На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Классификация электрооборудования автомобиля

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 12.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение  
Общие требования
i автомобильному электрооборудованию  
Классификация электрооборудования автомобиля  
Электрооборудование автомобиля представляет собой СЛОЖНЫЙ комплекс взаимосвязанных электротехнических и электронных систем, приборов и устройств, обеспечивающих надежное функционирование двигателя, трансмиссии и ходовой части, безопасность движения, автоматизацию рабочих процессов автомобиля и комфортные условия для водителя и пассажиров.  
Автомобильное электрооборудование включает в себя следующие системы и устройства:  
электроснабжения;  
электроетартерного пуска двигателя внутреннего сгорания;  
освещения, световой и звуковой сигнализации;  
электронные системы управления агрегатами автомобиля;  
информации и контроля технического состояния автомобиля и его агрегатов;  
электропривода;  
подавления радиопомех;  
коммутационные, защитные устройства и электропроводку. В систему электроснабжения входят генераторная установка и аккумуляторная батарея. К системе электростартерного пуска относят аккумуляторную батарею, электростартер, реле управления (дополнительные реле и реле блокировки) и электротехнические устройства для облегчения пуска двигателя. Система зажигания обеспечивает воспламенение рабочей смеси в цилиндрах бензинового двигателя искрой высокого напряжения, возникающей между электродами свечи зажигания.

Помимо свечей, к системе зажигания относятся катушка зажигания, прерыватель--распределитель, датчик-рас пределитель, транзистор ный коммутатор, добавочный резистор, высоковольтные провода, наконечники и т.д. Система освещения и световой сигнализации объединяет осветительные приборы (фары головного освещения), светосигнальные фонари (габаритные огни, указатели поворота, стон-сигналы, фонари заднего хода и др.) и различные реле управления ими. Система информации и контроля включает в себя датчики и указатели давления, температуры, уровня топлива в баке, спидометр, тахометр, сигнальные (контрольные) лампы и пр. Электропривод (электродвигатели, моторедукторы, мотонасосы) находит все большее применение в системах стеклоочистки, отопления, вентиляции, предпускового подогрева двигателя, подъема и опускания антенны, блокировки дверей и в стеклоподъемниках. Используется разнообразная коммутационная и защитная аппаратура: выключатели, переключатели, реле различного назначения, контакторы, предохранители и блоки предохранителей, соединительные панели и разъемные соединения. Развитие электрооборудования автомобилей тесно связано с широким применением электроники и микропроцессоров, обеспечивающих автоматизацию и оптимизацию рабочих процессов, большую безопасность движения, снижение токсичности отработавших газов и улучшение условий работы водителей.
Количество и мощность потребителей электроэнергии на автомобилях постоянно увеличиваются. Соответственно, возрастает, мощность источников электрической энергии. На смену прежнему электрооборудованию приходят новые, более сложные по конструкции и схемным решениям электрические и электронные изделия и системы. От технического состояния электрооборудования во многом зависит эксплуатационная надежность и производительность автомобиля.    
 
 

1.1 Генераторные установки
Генераторная установка состоит из электрогенератора и регулятора напряжения. Они, вместе с элементами контроля работоспособности и защиты от возможных аварийных режимов, образуют систему электроснабжения автомобиля.
Генераторная установка обеспечивает питанием электропотребители, включенные в бортовую сеть автомобиля, и заряжает его аккумуляторную батарею при работающем двигателе.
даже на холостом ходу двигателя генератор должен развивать мощность, достаточную для электропитания наиболее важных потребителей. В мировой практике генераторные установки на холостом ходу двигателя развивают 40-50% от номинальной мощности.
Напряжение в бортовой сети автомобиля должно быть стабильно в широком диапазоне изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя и нагрузок.
Стабильность напряжения, обеспечиваемая работой регулятора, является непременным условием надежной работы аккумуляторной батареи и других электропотребителей.
Превышение напряжения сверх допустимых пределов служит причиной перезаряда аккумуляторной батареи с последующим выходом ее из строя, пониженное напряжение вызывает недозаряд батареи. Увеличение напряжения на 10% сверх номинального снижает срок службы ламп примерно на 50%.
Генераторные установки рассчитаны на номинальное напряжение 14 и 28 В. Напряжение 28 В характерно для автомобилей с дизелем. Однако на дизельных автомобилях, например, на автомобилях ЗИЛ 5301 (<Бычок»), ЗИЛ 4331, ЗИЛ 13 ЭГЯ возможна и двухуровневая система: 14 В непосредственно на генераторе для электроснабжения основных потребителей, 28 В - на выходе трансформаторновыпрямительного блока для подзарядки аккумуляторной батареи.
Генераторные установки выполняются по однопроводной схеме, в которой с корпусом соединен отрицательный полюс системы. Отечественной нормативной документацией предусматривается изготовление установок и по двухпроводной схеме, но практически такое исполнение не реализуется.
Генераторная установка питает ботовую сеть автомобиля постоянным током. Однако известно, что механическую энергию можно преобразовать в электрическую только посредством переменного тока. Поэтому ранее автомобили снабжались выпрямителем-коллектором со щетками в генераторах постоянного тока, а теперь - полупроводниковым выпрямителем в повсеместно применяющихся автомобильных вентильных генераторах.
для питания вспомогательных устройств, например, реле блокировки стартера, трансформаторно-выпрямительного блока систем на два уровня Напряжения, тахометра и т.п., используется переменный ток, вырабатываемый генератором. В последнее время наблюдается тенденция использовать переменный ток и для управления раббтой регулятора напряжения самой генераторной установки.
Генераторная установка - достаточно надежное устройство, способное выдержать повышенные вибрации двигателя, высокую подкапотную температуру, воздействие влажной среды, грязи и т.п. Принцип действия вентильного электрогенератора и его принципиальное конструктивное устройство одинаковы как у отечественных, так и у зарубежных образцов.  

1.2 Принцип действия вентильного генератора
Преобразование механической энергии, которую автомобильный генератор получает от двигателя внутреннего сгорания через ременную передачу, в электрическую происходит, как и в любом генераторе, в соответствии с явлением электромагнитной индукции.
Суть явления состоит в том, что, если изменять магнитный поток, пронизывающий катушку, витки которой выполнены из проводящего материала, например, медного провода, то на выводах катушки появляется электрическое напряжение, равное произведению числа ее витков на скорость изменения магнитного потока. Совокупность таких катушек образует в генераторе обмотку статора. Возможны два варианта изменения магнитного потока: по величине и направлению, что обеспечивается в щеточной конструкции вентйлъного генератора, или только по величине, что характерно для индукторного бесщеточного генератора. для образования магнитного потока достаточно пропустить через катушку электрический ток. Эта катушка образует обмотку возбуждения. Сталь, в отличие от воздуха, хорошо проводит магнитный поток. Поэтому основные узлы генератора, в которых происходит преобразование механической энергии в электрическую, состоят из стальных участков и обмоток, в которых создается магнитный поток при протекании в них электрического тока (обмотка возбуждения), и возникает электрический ток при изменении этого потока (обмотка статора).
Обмотка статора с его магнитопроводом образует собственно статор, главную неподвижную часть, а обмотка возбуждения с полюсной системой и некоторыми другими деталями (валом, контактными кольцами) - ротор, главную вращающуюся часть.
Питание обмотки возбуждения осуществляется от источника постоянного тока, например, от аккумуляторной батареи или от самого генератора. В последнем случае генератор работает на самовозбуждении, его первоначальное напряжение образуется за счет остаточного магнитного потока, который создается стальными частями ротора даже при отсутствии тока в обмотке возбуждения. Это напряжение вызывает появление электрического тока в обмотке возбуждения, в результате чего магнитный поток усиливается и вызывает лавинный процесс возбуждения генератора. Однако самовозбуждение генератора происходит на слишком высоких частотах вращения ротора. Поэтому в схему генераторной установки, если обмотка возбуждения не соединена с аккумуляторной батареей, вводят такое соединение через контрольную лампу мощностью 2-З Вт.  

Небольшой ток, поступающий через эту лампу в обмотку возбуждения, обеспечивает возбуждение генератора при низких частотах вращения ротора. При работе генератора напротив катушек обмотки статора устанавливается то южный, то северный полюс ротора, при этом направление магнитного потока, пронизывающего катушку, изменяется, что и вызывает появление в ней переменного напряжения. Частота этого напряжения i зависит от частоты вращения ротора п и числа пар полюсов р генератора:
1рп
60
У всех автомобильных генераторов отечественного производства и, за редким исключением, генераторов зарубежных фирм шесть пар полюсов, при этом частота переменного тока в обмотке статора, выраженная в Гц, меньше частоты вращения ротора генератора, измеряемой в мин-1, в 10 раз.
С учетом передаточного числа ременной передачи i от двигателя к генератору, частота переменного тока, выраженная через частоту вращения коленчатого вала двигателя определяется соотношением:
I=О,IIIдВ. i
Следовательно, по частоте переменного тока генератора можно измерять частоту вращения коленчатого вала двигателя, что и используется в реальных схемах подключением тахометра или любого другого устройства, реагирующего на частоту вращения коленчатого вала, к выводу обмотки статора.
Обмотка статора как отечественных, так и зарубежных генераторов - трехфазная.
Она состоит из трех обмоток фаз, которые иногда называют просто фазами, токи и
напряжения в которых смещеньи на 120 электрических градусов, как показано на рис.
1.  

Фазы могут соединяться в «звезду» или <треугольнию>. При этом различают фазные и линейные напряжения и токи. Фазные напряжения действуют между выводами обмоток фаз, а токи протекают в этих обмотках, линейные напряжения действуют между проводами, соединяющими обмотку статора с выпрямителем. В этих проводах протекают линейные токи. Естественно, выпрямитель выпрямляет те величины, которые к нему подводятся, т.е. линейные.
При соединении в «треугольник» фазные токи в раза меньше линейных, в то время как у «звезды» линейные и фазные токи равны. Это значит, что при том же отдаваемом генератором токе, ток в обмотках фаз при соединении в «треугольник» значительно меньше, чем у «звезды».
Поэтому в генераторах большой мощности довольно часто применяют соединение типа «треугольник», т.к. при меньших токах обмотки можно наматывать более тонким проводом, что технологичнее. Однако линейное напряжение у «звезды» в
раз больше фазного, в то время как у «треугольника» они равны, и для получения такого же выходного напряжения при тех же частотах вращения ротора «треугольник» требует соответствующего увеличения числа витков его фаз по сравнению со «звездой».
Более тонкий провод можно применять и при соединении типа «звезда». В этом случае обмотку выполняют из двух параллельно соединенных обмоток, каждая из которых соединена в «звезду», т.е. соединением «двойная звезда». Выпрямитель содержит для трехфазной системы шесть силовых полупроводниковых диодов, три из которых УII, УIЭ3, У135 соединены с выводом «+» генератора, а три - У]32, УIЭ4, УIЗ6 - с выводом «-» («массой»). Однако стремление повысить мощность генератора привело к увеличению числа диодов выпрямителя до восьми и применению дополнительного плеча выпрямителя на диодах У137, У138, показанного на рис. 1 пунктиром.  

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Такая схема выпрямителя может иметь место только при соединении обмоток статора в «звезду», так как дополнительное плечо запитывается от «нулевой» точки «звезды». Подключение обмотки возбуждения к собственному выпрямителю на диодах УIЭ9 - УП 11 препятствует протеканию через нее тока разряда аккумуляторной батареи при неработающем двигателе автомобиля.
Полупроводниковые диоды находятся в открытом состоянии и не оказывают существенного сопротивления прохождению тока при приложении к ним йапряжения в прямом направлении и практически не пропускают ток при обратном напряжении.
По графику фазных напряжений (рис.1) можно определить, какие диоды открыты. какие закрыты в данный момент времени. Фазное напряжение Пф действует в обмотке первой фазы, 1Iф2 - второй, Пфз - третьей. Эти напряжения изменяются по кривым, близким к синусоиде, и в одни моменты времени они положительны, в другие отрицательны.
Если положительное направление напряжения в фазе принять по стрелке, направленной к нулевой точке обмотки статора, а отрицательное от нее, то, например, для момента времени , когда напряжение второй фазы отсутствует, первой фазы - положительно, а третьей - отрицательно, направление напряжений фаз соответствует стрелкам на рис 1. Ток через обмотки, диоды и нагрузку будет протекать в направлении этих стрелок. При этом открыты диоды У1Э1, УП4. Рассмотрев любые другие моменты времени, легко убедиться, что диоды силового выпрямителя переходят из открытого состояния в закрытое и обратно таким образом, что ток в нагрузке ймеет только одно направление - от вывода «+» генераторной установки к ее выводу «-», т.е. в нагрузке протекает постоянный (выпрямленный) ток. диоды выпрямителя обмотки возбуждения работают аналогично, питая вьшрямленным током эту обмотку. В выпрямитель обмотки возбуждения входят также б диодов, но три из них - УIЭ2, У134, УП6 - общие с силовым выпрямителем. Ток в обмотке возбуждения значительно меньше, чем ток, отдаваемый генератором в нагрузку. Поэтому в качестве диодов УП9 - УП 11 применяются малогабаритные слаботочные диоды, рассчитанные на ток не более 2 А.     
 
 
 

Гiлечо выпрямителя, содержащее диоды У137, УIЭ8, вступает в работу только в том случае, если фазные напряжения генератора отличаются от синусоиды, что и имеет место в реальных генераторах. Напряжение любой формы можно представить в виде суммы синусоид, которые называются гармоническими составляющими или гармониками - первой, частота которой совпадает с частотой фазного напряжения, и высших, главным образом третьей, частота которой в три раза выше, чем первой. Представление реальной формы фазного напряжения в виде суммы двух гармоник, первой и третьей, показано на рис. 2
Из электротехники известно, что в линейном напряжении, т.е. в том напряжении, которое проводами подводится к выпрямителю и выпрямляется, третья гармоника отсутствует. Это объясняется тем, что третьи гармоники всех фазных напряжений совпадают по фазе, т.е. одновременно достигают одинаковых значений и при этом взаимно уравновешивают и взаимно уничтожают друг друга в линейном напряжении.
Таким образом, третья гармоника напряжения в фазном напряжении присутствует, а в линейном - нет. Следовательно, мощность, развиваемая третьей гармоникой ф азного напряжения, не может быть использована потребителем. Чтобы потребители могли использовать эту мощность, добавлены диоды УВ7 и Уi, подсоединенные к нулевой точке обмоток фаз, т.е. к точке, где сказывается действие фазного напряжения. Таким образом, диоды УIЭ7, УIЭ8 выпрямляют только напряжение третьей гармоники фазного напряжения. Применение этих диодов увеличивает номинальную мощность генератора.
  

Рис.2. Представление фазного напряжения ('ф в виде суммы сшiусоид перво й [Т1 и третьей (/   
 

Как видно на рис.1, выпрямленное напряжение носит пульсирующий характер. Применение дополнительного плеча на диодах У17, УIЭ8 усугубляет глубину
пульсации. Однако наличие аккумуляторной батареи, которая является
своеобразным фильтром, сглаживает напряжение в бортовой сети автомобиля. При этом ток в самой батарее пульсирует.  

1.3 Принцип действия регулятора напряжения
Регулятор напряжения поддерживает напряжение бортовой сети в заданных пределах во всех режимах работы при изменении частоты вращения ротора генератора, электрической нагрузки, температуры окружающей среды.
Кроме того, он может выполнять дополнительные функции - защищать элементы генераторной установки от аварийных режимов и перегрузки, автоматически включать в бортовую сеть цепь обмотки возбуждения или систему сигнализации аварийной работы генераторной установки.
Все регуляторы напряжения работают по единому принципу. Напряжение генератора определяется тремя факторами - частотой вращения ротора, силой тока, отдаваемой генератором в нагрузку, и величиной магнитного потока, создаваемой током обмотки возбуждения. Чем выше частота вращения ротора и меньше нагрузка на генератор, тем выше напряжение генератора. Увеличение силы тока в обмотке возбуждения увеличивает магнитный поток и с ним напряжение генератора, снижение тока возбуждения уменьшает напряжение. Все регуляторы напряжения, отечественные и зарубежные, стабилизируют напряжение изменением тока возбуждения. Если напряжение возрастает или уменьшается, регулятор соответственно уменьшает или увеличивает ток возбуждения и вводит напряжение в нужные пределы.
Если величина iI отличается от эталонной величины ТIэт на выходе измерительн элемента появляется сигнал П0, который активизирует регулирующий элеме изменяющий ток в обмотке возбуждения так, чтобы напряжение генератора вернуж в заданные пределы.
Таким образом, к регулятору напряжения обязательно должно быть подведе напряжение генератора или напряжение из другого места бортоой сети, г необходима его стабилизация, например, от аккумуляторной батареи, а таю подсоединена обмотка возбуждения генератора. Если функции регулятора расширен то и число подсоединений его в схему растет.
Чувствительным элементом электронных регуляторов напряжения является входной делитель напряжения. С входного делителя напряжение поступает на элемент сравнения, где роль эталонной величины играет обычно напряжение стабилизации стабилитрона. Стабилитрон не пропускает через себя ток при напряжении ниже напряжения стабилизации и пробивается, т.е. начинает пропускать через себя ток, если напряжение на нем превысит напряжение стабилизации. Напряжение же на стабилитроне остается при этом практически неизменным. Ток через стабилитрон включает электронное реле, которое коммутирует цепь возбуждения таким образом, что ток в обмотке возбуждения изменяется в нужную сторону. В вибрационных и контактнотранзисторных регуляторах чувствительный элемент представлен в виде обмотки электромагнитного реле, напряжение к которой, впрочем, тоже может подводиться через входной делитель, а эталонная величина - это сила натяжения пружиньт, противодействующей силе притяжения электромагнита. Коммутацию в цепи обмотки возбуждения осуществляют контакты реле или, в контактно-транзисторном регуляторе, полупроводниковая схема, управляемая этими контактами.  

Особенностью автомобильных регуляторов напряжения является то, что он осуществляют дискретное регулирование напряжения путем включения и выключенм в цепь питания обмотки возбуждения (в транзисторных регуляторах) илi последовательно с обмоткой дополнительного резистора (в вибрационных и контактнотранзисторных регуляторах), при этом меняется относительная продолжительность включения обмотки или дополнительного резистора.
Поскольку вибрационные и контактно-транзисторные регуляторы представляют лишь исторический интерес, а в отечественных и зарубежных генераторных установках в настоящее время применяются электронные транзисторные регуляторы, удобно рассмотреть принцип работы регулятора напряжения на примере простейшей схемы, близкой к отечественному регулятору напряжения Я II 2А 1 и регулятору ЕЕI4УЗ фирмы ВО$СН (рис. 3).
Регулятор 2 на схеме работает в комплекте с генератором 1, имеющим дополнительный выпрямитель обмотки возбуждения. Чтобы понять работу схемы, следует вспомнить, что, как было показано выше, стабилитрон не пропускает через себя ток при напряжениях ниже величины напряжения стабилизации. При достижении напряжением этой величины стабилитрон пробивается, и по нему начинает протекать ток.
Транзисторы же пропускают ток между коллектором и эмиттером, т.е. открыты, если в цепи база-эми'ггер ток протекает, и не пропускают этого тока, т.е. закрыты, если базовый ток прерывается.
Напряжение к стабилитрону У1Э 1 подводится от выхода генератора д через
делитель напряжения на резисторах КА, Ю. Пока напряжение генератора невелико, и на стабилитроне оно ниже напряжения стабилизации, стабилитрон закрыт, ток через
него, а, следовательно, и в базовой цепи транзистора УII не протекает, транзистор УII закрыт. В этом случае ток через резистор i{б от вывода д поступает в базовую цепь транзистора УТ2, он открывается, через его переход эмиттер-коллектор
начинает протекать ток в базе транзистора УТЗ, который открывается тоже.
При этом обмотка возбуждения генератора оказывается через переход эмиттерколлектор УТЗ подключена к цепй питания. Соединение транзисторов УТ2, УТЗ, при котором их коллекторные выводы объединены, а питание базовой цепи одного транзистора производится от эмитгера другого, называется схемой Дарлинггона. При таком соединении оба транзистора могут рассматриваться как один составной транзистор с большим коэффициентом усиления. Обычно такой транзистор и выполняется на одном кристалле кремния. Если напряжение генератора возросло, например, из-за увеличения частоты вращения его ротора, то возрастает и напряжение на стабилитроне УIЭ 1.

Рис. 3 Схема электронного транзисторпого регулятора напряжения:
1 - генератор; 2 -регулятор
Таким образом регулировка напряжения генератора регулятором осуществляется дискретно через изменение относительного времени включения обмотки возбуждения цепи питания. При этом ток в обмотке возбуждения изменяется так, как показано на рис. 4  

Если частота вращения генератора возросла или нагрузка его уменьшилась, время включения обмотки уменьшается, если частота вращения уменьшилась или нагрузка возросла - увеличивается.
В схеме регулятора по рис. 4 имеются элементы, характерные для схем всех применяющихся на автомобилях регуляторов напряжения. диод УГ2 при закрытии составного транзистора УТ2, УТЗ предотвращает опасные всплески напряжения, возникающие из-за обрыва цепи обмотки возбуждения со значительной индуктивно стью.

Рис. 4. Изменение силы тока в обмотке возбуждения 'в по времени :
Твкл и iвыкл соответственно время включения и выключения обмотки возбуждения генератора; п-] и п2- частоты вращения ротора генератора, причем п2 больше п1 ;I81 и 'в2 - среднее значение тока в обмотке возбуждения
В этом случае ток обмотки возбуждения может замыкаться через этот диод, и опасных всплесков напряжения не происходит. Поэтому диод УIЭ2 называется гасящим. Сопротивление Ю является сопротивлением жесткой обратной связи. При открытии составного транзистора УТ2, УТЗ оно оказывается подключенным параллельно сопротивлению Н2 делителя напряжения. При этом напряжение на стабилитроне УЕ2 резко уменьшается, что ускоряет переключение схемы регулятора и повышает частоту этого переключения. Это благотворно сказывается на качестве напряжения генераторной установки. Конденсатор С 1 является своеобразным фильтром, защищающим регулятор от влияния импульсов напряжения на его входе.
Вообще конденсаторы в схеме регулятора либо предотвращают переход этой схемы в колебательный режим и возможность влияния посторонних высокочастотных помех на работу регулятора, либо ускоряют переключения транзисторов.
В последнем случае конденсатор, заряжаясь в один момент времени, разряжается на базовую цепь транзистора в другой момент, ускоряя броском разрядного тока переключение транзистора и, следовательно, снижая потери мощности в нем и его нагрев.
Из рис. 3 хорошо видна роль лампы контроля работоспособного состояния генераторной установки НЕ.
При неработающем двигателе внутреннего сгорания замыкание контактов выключателя зажигания А позволяет току от аккумуляторной батареи бА через эту лампу поступать в обмотку возбуждения генератора. Этим обеспечивается первоначальное возбуждение генератора. Лампа при этом горит, сигнализируя, что в цепи обмотки возбуждения нет обрыва.
После запуска двигателя, на выводах генератора д и «+» появляется практически одинаковое напряжение и лампа гаснет. Если генераторная установка при работающем двигателе автомобиля не развивает напряжения, то лампа НЕ про-- должает гореть и в этом режиме, что является сигналом об отказе генераторной установки или обрыве приводного ремня.
Введение резистора I в генераторную установку способствует расширению диагностических способностей лампы НЕ. При наличии этого резистора, если при работающем двигателе автомобиля произойдет обрыв цепи обмотки возбуждения, то лампа НЕ загорится.
Аккумуляторная батарея для своей надежной работы требует, чтобы с понижением температуры электролита напряжение, подводимое к батарее от генераторной установки, несколько повышалось, а с повышением температуры - понижалось.
для автоматизации процессов изменения уровня поддерживаемого напряжения применяется датчик, помещенный в электролит аккумуляторной батареи и включаемый в схему регулятора напряжения.
В простейшем случае термокомпенсация в регуляторе подобрана таким образом, что в зависимости от температуры поступающего в генератор охлаждающего воздуха напряжение генераторной установки изменяется в заданных пределах.
В рассмотренной схеме регулятора напряжения, как и во всех регуляторах аналогичного типа, частота переключений в цепи обмотки возбуждения изменяется по мере изменения режима работы генератора. Нижний предел этой частоты составляет 25-50 Гц.
Однако имеется и другая разновидность схем электронных регуляторов, в которых частота переключения строго задана. Регуяторы такого типа оборудованы широтноимпульсным модулятором (ШИМ), который и обеспечивает заданную частоту переключенИя. Применение ШИМ снижает влияние на работу регулятора внешних воздействий, например, уровня пульсаций вьшрямленного напряжения и т.п.
В настоящее время все больше зарубежных фирм переходит на выпуск
генераторных установок без дополнительного выпрямителя. для автоматического предотвращения разряда аккумуляторной батареи при неработающем двигателе
автомобиля в регулятор такого типа заводится фаза генератора. Регуляторы, как правило, оборудованы ШИМ, который, например, при неработающем двигателе
переводит выходной транзистор в колебательный режим, при котором ток в обмотке возбуждения невелик и составляет доли ампера.
После запуска двигателя сигнал с вывода фазы генератора переводит схему регулятора в нормальный режим работы.
Схема регулятора осуществляет в этом случае и управление лампой контроля работоспособного состояния генераторной установки.  

1.4 Электрические схемы генераторных установок
Принципиальные электрические схемы генераторных установок приведены на рис. 5

Рис. 5. Схе.чы генераторных установок:
1 - генератор; 2 - обмотка возбуждения; З - обмотка статора; 4 - вьгпрямитель;
5 - выключатель; б - реле контрольной лампы, 7 - регулятор напряжения; 8 -
контрольная лампа, 9 -пом ехоподавительный кон денсатор; 10 -
транс форматорно-выпрямительный блок; 11 - аккумуляторная батарея; 12 - стабилитрон защиты от всплесков напряжения; 13 - резистор   

Генераторные установки могут иметь следующие обозначения выводов: «плюс» силового выпрямителя: «+», В, 30, В+, ВАТ; «масса»: «-», 0-, 31, В-, М, Е, ОКО; вывод обмотки возбуждения: Ш, 67, ОЕ, Е, ЕХС, Е, IiО; вывод для соединения с лампой контроля исправности (обычно «плюс» дополнительного выпрямителя, там, где он есть): Ц 0+, 61, Е, 'УГ, Р\Ю; вывод фазы: , 'У, К, ЭТА, вывод нулевой точки обмотки статора: О, Мр; вывод регулятора напряжения для подсоединения его в бортовую сеть, обычно к «+» аккумуляторной батареи: Б, 15, вывод регулятора напряжения для питания его от выключателя зажигания: Ю: вывод регулятора напряжения для соединения его с бортовым компьютером: Е!?, Е.
Различают два типа невзаимозаменяемых регуляторов напряжения - в одном типе (рис. 5, а) выходной коммутируюiдий элемент регулятора напряжения соединяет вывод обмотки возбуждения генератора с «+» бортовой сети, в другом типе (рис.5,6, в) - с «-» бортсети. Транзисторные регуляторы напряжения второго типа являются более распространенными.
Чтобы на стоянке аккумуляторная батарея не разряжалась, цепь обмотки возбуждения генератора (в схемах 5, а, б) запитывается через выключатель
зажигания. Однако при этом контакты выключателя коммутируют ток до 5А, что неблагоприятно сказывается на их сроке службы. Разгрузить контакты
выключателя можно, используя промежуточное реле, но более прогрессивно, если через выключатель зажигания запитывается лишь цепь управления регулятора
напряжения (рис. 5, в), потребляющая ток силой в доли ампера. Прерывание тока в цепи управления переводит электронное реле регулятора в выключенное состояние, что не позволяет току протекать через обмотку возбуждения. Однако применение выключателя зажигания в цепи генераторной установки снижает ее надежность и усложняет монтаж на автомобиле. Кроме того, в схемах на рис. 5, а, б, в падение напряжения в выключателе зажигания и других коммутирующих или защитных элементах, включенных в цепь регулятора (штекерные соединения, предохранители), влияет на уровень поддерживаемого регулятором напряжения и частоту переключения его выходного транзистора, что может сопровождаться миганием ламп осветительной и светосигнальной аппаратуры, колебанием стрелок вольтметра и амперметра.
Поэтому более перспективной является схема на рис. 5, д. В этой схеме обмотка возбуждения имеет свой дополнительный выпрямитель, состоящий из трех диодов. К выводу «д» этого выпрямителя и подсоединяется обмотка возбуждения генератора. Схема допускает некоторый разряд аккумуляторной батареи малыми токами по цепи регулятора напряжения, и при длительной стоянке рекомендуется снимать наконечник провода с клеммы х+» аккумуляторной батареи.
В схему на рис 5, д введено подвозбуждение генератора от аккумуляторной батареи через контрольную лампу 8. Небольшой ток, поступающий в обмотку возбуждения через эту лампу от аккумуляторной батареи, достаточен для возбуждения генератора и в то же время не может существенно влиять на разряд аккумуляторной батареи. Обычно параллельно контрольной лампе включают резистор 13, чтобы даже в случае перегорания контрольной лампы генератор мог возбудиться. Контрольная лампа в схеме на рис. 5, д является одновременно и элементом контроля работоспособности генераторной установки.
В схеме применен стабилитрон 12, гасящий всплески напряжения, опасные для электронной аппаратуры.
С целью контроля работоспособности в схеме рис. 5, а введены реле с нормально замкнутыми контактами, через которые получает питание контрольная лампа 8.
Эта лампа загорается после включения замка зажигания и гаснет после пуска двигателя, т.к. под действием напряжения от генератора реле, обмотка которого подключена к нулевой точке обмотки статора, разрывает свои нормально замкнутые контакты и отключает контрольную лампу 8 от цепи питания.
Если лампа 8 при работающем двигателе горит, значит генераторная установка неисправна. В некоторых случаях обмотка реле контрольной лампы б подключается на вывод фазы генератора.
В этой схеме обмотка возбуждения включена на нулевую точку обмотки статора генератора, т.е. питается напряжением, вдвое меньшим, чем напряжение генератора.
При этом приблизительно вдвое снижаются и величины импульсов напряжения, возникающих при работе генераторной установки, что благоприятно сказывается на надежности работы полупроводниковых элементов регулятора напряжения. Резистор 13 служит тем же целям, что и контрольная лампа в схеме рис. 5, д, т.е. обеспечивает уверенное возбуждение генератора.
На автомобилях с дизельными двигателями может применяться генераторная установка на два уровня напряжения 14/28 В. Второй уровень 28 В используется для зарядки аккумуляторной батареи, работающей при пуске дВС. Для получения второго уровня используется электронный удвоитель напряжения или трансформаторно-выпрямительный блок (ТВБ), как это показано на рис. 5, г. В системе на два уровня напряжения регулятор стабилизирует только первый уровень напряжения 14 В. Второй уровень возникает посредством трансформации и последующего вьтпрямления ТВБ переменного тока генератора. Коэффициент трансформации трансформатора ТВБ близок к единице.
В некоторых генераторных установках зарубежного и отечественного производства регулятор напряжения поддерживает напряжение не на силовом выводе генератора «+», а на выводе его дополнительного выпрямителя, как показано на схеме рис. 5, ж. Схема является модификацией схемы рис. 5, д, с устранением ее недостатка - разряда аккумуляторной батареи регулятора напряжения при длительной стоянке. Такое исполнение схемы генераторной установки возможно потому, что разница напряжения на клеммах +» и Д невелика. На этой же схеме (рис. 5, ж) показано дополнительное плечо выпрямителя, выполненное на стабилитронах, которые в нормальном режиме работают, как обычные вьтпрямительные диодьт, а в аварийных предотвращают опасные всплески напряжения диагностические возможности схемы. Этот резистор вообще характерен для генераторных установок фирмы Во$сiгi.
Генераторные установки без дополнительного выпрямителя, но с подводом к регулятору вывода фаз, применение которых, особенно японскими и американскими фирмами, расширяется, выполняются по схеме рис. 5, з. В этом случае схема генераторной установки упрощается, но усложняется схема регулятора напряжения, т.к. на него переносятся функции предотвращения разряда аккумуляторной батареи на цепь возбуждения генератора при неработаюшем двигателе автомобиля и управления лампой контроля работоспособного состояния генераторной установки. На вход регулятора может подаваться напряжение генератора или аккумуляторной батареи (пунктир на рис. 5, з), а иногда и оба эти напряжения сразу.
Конечно, стабилитрон 12, защищающий от всплесков напряжения дополнительное плечо выпрямителя, а также выполнение выпрямителя на стабилитронах может быть использовано в любой из приведенных схем.
Некоторые фирмы применяют включение контрольной лампы через разделительный диод, а в схемах 5, д, ж включение ее идет через контактное реле. В этом случае обмотка реле включается на место контрольной лампы. Если генераторная установка работает в комплексе с датчиком температуры электролита, она имеет дополнительные выводы для его подсоединения.
Генераторы на большие выходные токи могут иметь параллельное включение диодов вьшрямителя. Для защиты цепей генераторной установки применяют предохранители, обычно в цепях контрольной лампы, соединениях регулятора с аккумуляторной батареей, в цепи питания аккумуляторной батареи.
1.5 Характеристики генераторных установок
Способность генераторной установки обеспечивать электропитанием потребителей электроэнергии на автомобиле во всех режимах его работы характеризует токоскоростная характеристика (ТСХ), т.е. зависимость силы тока, отдаваемого генератором в нагрузку, от частоты вращения его ротора при постоянной величине напряжения на силовых выводах генератора.
Вид токоскоростной характеристики генераторных установок легковых автомобилей, построенной в относительных единицах по отношению к номинальной величине силы отдаваемого тока, представлен на рис. 3.7. Характеристика демонстрирует существенное достоинство вентильных генераторов
- их самозащиту и самоограничение отдаваемого ими тока. достигнув определенной величины, ток практически не увеличивается с ростом частоты вращения ротора.
Методика определения ТСХ имеет международный стандарт.
Характеристика эта определяется при работе генераторной установки в комплекте с полностью заряженной аккумуляторной батареей с номинальной емкостью, выраженной в А*ч, составляющей не менее 50% номинальной силы тока генератора. Характеристика может определяться в холодном и нагретом состоянии генератора. При этом под холодным состоянием понимается такое, при котором температура всех частей и узлов генератора равна температуре окружающей среды, величина которой должна быть (23+5)0 С. Температура воздуха определяется в точке на расстоянии 5 см от воздухозаборника генератора. Токоскоростньте характеристики могут определяться при номинальном напряжении, т.е. 14 (28) В. Однако снять такие характеристики возможно только с регулятором, специально перестроенным на высокий уровень поддержания напряжения. Чтобы предотвратить работу регулятора напряжения при снятии токоскоростной характеристики, ее определяют при напряжениях Пс{=13,5+/-0,1 (27+/-0,2) В. допускается и ускоренный метод определения токоскоростной характеристики, требующий специального автоматизированного стенда, при котором генератор прогревается в течение 30 мин при частоте вращения ротора 3000 мин-1, соответствующей этой частоте силе тока и указанном выше напряжении. Время снятия характеристики не должно превышать 30 с при постоянно меняющейся частоте вращения.
Токоскорос'гная характеристика имеет характерные точки, к которым относятся:
п0 - начальная частота вращения ротора без нагрузки. Поскольку обычно снятие характеристики начинают с тока нагрузки около 2А, то эта точка получается экстрополяцией снятой характеристики до пересечения с осью абсцисс.
п - минимальная рабочая частота вращения ротора, т.е. частота вращения, примерно соответствующая оборотам холостого хода двигателя. Условно принимается ллдI5ОО мин-1 (для высокоскоростных генераторов - 1800 мин-1). Сила тока 1 ф. при этой частоте обычно составляет 40-50% номинального тока и во всяком случае должна быть достаточна для обеспечения питанием тех потребителей энергии на автомобиле, от которых зависит безопасность.
п,, - номинальная частота вращения ротора, при которой вырабатывается номинальный ток I,, т.е. ток, сила которого не должна быть меньше номинальной величины.
- максимальная частота вращения ротора. При этой частоте генератор вырабатывает максимальный ток 'щах, сила которого мало отличается от силы номинального тока. Отечественные изготовители ранее обычно указывали номинальный ток генератора при частоте вращения ротора 5000 мин-1, а также указывали частоту вращения ротора генератора в расчетном режиме пр, соответствующему расчетному току генератора Iф, обычно составляющему две трети номинального тока. В расчетном режиме нагрев узлов генератора наибольший. Характеристики определялись при напряжении 13 или 14 В. В табл.1 приведены характерные точки токоскоростной характеристики отечественных легковых автомобилей основных европейских фирм. Там же указана масса генераторов.
Применяемость генераторных установок на автомобилях связана с маркой двигателя. Сейчас на отечественные автомобили устанавливаются и двигатели зарубежного производства. Например, автомобили <Москвич» оборудуются двигателями i{епапП Е3I. с генераторной установкой фирмы <УаIео».
Генераторная установка должна самовозбуждаться при частоте вращения ротора ниже числа оборотов холостого хода коленчатого вала двигателя. Конечно, проверка на самовозбуждение должна производится при работе генераторной установки в комплекте с аккумуляторной батареёй при включении контрольной лампы в схемах рис. 5, д, ж.    
 


*-генератор компактной конструкции.
* * - генератор бесщеточный.
Энергетическую способность генератора характеризует его коэффициент полезного действия (КГЩ). Чем выше КГЩ, тем меньшую мощность отнимает генератор у двигателя при той же полезной отдаче.
Величина КПД зависит от конструкции генератора - толщины пластины пакета статора и способа изоляции их друг от друга, величины сопротивления обмоток, диаметра контактных колец, марки щеток и подшипников и т.п., но, главным образом, от мощности генератора: чем генератор мощнее, тем КПД выше. Значения КПд по точкам токоскоростной характеристики представлены на рис. для ориентировки. Обычно максимальное значение КПд вентильных автомобильных генераторов не превышает 50 - 60%.
Регуляторную часть генераторной установки характеризует диапазон изменения выходного напряжения при изменении частоты вращения ротора, нагрузки и температуры. Диапазоны изменения напряжения отечественных генераторных установок представлены в табл. 2. Дробью указан диапазон регуляторов, имеющих переключение настройки. Там же указана величина падения напряжения в выходной цепи регулятора, которая влияет на токоскоростную характеристику.

Зарубежные фирмы обычно указывают напряжение настройки регулятора напряжения при холодном состоянии генераторной установки, при частоте вращения ротора 6000 мин-1, нагрузке силой тока в 5 А и работе в комплекте с аккумуляторной батареей, а также коэффициент термокомпенсации, т.е. величину изменения
напряжения при изменении температуры окружающей среды на 1°С. С ростом температуры напряжение уменьшается. для легковых автомобилей, в основном, предлагаются напряжения настройки регулятора (14,1+0,1) В при термокомпенсации (7+1,5) мВ!°С и (14,5+0,1) В при термокомпенсации (10+20)
мВI°С.
1.6 Конструкция генераторов
Отечественные и зарубежные генераторы в принципе имеют идентичную конструкцию, в основу которой положена клювообразная полюсная система ротора (рис. 6).

Рис. 6. Ротор автомобильного генератора:
а - ротор в сборе; б - полюсная система в разобранном виде; 7 и З - полюсные половины; 2 - обмотка возбуждения; 4-контактные коль ца;5-вал.  

По общей компоновке генераторы разделяются на конструкции, у которых щеточный узел размещен во внутренней полости генератора, и конструкции с размещением его снаружи под пластмассовым кожухом. В последнем случае контактные кольца ротора имеют малый диаметр, т.к. при сборке генератора они должны пройти через внутренний диаметр подшипника задней крышки. Уменьшение диаметра колец способствует повышению ресурса работы щеток.
Отечественные генераторы традиционной конструкции в основном выполняются
либо с конструктивной преемственностью генераторов автомобилей ВАЗ, либо
длительное время применявшихся на автомобилях многих марок генераторов Г250
На рис. 8 представлен генератор 37.3701, установленный на автомобили ВАЗ-2 108 и
др., на рис. 9 - генератор 16.3701 автомобилей хВолга», <Газель», а на рис. 10 -
генератор 581.3701 автомобилей «Москвич». 
Такая система позволяет создать многополюсную систему с помощью одной катушки возбуждения. По организации системы охлаждения генераторы можно разделить на два типа - традиционной конструкции, с вентилятором на приводном шкиве (рис. 7, а) и компактной конструкции, с двумя вентиляторами у торцевых поверхностей полюсных половин ротора (рис. 7, 6). В первом случае охлаждающий воздух засасывается вентилятором через вентиляционные окна в крышке со стороны контактных колец, во втором - через вентиляционные окна обеих крышек. Компактную конструкцию отличают наличие вентиляционных отверстий на цилиндричесюх частях крышек и усиленное оребрение. Малый диаметр внутренних вентиляторов позволяет увеличить частоту вращения ротора генераторов компактной конструкции, поэтому ряд фирм называет их высокоскоростными. Последние годы как в России, так и за рубежом новые разработки генераторов имеют обычно компактную конструкцию. для автомобилей с высокой температурой воздуха в моторном отсеке или работающих в условиях повышенной запыленности, применяют конструкцию с поступлением забортного воздуха через кожух с патрубком и воздуховод (рис. 7, в).

Рис.7 Схемы движения охлаждаю щего воздуха в генераторах.
а - генераторы традиционной конструк ции; б - генераторы компактной конструкции; в - генераторы для повышенной температуры под капотного пространства. Стрелками указано направление движения о7аждаю щего воздуха  

Статор генератора устанавливается между крышками, причем их посадочные места контактируют с наружной поверхностью пакета статора. Чем глубже статор утоплен в крышке, тем меньше вероятность появления перекоса подшипников, установленных в крышках. Некоторые зарубежные фирмы выпускают генераторы, у которых статор полностью утоплен в переднюю крышку, существуют конструкции, у которых средние листы пакета выступают над остальными и они являются посадочным местом для крышки.
Все генераторы имеют расположение щеточных и выпрямительных узлов во внутренней полости. У генераторов 37.370 1 щеточный узел встроен в регулятор напряжения, у 581.3701, наоборот, регулятор встроен в щеточный узел, а 16.3701 работает с вьшесенным регулятором напряжения. Совмещение регулятора со щеточным узлом вообще характерно для мировой практики. У генераторов 371.3701 и 3702.3701 регулятор напряжения 36.3702 в металлостеклянном корпусе установлен на щеточном узле. На рис 11 представлен генератор компактной конструкции фирмы Во$сЬ. Аналогичную конструкцию имеет генератор 9422.3701 автомобиля ВАЗ-21 10 с электронным впрыском топлива, генератор 26.377 1 автомобилей ВАЗ и АЗЛК. В этих генераторах щеточный, выпрямительный узлы и регуляторы напряжения закреплены на задней крышке под пластмассовым колпаком.
Крепежные лапы и натяжное ухо отливаются заодно с крышками. Отличием генераторов ВАЗ является наличие шпильки вместо натяжного уха. Отечественные генераторы традиционной конструкции имеют двухлапное крепление, крепежные лапы выполнены заодно с крышками. Зарубежные генераторы легковых автомобилей крепятся на двигателе обычно за одну лапу, которую имеет передняя крышка. Впрочем, однолапное крепление может осуществляться стыковкой приливов обеих крышек. На отечественных генераторах компактной конструкции раширяется применение однолапного крепления. Пакет статора отечественных генераторов набирается из стальных листов толщиной 0,5 - 1 мм. Однако более прогрессивной технологией является навивка пакета из ленты или набор его из стальных подковообразных сегментов, т.к. при этом снижается расход стали. Листы скреплены между собой сваркой.
Генераторы устаревших конструкций имели 18 пазов на статоре под размещение обмотки, в настоящее время практически все генераторы массовых выпусков имеют 36 пазов.
Пазы изолированы пленкоэлектрокартоном, полиэтилентерефталатнои пленкой или напылением изоляции, обмотки выполняются проводами ПЭТ-200, ПЭТД- 180, ПЭТВМ, ПЭСВ-3 и др. Схемы обмотки статора представлены на рис. 12. у распределенной обмотки секция разбивается на две полусекции, исходящие из одного паза, причем одна полусекция отходит влево, другая вправо. Петлевая обмотка имеет секции или полусекции в виде катушек с лобовыми соединениями по обе стороны пакета статора, волновая же действительно напоминает волну, т.к. ее лобовые соединения расположены поочередно то с одной, то с другой стороны статора. Соединение фаз производится, как правило, в «звезду», однако автоматическая намотка провода большого сечения затруднена, поэтому в генераторах повышенной мощности применяют соединение в «треугольник» или две «звезды» параллельно («двойная звезда»). В табл. 3 приведены обмоточные данные некоторых типов отечественных генераторов.

После намотки обмотки пропитываются специальным лаком, что повышает их механическую и электрическую прочность, а также улучшает теплоотвод. Катушечная обмотка возбуждения имеет сопротивление, которое определяется максимально допустимой величиной тока регулятора напряжения, наматьтвастся на каркас или непосредственно на втулку ротора. Полюсные половины при сборке напрессовываются на вал ротора под давлением, чтобы уменьшить паразитные воздушные зазоры по торцам втулки, ухудшающие характеристики генератора.
При запрессовке материал полюсных половин затекает в проточки вала, делая
полюсную систему ротора трудноразборной. В конструкции, где втулка разделена на две части, выполненные заодно с полюсными половинами, паразитный зазор
всего один. Такое исполнение характерно для генераторов Г222, 37.3701.
У генераторов легковых автомобилей значительную проблему составляет магнитный шум генератора. для уменьшения этого шума клювы полюсной ситемы имеют небольшие скосы по краям. Некоторые фирмы применяют специальное немагнитное противошумовое кольцо, расположенное под острыми краями клювов и приваренное к ним. Кольцо не дает клювам приходить в колебание и излучать звук.
Отечественные генераторы оборудованы цилиндрическими медными кольцами, к которым припаяны или приварены концы обмотки возбуждения. В мировой практике встречаются кольца из латуни или нержавеющей стали, что снижает их износ и окисление, особенно во влажной среде. Встречаются также кольца, расположенные по торцу вала.
Щеточный узел - это пластмассовая деталь, в которой установлены щетки двух типов - меднографитные и электрографитные. В отечественных генераторах применяются электрографитные щетки ЭГ5IА размером 5х8хI8мм (генераторы Г222, 37.3701 и др) и меднографитные М1 размером бхб,5х1 мм (генераторы 16.3701,
58.3701 и др). Электрографитные щетки имеют повышенное падение напряжения в контакте с кольцами, что неблагоприятно сказывается на выходных характеристиках генератора, но они обеспечивают меньший износ колец.
Выпрямительные узлы, применяющиеся на автомобильных генераторах, разделяются на два типа: либо это пластины-теплоотводы, в которые запрессовываются или к которым припаиваются диоды, а как вариант - в которых загерметизированы кремниевые переходы, либо это сильно оребренные конструкции, к которым припаиваются диоды таблеточного типа.  

    
 
 


Рис9. Генератор 16.3701:
7 - выпрямительный блок; 2, 13 - подшипники; З - крышка подшипника; 4 - коль ца; 5
- щетки; б - щетко держатель; 7,11 - клювообразные полюсные половины; 8 - обмотка статора; 9 - обмотка возбуждения; 10 - втулки ротора; 12 - стопорное кольцо; 14 - упорная втулка; 15 - вентилятор; 16 - шкив; 17 - гайка крепления шкива; 18 - винт крепления фланца подшипника; 19 - передняя крышка; 20 - сер дечник статора; 21 - гайка болта соединения выходов фаз статора с выпрямителем; 22 - задняя крышка; 23 - стяжные винты; 24 - вывод 25 - болт крепления щетко держателя; 26 - кон ден сатор; 27 - винт крепления кон денсатора; 28 - вывод <+»; 29 - винт крепления крышки подшипника  


Рис.10.Генератор 581.3701:

Рис.11. Генератор компактной конструкции фирмы ВосIi:
1,8- крышки; 2 - статор; З - ротор; 4 - регулятор напряжения; 5 - контактные кольца; б - выпрямитель; 7,9-нент иляторы
Типичный отечественный выпрямительньтй блок БПВI 1-60 генератора 37.3701,
блоки генераторов фирм ВосЬ (Германия), iрроп ]Эеп$о (Япония), относящиеся к
первому типу, а также блок генераторов фирмы Мапеi Магеiii (Италия) второго
типа вместе с применяющимися на них диодами изображены на рис. 13.
Выпрямительные блоки отечественных генераторов используют диоды Д1 04-20,
Д 104-25 и Д104-35, рассчитанные, соответственно, на максимально допустимые токи
20, 25 и 35 А или их аналоги, имеющие такие же размеры и характеристики, а также,
в последних конструкциях, силовые стабилитроны. Стабилитроны применяются в
основном там, где на генераторы установлены регуляторы с микросхемой на
монокристалле кремния или с использованием полевых транзисторов.  


Рис.12. Схемы обмоток статора:
а - петлевая распределенная, б - волновая сосредоточенная; в - волновая распределенная
________  -1 фаза; _ _ _ _ _ _   -2 фаза; _.._.._.._ - З фаза  


Рис. 13.Выпрямительные блоки генераторов:
а], а2, аЗ, а4 - выпрямительные блоки соответственно БПВ 11-60 генератора 37.3701; генераторов Во$сII; генераторов 1Гфроп ]Эеп$о; генераторов МапеЁi Маге//i; 61, 62, 63, 64 - соответственно дио ды этих блоков: 61 - положительный теплоотвод; 62 - отрицательный теплоотвод; 63 - дио ды основного выпрямителя; 64 - дно ды дополнительного выпрямителя
Диоды и стабилитроны выполняются в корпусе диаметром 12,77 мм, в модификациях с анодом или катодом на корпусе, для запрессовки соответственно в отрицательный или положительный теплоотводы. В трехфазных генераторах максимальный ток генератора не должен превышать утроенную величину максимально допустимого тока через диод, установленный в выпрямителе. Если это происходит, применяют параллельное включение диодов или выпря?1ителей. В дополнительном выпрямителе устанавливаются диоды на ток 2 А. Основные параметры вьшрямительных блоков, наиболее широко применяющихся в отечественных генераторах, приведены в табл. 4

Блок БПБ 76-80-02 выполнен для работы в схеме по рис. 5, ж, на силовых стабилитронах и имеет 4 плеча и дополнительный выпрямитель на ток б А.
Аналогичный блок БПБ 26-80 имеет З плеча на силовых стабилитронах.
В генераторе 25.377 1 установлен один защитный стабилитрон по схеме на рис. 5, д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.