Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Функции государства в трансформируемой экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Факультет: информатизации, экономики  и управления
Кафедра: «Экономическая теория» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине: Государственное регулирование национальной экономики
на  тему:  ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ЭКОНОМИКЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ЭКОНОМИКИ..................................................................................................................3
      Развитие рыночных отношений в России ........................................................3
      Трансформация экономической системы России ...........................................9
1.3. Социально-экономическая  результативность  трансформации  ...................15
ГЛАВА 2. БАЗОВЫЕ ФУНКЦИИ  ГОСУДАРСТВА ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ЭКОНОМИКИ...............................................................18
2.1. Системоформирующие функции государства переходного периода ............18
2.2.  Системоутверждающие функции государства в ходе
трансформационного  процесса ...................................................................................24
2.3. Системовоспроизводящие функции государства сформировавшейся социально-ориентированной рыночной экономики ................................................30
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ЭКОНОМИКИ
      Развитие рыночных отношений в России
     С начала 90-х гг. XX века Россия переживает глубокие перемены. Они связаны с переходом на рыночную модель хозяйствования. Процесс экономической трансформации в нашей стране шел неоднозначно. Начавшийся в России период реформ был нацелен на преобразование всей социально-экономической системы в целом. Оценивая такую трансформацию, необходимо учитывать тот факт, что исходные условия для перехода к рыночной экономике в России гораздо сложнее, чем в европейских странах. К таким исходным условиям можно отнести достаточно жесткую систему централизованного планирования и управления экономикой, гипертрофированный государственный сектор народного хозяйства, преобладание производства продукции производственного назначения над предметами потребления, отсутствие макроэкономического равновесия, "антирыночный" менталитет руководящих структур и населения, а также ряд других.
     На  первых этапах реформирования российской экономики жестко соблюдался принцип  экономического либерализма — дать неограниченный простор рыночному  саморегулированию и резко ограничить государственное вмешательство в экономические процессы. С точки зрения высших интересов России этот путь себя не оправдал. Этот принцип хоть и с оговорками, но пригодный для благополучных стран, совершенно не соответствовал условиям послесоветской России с ее разрушением производительных сил и упадком экономики. Это обстоятельство долго проходило мимо сознания правящей элиты. И только сравнительно недавно стали приходить к пониманию, что без помощи государства невозможно ни сформировать эффективно действующую рыночную систему хозяйствования, ни успешно регулировать ее функционирование. Сказать, что с самого начала современное государство устранилось от экономических преобразований было бы, однако, неправильно.
     Главной средой своей деятельности в области  экономического реформирования оно избрало преобразование отношений собственности. И это вполне понятно. Процесс разгосударствления является важнейшим элементом формирования рыночного механизма хозяйствования. Он обеспечивает создание необходимых условий для экономической свободы различных субъектов хозяйствования. Немаловажно и то, что он способствует разделению собственности и власти. Одна из особенностей последнего процесса в России состояла в том, что бывшие представители государственной и партийной элиты (директора предприятий, работники исполкомов и парткомов различного уровня) отказались от власти в обмен на частную собственность. В данном и иных случаях преобладали методы, далекие от уважения к законам. К сожалению, сам процесс отделения собственности от власти носил во многом криминальный характер.
     Разгосударствление и приватизацию, происходившую в России с 1991 года, нельзя рисовать однозначно розовыми красками. К положительным моментам можно отнести то, что в настоящее время в российской экономике устранено абсолютное преобладание государственной собственности и завершается процесс формирования многообразных форм собственности. Ныне свыше 3/4 всего государственного имущества перешло в частную собственность. К числу позитивных факторов можно отнести и попытки сформировать условия для привлечения в экономику России иностранных инвестиций. В экономику России в I полугодии 2010 года поступило $30,4 млрд. иностранных инвестиций. За январь-июнь 2010 года прямые инвестиции поступили в страну на сумму $5,423 млрд. Объем портфельных инвестиций составил $700 млн. Прочие инвестиции поступили на сумму $24,261 млрд. Как отмечает Росстат, по состоянию на конец 2010 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил $262,6 млрд., что на 8,3% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр, Нидерланды и Люксембург, на долю которых приходится соответственно 20,5%, 16,1% и 14% всех накопленных инвестиций в страну. В первую десятку крупнейших инвесторов входят далее Германия (8,6%), Великобритания (7,4%), Китай (4,4%), Ирландия (3,7%), Япония (3,3%), Виргинские острова (2,7%), США (2,5%).1
     Создание  отечественного фондового рынка также было одной из задач реформы. Такой рынок, соответствующий состоянию России, в настоящее время существует.
     Реформирование отношений собственности сопровождается рядом негативных тенденций. Не до конца разделены собственность и власть. Это выражается в росте коррупции, в зависимости хозяйствующих субъектов от чиновников различного толка, в росте капитала не в результате эффективной экономической деятельности, а за счет доступа к государственной власти и ряда других средств.
     Весьма  негативным фактором можно считать  то, что большинство приватизированных предприятий функционирует в полсилы, их экономическая эффективность крайне низка и растет медленно. В настоящее время преобладающее влияние на эффективность хозяйствования оказывает государственная экономическая политика, но не преимущества, которые дают многообразные формы собственности.
     Важнейшей сферой становления рыночного механизма  хозяйствования было формирование конкурентной среды. Это обязательное условие функционирования рыночной экономики. Первые шаги в этом направлении были связаны с демонополизацией экономики, т.е. отказом государства от прав на монопольное ведение хозяйственной деятельности. Уже в первые годы реформ был разработан и принят закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Он способствовал проведению антимонопольной политики путем ряда запретов на монополистическую деятельность, на установление монопольных цен и за счет других мероприятий.
     В настоящее время в отечественной  экономике сформировалось три основных типа рынков. Для машиностроения, строительства, пищевой промышленности и ряда других отраслей производства характерны конкурентные рынки. Автомобилестроению, производству отдельных видов бытовой техники и товаров длительного пользования более присущи олигополии. Имеются и чистые монополии, к которым в большинстве случаев можно отнести так называемые естественные монополии: ОАО «РЖД», РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром".
     Конкурентные рынки охватывают небольшую часть производства. Поэтому важную роль в формировании конкурентной среды играет целенаправленное антимонопольное регулирование. Оно призвано поддержать добросовестную конкуренцию на межотраслевом, межрегиональном и межнациональном уровнях.
     Разумеется, создание конкурентной среды — это  крайне сложный процесс. Обычно он включает в себя несколько этапов. Прежде всего необходимо провести демонополизацию (проводимая государством и его органами политика, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Основным инструментом такой политики является принятие антимонопольных законов, способствование созданию и существованию конкурирующих предприятий, фирм, компаний) и разгосударствление собственности (процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной. Переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности). Затем начинается следующая ступень — формирование рыночной инфраструктуры. Лишь после этого приступают к формированию различных типов рынков. Первый этап стремительно, в шоковом темпе завершен, хотя и далеко не в лучшем виде. Формирование же рыночной инфраструктуры и различных типов рынков — вся эта работа, на тот момент трансформации, по большому счету была еще впереди, поскольку экономика функционировала в половину своих возможностей. При таких обстоятельствах нормальную инфраструктуру и нормальные рынки создать трудно. Благодаря этому уровень развития конкуренции в России был все еще крайне низок. И это препятствовало нормальному становлению и функционированию рыночного механизма хозяйствования.
     Особым  фактором становления рыночной экономики  в нашей стране является защита экономической свободы, которая тесно связана с реформированием отношений собственности. Экономическая свобода включает в себя два решающих компонента. Первый из них — право и свобода выбора. Это дает возможность владельцам материальных и денежных ресурсов использовать их по своему усмотрению, а также заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом и покупать любые товары и услуги в пределах имеющегося дохода. Второй составляющей экономической свободы является гарантия реализации личных интересов. Она выражается в том, что каждый хозяйствующий субъект может производить любые выгодные для общества товары и услуги. Оба эти элемента придают рыночной экономике целенаправленность и упорядоченность.

     В Российской Федерации в годы реформ постепенно складываются условия, способствующие становлению и развитию экономической свободы. Приняты Конституция России (12 декабря 1993 г.)2, Гражданский кодекс (30 ноября         1994 г.)3, Земельный кодекс (28 сентября 2001 г.)4, Трудовой кодекс РФ (30 декабря 2001 г.) 5, действует целый ряд законов, которые регламентируют права и защиту собственности, предпринимательскую деятельность и т.д. Однако процесс весьма далек от оптимальности.

     Одним из важных условий формирования рыночных отношений в России можно считать становление и развитие рыночных институтов. Данная проблема вызывает много споров. До сих пор нет единой точки зрения о том, какова роль государства в данном процессе. Одни считают, что рыночные институты должны сами зарождаться в период экономической трансформации общества. Приверженцы указанной концепции ссылаются, в частности, на видного американского экономиста Ф. Хайека. По его мнению, процесс сознательного создания рыночных институтов ведет к экономическому рабству, ибо государство не может предсказать последствия своего вмешательства в экономические процессы: «Так называемая экономическая власть, возможно, и является орудием принуждения, но в руках частных лиц она никогда не будет ни единственной, ни полной, никогда не станет властью над всей жизнью человека. Если же ее централизовать и превратить в орудие политической власти, она порождает зависимость, едва ли отличающуюся от рабства», -  Хайек (Hayek) Фридрих Август фон (1899 - 1992)6. Поэтому устойчивы и приемлемы только те институты, которые прошли отбор в конкурентной борьбе и были созданы самой экономической системой.
     Другая  точка зрения противоположна первой. Ее сторонники полагают, что в переходный период именно государство должно стать инициатором формирования рыночных институтов, обеспечивая их качественное единство и однородность.
     Однако  споры-спорами, а практика-практикой. Нерешенность проблемы — немалая помеха делу. Известный венгерский ученый Я.Корнай считает, что спад экономического развития, который наблюдается в большей или меньшей степени в странах, формирующих рыночную экономику, непосредственно связан с так называемой институциональной неполнотой. К ней он относит неразвитость отдельных рынков в этих странах, неравномерное развитие частной собственности, недостаточность экономической свободы и конкуренции, отсутствие рыночной селекции предприятий и т.д.7
     В начале современного переходного периода  преобладала точка зрения, что  в России будет постепенно складываться модель экономики либерального типа. Через десять лет реформ, многие ученые и практики склонились к тому, что для нашей страны наиболее предпочтительной моделью может стать смешанная регулируемая экономика. Учитывая, что к концу переходного периода в России до конца не удалось сформировать рыночный механизм хозяйствования, многие ученые считали, что итогом реформирования отечественной экономики должна стать модель, которой свойственно ярко выраженное взаимодействие рыночного и государственного регулирования экономики. Она своеобразно обеспечивает необходимое единство рынка и государственного регулирования. Для нее характерен также баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Обязательными являются также развитые рыночные институты, социальная ориентированность экономики, наличие системы социального партнерства.8 
 
 

      Трансформация экономической системы  России
     В 80-х гг. XX века полновесно обнажился клубок тяжелых противоречий, с которыми столкнулись экономика и общество Советского Союза, наиболее крупной составной частью которого была Россия. Резко упали темпы экономического роста. Предприятия и структура управления закостенели и оказались неприспособленными к требованиям НТП. Большая часть продукции была неконкурентоспособной по внешнеэкономическим меркам. До предела обострилась в торговле проблема дефицита почти по всем товарным группам. Начал снижаться жизненный уровень населения. Последовала по инициативе М.С.Горбачева неудачная попытка "перестройки" общества с приданием экономике "ускорения" на прежней (социалистической) основе. Поэтому после разрушения Советского Союза и превращения России и входивших в СССР союзных республик в независимые государства в общественном мнении возобладала идея радикального отхода от прежней концептуальной базы развития экономики и общества. Отказались от всеобъемлющего централизованного планового управления, от господства общенародной социалистической собственности и т.д.
     Россия, другие постсоветские страны, бывшие социалистические страны, входившие в Восточный блок, избрали путь трансформации экономической и политической систем. Они ориентировались на модель, отработанную многовековой практикой частнокапиталистического хозяйствования в наиболее развитых странах мира. Термин "трансформация"9 обозначил радикальные реформы, начатые на пространстве постсоциалистических стран. Самым общим их ориентиром стало стремление создать полноценную рыночную экономику, соответствующую опыту основных стран мира.
     Реальная  практика преобразования экономической  системы оказалась однако намного  сложнее проектов и замыслов. Последовавший за спадом эйфории "рыночных реформ" взвешенный анализ реформаторских сдвигов и провалов показал, что трансформация в России и многих других странах началась и проходила при отсутствии проработанных проектов. Возникла потребность в более глубоких исследованиях содержания экономических трансформаций. Главной проблемой оказалось научное определение движущих сил, стратегии и механизма изменения экономической системы.
     Экономическая трансформация по самой логике термина означает перевод экономической системы в новое состояние, позволяющее лучше удовлетворять потребности общества. Поскольку этот процесс, как показала жизнь, длительный, понадобилось выработать стратегию трансформации, т.е. четко определить ее цели, а также средства и механизмы их достижения. Необходимо было еще и внятное представление об имеющихся ограничениях.
     Ключевой  вопрос в том, как сформулированы цели трансформации. Самое главное условие — цели должны соответствовать потребностям конкретного развития. Они также должны быть понятны обществу и разделяться подавляющим большинством его членов. Такие цели обязаны быть критериальными, т.е. поддаваться количественной и качественной оценке. Их следует четко выстроить во времени и увязать с имеющимися средствами. Достижение же целей стратегии должно опираться на ясную привязку к пространственным характеристикам, т.е. проработано в регионально-территориальном разрезе.
     Как при определении, так и при  реализации стратегии экономической трансформации существует реальная опасность впасть в порочный круг некритериальных целей. Так, собственно, и было на первых этапах экономической реформы в России. Целью провозгласили "создание рынка" и "рыночной экономики". Но может ли это быть целью? Рыночная экономика существует многие века и находится в состоянии непрерывной эволюции. И само по себе понятие "рынок" весьма бесхитростное. Вот типичное для западных учебников его определение: рынок — это "совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги)". Но прежде чем продолжать этот сюжет, оценим основные исторические этапы (и в каком-то смысле качественно особые модели) рыночного хозяйства.
     Экономические системы развитых стран мира прошли через следующие исторические этапы:
     1. Эпоха свободной конкуренции. Когда она началась и существовала ли она в достаточно чистом виде, сказать трудно. Подчеркнем лишь, что становление "чистого" капитализма, базирующегося на свободной конкуренции, было весьма длительным. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на годы жизни отцов классической буржуазной политэкономии. В.Петти жил в 1623-1687 гг., А.Смит — в 1723-1790 гг., Д.Рикардо — в 1772-1823 гг. Как видим, между Вильямом Пет-ти и Адамом Смитом прошло 100 лет и между Адамом Смитом и Давидом Рикардо — еще 50 лет.
     Свободная конкуренция в экономике всегда сопровождалась ограничениями (зачастую значительными). По этому поводу П.Самуэльсон заметил, что свободная конкуренция  всем хороша, но она никогда не была испытана2. Всегда что-нибудь ее ограничивало: либо остатки феодализма, либо разного рода диктатуры, либо войны, либо социальное давление.
     2. Эпоха массового производства. Это был период, когда тон во всей системе экономических отношений задавала фаза производства. Продукция была лишена значительных внутривидовых различий, и каждая новинка длительное время по своим потребительским и конструктивным качествам соответствовала нуждам потребителей. Главным оружием против конкурента было снижение издержек производства. Одним из наиболее характерных представителей эпохи массового производства был Генри Форд. Выдающимся его достижением стал дешевый общедоступный автомобиль, выпускаемый с помощью конвейера. В США эпоха массового производства берет начало примерно с 20-30-х гг. XIX века. Важные импульсы ее становлению дало сначала формирование системы каналов, а затем общенациональной системы железных дорог. Считается, что к 80-90-м гг. в этой стране была сформирована инфраструктура для массового производства. Именно с этим периодом связывается появление фирмы (корпорации) как типичной формы организации капитала.
     3. Эпоха сбыта пришла на смену "массовому производству" примерно с начала 30-х гг. XX века. Для этого периода характерна быстрая дифференциация продукции, активизация борьбы за потребителя. Наступил, так сказать, "звездный час" тех фаз воспроизводства, которые непосредственно связаны с рынком. Считается, что корпорация "Дженерал Моторз" в США первой переключила внимание с фазы производства на фазу сбыта, на изучение рынка. От характерной для прошлого работы на устойчивого потребителя пришлось перейти к системе постоянного поиска новых потребителей и формирования своих ниш на рынке. Отсюда берет начало новая концепция и функция бизнеса, получившая название маркетинга.
     4. Постиндустриальная эпоха охватывает экономику и социальные процессы в развитых странах примерно с середины 50-х годов. Главным фактором, меняющим системную ориентацию экономики, стала научно-техническая революция середины века. Она вызвала активную смену используемых в производстве технологий. Несомненно, цели трансформации экономической системы России должны тяготеть к параметрам постиндустриальной модели рынка. Но и такая конкретизация цели недостаточна. Она остается размытой по связи с потребностями общества. Может служить лишь рамочным, фоновым ориентиром.
     Как видим, цели трансформации экономической  системы страны не могут быть исчерпывающе выражены с помощью характеристик преобразования экономических институтов. Одни и те же институты, формы хозяйствования и управления могут быть весьма эффективными в одних условиях и совершенно бесполезными и даже вредными в иных условиях. Поэтому при осуществлении экономических реформ никак нельзя ориентироваться на прямое копирование моделей, сложившихся в других странах. Цели экономической трансформации должны нести в себе компоненты результативности преобразуемой экономической системы в аспекте ее способностей эффективно отвечать на потребности общества.
Поэтому критерии трансформации экономики  должны совпадать с критериями социально-экономического развития страны. В странах с развитой рыночной экономикой правительства в своей экономической политике стремятся к достижению в том или ином сочетании следующего набора целей:                           а) экономический рост; б) полная занятость; в) экономическая эффективность; г) стабильный уровень цен; д) экономическая свобода; е) справедливое распределение доходов; ж) экономическая обеспеченность; з) торговый баланс.
     Чтобы избежать подмены конечных целей экономической трансформации средствами их достижения или некритериальными лозунгами, важно руководствоваться требованиями экономического закона расширенного воспроизводства. Напомним, что в терминах экономической теории процесс устойчивого экономического развития страны есть ни что иное, как реальное осуществление расширенного воспроизводства. Процесс воспроизводства означает такое последовательное и бесперебойное функционирование фаз производства, распределения, обмена и потребления, что каждый новый цикл воспроизводства начинается производством, перешедшим на более высокую ступень своего развития. Это обеспечивает затем более высокий уровень удовлетворения потребностей общества.
     В наиболее развитых странах, начиная  с середины XX века, процесс расширенного воспроизводства стал воплощением инновационного типа экономического развития, а само воспроизводство стало именоваться инновационным. Каждый новый цикл такого воспроизводства сопровождался внедрением в производство научно-технологических нововведений, повышающих уровень его эффективности. Фактически в условиях инновационного типа экономического развития процесс воспроизводства начинается не с фазы производства как таковой, а с фазы научной подготовки воспроизводства (рис.1).
     
       

Рис. 1. Фазы современного процесса расширенного воспроизводства10
     Научная подготовка воспроизводства подразумевает  заблаговременное проведение масштабных научных изысканий, всеобъемлющего маркетинга, конструкторских и технологических разработок, опытных работ (НИОКР в широком смысле слова). Это позволяет предпринимателям постоянно поддерживать производство в инновационно насыщенном состоянии, обеспечивая высокую конкурентоспособность продукции. Предприятия-лидеры современного рынка вкладывают в научную подготовку воспроизводства ресурсы, соизмеримые по масштабам с обычными капитальными вложениями. А в целом в развитых странах на развитие науки направляется 3-4% от годового объема ВВП. Не меньшее влияние на характер воспроизводства оказывает уровень образования населения, которому в развитых странах также уделяется пристальное внимание.
     Приведенная схема процесса расширенного воспроизводства позволяет четко обозначить направление, критерий и главные движущие силы (факторы и источники) совершенствования экономической системы. Критерий совершенства системы находится в области параметров, характеризующих уровень потребления (благосостояния) народа в стране. Возвышающиеся потребности людей и общества через цепь фаз процесса расширенного воспроизводства и обозначают главные движущие силы прогрессивных трансформаций.
     Основной  источник движения в этом направлении  — развитие производства на базе науки и инноваций. Рациональные распределительные процессы, совершенствование обмена тоже очень важны. Однако они в итоге способны повышать уровень благосостояния лишь в меру воздействия на производство, на развитие науки и технологий. К сожалению, в России именно в период радикальных рыночных реформ произошло резкое снижение внимания к науке и технологиям как факторам экономического и социального развития. И именно здесь сейчас необходимо совершить перелом.
     В Основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, принятых Правительством РФ, поставлена задача модернизации экономики. Она должна осуществляться во взаимоувязке с еще двумя задачами: установить новый социальный контракт в обществе и осуществить реформу власти. Среди мер запроектированной модернизации упоминаются создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, проведение предсказуемой и стимулирующей рост макроэкономической политики, осуществление структурной перестройки экономики и др. Структурная перестройка, в частности, подразумевает: переход от политики поддержки неэффективных предприятий к развитию инфраструктуры; обеспечение мобильности рабочей силы; поддержку "новых" секторов (прежде всего инновационных и информационных); стимулирование реструктуризации и реформирования предприятий, естественных монополий; нацеленность дальнейшей приватизации на структурную перестройку экономики; стимулирование диверсификации экспорта с постепенным увеличением продукции обрабатывающих отраслей, особенно высокотехнологичной.
     Набор мер выглядит довольно насыщенным и  представляется разумным. Но его результативность будет зависеть от того, насколько в действительности он выразит содержание модернизации экономики как наполнения ее инновационными процессами, нацеленными на эффективный экономический рост и повышение благосостояния народа в целом. Органическая увязка стратегии дальнейшей трансформации экономической системы страны с ее конечной результативностью требует всесторонней разработки и четкого понимания проблемы эффективности экономики.11 

     1.3. Социально-экономическая  результативность трансформации
     Эффективность экономики есть система отношений по поводу достижения целесообразного результата, создаваемого процессом производства и реализуемого в потреблении, в связи с совершаемыми затратами. Определение эффективности может осуществляться на уровне национального хозяйства страны, на уровне иных региональных и отраслевых хозяйственных систем, на уровне фирм (предприятий), домохозяйств, предпринимательских проектов. Весьма распространенным вариантом выражения в рыночной среде эффективного состояния хозяйственной системы является уже упоминавшаяся "эффективность по Парето".
     Известный теоретик экономики П.Самуэльсон (США) заметил: "Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и в будущем между различными людьми и группами людей'"12. Отсюда можно вывести четыре принципиальных положения. Во-первых, при принятии хозяйственных решений необходимо исходить из редкости (ограниченности) ресурсов. Во-вторых, центральное место в любой экономической политике принадлежит проблеме выбора ресурсов и целей.             В-третьих, особое значение имеет эффективное распределение ресурсов между субъектами хозяйства. В-четвертых, чрезвычайно важно учитывать не только настоящие, но и будущие потребности людей.
     Проблема  эффективности в литературе детально проработана во многих разрезах, касающихся, например, оценки хозяйствования в фирмах и их подразделениях, оценки инвестиционных проектов, нововведений и др. Однако она еще недостаточно разработана в разрезе соизмерения затрат и результатов в ходе крупных реформ в экономике. Такие реформы обычно связаны с преобразованием значительного массива институтов. И, к сожалению, большинство проектов, рекомендующих радикальные рыночные реформы в экономике, исходят из представления, что сами рыночные институты являются беззатратными. Между тем, это далеко не так. Взять, к примеру, так называемые трансакционные издержки на рынке США, возникающие при движении товара (затраты на банковские и финансовые услуги, страхование, оптовую и розничную торговлю). Изучая их, Д.Норт и Дж.Уоллес установили, что на трансакции приходится свыше 45% национального дохода. Более того, эта доля за последнее столетие выросла примерно на 20 процентных пунктов (с 25%).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.