На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Совершенствование деятельности районного отдела вневедомственной охраны по охране имущества собственников

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 12.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Сибирская  академия государственной службы»
Филиал  ФГОУ ВПО СибАГС в г. Новокузнецке 
 

Кафедра Государственного и муниципального управления

Работа  допускается к  защите

Зав. выпускающей  кафедрой
___________ /______________
(подпись)   расшифровка подписи
«___» ________________200_г. 
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
вид работы дипломная  работа, дипломный  проект 

на тему: «Совершенствование деятельности районного отдела вневедомственной охраны по охране имущества собственников (на примере Отдела вневедомственной охраны при ОВД по Кузнецкому району г. Новокузнецка)» 
 

                 Студент ________________________________
                   (ФИО полностью)
                 ________________________________________
                  Группа  № ___________________
                 № зачетной книжки ______________________ 

                 Руководитель____________________________
                   (ученая  степень, ученое звание)
                 ________________________________________
                   (должность)
                 ________________________________________
                   (ФИО  полностью) 
               
               
               
               
               

Новокузнецк 2010
 

Оглавление 

 

Введение

 
      Актуальность  темы исследования. Действующее Российское законодательство закрепило многообразие существующих в России форм собственности. Конституция Российской Федерации установила, что в Российской Федерации государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях.
      Вневедомственная охрана МВД России является одним из институтов выполнения задачи создания в стране благоприятного делового климата, как основы экономической стабильности государства, в том числе, за счет обеспечения надежной защиты всех видов собственности. Деятельность этой службы по объему и надежности осуществляемых охранных мероприятий занимает ведущее место в системе общегосударственных мер по предупреждению и пресечению преступных посягательств на имущественные права и интересы граждан, а также их личную безопасность.
      К 2010 году обслуживанием вневедомственной охраны в целом по России охвачено свыше 514,7 тыс. объектов различных форм собственности и более 1,7 млн. квартир и других мест хранения имущества граждан. Широкий спектр технических средств охраны в совокупности с оперативным реагированием милицейских групп на сигналы, обеспечивают эффективное задержание преступников, проникших на охраняемые объекты или совершивших попытку проникновения. Непосредственно сотрудниками службы выявлено более 24,1 тыс. преступных посягательств на охраняемое имущество [25].
      Вневедомственная  охрана, решая поставленные перед  ней задачи, способствует реализации прав граждан, укреплению законности, правопорядка, обеспечению имущественной  безопасности и безопасности личности в нашем государстве.
      В соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел [6] устанавливается договорная форма отношений собственника имущества и подразделений вневедомственной охраны. Поэтому существование того или иного подразделения службы вневедомственной охраны находится в прямой зависимости от фактического наличия или отсутствия осуществляемой на договорной основе деятельности по охране объектов и получаемых от этой деятельности финансовых ресурсов. Таким образом вневедомственная охрана фактически превратилась в один из субъектов рынка охранных услуг. Ее монопольное положение в этой сфере ушло в прошлое. В этих условиях неизбежно возрастает роль организации управления службами и подразделениями вневедомственной охраны в обеспечении ее эффективности, и значит - конкурентоспособности вневедомственной охраны.
      Современная концепция управления службой вневедомственной охраны не может формироваться без  учета качественно новых социально-экономических  условий, а также современных  научных представлений о принципах, структуре и функциях организации управления органами внутренних дел. Это тем более необходимо, поскольку в деятельности вневедомственной охраны существует целый ряд проблем и нерешенных задач.
      Все это актуализирует проблемы организации управления вневедомственной охраной, совершенствования организационно-правовых, экономических и технологических аспектов ее функционирования. В этой связи возрастает потребность в поиске новых методов и форм решения поставленных перед вневедомственной охраной задач.
      Степень разработанности проблемы. Проблема охраны собственности достаточно глубоко  исследована применительно к  советскому периоду развития общества. Этой проблеме посвящены работы Арзамасцева  А.Н., Богданова Б.Е., Бойцова Б.В., Берензона А.Д., Волошина Н.П., Горяинова К.К., Донцова С.Е., Дашкова Г.В., Коробейникова Б.С., Кригера Г.А., Ляпунова Д.И., Лашковского В.А., Резвых В.Д., Черникова В.В., Шестакова А.В., Шраги И.Л., Яковлева A.M., Ястребова В.Б. и др. В постсоветский период значительный вклад в развитие теории и практики охраны собственности внесли Безденежных В.М., Карташов Н.Н. Миронов О.Е., Никифоров В.Н., Вострокнутов А.Л., Анохин B.C., Серегин А.Н., Черников В.В., Ляшанков В.А. и др.
      Однако  ситуация в стране меняется так быстро, что уже назрела необходимость серьезных изменений в организационно-правовых, экономических, кадровых и других аспектах деятельности вневедомственной охраны по охране имущества собственников.
      Объект  и предмет исследования. Объектом исследования является организация деятельности отдела вневедомственной охраны при ОВД по Кузнецкому району г. Новокузнецка.
      Предметом исследования являются правовые, организационно-методические, технические, функциональные и финансовые аспекты совершенствования организации деятельности отдела вневедомственной охраны при ОВД по Кузнецкому району.
      Цели  и задачи исследования. Целью выпускной  квалификационной работы является разработка комплекса мер по совершенствованию  организации деятельности отдела вневедомственной охраны при ОВД по Кузнецкому району.
      Задачи  исследования вытекают из его цели и заданы структурой работы. Основными  из них являются:
      - охарактеризовать историю развития вневедомственной охраны в России, ее актуальные  задачи и функции;
      - определить структуру и особенности служебной деятельности вневедомственной охраны по охране имущества собственников;
      - проанализировать служебную деятельность отдела вневедомственной охраны при ОВД по Кузнецкому району г.Новокузнецка;
      - выработать рекомендации по совершенствованию деятельности отдела вневедомственной охраны при ОВД по Кузнецкому району г.Новокузнецка по охране имущества собственников.
      Методологическую  основу исследования составляют современные  положения общей теории управления, а также теории управления правоохранительной деятельностью. Теоретической основой  исследования явились работы отечественных  и зарубежных авторов в области  управления, права, организации правоохранительной деятельности, социологии организаций и др.
      Эмпирическую  базу исследования составили реальные показатели работы отдела вневедомственной охраны при ОВД по Кузнецкому району.
      Методы  исследования. В процессе подготовки исследования применялись следующие методы исследования:
      - исторический - применительно к изучению  исторического опыта организации  управления в различных сферах  деятельности вневедомственной  охраны;
      - статистический, включающий статистический  анализ деятельности отдела вневедомственной;
      - моделирования, как основы для  прогнозирования и планирования  деятельности  отдела вневедомственной  охраны.
      Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые  исследуется комплекс организационно-технических и управленческих аспектов деятельности вневедомственной охраны в условиях реформирования органов МВД. Осуществлен всесторонний анализ статистических сведений, материалов отчетности, научных публикаций по изучаемой проблеме.
      Практическая  значимость исследования состоит в разработке и обосновании конкретной системы мер по совершенствованию организации управления отдела вневедомственной охраны при ОВД по Кузнецкому району, направленной на совершенствование деятельности отдела по охране имущества.
      Структура работы определяется целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка нормативных актов и литературы, приложений.
      В первой главе освещаются вопросы  истории возникновения и развития вневедомственной охраны, характеризуются ее задачи, функции, структура и особенности служебной деятельности.
      Во  второй части представлен анализ деятельности Отдела вневедомственной охраны при ОВД по Кузнецкому району г.Новокузнецка, а точнее – определены цели, задачи и структура Отдела, а также дан анализ служебной деятельности отдела.
      Третья  глава содержит в себе рекомендации организационно-правового характера  по совершенствованию деятельности Отдела вневедомственной охраны при ОВД по Кузнецкому району г.Новокузнецка, а также финансовый анализ двух инвестиционных проектов внедрения современных систем централизованного наблюдения и охраны. 

 

      Глава 1 Вневедомственная охрана при органах внутренних дел 

     1.1 История возникновения  и развития вневедомственной  охраны в России 

     История охранных структур России началась фактически с возникновения частной собственности. В первых общественных образованиях восточных славян (VI-XII века) обязанности  охраны государственного и частного имущества выполняли княжеские  дружины. Основные вехи в истории развития охраны в России  VI- XIX веков детально охарактеризованы В. Д. Перельманом [27]. Приведем краткую характеристику значительных событий в истории охранного дела России, положившего основу создания вневедомственной охраны Российской Федерации.
     Летопись  донесла до нас рассказ о том, как князь Владимир Святославович  вместе с боярами обсуждал вопрос о мерах борьбы с «разбоями». Для охраны были назначены отряды дружинников, назывались они мечниками. Князья выделяли из своей дружины «сотни» и «десятки» мечников для охраны купеческих караванов.
     В эпоху Московского государства  происходит дальнейшее усиление структур. Был создан Земский приказ (двор), который вел «разбойные» дела, следил за безопасностью в городе, особенно в ночное время. За хождение ночью по городу было предусмотрено битье кнутом или тюремное заключение. В 1504 году по указанию Ивана III были установлены уличные решетки, а на выездах из города - заставы. Решетки на ночь перекрывали улицы, а около них выставляли сторожей. Назначался так называемый объездной голова - конный стрелец, который обязан был следить за тем, как стража несет службу. Со временем права объездных голов расширились. Они стали сами производить дознание, могли присуждать к наказанию батогами, за проступки заключать на время в «съезжую избу».
     В середине XIV века проводится земская  реформа. Крестьяне и жители городов  получили право избирать из своей  среды старост (излюбленных голов), а также лучших людей - целовальников (они целовали крест и давали обещание «верной службы»).
     Эпоха преобразований Петра I коснулась и  охранного дела. Примечательно, что  именно в то время появился термин «полиция». Назначив «для лучших порядков», как гласил указ, генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга (им стал генерал-адъютант Девиер), Петр I лично участвовал в написании так называемых «Пунктов, данных санкт-петербургскому генерал-полицмейстеру». В них был определен круг задач, в том числе охранных, и они были опубликованы, дабы «никто неведением не оправдывался». Для охраны дворов определялись караульщики, которые должны были по ночам ходить с трещотками. Кроме того, специальные команды должны были охранять дома, лавки, мастерские, склады… Для охраны фабрик, заводов, бурный рост которых начался в эпоху Петра, создавались специальные охранные подразделения и полностью обеспечивались владельцами фабрик и заводов, но подчинялись военной администрации. Специальные команды сопровождали ценные грузы. Эти подразделения и явились прообразом современной вневедомственной охраны.
     В эпоху правления Екатерины II было проведено значительное упорядочение охранной службы - вышел «Устав благочиния», который утверждал в городах управы благочиния. В губернских городах они возглавлялись полицмейстерами, в уездах - городничими. Город разделялся на части (200-700 дворов), во главе которых стояли частные приставы. Части делились на кварталы по 50-100 дворов, их возглавлял квартальный надзиратель. У него был помощник - квартальный поручик. Непосредственно за порядком на улице наблюдал будочник.
     Следующий этап развития связан с началом царствования Александра I. В 1802 году создано Министерство внутренних дел. Изменение земельных отношений и отмена крепостного права вызвали новую реорганизацию охранных структур. На протяжении 60-70-х годов XIX века правительство приняло ряд мер по увеличению численности охранных структур и улучшению ее кадрового и профессионального состава. В период Столыпинских реформ принято решение об усилении сельской стражи. Этим отрядам придавались подразделения жандармерии, которым вменялось в обязанность заниматься профилактикой преступности, вести следственные действия.
     Юридически  полиция Российской империи прекратила свое существование 11 марта 1917 года, когда  Временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции. Однако правители «демократической России» на время существования февральского режима так и не сумели создать систему правоохранительных органов. 28 октября 1917 года орган новой власти - НКВД (Народный комиссариат внутренних дел) - распространил постановление «О рабочей милиции» [19].
     На  местах стали создаваться вооруженные  группы под различными названиями: «специальные отряды охраны», «отряды порядка и охраны», «охранные дружины», «рабочие дружины» и т.д. Повседневная жизнь вскоре показала нереальность такого подхода к организации охраны предприятий. Дисциплина в рабочих отрядах была низкой, специалистов-организаторов службы не было, поэтому хищения, воровство, разбазаривание ценностей, разбойные нападения были в те годы обычным делом. В такой обстановке остро встал вопрос о создании штатных государственных охранных структур.
     Впервые функция охраны собственности была передана органам Государственной  безопасности в 1919 году, когда декретом ВЦИК [18] было утверждено положение НКВД РСФСР о создании железнодорожной и водной милиции. Предпосылкой для подготовки такого документа послужил вал хищений, который в то время не могли сдержать никакие другие формы и методы охраны.
     В октябре 1922 года в качестве платежной  единицы вводится червонец, ставший  твердой устойчивой валютой вызвавший необходимость усиления охраны фабрик государственных знаков и мест хранения государственных ценностей. Выполнение этой задачи было возложено на Отряд особого назначения отдела Государственного политического управления (далее- ОГПУ), сформированный в апреле 1923 года.
     В это же время на повестку дня встает вопрос о создании в стране единообразной  охраны государственного достояния - фабрик, заводов, горных приисков и других объектов, а так же лавок и магазинов. Состоявшееся в конце 1923 года при Народном комиссаре внутренних дел РСФСР межведомственное совещание единогласно высказалось за целесообразность ведомственной вооруженной охраны. В соответствии с постановлением Советом народных комиссаров от 6 февраля 1924 года НКВД (Народный комиссариат внутренних дел) о согласованию с заинтересованными наркоматами и ведомствами издал Положение о ведомственной милиции [17]. Была создана ведомственная милиция (горно-приисковая, промысловая, фабрично-заводская, ярмарочная, портовая и т.д.), на которую возлагалась охрана государственных предприятий и учреждений, обеспечение правопорядка, проведение дознания по преступлениям, совершенным на обслуживаемой территории. Ее деятельность организовывалась на договорных началах с администрацией охраняемых объектов.
     В результате указанной деятельности правительства к 1925 году система  охраны государственного достояния  включала:
     - войска внутренней охраны ОГПУ  охраняли особо важные государственные  объекты;
     - военизированная охрана и другие;
     - ведомственная милиция и ведомственная сторожевая охрана.
     Такая система охраны действовала вплоть до 1952 года, модернизируясь лишь в части  реализации своих функций, но не затрагивая источника своего финансирования - государства. Сложность в выделении  достаточных средств на содержание такой системы охраны, в первую очередь, объективно вынудило правительство СССР искать новые формы обеспечения охранной функции государства. Так, 29 октября 1952 года Совет Министров СССР принимает Постановление «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшении дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств»[16].
     Этим  актом было установлено, что при  органах милиции в республиках, краевых и областных центрах, а также в крупных городах республиканского, краевого и областного подчинения создается вневедомственная наружная сторожевая охрана, в обязанности которой входит охрана мелких торговых и хозяйственных объектов, независимо от ведомственной принадлежности. Данное Постановление, по своей сути, и положило начало созданию вневедомственной охраны.
     За  время своего существования служба вневедомственной охраны прошла ряд  этапов развития, характеризуемых появлением новых видов вневедомственной охраны: сторожевой, военизированной, милицейской.
     Проведение  в жизнь упомянутого выше Постановления  позволило на 30% уменьшить численность  сторожевой, соответственно сократить  расходы на их содержание, направить  на строительство, в промышленность и другие отрасли народного хозяйства высвободившихся работников охраны, несколько повысить надежность охраны объектов, сократить кражи и хищения, улучшить условия труда сторожей.
     Дальнейшим  шагом по пути повышения надежности охраны товарно-материальных ценностей, сокращения численности сторожевого состава и удешевления ее содержания явилось принятие Советом Министров СССР постановления от 24 января 1959г. № 93-42 «Об упорядочении охраны предприятий, организаций и учреждений» [15]. В нем вместо многочисленных видов охраны предусматривалось установление двух видов охраны: военизированной и сторожевой.
     Во  исполнение этого документа были приняты Положения о вневедомственной и ведомственной охране, определившие основные направления деятельности, их права и обязанности, а также взаимоотношения с собственниками.
     Следующим этапом развития вневедомственной охраны стало Постановление Совета Министров  РСФСР от 18 мая 1962 № 670 [14], поставившее перед вневедомственной и ведомственной охраной новые задачи по внедрению технических средств охраны.
     Отметим, на данном этапе вопросы промышленного  производства технических средств  охраны решались каждым ведомством самостоятельно. Это приводило, с одной стороны, к неоправданным затратам на их создание и, с другой стороны, ограничивало область применения разработанных образцов средств охранной сигнализации.
     В целях устранения отмеченных и других недостатков Совет Министров  СССР Постановлением от 8 февраля 1965г. № 76-30 [13] наметил меры, в корне изменяющие основное направление в организации охраны. Если вневедомственная сторожевая охрана при органах милиции до этого обеспечивала охрану мелких промышленных предприятий и организации, а также хозяйственных, административных и других объектов, то в соответствии с вышеназванным Постановлением помимо указанных объектов на нее возлагалась охрана предприятий, строек, учреждений и организаций в городах, рабочих поселках и районных центрах, за исключением объектов некоторых министерств и ведомств. Постановление поставило задачу обеспечение полной сохранности государственного имущества при неуклонном сокращении расходов на содержание охраны.
     В 1964-66 годах в порядке эксперимента с разрешения Совета Министров союзных  республик в некоторых городах  страны взамен сторожевой охраны была введена милицейская охрана объектов. Преимущество такой охраны по сравнению со сторожевой было бесспорно, т.к. вооруженный работник милиции, находясь на посту (маршруте), осуществляет охрану не только объектов, но и общественного порядка и обеспечивает борьбу с преступностью. Охрана объектов подразделениями милиции себя оправдала.
     С 1970 года в практике деятельности милицейской  охраны стал использоваться специфический  вид охраны - охрана с помощью  пультов централизованного наблюдения. В 1980 году под вневедомственную охрану начали передаваться банковские учреждения. В 1985 году часть объектов, охраняемых так называемой «ведомственной милицией», перешла также под вневедомственную охрану.
     Надо  отметить, что процесс становления  службы был непростым. Вневедомственная охрана с самого начала существовала на принципах самоокупаемости и вставала на ноги собственными силами. А все денежные средства, согласно действующей на тот момент нормативной базе, в случае неполного использования на конец года, уходили в бюджет. Только с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 1992 года № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» [6] служба за считанные годы по оснащению и кадровому составу стала одним из сильнейших милицейских подразделений, так как с этого времени все остатки финансовых средств в конце года не сдавались в бюджет, а оставались внутри службы на ее развитие. Принятие указанного постановления создало правовую базу, позволяющую на основе кадрового, технического и экономического потенциала осуществлять более эффективное влияние на обеспечение сохранности имущества собственников, повысить вклад службы в борьбу с преступностью.
     В 2004 году в Министерстве внутренних дел Российской Федерации началось реформирование, и в первую очередь оно коснулось вневедомственной охраны. Основными целями реформирования являлись перевод на сметно-бюджетное финансирование подразделений вневедомственной охраны, изменение организационно-правовых форм подразделений, осуществляющих иную приносящую доход деятельность, сокращение договоров на охрану стационарными милицейскими постами коммерческих организаций [9].
     В ходе кардинальной реорганизации, которая  проводилась поэтапно в течение  года, служба вневедомственной охрана уже в начале 2004 года перешла на сметно-бюджетное финансирование, а на базе Главного управления вневедомственной охраны МВД России были созданы Департамент государственной защиты имущества и Центр оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны МВД России.
     В результате дальнейшего реформирования служба разделилась на две составляющих: во вневедомственной охране остались только милицейские функции, остальные  перешли к новой структуре, о  которой с самого начала заговорили как о сильном конкуренте на рынке охранных услуг. Это Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России, создание которого стало первой масштабной реорганизацией не только в МВД, но и в органах исполнительной власти.  

     1.2 Задачи и функции вневедомственной охраны ОВД в свете существующего законодательства 

     Конституцией  РФ устанавливается верховенство прав и свобод человека, признание, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства. Каждый вправе иметь имущество  в собственности, все формы собственности признаются и защищаются равным образом (ст. 2, 8, 35 Конституции РФ [1]).
     Учитывая  постоянно возрастающее количество имущественных преступлений в стране, проблема защиты имущества является весьма актуальной. По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России [29], число зарегистрированных за последние годы краж составило (в скобках приводится процентное соотношение от общего числа учтенных преступлений): в 2007 г. - 1 150 772 (35,7%), в 2008 г. - 1 276 880 (34,1%), в 2009 г. - 1089936 (34,2%). По самым заниженным оценкам, с учетом латентности число посягательств на чужое имущество ежегодно превышает 5 млн. правонарушений.
     Реализация  права защиты имущества состоит в формировании концептуальных основ осуществления государственной политики в сфере защиты имущества и обусловлена решением комплекса взаимосвязанных задач правового, социального и технического характера. В связи с этим большое значение приобретает прежде всего деятельность государственных структур в обеспечении имущественной безопасности. Под имущественной безопасностью понимается состояние защищенности имущества правовыми, организационными, специальными, инженерно-техническими, воспитательными, предупредительными и другими мерами от противоправных посягательств[33, C.17].
     В числе государственных органов, задействованных в защите имущества, особое место занимают подразделения  вневедомственной охраны при органах  внутренних дел РФ.
     Согласно  положениям ст. 9 Закона РФ «О милиции» [3] к милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, порядок создания, реорганизации и ликвидации которых определяется министром внутренних дел Российской Федерации. Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, определяется Правительством Российской Федерации.
     Одна  из основных задач милиции общественной безопасности - охрана собственности  в соответствии с п. 2 Положения  о вневедомственной охране при ОВД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589 [6], решается подразделениями вневедомственной охраны.
     В соответствии с Положением о вневедомственной охране установлены основные задачи вневедомственной охраны:
     - охрана имущества собственников на основе договоров;
           участие в разработке и реализации государственных мер  но упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей;
     - проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.
     Дополнительной  задачей вневедомственной охраны при  органах внутренних дел является охрана общественною порядка на территории прилегающей к охраняемым ею объектам.
     Вневедомственная  охрана в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:
     обеспечивает  охрану имущества, а также оказывает  другие услуги, предусмотренные договорами с собственниками;
     в пределах своей компетенции подготавливает проекты нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств;
     -участвует  в подготовке и выполнении  государственных, региональных и иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;
     - осуществляет инспектирование ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций;
     - организует и проводит научные исследования, опытно-конструкторские и иные работы в области создания и применения средств охранной сигнализации, выполняет функции генерального заказчика указанных средств для собственных нужд;
     - осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Проводит эти работы на договорной основе на неохраняемых объектах;
     - организует и проводит испытания средств охранной сигнализации, в том числе и зарубежной, а также обеспечивает в установленном порядке выдачу сертификатов на се использование на территории Российской Федерации;
     - участвует в разработке и согласовании стандартов на средства охранной сигнализации.
     Вневедомственная  охрана осуществляет свою деятельность на принципах: самоокупаемости, самофинансирования и содержится за счет средств федерального бюджета.
     Все подразделения вневедомственной охраны являются юридическими лицами, имеют гербовую печать и штамп со своим наименованием, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках.
     Поскольку подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел обслуживают  клиентов по договорной основе, их деятельность регулируется и целым рядом норм Гражданского кодекса Российской Федерации [2] (далее – ГК РФ). К ним относятся нормы, закрепляющие понятие, виды, формы и недействительность сделок (гл. 9 ГК РФ), понятие, основания возникновения и обеспечение исполнения обязательств (гл. 21-23 ГК РФ), понятия, условия, заключение, изменения и расторжения договора (гл. 27-29 ГК РФ), возмездное оказание услуг (гл. 39 ГК РФ), общие положения о договоре подряда и бытового подряда, если это не противоречит особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 702-730, 739, 783 ГК РФ).
     Для выполнения подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел  задач по охране имущества согласно п. 8 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 [6] их работникам предоставляется право: требовать от рабочих и служащих охраняемых объектов и других лиц соблюдения установленного пропускного режима; задерживать лиц, пытающихся незаконно вывезти (вынести) материальные ценности с охраняемого объекта; доставлять в служебные помещения охраны или в милицию лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемое имущество; проводить досмотр вещей, а в исключительных случаях — личный досмотр на контрольно-пропускных пунктах, а также досмотр транспортных средств и проверку соответствия провозимых грузов сопроводительным документам при въезде на территорию и выезде с нее; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вывозимого (выносимого) имущества, а также для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью граждан и окружающей среде; применять огнестрельное оружие; требовать от должностных лиц выполнения обязательств по договору, направленных на обеспечение сохранности материальных ценностей и создание безопасных условий труда для работников охраны.
     Гражданско-правовые обязанности органов вневедомственной охраны при органах внутренних дел, а также их ответственность перед клиентами вытекает из норм Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие на основе договора по оказанию платных услуг. В соответствии с этими нормами качество предоставляет органами внутренних дел охранных услуг должно соответствовать условиям договора (ст. 721 ГК РФ). Если станет очевидным, что оказываемые органами внутренних дел охранные услуги оказываются ненадлежащим образом, клиент вправе назначить разумный срок для устранения недостатков, а при неисполнении в назначенный срок данного требования отказаться от договора и потребовать возмещения убытков (ст. 715 ГК РФ). Если органом вневедомственной охраны стала известна информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, то они не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия клиента. Порядок и условия пользования такой информацией определяется договором (ст. 727 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, подразделения вневедомственной охраны, ненадлежащим образом исполнившие или не исполнившие своих обязательств несут ответственность, если не докажут, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. При этом к таким обстоятельствам закон не относит, например, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке необходимых для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств и др. (ст. 401 ГК РФ).
     Подразделения вневедомственной охраны обязаны возместить клиенту убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств (ст. 393 ГК РФ). Клиент вправе требовать полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем объеме. Под убытками понимаются расходы, которые клиент произвел или должен был произвести в связи с утратой или повреждением его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые клиент получил бы при обычных условиях, если бы его право не было нарушено (ст. 15 ГК РФ). Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств установлена неустойка, то убытки возмещаются в части непокрытой неустойкой (ст. 394 ГК РФ).
     Дисциплинарная  ответственность сотрудников вневедомственной охраны наступает в случаях нарушения ими служебной дисциплины. Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников, порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий. За нарушение служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел могут назначаться следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебной соответствии; понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из органов внутренних дел [5]. 

     1.3 Структура вневедомственной охраны при органах внутренних дел 

     В состав вневедомственной охраны входят милицейские, военизированные и сторожевые подразделения, а также инженерно-технический и обслуживающий персонал. Систему вневедомственной охраны при органах внутренних дел составляют: Департамент государственной защиты имущества МВД России (далее - ДГЗИ МВД России); управления (отделы) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД. УВД субъектов Российской Федерации; отделы (отделения) вневедомственной охраны при горрайорганах внутренних дел; подразделения, непосредственно подчиненные Департаменту государственной защиты имущества МВД России, редакция журнала «Охрана», Центр оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны МВД России, Центр охраны объектов высших органов государственном власти МВД России, федеральное государственное учреждение Научно-исследовательский центр «Охрана» МВД России, Цетр сертификации аппаратуры охранно-пожарной сигнализации МВД России, федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана», Межрегиональный координационный центр по охране перевозимого имущества [24, C.102] (см. Приложение 1).
     Возглавляет подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Департамент государственной защиты имущества МВД России, являющийся самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающий и осуществляющий в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной полотки и нормативно-правовому регулированию в области государственной защиты имущества.
     Основными задачами Департамента являются [8]: участие в формировании основных направлений государственной политики по защите имущества; обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в области государственной защиты имущества; разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по совершенствованию государственной защиты имущества; методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по государственной защите имущества; осуществление взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в области государственной защиты имущества.
     Как уже отмечалось, в состав вневедомственной охраны входят подразделения сторожевой охраны; подразделения военизированной охраны; строевые подразделения милиции; пункты централизованной охраны (далее - ПЦО) и центры оперативного управления (далее - ЦОУ).
     Сторожевые  подразделения вневедомственной охраны. Личный состав сторожевой охраны осуществляет дежурство на сторожевых участках предприятий, складов, баз и других крупных объектов.
     Работники сторожевой охраны вооружаются, как  правило, гладкоствольным оружием или несут дежурство без оружия.
     Военизированные подразделения вневедомственной охраны. Вид и численность охраны, дислокация постов, взаимоотношения с собственниками определяются соглашениями сторон и закрепляются договором на охрану.
     Личный  состав военизированных подразделений, в зависимости от занимаемых должностей, подразделяется на старший, средний, младший начальствующий и рядовой состав и при исполнении служебных обязанностей должен носить установленную форму одежды и знаки различия.
     Комплектование  подразделений военизированной  охраны производится из числа граждан Российской Федерации, отвечающих требованиям работы в охране, преимущественно гражданами, состоящим в запасе Вооруженных сил. Данные подразделения имеют на вооружении нарезное оружие.
     При наличии на охраняемом объекте одновременно сторожевой и военизированной охраны первая и вопросах организации несения службы подчиняется соответствующему начальнику военизированного подразделения.
     На  основании договора на подразделения могут возлагаться обязанности по охране спецпродукции при ее перевозках и сопровождении кассиров с денежными средствами, а также иные обязанности.
     Строевые  подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел входят в состав милиции общественной безопасности.
     Для выполнения задач по охране объектов могут использоваться следующие виды нарядов:
     1. Группа задержания пункта централизованной охраны (далее - ГЗ ПЦО) - наряд милиции, предназначенный для оперативного выезда и осмотра охраняемых объектов при срабатывании охранно-пожарной сигнализации, их блокирования и задержания преступников. В состав ГЗ ПЦО входят старший группы задержания (милиционер), милиционер, милиционер-водитель.
     2 Автопатруль  - специальный наряд милиции, несущий службу на автомобиле (мотоцикле) в местах наибольшей концентрации охраняемых объектов, не подключенных к пультам централизованного наблюдения, в целях их периодического осмотра, принятия мер к усилению охраны и пресечению попыток проникновения на них.
    Патрульная группа  или патруль  - подвижной пеший наряд милиции, выполняющий задачи автопатруля, но на меньшей территории.
    Пост охраны объектов  - одиночный или парный наряд милиции, обеспечивающий охрану объекта или его части путем выполнения постовых обязанностей и ведения постоянного наблюдения в пределах установленных границ.
    Контрольно-пропускной пункт - одиночный или парный наряд милиции, выставляемый для обеспечения пропускного режима на территории охраняемого объекта.
    Караул - вооруженное подразделение милиции, назначенное для охраны и обороны особо важного или сложного в криминогенном отношении объекта, а также для обеспечения порядка и безопасности на его территории.
     7. Наряд милиции по сопровождению материальных ценностей.
     8. Резерв - наряд милиции предназначенный для решения задач по охране, квартир и объектов при осложнении обстановки и их перезакрытия.
     Пункты  централизованной охраны - это подразделения вневедомственной охраны, обеспечивающие вневедомственную охрану объектов от краж и пожаров при помощи пультов централизованного наблюдения, концентрируемых в одном помещении.
     В структуру ПЦО входят начальник, дежурный ПЦО, группы задержания (все - сотрудники милиции), а также дежурные ПЦН и сотрудники технической группы - инженеры, электромонтеры (все - вольнонаемный состав). Дежурный ПЦО находится в оперативном подчинении дежурной части органа внутренних дел.
     В задачи ПЦО входят непосредственная охрана объектов, оперативное руководство и контроль за несением службы всеми нарядами вневедомственной охраны, а также контроль за своевременным устранением неисправностей сигнализации, установленной на охраняемых объектах.
     Принцип деятельности ПЦО заключается в следующем: установленная на объектах сигнализация по линиям телефонной связи этих объектов или радиоканалами подключается через АТС к ПЦН. В случае проникновения на охраняемые объекты посторонних лиц нарушается система блокировки и на ПЦН поступает звуковой и световой сигналы («тревога»). При получении такого сигнала дежурный ПЦО немедленно направляет на объект наряд милиции.
     Центры  оперативного управления создаются  в структуре вневедомственной охраны при горрайорганах на базе имеющихся пунктов централизованной охраны и строевых подразделений милиции численностью не менее 50 человек.
     Основными задачами ЦОУ являются: охрана имущества собственников на основе договоров, участие в охране общественного порядка и обеспечении безопасности, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулирования. Начальник центра подчиняется начальнику отдела вневедомственной охраны и одновременно является его заместителем. Ему подчинены командир строевого подразделения и начальник дежурной части.
     В сослав дежурной смены ЦОУ включаются начальник смены, инженер-дежурный, помощник инженера-дежурного, дежурный пульта управления, группы задержания, милиционер-кинолог, электромонтер.
     При невозможности создания в отделе вневедомственной охраны ЦОУ и наличии в нем строевого подразделения общей численностью не менее 50 человек организуется дежурная часть. 

     1.4 Служебная деятельность подразделений вневедомственной охраны по охране имущества 

     Подразделения вневедомственной охраны при ОВД  России проводят разноплановую работу по повышению эффективности охраны имущества. Основываясь на докладе  «Основные результаты служебной деятельности подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации за 2009 год» [25], охарактеризуем основные сферы деятельности вневедомственной охраны, направленные на повышение эффективности охраны имущества физический и юридических лиц.
     Структурами вневедомственной охраны проводится нормотворческая работа, направленная на формирования единого правового поля обеспечения имущественной безопасности и осуществления охранной деятельности. Так, за 2009 год была обеспечена разработка 15 нормативных правовых актов по вопросам деятельности подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел и федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» МВД России.
     В рамках участия в реализации стратегических планов в области государственной  защиты имущества в 2009 году Департаментом  государственной защиты имущества МВД России совместно с иными структурными подразделениями МВД России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями предпринят ряд организационно-практических шагов:
     - проведен эксперимент на базе подразделений вневедомственной охраны, ОВДРО, внутренних войск МВД России по формированию ведомственного сегмента федеральной системы мониторинга (Республика Татарстан и Красноярский край). С учетом полученных результатов проведена опытно-конструкторская работа по теме: «Разработка аппаратно-программных средств для создания федеральной системы мониторинга», по итогам которой в 2010 году планируется сформировать автоматизированную информационную систему «Критически важные объекты», предназначенную для обеспечения информационно-статистической поддержки мероприятий по мониторингу, принятия управленческих решений на основе анализа мониторинговой информации, обеспечения оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и предоставления информации заинтересованным органам государственной власти Российской Федерации;
     - в рамках реализации мероприятий,  предусмотренных соответствующей  федеральной целевой программой, продолжена работа по повышению  защищенности морских портов  с местами стоянок судов с  ядерными энергетическими установками. Организованы и проведены открытые аукционные торги, по результатам которых заключен государственный контракт на поставку комплекса инженерно-технических средств системы физической защиты для объектов морского порта г. Мурманска;
     - в формате работы Правительственной  комиссии по координации вопросов  организации и проведения проверки  сохранности культурных ценностей,  находящихся в фондах музеев  Российской Федерации, организована  деятельность территориальных рабочих  групп по проведению межведомственных комиссионных проверок устранения выявленных в 2007-2008 годах недостатков в обеспечении безопасности учреждений культуры;
     - принимая во внимание высокую  социальную значимость профилактики  имущественных преступлений в  условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса, в целях усиления профилактики преступлений в жилом секторе и повышения личной и имущественной безопасности граждан разработана и реализуется «Программа мер по профилактике краж из квартир и мест хранения личного имущества граждан на 2009-2010 годы».
     В целях организации контроля за работой  автотранспорта вневедомственной охраны, охраны транспортных средств физических и юридических лиц и сопровождаемых грузов внедряется навигационно-мониторинговых систем «Арго-страж», «Алмаз», «Аркан», «Приток-GPS».
     В целях дальнейшего повышения  эффективности охраны имущества реализуются мероприятий по оптимизации численности групп задержания путем увеличения плотности выставляемых групп задержания вневедомственной охраны за счет сокращения численности их сотрудников.
     В целях повышения эффективности  профилактики имущественных правонарушений организовано взаимодействие с другими  службами ОВД по вопросу подбора  объектов и квартир граждан под  вневедомственную охрану.
     Органами  управления вневедомственной охраны проводится работа по повышению антитеррористической устойчивости охраняемых объектов особой важности, жизнеобеспечения и повышенной опасности, координации деятельности подразделений вневедомственной охраны субъектов Российской Федерации. В настоящее время на территории Российской Федерации, согласно перечням, утвержденным антитеррористическими комиссиями субъектов Российской Федерации, находится более 48 тыс. объектов, отнесенных к категориям особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и местам с массовым пребыванием граждан, в зоне действия ПЦО расположено 39,4 тыс. объектов данной категории. Силами подразделений вневедомственной охраны обеспечивается безопасность более 29,7 тыс. (75,6% от расположенных в зоне действия ПЦО) критически важных объектов.
     В целях предупреждения диверсионно-террористических актов в отношении охраняемых объектов сотрудниками вневедомственной охраны регулярно проводятся комиссионные обследования с целью выявления  уязвимых мест и принятия мер по приведению инженерно - технической укрепленности в соответствие предъявляемым требованиям.
     В настоящее время на территории 25 субъектов Российской Федерации  подразделениями вневедомственной охраны обеспечивается безопасность 11263 км магистральных трубопроводов и 5122 ед. магистрального оборудования. В сферу обеспечения авиационной безопасности подразделениями вневедомственной охраны входят 69 международных аэропортов в 56 субъектах Российской Федерации. Силами вневедомственной охраны обеспечивается безопасность более 45,7 тыс. объектов образовательной сферы и 14,8 тыс. объектов культуры.
     В рамках реализации Программы технического перевооружения внедряются все новые автоматические системы передачи извещений, в том числе радиосистемы.
     Принимая  во внимание высокую социальную значимость профилактики имущественных преступлений, а также возможность увеличения количества преступных посягательств на имущество физических и юридических лиц в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса, в целях усиления профилактики преступлений в жилом секторе и повышения личной и имущественной безопасности граждан разработана и направлена в УВО (ОВО) при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации «Программа мер по профилактике краж из квартир и мест хранения личного имущества граждан на 2009-2010 годы».
     Одним из резервов совершенствования деятельности ПЦО, сокращения задействованной численности  личного состава, обеспечения сохранности  охраняемого имущества и безопасности клиентов является объединение ПЦО, действующих в пределах одного населенного пункта, создание на их базе многофункциональных мониторинговых центров с установкой систем централизованного наблюдения.
     В рамках организации разработки новой  аппаратуры охранно-пожарной сигнализации освоены в серийном производстве 3 новых прибора охранно-пожарной сигнализации:»Радий-7» (ЗАО «Фирма «Юмирс», г. Пенза), «Фотон-21» (ЗАО “Риэлта, г. Санкт-Петербург), «Астра-Z» (ЗАО НТЦ «Теко», г. Казань).
     В конце первой главы сделаем некоторые выводы:
     1. Исторические корни охраны восходят к первобытнообщинному строю, а в последующей истории менялись только способы охраны и структуры охранных учреждений, суть же охраны оставалась неизменной- защищать имущество собственника от преступных посягательств.
     2. Охрана собственности является составляющей правоохранительной функции государства, ведущая роль в осуществлении этой функции государства принадлежит вневедомственной охране при органах внутренних дел.
     3. Вневедомственная охрана отличается от других структурных подразделений, входящих в систему органов внутренних дел, своим особым правовым статусом, обусловленным специфическим характером задач, возложенных законодателем на подразделения вневедомственной охраны, а также принципами, на основании которых подразделения вневедомственной охраны осуществляют свою деятельность.
     4. Основную законодательную базу деятельности вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «О милиции», Положение о вневедомственной охране при ОВД. Существующая законодательная база делает возможным участие вневедомственной охраны при ОВД РФ в реализации конституционных полномочий исполнительной власти по охране собственности.
     5. В состав вневедомственной охраны входят милицейские, военизированные и сторожевые подразделения, а также инженерно-технический и обслуживающий персонал. Систему вневедомственной охраны при органах внутренних дел составляют: Департамент государственной защиты имущества МВД России (ДГЗИ МВД России); управления (отделы) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации; отделы (отделения) вневедомственной охраны при горрайорганах внутренних дел, а также ряд иных органов.
     6. Служебная деятельность подразделений вневедомственной охраны по охране имущества складывается из нормотворческой работы, из реализации стратегических планов в области государственной защиты имущества; из внедрения новых технических и организационных средств. Служебная деятельность заключается также в повышении антитеррористической устойчивости охраняемых объектов особой важности.
 

      Глава 2 Анализ деятельности Отдела вневедомственной охраны при ОВД по Кузнецкому району г. Новокузнецка 

     2.1 Цели, задачи, структура  Отдела вневедомственной охраны при ОВД Кузнецкого района  

     Отдел вневедомственной охраны при ОВД Кузнецкого района г Новокузнецка (далее ОВО) расположен по адресу: Кемеровская область, город Новокузнецк, улица Обнорского, 21.
     Отдел вневедомственной охраны при ОВД  Кузнецкого района г Новокузнецка создан в порядке, определенном Приказом МВД РФ № 755 от 17 сентября 2005г.(с изменениями от 01.04.2008), а точнее – на основании Приложения №3 к данному Приказу («Правил формирования отделов (отделений) вневедомственной охраны при горрайорганах внутренних дел») [9].
     Отдел создан для защиты имущества юридических  и физических лиц, оказания иных охранных услуг на основе заключенных договоров; функционирует в качестве самостоятельного подразделения в составе милиции общественной безопасности.
     Основными задачами отдела вневедомственной охраны являются:
     - охрана имущества собственников  на основе договоров;
     - участие в разработке и реализации  государственных мер по упорядочению  и совершенствованию охраны материальных  ценностей.
     Отдел вневедомственной охраны в соответствии с возложенными на нее задачами:
     - обеспечивает охрану имущества,  а также оказывает другие услуги, предусмотренные договорами с  собственниками;
     - в пределах своей компетенции  подготавливает проекты нормативных  актов по вопросам защиты имущества  от преступных и иных противоправных посягательств;
     - участвует в подготовке и выполнении  государственных, региональных и  иных программ и мероприятий  по обеспечению сохранности материальных  ценностей;
     - осуществляет инспектирование ведомственной  охраны предприятий, учреждений и организаций;
     - организует и проводит опытно-конструкторские  и иные работы в области  создания и применения средств  охранной сигнализации;
     - осуществляет на охраняемых объектах  технический надзор за выполнением  проектных и монтажных работ  по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Проводит эти работы на договорной основе на неохраняемых объектах.
     Задач у отдела – немало, но если все обобщить и упростить для понимания, то их можно условно свести к двум. Первое – это профилактика и предупреждение преступлений путем охраны объектов, физических и юридических лиц, личного имущества граждан на договорной основе при помощи технических средств. А второе – это охрана общественного порядка на маршрутах патрулирования.
     ОВО подчиняется в служебной деятельности начальнику Отдела вневедомственной охраны при ОВД Кузнецкого района, а в  оперативном отношении - начальнику ОВД Кузнецкого района.
     Для обеспечения служебной деятельности в ОВО созданы структурные  подразделения по следующим направлениям: анализа и планирования, организации  милицейской службы, комплексной  охраны имущества и антитеррористической устойчивости объектов, кадровой и воспитательной работе, организации охраны объектов с помощью технических средств, охране личного имущества граждан, материально-техническому и хозяйственному обеспечению, финансово-экономической, договорно-правовой работе, дежурная часть, а также пункт централизованной охраны. Для обеспечения деятельности отдела вневедомственной охраны созданы подразделения служебного собаководства и автохозяйство. Схема структуры управления ОВО представлена в Приложении 2.
     Штатная численность строевого состава  ОВО установлена в пределах лимитов общей штатной численности УВД Кемеровской области и составляет сегодня 128 человек.
     В отделе имеется и вторая служба, не менее важная, – техническая. За состояние технических средств  и их надлежащее обслуживание, за развитие технической базы отвечает заместитель начальника отдела по технике.
     В ОВО создан пункт централизованной охраны (далее - ПЦО). Он  создан в порядке, определенном Приложением №3 («Правила формирования пунктов централизованной охраны») к Приказу МВД РФ № 755 от 17 сентября 2005г.
     На  ПЦО возлагаются задачи по осуществлению приема объектов под централизованную охрану с помощью технических средств, организации службы групп задержания ПЦО и координации их действий с учетом оперативной обстановки.
     Штатное расписание ПЦО и численность групп задержания ПЦО  установлены с учетом задействованной емкости пульта централизованного наблюдения, дислокации охраняемых с их помощью объектов, криминогенности района, уровня автоматизации средств охранной и пожарной сигнализации, а также экономической эффективности.
     В штатное расписание ПЦО введены  следующие должности: начальник  пункта, главный специалист, старший  инспектор охраны – дежурный, инспектор-инженер охраны, дежурный пункта централизованной охраны,  инспектор-инженер охраны, ведущий специалист, специалист 1 категории, помощник дежурного ПЦО, группа задержания ПЦО (старший группы задержания ПЦО, милиционер, милиционер-водитель, милиционер-кинолог), инженер, оператор электронно-вычислительных машин, электромонтер по обеспечению функционирования систем централизованного наблюдения.
     Сотрудники  милиции групп задержания ПЦО  включены в состав строевого подразделения  отдела вневедомственный охраны.
     Принципиальная схема  работы пункта централизованной охраны представлена в Приложении 3.
     Итак, основными задачами отдела вневедомственной охраны являются профилактика и предупреждение преступлений путем охраны объектов, физических и юридических лиц, личного имущества граждан на договорной основе, при помощи технических средств, а также охрана общественного порядка на маршрутах патрулирования. Для обеспечения служебной деятельности в ОВО созданы структурные подразделения, основные из которых – строевые и технические, а также аппарат управления. Штатная численность строевого состава ОВО установлена в пределах лимитов общей штатной численности УВД Кемеровской области.
     Считаем, что одним из негативно сказывающихся  на служебной деятельности факторов является установление лимитов штатной  численности сотрудников и работников подразделений вневедомственной охраны в соответствии с Приказом МВД РФ от 11 мая 2006 г. N 333 «Об утверждении лимитов численности органов, подразделений и учреждений внутренних дел, содержащихся за счет средств федерального бюджета». Такие ограничения вводятся в целях упорядочения финансирования подразделений, осуществляемого из федерального бюджета, и направлены на осуществление своевременного утверждения и доведение лимитов бюджетных обязательств на соответствующие финансовые годы.
     Описанное обстоятельство исключает возможность защиты имущества физической охраной в случае превышения установленных лимитов. При таких обстоятельствах руководитель подразделения вынужден отказать собственнику, обратившемуся с заявкой на оказание охранных услуг в выставлении наряда милиции. Для внесения изменений в лимиты штатной численности в Департамент государственной защиты имущества МВД России (далее - ДГЗИ МВД России) направляются предложения об увеличении штатной численности за подписью руководства МВД, ГУВД, УВД соответствующего субъекта РФ. На практике же в увеличении лимитов чаще всего отказывается, при этом предлагается перераспределять штатную численность за счет сотрудников милиции, задействованных по охране коммерческих объектов.  

     2.2 Особенности служебной  деятельности Отдела  

     Отдел вневедомственной охраны при постановке объекта под охрану придерживается разработанного алгоритма.
     Руководитель  ОВО на основании заключенных  договоров с физическими и  юридическими лицами определяет и устанавливает  на конкретном объекте вид охраны, а также меняет при необходимости один вид охраны на другой.
     Алгоритм  принятия под охрану объектов в общем  виде выглядит следующим образом: учитывая, что в системе органов внутренних дел охрана объектов, в основном, возлагается на подразделения вневедомственной охраны, руководитель объекта обращается к начальнику ОВО с заявлением о проведении мероприятий по организации охраны объекта силами вневедомственной охраны.
     Начальником ОВО организуется проверка сведений, указанных заказчиком в заявлении  на оказание услуг, правоустанавливающих, регистрационных документов заказчика и иных сведений, имеющих значение для оценки возможности оказания охранных услуг.
     Заявка  в течение суток передается в  ФГУП «Охрана» для принятия мер по монтажу ТСО; в случае обращения руководителей объектов в другие подразделения органов внутренних дел или ФГУП «Охрана» МВД России дежурная часть ОВД и филиалы Предприятия в течение суток информируют ОВО о наличии такого обращения.
     При отсутствии обстоятельств, препятствующих выполнению охранных услуг, начальник ОВО организует комплексное обследование объекта с созданием межведомственной комиссии (далее - МВК) в составе представителей ОВО, филиала Предприятия и заказчика. В необходимых случаях, установленных законодательством Российской Федерации, или по желанию заказчика в работе МВК могут участвовать представители других заинтересованных служб органов внутренних дел, ведомств, органов исполнительной власти и местного самоуправления и вышестоящих представителей подразделений вневедомственной охраны.
     По  результатам работы МВК составляется акт обследования объекта, содержащий конкретные предложения по организации  охраны объекта, предложения оптимальных  схем его защиты со сметой стоимости  вариантов предлагаемых видов охраны и инженерно-технической укрепленности объекта. При этом, исходя из задач по надежному обеспечению охраны объекта, МВК определяет необходимую численность задействованных сотрудников ОВО и (или) работников филиала Предприятия, систему организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов, дислокацию постов, права и обязанности нарядов охраны, мероприятия по инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности объекта, прорабатывает конкретные обязанности администрации объекта по вопросам обеспечения безопасных условий несения службы, надлежащего материально-технического обеспечения, а также изучает другие вопросы, касающиеся организации охраны.
     Начальником ОВО совместно с руководителем  объекта на основании предложений  МВК и требований действующих  нормативных документов принимается решение о том или ином виде охраны (оснащение техническими средствами охраны (далее – ТСО) с выводом на ПЦО, автономная сигнализация, физическая охрана) или их совмещении с учетом установленной штатной численности подразделения, имеющейся технической возможности.
     В случае принятия решения об оборудовании объекта ТСО составляется техническое  задание на проектирование систем безопасности объектов, проектно-сметная документация или технический акт обследования со схемой блокировки объекта; акт обследования объекта и техническое задание на проектирование составляются представителями ОВО и подписываются членами комиссии.
     Проектно-сметная  документация, технический акт обследования со схемой блокировки составляются представителями  филиала Предприятия и до передачи Заказчику согласовываются с ОВО; по результатам выбора Заказчиком исполнителей по каждому виду охранных услуг проводится подготовка проектов договоров; проекты готовятся ОВО и филиалом Предприятия по определенным для них видам работ (охранных услуг). Проекты договоров согласовываются на уровне руководителей ОВО и филиала Предприятия с целью обеспечения целостной системы защиты объекта и устранения уязвимых мест в его охране; согласованные проекты договоров на оказание охранных услуг представляются Заказчику одновременно с пакетом документов, необходимых для их подписания.
     Работы  по монтажу и наладке ТСО проводятся на основании требований руководящего документа «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов, подлежащих государственной охране, от преступных посягательств» [7].
     Для оборудования объектов используются технические  средства охраны, рекомендованные к применению во вневедомственной охране. Технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию объектов техническими средствами охраны осуществляют подразделения вневедомственной охраны на договорной основе. Приемка ИТСО в эксплуатацию производится МВК в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.
     При приемке выполненных работ по монтажу и наладке ТСО МВК  осуществляет: проверку качества и  соответствия выполненных монтажно-наладочных работ согласованной с подразделением вневедомственной охраны проектно-сметной документации (акту обследования), технологическим картам и технической документации предприятий-изготовителей; необходимые измерения электрических параметров, испытания работоспособности смонтированных ТСО, в том числе совместно с СПИ.
     Техническое обслуживание ИТСО осуществляется на договорной основе в соответствии с  нормативными актами МВД России. Не реже одного раза в полугодие МВК  проводит обследование принятых под охрану объектов с целью корректировки организации системы защиты охраняемого объекта и подготовки предложений по устранению выявленных недостатков; ответственность и порядок возмещения ущерба за причиненный вред в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения установленных обязательств стороны несут в соответствии с условиями заключенных договоров и законодательством Российской Федерации.
     Итак, детально разработанный алгоритм принятия объекта под охрану преследует одну единственную цель – создать условия для эффективной охраны объекта. Наглядно алгоритм принятия объекта под охрану представлен в Приложении 4.
     Реформирование  подразделений вневедомственной охраны внесло в служебную деятельность ряд корректив, в том числе  в проводимую техническую политику. Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» [4] на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны создано ФГУП «Охрана», подведомственное МВД России и наделенное функциями по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны.
     Начиная с 1 ноября 2005 г. подразделения вневедомственной охраны перестали оказывать услуги, связанные с осуществлением функций по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны, а также охраной объектов военизированными и сторожевыми подразделениями. Вместе с тем за подразделениями сохранены функции технического надзора за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, приемом их в эксплуатацию, обслуживанием и ремонтом, что отражено в алгоритме выше.
     Подобный  способ обеспечения имущественной  безопасности специализированными  государственными учреждениями, на наш  взгляд, является не самым эффективным. Исключение из числа функций подразделений  вневедомственной охраны проектирования, монтажа, обслуживания и ремонта технических средств охраны порождает за собой перекладывание ответственности по возмещению ущерба в случае кражи. Речь идет о возможном возникновении спора между подразделениями вневедомственной охраны и организацией, осуществляющей техническое обслуживание в возмещение ущерба в случае совершения кражи из охраняемого объекта (если собственник надлежащим образом выполнил все обязанности по договору, однако возникли сложности в установлении причин, послуживших ее совершению). Кроме того, установление в судах стороны, виновной в допущении кражи с охраняемого объекта, затягивает на длительное время восстановление нарушенного права собственника в возмещении ущерба.
     Другой  особенностью деятельности отдела вневедомственной охраны является активное применение в процессе охраны различных технических средств.
     Сегодня в мировой практике охранных услуг  определилась устойчивая тенденция  на усиление роли технических средств. Тенденция эта не случайна: многочисленные исследования в области личной и  имущественной безопасности показали, что широкое использование технических средств позволяет исключить либо свести к минимуму негативное влияние самого ненадежного звена в системе охраны – человека, которому присущи утомляемость, невнимательность, халатность и т. п. При этом, организация охраны с помощью технических средств обходится потребителю значительно дешевле, а надежность ее выше. Именно поэтому все ведущие страны, включая Россию, уделяют большое внимание созданию технических средств на основе последних научных достижений, информационных и коммуникационных технологий [23, C.44].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.