравнению с лицами, занятыми в других отраслях экономики.
     Основными привилегиями сельскохозяйственных производителей являются:
     1) снижение основной ставки налога;
    2) упрощенный порядок расчета налога для фермеров с низкими доходами и упрощение их бухгалтерской отчетности;
     3) введения необлагаемого налогового  минимума;
    4) снижения  налогооблагаемой части дохода  за счет предварительных вычетов;
    5) выведение  из налогообложения ряда поступлений (выплаты в фонд социального страхования, пособия на детей, расходы на профобразование и пр.);
    6) особый  режим расчета капитальных затрат  для подсчета издержек производства. Практически во всех странах  действует режим ускоренной амортизации в сельском хозяйстве.
     В России система налогообложения  производителей сельскохозяйственной продукции несколько отличается от выше рассмотренных режимов развитых стран. Главным различием является единая ставка налога, несмотря на размер предприятия и величину полученного дохода. Необходимо также отметить добровольность перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога в России и предоставление льгот всем предприятиям аграрной отрасли в зарубежных странах. 

     1.3 Налогоплательщики и порядок перехода на ЕСХН 

     Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельхозтоваропроизводителями, перешедшие на уплату единого с/х  налога в установленном порядке.
     Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:
     1. Организации и индивидуальные  предприниматели:
    производящие сельхозпродукцию;
    осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку из сельхозсырья собственного производства (в том числе на арендованных основных средствах)1 реализующие эту продукцию.
     Обязательное  условие: чтобы в общем доходе было не менее 70% дохода от вышеперечисленных видов деятельности.
     2. Сельскохозяйственные потребительские  кооперативы, перерабатывающие, сбытовые, торговые, снабженческие, садоводческие,  огороднические, животноводческие, созданные  в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации".
     Обязательное  условие: доля доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, а также  от работ (услуг) для членов этих кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.
     3. Градо- и поселкообразующие рыбохозяйственные  организации с численностью работающих  с учетом совместно проживающих  членов семей не менее половины  численности населения соответствующего  населенного пункта.
     Обязательные условия:
     1) если средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом  федеральным органом исполнительной  власти, уполномоченным в области  статистики, не превышает за налоговый  период 300 человек; 
     2) если в общем доходе от реализации  товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70 процентов;
     3) если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования.
     Перейти на уплату ЕСХН не вправе организации  и индивидуальные предприниматели:
     - занимающиеся производством подакцизных товаров;
     - осуществляющие деятельность в  сфере игорного бизнеса; 
     - бюджетные учреждения.
     Примечание. К сельскохозяйственной продукции  в целях налогообложения относятся:
     - продукция растениеводства сельского  и лесного хозяйства, 
     - продукция животноводства в т.ч.  полученная в результате выращивания  и доращивания рыб др. биологических  ресурсов.
     Порядок отнесения к продукции первичной  переработки, произведенной из с/х  сырья собственного производства устанавливается  Правительством РФ.
     Переход на уплату ЕСХН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется добровольно путем подачи заявления  в налоговый орган по своему местонахождению  в период с 20 октября по 20 декабря  предшествующего года.
     Сельхозтоваропроизводители  имеют право перейти на уплату ЕСХН, если по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подано заявление, доля дохода от реализации с/х продукции составляет не менее 70 процентов.
     Сельскохозяйственные  товаропроизводители - рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) с 1 января 2009 года, вправе подать в налоговые органы по своему месту нахождения заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога не позднее 15 февраля 2009 года при соблюдении ими условий. 2
     Сельхозпроизводители  для перехода на уплату ЕСХН в заявлении  указывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.
     Вновь созданные организации и предприниматели  вправе подать заявление о переходе на ЕСХН в 5-дневный срок с даты постановки на налоговый учет.
     В случае, когда доля доходов от реализации произведенной сельхозпродукции составила  менее 70%, или допущено несоответствие или допущено иное нарушение установленных  требований, право применения ЕСХН утрачивается. Налогоплательщики в  течение одного месяца после отчетного (налогового) периода должны произвести перерасчет всех налогов, исходя из общего режима налогообложения за весь налоговый период.
     Налогоплательщики, уплачивающие ЕСХН, вправе перейти  на иной режим с начала календарного года, сообщив об этом в налоговый орган в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода. Вновь перейти на уплату ЕСХН можно не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату единого сельскохозяйственного налога.
     Авторы  С.С. Абанина и М.В. Абанин в учебнике "Налоги и налогообложение" описывает ЕСХН так: "Налогоплательщиками ЕСХН признаются организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, перешедшие на данный налоговый режим".
     Статья 346.2 НК РФ раскрывает понятия "сельскохозяйственные производители" для целей налогообложения ЕСХН, определяет критерии отнесения налогоплательщиков к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Ими, в соответствии с указанной статьей, признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.
     Автор Тарасов о ЕСХН считает так:
     "Налоговый  кодекс РФ предписывает, что при  установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения, при этом акты  законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. 

1.4 Объект  налогообложения и налоговая  база по ЕСХН 

     Плательщикам  единого налога не предоставлен выбор объекта налогообложения, им признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом как доходы, так и расходы включаются в налоговую базу нарастающим итогом с начала налогового периода.3 Исходя из денежного выражения доходов, уменьшенных на величину расходов, определяется налоговая база.4 Уплата ЕСХН не освобождает организацию от ведения бухгалтерского учета, на основании данных организуется налоговый учет показателей (доходов и расходов), необходимых для исчисления налоговой базы и суммы сельхозналога.
     Учет  и признание доходов сельхозпроизводителя. При расчете единого налога учитываются как доходы от реализации, так и внереализационные доходы.5 При этом исключаются доходы в виде дивидендов, налогообложение которых производится налоговым агентом.6 Плательщики единого налога применяют кассовый метод признания доходов, при котором датой их получения признается день поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия. 7 Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены договора с учетом рыночных цен.8 Если используется вексель, то датой получения доходов следует считать момент оплаты векселя или день передачи указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.9 Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату получения доходов. Такое же правило закреплено для расходов, выраженных в иностранной валюте.10 Кроме этого, к расходам установлен еще ряд требований. Прежде всего, плательщик ЕСХН может уменьшить доходы только на расходы.
     Учет  расходов сельхозпроизводителю. Перечень расходов плательщика ЕСХН периодически расширяется законодателем, в него в настоящий момент включены многие из возможных расходов сельхозпроизводителя. Все расходы сельхозпроизводителя, уплачивающего ЕСХН, учитываются при налогообложении при условии, что они документально подтверждены и экономически обоснованы.11 Не будем перечислять все расходы, а обратим внимание на те, которые в дополнение или в уточнение затрат, по мнению чиновников, могут (или не могут) быть учтены при расчете ЕСХН. Начнем с тех расходов, которые можно будет учесть при налогообложении с 2009 г., в частности:
     – на выплату компенсаций, предусмотренных  действующим законодательством (дополнительно к имеющимся расходам на оплату труда и пособий по временной нетрудоспособности);12
     – на обеспечение мер по технике  безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами, связанные с  содержанием помещений и инвентаря  здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;
     – на командировки, в том числе суточные и полевое довольствие (в действующей  редакции они являются нормируемыми и принимаются к расчету ЕСХН в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ);
     – на приобретение права, на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения указанного договора аренды (в действующей редакции данного условия нет).
     Затраты в виде технологических потерь для  целей налогообложения, как в  текущем, как и в следующем  налоговом периоде, учитываются в размере фактически произведенных расходов, но не выше установленного налогоплательщиком норматива. Суммы НДС по приобретенным и оплаченным товарам (работам, услугам) могут быть учтены, если расходы на приобретение указанных товаров (работ, услуг) уменьшают налоговую базу по ЕСХН.
     Расходы, связанные с приобретением в  собственность земельных участков сельхозназначения, учитываются при  исчислении единого налога в полном объеме. Данные расходы организация  вправе учитывать в составе расходов после их фактической оплаты равномерно в течение определенного ею срока, но не менее 7 лет. Такой же вывод чиновниками сделан в отношении права аренды земельных участков, расходы на приобретение данного права налогоплательщик может учесть равномерно при расчете единого налога. При определении налоговой базы можно учесть расходы на оплату услуг операторов связи, если приобретенные мобильные телефоны используются для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     Не  могут быть учтены при расчете  ЕСХН:
     – суммы налога на доходы физических лиц, удерживаемые из доходов работников;
     – потери сырья и материалов сверх  установленных норм естественной убыли;
     – стоимость объектов незавершенного строительства, переданных организации  в качестве вклада в уставный капитал в период применения спец. режима;
     – сумма, уплаченная нотариусу сверх  установленных тарифов.
     Признание расходов при расчете ЕСХН. Расходы, как и доходы, при исчислении ЕСХН признаются по кассовому методу, то есть учитываются при налогообложении после фактической оплаты. Для отдельных расходов в установлены особенности их признания. Так, материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются при определении налоговой базы в момент погашения задолженности (списание средств с расчетного счета, выплаты из кассы). Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц и сторонних организаций.
     При выдаче сельхозпроизводителем поставщику в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) собственного векселя расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) признаются после оплаты указанного векселя. Если для оплаты используется вексель третьего лица, то расходы по приобретению товаров (работ, услуг) учитываются на дату передачи такого векселя. Расходы при оплате товаров (работ, услуг) ценными бумагами учитываются исходя из цены договора, но в размере, не превышающем суммы долгового обязательства, указанной в векселе.
     Отдельный порядок установлен для признания расходов на приобретение (сооружение, изготовление), достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение ОС и для расходов на приобретение (создание) НМА. Напомним, в состав ОС и НМА включаются активы, которые признаются амортизируемым имуществом. 13
     Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) объектов ОС и приобретение (создание) НМА в период уплаты ЕСХН учитываются  при налогообложении в полном объеме с момента ввода ОС в  эксплуатацию (принятия на бухгалтерский учет НМА) независимо от срока полезного использования (СПИ).
     Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) объектов ОС и приобретение (создание) НМА, осуществленные до перехода на уплату ЕСХН, учитываются равномерно:
     – в течение первого календарного года применения спец. режима (для объектов, имеющих СПИ до 3 лет включительно);
     – в течение первого года использования  режима налогообложения в виде ЕСХН – 50%, второго – 30%, третьего – 20% стоимости  ОС или НМА (для объектов, имеющих  СПИ от 3 до 15 лет включительно);
     – в течение первых 10 лет применения спец.14
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.