На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Ремесло на Руси в XIXIII веках

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Ремесло на Руси в XI—XIII вв. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение……………………………………………………………………...3 

  Глава 1. Общие тенденции развития ремесла  на Руси…………………….4 

  Глава 2. Развитие ремесла в Киевской Руси……………………………….7 

  Глава 3. Новгородские предприниматели и их первые объединения…..14 

  Заключение…………………………………………………………………17 

  Список  литературы……………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ. 

     История российского предпринимательства представляет большой научный интерес. Ремесло как начальный этап становления предпринимательства на территории Древней Руси тем более интересен, т.к. с одной стороны, ремесло не является предпринимательской деятельностью в современном понимании, а с другой же — является первой ступенью в эволюции российского предпринимательства. Какую роль играло ремесленное производство на Руси в XI — XIII вв.? Можно ли считать ремесленное производство полноправной предпринимательской деятельностью на Руси в XI — XIII вв.? Как взаимосвязаны история российского предпринимательства и развитие государственного строя? Ответы на эти вопросы важны, т.к. позволяют определить истоки российской предпринимательской деятельности, а также выявить определенные закономерности.
    В данной работе рассматривается роль ремесла, как этапа развития предпринимательской деятельности, на Руси  в XI — XIII вв. Актуальность выполненного исследования заключается в постановке и решении ряда проблем, связанных с осмыслением места, роли, а так же влияния ремесла на дальнейшее развитие предпринимательства.
    Цель  данной контрольной работы — на основании различной литературы рассмотреть историю предпринимательской деятельности на Руси в XI—XIII вв., особенности, тенденции которые наиболее сильно отразились на развитии и становлении предпринимательства.
     Задачи  данной контрольной работы заключаются в следующем:
    Проследить роль ремесла на Руси в XI—XIII вв.
      Определить место ремесла в торгово-предпринимательской деятельности города на Руси в XI—XIII вв.
      Определить место ремесла в торгово-предпринимательской деятельности Новгорода в XI—XIII вв.
      Определить этапы развития российской предпринимательской деятельности.
      Определить социальную базу российских предпринимателей в XI—XIII вв.
Таким образом, предметом данной контрольной  работы является российское предпринимательство, а объектом — ремесленники на руси в XI—XIII вв. 
 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛА НА РУСИ. 

     Люди  с древнейших времен занимаются предпринимательской деятельностью. Первой формой такого рода занятий был товарообмен.
Главными  производителями продукции в XI—XII вв. выступают ремесленники, которые распространяют свои товары с помощью торговых людей. Усовершенствование орудий труда привело к расширению товарного производства, которое дало толчок для развития  торговли, т.к. необходим был новый более емкий рынок сбыта готовой продукции.
     Изначально, на территории Древней Руси торговлей занимались иностранцы — варяги и руссы, которые получили в народе прозвище «гости» (2, с. 27). На самом деле они не были профессиональными торговцами, а являлись участниками военных походов князя или сборщиками налогов. Однако в народе за иностранцами закрепилось прозвице — «купец». Позже так называли всех, кто занимался международной торговлей. Также считается, что погост (одна из составляющих средневекового города) — «малый рынок», было специально отведенным местом для товарообмена.
     Таким образом, иностранцы дали определенный толчок в развитии российского товарообмена. Особая роль в этом принадлежит грекам и скандинавам.
     Интересно происхождение самой торговли. Для того чтобы что-то продавать необходима «лишняя» продукция. В средние века, когда ручной труд и слаборазвитые средства производства требовали огромного количества времени и сил на изготовление одной единицы конечного продукта, можно было нередко наблюдать нехватку необходимых средств производства.  Где же брали продукцию на продажу? Вопрос, которые требует объяснения.
     Дело  в том, что общинное землепользование и полюдье (обязательный налог с  населения) формировала эти «излишки»  дани, которые в последствии, как правило, шли на продажу. Интересен еще и тот факт, что частые войны в обозначенный период были связаны не столько со стремлением «расширить жизненное пространство», сколько — получить новый рынок сбыта своей продукции (2, с. 32).
     Возвращаясь к теме предпринимательской деятельности нельзя не отметить, что по мнению ряда ученых, российское предпринимательство в своем историческом развитии прошло по азиатскому пути развития. Это было обусловлено татаро-монгольскими нашествиями в XIIІ в., которые  окончательно переориентировали Русь на Восток.  Показательными элементами азиатского пути развития является наличие общинного землепользования, развитие государственного хозяйства и самодержавие. Развитие государственного хозяйства нашло свое отражение в таком явлении как посессионное предприятие (предприятие, основанное частным предпринимателем, юридически считавшееся собственностью государства и подчиняющееся государственной административной регламентации). Самодержавие рассматривается как вариант восточного деспотизма, т.к. у монарха была в руках политическая власть, что было не свойственно Западному миру.
     В истории предпринимательской деятельности в России выделяют следующие этапы [5, с.20-21]:
    Ремесло. На этом этапе производитель работает исключительно по заказам потребителя.
    Простое товарное производство. На это этапе ремесленник изготавливает продукцию не только по заказам, а также и на продажу, а также пользуется услугами скупщика, котрый и реализует продукцию.
    Простая капиталистическая кооперация. Этот этап также называют как первую стадию капитализма в промышленности. Главное изменнение заключалось в том, что ремесленник перестал использовать свое сырье в производстве товаров. Теперь он получал сырье от скупщика, который позже скупал готовую продукцию их этого сырья. Таким образом ремесленник на данном этапе стал своеобразным наемного рабочего.
    Мануфактура. Главная особенность данного типа производства является разделение труда, которое позволяет улучшить качество продукции и ускорить ее выпуск. Различают мануфактуру дву типов: рассеянная и централизованная. Принципиальное отличие заключается в том, что мануфактура рассеянного типа состоит из ремесленников, которые выполняли работу у себя по домам. При этом ремесленники мануфактуры второго типа — централизованной — занимаются производством товара в специальном хозяйственном помещении. На этом этапе также образуется основной капитал предприятий (в данном случае, мануфактур). Это проявилось в  том, что орудия труда стали собственностью предпринимателя (раньше они находились в личном пользовании ремесленника).
    Фабрика. Появление фабрик было обусловлено промышленным переворотом (переходом на машинное производство).
     Необходимо  отметить, что эта классификация, как и любая другая, является весьма условной, однако она позволяет хорошо представить общий ход развития предпринимательской деятельности. В данной работе большее внимание будет уделено первым трем этапам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛА  В КИЕВСКОЙ РУСИ. 

     Промышленное  производство Киевской Руси в XI в. находилось на стадии ремесла. Почему же мы говорим о ремесле как о предпринимательской деятельности? Это связано с тем, что ремесленник уже тогда выполняет предпринимательские функции: закупает сырье, сбывает готовую продукцию. Учитывая тот факт, что его благосостояние зависит напрямую от выручки за реализованную продукцию, то он также заинтересован в ее увеличении, т. е. в получении прибыли. Однако нельзя забывать о том, что ремесленник не является в полной мере предпринимателем, т.к. он является и рабочим. Поэтому в его доходе прибыль неотделима от заработной платы.
     В XI—XII вв. ремесло начинает переходить на более высокую стадию товарного производства (второй этап развития российской предпринимательской деятельности — см. выше): ремесленник уже не работает по заказам потребителей, а продает изделия торговому человеку, который распространяет их в отдаленные районы. Новгородские ремесленные изделия возились на юг для обмена на хлеб, потому что на севере всегда не хватало своего хлеба.
     Кроме ремесла, в это время на Руси рождались более высокоорганизованные формы производства — артели и подотряды (третий этап развития предпринимательской деятельности).
     Для некоторых работ требовалось  объединение значительного числа  людей. Поэтому и появляются такие объединения людей, как артели и подотряды. Так, большим количеством работали городники — строители городских стен и башен, мостники —  укладчики деревянных мостовых, порочные мастера, которые изготавливали стенобитные орудия (пороки). Эти работы выполнялись артелями, во главе которых оказывались предприимчивые люди. Например, известно, что Ждан, старейшина городников сравнительно небольшого города Вышгорода, ежегодно устраивал многолюдный праздник в честь святого Николы (в то время каждая ремесленная специальность поклонялась своему святому), что несомненно требовало больших расходов.
     Известно, что в это время действовали  крупные мастерские по выделке изразцов. В таких мастерских было занято много работников, между которыми существовало разделение труда. Естественно, что во главе такой мастерской должен был стоять предприниматель — организатор.
     Объединять  значительные группы работников разделением труда требовалось и для солеварения. Производство соли на Руси выглядело следующим образом: из-под земли по скважинам выкачивался соляной раствор, который затем выпаривался на огне в специальных «цренах». Поскольку необходимо было изготавливать и сами «црены», и буровой инструмент, то при соляных варницах действовали кузницы. Все это требовало значительных затрат. Поэтому находятся сведения, как например в Новгороде, о том, что люди вкладывали свои деньги в производство.  Например, новгородец Климята получал «соленые куны» — доход с соляных варниц, в которые он вложил часть своих денег. (5, с.21»)
     Таким образом, начиная с XII в. в промышленном производстве Киевской Руси существовали довольно сложные экономические отношения, которые требовали выделения предпринимателей-организаторов и значительных капиталов. Где же могли взять эти капиталы? Рассмотрим этот вопрос.
     Как сообщает Большая российская энциклопедия, экономической основой городов в XI в. служило аграрное производство окружающей его волостей, а также ремесленное производство, ориентированное преимущественно на местный рынок. Вопрос о том является ли ремесленное производство предпринимательской деятельностью был рассмотрен выше. Как же осуществлялся товарообмен на Руси?
     Изначально, на территории Древней Руси торговлей занимались иностранцы — варяги и руссы, которые получили в народе прозвище «гости». На самом деле они не были профессиональными торговцами, а так называемые гости являлись участниками военных походов князя или сборщиками дани. Однако народ закрепил за иностранцами прозвице — «купец». Позже так стали называть всех, кто занимался международной торговлей. Также считается, что погост (одна из составляющих средневекового города) — «малый рынок», было специально отведенным местом для товарообмена.
     Таким образом, иностранцы дали определенный толчок в развитии российского товарообмена. Особая роль в этом принадлежит грекам и скандинавам. Также торговля была налажена и с такими странами, Франция, Северная и Южная Германия, Италия, Польша, Чехия, Венгрия, Швеция и др.
     Впервые в письменных источниках термин «купец»  появляется в договоре князя Олега  с Византией от 907 г.  Это название в узком смысле в с XIII в. закрепилось торговцами-ремесленниками, которые обслуживали внутренний рынок.
       Наряду с купцами-профессионалами  на рынках древнерусских городов  присутствовала многочисленная  группа мелких торговцев- ремесленников, которые сбывали изделия собственного производства. Ремесло по мере усложнения и усиления специализации все больше отделялось от сельского хозяйства и переходило к производству вещей не только на заказ, но и более массовыми партиями для продажи на рынке.
     Костяк  купечества составляло городское население, что было связано с быстрым  ростом в XI в. городов и посадских общин. Примечательно, что в скандинавских сагах Русь называют «Гардарика» — страна городов. Если в XI в. насчитывалось на Руси 89 городов, то в XII в. — уже 224. Крупнейшим торгово-ремесленным городом, безусловно, был Киев, а также Новгород. Численность населения последнего к концу XIII в. Достигала 30—35 тысяч человек.
     Вовлечение  посадского населения в торговую деятельность и выделение купечества в обособленную социально-экономическую группу, поддерживаемую княжеской властью, заинтересованной в пополнении казны, нашло отражение и в законодательстве Древней Руси.
     В древнерусском обществе отношение  к купечеству было весьма противоречивым. Это выражалось в поддержке князьями гостей на внешних рынках и использовании их для сбыта излишков доходов и закупки предметов роскоши, в то время, как ущемлялись их имущественные права, вводились многочисленные таможенные сборы и ограбления в период феодальных конфликтов. Признавалась полезность торговых людей, и в то же время дело нередко доходило до выражения открытой неприязни к ним со стороны бедноты. В целом же правовое положение купечества в Древней Руси не было вполне определенным, а соответствующее законодательство — в достаточной мере разработанным. Так, в основном правовом документе эпохи купечеству были посвящены всего 9 из 121 статей, которые сводились к следующему:
      Русская Правда защищала имущество, собственность, в том числе собственность торговых людей, купцов, предусматривая ответственность за нарушение права собственности. В частности, статья 54 указывала на то, что банкротство, утрата купцом взятых в долг денег (и купленных на них товаров) не влечет за собой уголовной ответственности. Ему дается возможность восполнить утраченное и в рассрочку выплатить долг. Эта льгота не распространялась на купца, утратившего капитал в результате пьянства и иных предосудительных действий. В этом случае его имущество могло быть продано и он сам мог быть продан в холопы;
      Русская Правда защищала жизнь купечества, определяя ей цену где-то посередине «между ценой» боярина и смерда (свободного крестьянина) и устанавливая соответствующий штраф («вира») за убийство купца;
      Русская Правда в общих чертах определяла взаимоотношения покупателя и продавца (словесный договор купли-продажи) и регулировала виды торговых сделок, в частности торговлю в кредит (ростовщическую практику) и ответственных сторон. В статье 48 подчеркивалось, что купец пользуется особыми правами на получение и выдачу в долг денег за торговые операции. Притом при отказе в их возврате представлять свидетелей займа ему не надо, но достаточно самому дать показание, подкрепленное клятвой;
      Русская правда регулировала уплату купцами прямых и косвенных налогов.
     Таким образом, положение купечества, его  социальный статус, хотя и регулировался  в древнерусском законодательстве, но в полной мере определен не был.
     Помимо  письменных источников сведения о первых русских купцах подтверждаются и  археологическими находками: в дружинных погребениях X—XI вв., обнаруженных на территории Древней Руси и вдоль пути «из варяг в греки», наряду с мечами, наконечниками копий и стрел, боевыми топорами и кольчугами встречаются весы, гирьки и другой торговый инвентарь.
     Если  на ранних этапах развития торговых отношений  Руси с другими странами их главными действующими лицами были воины-купцы (т.е. княжеские дружинники), то по мере получения земельных владений (вотчин) княжеская дружина, начиная с XI в., постепенно стала отходить от непосредственной торговой деятельности. Значительно уменьшилось в XI—XII вв. и количество военных походов.
     Перемещение товаров на значительные расстояния, бездорожье, пересечение безлюдных  и приграничных районов побуждали  купцов к кооперации, коллективной защите от воровства и грабежей. Поэтому основной формой торговли в Киевской Руси была караванная торговля, при этом караван — это не только способ перемещения товаров, но и активная торговля ими по пути следования. Караванная торговля осуществляласьв двух видах: водная (на ладьях, ушкуях, стругах, барках) и сухопутная (на лошадях, волах, верблюдах). Караванные экспедиции продолжались по нескольку месяцев, как правило, обмен товарами происходил один раз в году. Поэтому этот вид торговли не стал массовым. Тем не менее, торговля с середины XI в. постепенно становилась главным средством накопления богатств на Руси. Крупнейшие капиталы, по свидетельствам иностранцев, накапливались именно в результате торговых операций на международных рынках, в которых активно участвовали гости из Руси.
     Однако  к началу XII в. Византийская империя резко ослабла, чему способствовали не только постоянное турецкое давление, но и захват в 1204 г. Константинополя крестоносцами в ходе четвертого крестового похода. Таким образом, основное для Киевской Руси «окно в Европу», а также на Восток, закрылось. В результате крестовых походов путь «из варяг в греки», также «Великий волжский путь» и Киев, как центр транзитной торговли, потеряли свое значение, поскольку связь Европы с Востоком стала прямой — через Средиземное море, что способствовало возвышению итальянских городов, прежде всего Венеции и Генуи. Вследствие этого киевские князья утратили свою роль в организации и обеспечении безопасности торговых путей.
     Экспорт Руси в основном состоял из мехов, меда и воска. Четвертым главным предметом вывоза был живой товар — невольники, в основном рабы-язычники, в том числе половецкие военнопленные. Кроме названных товаров, из Руси вывозились соль, лен, льняное полотно («русская ткань»), серебряные изделия, кольчуги, икра, моржовая кость и изделия из нее. Археологические раскопки свидетельствуют, что изделия русских ремесленников X—XII вв. не уступали продукции иноземных мастеров, а в некоторых случаях превосходили своим качеством.
     Сопоставление данных письменных источников с археологическими дает возможность выделить в древнерусском городе до 100 ремесленных специальностей и специализаций: бронники, гвоздичники, замочники, оружейники и т.д. (специализация шла по готовым изделиям).
     В XII в. ремесленники переходят от работы на заказ к изготовлению изделий на рынок: новые технологии позволяли производить не только дорогостоящий стальной нож, но и более дешевый железный с наварным стальным лезвием. Массовое распространение городском ремесле получили дешевые стеклянные браслеты, бусы, медные пряжки. Соответственно возросли и масштабы торговли с округой: по примерным подсчетам, на каждый такой город приходилось от 30 до 50 неукрепленных селищ. Крестьяне везли свою продукцию в город, а изделия городских ремесленников могли расходиться в радиусе 30—50 км от города.
     Продукция ремесленников поступала к купцам, некоторые изделия — ювелирная «кузнь», «русские» навесные замки — даже шли на экспорт вместе с традиционными для Руси мехами, воском. Хлеб из средневековой Руси не экспортировался. И с купцами, и с ремесленниками были связаны предоставлявшие им кредит ростовщики. Не случайно восстание в Киеве в 1113 г. заставило князя Владимира Мономаха законодательно ограничить ставку займа 20%-годовых. Для крупных сделок деньгами служили гривны — слитки серебра в 160—200 грамм, для мелких — беличьи шкурки. Впрочем, относительная налаженность и изобилие городского быта часто пресекались страшным неурожаем, эпидемией, вражеским набегом или межусобицей. В такое время цены на хлеб – главный продукт потребления — увеличивались в 6, 9 и даже 40 раз.
     Наступивший в середине XII в. расцвет древнерусских городских ремесел продолжался вплоть до монгольского нашествия. Начался массовый выпуск продукции, которая непрерывно совершенствовалась в техническом и художественном отношениях. Однако ведущими статьями экспорта из Руси в другие страны Востока и Запада по-прежнему оставались пушнина, кожа, воск, мед, полотно; в обмен на них ввозились предметы роскоши: драгоценные и цветные металлы, сукно, шелк, ковры, оружие, краски, предметы художественного ремесла, керамика, церковная утварь, стекло и стеклянная посуда, вина, южные фрукты и пряности.
     Византийская  империя постепенно шла к упадку. Взятие же крестоносцами Константинополя  и основание на месте греческой Византии Латинской империи (в 1204 г.), по мнению некоторых исследователей, «окончательно парализовало киевско-византийскую торговлю».
     Влияние Киевской Руси как центра торговых связей Востока и запада начало ослабевать с середины XI в. появление в Причерноморье печенегов, а затем половцев оказало крайне негативное влияние на торговлю. Натиск кочевых орд повлек за собой ее сокращение на Черном море и перемещение торговых путей снова в бассейн Средиземноморья. Второй удар по торговле Киевской Руси нанесли крестоносцы, которые на своем пути «освобождению гроба Господня в Палестине» опустошили Византию и открыли более удобный и безопасный путь на Восток через города Италии.
     Приток  восточных серебряных монет на киевский рынок резко сократился в то время как потребность общества в деньгах увеличилась. Натурализация хозяйства, ограничение товарооборота, неразвитость денежного обращения послужили почвой для расцвета еще одной формы предпринимательства — ростовщичества, которым в Киевской Руси занималась еврейская община.
     В виду монопольного положения ростовщиков  на денежном рынке «резы» (проценты по ссудам) были по тем временам исключительно  велики  и могли взиматься в  течение многих лет, даже после того, как через два года долг был  практически возмещен. От этого одинаково страдали и дружинники, и рядовые торгово-ремесленное население Киева. Владимир Мономах запретил трехкратное (за счет процентов) взимание долга, установил тем самым для ростовщиков предельную норму прибыли в 150%. Но и в последующие века ростовщический процент достигал 50-100% в год.
     Монголо-татарское  нашествие в 1237—1240 гг. подвело последнюю  черту под историей уже практически  распавшейся Киевской Руси, создав своеобразный железный занавес между  Русью и Европой.
     Таким образом, истоки древнейшего российского предпринимательства зародились прежде всего в торговле и купечестве. Ростки предпринимательской деятельности могли возникнуть лишь в тех социально-экономических укладах многоукладной экономики домонгольской Руси, которые базировались на ресурсах и труде свободных людей — профессиональных торговцев и ремесленников-товаропроизводителей. Позже сюда добавилось и занятие ростовщичеством, получившее довольно широкое распространение с XI в. Но древнейшим и главным носителем предпринимательских начал на Руси являлся не ростовщик, не ремесленник, а купец (2, с. 33), наиболее тесно связанный с рынком и товарно-денежными отношениями, хотя и действовавший в погоне за прибылью на свой страх и риск, но зачастую находивший поддержку и защиту со стороны государства и церкви. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. НОВГОРОДСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ  И ИХ ПЕРВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ. 

     В XII—XIII вв. Новгород был огромным по тем временам городом, по разным оценкам в первой трети XIII в. численность населения города колебалась в пределах 30-35 тысяч человек. Основное население Новгорода составляли ремесленники самых различных специальностей: кузнецы, гончары, мастера золотых и серебряных дел, а также мастера, специализировавшиеся на изготовлении определенного вида изделий (щитники, лучники, седельщики, гребенщики, изготовители гвоздей и т.п.). Но новгородском торгу можно было купить и изделия местных ремесленников, и продукты, привезенные крестьянами из окрестных деревень, и множество разнообразных товаров из других русских княжеств и из стран Востока, Западной Европы, Византии.
     Из  раскопок в Новгороде стало известно, что здешние ремесленники резали гребни из самшита, который не рос  в окрестностях. Самшит привозили  из Грузии, сырье для янтарных украшений  доставлялось из Прибалтики. Свинец, медь, олово производимых изделий привозили из других стран. Очевидно, что сами ремесленники за сырьем в эти страны не ездили. Это сырье для них привозили купцы.
     Ремесленники  селились группами по принципу сходства профессий. Так образовывались целые  районы (например, Гончарный конец) и улицы города (например, Щитная). Продукция ремесленников в основном производилась на заказ, но в XII в. постепенно все большее распространение стала получать работа на рынок. Происходившее углубление дифференциации ремесел способствовало выделению более обеспеченных мастеров, которые имели свое место на торгу и сами продавали свои изделия, являясь и производителями, и торговцами.
     Участниками новгородской торговли были также  житьи — городские жители среднего состояния, в сословной иерархии занимавшие место между боярством и «черными людьми».
     В Новгород непрерывным потоком приезжали  и многочисленные заморские гости: для торговли, несения службы, к родственникам и т.п. Они прибывали с многочисленными домочадцами, слугами, купцами, торговцами, сами привозили товары ,а также скупали товары в Новгороде и привозили их на родину. С тех пор понятия «гости», «купцы», «торговцы» стали отожествляться. Приезжие купцы обязаны были жить в гостиных дворах — селиться за их пределами запрещалось.
     Наконец, класс настоящих новгородских торговцев представляли купцы. Они уже приближались к городскому простонародью, слабо выделялись из массы городских «черных людей» и любо работали у бояр, используя их капиталы или кредиты, либо служили комиссионерами в торговых оборотах.
     Новгородское  купечество не было однородным. Уже  к XII в. возникли первые корпоративные объединения торговцев. Наиболее влиятельными из них были оптовые торговцы воском — вощники, которые объединялись в Иванскую общину при церкви Ионна Предтечи на Окопах. Община официально именовалась «Иванское сто»,как и другие купеческие гильдии служила для защиты общих интересов, а ее целью являлось товарищеское регулирование и поощрение торговли.
     Община  имела свой устав, а ее глава участвовал в заключении важнейших торговых договоров и являлся членом Совета Новгородской республики. Для того, чтобы получить наследственное право стать пошлым купцом (полноправным потомственным членом Иванского купечества), требовалось сделать взнос в размере 50 гривен серебра. Взносы шли в храмовую казну из которой заинтересованные лица могли брать ссуды. Обществу были даны важные привилегии, включая право контроля над взвешиванием воска и право на получение обусловленной пошлины с «вощатого веса».
     Все спорные вопросы корпорации решал торговый суд. Вмешиваться в  его решения не имели право ни посадники, ни бояре. Совет купеческой корпорации состоял и двух купеческих старост под председательством тысяцкого (помощник посадника по торговым делам). Таким образом, «Иванское сто» представляло собой типичную купеческую корпорацию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.