Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Природа человека

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 12.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


В процессе антропогенеза (эволюционно-исторического процесса формирования человека) произошло возникновение  на нашей планете высшей формы  существования материи - социальной. Появление человека является результатом  развития жизни в одной из ее эволюционных ветвей - царстве животных. Биологический  вид Человек разумный (Homo sapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую в себе биологическую  и социальную сущности. Это соединение обусловлено длительным процессом  биологической эволюции и исторического  развития человечества. Социальность не противопоставляет людей остальной  природе. Соответственно своей биологической  организации человек безусловно принадлежит живой природе, царству  животных. Жизнедеятельность человеческого  организма основывается на фундаментальных  биологических механизмах, которые  составляют биологической наследство человека. Именно поэтому он включен  в систему природы, которая складывалась на протяжении большей части истории  развития планеты независимо от социального  фактора и сама же породила этот фактор. Человек составляет своеобразный и неотъемлемый компонент биосферы. Особенность биологической сущности человека заключается в том, что  она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы  движения материи. Из социальной сущности людей вытекают закономерности и  направления исторического развития человечества. Биологические процессы с необходимостью происходят в организме  человека и им принадлежит фундаментальная  роль в обеспечении важнейших  сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее, в популяциях людей  эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых  существ. Так, естественный отбор - движущий фактор эволюции живых организмов - утратил свое значение (например, в  видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам. Процесс индивидуального  развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и  сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована  в виде генетической информации в  ДНК (универсальный для всех живых  организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи из поколения  в поколение информации). Благодаря  ей, в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных  и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен  суммой знаний, умений, которые создаются, сохраняются и используются поколениями  людей в ходе развития человеческого  общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и общения в социуме. Данная особенность человека определяется понятием "социальной наследственности", присущей исключительно человеческому  обществу. 

14. 1. Доказательства  животного происхождения человека 

Идея о принадлежности человека к животному миру многократно  высказывалась мыслителями и  учеными в разные исторические эпохи, начиная с античных авторов. Однако заслуга строго научного, аргументированного доказательства животного происхождения  человека принадлежит Ч. Дарвину. В  своем знаменитом труде "Происхождение  человека и половой отбор" (1871) он собрал и обобщил огромный фактический  материал из области систематики, сравнительной  анатомии и эмбриологии. В этой работе он, в частности, подчеркивал, что  современные человекообразные обезьяны не являются предками человека, а имеют  с ним общее происхождение, общих предков. В дальнейшем к этому добавились многочисленные и убедительные факты в области сравнительной физиологии, биохимии, цитологии, генетики, молекулярной биологии, палеонтологии и других биологических наук.
 Поскольку в  курсе биологии средней школы  достаточно детально обсуждаются  сравнительно-анатомические и эмбриологические  доказательства животного происхождения  человека, остановимся лишь на  последних достижениях науки  в этой области, делая основной  акцент на сравнении человека  и его ближайших "родственников" - человекообразных обезьян.
 Сходство человека  с обезьянами давно обращало  на себя внимание. Как и у  всех обезьян, передние конечности  человека хватательные, имеют кисть,  свободно сгибающуюся и разгибающуюся;  большой палец противопоставлен  остальным; концевые фаланги снабжены  сводчатыми ногтями. В плечевом  поясе хорошо развиты ключицы,  обеспечивающие разнообразные и  сложные движения передних конечностей.  Черепная коробка крупная. Глазницы  расположены на фронтальной стороне  черепа, следовательно, обращены  прямо. Поле видимости каждого  глаза не изолировано, как у  большинства млекопитающих, которые  видят мир плоскостным, но перекрывается  одно другим - отсюда бинокулярное, стереоскопическое, объемное зрение. При этом оно и цветное. (По  данным Н.Н. Ладыгиной-Котс шимпанзе  различают 22 цвета и до 7 оттенков  одного тона). Человек и приматы,  в отличие от других млекопитающих,  обладают высокоразвитым головным  мозгом, имеющим затылочную долю  и выделяющиеся лобные доли. Наличие  затылочных долей связано с  развитием зрения, а лобные доли - с интеллектуальными способностями.  Весь же комплекс - способные к  манипуляциям передние конечности, высокоразвитые органы зрения  и головной мозг у обезьян  - фундаментальная предпосылка способности  к труду.
 При сравнении  организации головного мозга  человека, человекообразных обезьян  и других млекопитающих обнаруживаются  принципиальные отличия в строении  мозга приматов и всех других  животных. Так, лобная область  коры головного мозга у собаки  и кошки не превышает 2 - 3 % всей  коры, у макак составляет около  12 % коры, у шимпанзе - 15,5 %, у новорожденного  ребенка равна 15,2 %, а у взрослого  человека достигает 24 %. Лобные  доли, как уже отмечалось, связывают  с интеллектуальной деятельностью  человека. У обезьян же они  становятся ведущим аппаратом  управления синтетической деятельностью  мозга и имеют непосредственное  отношение к организации сложных  форм поведения. 
 С развитием  биохимии, генетики и молекулярной  биологии систематика получила  новые, весьма надежные и объективные  критерии для установления степени  филогенетического родства между  разными группами и отдельными  видами живых существ. Благодаря  использованию принципиально новых  методов, в систематике приматов  были получены поразительные  данные, подтверждающие наличие  "тесных родственных связей" между человеком и антропоидами. Так, детальное исследование хромосомных  наборов человека и высших  обезьян показало, что разница  в числе гомологичных пар хромосом (у человека - 23, у антропоидов  - 24) может быть объяснена образованием  в результате слияния двух  пар хромосом предковых антропоидов.  Парижская конференция генетиков  в 1975 г. одобрила таблицу гомологии  хромосом человека и трех видов  человекообразных обезьян - шимпанзе, гориллы и орангутанга. При  этом шимпанзе является самым  близким нашим сородичем с  почти таким же, как у нас,  кариотипом.
 Сегодня каждому  школьнику известно, что в хромосомах  находятся молекулы ДНК, отдельные  участки которых представляют  собой гены - носители генетической  информации. Совокупность всех генов  данного организма - генотип, определяет  совокупность его признаков и  свойств - фенотип. Генетики научились гибридизировать ДНК из разных видов организмов и установили важную закономерность - степень гибридизации молекул ДНК отражает степень сходства наборов генов у сравниваемых видов или степень филогенетического родства между ними (чем ближе филогенетическое родство, тем выше процент гибридизации их ДНК). Обратимся к конкретных данным, которые сами за себя говорят. Оказалось, что ДНК человека и птиц гибридизируется на величину 10 %, человека и мыши - на 19 %, человека и крупных млекопитающих - на 30 - 40 %, человека и макака-резуса - на 66 - 74 %, а человека и шимпанзе - на 90 - 98 %. 

14. 2. Палеонтологические  данные о происхождении приматов  и человека 

В год выхода в  свет книги Ч. Дарвина "Происхождение  человека" палеонтологические данные о предках современного человека практически отсутствовали. С поразительным  научным предвидением, интуицией  и обстоятельностью Ч. Дарвин выдвинул гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка, предсказал грядущие ископаемые находки, указывал на особое сходство человека, шимпанзе и гориллы, предположил, наконец, что  родиной людей была Африка. Все  это вполне убедительно подтверждается в наши дни.
 За истекшие  сто с лишним лет найдено  и изучено большое количество  ископаемых останков вымерших  человекообразных обезьян и древнейших  людей (многие из которых были  обнаружены именно на Африканском  континенте). Палеонтологические данные  дают возможность уже сегодня  составить представление о возникновении  и становлении человека, о родстве  человека и современных антропологических  обезьян. Как видно из приведенной  ниже таблицы общим предком  всех современных представителей  семейства Гоминиды является  дриопитек. Эти древние человекообразные  обезьяны обитали уже 25 млн.  лет тому назад на Африканском  и Европейском континентах. Они  вели древесный образ жизни,  питались, по-видимому, плодами, так  как их коренные зубы, покрытые  тонким слоем эмали, не были  приспособлены для пережевывания  грубой пищи. Их головной мозг  уступал по объему мозгу современных  человекообразных обезьян и составлял  ~ 350 см3. Известны остатки 6 видов  дриопитеков. Считают, что один  из них и дал начало гоминидам. 
 
 

Примерно 6-8 млн. лет  назад в результате дивергенции  произошло формирование двух эволюционных ветвей - одной, ведущей к современным  человекообразным обезьянам, и другой - ведущей к человеку.
 Первыми в ряду  предков современного человека  стоят австралопитеки, которые появились  в Африке около 4 млн. лет  назад. Австралопитеки, так называемые "обезьянолюди", населяли открытые  равнины и полупустыни, жили  стадами, ходили на нижних (задних) конечностях, причем положение  тела было почти вертикальным. Руки, освободившиеся от функции  передвижения, могли использоваться  для добывания пищи и защиты  от врагов. Недостаток растительной  пищи (плодов тропических деревьев) восполнялся мясной (за счет охоты). Об этом говорят найденные  вместе с останками австралопитеков раздробленные кости мелких животных. Головной мозг достигал объема 550 см3. Появление этих видов "человекообезьян", с присущим им прямохождением, связывают с похолоданием климата и резким сокращением площадей, занятых тропическими лесами, что заставило австралопитеков "приноравливаться" к существованию на открытой местности.
Homo habilis ("человек  умелый"), по общему мнению, представлял  собой первый известный вид  Homo - человек. Этот вид существовал  около 2-1,5 млн. лет назад в  Восточной и Южной Африке, в  Юго-Восточной Азии. Ростом "человек  умелый" был около 1,5 м. Его  лицо имело еще архаичную форму  с надглазничными валиками, плоским  носом и выступающими вперед  челюстями. Но мозг стал крупнее  (до 775 см3), чем у австралопитеков.  Кости рук и ног кажутся  более современными, а первый  палец уже не противопоставлен  другим. Остатки материальной культуры  позволяют считать, что эти  "перволюди" строили несложные  укрытия в виде изгородей, защищающих  от ветра, и примитивных хижин  из камней и веток. Они изготовляли  каменные орудия в виде рубил  (чопперов), скребков, топоровидных  орудий (необходимо отметить, что  в находках отсутствуют орудия  повторяющихся форм). Есть данные, что Homo habilis пользовался огнем.
 От Homo habilis, вероятно, произошел Homo erectus ("человек прямоходящий"). Более крупный, обладающий большим  мозгом и более высокоразвитым  интеллектом, с более совершенной  техникой изготовления орудий, этот  человек раннего каменного века  освоил новые места обитания, заселив небольшими группами  Африку, Европу и Азию. "Человек  прямоходящий" по строению тела  во многих отношениях походил  на современного человека. Его  рост составлял 1,6 - 1,8 м, а вес  - 50 - 70 кг. Объем головного мозга  достигал 880 - 1100 см3. "Человек прямоходящий" широко пользовался различными  орудиями из камня, дерева и  костей; был активным охотником.  Охота осуществлялась достаточно  большим количеством участников, а это позволяло нападать на  крупную дичь. Для Homo erectus характерно  было устраивать жилище в виде  хижин, использовать пещеры. Внутри  жилья устраивался примитивный  очаг. Огонь уже систематически  использовался для обогрева и  приготовления пищи, сохранялся  и поддерживался. На этом этапе  эволюции человека действовал  жесткий естественный отбор и  острая внутривидовая борьба  за существование - разбитые кости  человеческих конечностей, человеческие  черепа с выломанным основанием  свидетельствуют о каннибализме Homo erectus.
 В период ледниковой  эпохи на Земле существовал  Homo sapiens neanderthalensis - Неандерталец. Этот  преимущественно европейский подвид  был, вероятно, лишь боковой ветвью  того эволюционного древа, от  которого произошел современный  человек (надо отметить, что в  науке вопрос о неандертальцах, их филогенетических связях является  весьма дискуссионным). Неандерталец  был низкорослым и коренастым (рост - до 1,7 м, вес - до 75 кг). Череп  массивный, с толстыми надглазничными  валиками и покатым лбом. В  то же время по объему головного  мозга (до 1500 см3) неандерталец превосходил  современного человека. Неандертальцы  занимались охотой и рыболовством, охотились, в частности, на  таких крупных животных как  мамонты; изготовляли одежду из  шкур, строили жилища, умели добывать  огонь. Их орудия характеризуются  тонкостью отделки и повторяемостью  формы. Они изготавливали топоры, рубила, ножи, наконечники к копьям, рыболовные крючки. Захоронения,  ритуалы и зачатки искусства  говорят о том, что неандертальцы  в большей степени обладали  самосознанием, способностью к  абстрактному мышлению, были в  большей степени "социальны", чем их предок Homo erectus. Предположительно, неандертальцам была свойственна  речь. Неандертальцы явились первыми  людьми, которые систематически  хоронили умерших. Погребение  умерших было обрядом. Скелеты  обнаруживали в ямах, вырытых  в полу пещер. Многие были  уложены в позу спящего человека и снабжены предметами быта - орудия труда, оружие, куски жареного мяса, подстилка из лесного хвоща, а также убраны цветами. Все это свидетельствует о том, что неандертальцы придавали значение жизни и смерти отдельного человека и, возможно, имели представление о загробном существовании.
 Первыми свидетельствами  о возникновении вполне современного  человека, относящегося к подвиду  Homo sapiens, были находки останков  человека в гроте Кро-Маньон  на юго-западе Франции в 1868 г. Впоследствии многочисленные  останки кроманьонцев были обнаружены  в различных районах Европы, Африки, Азии, Америки и Австралии. Некоторые  палеоантропологи считают, что  кроманьонцы появились на Африканском  континенте, а потом распространились  на все остальные.
 Кроманьонцы были  выше ростом (до 1,8 м) и менее  грубо сложены, чем неандертальцы.  Голова была относительно высокая,  укороченная в направлении лицо-затылок,  а черепная коробка более округлая  и содержала мозг, средний объем  которого составлял 1500 см3. Имелись  и другие новые характерные  особенности - голова посажена  прямо, лицевая часть прямая  и не выступает вперед, надглазные  валики отсутствуют или развиты  слабо, нос и челюсти сравнительно  невелики, зубы сидят теснее, хорошо  развит подбородочный выступ. По  сравнению с неандертальцами  кроманьонцы производили значительно  более тщательно изготовленные  ножи, скребки, пилы, наконечники,  сверла и другие каменные орудия. Около половины всех инструментов  было сделано из кости. Для  изготовления изделий из рога, дерева и кости применялись  каменные резцы. Кроманьонцы делали  и такие новые орудия, как иглы  с ушками, крючки для ловли  рыбы, гарпуны и копьеметалки. Все  эти, казалось бы, простые орудия  в огромной степени способствовали  освоению человеком окружающего  мира. В этот период начинается  одомашнивание животных и окультуривание  растений человеком. Возможность  жить в условиях ледникового  период обеспечивалось более  совершенными жилищами и появившимися  новыми видами одежды (штаны, парки  с капюшонами, обувь, рукавицы), систематическое  использование огня. В период  с 35 до 10 тысяч лет назад кроманьонцы  прошли эпоху своего доисторического  искусства. Круг произведений  был широк - гравюры животных  и людей на небольших кусочках  камня, костей, оленьих рогов;  глиняные и каменные скульптуры  и рельефы; рисунки охрой, марганцем  и древесным углем, а также  гравированные изображения на  стенах пещер; изготовление ожерельев,  браслетов и колец.
 Захоронения кроманьонцев, обнаруживаемые в столь удаленных  друг от друга местах, как, например, Франция и Россия, дают ключ  к пониманию жизни этих людей.  Изучение скелетов говорит о  том, что продолжительность жизни  у кроманьонцев была существенно  выше, что у неандертальцев, что  свидетельствует о более высоком  социальном статусе и росте  "богатства" кроманьонцев. Наличие  "бедных" и "богатых" захоронений  (количество украшений, различных  орудий, предметов быта, помещенных  в могилу при совершении похоронного  обряда) могут говорить о начале  социального расслоения первобытного  общества.
 Высокий уровень  социальности человека, способность  к совместной производительной  деятельности, развитие все более  совершенных орудий труда, жилища, одежды, уменьшали зависимость человека  от условий окружающей среды,  и поэтому эволюция человека  вышла из-под ведущего действия  биологических законов развития  и направляется теперь законами  социальными. 

14. 3. Движущие силы  антропогенеза 

Проследить происхождение  человека как существа социального  непосредственно из биологического невозможно, так как связь между  ними опосредованная - через психическое. Становление социальности человека происходит в ходе преобразования психики  животных в сознание человека, основанное на общественных отношениях, сознательной и трудовой деятельности. Предпосылки  к возникновению социальности человека, его развитой речи и мышления, складывались в ходе биологической эволюции, приведшей  к формированию комплекса морфо-анатомических  и психофизиологических особенностей, обусловливающих его уникальность в мире живых существа нашей планеты. Говоря об уникальных свойствах человека, не следует думать, что между животными  и человеком пролегает "бездонная  пропасть", что появление человека (как считают некоторые ученые) произошло в результате некоего  эволюционного "скачка".
 Так, сравнительные  анатомические исследования головного  мозга у разных млекопитающих  свидетельствуют о прогрессивном  его развития в эволюционном  ряду видов - от примитивных  к высшим, достигая максимального  развития у человекообразных  обезьян. Палеонтологические данные  о головном мозге предковых  форм современного человека говорят  о более или менее "плавном"  увеличении его объема и развития  центров речи (центр Брока) и  понимания звуковых сигналов (центр  Веронике).
 Способность к  орудийной деятельности, которая  часто рассматривается как уникальная  особенность человека, свойственна  в значительной степени и современным  антропоидам. На основании палеонтологических  данных о гоминидах можно говорить  о существовании прямой зависимости  между совершенствованием орудийной  деятельности и прогрессивном  развитии головного мозга и  передней конечности (руки) у предков  современного человека. Социальная  природа человека также возникла  не на "пустом месте". Современная  этология (науки о поведении животных) располагает обширными данными  о социальном поведении животных  многих видов. Особый интерес  представляют исследования социальной  организации у человекообразных  обезьян. В стадно-групповой организации  антропоидов отчетливо просматриваются  преимущества социального образа  жизни:
1) организованность  на базе поведения по типу "доминирования  - подчинения", строгая иерархия  членов группы (стада) способствует  вытеснению агрессивности между  ними;
2) под руководством  вожака могут осуществляться  совместные действия членов группы;
3) в пределах группы (стада) имеет место постоянная  взаимопомощь;
4) большую роль  в поведении членов группы (стада)  антропоидов играет обучение;
5) в группе (стаде)  существует система разнообразных  средств общения (сигналов) - мимика, позы, жесты, звуки, которые усиливают  контакты и взаимопомощь в  процессе совместных действий.
 Движущей силой  развития сообщества антропоидов  послужил групповой отбор, значение  которого было подчеркнуто еще  Ч. Дарвином: "Естественный отбор  действует на уровне группы  на отдельные особи путем сохранения  тех изменений, которые выгодны  для сообщества. Сообщество, заключающее в себе много наделенных полезными качествами особей, увеличивается в числе и остается победителем на другими, менее благоприятствующими". В.М. Бехтерев, обсуждая вопрос о роли группового отбора в становлении и развитии социальных форм поведения антропоидов, писал: "В борьбе за существование наибольшие шансы дает не индивидуальная приспособленность, а большая согласованность действий".
 Противопоставление  человека животным на основании  наличия у него речи и способности  к высшему, ассоциативному мышлению  было традиционным в науке  начала ХХ в. и еще нередко  встречается сегодня. Однако, уже  Ч. Дарвин в своей книге "О  выражении ощущений у человека  и животных" (1872) показывает сходство  мимики у человека и обезьян  и определяет, что мимика, выражение  эмоций является средством коммуникации. В этой работе Ч. Дарвин утверждает, что интеллект человекообразной  обезьяны отличается от человеческого  только количественно, но не  по качеству. О высоком уровне  интеллектуальных способностей  антропоидов говорил и И. П.  Павлов, поражаясь тому, "каким  манером человек ухитряется вырыть  столь глубокую яму между собой  и животными...". И далее: "Когда  обезьяна строит свою вышку,  чтобы достать плод, то "это  условным рефлексом назвать нельзя. Это есть случай образования  знания, уловление связи вещей.  Это - другой случай. Тут нужно  сказать, что это есть начало  образования знания, улавливания  постоянной связи между вещами - то, что лежит в основе всей  научной деятельности, законов причинности  и т.д.".
 В настоящее  время наука располагает многочисленными  свидетельствами необыкновенных  интеллектуальных способностей  человекообразных обезьян, полученными  в результате исследований зоологов-приматологов, физиологов, зоопсихологов, медиков  и психологов, работающих с антропоидами. Например, многими исследователями  установлена способность шимпанзе  к классифицированию предметов,  различению их множеств, нахождению  середины количества. Так, 4-х летняя  шимпанзе легко отделяла фотографии  с живыми объектами от изображений  неживых, детей - от взрослых, полное - от частного изображения. Точность  различения была до 89 %, такая же, как и у человеческого ребенка  ее возраста. Разными исследователями  в строго контролируемых экспериментах  было показано, что шимпанзе на  ощупь точно определяет предметы, которые порою видели лишь  однажды, или, наоборот, узнавали  зрительно предмет, который раньше  только ощупывали. Как считают  специалисты, шимпанзе по способности  абстрагировать такие свойства  предметов, как размер, форма,  цвет, длина, ширина и т.д., подобны  детям 2 - 3 лет, а по возможности  проектировать отдельные действия  в окружающей среде достигают  уровня ребенка 4 - 7 лет. 
 Большой интерес  представляют факты самоузнавания  шимпанзе и орангутанга в зеркале.  Обезьянам (незаметно для них)  мелом или краской смазывали  недоступные прямой видимости  участки головы, а затем предъявляли  зеркало. Антропоид, "опознав"  себя, хваталась за те места,  которые были измазаны. Многие  исследователи считают самоузнавание  высшей формой ассоциативного  поведения в животном мире. На  сегодня установлено, что человек,  шимпанзе и орангутанги - единственные  из всех существ на Земле,  узнающие себя в зеркале. (Примечательно,  что умственно отсталые люди  не узнают себя в зеркале!). Что же касается других представителей  млекопитающих, традиционно считающихся  "интеллектуалами" - собак, кошек  - то собственное отражение в  зеркале вызывает у них либо  агрессию ("соперник"), либо любопытство  ("незнакомец").
 Особого упоминания  заслуживают исследования, начатые  в конце 60-х годов американскими  психологами А. и Б. Гарднерами, а затем проводимые и другими  исследователями. Речь идет об  обучении шимпанзе языку глухонемых ("армсленгу"). Результаты, получаемые в этих исследованиях (сами по себе поразительные), убедительно подтверждают очень близкое филогенетическое родство антропоидов и человека. В экспериментах разных исследователей шимпанзе и гориллы осваивали до 500 - 700 слов-знаков, умели составлять комбинации (из 2 - 5 слов), использовать освоенные знаки в совсем непредусмотренных экспериментаторами ситуациях, адекватно происходящему действию. Обезьяны изобретают и новые знаки-слова. В возрасте 6 - 7 лет у обучаемых обезьян исследователи зарегистрировали пик "сочинительства" - они придумывали до 6 - 9 новых слов в месяц. После 7 лет эта способность снижалась. Наконец, особенно впечатляющие факты - это обмен знаками между владеющими армсленгом шимпанзе между собой ("беседа", обмен информацией) и обучение знаковому языку одним антропоидом другого. Так в эксперименте Гарднеров, самка-шимпанзе, владеющая армсленгом, обучала ему своего детеныша, который освоил более 200 знаков-слов и пользовался или при общении не только с матерью, но и с людьми-экспериментаторами.
 При попытке  реконструкции процесса происхождения  человека от антропоидных предков  и определении движущих сил  (факторов) антропогенеза, вырисовывается  следующая картина.
 Представителям  царства животных свойственно  (в отличие от других царств  живых организмов) поведение, т.е.  способность изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних  и внешних факторов. Поведенческие  реакции обеспечивают быстрые  приспособления организма в течение  его индивидуальной жизни к  изменяющимся условиям среды  (без изменения их морфофизиологической  организации). В ходе эволюции  животных все более важное  место в их поведении занимают  индивидуально приобретенные компоненты, обусловленные различными формами  обучения, а также развитие социального  поведения. Эволюция поведения  животных сопряжена с прогрессивным  развитием у них нервной системы,  обусловленным действием естественного  отбора, направленного на отбор  особей с более совершенной  ее организацией. Эти ведущие  эволюционные тенденции в развитии  животных становятся наиболее  выраженными в эволюции высших  позвоночных (млекопитающих) и  особенно ярко проявляются в  эволюции приматов.
 Прогрессивное  развитие головного мозга (и  прежде всего коры больших  полушарий), появление способности  к орудийной деятельности и  сложных форм социального поведения  у антропоидов - вот предпосылки  появления человека.
 Изменение условий  обитания древних антропоидов  (австралопитеков) - переход от древесного  образа жизни к обитанию в  степных условиях - привели к прямохождению  и, соответственно, к высвобождению  передних конечностей. Это, в  свою очередь, способствовало  развитию орудийной деятельности  с помощью случайно подбираемых  предметов. Недостаток растительной  пищи стимулировал хищничество  и совместные действия антропоидов  при охоте, что при стадном  образе жизни усиливало значение  социального поведения. Тем не  менее, австралопитеки находились  на прегоминидальной стадии антропогенеза,  так как уровень развития головного  мозга не мог обеспечить способности  к изготовлению орудий и возникновение  настоящей речи. Однако, уже на  этом этапе, по-видимому, начинаются  процессы прогрессивного развития  верхних конечностей и головного  мозга под действием естественного  отбора, направленного на совершенствование  умения применять орудия, повышение  способности к ручному труду  и социабильности. Проводя аналогию  с процессом онтогенеза современного  человека, антропологи предполагают, что развития речи не могло  произойти прежде, чем объем мозга  достигнет 750-800 см3. Объем мозга  "человека умелого" достигал  этого значения, что в сочетании  с некоторыми анатомическими особенностями дает возможность предполагать появление у них примитивной речи. Мышление и речь развиваются единым комплексом и на основании палеонтологических данных мы знаем, что на этой стадии гоминиды приобретают способность к изготовлению примитивных орудий, использованию огня, постройке укрытий и примитивных хижин. У последующих предковых форм современного человека ("человека прямоходящего", неандертальцев) продолжается процесс прогрессивного развития головного мозга, совершенствование умений в изготовлении разнообразных орудий и предметов быта, повышение уровня социальности.
 На всех этих  этапах антропогенеза ярко выражена  внутривидовая борьба за существование  и главным фактором эволюции  гоминид выступает естественный  отбор (конкретная форма его  - групповой отбор).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.