Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы привлечения заемных средств

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯ  ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ (МФПА)
Факультет Финансов  
 

Специальность   Кафедра  
  (код)   (аббревиатура)

КУРСОВАЯ  работа

     На тему

    «Формы привлечения заемных средств»
 
 
 
 
 
 
Студент
Меньшикова  Ольга Сергеевна     
  (Ф.И.О.  полностью)   подпись
Руководитель         
  (Ф.И.О.)   подпись
Заведующий  кафедрой        
  (Ф.И.О.)   подпись
 
 
 
 
МОСКВА 2011 г.
                                             Содержание
    Введение…………………………………………………………………3
    1.Понятие  заемного капитала………………………………………….6
    2.Управлечение  привлечением заемных средств…………………….8
    3.Политика  формирования заемного капитала……………………...19
    3.1.Эффект  финансового рычага………………………………….......20
    3.2.Политика  привлечения заемных средств………………………...23
    4.Структурные показатели…………………………………………….35
    Заключение……………………………………………………………...39
    Список  литературы………………………………………………….....41
    Приложение…………………………………………………………….42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               
    Введение
Финансовые  средства предприятий являются основой  финансовой системы всей страны. Они  занимают отделяющее положение в  этой системе, так как охватывают важнейшую часть всех денежных отношений  в стране, а именно, финансовые отношения  в сфере общественного денежного  воспроизводства страны. Финансовую политику формирует государство, оно  также определяет порядок образования, распределения и использования  средств централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий. С помощью финансовых средств  предприниматели выявляют огромные резервы в совершенствовании  финансирования и организации своей  работы, оптимизации структуры капитала, которые обеспечивают рост объемов  производства и реализации прибыли, сбалансированность материальных и  финансовых ресурсов. Основной принцип  финансов предприятий - выравнивание возможностей получения прибыли с преодолением риска от авансирования денежных средств в различные сферы  предпринимательской деятельности. В финансировании с помощью заёмных  средств уделяется много внимания стимулированию коммерческой инициативы, росту производительности труда.
Управление  заемными средствами имеет большое  значение как для крупных компании, где оборотные средства составляют более половины всех ее активов, так  и для небольших компаний, у  которых краткосрочные обязательства  являются основным источником финансирования.
В настоящей  курсовой работе дается определение  заемных средств, раскрывается политика формирования, значение в деятельности предприятия, финансовые методы управления. Вместе с этим в курсовой работе, используется теоретические основы повышения эффективности использования  заемных средств.
Каждое  предприятие, начиная свою производственно-хозяйственную  деятельность, должно располагать определённой денежной суммой. На эти денежные ресурсы  предприятие закупает на рынке или  у других предприятий по договорам  сырьё, материалы, топливо, оплачивает счета за электроэнергию, выплачивает  своим работникам заработную плату, несёт расходы по освоению новой  продукции, всё это представляет собой один из важнейших параметров хозяйствования, который получил  название «заемные средства».
В условиях рыночных отношений заемные средства приобретают особо важное значение. Ведь они представляют собой часть  производительного капитала, которая  переносит свою стоимость на вновь  созданный продукт полностью  и возвращается к предпринимателю  в денежной форме в конце каждого  кругооборота капитала. Таким образом, оборотные средства являются важным критерием в определении прибыли  предприятия.
Таким образом, заёмные средства могут  служить важным инструментом экономического стимулирования, контроля за экономикой страны и управлению финансовыми  ресурсами. Этим объяснятся мой интерес  к данной работе. Ее цель - проанализировать финансирование предприятия в целом, а также формы финансирования, с акцентированием внимания на формы предоставления заёмных средств, методов их оценки и управления.
В настоящее  время многие предприятия финансируют  свою деятельность как за счет собственных, так и заемных средств.
Прежде  всего, заемные средства необходимы для финансирования растущих предприятий, когда темпы роста собственных  источников отстают от темпов роста  предприятия, для модернизации производства, освоения новых видов продукции, расширения своей доли на рынке, приобретения другого бизнеса и т.д. Инфляция и недостаток собственных оборотных  средств вынуждают большинство  предприятий привлекать заемные  средства для финансирования оборотного капитала. Преимуществом финансирования за счет долговых источников является нежелание владельцев увеличивать  число акционеров, пайщиков, а также  относительно более низкая себестоимость  кредита по сравнению со стоимостью акционерного капитала, которая выражается в эффекте финансового рычага. Заемный капитал - это совокупность заемных средств, приносящих предприятию  прибыль. 
 
 
 
 
 

    1.   Понятие заемного капитала.
    Заемный капитал – это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого  кредита или эмиссионного займа  на основе возвратности. Необходимость  привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным  расчетом потребности в оборотных  средствах. В состав заемных средств  входят финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных  учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др. В бухгалтерском  учете заемные средства и кредиторская задолженность отражаются отдельно. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемных средств и  в узком смысле – собственно финансового  кредита. Разница между заемными средствами в широком и узком  смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение  заемных средств – это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению  дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует  о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных  средств. С другой стороны, предприятие  обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик  эффективности управленческих финансовых решений – величина и эффективность  использования заемных средств.
    Заемный капитал может использоваться как  для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для  каждого производственного цикла. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Управление привлечением заемных средств
    Эффективная хозяйственная деятельность торгового  предприятия невозможна без постоянного  привлечения заемных средств. Использование  этих средств позволяет существенно  расширить объем реализации товаров  и формируемых товарных запасов, обеспечить более эффективное использование  собственного капитала, ускорить образование  различных целевых фондов, а в  конечном счете - повысить рыночную стоимость  предприятия.
    Хотя  отправную точку любого бизнеса  составляет собственный капитал, на предприятиях торговли объем заемных  средств значительно превосходит  объем собственного капитала. В связи  с этим управление привлечением заемных  средств является одной из важнейших  функций торгового менеджмента, направленной на достижение высоких  конечных результатов деятельности предприятия.
    Управление  привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс  их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями торгового предприятия  на различных этапах его развития. Основная цель этого управления состоит  в обеспечении наиболее эффективных  условий и форм привлечения этих средств и рационального их использования. (Таб.1)
Процесс управления привлечением заемных средств  на торговом предприятии включает следующие основные этапы
    1. Анализ привлечения и использования  заемных средств в плановом  периоде. Целью такого анализа  является выявление состава и  форм привлечения заемных средств  предприятием, а также эффективность  их использования.
    На  первой стадии анализа изучается  динамика общего объема привлечения  заемных средств в предплановом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных  финансовых ресурсов, объема реализации товаров и суммы активов предприятия.
    На  второй стадии анализа определяются основные формы привлечения заемных  средств, анализируется в динамике удельный вес финансовых кредитов, товарных кредитов и устойчивых пассивов в общей сумме заемных средств  торгового предприятия.
    На  третьей стадии анализа определяется период привлечения заемных средств. В этих целях проводится их группировка  по привлечению на кратко- и долгосрочной основе, изучается динамика состава  заемных средств по этому признаку и их соответствие объему оборотных  и внеоборотных активов.
    На  четвертой стадии анализа изучается  состав конкретных кредиторов предприятия  и условия предоставления ими  финансового и товарного кредитов. Эти условия анализируются с  позиций их соответствия текущей  конъюнктуре финансового и потребительского рынков.
    На  пятой стадии анализа изучается  эффективность использования заемных  средств в целом и отдельных  их форм на предприятии. В этих целях  используются показатели среднего периода оборота и уровня рентабельности заемных средств. Первый из этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.
    Результаты  этого анализа служат для оценки целесообразности использования заемных  средств на предприятии в сложившихся  объемах и формах.
    2. Определение целей привлечения  заемных средств в плановом  периоде. Заемные средства привлекаются  торговым предприятием на строго  целевой основе, что является  одним из условий последующего  эффективного их использования.  Основными целями привлечения  заемных средств торговыми предприятиями  являются:
    а) пополнение планируемого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее  время большинство предприятий  торговли не имеют возможности финансировать  полностью эту часть оборотных  активов за счет собственного капитала (т.е. использовать умеренную модель финансирования активов). Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств. В системе  целей привлечения заемных средств  торговыми предприятиями эта  цель на современном этапе является приоритетной;
    б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую  бы модель финансирования активов не использовало торговое предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных  активов частично или полностью  финансируется за счет заемных средств;
    в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных  средств в этом случае выступает  необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов торгового  предприятия (новое строительство, реконструкция). Для этой цели заемные  средства привлекаются обычно на долгосрочной основе;
    г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях  заемные средства привлекаются для  выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;
    д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется на короткие сроки и в небольшом объеме.
    3. Определение предельного объема  привлечения заемных средств.  Максимальный объем привлечения  заемных средств диктуется двумя  основными условиями:
    а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа, при котором его эффект будет максимальным. С учетом плановой суммы собственного капитала и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;
    б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. В рамках предельного объема заемных средств, формирующего наибольший эффект финансового  левериджа, определяется соотношение собственного и заемного капитала, обеспечивающее достаточную финансовую устойчивость предприятия в предстоящем периоде не только с позиций самого торгового предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов (что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств).
    С учетом этих требований и ранее определенного  показателя финансовой структуры капитала торговое предприятие устанавливает  лимит использования заемных  средств в своей хозяйственной  деятельности.
    4. Определение соотношения заемных  средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет  потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств  основывается на целях их использования  в предстоящем периоде. На долгосрочный  период (свыше 1 года) заемные средства  привлекаются, как правило, для  расширения объема собственных  основных средств и формирования  недостающего объема инвестиционных  ресурсов (хотя при консервативном  подходе к финансированию активов  заемные средства на долгосрочной  основе привлекаются и для  обеспечения формирования оборотного  капитала). На краткосрочный период  заемные средства привлекаются  для всех остальных целей их  использования.
    Расчет  необходимого размера заемных средств  в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых  направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации  соотношения долго- и краткосрочных  их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.
    Полный  срок использования заемных средств  представляет собой период времени  с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода:а) срок полезного использования; б) льготный (грационный) период; в) срок погашения.
    а) срок полезного использования - это  период времени, в течение которого торговое предприятие непосредственно  использует предоставленные заемные  средства в своей хозяйственной  деятельности;
    6) льготный (грационный) период - это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;
    в) срок погашения - это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и  процентов по используемым заемным  средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата  основного долга и процентов  осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику.
    Расчет  полного срока использования  заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов  исходя из целей их использования  и сложившейся на финансовом рынке  практики установления льготного периода  и срока погашения.
    Средний срок использования заемных средств  представляет собой средний расчетный  период, в течение которого они  находятся в использовании на торговом предприятии.
    Он  определяется по формуле:
ССз = СПз /2 + ЛП + ПП / 2
где ССз - средний срок использования заемных средств,
СПз - срок полезного использования заемных средств;
ЛП - льготный (грационный) период;
ПП - срок погашения.
Средний срок использования заемных средств  определяется по каждому целевому направлению  привлечения этих средств, по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных  средств в целом.
Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе может быть оптимизировано также с учетом стоимости  их привлечения.
    5. Определение форм привлечения  заемных средств. Заемные средства  привлекаются для обслуживания  хозяйственной деятельности торгового  предприятия в следующих основных  формах: а) в форме товарного  кредита; б) в форме финансового  кредита; в) в прочих формах.
    Товарный  кредит занимает основное место среди  форм привлечения заемных средств  торговым предприятием на современном  этапе. Для привлекающих его торговых предприятий он является самой маневренной  формой финансирования за счет заемных  средств наименее ликвидной части  их оборотных активов - товарных запасов. При этом он позволяет автоматически  сглаживать сезонную потребность в  финансировании оборотных активов (их переменной части), связанную с  сезонным расширением объема реализации товаров. Особенно возрастает роль товарного  кредита при импорте товаров  в процессе осуществления торговым предприятием внешнеэкономических  операций.
    В современной практике выделяют следующие  основные виды товарного кредита:
    а) товарный кредит с отсрочкой платежа  по условиям контракта. Это наиболее распространенный в настоящее время  вид товарного кредита, который  оговаривается условиями контракта  на поставку товаров и не требует  специальных документов по его оформлению;
    б) товарный кредит с оформлением векселем. Это один из наиболее перспективных  видов товарного кредита, получивший значительное распространение в странах с развитой рыночной экономикой и активно внедряемый в нашу хозяйственную практику. Вексельный оборот по товарному кредиту обслуживается простыми и переводными векселями (разница между ними состоит в том, что последний может быть передан любому третьему лицу путем индоссамента). Векселя по товарному кредиту выдаются по согласованию сторон со следующими сроками исполнения: по предъявлению; в определенный срок после предъявления; в определенный срок после составления; на определенную дату;
    в) товарный кредит по открытому счету. Он используется в хозяйственных  отношениях торгового предприятия  с его постоянными поставщиками при многократных поставках заранее  согласованного ассортимента товаров  мелкими партиями (хлебобулочных  изделии, молочной продукции и т.п.). В этом случае поставщик относит  стоимость отгруженных товаров  на дебет счета, открытого торговому  предприятию, которое погашает свою задолженность в обусловленные  контрактом сроки (обычно раз в месяц);
    г) товарный кредит в форме консигнации. Он представляет собой вид внешнеэкономической  комиссионной торговой операции, при  которой поставщик (консигнант) отгружает  товары на склад торгового предприятия (консигнатора) с поручением реализовать  их. Расчеты торгового предприятия  с консигнантом осуществляются лишь после того, как поставленный товар  реализован. В этом случае товарный кредит носит для торгового предприятия  самый безопасный в финансовом отношении  характер.
    В процессе привлечения различных  видов товарного кредита должны быть исключены внефинансовые формы воздействия на торговое предприятие со стороны кредиторов (навязывание ненужного ассортимента товаров и продукции низкого качества, требования прекращения коммерческих отношений с конкурентами продавца и т.п.).
    Основными кредиторами торговых предприятий  по этой форме кредита выступают  коммерческие банки, которые предоставляют  его в следующих основных видах:
    а) бланковый (необеспеченный) кредит. Как  правило, он предоставляется коммерческим банком, осуществляющим расчетно-кассовое обслуживание торгового предприятия. Хотя формально он и носит необеспеченный характер, но фактически обеспечивается размером дебиторской задолженности  предприятия и его средствами на расчетном и других счетах в  этом же банке. Этот кредит предоставляется  на краткосрочный период;
    б) контокоррентный кредит («овердрафт»). Этот вид кредита предоставляется  банком обычно под обеспечение, но это  требование не является обязательным. При предоставлении этого кредита  банк открывает торговому предприятию  контокоррентный счет, на котором  учитываются как кредитные, так  и расчетные его операции. Контокоррентный  счет используется в качестве источника  кредита в объеме, не превышающем  установленное в кредитном договоре максимальное отрицательное сальдо. Сальдирование поступлений и выплат по контокоррентному счету торгового предприятия происходит через установленные договором промежутки времени с расчетами кредитных платежей;
    в) открытие кредитной линии. Так как  потребность в краткосрочном  финансовом кредите не всегда может  быть предусмотрена с привязкой  к конкретным срокам его использования, договор о нем торговое предприятие  может оформить с банком предварительно в форме открытия кредитной линии. В этом договоре обусловливаются  сроки, условия и предельная сумма  предоставления финансового кредита, когда в нем возникнет реальная потребность. Обычно кредитная линия  открывается на срок до одного года;
    г) ломбардный кредит. Такой кредит может  быть получен торговым предприятием под заклад высоколиквидных активов (векселей, государственных краткосрочньк облигаций и т.п.), которые на период кредитования передаются банку. Размер кредита в этом случае соответствует определенной (но не всей) части стоимости переданных в заклад активов. Этот вид кредита носит краткосрочный характер;
    д) ипотечный кредит. Этот вид кредита предоставляют обычно банки, специализирующиеся на выдаче долгосрочных займов под залог основных средств или имущественного комплекса предприятия в целом («ипотечные банки»).
    Выбор форм и видов привлечения заемных  средств осуществляется торговым предприятием самостоятельно исходя из целей и  специфики его хозяйственной  деятельности.
3. Политика формирования заемного капитала
    Как финансировать внутренние нужды  компании.
    Любая компания должна оплачивать свои счета  так, чтобы еще оставалось достаточно денег на улучшение дела. Но основная цель бизнеса состоит в приращении стоимости предприятия, а значит и в увеличении богатства владельцев, посредством расширения дела. "Увеличение богатства владельца" - звучит довольно просто. Все, что для этого нужно, - это продавать хорошие товары и услуги дороже издержек их производства. Однако, прежде чем вы начнете получать какую-либо выручку от продаж, вам  потребуются деньги, чтобы "запустить" бизнес. Но, даже поставив свое предприятие на ноги, вы не избавитесь от необходимости иметь внешний источник финансирования: вам может понадобиться дополнительная наличность, чтобы пережить спад или обновить производственные мощности и оборудование.
    Поскольку без денег деньги не сделаешь, компании часто сталкиваются с необходимостью брать дополнительные средства в  долг. В использовании заемных  денег для извлечения прибыли  проявляется действие механизма  заимствования; заем в данном случае используется в качестве "рычага": он повышает потенциал заемщика в  производстве прибыли. Если вы соединяете собственные средства (ваш капитал) с заимствованными деньгами, вы тем  самым увеличиваете объем капитала, который можно вложить в дело. Покуда ваша норма прибыли на заемные  средства превышает процент, который  вы платите за этот заем, ваши дела идут хорошо. Однако механизм заимствования  - палка о двух концах: он может увеличить вашу прибыль, но может и принести убытки.
    Заимствование осложняется тем, что имеет множество  источников, и с каждым из них  связаны свои преимущества и недостатки, издержки и выгоды. Задача финансового  менеджера - найти такое сочетание  источников финансирования, которое  имело бы наименьшую цену. Процесс  этот динамичный, поскольку изменение  экономических условий сказывается  и на стоимости кредита.
    Помимо  поиска источников финансирования финансовый менеджер должен следить за эффективностью расходования средств. У большинства  компаний потенциальных статей расхода  множество, а размеры капитала ограниченны. Чтобы выбрать наиболее рациональный способ расходования средств, управляющему финансами необходимо разработать  такую методику отбора, которая позволила  бы безошибочно определить варианты, более других соответствующие целям  компании.
3.1. Эффект финансового рычага
    Одним из основных инструментов, как говорилось выше, применяемых финансовыми менеджерами, является так называемый эффект финансового  рычага.
    Эффект  финансового рычага (ЭФР) - это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию  кредита, несмотря на платность последнего.
    Действие  ЭФР легко проследить на следующем  примере. Возьмем два предприятия (А и Б) и произведем для них  расчет рентабельности собственных  средств (РСС):
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.