Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Индивидуальные особенности памяти

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теории и подходы к исследованию индивидуальных особенностей памяти 
§ 1. А.А.Смирнов и его школа исследования памяти…………………………..8
§2. Эйдетика - одна из основных теорий индивидуальной памяти в 
современной психологии………………………………………………………..14

Глава 2. Общие сведения о памяти. Характеристика индивидуальной памяти.
§1. Типы индивидуальной памяти. Качественные и количественные показатели индивидуальной памяти……………………………………………16
§2. Концепция «память-деятельность». Влияние индивидуальной памяти на усвоение знаний………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….28
Список  используемой литературы……………………………………………...29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение.
       Память - один и самых сложных и достаточно изученных процессов, включающий фазы запечатления, хранения и извлечения поступающей информации. Интерес к памяти проявляли еще древние греки, которые верили в богиню памяти Мнемозину, мать девяти муз, покровительницу всех известных тогда наук и искусств.
       Актуальность, выбранной мной темы, очевидна.
       Во-первых, память - это основа личности. «Человек, лишенный памяти, по сути, перестает быть человеком» (Ч.Айтматов). Мало кто знает о возможностях человеческой памяти. Я приведу несколько примеров. Историки утверждают, что персидский царь Кир, А.Македонский и Ю.Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А.Ф.Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А.Ф.Иоффе - академик А.А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Книговеды - древнейший памятник индийской литературы на протяжении веков передавалось устно, хранясь лишь в памяти индейцев. Наполеон помнил буквально все, что имело непосредственное отношение к его военной деятельности, начиная от номеров частей и кончая лицами солдат. При этом Наполеон был неспособен запоминать бессмысленный материал, но обладал важной особенностью мгновенно усваивать то, что подчинялось классификации, определенному логическому закону. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти. Крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчеты, которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Российской государственной библиотеки. Поэтому можно уверенно заключить: никто не знает границу своей памяти. Мы даже близко не подходили к границам наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своей мощности.
       Во-вторых, память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Более точно и строго память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда-то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти. Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.
       В-третьих, память входит в структуру интеллекта, является необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений». Слуховые представления и оперирования ими являются важным напоминанием специальных музыкальных способностей, а математическая память включена в структуру математических способностей.
       Размах  индивидуальных различий памяти человека весьма велик. Даже в обычных группах людей индивидуальные различия памяти значительны. Эти различия носят количественные и качественные характеристики. Поэтому исследование данной проблемы является важным и необходимым условием для осмысливания самого процесса памяти, т.к. память является важнейшей определяющей характеристикой психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что "было в прошлом". Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для сцепления с последующим. Без возможности к такому сцеплению невозможно развитие: «человек остался бы вечно в положении новорожденного». (И.М.Сеченов).
       Будучи  важнейшей характеристикой всех психологических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности, память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем. Попытки подойти к пониманию памяти можно найти уже у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции. Что же касается конкретно проблемы индивидуальных различий памяти то больше внимание ей уделялось следующими авторами. А.М.Леонтьев, который исследовал возрастные и индивидуальные различия в продуктивности запоминания бессмысленных слогов и осмысленных слов, а также развитие непосредственного и опосредованного запоминания («Развитие памяти»), Л.С.Выготский описал феномен эйдетического восприятия - способность видеть ранее предъявляемую картину на пустом экране («Основные теории современной психологии»), А.А.Смирнов писал о том, что запоминание это  
есть процесс, основанный на мнемической функции, связанный со всеми сторонами личности, со всем строем его психической жизни, со всеми его психологическими качествами, формирующимися под воздействием конкретных условий бытия человека («Возрастные и индивидуальные различия памяти»), Э.А.Голубева первостепенное внимание уделяет процессам мышления при запоминании, как А.А.Смирнов («Индивидуальные особенности памяти человека»), А.Р.Лурия исследовал человека с феноменальной слуховой памятью («Маленькая книжка о большой памяти»), П.И.Зинченко сопоставлял продуктивность двух видов запоминания - произвольного и непроизвольного у испытуемых разного возраста, цель и методы, исследования памяти которых подробно будет описано далее.

       Объект  исследования - память человека, как психический процесс.
       Предмет исследования - индивидуальные особенности памяти.
       Цель исследования - охарактеризовать индивидуальные особенности памяти, показать роль памяти в жизни человека.
       Задачи:
       1) проанализировать теории и подходы к исследованию индивидуальных особенностей памяти школы А.А.Смирнова, и школы эйдетики;
       2) объяснить дифференциацию типов памяти;
       3) проанализировать концепции психологов о соотношении понятий «память» и «деятельность»;
       4) показать влияние памяти на усвоение знаний.
       Тезисы:
       - Школой Смирнова было начато исследование памяти, включенной в реальную жизнедеятельность, что сыграло прогрессивную роль. Он впервые ввел понятие «мнемические способности», понимая их как индивидуальные различия в скорости, прочности, точности запоминания. Эйдетика - учение о субъективных наглядных образах. Сущность эйдетического феномена заключается в том, что человек, обнаруживающий его, обладает способностью видеть на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед тем находился перед его глазами.
       - Дифференциация типов памяти связана с тем, что сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Люди по-разному запоминают зрительные, слуховые или двигательные данные, в зависимости от наиболее развитой у них сенсорной области. Также память различается по количественным показателям: по быстроте, прочности и длительности, количеству и объему, точности запоминания. И по качественным - все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно запоминающие.
       - Память и деятельность неразрывно связаны. Вне деятельности память не имеет собственной сферы своего функционирования, равно как вне процессов памяти немыслима никакая деятельность. С точки зрения многих психологов непроизвольная память – это не деятельность, а «побочный продукт». А произвольная память – «специальная мнемическая деятельность» (Зинченко). Выготский выделяет «натуральную память» - функция непосредственного запечатления по принципу «стимул-реакция». Смирнов считает произвольную память «мнемической деятельность», а непроизвольную – итогом деятельности.
       - Память включена в общую способность  к усвоению знаний. Высокая умственная  одаренность включает достаточно  хорошую память. При факторном  анализе различных познавательных  функций память выделена в  качестве «первичной умственной способности». Память также входит в состав специальных способностей: музыкальных, математический, языковых. Память играет большую роль как при накоплении знаний, так и при понимании нового материала, применении знаний на практике. Так как имеющиеся знания – опора в открытии нового. 
 
 
 

       Глава 1. Теории и подходы к исследованию индивидуальных особенностей памяти.
       §1. А.А.Смирнов и его школа Исследования памяти.
       Анатолий  Александрович Смирнов - выдающийся организатор отечественной психологии, руководитель Психологического института (в настоящее время Психологического института РАО).Среди общепсихологических проблем А.А.Смирнов выбрал проблему памяти. Именно в этой области особенно ярко проявился его талант и мастерство как ученого-экспериментатора, заложенные в уникальной школе классической психологии Г.И.Челпанова.
       Когда в 1938 году в Психологическом институте  открылась лаборатория памяти, А.А.Смирнов стал ее первым заведующим. К тому времени исследования памяти в мировой науке - сложившиеся и довольно консервативные - велись преимущественно в русле трех направлений:т ассоцианизма, функционализма и бихевиоризма. Память изучалась в лабораторных условиях, рассматривалась как элементарный процесс запечатления, который пытались искусственно оградить от действия разных факторов, реально на нее влияющих. Смирнов приступил к изучению памяти в своей лаборатории, отказавшись от традиционных подходов. Он был среди тех, кто закладывал основы новой психологии, формировал новые подходы к изучению психических явлений, внедрял новую методологию при изучении памяти. Единомышленниками Смирнова в области психологии памяти были Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко, А.Р.Лурия, Л.В.Занков. Память «лабораторную» они стали исследовать как память человеческую, включенную в реальную жизнедеятельность, что, бесспорно, сыграло прогрессивную роль.
       В круг специальных интересов Смирнова вошли многие проблемы памяти. Его оригинальный подход к изучению памяти позволил решить целый ряд теоретически и практически важных вопросов: о соотношении произвольной и непроизвольной, образной и словесно-логической памяти, об осмысленности запоминания и роли понимания в этом процессе, а также раскрыть диалектику их взаимоотношений; о возможности логического запоминания у детей младших возрастов и направлениях его успешного использования; об изменениях в памяти по мере старения человека и способах их компенсации; о дифференцированном влиянии стресса и психического напряжения на отдельные процессы памяти. Экспериментальные исследования, которыми он занимался почти полвека, стали, по мнению коллег-психологов, уникальными, вошли во все фундаментальные труды и учебники. Первостепенное внимание ученый уделяет процессам мышления при запоминании, являющимися, по его мнению, «зерном» смысловой памяти.
       Совместно с З.М.Истоминой, В.И. Самохваловой, И.Н.Преображенской (Московское отделение Института геронтологии) осуществлялся сравнительный анализ механической и логической памяти у двух возрастных групп: студентов (20-25 лет) и научных работников высокой квалификации - профессоров и докторов наук (в возрасте 60-65 лет). Результаты исследования имели очень важное жизненное, индивидуально-личностное и гуманистическое значение, были вскрыты широкие возможности преодоления недостатков одних сторон «стареющей» памяти высоким развитием других. Главную роль в этой компенсации выполняет логическая память или «память-мышление» (по П.П.Блонскому). Позже стержневым стал вопрос об управлении развитием мнемическими процессами. Решалась важнейшая задача изучения возможностей формирования логической памяти на относительно ранних этапах психического развития ребенка. Детей обучали пользоваться такими приемами, как смысловое соотнесение (З.И.Истомина), классификация материала (В.И.Самохвалова); составление плана текста (К.П.Мальцева), самоконтроль (Н.М.Гнедова). Значение результатов, полученных в этих исследованиях, состояло в том, что были раскрыты, значительно более богатые возможности логического запоминания у детей младших возрастов. Это позволило определить пути их успешного использования в обучении - для повышения эффективности усвоения учебного материала. Они изменили представления о природе памяти и ее развитии. Появилась возможность проводить практические формирующие занятия по обучению мнемическим приемам.
       А.А.Смирнов  заявлял о двойной детерминации - социальной и природной - в развитии индивидуальной памяти. В российской науке ему принадлежит приоритет и в постановке проблемы индивидуальных различий в памяти как специальной проблемы. Он впервые в отечественной психологии ввел понятие «мнемические способности», понимая их как индивидуальные различия в скорости, точности, прочности запоминания. Предложенный автором новый подход, соединяющий две стратегии исследования: «аналитическую-вглубь» и «синтетическую-вширь», позволяет рассмотреть мнемические способности в неразрывной связи с механизмами мозга и одновременно с индивидуальными характеристиками личности (мотивацией, чертами характера, темпераментом и др.). Вся совокупность фактов, полученных на трех уровнях анализа: психологическом, психофизиологическом и поведенческом, обосновывает выделение двух основных видов мнемических способностей: к запечатлению и к переработке информации. Под первыми понимается способность к точному, детализированному сохранению в памяти зрительных объектов и длительному течению самого зрительного следа. Выявленные факты привели к выдвижению представления о том, что в их основе лежит индивидуальная склонность использовать преимущественно образные формы репрезентации при запоминании. Она оказывается индивидуально устойчивой характеристикой, зависящей от типа когнитивных способностей и индивидуальности человека в целом. Второй вид мнемических способностей связан с умением владеть методами и техникой внутренней организации материала, приемами классификации и абстрагирования, способствующими преобразованию информации в систему высокого уровня обобщения.
       Полученные результаты позволяют говорить о том, что этот вид мнемических способностей определяет индивидуальное своеобразие соотношения процессов памяти и мышления; имеет уровневую структуру, в основе которой лежат особенности категориальной и тематической форм организации в памяти. Примечательным (в плане понимания природы мнемических способностей) является установленный факт, что они наиболее различаются у лиц с художественным и мыслительным типом индивидуальности. У школьников с выраженными математическими способностями наблюдалась склонность к схематическому, обобщенному сохранению в памяти образов предметов, хорошо развитый уровень когнитивной обработки категориальных признаков понятий и их отношений, высокое развитие категориальной формы организации памяти, высокие результаты во всех видах смысловой памяти за счет более оптимальной организации материала, индивидуальная схема упорядочения своего опыта вербально-логическими способами; у школьников, с выраженными литературными способностями - хорошо развита система когнитивной обработки сенсорных признаков объектов, предпочтение использования специфически образной формы репрезентации, способность сохранять в памяти целостный образ близкий к оригиналу, индивидуальная схема регуляции актуализированного опыта за счет образно-эмоциональных способов. Существенным было и то, что при разработке проблемы задатков мнемических способностей, на основе развития представлений В.Д.Небылицына об общих свойствах нервной системы, обнаружено, что два вида мнемических способностей имеют разные природные предпосылки, связанные с деятельностью как регуляторной и анализаторной систем мозга, так и с особенностями функционирования его двух полушарий.
       При исследовании роли двух видов мнемических способностей (к запечатлению и к переработке информации) в обучении установлен фат их разного влияния на успешность усвоения знаний. Существенно, например, то что удельный вес влияния каждого из них на различные предметы у школьников с профессиональной дифференциацией обучения с двумя типами индивидуальности и когнитивных способностей не одинаков. У типичных «литераторов» (представителей художественного склада индивидуальности) зрительная природная и смысловая память играют более заметную роль в усвоении знаний. У наиболее представительной группы школьников с математическими способностями (с мыслительным типом индивидуальности) - это в большей мере смысловая слуховая память.
       С помощью аналитической стратегии были получены данные, свидетельствующие о значительной неоднородности тех процессов и структур, которые скрываются за самим термином «мнемические способности», и весьма яркое своеобразие мозговых механизмов их обеспечения. Были раскрыты взаимосвязи свойств индивидуальной памяти с мотивацией, чертами характера, темпераментом, особенностями мышления и индивидуальными характеристиками нервной системы у школьников с разной профильной дифференциацией обучения. Впервые операционально устанавливается роль и место индивидуальной памяти в целостной структуре индивидуальности. Ее характеристики оказываются стержневыми в выделенных типах индивидуальности школьников с разными способностями. Получает экспериментальное обоснование
чрезвычайно значимое положение о памяти как базовой системе, цементирующей индивидуальность, способной обуславливать своеобразие индивидуального развития человека.
       А.А.Смирнов стал инициатором междисциплинарного исследования, соединившего психологическую (А.Смирнов, Р.Трубникова) и психофизиологическую (Э.Голубева) науки, в рамках которого проверялась его гипотеза о влиянии силы нервной системы (как характеристики ее работоспособности) на такие показатели памяти, как объем и степень осмысленности запоминаемого материала. В своей первой монографии Смирнов пишет: «Запоминание не есть самодовлеющий процесс, основанный только на мнемической функции самой по себе. Оно связно со всеми сторонами личности человека, со всем строем его психической жизни, со всеми его психологическими качествами, формирующимися под воздействием конкретных условий бытия человека». Акцентируя внимание, прежде всего, на неразрывной взаимосвязи памяти с личностью человека, он отмечает: «Не «сознание» познает, не «мышление» мыслит, не «память» запоминает и воспроизводит, а познает, мыслит и запоминает и воспроизводит всегда только живой, реальный человек, определенная личность».
       Память  человека сегодня рассматривается  как полисистемное образование. Она выполняет не только репродуктивную функцию (получать и хранить информацию), но и чрезвычайно значимую продуктивную. Считаясь, по существу, ядерной, сквозной системой, объединяющей все процессы, память реализует функцию интегратора психики, определяющую само психическое развитие человека.
       Делая вывод, можно сказать, что школа  А.А.Смирнова по своему вкладу в разработку современной теории памяти, по постановке множеств новых проблем и направлений исследований (в том числе и междисциплинарных), насыщенности фактическим материалом, расширению возможностей практического использования их результатов является уникальной не только в отечественной, но и мировой психологической науке. Работы, выполненные под руководством Смирнова, отличаются уникальным сочетанием фундаментальности, высокой культуры экспериментального исследования и направленности в педагогическую практику. Они не потеряли своей научной ценности в наши дни.
       §2. Эйдетика - одна из основных теорий современной психологии.
       Эйдетикой называют психологи нового направления  учение о субъективных наглядных образах, наблюдающихся у детей и подростков в определенной фазе их развития, а также сохраняющиеся иногда, большей частью в виде исключения, и у взрослых. Психологическое учение об эйдетике сложилось и оформилось в Марбурге. Изучал и развивал это течение Эрих Иенш и его школа. Сущность основного эйдетического феномена или эйдетизма заключается в том, что человек, обнаруживающий его, обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед тем находился перед его глазами. До сих пор психологии были известны две основные формы образов памяти. Это, во-первых, так называемые последовательные образы, хорошо изученные в психофизиологии и доступные наблюдению всякого, так как они представляют всеобщее явление, которое у всякого может быть вызвано. Если фиксировать глазом какую-нибудь цветную фигуру и затем перевести взгляд на белую или серую поверхность, мы увидим ту же самую фигуру только в дополнительном цвете. Так, если основная фигура была красного цвета, то ее последовательный образ будет зеленым и т.д. С другой стороны, психологи хорошо знали образы представления, которые и являются основой нашей памяти в обычном и самом популярном смысле этого слова. Когда мы говорим, что мы представляем в уме тот или иной предмет, мы имеем в виду не то, что перед нашими глазами, в буквальном смысле этого слова встает образ этого предмета, так, что мы можем пальцем указать, где он находится, каковы его очертания и т.д. Это - следовые отражения, которые то более ярко, то более смутно возобновляются в нашем мозгу, но которые существенно отличаются от последовательных образов.
       Между этими двумя формами образов  памяти вдвигаются, благодаря новым открытиям, эйдетические образы, или наглядные образы. Они занимают как бы среднее место между последовательными образами и образами представлений, приближаясь у отдельных лиц то к одним, то к другим. Открытие этой промежуточной формы памяти и составляет фактическую основу нового учения.
       Примером типического эйдетического опыта, служит опыт Рикеля. Десятилетнему ребенку показывают в течение 9 секунд совершенно неизвестную ему до этого картину. Затем картина убирается, перед ребенком остается гладкий серый экран, но ребенок продолжает видеть отсутствующую картину и видеть ее так, как каждый из нас видит последовательное изображение, после того как цветная фигура убрана из поля нашего зрения. Ребенок видит отсутствующую картину во всех деталях, описывает ее, читает текст на картине и т.д. Не показывая ребенку рисунка в промежутке, его спрашивают через полчаса, может ли он снова видеть на экране. Ответ утвердительный. Задаются снова подобные же вопросы, на которые ребенок дает правильные ответы. Еще через час на 25% всех вопросов ребенок отвечает: «Я больше этого точно не вижу», или «это стало неясно», или даже «это уже исчезло». Для того чтобы убедиться, что здесь речь идет об эйдетическом запоминании мальчика-эйдетика, т.е. о действительном видении образа, стоит только повторить тот же эксперимент с ребенком, не обладающим эйдетической способностью. Вот это в буквальном смысле слова видение отсутствующего предмета и составляет основу эйдетизма. 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Общие сведения о памяти. Характеристика индивидуальной памяти.
       §1. Типы индивидуальной памяти. Качественные и количественные
показатели  индивидуальной памяти.
       Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. С.Л.Рубинштейн писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт.
       Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она  достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей. Недостаточно констатировать, что у человека в общем хорошая или плохая память. Существенно знать ее специфические качества и особенности.
       Первая  дифференциация типов памяти связана с тем, что сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие - слуховые, третьи – двигательные. Один человек для того, чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ;
у другого - такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего - двигательные: текст  закрепляется у него лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно - слуховой типы памяти. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов и словесно-двигательный — при запоминании словесного материала. Встречаются, однако, люди с ярко выраженным зрительным типом запоминания словесного материала. На зачете по психологии одна студентка однажды дала ответ, точно совпадающий с текстом учебника. На неожиданный, стремительно, в упор поставленный вопрос экзаменатора: «На какой странице?» со стороны студентки последовал совершенно автоматический ответ: «Страница 237, сверху, с правой стороны». Отвечая, она как бы видела перед собой страницу раскрытой книги.
       Память дифференцируется и по характеру наилучше запоминаемого материала. Хорошая память на цвет может сочетаться с плохой памятью на числа, и наоборот. Память на наглядно-образные и абстрактные содержания, на математические формулы и на эмоциональные переживания может быть различна. Все особенности восприятия и мышления, сенсорной и эмоциональной сферы проявляются внутри памяти. Известны случаи исключительно специальной памяти в какой-либо одной определенной области. Особое внимание привлекла совершенно феноменальная память людей-счетчиков Иноди, Диаманди, Арну и других. Иноди мог повторить 42 цифры после однократного прочтения и после трехчасового сеанса мог повторить все цифры чисел до 300, встречавшиеся в задачах, которые ему задавались. При этом у Иноди был ярко выраженный слуховой тип памяти. «Я слышу цифры, - говорил он о себе, - мое ухо улавливает их; я слышу, как они звучат около моего уха такими, какими я их произносил, и это внутреннее слышание остается у меня значительную часть дня. Зрение мне не помогает, я не вижу цифр. Не люблю я также писать цифры. Писание не способствует запоминанию. Я предпочитаю их слышать». Диаманди, также отличавшийся феноменальной памятью, обладал зрительным типом памяти: он видел цифры написанными в форме квадратиков, как бы внутренне считывал их со снимка, на котором они написаны, и притом его собственной рукой. Исключительная сила запоминания была связана с глубоким инкорпорированием запоминаемого материала в собственную деятельность.
       В случаях исключительной памяти обыкновенно  мощная сенсорная основа памяти соединяется в том или ином соотношении с логическими компонентами. Иноди с большой быстротой производил арифметические операции над числами, потому что пользовался методами сокращенного счисления и ему не приходилось, например, при умножении многозначных чисел запоминать в отдельности каждое из произведений.
       Далее, память у людей различается по количественным показателям: 1)по быстроте запоминания; 2)по его прочности или длительности; 3)по количеству или объему запоминаемого и 4) по точности. В отношении каждого го этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого. Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию.
       Существуют  также качественные различия. Все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно запоминающие материал. Экспериментально доказано, что люди, быстро заучивающие, способны с первого раза воспроизвести 8 элементов в то время, как медленно заучивающие помнят только 3. Если добавить к характеристике названных групп ещё и то, что быстро заучивающие быстро и забывают, а медленно заучивающие забывают медленно, то станет ясно, что для оценки качества памяти в целом, применять какой-либо один показатель нельзя. Т.е.,говоря о людях с хорошей или плохой памятью, можно выделить также уровень развития у каждого человека по ее видам. Так, например, словесно-логическая память ориентирована на знание в речевой форме, логические схемы, математическую символику. Человек, с хорошо развитым видом такой памяти легко запоминает слова, идеи, логические конструкции. Запоминаемый материал часто не вызывает зрительных ассоциаций, такой человек легко запоминает фамилии, имена и отчества. Словесно-логический вид памяти связан со складом ума человека, склонного к философским обобщениям и теоретическим рассуждениям.
       Говоря об образной памяти на представление, необходимо также подчеркнуть, что её уровень развития неодинаков также для различных модальностей, т. е доминирование отдельных видов памяти зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других не одинаково, также как и их функционирование. По этой причине в положении о совпадении свойств быстрого заучивания и быстрого забывания, и медленного заучивания и медленного забывания следует внести оговорку. Т.к. среди прочих есть также и те, которые медленно заучивают и быстро забывают, и одаренные, с очень хорошей памятью - быстро заучивают и медленно забывают.
       Процессы индивидуальной памяти тесно связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами, потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Мы обычно запоминаем то, что нам интересно и эмоционально значимо. Существенную роль в запоминании может играть общее состояние личности в момент запечатления, а также её физическое состояние в целом. Доказательством этому служит болезненное нарушение памяти. В таких случаях происходит характерное расстройство памяти, которое в своих особенностях отражает расстройства личности больного. Известный исследователь расстройства памяти Т. Рибо писал по этому поводу, что наше представление о себе в каждый данный момент времени поддерживается памятью, и стоит памяти прийти в состояние расстройства, как тотчас же меняется представление человека о самом себе.
       §2. Концепция «память-деятельность». Влияние индивидуальной памяти на усвоение знаний.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.