На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Становление и развитие кредитной системы России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

                                       студента (ки)                     1                          курса 

экономики и управления факультета 

Логуновой  Алены Андреевны 

ТЕМА: Становление  и развитие кредитной системы России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва - 2011
 Содержание
Введение.
     Глава 1. Кредитная система России, история ее возникновения
1.1 Развитие кредитных учреждений до 1817 г .
1.2 Развитие кредитных учреждений в 1817 - 1860 гг .
1.3 Кредитная реформа 1930 года
     Глава 2. Кредит и его функции
2.1 Содержание кредита и его функции
2.2 Основные формы и классификация кредита
     Глава 3 Проблемы и перспективы развития современной кредитной системы Российской Федерации
3.1 Проблемы  развития современной кредитной системы Российской Федерации
3.2 Перспективы  развития современной кредитной системы Российской Федерации
Заключение.
Список  используемой литературы.
Приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     В развитии любого государства значительное место занимает кредитная система, которая во многом определяет развитие экономики, рост потенциальных возможностей государства и рост благосостояния его населения.  Современная кредитная система – это совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов, состоящая из нескольких институционных звеньев или ярусов. Возникновению современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны Граждане, воспользовавшись кредитом, имеют двойной шанс: либо применить способности и полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела, либо ускорить достижение потребительских целей, получить в свое распоряжение такие предметы, ценности, которыми они могли бы владеть лишь в будущем.  
Кредиторы, владеющие свободными ресурсами только благодаря их передаче заёмщику имеют возможность получить от него дополнительные денежные средства. Кредит, предоставляемый в денежной форме, представляет собой новые платежные средства.
     Благодаря кредиту сокращается время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. В данной работе  рассмотрено становление и развитие современной кредитной системы России, её структура, проблемы и перспективы развития.
     Актуальность темы определяется тем, что в развитии любой страны значительное место занимает кредитная система, которая во многом определяет развитие экономики, рост потенциальных возможностей и рост благосостояния населения.
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Кредитная система  России, история ее возникновения
1.1 Развитие кредитных учреждений до 1817 г 

     Начало развития банковского дела в России можно отнести к первой половине XVIII столетия. Первые попытки упорядочить и организовать кредитные учреждения исходили от императорской власти, которая и явилась покровителем развития финансового дела в России. Начало этих попыток относится к правлению императрицы Анны Иоановны.  Своим указом она повелевала в 1733 г. открыть  ссуды  из  Монетной  конторы.
Однако  кредитные  операции  Монетной  конторы  были  очень  незначительны  и вскоре были прекращены. Более существенные попытки были осуществлены при императрице Елизавете Петровне, дочери Петра I, правление которой  продолжалось  20  лет. 13 мая 1754 г. указом императрицы учреждаются Государственные Заемные
Банки для дворянства (Дворянские Банки) в  Москве и Санкт  -  Петербурге  при Сенате и Сенатской конторе. Этим же указом учреждается Купеческий банк в Санкт  -  Петербурге  при Коммерц - Коллегии.
     Дворянские банки выдавали ссуды, из 6% годовых,  сроком  на  год,  под залог:
1)  золота,  серебра,  алмазных  вещей  и   жемчуга  -  в  размере  1/3 стоимости;
2) недвижимых  имений, сел и деревень с людьми  и  со  всеми  угодьями, полагая по 50 рублей на 50 душ.
Кроме кредита под названные залоги,  допускался  и  личный  кредит  за поручительством "знатных, пожиточных и надежных  людей".  Отсрочки  ссуд  не должны были  превышать  более  3  лет,  после  чего  не  выкупленное  имение подлежало продаже с торгов. Основной капитал Дворянских банков первоначально  составлял  740  тыс. руб. В царствование Екатерины II основной капитал был  увеличен  до  6  млн. руб.
Купеческий  банк  выдавал  ссуды  из  6  %  годовых  русским   купцам, торговавшим при Санкт-Петербургском порте, под залог товаров сроком на  1  - 6 месяцев. Годом позже сроки ссуд были увеличены до 1  года,  а в 1764  г. разрешалось выдавать купцам ссуды без залога  товара  -  за  поручительством магистратов и ратуши.
     Деятельность  первых  кредитных  учреждений,  как  дворянских,  так  и купеческих,  была  малоуспешна.  Они  не  оправдывали  ожиданий  российского правительства. Казенные капиталы, выданные банком для оборота, были  розданы в сравнительно немногие руки, в  которых  деньги  и  продолжали  оставаться. Помещики не только не возвращали в срок ссуд, но большей частью  не  платили и процентов. Подписанная законом продажа просроченных  залогов  на  деле  не применялась;   правильного   бухгалтерского   учета   не    было;    отчеты, представляемые Императрице, были  весьма  приблизительные;  в  разное  время были установлены злоупотребления.
     В итоге, Санкт - Петербургский  и  Московский  дворянские  банки были закрыты в 1785 г. Их дела были переданы вновь учрежденному  Государственному
Заемному  банку. Купеческий банк закрыт в 1782 г.  В  этот  период  правительство  было озабочено изысканием средств, для  облегчения  обращения  медных  денег.  21 июля 1758 г.  издается  указ  об  учреждении  в  Санкт-Петербурге  и  Москве самостоятельных банков под  общим  названием  "Банковых  контор  вексельного производства для обращения медных  денег".  Эти  учреждения,  известные  под именем "Медного банка". Банки обязаны были:
1) иметь  постоянные сношения с казенными  учреждениями в  Петербурге  и Москве для того, чтобы знать, сколько и когда следует им получить  денег  из других городов. Деньги поступали в банк посредством вексельного перевода;
2) принимать казенные и частные капиталы;
3) вести  главную бухгалтерскую книгу,  в которой учитывались  взносы  и выдачи;
4) удовлетворять  деньгами по векселям не только  одних  купцов,  но  и помещиков, фабрикантов и заводчиков.
     Медный банк представлял собой уже значительный шаг вперед сравнительно с Купеческим  банком;  здесь  замечается  уже  зародыш  операций  трансферта (перевода) и текущих счетов.
При императрице  Екатерине II пребывавшей 34 года  на престоле, заботы правительства в области  организации  кредита  направлялись главным образом на устройство земельного и  ломбардного  кредита.  Для  этих целей в 1772 г. были  открыты  в  столицах  новые  кредитные  учреждения,  а именно  Сохранные  и  Ссудные  казны.  Сохранные  казны,   учрежденные   при воспитательных домах в  Санкт-Петербурге  и  Москве,  принимали  вклады  для приращения процентами на всякие сроки и до востребования  и  выдавали  ссуды под залог недвижимых имений на срок от одного года  до  8  лет.  Прибыль  от этих операций обращалась на содержание воспитательных домов. Ссудные казны в Санкт - Петербурге и Москве  выдавали  ссуды под залог золота, серебра, алмазных вещей и часов, сроком от 3 до 12  месяцев,  из  6% годовых. Примечательно то, что Ссудные казны собственных капиталов не  имели и никаких вкладов  не  принимали,  а  источником  для  выдачи  ссуд  служили капиталы  Сохранных  казен,  причем  Ссудные  казны  за  свои  заимствования уплачивали Сохранной казне 5%.
В  1755  г.  во  всех  губернских  городах  были   учреждены  Приказы Общественного  Призрения.   Фактически   эти   Приказы   получили   характер долгосрочных ипотечных учреждений. От Сохранных казен  они  отличались  тем, что могли выдавать ссуды под залог недвижимых имений лишь  той  губернии,  в которой они сами находились.
     Указанные кредитные учреждения все еще  не  могли  удовлетворить  всей потребности в долгосрочном кредите. В виду этого  в  1786  г.  был  учрежден Государственный заемный банк для содействия дворянскому землевладению. Ссуды выдавались под залог:
1) помещичьих населенных имений;
2)населенных горнозаводских имений;
3)домов каменных и фабричных строений  в  Санкт - Петербурге.  Дворянству ссуды выдавали сроком на 20 лет из 8%, а городам на 22 года из 7%.
В 1797 г. была сделана попытка организовать земельный кредит на  новых началах.  Указом  18  декабря  1797  г.  был  учрежден  Вспомогательный  для дворянства банк на следующих главных основаниях:
1) ссуды выдаются на 25  лет,  но  не  деньгами,  а  особыми  банковскими билетами, под залог недвижимых имений, в  размере  40  -  75  руб.  на крестьянскую душу и в зависимости от класса губерний;
2) заемщик уплачивает 6% и погашение по этому расчету
3) за невзнос в срок платежей имение берется в опеку;
4)банковские билеты,  выданные  заемщику,  обязательно  принимаются  как частными лицами, так и казной по нарицательной цене и  приносят  доход 5%.
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Развитие кредитных учреждений в 1817 - 1860 гг 

     В царствование императора Александра I банковское дело, а с ним и кредитные учреждения подверглись значительным изменениям. Для установления единства между всеми кредитными организациями было образовано особое учреждение "Совет государственных кредитных установлений", которое заведовало всеми кредитными
     В 1817 г.  на  более  широких  началах  был учрежден  Государственный Коммерческий банк, который при Александре II в  1860  г.  был  заменен  ныне существующим Государственным банком. По своей организации Государственный  Коммерческий  банк  представлял  собой учреждение, отвечавшего нуждам  коммерческого  и  промышленного  кредита,  а потому  деятельность  его   быстро   развивалась,   особенно   с   открытием провинциальных контор в ряде губерний. Система земельных кредитных учреждений, представленных Заемным банком, Сохранной   казной   и   Приказами   Общественного   Призрения,   продолжали действовать на прежних основаниях. Отечественная война 1812 г. приостановила деятельность Заемного банка, так как капиталы его были обращены на подкрепление средств  Государственного казначейства. В 1822 г. возобновилась выдача из Заемного  банка  новых  ссуд под залог недвижимых имений, но в незначительных размерах и притом не  иначе как по особым Высочайшим повелениям. Лишь в 1824 г. был издан манифест об открытии вновь займов из Земского банка на основании нового положения, в котором подробно  излагались  условия и сроки  выдачи  ссуд.  Новое  положение  Земского  банка  оказало  заметное влияние на расширение операций этого банка
     В царствование Николая I система государственных кредитных  учреждений не  подвергалась  существенным  преобразованиям.  Сама   деятельность   этих учреждений развивалась, пока  во  главе  Министерства  финансов  стоял  граф Канкрин.
Кредитная политика  министерства  финансов  сводилась  к  тому,  чтобы сжимать  размеры  кредита,  уменьшать  обороты  банковской  деятельности   и пресекать всякую частную инициативу в  банковском  деле.  Граф  считал,  что частные банки вообще вредны. Такая политика наложила свою мертвецкую печать и  на  вторую  половину царствования Николая I. Полный запой в развитии старых кредитных  учреждений привел к ликвидации их, когда они оказались не  подготовленными  действовать в новых условиях при царствовании Александра II.
     При Николае I было издано немало узаконений по кредитной части, но они не  вносили  ничего  существенно  нового  в  деятельность  Коммерческого   и Заемного банков, Сохранных казен и Приказов Общественного Презрения. Единственным новым крупным банковским  установлением  следует  считать образование в 1828  г.  Польского  банка.  В  царствование  Николая  I  было положено начало деятельности Сберегательных касс для приема мелких вкладов. Первые сберкассы были учреждены в 1842 г. при Сохранных Казнах в Санкт - Петербурге  и Москве,  а затем  при  некоторых  Приказах  Общественного призрения. Кассы принимали вклады от 50 копеек до 50  рублей  единовременно. Общая сумма вкладов по одной книжке не должны были превышать 300 руб.  Кассы платили по вкладам 4% годовых.
     Деятельность касс развивалась очень  слабо  даже  в  столицах,  а  вне столиц касс было весьма мало. В 1853 г. всех касс при  Приказах  было  всего 37. Общая сумма вкладов в Сбербанки была  крайне  ничтожна  и никакого заметного влияния на оборотные средства кредитных учреждений не оказывала.
     В  период  царствования  Николая  I  система  государственных  и особенно  частных  кредитных  учреждений  развивалась  очень  слабо   и   не подвергалась существенным изменениям.
     В первые годы  царствования Александра II обнаружился сильный наплыв  частных вкладов в государственные кредитные учреждения. За  два  года,  с  1  января 1855 г. до середины 1857 г., общая сумма вкладов возросла с 873  млн.  руб. до 1276 млн. рублей. Такое быстрое возрастание вкладов объясняется, с  одной стороны, крупными выпусками  кредитных  билетов  по  случаю  Крымской  войны, а  с  другой  -  тем,  что  вследствие  общего  торгово-промышленного  застоя  частные  капиталы  не   находили   себе   прибыльного помещения, и усиленно поступали в казенные банки. Чрезмерное накопление капиталов  в  условиях  слабой,  доставшейся  по наследству, кредитной системы не могло  не  ставить  эту  систему  в  весьма затруднительное положение.  Слабые  стороны  в  организации  государственных кредитных  учреждений  привели,  в  конечном  результате   к   необходимости ликвидации старой кредитной системы. Произошла реформа кредитной системы.
     Указом от 20 июля 1857 г. принимались меры для  ослабления  накоплений вкладов в казенных  банках,  и  дать  им  другое  направление.  В  частности имелось в виду  направить  часть  капитала  на  покупку  акций  и  облигаций Главного общества российских железных дорог.  Указом предусматривалось  снижение  процента  по  частным  вкладам   и   уменьшение платежей  процентов  по  долгу   государственного   казначейства   кредитным учреждениям. Результаты указа 20 июля 1857 г.,  однако,  не  оправдали  ожиданий  и обнаружили полную непригодность старых кредитных учреждений при  наступивших новых условиях экономической жизни.  Эпоха  после  Крымской  войны  была  не похожа на 1830 г., когда графу Канкрину удалось понизить вкладной процент  с 5 до 4 без всяких заметных колебаний в размере вкладной операции. Положение   государственных   кредитных   учреждений   становилось критическим, их надо было спасать от банкротства.
     Необходимость   преобразования   кредитных    учреждений    вызывалась предстоящей крестьянской реформой. Какие были приняты меры:
1) комитет  финансов  сделал  попытку  затруднить  насколько  возможно производство ссуд под недвижимые имения. Но эта мера  не  остановила  оттока вкладов.
2) для подкрепления касс  кредитных  учреждений  было  ассигновано  из ресурсов государственного казначейства 77 млн. руб. Но этой суммы  оказалось недостаточно для удовлетворения всех потребностей кредитных учреждений.
3) тогда,  была  сделана  попытка,  консолидировать   часть   вкладов посредством внутреннего займа. 13 марта 1859 г. была объявлена  подписка  на 4%  непрерывно-доходные  билеты.   Однако   подписка   дала   незначительные результаты: к 1 января 1960 г.  подписка  достигла  22,8  млн.  руб.,  в  то время, как пассив государственных кредитных учреждений  составлял  900  млн.руб.
4) для усиления касс казенных банков был заключен  20  марта  1859  г. внешний долг (Лондон и Берлин) на 12 млн. фунтов стерлингов.
5) указом от 16 апреля 1859  г.  приостанавливается  выдача  ссуд  под населенные имения. Составлены были новые правила для этих ссуд не  по  числу душ в населенном имении, а по количеству удобной земли.
     В сложившейся обстановке Комитет финансов  нашел  необходимым  принять следующие меры (опубликованные 10 июля 1859 г.):
1) ликвидировать существующие кредитные учреждения,  прекратив  выдачу из них ссуд;
2) прекратить прием вкладов в Сохранные казны и приказы и подчинить их Министерству финансов;
3) вклады до востребования принимать в Коммерческий банк только  до  1 января 1860 г. Проценты  на  вклады  исчислять  вместо  3  в  размере  2%  и образовать  комиссию  для  разработки  проекта  учреждения   земских   (т.е. земельных) банков.
     Комиссия, закончив свою работу к 30 января 1860 г., пришла к следующим заключениям: необходимо отказаться от казенной системы поземельного  кредита и предоставлять учреждение земских банков  частной  инициативе.  В  изданных комиссией "трудах" собраны обширные материалы по  исследованию  существующих форм поземельного кредита, и напечатан  с  подробными  разъяснениями  проект положения  о  земских  кредитных  обществах.  Однако  этот  проект  не   был представлен к утверждению в законодательном порядке. Таким  образом,  первая попытка  "общего"  банковского  законодательства  не   увенчалась   успехом. Пришлось ограничиться преобразованием отдельных учреждений. Прежде  чем  приступить  к  образованию  новых  кредитных учреждений, необходимо было изыскать средства для ликвидации  обязательств  упраздненных казенных банков. Для этой цели 1 сентября 1859 г. было  издано  положение  о 5% банковских билетах, которые выдавались  в обмен вкладных  свидетельств казенных кредитных учреждений. Приобретателями 5% билетов могли быть  только частные лица,  а  правительственным  учреждениям,  дворянским,  городским  и сельским обществам, а также церквам, монастырям и  другим  благотворительным учреждениям не было дано  право  превращать  свои  вклады  в  5%  банковские билеты,  и  они  должны  были   довольствоваться   4%   непрерывно-доходными билетами.   Тем не менее, выпуск 5% банковских билетов имел крупный  успех, всего было выпущено билетов на 277,5 млн. руб.
     Осуществив  подготовительные  меры,  стало возможным   приступить   к окончательному преобразованию кредитных учреждений. 31 мая 1860 г. Заемный банк был упразднен, а дела его переданы в Санкт -Петербургскую Сохранную Казну.  Сохранные Казны и Приказы должны были прекратить банковские операции и ограничить свою деятельность  производством расчетов с прежними заемщиками и передачей получаемых от них сумм  во  вновь учрежденный 31 мая 1860 г. Государственный банк, к  которому  передали  дела Государственного  Коммерческого  банка.  Все  вклады,  внесенные  в   старые кредитные учреждения,  предписано  было  также  передать  в  Государственный банк,  на  который  была  возложена  обязанность  расчета   с   вкладчиками.
     Организация Государственного банка  по уставу 31 мая 1860  г.  Представлялась в общих чертах, в следующем виде. Банк учреждается  для  оживления  торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы. Основной капитал  определен в 15 млн. руб., причем допущено увеличение его перечислением  из  резервного капитала (до 3 млн. руб. за счет ежегодных отчислений из прибылей). Банк находится в ведении министра финансов и под наблюдением Совета Государственных Кредитных Установлений. Непосредственные заведование делами банка возлагается на  правление  и  управляющего  банком.  Правление  банка состоит из управляющего, его товарищей, шести директоров  и  трех  депутатов от Совета Государственных Установлений. Местные учреждения Госбанка -  двух  типов:  Конторы,  учрежденные  по особым  Высочайшим  повелениям  и Отделения,  открываемые непосредственным распоряжением Министерства финансов.  Конторы и Отделения непосредственно подчиненные Правлению Госбанка. 
1.3 Кредитная реформа 1930 года 

     Сложившаяся в период НЭПа кредитная система, состоявшая из многих банков и учреждений не могла должным образом решить задачу концентрации денежных средств и их направления по строгому целевому назначению. Поэтому возникла необходимость в реформировании банковской системы. Основной задачей кредитной реформы являлось сосредоточение в руках государства всех денежных ресурсов с тем, чтобы использовать их на цели индустриализации в промышленности и коллективизации в сельском хозяйстве. Реформа была проведена в четыре этапа:
1) первый этап заключался в том, что государственным и кооперативным организациям запрещалось отпускать товары и оказывать услуги друг другу в кредит. Коммерческий кредит был заменён прямым банковским кредитованием. В результате усилилась роль Госбанка как проводника и контролёра экономической политики Правительства.
2) на втором этапе установлен новый порядок межхозяйственных расчётов: счёта поставщиков стали оплачиваться лишь при наличии согласия покупателя (акцепт) или его поручения (аккредитива).
3) на третьем этапе внесены изменения в составе кредитования. Кредит Госбанка стал целевым, срочным, возвратным, обеспеченным товарно-материальными ценностями, а кредитование заёмщиков должно было производиться в соответствии с выполнением ими плана. Госбанк должен был обеспечить действенный контроль за ходом выполнения планов производства и обращения товаров, за выполнением финансовых планов и планов накоплений.
4) завершающим, четвёртым этапом стало изменение структуры банковской системы страны путём усиления роли Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования процессов производства, распределения и обращения, формирование сети специализированных банков долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений - Промбанка, Сельхозбанка, Цекомбанка и Торгбанка. Реформирование денежно-кредитной системы 1930-х гг. осуществлялось скрытно от населения, а именно без обмена денежных знаков.
     В результате кредитной реформы, с одной стороны, непосредственным получателем кредитов стали предприятия, что создавало условия для хозяйственного расчета на заводах и фабриках, однако, с другой стороны, за объединениями оставалось право распределять выделенные отраслям кредитные ресурсы между предприятиями, что резко ограничило связь предприятий с банком. Суть мероприятий, намеченных кредитной реформой 1930-х годов, в значительной мере определяла тенденция к слиянию кредитно-финансовой системы и финансовой отрасли хозяйства. Предприятия, формально переводимые на хозрасчет, не были наделены собственными оборотными средствами. Каждому предприятию открывался единый текущий счет в Госбанке, на который зачислялись как выручка от реализации продукции, так и предоставляемые банком ссуды.
     Произошло полное слияние собственных и заемных средств. Авторы реформы исходили из того, что, разделив влияние финансовых ресурсов банка и хозяйства на едином текущем счете, банк получит полную возможность контролировать финансовую деятельность своих клиентов и обеспечивать возвратность кредита. Поэтому в новых условиях специфические кредитные методы обеспечения погашения ссуд становились якобы излишними, как и само разнообразие видов и форм кредитов в зависимости от стадии производства и реализации товаров. Все формы кредитования промышленности реформа заменяла кредитованием под план, то есть предоставление предприятиям финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными планами. Кредитование под план дополнялось автоматизмом расчетов между предприятиями. Поставщик представлял товарный документ в отделение банка по месту своего нахождения и немедленно оплачивал свой счет. Перечисление со счета покупателя на счет поставщика делалось автоматически независимо от согласия покупателя. В результате не только утрачивалась возможность контроля со стороны покупателя за качеством, своевременностью поставок, но и дезорганизовывался платежный оборот. Если поставщик и покупатель находились в разных городах, то отделению банка, принявшего и оплатившего счета поставщика по месту своего нахождения, предстояло еще переслать платежные документы в отделение банка по месту нахождения покупателя, что требовало времени, да и не всегда удавалось сразу найти покупателя. Если на счету у покупателя денег не было, банк автоматически предоставлял ему кредит на оплату поставок, которые, может быть, не были им заказаны, не соответствовали его потребностям, осуществлялись некомплектно.
     Правила кредитования, расчетов, взаимоотношений предприятий с банком, предусмотренные реформой, вводились в действие с 1 апреля 1930 года. Уже в первые месяцы огромный вал нарастающей массы кредитов, денег в обращении, ненужных и неликвидных запасов обрушился на хозяйство. За два года (1930—1931) запасы материальных ценностей в хозяйстве утроились. Масса кредитов возросла в 4 раза. Автоматическими расчетами, автоматическим кредитованием предполагалось достигнуть полной ликвидации взаимных задолженностей предприятий, заменить коммерческий кредит банковским. В этом виделся путь к ликвидации внепланового перераспределения средств всеохватывающему подчинению хозяйственных процессов плану. Результат оказался прямо противоположным задуманному.
     Уже в 1931 году делались попытки исправления ситуации, которые осуществлялись по следующим направлениям: наделение предприятий собственными оборотными средствами, разграничение собственных и заемных средств на расчетном и ссудном счетах, открываемых в банке каждому хозрасчетному предприятию, отказ от автоматизма кредитования, прямой автоматической связи массы ссуд с планом, пересмотр системы расчетов, в частности предоставление предприятиям-покупателям права акцепта, превращение акцепта в основную форму расчета.
В последующие  годы было введено необходимое разнообразие форм кредитования: акцептование как  основная форма расчетов и, следовательно, установления определенного срока  на оплату поставок означало, что фактически устанавливалось и узаконивалось взимание задолженности предприятий, то есть коммерческий кредит не оформлялся больше путем выдачи векселей. Восстановление взаимной задолженности предприятий требовало и специфических форм банковского кредитования. Учет и залог векселей были ликвидированы и не устанавливались.
     В результате кредитной реформы 1930 года, ее корректировки в 1931—1932 годах были проведены следующие мероприятия:
1) ликвидация коммерческого кредита, замена его банковским кредитом и сосредоточение всего краткосрочного кредитования в Государственном банке;
2) введение новых форм межхозяйственных безналичных расчетов через Государственный банк и усиление роли Государственного банка в народном хозяйстве;
3) установление принципов срочности и целевого характера банковского кредита на основе разделения оборотных средств предприятия на собственные и заемные.
     За годы кредитной реформы ( 1930 - 1932) баланс Госбанка возрос в 4 раза, сеть его учреждений - в 3 5 раза, а краткосрочные кредитные вложения - в 2 5 раза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Кредит и его функции
  2.1 Содержание кредита и его функции 

     Кредит как экономическая категория представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости на условиях возвратности. Кредит может выступать в товарной и денежной формах. В товарной форме он предполагает передачу во временное пользование стоимости в виде конкретной вещи, определенной родовыми признаками. В современной экономической системе преобладает денежная форма кредита. Это означает, что кредит предоставляется и погашается в денежной форме. В кредитной сделке нет эквивалентного товарно-денежного обмена, а есть передача стоимости во временное пользование с условием возврата через определенное время и уплаты процентов за пользование этой стоимостью.
     Возвратность ссуженной стоимости, которую нельзя отменить волей одного из субъектов кредитной сделки, и представляет собой неотъемлемую черту кредита как экономической категории. Кредит как особая форма стоимостных отношений возникает тогда,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.