На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перспективы развития социального страхования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Развитие социального страхования в России 4
    Место и роль социального страхования в системе социальной защиты населения 4
    Сущность и методологические основы социального страхования 6
    Развитие социального страхования в России 8
Глава   2.   Социальное   страхование   в   условиях   перехода   к   рыночным 
отношениям 12

2.1. Реформирование социального страхования 12
2.1.1. Стратегия  и тактика предстоящих реформ 13
    Правовое положение Фонда социального страхования 15
    Механизм социального страхования в России 17
 
    Виды социального  страхования 18
    Взносы по социальному страхованию 19
    Выплаты по социальному страхованию 20
    Выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев 21
    Выплаты по обязательному пенсионному страхованию 22
Глава 3. Перспективы развития социального страхования 24
    Актуальные проблемы социального страхования 24
    Пути         повышения         эффективности         системы         социального страхования 25
    Прогноз развития социального страхования в ближайшие годы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
 


              ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность  темы моей работы обусловлена той  ролью, которую играет страхование  в жизни общества. Для современного гражданина необходимо иметь представление  о том, какую роль играет страхование  и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.
     Социальная  защита человека в той или иной форме осуществляется в любом  обществе. Она, как показывает историческая практика, составляет неотъемлемое звено системы общественных отношений. В настоящий момент к прежним задачам социальной защиты населения (пенсионное обеспечение, детские и семейные пособия и т.д.) добавились новые - помощь безработным, адресная помощь семьям, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума и др. И как результат - резкое снижение жизненного уровня основной массы населения, обнищание его значительной части, сокращение объема и качества социальных услуг, небывалое расслоение общества по уровню доходов, огромная дифференциация регионов по уровню жизни населения, массовая безработица. Все это обуславливает небывалый рост потребности в социальной защите населения РФ. Причем речь идет не только социально уязвимых категориях населения (пожилых людях, инвалидах, многодетных семьях и др.), но и о значительной части экономически активного населения или так называемых «новых бедных» (безработные, низкооплачиваемые категории работников бюджетной сферы - учителя, врачи, ученые, работники культуры и др.). В этих условиях социальные пособия для многих слоев населения стали единственной гарантией выживания. И хотя сами по себе социальные выплаты мизерны, не обеспечивают нормального воспроизводства рабочей силы, тем не менее, они хотя бы на минимальном уровне гарантируют населению выживание. Отмеченные обстоятельства и предопределили актуальность проблемы исследования, обусловили выбор темы, цель и задачи данной работы.
     Основной  целью этой работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда социального страхования и перспективы его развития.
     В соответствии с этой целью были поставлены и решены такие задачи, как: определение  сущности, цели, задачи, структуры и  управления фонда Социального страхования, анализ путей повышения эффективности  социального страхования в России, рассмотрение проблем и перспектив его развития.
 

     
     Объектом  исследования является деятельность фондов обязательного государственного социального страхования (ОГСС) и участников страхового процесса (страхователей, страховщиков, застрахованных) по обеспечению социальной защиты населения в страховой форме.
     Предметом исследования является содержание социального  страхования, его экономические, организационные, правовые основы и действующие механизмы, призванные обеспечить социально-приемлемый уровень защиты населения.
Из огромного  количества работ, опубликованных по этой проблематике, мною были использованы книги Ветровой Н.С., Бабича A.M., Егорова Е.В., Жильцова Е.Н., Ройка В.Д., Фильева И.В. и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
1.1 .Место и  роль социального страхования  в системе социальной защиты
населения
     Изменение общественно-экономической системы  России в начале 90-х годов создало  для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков: утраты места работы, повышением стоимости жизни, трудностями в получении надлежащей медицинской помощи и качественного профессионального образования. В тоже время резко возросла численность населения, нуждающегося в социальной защите: безработные, бездомные, беженцы, многодетные семьи. Обвальное понижение покупательной способности заработной платы, пенсий и пособий, массовые явления задержки выплат заработной платы и пенсий - эти и другие факторы привели к возникновению целых ареалов бедности и нищеты.
     В результате данных изменений в стране началась реформа системы социальной защиты. Вместо практически единственного  института социальной защиты в форме  государственного социального обеспечения, начала формироваться разветвленная система рыночных механизмов и институтов социальной защиты: обязательного социального страхования, личного страхования, корпоративных и муниципальных систем пенсионного, медицинского страхования и социальной помощи.
     Среди существующего многообразия форм и  механизмов социальной защиты на первый план всё более уверенно стало  выходить обязательное социальное страхование, которое призвано учитывать, оценивать и управлять в рыночных условиях наиболее массовыми и типичными видами социальных рисков: утраты дохода в связи с инвалидностью, старостью, болезнью, а также необходимостью нести дополнительные расходы на медицинское обслуживание.
     Постепенно  в массовое сознание пришло понимание  того, что для организации приемлемых условий социальной защиты населения в новых условиях усилий государства или работников недостаточно. Тут требуется объединение возможностей работников, работодателей и государства, причем, на постоянной и долговременной основе, по четко выверенным правилам, что обусловлено возрастающим масштабом проблем и значительными финансовыми ресурсами. Это подтверждает опыт развитых стран, который свидетельствует о том, что роль социального страхования в национальных системах социальной защиты является ключевой. Например, в странах  Европейского  Сообщества  (далее  -  ЕС)  объем  финансирования
 

     
социального страхования составляет величину около 16-20% ВНП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую  силу после заработной платы (доля последней  составляет 45-55% ВНП). Столь крупный финансовый ресурс социального страхования позволяет обеспечивать высокие жизненные стандарты и уровни защиты застрахованным. В России потенциал социального страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования (далее - ФСС) и фондов обязательного медицинского страхования составляет всего около 8% ВВП. Столь низкая доля расходов на цели социальной защиты застрахованных (в 2-3 раза ниже, чем в странах ЕС) позволяет выплачивать пенсии и пособия, составляющие всего 30-35% от размера предшествующей заработной платы, которая в свою очередь в 5-6 раз меньше средних размеров зарплат в странах ЕС. Во многом столь низкий размер страхового возмещения объясняется заниженным объемом расходов на заработную плату, которая является базой начисления страховых взносов.
     В последнее время все более  очевидными становятся изъяны и недостатки в формировании механизмов социального  страхования, которые носят характер системных и концептуальных просчетов, что в итоге блокирует дальнейшее развитие института социального страхования. Это вызывает необходимость уточнения путей формирования социального страхования в средне- и долгосрочной перспективе.
     ФСС РФ является одним из основных ведомств, чья работа напрямую 
связана со сферой социальной защиты работающего населения. Через счета 
фонда проходят выплаты по листкам временной нетрудоспособности, 
пособия по беременности и родам; с помощью средств фонда осуществляется 
поддержка национального проекта "Здоровье", программы "Родовый 
сертификат" и работа с льготными категориями граждан (обеспечение 
ПрОТезаМИ, санаторно-курортным лечением). ФСС занимается
финансированием оздоровительных детских программ и углубленных медицинских осмотров, работающих на предприятиях с вредными и (или) опасными условиями труда.
     Ежедневная  работа ФСС не видна простому обывателю, но ощущается им, в случаях, когда рождается ребенок или происходит производственная травма, когда нужно отправить ребёнка-школьника в загородный летний лагерь или необходимо пройти курс реабилитации в санатории после перенесенного заболевания и во многих других случаях: социальная сфера в той или иной степени касается всех нас. [9]
 

     
    1.2.Сущность  и методологические основы социального  страхования
    В социальной защите выделяются 2 основных вида:
    социальная  помощь,   предназначенная  для  избирательной  поддержки наиболее социально уязвимых групп населения;
    социальное   страхование,   ориентированное    на   социально   активное население, занятое в сфере труда.
     Финансирование  данной сферы осуществляется за счет средств как работника, так и  работодателя. Деятельность системы  социального страхования в первую очередь адресована группам трудозанятого населения. Трудоспособное население в своем большинстве — это работники по найму, и заработная плата — их единственный источник доходов, благосостояния и благополучия. На базе отчислений от заработков строится весьма эффективная система социальной защиты, в форме социального страхования, которое в определенных параметрах регулируется государством. Грамотно построенная социальная политика не только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и мотивации их труда, а в итоге способствуют стабилизации общества.
     Говоря  об основах социального страхования, нельзя не затронуть тему внебюджетных фондов. Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. В ходе перехода к рыночной экономике произошла модернизация финансовой системы, и, прежде всего, её центрального звена — общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.
     В РФ созданы и действуют 3 государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ и изначально создавались с целью аккумулирования средств для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во
 

     
время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и  прочих.
      Цель  социального страхования — профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев. В соответствии с действующим законодательством все работники (штатные, нештатные, временные, совместители, работающие по трудовому соглашению) подлежат обязательному государственному социальному страхованию независимо от характера и длительности выполняемых работ.
     Механизм взаимоотношений с ФСС регулируется Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ 02.10.96 № 162. Из средств этого фонда членам трудового коллектива выплачиваются различного рода пособия, расходы, связанные с санаторно-курортным обслуживанием работников и членов их семей и рядом других нужд социальной защиты работников. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется фондом совместно с Государственной налоговой службой РФ, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - фондом с участием профессиональных союзов.
     Обязательной  регистрации в качестве страхователей в отделениях ФСС (его филиалах) подлежат находящиеся на территории РФ работодатели:
- организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от 
организационно-правовых форм (в т.ч. иностранные организации, 
осуществляющие деятельность на территории РФ через постоянные 
представительства);

- граждане (в т.ч. иностранные), использующие труд наемных работников в 
личном хозяйстве;

- крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые, семейные общины 
малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями 
хозяйствования и обособленные подразделения организаций, которые 
производят начисления зарплаты, имеют отдельный баланс и счета в 
учреждениях банка и находятся на территории РФ.

     Граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), частные детективы, охранники, аудиторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, регистрируются в качестве страхователей в добровольном порядке. 
 

     Средства  ФСС образуются за счет:
-страховых взносов  работодателей;
-страховых  взносов граждан, занимающихся  индивидуальной трудовой деятельностью  и обязанных уплачивать взносы  на социальное страхование в  соответствии с законодательством;
-страховых  взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в ФСС;
-доходов  от инвестирования части временно  свободных средств ФСС в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады.
     Средства  ФСС используются только на целевое  финансирование мероприятий, закреплённых законодательно. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 %), образуют фонд развития ФСС РФ. Распорядителями средств фонда являются председатель и главный бухгалтер фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях ФСС - управляющий и главный бухгалтер отделения.
     Выплата пособий по социальному страхованию  как и финансирование других мероприятий  по социальному страхованию в  организациях осуществляется через  бухгалтерии работодателей. Ответственность  за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
     Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной  выплатой пособий по социальному  страхованию образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей аДМИНИСТраЦИИ И Профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию. Управление фондом осуществляет председатель ФСС и его заместители, которые назначаются Правительством РФ.
1.3.Развитие  социального страхования в России
     Для того чтобы проанализировать тему данной работы глубже, нужно обратиться к отечественному опыту социального страхования. По временной протяженности он занимает около столетия, но по внутренней сути - это, пожалуй, наиболее значительный опыт в сравнении с опытом других стран. В
 

     
истории развития системы социального страхования  в России условно можно выделить три основных этапа.
     Первый  этап - с 1861 г. по 1917г. В этот период социальное страхование в России развивалось в едином русле с аналогичными системами других стран (Германии, Франции, Австрии). Обязательное устройство касс страхования восходит ещё к 1861 году, когда в России был принят закон о «вспомогательных товариществах» при казенных горных заводах. В более развернутом виде принципы социальной защиты нашли свое воплощение в законодательном акте от 15 мая 1901 г. «Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах». В 1903 г. был принят закон о вознаграждении потерпевших и их семейств за увечье и смерть в промышленных заведениях, который в основание права на вознаграждение пострадавших от несчастных случаев на. производстве положил понятие о профессиональном риске.
     Базовые основы социального страхования  были заложены в стране в 1912 г., когда  Третьей Государственной Думой  был принят пакет законов: «Об  утверждении присутствий по делам  страхования рабочих»; «Об утверждении  Совета по делам страхования рабочих»; «Об обеспечении рабочих на случай болезни»; «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве». Принятая в 1912 г. система социального страхования была построена на тех же принципах и методологических подходах, которые были характерны для аналогичных систем в Австрии, Германии, Франции. С этого периода Россия влилась в строй цивилизованных стран с передовой для того времени, достаточно широкой системой обязательного социального страхования. Общее руководство деятельностью в этой области осуществлял Совет по делам страхования рабочих, созданный в Петербурге при Министерстве торговли и промышленности.  В  губерниях и крупнейших
ГОрОДаХ      ДеЙСТВОВаЛИ      СТраХОВЫе      Органы,       НОСИВШИе      имя      Страховых
Присутствий и наблюдавшие за исполнением страховых законов. Основными рабочими органами на местах были больничные кассы и страховые товарищества. Основную роль в управлении страховыми кассами играли на паритетных началах рабочие и работодатели. Страховые товарищества объединяли в страховых целях предпринимателей по округам, границы которых устанавливались Советом по делам страхования рабочих. В дореволюционной России действовало несколько тысяч страховых касс и около десятка товариществ.
     Второй  этап - с 1918 г. по 1933 г. В этот период была сделана попытка реализовать      большевистскую      программу      социального      страхования,
 

     
разработанную Пражской конференцией (1912 г.). Первым шагом  советской власти по реформированию социального страхования стало  принятие декларации Народным Комиссариатом Труда о введении в России полного социального страхования и Положения о социальном обеспечении трудящихся (31 октября 1918 г.) в соответствии с которым социальное страхование заменялось социальным обеспечением, а все органы, ведающие страхованием, ликвидировались. Это положение законодательно распространяет социальное обеспечение на всех без исключения трудящихся, источником существования которых является собственный труд, независимо от того, работают они по найму или самостоятельно.
     Такая модель социальной защиты подкреплялась  установками «немедленно осуществить  социализм в области социального  страхования» путем введения «бесплатного»  социального страхования для  трудящихся. Необходимые финансовые средства предлагалось взимать с предприятий и предпринимателей, а в необходимых случаях и из государственного бюджета. Примерно через полгода после издания Положения предприятия и учреждения были освобождены от уплаты страховых взносов за рабочих и служащих, а с работников самостоятельного труда соответствующие взносы взимались через налоговые органы Наркомфина. В связи с «национализацией обеспечения» подверглась изменению вся организационная система, «оставшаяся в наследство от периода социального страхования».
     В 1921 г. с переходом к НЭПу наметилась необходимость возврата к социальному страхованию. В соответствии с декретом Совнаркома от 15 ноября 1921 г. «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» обеспечение за счет государства было заменено обеспечением в порядке социального страхования, то есть из фондов социального страхования, формирующихся за счет взносов, уплачиваемых всеми предприятиями, хозяйствами и учреждениями, пользующимися наемным трудом. В дальнейшем (конец 20-х начало 30-х годов) вопросы социального страхования становятся объектом политической борьбы и политических спекуляций. Ученых, отстаивающих необходимость развития системы социального страхования при социализме, учета и снижения социальных рисков, подвергают критике и гонениям.
     Третий  этап - с 1933 г. по 1990 г. В начале этого периода социальное страхование в СССР передается профсоюзам, а страховые кассы и все наработки, связанные со страховой медициной и дифференциацией тарифов в зависимости от социальных рисков, ликвидируются. В 1937 и 1938 г.г. профсоюзы были освобождены от выплаты пенсий неработающим пенсионерам. Эти расходы взял на себя государственный бюджет, а бюджет
 

     
социального страхования консолидировался с  государственным. Таким образом, в  отличие от подавляющего большинства  промышленно развитых государств в нашей стране долгое время применялась неразвитая модель формирования фондов на социальное страхование по принципу «единого котла» без учета социальных рисков.
     С переходом к такой модели социальное страхование утрачивает страховой  характер. Отказ от уплаты взносов самими страхуемыми резко снижает мотивацию работников по личному формированию своей социальной защиты. Принципы, определяющие ответственность за возмещение ущерба от утраты трудоспособности, трансформируются: со страхования на возмещение ущерба предприятием или его причинителями. Большую часть страхового бремени несут предприятия, не имеющие никаких прав на распоряжение фондами социального страхования, хотя размер взносов по всем видам социального страхования достигал 38% фонда заработной платы. Для них страховые платежи превратились в государственную повинность, в обязательный налог.
    Социальное страхование становится инструментом
перераспределительной политики государства, утрачивает свои основные черты и трансформируется в социальное обеспечение. Страховая защита в результате эволюции возвращается к далекому от совершенства первоисточнику социального страхования - к организованной взаимопомощи, приобретшей общегосударственный характер. С 1956 г. для возмещения возросших расходов на пенсионные выплаты государство стало направлять средства из государственного бюджета. Длительное применение низких страховых тарифов, не покрывающих расходы по социальному страхованию, привело к занижению в себестоимости продукции совокупных затрат труда и искажению действительного соотношения издержек производства и прибыли. Предприятия утратили верные представления о реальной величине расходов на воспроизводство рабочей силы, а государство под предлогом финансирования социального обеспечения из государственного бюджета продолжало изымать большую часть прибыли трудовых коллективов, оставляя предприятиям крайне мало возможностей как для улучшения условий труда, так и для развития автономных (на уровне отраслей, регионов и предприятий) систем социального страхования.
     В результате в сознании не только широких  масс трудящихся, но и руководителей  предприятий и ведомств прочно укоренился негативный стереотип относительно роли государства в обеспечении  граждан всеми видами социального  страхования.
 

     
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К
РЫНОЧНЫМ  ОТНОШЕНИЯМ
2.1.Реформирование  социального страхования
     В комплексе происходящих в России социально-экономических преобразований особое место занимает реформа социального  страхования. Необходимость её проведения вызвана рядом причин, среди которых главная - переход к рыночной экономике. Он характеризуется, в частности, тем, что сокращаются бюджетные ассигнования в социальную сферу, уменьшаются возможности граждан (особенно молодежи и женщин) в трудоустройстве, значительно снижаются доходы социально уязвимых групп трудящихся, особенно пенсионеров, инвалидов, многодетных, появляются значительные по численности маргинальные слои.
     Из  ряда причин существенного отставания в проведении реформ в системе  социального страхования отмечу три.
     Во-первых, реформирование этой системы проводится без должной увязки с государственной  социальной политикой. В стране до сих  пор не сформирована идеология перемен  в области социального страхования. Разработчики соответствующих законопроектов видят свою задачу в решении лишь частных вопросов.
     Во-вторых, упускается из виду, что рассматриваемая  система основана на взаимодействии 3 социальных субъектов (работодателей, работников и государства). Как свидетельствует  мировой опыт, социальное страхование позволяет каждому из этих субъектов проявить свою ответственность и реализовать широкую гамму обязанностей. У нас же на сегодня ни один из субъектов страхования не играет адекватной его природе роли и не обеспечивает выполнение присущих только ему функций. Так, работодатели и работники до сих пор не допускаются к управлению фондами. В конечном итоге это подрывает социальную защиту трудящихся, не удовлетворяет минимальные потребности в ней, хотя на работодателей и ложится непомерно тяжкое бремя совокупных платежей по страхованию. Что же касается государства, то оно уклоняется от ответственности за создание и регулирование правового поля социального страхования, проявляет себя как недисциплинированный и постоянно нарушающий «правила игры» партнер (хронический должник взносов в Пенсионный фонд, нерадивый распорядитель средств Фонда занятости и Фонда медицинского страхования). Такое поведение государства превращает систему социального страхования из механизма обеспечения согласия в обществе в механизм социального напряжения.
 

     
     В-третьих, неупорядоченной и нескоординированной  остается финансовая сфера социального  страхования. Не обоснованы размеры  страховых взносов по каждому  его виду, не определены принципы распределения  нагрузки страховых платежей между  работодателями, работниками и государством. Страховые платежи сохраняют налоговый характер, но при этом отсутствуют действенные механизмы контроля за сбором и расходованием страховых средств. Расходованию средств из страховых фондов явно не хватает «прозрачности»; во многом это связывается с нежеланием государства проводить принцип их самоуправляемости, при котором основную роль призваны играть работодатели и работники. При ныне действующем порядке взимания страховых взносов налицо значительный разрыв между их уплачиваемым страхователями размером и уровнем выплат застрахованным, что, вызывает вполне справедливые нарекания. В мировой практике такие проблемы давно решены: обязательные страховые взносы начисляются на заработную плату, ограниченную верхним пределом. С той же её суммы, которая превышает этот предел, взносы не взимаются. Кроме того, предприниматели плохо обеспечивают социальную защиту своих работников. На практике социальной защитой пользуются далеко не все работающие на предприятии: совместители и временно работающие через отчисления от зарплаты фактически участвуют в уплате взносов в ФСС, но получать от него необходимое обеспечение не могут.
     Еще раз стоит отметить: названные  здесь проблемы не исчерпывают причин, вызывающих серьезные недостатки в  реформировании социального страхования, из всего комплекса причин здесь перечислены основные [4].
     Можно заключить, что реформы в области  социальной защиты не подготовлены ни с экономической, ни с социальной, ни с правовой точек зрения. Реформы, идущие в области социального страхования, характеризуются бессистемностью и крайней неэффективностью использования средств.
2.1.1 .Стратегия  и тактика предстоящих реформ
     Программа действий, направленных на совершенствование  системы социального страхования, основывается на том, что в современных условиях в России необходимо сформировать рыночную модель этой системы, в законодательном плане четко определить и, соответственно, разграничить ответственность - прежде всего финансовую - между работодателями, работниками и государством. Оправданно, по моему убеждению, назвать в
 

     
качестве  первоочередных  следующие  меры  государственной  социальной политики по реформированию системы социального страхования.
      1. Разработка методологии формирования и функционирования 
системы социального страхования. За основу здесь надо принять теорию 
социальных и профессиональных рисков.

    Расширение и углубление сферы действия социального страхования, включая, прежде всего, предоставление застрахованным профилактических услуг и разработку реабилитационных мероприятий.
    Воссоздание обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Система социальной защиты от профессиональных рисков сейчас крайне несовершенна. В значительной мере это связано с её" нестраховым характером и законодательно закрепленным порядком, по которому предприятие непосредственно возмещает ущерб пострадавшим.
 
     
    Уточнение функций фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования. В данной связи надо отметить необходимость введения обязательных платежей из заработной платы (доходов) лиц, застрахованных по случаю временной нетрудоспособности, на паритетных началах с работодателями, а также частичной оплаты этими лицами медицинских услуг. Такие нововведения будут стимулировать заботу работников о своем здоровье.
    Справедливое распределение финансового бремени между работодателями, работниками и государством, что способствовало бы достижению социального согласия и его дальнейшему поддержанию. .
     6. Законодательное закрепление мер по усилению «прозрачности» и 
самоуправляемости фондов социального страхования, - путем передачи 
функций контроля за оперативным управлением всеми видами социального 
страхования основным субъектам: страхователям (полномочным 
объединениям предпринимателей) и застрахованным (наиболее 
представительным профсоюзам).

     Создание  эффективного правового механизма  социального страхования предполагает реализацию, по крайней мере, двух основных положений.
     Во-первых, он должен строиться на исторической преемственности правового регулирования  социально-обеспечительных отношений. На мой взгляд, это обеспечение активной роли государства не только в обязательных формах социального страхования, но и добровольных (договорных). Во-вторых, этот механизм должен основываться на взаимодействии международных и национальных начал. Национальная специфика форм и методов    социального    страхования    обусловлена    уровнем    социально-
 

     
экономического развития страны, её историческими и этническими особенностями. Поэтому очевидно, что механическое копирование той или иной модели социального страхования в российском законодательстве не принесет ожидаемых результатов.
     Конечно, в условиях экономического кризиса реформу системы социального страхования проводить трудно вдвойне. Сложившиеся в сознании населения стереотипы социального страхования как объекта забот государства и профсоюзов, не требующего усилий самих трудящихся, затрудняют выработку новых подходов и их реализацию. Требуется широкая разъяснительная работа в обществе, показывающая природу и формы социального страхования, направленная на повышение ответственности работников.
      2.2. Правое  положение Фонда социального  страхования
     ФСС, выступая гарантом социальной защищенности трудящихся, обеспечивает граждан пособиями по временной нетрудоспособности, страхует от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выдаёт пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком, предоставляет санаторно-курортное лечение работникам и членам их семей, оплачивает содержание детей в оздоровительных лагерях, заботится об инвалидах и ветеранах Великой Отечественной войны.
     Фонд  осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением «О Фонде социального страхования», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.94г. № 101. ФСС представляет собой финансово-кредитную систему. Денежные средства и имущество находятся в оперативном управлении фонда и являются Федеральной собственностью. Денежные средства ФСС не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждается Федеральным законом.
     В соответствии с Порядком регистрации  страхователей в исполнительных органах ФСС РФ от 4 декабря 2000 г. № 119, юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, одновременно с регистрацией в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учитываются исполнительными органами ФСС в качестве страхователей по государственному социальному страхованию.
    К нормативным  актам, регулирующим деятельность ФСС, относят:
 


1 .Федеральный   Закон   от   16   июля   1999   г.   №    165-ФЗ   "Об   основах
обязательного социального страхования".
2.Федеральный  закон от 24 июля  1998  г.  №   125-ФЗ  "Об  обязательном
социальном   страховании   от   несчастных   случаев    на   производстве   и
профессиональных  заболеваний".
3.Положение      о      Фонде      социального      страхования,      утвержденное
постановлением  Правительства РФ от 12.02.94г. № 101.
4.Постановление  Правительства РФ от 7 июля 1999 г.  № 765 "О перечне
выплат, на которые  не начисляются страховые взносы в Фонд социального
страхования РФ".
5.Правила начисления,  учета и расходования  средств   на осуществление
обязательного    социального    страхования    от    несчастных    случаев    на
производстве       и       профессиональных       заболеваний,       утвержденные
постановлением  Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 184.
6.Инструкция   о   порядке  расходования   средств   ФСС   РФ,  утвержденная
Постановлением  ФСС РФ от 09.02.01 г. № 11 и другие документы.
     Документами,   регулирующими   обеспечение   по   государственному социальному страхованию, являются: 1 .Трудовой кодекс РФ.
2.Положение  о порядке обеспечения пособиями  по государственному социальному  страхованию от 12 ноября 1984 г. №  13-6 с последующими изменениями  и дополнениями.
3.Федеральный  Закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях  гражданам, имеющим детей".
4.Федеральный  закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О  погребении и похоронном деле".
5.Основы  законодательства РФ об охране  здоровья граждан от 22 июля 1993 г.  №5487-1.
б.Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан от 19 октября 1994 г. № 206/21. 7.Разъяснение Министерства труда и социального развития РФ и ФСС РФ от 4 апреля 2000 г. № 3/02-18/05-2256 "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами". 8.Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей от 21.04.2001 г. № 309 и другие документы [7].
     В соответствии с инструкцией «О порядке расходования средств ФСС РФ от 09.02.01  г. №  11», основной задачей фонда является обеспечение
 

     
работающих  граждан гарантированными государством пособиями по социальному страхованию: по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов), пособия по материнству и детству, на погребение, на санаторно-курортное лечение работающих и их детей. Выплата пособий по социальному страхованию и финансирование других мероприятий по социальному страхованию осуществляется через бухгалтерию работодателя. Ответственность за расходование и правильность назначения пособий несет администрация предприятия в лице руководителя и главного бухгалтера. С 1999 года предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность (ст. 145_1 УК РФ).
     С 1 января 2001 года вступили в силу 4 новые главы части второй Налогового кодекса РФ, в т.ч. глава о едином социальном налоге (далее -ЕСН), который объединил в себе взносы трех государственных внебюджетных фондов - Пенсионного, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. С момента введения в действие главы о ЕСН контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе ЕСН, осуществляется налоговыми органами РФ (ст. 9 Закона "О введении в действие части второй Налогового Кодекса от 05.08.2000 г.№ 118-ФЗ). Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав ЕСН не включаются и уплачиваются отдельно в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования. Для налогоплательщиков ЕСН применяются ставки налога, предусмотренные ст. 241 НК. Причем, налоговая база на каждого работника и ставка налога определяются в зависимости от налогооблагаемой базы отдельного работника [25].
2.3.Механизм  социального страхования в России
     В ОСНОВу работы ФСС РФ заложены принципы солидарности и остаточного перечисления страховых взносов, то есть страховые  взносы начисляются на предприятии и расходуются на выплату пособий так же на предприятии, остаток перечисляется в ФСС. В случае, если расходы превышают сумму начисленного ЕСН, то исполнительные органы ФСС выделяют дотации на выплату гарантированных пособий по социальному страхованию. Заявки на дотацию (в случае недостаточности средств) оформляются страхователем ежемесячно.
     Налогоплательщик  производит уплату налога ежемесячно в сроки получения заработной платы, но не позднее 15 числа следующего месяца и должен вести отдельно по каждому работнику учет сумм дохода и суммах налога, начисляемого на этот доход. В отношении плательщиков ЕСН все предусмотренные Налоговым Кодексом РФ мероприятия налогового контроля (взыскание сумм недоимки, пеней, штрафов) проводят налоговые органы. Ими же проводится проверка правильности начисления и перечисления ЕСН. Правильность расходования средств ФСС РФ осуществляется контрольно-ревизионным отделом ФСС [25].
     Социальное  страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование  на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний, предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях.
2.3.1.Виды  социального страхования
     Виды  страхования отличаются суммами  взносов и выплат при наступлении  страховых случаев.
     При страховании на случай болезни взносы производятся в равных долях работником и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Функции страховщика осуществляются больничными кассами.
     При страховании от несчастных случаев
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.