На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Педагогическое руководство гражданским воспитанием младших школьников рассматривается на примере сельсой школы Инсарского района Респу

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ  ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА» 

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 

    КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ГРАЖДАНСКИМ ВОСПИТАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ 
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 
 
 
 
 

Автор курсовой  работы: Брагина М. Г., студентка 4 курса 402 группы заочной формы обучения 
                                              
Специальность: «031200 – Педагогика и методика начального образования» 

Руководитель: О. В. Шуляпова, кандидат педагогических наук, доцент 

______________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саранск, 2009

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Современное общество живет в сложных социально-экономических условиях, в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов. Наблюдается упадок общественной морали и, как следствие, отсутствие объединяющих общество общественных ориентиров.
    Основательно  дискредитированы понятия общего блага  и социальной справедливости, утрачено представление о связи прав с общественными обязанностями и гражданским долгом, личной свободы с общественными интересами. Поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, не принесли желаемых результатов. Подавлены механизмы консолидации общества как единого целого: прочные социальные связи и готовность к солидарным действиям. Наблюдается рост асоциальных молодежных объединений. В настоящее время в России, как и во всем мире, обострились проблемы полиэтнического характера, усиливающиеся фактором миграции.
    Остановить  эти негативные и деструктивные  процессы может только возрождение  российского общества, изменение  в позитивную сторону морально-психологического климата в стране. Это делает принципы гражданского  воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей. [23, 10, 11]
    Любое государство желает видеть молодое  поколение достойными  гражданами и патриотами своей Родины. Великий  русский педагог                    В.А. Сухомлинский, стоявший у истоков гражданского воспитания в России,  писал: «Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества». [26, 30]
    Проблеме  воспитания гражданственности и патриотизма посвящены работы многих выдающихся педагогов (К. Д. Ушинский, А. А. Ухтомский,                       В. А. Сухомлинский, Макаренко А. С. и др.) и психологов (В. Зеньковский,            Л.С. Выгодский и др.). В последнее время, данное направление разрабатывается в исследованиях И. В. Следзевского, Н. Ю. Синягиной, Л. В. Кузнецовой и др.
    В современной системе образования  существует множество проблем, замедляющих  процесс формирования гражданственности  школьников: недостаточно налажено взаимодействие всех участников образовательного процесса (родителей, учителей и учащихся); существует разрыв между теорией и практикой в обучении навыкам гражданственности, слабость межпредметных связей по данной проблеме; отсутствуют государственные стандарты в области гражданского образования ребенка. [19, 126] Образовательные учреждения разрабатывают различные модели воспитательной системы.
    Большинство ученых и педагогов делают упор на воспитание гражданственности в  средней школе. Но для того, чтобы  гражданское образование  в средней школе было эффективным, необходимо подготовить для этого почву в начальной школе путем гражданского воспитания младших школьников. [5, 78] Поэтому тема настоящей работы «Гражданское воспитание младших школьников» является актуальной.
    Цель  исследования — выявить  особенности педагогического руководства гражданским воспитанием  современных младших школьников.
    Объект  исследования – гражданское воспитание младших школьников.
    Предмет исследования – эффективные формы и методы гражданского воспитания младших школьников.
    В соответствии с целью и предметом  исследования определены следующие  задачи исследования:
    - проследить этапы развития теории  гражданского воспитания в отечественной  педагогике;
    - охарактеризовать гражданское воспитание в российском образовательном пространстве, определить его цель, задачи, особенности, принципы, результаты;
    - выявить, эффективные формы и  методы гражданского воспитания  младших школьников;
    - провести диагностику уровня  сформированности гражданских качеств личности у учащихся 2 и 4 классов в учебно-воспитательном процессе;
    - описать опыт по формированию  гражданственности младших школьников  в условиях сельской школы.
    Теоретической базой исследования явились работы, рассматривающие проблему гражданского воспитания школьников (В. Н. Сороки-Росинского,             В.А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, П. П. Блонского,  В. В. Зеньковского,  И. В. Следзевского, Л. В. Кузнецовой, Т. М. Толкачевой и др.)
    Экспериментальной базой исследования выступило МОУ  «Русско-Паёвская СОШ» Инсарского муниципального района Республики Мордовия.
    В процессе курсового исследования использовались следующие методы исследования:
    - теоретические: теоретический анализ  психолого-педагогической и методической  литературы по проблеме исследования;
    - эмпирические: анкетирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности  детей, анализ школьной документации;
    - статистические: количественная и качественная  обработка данных.
    Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
    В первой главе анализируются теоретические  основы гражданского воспитания младших  школьников.
    Во  второй главе рассматривается организация  гражданского воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе. 
 
 
 
 
 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 
1.1 Развитие теории  гражданского воспитания  в отечественной  педагогике 

    Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показывает, что в различные  исторические периоды гражданское воспитание подрастающего поколения  основывалось на разных идеях. Соответственно изменялось и значение ключевых понятий гражданского воспитания – «гражданин», «гражданственность».
    Понятие «гражданственность», возникнув в  городе-государстве Афины, соотносилось со словом «город», при этом имелся в виду город, обнесенный крепостной стеной – «оградой». Понятие «гражданин» с глубокой древности соотносилось с интересами людей, живущих на одной территории, находящейся в пределах определенных границ, и имеющих общие органы управления.
    В.И. Даль в «Толковом словаре живого русского языка» раскрыл два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин, посадский» и «член общины или народа, состоящего под одним  общим управлением; каждое лицо или  человек из составляющих народ, землю, государство». Гражданственность он определил как «состояние гражданской общины; понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества» [4,  389, 390]
    С конца XIX века до наших дней теория гражданского воспитания в России прошла в своем развитии несколько этапов. Охарактеризуем эти этапы.
    I этап - конец XIX – начало XX в. Гражданское  воспитание основывалось на идеях  «солидарности» (П.Л. Лавров), «братства», «соборности, всеединства» (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский), представлениях о человечестве как о «едином деятеле» (Н.Ф. Федоров).
    На  этом этапе отечественные педагоги пришли к выводу о том, что гражданское  воспитание «имеет целью воспитание личности, которая смотрела бы на себя как на творческую силу, способную вести общество к достижению его идеалов и потому ответственную за его настоящее и будущее» (Е. Ефимов). Был выдвинут тезис о призвании человека: «благо государства обусловливается добросовестным стремлением каждого отдельного гражданина соответствовать своему призванию» (Н.Е. Румянцев). Разрабатывалась проблема воспитания гармонично развитой (П. Ф. Каптерев), самостоятельной личности.
    II этап - 1917г. – 1928г. характерен  тем, что преемственность в  развитии идей гражданского воспитания  была прервана.  «Идея сплоченности, воспринятая советскими педагогами от предшественников, в расколотой на враждующие классы стране соотносилась не с ее народом, а с пролетариатом всех стран, что соответствовало установке на борьбу за мировую революцию». [9, 98]
    В течение этого периода под влиянием политических событий в стране происходили изменения в теории гражданского воспитания. Изменялись основополагающие идеи гражданского воспитания, соответственно, изменялась и трактовка основных понятий.
    Так в первые послереволюционные годы гражданственность понималась как «пролетарская классовая солидарность», гражданин характеризовался как самоотверженный борец за победу коммунизма в стране и в мировом масштабе
    В годы гражданской войны в теорию гражданского воспитания были внесены значительные коррективы:
    - в структуру гражданского воспитания  было включено развитие «массовой  гражданской самодеятельности»;
    - гражданственность определялась как «государственный патриотизм», т.е. готовность к принятию на себя ответственности за сохранение и укрепление государства, к сплочению, самоорганизации, самостоятельным инициативным действиям в интересах страны;
     - важными характеристиками гражданина  признавались такие качества, как  «организационно-управленческое мышление, владение навыками управленческо-исполнительской деятельности».
      «Гражданское воспитание раскрывалось  как процесс вхождения школьников  в практику управления обществом,  включающего в себя подготовку  к выполнению и властных полномочий, и исполнительских функций, и  функций хозяина, и труженика, развитие способности быть и субъектом  управления и его объектом». Это свидетельствует о «зарождении в советской педагогике идей, которые по праву могут стать вкладом в развитие парадигмы воспитания активных, деятельных членов гражданского общества».
    Начиная с середины 1920-х годов под влиянием Конституции СССР, принятой в 1924г., в  теории гражданского воспитания наблюдается  процесс «устранения издержек революционного романтизма и крайностей идей разрушения старого мира». Гражданственность трактуется как «общественно-государственный патриотизм», соотносится с понятиями «многонациональное государство», «политический строй», «право», «трудовое сообщество» и представляет собой единство духовно-нравственных составляющих. [9, 101]
    III этап – 1928 - март 1953г. характеризуется сокращением самодеятельных начал в жизни общества, связанным с проявлениями культа личности.  С переходом к коллективизации сельского хозяйства и провозглашением «наступления социализма по всему фронту» понятие «гражданское воспитание» было поглощено понятием «коммунистическое воспитание», понятие «гражданственность» сохранилось лишь в трудах А.С. Макаренко, исчезнув из словарей и справочной литературы.
    IV этап - март 1953 – 1964гг. (времена «оттепели»). В этот период происходит зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах и обращение к идее трудовой политехнической школы как способной наиболее успешно формировать гражданина.
    Один  из выдающихся педагогов того времени, В.А. Сухомлинский, считал, что гражданственность формируется на основе выработки простых норм нравственности – честности, человечности, трудолюбия. Согласно его взглядам, гражданственность «имеет своими истоками красоту».  [26, 35]
    V этап – 1964 - 1985гг. характеризуется усилением консервативности политического руководства страны и ослаблением трудовой направленности гражданского воспитания детей и молодежи. На этом этапе рассматривались проблемы гражданской, мировоззренческой направленности обучения, внеклассной и внешкольной деятельности (А.Т. Кинкулькин, Э.И. Моносзон. Р.М. Рогова, Г.Н. Филонов); взаимообусловленности гражданского и трудового воспитания (Ю.П. Сокольников); формирования дисциплины (В.Е. Гмурман); повышения роли школьных пионерских и комсомольских организаций в гражданском становлении подростков и молодежи. Происходит все более полное выявление нравственной составляющей гражданственности.
    В Конституции СССР 1977г. большое внимание было уделено необходимости включения  граждан в управление делами государства, но провозглашенный в ней тезис о том, что вся власть принадлежит народу, в условиях командно-административных методов руководства не воспринимался молодежью как соответствующий действительности. [9, 102]
    На VI этапе (1985-1995гг.) происходит кризис гражданского воспитания в связи с коренной, часто необоснованной ломкой всего созданного ранее. На смену гражданскому воспитанию пришло идейно-политическое, целью которого было «формирование у воспитанников определенного отношения к политическим событиям, явлениям общественной жизни». [21,  65]
    «В 1990-е гг. были утрачены прежние системные, коллективообразующие основания воспитательного  процесса. Единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные  детские организации. Оказавшись в  новой рыночной среде без государственной поддержки, эти организации не могли эффективно влиять на воспитание детей и молодежи» [23, 10]
    VII этап - с 1995г. по настоящее время - характеризуется становлением правового государства и гражданского общества. На современном этапе цель гражданского воспитания определяется как воспитание «граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества». [24, 25]
    Гражданственность  на данном этапе определяется как «интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным» (А.Ф. Никитин,          Я.В. Соколов). [9, 102]
    Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что  с  конца XIX века до наших дней теория гражданского воспитания в отечественной педагогике развивалась в направлении утверждения понимания гражданственности как качества личности, гармонично сочетающего патриотические, интернациональные чувства, чувство собственного достоинства. Важными составляющими гражданственности являются  нравственная и правовая культура, внутренняя дисциплинированность личности, уважение и доверие к другим гражданам, к государству, гражданская активность - способности и готовности к самостоятельным инициативным действиям в интересах страны и в целях достижения собственного жизненного успеха.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Воспитание гражданина  в российском образовательном  пространстве 
 

    Анализ  литературы по проблеме исследования показал, что под гражданским воспитанием понимается направление воспитательной работы,  сутью которой является «создание у школьников опыта социального группового и индивидуального поведения – как опыта совместного анализа, совместного решения групповых и социальных проблем, опыта совместного социального действия, опыта культурной защиты своих групповых и индивидуальных интересов». [17, 57]
    Дети  с раннего возраста должны освоить  ценности общества, в котором живут. Должны знать свои права и уважать  права других. Надо не только передавать знания, но и формировать определенное мировоззрение. Это долгосрочный процесс. [11, 52] Поэтому его начинать надо уже с начальной школы и осуществлять на всех этапах обучения.
    Специфика гражданского воспитания заключается  в том, что оно «приобщает индивида к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу.
    Цель  и задачи гражданского воспитания определяются исходя из государственного заказа и  социального заказа общества на воспитание личности. Из предыдущей главы следует, что на разных этапах развития государства  и общества, могут определяться существенно  отличающиеся друг от друга цели и задачи гражданского воспитания.
    На  современном этапе, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, цель гражданского воспитания определяется как воспитание «граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества,  уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов». [24, 25]
    Гражданское воспитание в российском образовательном  пространстве имеет ряд особенностей:
    - характерна специфика понимания  гражданственности на духовно-нравственных  объединяющих началах, приоритете  морали над правом.
    - наличие идеи сплоченности народа в интересах достижения государственных целей, основанной на историческом опыте России, страны полиэтничной и многоконфессиональной;
    -  поликультурный характер образовательной  среды.
    Исходя  из цели и особенностей гражданского воспитания в российском образовательном  пространстве, а также возрастных особенностей младших школьников, современные  исследователи (педагоги и психологи) выделяють следующие основные задачи гражданского воспитания в начальной школе:
    - создание условий для становления  у детей ценностных ориентаций  на основе системы общечеловеческих  ценностей; 
    - создание условий для социализации  растущей личности, для вхождения  ее в гражданско-правовое общество  через становление отношений к миру и к себе в нем; [18, 14, 15]
    - формирование первичных ценностных ориентаций;
    - формирование гражданственности; [10, 126]
    - формирование правовой культуры, гражданских умений и гражданского поведения; [17, 57]
    - формирование навыков коллективной деятельности, сотрудничества;
    - формирование опыта овладения  культурой своего и других  народов, с которой которых  ребенок сталкивается с ранних  лет; [6, 15]
    - формирование таких понятий, как  семья, государство, Родина,  малая  родина; 
    - формирование гражданского мировоззрения; [20, 4]
    - ознакомление младших школьников  с государственными символами  России, Конституцией РФ, Конвенцией  о правах ребенка, Декларацией  прав человека; 
    - воспитание гражданского отношения  к Отечеству, к «другому»; [2, 214]
    - воспитание чувств: достоинства, самоуважения, индивидуальности, ответственности, уверенности и защищенности, чувства жизненной цели;
    - воспитание чувства принадлежности  – к семье, друзьям, школе,  коллективу единомышленников, малой  родине, России; [24, 28]
    - воспитания толерантного отношения  к инокультурным проявлениям  в окружающей жизни; 
    - развитие мотивационной сферы  младших школьников по ознакомлению  и взаимодействию с другими  культурами. [6, 15]
    - развитие навыка сотрудничества  и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
    - пробуждение и развитие осознанного  чувства интереса и любви к  Родине (России, родному краю, природе,  народному творчеству, традициям). [12, 95]
    Данные  задачи решаются во всех видах деятельности младших школьников: в ходе уроков, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только гражданские чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
    Гражданское воспитание младших школьников в  российском образовательном пространстве основывается на принципах: народности         [30, 399], гуманизации, ненасилия, непрерывности преемственности воспитательного процесса [18, 15], культуросообразности и толерантности.      [6, с. 14]
    Принципы  гражданского воспитания имеют направленность на:  
    - обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;
    - гуманное, уважительное отношение  к людям различных национальностей  и рас, к их историческому  наследию, культурам и традициям; 
    - сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
    - формирование у каждого нового  поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов.
    При решении воспитательных задач необходимо учитывать как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения. Поэтому гражданское воспитание младших школьников осуществляется в соответствии с принципами гражданского воспитания, а также общими принципами педагогического процесса (принципами обучения и принципами воспитания), представленными в таблице 1. [25, 141] 

Таблица 1 – Принципы педагогического  процесса
Принципы  обучения Принципы воспитания
    Научности
    Систематичности
    Связи теории с практикой
    Сознательности и активности
    Наглядности
    Доступности
    Прочности
    Учета возрастных и личностных особенностей
    Целеустремленности
    Воспитания в коллективе и через коллектив
    Гуманизации
 
    Основными результатами гражданского воспитания являются:
    - самоидентификация детей с образцами  гражданского поведения, гражданского  служения Родине; [24, 28]
    - социальная активность детей  (применение знаний, умений, ценностных  ориентаций в социальной практике). [2, 214]
    Таким образом, можно сделать следующие выводы. На современном этапе развития российского общества целю гражданского воспитания является воспитание граждан правового демократического  общества и государства.
    Задачи  гражданского воспитания решаются с учетом особенностей российского образовательного пространства через ценности, свойственные российскому менталитету – патриотизм, достоинство.
    Гражданское воспитание основывается на общих принципах  педагогического процесса и принципах  гражданского воспитания, которые вместе составляют взаимосвязанную систему, обеспечивающую эффективное выполнение целей и задач воспитания.
    Основным  результатом гражданского воспитания является формирование общественно активной личности, наделенной гражданским самосознанием и чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их.  
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Эффективные формы  и методы гражданского воспитания младших школьников 

    Большое значение для осуществления гражданского воспитания имеют годы обучение ребенка в начальной школе. Как и все направления воспитательной деятельности, гражданское воспитание предполагает формирование и развитие личности обучающегося, учет его индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей. [23, 12] Поэтому методы и формы гражданского воспитания в начальной школе определяются возрастными особенностями учащихся.
    Младший школьный возраст – это период интенсивного развития эмоциональной сферы, когда чувства определяют поступки и выступают в качестве мотивов поведения. Младшего школьника начинают привлекать явления социальные, о чем свидетельствуют вопросы детей, темы их разговоров, игр, рисунков. [1, 19]
    В результате овладения знаниями качественно  изменяется способность к произвольной волевой регуляции, складывается новый тип отношений с окружающими людьми. [16, 24] Ребенок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями других детей, осознает свою ответственность перед другими людьми. [28, 2]
    На  качественно новом уровне реализуется  потенциал развития ребенка как  активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире. [16, 24]
    Учитывая возрастные особенности младших школьников, можно сформировать у них систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются предпосылкой их гражданского воспитания.
    Воспитание  гражданственности осуществляется в процессе жизнедеятельности детей, главной составляющей которой в этом возрасте является учение. В процессе обучения у младших школьников формируется целостная картина мира, закладывается фундамент мировоззрения человека-гражданина. [1, 18]
     Основной формой учебно-воспитательной работы в современной начальной школе является урок. [16, 12]Богатые возможности для формирования целостного гражданского мировоззрения учащихся   имеют интегрированные уроки, основное  преимущество которых в том, что они позволяют с различных сторон познавать явление или предмет изучения. 
    Младших школьников отличают высокая эмоциональная  впечатлительность, отзывчивость на все  яркое, необычное. Удовлетворить потребность  ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и  других сфер помогают нестандартные уроки. [16, 16, 17]
    С целью осуществления гражданского воспитания младших школьников целесообразно  использование следующих форм нестандартных  уроков: уроки в форме соревнований и игр; уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (уроки мудрости, уроки мужества и т.д.); уроки, напоминающие публичные формы общения (диалог, телемост, «живая газета», устный журнал и др.); уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (суд, следствие, ученый совет и др.). [18, 16]

Большое значение для эффективности гражданского воспитания имеет внеклассная воспитательная работа, формы которой очень разнообразны. В зависимости от количества вовлеченных  в воспитательную деятельность участников, выделяют следующие формы работы: индивидуальная форма; групповые; коллективные; массовые формы. [21, 296]

    Для решения одной из важных задач  гражданского воспитания на этом возрастном этапе - формирования навыков социального  взаимодействия с группой сверстников, большие возможности представляют коллективные формы воспитательной работы. [29, 66]

Эффективна  в современной начальной школе  такая форма коллективной воспитательной работы как классный час, основным компонентом которого является беседа классного руководителя с учащимися на заранее спланированную тему. [21, 296]

    Одной из наиболее эффективных форм гражданского воспитания младших школьников является коллективное творческое дело, в методике проведения которого  выделяют  четыре основных компонента: коллективную деятельность по улучшению окружающей жизни; проявление творчества; сменяемость всего актива; особую позицию педагога. [16, 20]
    Общественно-полезные  и развлекательные внеклассные мероприятия имеют эффективность при условии понимания детьми полезности и важности совместной деятельности. [14, 57]
    Массовые  формы обеспечивают возможность взаимообогащения, эмоционального «заражения»; способствуют развитию каждого ученика; создают условия для формирования коллективных чувств, мировоззренческих взглядов и навыков коллективного труда; помогают включить 7-10 летних ребят в круг интересов старших школьников и взрослых, привить им принципы, которые формируют активную жизненную позицию гражданина России. Поэтому использование таких форм в гражданском воспитании младших школьников позволяет повысить его эффективность. [11, 56]
    Большое значение для учащихся начальной  школы имеет игра. Она  выступает как способ познания мира, стимулирует инициативу и творчество. [21, 213] В игре ребенок в соответствии с сюжетом или игровыми правилами сам строит свои отношения в качестве субъекта общения. [27, 16]
    На  этом основании важное место в  гражданском воспитании младших  школьников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), способствующие созданию эмоциональной атмосферы занятия, повышению познавательной активности детей, раскрытию их творческого потенциала. [11, 57]
    В процессе гражданского воспитания младших  школьников формируется опыт активного  социального действия. Решению этой задачи способствует форма социальных проектов школьников, получившая распространение в современной начальной школе. [13, 115]
    Формирование  гражданского отношения к Отечеству  невозможно без воспитания чувства  любви к малой родине. Этому  способствуют различные формы краеведческой работы (краеведческие кружки, туризм, полевая работа, конкурсы, пленэр, сбор материала для школьного краеведческого музея, выставки и т.д.). [31, 14]

Гражданское воспитание школьников в процессе обучения других видов деятельности (общения, игры, труда, кружковой работы и т.д.) осуществляется через разнообразие методов воспитания и обучения. [15, 265]

    Большие воспитательные возможности для  формирования гражданственности младших  школьников заключены в словесных методах обучения. В рассказах, беседах, объяснении дети получают возможность увидеть не только обращенный к ним факт, но и воспринять дух отношений, принятых в обществе. [21, 287]
    Наиболее  эффективным из наглядных методов является метод наблюдения, при применении которого ученик больше учится сам, чем его учат, развиваются терпение, настойчивость – качества, необходимые для формирования гражданской самостоятельности и активности. [13, 117]   
    Из  практических методов наиболее эффективными для решения задач гражданского воспитания являются практические работы, проводимые в классе или на пришкольном участке. Ценность практических работ заключается в том, что они обеспечивают включение учащихся в реальную, связанную с жизнью деятельность. [21, 279]
    Для того чтобы сформировать человека-гражданина, необходимо в процессе обучения и воспитания создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций, умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями. [17, 56]
    Поэтому для решения задач гражданского воспитания наиболее эффективными по логико-мыслительной деятельности являются  проблемные и  исследовательский методы обучения.
    В процессе гражданского воспитания младших  школьников используются различные  методы воспитания, структура которых представлена в таблице 2. 

Таблица 2 - Методы гражданского воспитания младших  школьников
Методы  воспитания
основные дополнительные
организации деятельности формирования  сознания стимулирования
- приучение; - упражнение;
- поручение;
-требование;
- создание воспитывающих  ситуаций;
-игра.
- убеждение; - пример;
- личный пример.
- поощрение; -наказание.
    Охарактеризуем  наиболее эффективные для гражданского воспитания младших школьников методы организации деятельности.
    Сущность  метода приучения заключается в практической деятельности с учащимися, основной функцией которой является выработка умений и навыков гражданского поведения. Эффективность этого метода обусловлена тем, что он оказывает большое влияние и на формирование сознания, обеспечивая подкрепление формирующихся убеждений в деятельности.
    Суть  метода поручения заключается в определении воспитанникам и выполнении ими разнообразных заданий воспитателя с целью формирования у них положительных качеств личности. Выполнение поручений способствует формированию ответственности, дисциплинированности, самостоятельности.
    Применение  метода требования эффективно при следующих условиях:  требование должно быть выполнимым и непременно выполненным;                    в требованиях воспитателей должно соблюдаться единство; требования должны поддерживаться коллективом и осознаваться воспитанниками как общественные. [21, 283, 285]
    Эффективны  в гражданском воспитании младших  школьников игра и метод создания воспитывающих ситуаций, обеспечивающие самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях и в играх, имеющих воспитательный эффект. Педагогическая ценность игры обусловлена тем, что она способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности учащихся и их гражданских качеств. [3, 14]
    В гражданском воспитании младших  школьников большое значение имеют методы формирования сознания. Рассмотрим наиболее эффективные из них. Богатые воспитательные возможности заключены в методах убеждения. К ним относятся: беседа, рассказ существа дела с объяснениями его важности и полезности. Большую значимость на этом возрастном этапе имеет пример.
      Суть метода заключается в  формировании определенного отношения  к явлениям действительности  на основе какого-либо образца.  В качестве образца могут использоваться  примеры родителей, близких людей,  великих ученых и общественных деятелей, героев художественной литературы, кино, а также личный пример учителя. [28, 8]
    Для достижения наибольшей эффективности  гражданского воспитания младших школьников, кроме основных методов используются дополнительные  методы стимулирования, направленные на стимулирование деятельности воспитанников с помощью положительной оценки их поведения – поощрения, или коррекцию неправильного поведения с помощью отрицательной оценки их действий – наказания.
    В качестве поощрений используются одобрение, похвала, благодарность, награда, в качестве наказаний - порицание, предупреждение, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей. [21, 290, 291] Наказания могут придумываться самими нарушителями норм, на которые дает согласие группа (например, «молчанка» на время, занесение фамилии обидчика в черный список на классном стенде, пока тот «не искупит» свою вину, и др.). Важно выбирать наказания, которые бы не унижали достоинства учащихся. [7, 54]
    Таким образом, на основе теоретического анализа литературных источников, мы пришли к следующим выводам. На современном этапе наиболее эффективными для решения задач гражданского воспитания являются такие формы учебно-воспитательной работы, как интегрированные и нетрадиционные уроки; классный час; КТД;  игровые формы; социальные проекты школьников;  краеведческая работа. 
    В современной начальной школе  эффективны следующие методы  гражданского воспитания: приучение; поручение; создание воспитывающих ситуаций; игра; использование примера; поощрение и наказание, и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение; наблюдение, практическая работа.  Эффективность форм и методов гражданского воспитания младших школьников достигается за счет разумного их сочетания; учета возрастных особенностей учащихся, уровня их развития и воспитанности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО  ВОСПИТАНИЯ   МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ                  В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ

 
    2.1 Диагностика уровня  сформированности  гражданских качеств  личности  младших  школьников 
(на  примере учащихся малокомплектной школы) 

Воспитание  гражданственности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности  ребёнка. Для выявления уровня сформированности гражданских качеств личности нами было проведено исследование  учащихся  2 и 4 классов. Базой нашего исследования была средняя общеобразовательная школа с. Русская Паёвка Инсарского района Республики Мордовия.
    На  первом этапе исследования было проведено  наблюдение за учащимися в процессе учебной и внеучебной деятельности по четырем направлениям: отношение к отечеству, отношение к труду, отношение к людям, отношение к себе. В ходе наблюдения обращалось внимание проявление таких качеств как: патриотизм, трудолюбие, доброта и отзывчивость, самодисциплина. (Приложение 1).
    Наблюдение  проводилось во 2 и 4 классах, классным руководителем которых является учитель начальных классов МОУ «Русско-Паёвская СОШ»      Синтюрина Светлана Павловна.  Состав класса – 12 человек, из которых 7 человек – учащиеся 2 класса, 5 человек – учащиеся 4 класса. Исследуемые нами качества личности оценивались по 3-х балльной шкале:
0 баллов - качество личности не сформировано;
1 балл - низкий уровень сформированности  качества;
2 балла  – средний уровень;
3 балла  – высокий уровень сформированности  исследуемого качества личности.
    Результаты наблюдения представлены в таблице 3.
Таблица 3 –Уровни сформированности гражданских качеств  личности
  Гражданские качества личности
патриотизм трудолюбие доброта и    отзывчивость самодисциплина
Кол-во баллов
0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3
Кол-во уч-ся 2 кл. 1 2 2 2 1 1 2 3 - 1 3 3 1 1 3 2
Кол-во уч-ся 4 кл. - 1 2 2 - - 2 3 - - 1 4 - 1 2 2
 
    Из  данной таблицы видно, что чувство  патриотизма не сформировано у      3-х учащихся из семи, что составляет  14,3 % от общего числа учащихся; низкий уровень сформированности данного качества у 2 учащихся – 28,6%; по 2 учащихся, т. е по 28,6% имеют средний и высокий уровни сформированности чувства патриотизма.
    Трудолюбие  не сформировано у 14, 3% учащихся 2-го класса, такой же процент второклассников  имеют низкий уровень, 28,6% учащихся - средний уровень и 42,8% -высокий уровень сформированности данного качества личности.
    Доброта и отзывчивость сформирована у всех учащихся 2-го класса, но в разной степени: 14,3% - на низком уровне, по 42,8% детей имеют  средний и высокий уровень сформированности этого качества.
    Самодисциплина  не сформирована у 14,3% второклассников, такое же количество детей имеют  низкий уровень ее сформированности. Самодисциплина  42,8%  учащихся 2-го класса сформирована средне и 28,6% имеют  высокий уровень самодисциплины.
    Проанализируем  диагностику гражданской воспитанности  у учащихся 4-го класса. Из результатов  диагностики, представленных в таблице 3 видно, что в разной степени у  всех учащихся сформировано чувство  патриотизма. Низкий уровень его сформированности у 20%, по 40%  учащихся имеют средний и высокий уровень сформированности патриотизма.
    Трудолюбие  сформировано у всех учащихся 4-го класса, причем нет детей с низким уровнем  сформированности этого качества –  у 40% детей трудолюбие сформировано на среднем уровне, у 60% - высокий уровень сформированности трудолюбия.
    В 4-м классе также нет детей, у  которых несформированы или слабо  сформированы доброта и отзывчивость – 20% детей имеют средний уровень  и 80% - высокий уровень сформированности этих качеств личности.
    Самодисциплина  также сформирована у всех учащихся класса, причем на низком уровне – у 20% детей, средний и высокий уровень  сформированности самодисциплины имеют  по 40% учащихся.
    Из  данных, полученных в ходе наблюдения, мы видим, что уровень сформированности исследуемых гражданских качеств личности у учащихся 4-го класса выше, чем у  второклассников.
    На  первом этапе исследования с целью  выявления уровня гражданской компетенции  учащихся нами было также проведено  анкетирование детей по методике «Незаконченное предложение». (Приложение 2)
    В результате анкетирования были получены следующие данные. У учащихся 2-го класса вызвали затруднения вопросы  по символике России и Республики Мордовия. Из 10 предложенных вопросов по одному учащемуся 2-го класса правильно ответили на 9 и 8 вопросов, соответственно.  Двое учеников правильно ответили на 6 вопросов, 2 ученика – на 5 вопросов и один ученик смог ответить лишь на 3 вопроса из 10.
    В четвертом классе были получены более  высокие результаты ответов на вопросы этой анкеты. Вопросы анкеты вызвали затруднения у одного ученика. Остальные учащиеся правильно ответили на вопросы – 2 ученика – на 10, один  - на 9 и один ученик - на 8 вопросов.
    При ответе на вопросы анкеты «Я – гражданин  России» трудности возникли у двух второклассников, они не смогли ответить на вопросы № 1, 2 и 4. В 4-м классе 3 ребенка ответили на все вопросы, один – на 10, один ученик – на 9 вопросов.
    С ответами на вопросы анкеты «Города. События. Люди» хорошо справились учащиеся 4 –го класса. Двое из них не смогли ответить только на вопрос о празднике, который отмечается в России 4 ноября. Этот вопрос вызвал затруднения и у учащихся второго класса. Два второклассника не могли ответить на вопросы о Петре Великом и о первом космонавте.
    Чтобы расширить и углубить знания младших  школьников о родной стране, нами, совместно  с учителем 2-го и 4-го классов Синтюриной Светланой Павловной было организовано и проведено коллективное творческое дело «Путешествие по родной стране» (Приложение 3). В ходе его подготовки учащиеся, разделившись на микрокллективы, собирали данные об истории, природе России, русской музыке, литературе, играх, традициях и праздниках русского народа. Заключительный этап КТД проходил в форме игры-путешествия с участием родителей детей.
    Светланой Павловной был проведен классный час по теме «Я – гражданин России». После проведения этих мероприятий  на втором этапе исследования нами было повторно проведено анкетирование  детей по этим же анкетам.  Результаты второго анкетирования были более высокими. Учащиеся 4-го класса правильно ответили на все вопросы предложенных анкет, за исключением одного мальчика, который не смог ответить на вопрос анкеты «Символика России и Республики Мордовии» о семи звездах на гривне мордовского герба.
    Улучшились результаты опроса и во втором классе. Двое учащихся ответили на 9 вопросов из 10 этой же анкеты, четыре ученика – на 8 вопросов, один учащийся ответил на 5 вопросов. Результаты опроса и по анкете «Города, события, люди» тоже заметно улучшились. На вопросы этой анкеты все учащиеся ответили правильно. Также хорошие результаты учащиеся показали и по резлтатам ответов на вопросы анкеты «Я – гражданин России».
    Таким образом, в результате проведенной  диагностики уровня сформированности гражданских качеств личности у учащихся 2 и 4 классов мы пришли к выводу, что у учащихся 4-го класса гражданские качества более сформированы. Кроме того, на втором этапе исследования после проведенных воспитательных мероприятий были получены более высокие результаты опроса мо методике «Незаконченное предложение. Такие данные свидетельствуют о том, что благодаря целенаправленной и систематической воспитательной работе, проводимой  учителем начальных классов Синтюриной Светланой Павловной, наблюдается позитивная динамика уровня нравственной воспитанности младших школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

    2.2 Опыт по формированию  гражданственности                  у младших школьников  в условиях сельской школы

 
    Главным показателем воспитания человека как  гражданина является гражданственность. Она «предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля и включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин - государство» и «человек - общество». [2, 214]
    Качественные  особенности в воспитании гражданина оказывает среда. Природная и  культурно-историческая среда села позволяет обогатить содержание учебно-воспитательного процесса и  разнообразить формы его организации, используя исследовательскую, опытническую работу сельских школьников, уроки на природе, работу в музеях, экскурсии и т.д. [22, 35, 36]
    Взаимодействие  школы со средой, включение учащихся в жизнь родного    города (села), района определяет характер деятельности по воспитанию гражданственности. [8, 143]
    Рассмотрим  опыт по формированию гражданственности  у младших школьников в условиях сельской школы на примере МОУ  «Русско-Паёвская средняя общеобразовательная  школа» Инсарского района Республики Мордовия.
    В этой сельской школе гражданское воспитание младших школьников осуществляется в соответствии с программой гражданско-патриотического воспитания учащихся Русско – Паёвской средней школы» на 2008 – 2011 гг.  (Приложение 3). Каждый год реализации программы проходит под определенным девизом (2008 – 2009 уч.год – «Я - гражданин России», 2009 – 2010 уч. год - «О доблести, о подвигах, о славе»; 2010 – 2011 уч. год - «Дом, в котором я учусь»).
    Учебно-воспитательная работа на каждом из этапов реализации этой программы осуществляется по отдельным программам, название и содержание которых соответствует девизу учебного года. (Приложение 4). В настоящем (2008-2009) учебном году реализуется программа «Я – гражданин России». Данная программа состоит из семи подпрограмм, каждая из которых призвана решать различные задачи гражданского воспитания:
- «Ученик и общество»  - формирование гражданского отношения к другим;             - «Ученик и семья» - формирование гражданского отношения к своей семье»;           - «Ученик и культура» - формирование положительного отношения к искусству;    - «Ученик и школа» - формирование гражданского отношения к школе;
- «Ученик-гражданин  и патриот» - формирование гражданского  отношения к отечеству; 
- «Ученик  и планета» - формирование гражданского  отношения к планете Земля;
- «Ученик  и здоровье» - формирование у  учащихся понимания значимости  здоровья ля собственного самоутверждения.
    Кроме указанных программ, учителя начальных  классов руководствуются в учебно-воспитательной работе «Системой занятий  по гражданско-патриотическому воспитании в начальной школе МОУ «Русско-Паёвская СОШ» « Я и мир вокруг меня» на 2008-2009 учебный год. (Приложение 5)  
    В ходе исследования мы познакомились  с  опытом по формированию гражданственности  младших школьников на примере работы  учителя начальных классов Синтюриной Светланы Павловны.
    Фундамент формирования у детей таких понятий, как семья, государство,  гражданин, Родина, малая родина, а также  формирование  первичных ценностных ориентаций и воспитание чувства  принадлежности к своему народу, любви к Родине закладываются в младшем школьном возрасте. На уроках чтения, которые Светлана Павловна проводит ярко и эмоционально         (часто – с использованием регионального компонента), у детей складываются яркие представления о родной стране, жизни и труде людей, достижениях нашего народа.
    Полученные  представления закрепляются на уроках русского языка, изобразительного искусства, труда на которых школьники пишут  сочинения, рисуют рисунки, делают поделки  по этим темам. На уроках музыки дети знакомятся с гимном Российской Федерации, лучшими образцами русской и мордовской народной музыки.
    Важнейшее место в воспитании человека-гражданина Синтюрина Светлана Павловна отводят  природе, понимая, что воспитание гражданина начинается с развития умения видеть природу, заботиться о ней. У настоящего гражданина любовь к природе не может быть только созерцательной, поэтому Светлана Павловна организует целенаправленную работу по вовлечению учащихся в активные формы природоохранной деятельности. В классе действуют отряды «Зеленый патруль», «Друзья птиц», дети активно работают на опытном пришкольном участке, участвуют в общешкольных акциях и трудовых десантах.
    Знания, умения и навыки, усвоенные учащимися  в ходе уроков, получают свое дальнейшее развитие в процессе внеклассной воспитательной работы, формы которой в Русско-Паёвской школе разнообразны. (Приложение 2)
    Широко  используется такая форма воспитательной работы как школьные праздники. В  процессе их подготовки ученики начальной  школы вместе с учащимися средних  и старших классов участвуют в концертах художественной самодеятельности, рисуют рисунки для тематических выставок, посвященных определенному событию, возлагают цветы к памятнику, оформляют поздравительные открытки для гостей школы – ветеранов ВОВ. В увлекательной форме они знакомятся с историей возникновения государственных праздников: День Конституции, День народного единства, День защитника Отечества, День Победы и др. В ходе таких мероприятий у учащихся начальных классов формируются первоначальные навыки их подготовки и проведения, навыки общения и участия в общественной жизни класса, школы.
    Коллективные  и массовые мероприятия для учащихся   1-4 классов проводятся живо, эмоционально, они насыщены элементами игры и театральности. Большой популярностью в Русско-Паёвской школе пользуются КТД и шоу-технологии, методики которых часто заимствуются из популярных игр и телевизионных передач («Поле чудес», «Счастливый случай», «Что, где, когда?», «Угадай мелодию и др.).
    Знакомство  детей с Конституцией РФ и государственными символами России, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека, нормами нравственности происходит в ходе классных часов, деловых игр, внеклассных мероприятий. Например, воспитание гражданского отношения к Отечеству в начальной школе осуществляется посредством игр-путешествий, ролевой игры «Ваши права», знакомство детей с правилами поведения и воспитание гражданского отношения к другим людям – посредством сюжетно-ролевых игр, которые для данного возраста являются наиболее актуальными.
    Светлана  Павловна использует в учебно-воспитательном процессе  и игры-споры, игры-беседы, которые способствуют развитию речи учащихся, формируют собственное  мнение и умение его отстаивать. 
    Задачи  гражданского воспитания младших школьников в МОУ «Русско-Паёвская СОШ» решаются также с помощью целенаправленной работы по внеклассному чтению и различных форм краеведческой работы. При их организации используются проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы.    В школьной и классных библиотеках создаются подборки книг для учащихся 1-4 классов (о государственной символике нашей страны, героическом прошлом нашего народа, выдающихся людях России, и др.). Организуются тематические книжные выставки к конкретным событиям, в оформлении которых участвуют сами учащиеся. Внеклассное чтение и обсуждение прочитанных книг подводят детей к желанию больше узнать об окружающих людях, к включению их в поисковую деятельность.
    Младшие школьники, участвуя вместе с учащимися  среднего звена в поисковых операциях  «Голос пожелтевших фотографий» «Судьба Родины и семьи едины», проникаются гордостью за своих бабушек и дедушек, родственников, соседей по дому и улице. Собранные в ходе поисковых операций материалы пополняют экспозицию школьного музея, с которым школьники знакомятся с первых дней обучения. С посещения музея, как правило, начинается знакомство первоклассников с родной школой.
     На протяжении всей школьной жизни учащиеся неоднократно возвращаются в музей: на экскурсии, уроки мужества, внеклассные мероприятия. Пополняя фонды школьного музея, учащиеся получают урок уважения к старшим и делу их жизни, а формирующиеся у них чувства принадлежности к семье, гордости за своих родственников, земляков, свою малую родину, приобретает конкретные примеры.
    Формированию  гражданских и патриотических чувств у учащихся младших классов способствуют проводимые в школе ко Дню защитника Отечества смотры-конкурсы строя и песни, которые проходят торжественно. Дети относятся к ним с интересом, старанием. Интерес младших школьников к таким мероприятиям ассоциируется у них с прохождением воинских частей в парадном строю. Это вызывает у ребят восхищение и уважение к Вооруженным Силам страны. У школьников вырабатываются навыки держаться в строю, что очень важно для будущих защитников Отечества, а также воспитывается дисциплинированность и ответственность – качества, необходимые каждому гражданину государства.
    Используя разнообразие форм воспитательной работы с целью формирования у младших  школьников гражданственности, учителя  Русско-Паёвской школы применяют различные методы воспитания. Широко используются такие методы, как поручение и приучение. В каждом из классов выбирается актив: капитан и его помощники (физорг, трудовой сектор и др.), таким образом, все учащиеся класса имеют определенное общественное поручение. Это вырабатывает у детей чувство принадлежности к коллективу, ответственность за порученное дело, самостоятельность.
    Учитывая  возрастные особенности младшего школьного  возраста, при выборе методов воспитания Синтюрина Светлана Павловна большое значение отводит методам убеждения и примера. Используя в качестве примеров различные образцы нравственных и гражданских поступков из жизни взрослых и ровесников учащихся, она старается сама быть примером гражданского поведения и гражданской активности для своих воспитанников.
    Таким образом, изучив опыт по формированию гражданственности у младших  школьников в условиях сельской школы  на примере работы учителя начальных  классов МОУ «Русско-Паёвская СОШ» Синтюриной Светланы Пвловны, мы пришли к следующим выводам.  Учителя начальной школы формируют гражданственность у младших школьников с помощью эффективных форм и методов гражданского воспитания. Большое внимание уделяется различным формам краеведческой работы.
    Проводимые  учителями начальных классов  уроки и внеклассные мероприятия пробуждают у младших школьников интерес к новым делам, раскрывают перед ними перспективы дальнейшей активной деятельности, вызывают стремление к участию в общественно-полезных делах.
Выбор форм и методов гражданского воспитания педагоги начальных классов МОУ «Русско-Паёвская СОШ» осуществляют с учетом возрастных особенностей младших школьников, контингента детей и их личностных особенностей, а  также особенностей сельской среды.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.
    Воспитание  гражданственности у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России  гражданского общества. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что гражданское воспитание младших школьников в настоящее время очень актуально, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент формирования человека-гражданина.
    Теория  гражданского воспитания в России прошла в своем развитии ряд этапов. С  конца XIX века до наших дней теория гражданского воспитания в отечественной педагогике развивалась в направлении утверждения понимания гражданственности как качества личности, гармонично сочетающего патриотические, интернациональные чувства, чувство собственного достоинства.
    На  современном этапе, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, цель гражданского воспитания определяется как воспитание «граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества,  уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов».
    Эффективность форм и методов гражданского воспитания младших школьников достигается за счет разумного их сочетания; учета возрастных особенностей учащихся, уровня их развития и воспитанности. На современном этапе наиболее эффективными для решения задач гражданского воспитания являются такие формы учебно-воспитательной работы, как интегрированные и нетрадиционные уроки; классный час; КТД;  игровые формы; социальные проекты школьников;  краеведческая работа и следующие методы  гражданского воспитания: приучение; поручение; создание воспитывающих ситуаций; игра; использование примера; поощрение и наказание, и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение; наблюдение, практическая работа. 
    Для выявления уровня сформированности гражданских качеств личности у  учащихся 2 и 4 классов в учебно-воспитательном процессе мы провели исследование, на базе средней общеобразовательная школа с. Русская Паёвка Инсарского района Республики Мордовия. В результате исследования мы пришли к выводу о том, что благодаря целенаправленной и систематической воспитательной работе, проводимой  учителем начальных классов Синтюриной Светланой Павловной, уровень гражданской воспитанности учащихся с каждым годом повышается.
    Изучив  опыт по формированию гражданственности  у младших школьников в условиях сельской школы на примере работы учителя начальных классов МОУ  «Русско-Паёвская СОШ» Синтюриной Светланы Павловны, мы пришли к заключению, что учителя начальной школы формируют гражданственность у младших школьников с помощью эффективных форм и методов гражданского воспитания. Большое внимание уделяется различным формам краеведческой работы. Выбор форм и методов гражданского воспитания педагоги начальных классов МОУ «Русско-Паёвская СОШ» осуществляют с учетом возрастных особенностей младших школьников, контингента детей и их личностных особенностей, а  также особенностей сельской среды.
    Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод,  что эффективность гражданского воспитания  может быть достигнута  путем использования эффективных форм и методов гражданского воспитания  на основе целостность педагогического процесса, осуществления в единстве воспитания и обучения, взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности ребенка. 
 

Список  использованных источников
    Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. – 2007. - №  9. – С. 17-20.
    Врублевская, Е. А. Быть гражданином / Е. А. Врублевская // Народное образование. – 2007. - №  5. – С. 214-216.
    Гаврилычева, Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? / Г. Ф. Гаврилычева // Нач. шк. – 2006. – № 12. – С. 10–16.
    Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 /
В. И. Даль / М.: Русский язык, 1978. – 925с.
    Ерхова, М. В. Проблемы гражданского воспитания / М. В. Ерхова // Директор школы. – 2008. - № 5. – С. 78-82.
    Ильинская, И. П. Воспитание младших школьников в поликультурной среде / И. П. Ильинская // Начальная школа. – 2008. - № 5. – С. 14-15.
    Исследование ученических  групп: психологические тесты / авт.-сост. В.Д. Коновалов. – М.: Педагогика, 2000. – 26с.
    Колотий, С. В. Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения / С.В. Колотий // Инновации в образовании. – 2006. – № 6. –
С. 142–145.
    Кузнецова, Л. В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России / Л. В. Кузнецова // Педагогика. – 2006. - № 10. – С. 95-102.
    Луначарский, А. В. О воспитании и образовании / А. В. Луначарский. – М.: Просвещение, 1976. – 565 с.
    Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / Лутовинов В. И. // Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 52–59.
    Макаренко, А.С. Сочинения: В 8 т. / А. С. Макаренко / - Т. 4. –
М.: Просвещение, 1984. – 459 с. 
 

     Микрюков, В.Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота / В. Ю. Микрюков // Инновации в образовании. – 2006. – № 3. – С. 112–119
    Немов, Р. С. Путь к коллективу / Р. С. Немов, А. Г. Кирпичник. –   
М.: Педагогика, 1988. – 144 с.
    Педагогика: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
    Педагогическая практика в начальной школе: учеб. пособие / сост.          И. Б. Буянова и др. – Мордов. гос. пед. ин-т;  – Саранск, 2007. – 120 с.
    Поляков, С. Д. Четыре аспекта современного воспитания. Материалы для школьного педагогического семинара / С. Д. Поляков // Классный руководитель. – 2007. - № 7. – С. 54-58.
    Прохорова, С. Ю. Реализация гражданского образования младших школьников: программа дополнительного образования «Родничок» /                 С. Ю. Прохорова, З. Д. Турбина // Педагогическая мастерская. – 2008. - № 3. – С. 13-18.
    Родина, М. С. Воспитание гражданственности через развитие эмоционально-чувственной сферы / М. С. Родина // Народное образование РМ. – 2006. - № 3-6. – С. 126-135.
    Сборник методических материалов по реализации регионального компонента в преподавании предмета «Изобразительное искусство» / авт.-сост. Л. В. Кудашкина. – МО РМ МРИО. – Саранск, 2007. –   83 с.
    Селиванов,  В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. С. Селиванов/ под ред. В. А. Сластенина. – 2-е изд., испр. –  М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
    Селиванова, Н. И. Сельская школа как центр воспитательного пространства / Н. И. Селиванова // Воспитательная работа в школе. – 2006. -     № 1. – С. 35-38.
    Следзевский, И. В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И. В. Следзевский // Преподавание истории и обществознания в школе. -  2007. - № 7. – С. 9-15.
    Следзевский, И. В. Основные направления гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве /   И. В. Следзевский // Внешкольник. – 2007. - № 1. – С. 25-28.
    Стефановская, Т. А. Педагогика /Т.А. Стефановская / - М.: Наука и искусство, 1998. – 236 с.
    Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский /  –   2-е изд. -  Киев: Радяньска школа, 1974. – 288 с.
    Тазина, Т. И. Самоактуализация как фактор создания индивидуальной развивающей образовательной среды для детей с невысокой степенью обучаемости (на примере учащихся младших классов): научно-методический проект / Т. И. Тазина / - ГОУВПО «МГУ им.  Н. П. Огарева». – Саранск, 2006. – 31 с.
    Толкачева, Т. М. Гражданское воспитание в начальной школе: методические указания / Т. М. Толкачева / - Оренбург: ГОУ ОГУ,  2006. –   20 с.
    Учебно-педагогическая практика в системе подготовки учителя начальных классов: учеб. пособие / сост.    И. Б. Буянова и др. – Мордов. гос. пед. ин-т;  – Саранск, 2007. – 132 с.
    Ушинский, К. Д. Собр. соч.: В 11 т. / К. Д. Ушинский / - Т. 2. –               М.: Просвещение, 1948. – 590 с.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.