Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие коммерческого права

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         Казанский филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего  профессионального  образования «Владимирского юридического института  ФСИН России» 

Факультет внебюджетного образования

 
 
                                                              

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По  предмету:  КОММЕРЧЕСКОЕ  ПРАВО 
Тема:  ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО  ПРАВА 
 
 
 
 

               Выполнил:

                                                             6 курс
                                                                       (факультет, курс, № зач.книжки)
                           Научный руководитель:
                                                    ________________________________
                                                                     (уч. степень, уч. звание, спец. звание, должность)
                                                                             ____________________________________
                                                                                                    (инициалы, фамилия) 
 
 
 
 

Казань 2010 
 
 

 СОДЕРЖАНИЕ 
 

    Отношения, регулируемые коммерческим правом………………………..3-5
    Место коммерческого права в системе права……………………………...6-9
    Принципы коммерческого права…………………………………………..9-14
    Коммерческое право как наука…………………………………………...14-21
Список  использованной литературы……………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА
Отношения, регулируемые коммерческим правом
  С принятием Правовой Системы РФ окончательно утвердился принцип единства правового  регулирования имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников — физических или юридических лиц, осуществляющих коммерческих деятельность либо не осуществляющих таковую. В подтверждение этому в ст. 2 ГК указано, что гражданское законодательство регулирует также отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
  Из  отмеченного выше следует, что:
    а) коммерческие отношения — это  имущественные и связанные с  ними личные неимущественные отношения, складывающиеся между лицами, осуществляющими  хозяйственную деятельность, или  с их участием, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, а также организационно-регулятивные отношения. (Здесь и далее понятие «лица, осуществляющие коммерческую деятельность» употребляется как собирательное по отношению к понятиям «лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность », «индивидуальный предприниматель», «коммерческая организация»).
Организационно-регулятивные отношения являются дополнением  товарно-денежных, они возникают  в связи с необходимостью нормализации (упорядочения, формирования) первичных товарно-денежных отношений. Отсюда, из природы этих отношений, и проистекает различие тех начал, на которых строятся эти отношения, и различие методов их правового регулирования.
  Экономические отношения оформляют  свободную экономическую деятельность лиц, которые состоят между собой в координационной взаимосвязи, взаимной неподчиненности, формальном равенстве.
  Организационно-регулятивные отношения  оформляют несвободную деятельность  субъектов, которые находятся  между собой в субординационной  взаимосвязи, власти одного (публичного органа) и подчинении другого (предпринимателя).
    Иначе говоря, законодатель отнес коммерческие отношения к предмету гражданско-правового  регулирования, рассматривает их как  составную часть структуры предмета гражданского права. В связи с этим нельзя согласиться с тем, что «если отношения между хозяйствующим субъектом и органом управления обладают имущественным содержанием, они, по общему правилу, должны подчиняться нормам гражданского права». Наоборот, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК);
  Многие  отношения между хозяйствующими субъектами (предпринимателями, организациями) и органами государственной власти, основанные на власти и подчинении, хотя бы и имеющие имущественное  содержание (например, отношения между  предпринимателями и налоговыми органами по налогообложению предпринимателей), не относятся к коммерческим и не включены в предмет гражданско-правового регулирования, они являются предметом публично-правового регулирования.
    К коммерческим можно отнести  регулирование цен, квот на вылов рыбы, добычу полезных ископаемых, отношения, связанные с приватизацией и национализацией объектов и т. д.
  б) выделение коммерческих отношений  в структуре предмета гражданско-правового  регулирования вызвано потребностью их специального правового регулирования. Однако поскольку коммерческие отношения — составная часть предмета гражданско-правового регулирования, на них распространяются не только специальные, но и общие нормы гражданского права. Например, нормы гражданского права о коммерческих организациях являются специальными, но это не исключает применения к ним общих норм о юридических лицах вообще, когда это не противоречит специальным нормам о коммерческих организациях. Кроме того, в рамках коммерческих отношений законодатель выделяет и учитывает в целях правового регулирования отношения двух видов: отношения, в которых на обеих сторонах участвуют лица, осуществляющие коммерческую деятельность (напр., ст. 310 ГК); отношения, в которых лицо, осуществляющее коммерческую деятельность, участвует только на одной стороне (напр., ст. 426 ГК).
Из  изложенного выше вполне определенно  следует, что
  коммерческое  право — это совокупность общих  и специальных норм гражданского права, регулирующих имущественные  и связанные с ними личные неимущественные  отношения между лицами, осуществляющими коммерческую деятельность, или с их участием, основанные на (равенстве, автономии воли – в предпринимательском праве) имущественной самостоятельности их участников, а так же и организационно-регулятивные отношения.
  Наряду с понятиями «коммерческая деятельность», «коммерческие отношения», «коммерческое право» в юридической литературе широко используются такие понятия, как «хозяйственная деятельность», «хозяйственные отношения», «хозяйственное право». В зависимости от содержания, вкладываемого в соответствующие понятия, они далеко не всегда совпадают.
  Так, по мнению сторонников «хозяйственно-правовой концепции», понятие хозяйственной  деятельности неразрывно связано с  хозяйственным руководством. «Хозяйственная деятельность и руководство ею составляют единую сферу хозяйствования, которое образует единую область правового регулирования... Предприятие вступает в хозяйственное правоотношение с другим предприятием (отношение по горизонтали), которое вместе с отношением по вертикали составляет единое, сложное хозяйственное правоотношение».
  Иначе говоря, сторонники «хозяйственно-правовой концепции» исходят по существу из публично-правовой природы хозяйственного права, признавая его самостоятельной  отраслью права, основанной на принципиальном единстве и однородности отношений по управлению экономикой и осуществлению экономической деятельности. Именно с этим связаны их предложения, исключить нормы, регулирующие отношения по управлению экономикой, из административного права, а нормы, регулирующие отношения по осуществлению экономической деятельности, — из гражданского права с целью объединения их в единой отрасли хозяйственного права. В этих предложениях очевидно смешение (отождествление) понятий хозяйственной деятельности, хозяйственного (государственного) руководства, хозяйственных отношений. Правильными представляются воззрения сторонников легальной (цивилистической) концепции, которые исходят из того, что отношения по управлению экономикой и отношения по осуществлению экономической деятельности различны по природе: первые регулируются публичным правом, а вторые — частным. Хозяйственное право, с их точки зрения, нельзя рассматривать в качестве самостоятельной отрасли права.
  Хозяйственная деятельность как свободная деятельность, и хозяйственное отношение как ее социальная форма,- это экономические, базисные понятия. Деятельность же по государственному управлению экономикой не является экономической, не «погружается» в экономический базис, не представляет собой необходимого элемента собственно производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Она является функцией политической власти в экономической сфере общества и относится к сфере надстройки. В этом смысле правильнее говорить не о хозяйственном управлении, а о государственном управлений (регулировании) хозяйством (экономикой) как специфической части управления обществом вообще.
  Разумеется, нельзя отрицать, что управление присуще  и собственно производству (предпринимательской  деятельности), но здесь оно проявляет  себя как самоуправление (саморегулирование) предпринимателя. Управленческая деятельность, осуществляемая органами управления коммерческой организации, образует необходимый элемент самого производства, так как проявляет себя в рамках коммерческой организации непосредственно в процессе осуществления производственной деятельности.

Место коммерческого права  в системе права

 
Право подразделяется на частное и публичное. Еще в Дигестах Юстиниана отмечалось, что «публичное право... относится к положению римского государства, частное... относится к пользе отдельных лиц». Иначе говоря, публичное право регулирует отношения между органами власти и между ними и частными лицами и направлено на защиту совокупных интересов всего общества. Частное право регулирует отношения между частными лицами (физическими и юридическими) и обеспечивает их частные интересы.
    Экономическому отношению, опосредующему  связи между независимыми друг  от друга субъектами, соответствует  метод равенства именно потому, что сама деятельность каждого  из этих субъектов является свободной, основанной на собственном интересе. Общественному же отношению, опосредующему связи между соподчиненными субъектами, соответствует метод власти и подчинения, так как деятельность каждого из этих субъектов является несвободной: публичный орган действует строго в соответствии со своей компетенцией, а другая сторона (частное лицо, предприниматель) обязана точно исполнить законную волю органа власти, будь то законодательная, исполнительная или судебная власть.
  Разные  сферы общественных отношений определяют разные начала правового регулирования. Каждому типу социальной деятельности соответствует свой правовой режим регулирования. В этом смысле следует различать правовой режим предпринимательства и правовой режим деятельности публичной власти.
  Правовой режим хозяйственной деятельности выражается преимущественно в дозволительном характере (типе) правового регулирования. Здесь дозволения выступают ключевым элементом юридического регулирования, определяющим правовым средством, призванным обеспечить социальную свободу и активность предпринимателя, осуществление его реальных прав.
Общедозволительный  тип правового регулирования, характеризующий  правовой режим предпринимательства, выражается формулой «можно все, кроме, запрещенного».
  Общедозволительный  правовой режим хозяйственной деятельности базируется на признании свободы товаропроизводителя и проявляет себя во всех его элементах: в приобретении и прекращении правового статуса; в приобретении, осуществлении и прекращении им конкретных прав (личных, вещных, обязательственных); в осуществлении защиты нарушенных прав.
 Для деятельности публичных органов, с  которыми хозяйствующий субъект  находится во взаимоотношениях, характерно разрешительное начало правового регулирования («запрещено все, кроме, прямо дозволенного»). Соответственно реализация прав предпринимателя обеспечивается обязанностью органов власти соблюдать общий запрет — воздерживаться от совершения действий, препятствующих предпринимателю свободно, в рамках закона осуществлять свои права. Незаконные акты органов власти в отношении предпринимателя признаются арбитражным судом недействительными, а причиненный ими вследствие этого предпринимателю ущерб подлежит возмещению РФ, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Перечень полномочий органов власти в отношении предпринимателей должен быть точно закреплен в законе, определяющем компетенцию данного органа.
Такое распределение начал правового  регулирования в отношении «государство — предприниматель» позволяет умерить  произвол органов власти, упорядочить деятельность этих органов как более сильной стороны по отношению к предпринимателю и тем самым защитить его права. В формирующемся правовом государстве упорядочение полномочий органов власти при помощи разрешительного начала - определяющая, доминирующая линия. Оценивая действующее законодательство о предпринимательстве, можно констатировать, что, несмотря на известные изъяны, в целом оно закрепляет эти начала.
Правовой  режим хозяйственной деятельности не должен смешиваться с правовым режимом деятельности публичной власти. В основу их соотношения должен быть положен не отказ от деления права на частное и публичное, не смешение их, как это делают сторонники теории социальных функций (В соответствии с ней категория субъективных прав чужда современному обществу, знающему не права, а лишь социальные функции. «У индивидов нет прав,... все индивиды обязаны повиноваться социальной норме, так как они суть существа социальные». Таким образом, сторонники данного взгляда распространяют режим деятельности публичных органов власти, характеризуемый определенными задачами, функциями, компетенцией, на частных лиц. То, к чему это может привести, продемонстрировано, в частности, историей развития советского общества после 1917 г. ) и производной от нее теории хозяйственного права, а строгий учет (мера) их соотношения. По тому, какой из правовых режимов лежит в основе законодательства, является доминирующим в данном обществе, можно судить о социально-экономическом строе, политическом режиме данного общества.
  Так, в советский период развития общества частноправовые начала практически полностью были заменены принципами публичного права и, таким образом, вполне определенно ставился вопрос о самом бытии частного права. Официальная идеология этого периода, определившая правовые воззрения, может быть проиллюстрирована словами В.И. Ленина' «Мы ничего частного не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное», к хозяйственным отношениям необходимо применять не свод законов римского права, а «наше революционное правосознание».
  Государство, как известно, зиждется на противоречии между общественной и частной жизнью, между общими и частными интересами, И пока существует это противоречие, остается обоснованным деление права на публичное и частное. В обществах с тоталитарным режимом, используя идеи социальных функций, хозяйственного права и некоторые другие, им подобные, это объективное противоречие попытались разрешить в пользу общих интересов, напрочь игнорируя интересы отдельной личности. В результате не только экономика, но и все другие сферы жизни общества были огосударствлены. Частное право было попрано, торжествовало публичное («полицейское») право, а, на самом деле — бесправие и произвол чиновников.
  Вопрос  о соотношении частного, в том  числе коммерческого, и публичного права не является только теоретическим вопросом. Он имеет важное практическое значение, поскольку от его решения зависят пределы государственного вмешательства в частную жизнь, в экономическую и иные сферы жизни общества.
  Отнесение коммерческого права к частному ставит вопрос о его соотношении с гражданским правом, которое также является частным правом.
  Коммерческое  право – это совокупность общих  и специальных норм гражданского (частного) права, регулирующих отношения  между лицами, осуществляющими коммерческую деятельность, или с их участием.
  Следовательно, не претендует на самостоятельность  в качестве отросли права, это  самостоятельная часть гражданского права, специальное изучение которой  вызвано практическим интересом. И  это не зависит от того, разделен или нет частноправовой материал на два кодекса (гражданский и торговый) или объединен в одном гражданском.
Разделяя  такой подход, некоторые авторы определяют коммерческое право в качестве подотросли гражданского права наряду с такими его подотраслями, как вещное право, обязательственное право, наследственное право, семейное право, международное частное право.
  Однако  нельзя не заметить, что коммерческое право, в отличие от других подотраслей  гражданского права, не имеет своего раздела в ГК, подобно вещному праву, обязательственному праву, наследственному праву, праву интеллектуальной собственности или даже международному частному праву. Не оформлено коммерческое право также в виде отдельного кодекса, подобно семейному праву. Нормы коммерческого права рассредоточены по всему ГК, содержатся в виде вкраплений в большинстве его разделов, глав и параграфов, а также во множестве других законов и правовых актов.
  С учетом отмеченного, коммерческое право  можно было бы определить как функциональную подотросль гражданского права. Критерием выделения коммерческого права в системе гражданского права (специальный субъект – субъект, осуществляющий коммерческую деятельность) сходен с выделением международного частного права в системе гражданского права (наличие иностранного элемента).
  Другие  подотросли гражданского права (вещное, обязательное право, право интеллектуальной собственности, наследственное право) являются предметными подотраслями гражданского права, так как  они  выделяются в системе гражданского права по содержанию регулируемых отношений.
    Разный круг участников отношений (субъектов коммерческой деятельности): в коммерческом праве не являются субъектами физические лица, не являющиеся предпринимателями; некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно.
  Разный  круг участников отношений (субъектов  коммерческой деятельности): в коммерческом праве не являются субъектами физические лица, не являющиеся предпринимателями; некоммерческие организации участвуют  в товарном обращении ограниченно. 

Принципы  коммерческого права 

   Наиболее  общим образом особенности коммерческого  права как составной части  гражданского права можно проследить через принципы частного права. Никаких  особых принципов коммерческого  права не существует, имеются лишь особенности проявления принципов частного права в сфере торговли. Только такой подход соответствует представлениям о единстве частноправового регулирования, несмотря на все имеющиеся особенности правового регулирования хозяйственной деятельности. Рассмотрим принципы частного права и особенности их проявления в сфере торговли.
    В юридической науке число и  наименование принципов частного права  определяются по-разному. Легальное  закрепление они нашли в ГК. К ним относятся:
      принцип дозволительной направленности частноправового регулирования;
      принцип равенства участников  регулируемых гражданским законодательством  отношений;
      принцип неприкосновенности собственности;
      принцип свободы договора; принцип  недопустимости произвольного вмешательства  в частные дела;
      принцип беспрепятственного осуществления  гражданских прав; принцип восстановления  нарушенных прав;
      принцип судебной защиты нарушенных  прав.
Принцип дозволительной направленности частноправового  регулирования означает возможность  для субъектов частного права действовать по своему усмотрению, т.е. возможность свободно распоряжаться принадлежащими им правами, в частности осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом (ст. 18, 49 ГК). Этот принцип можно выразить формулой «дозволено все, что не запрещено законом», в которой воплощена суть частного права и в том числе коммерческого права. Напомним, сущность публичного права выражается прямо противоположной формулой — «дозволено только то, что прямо разрешено законом».
Принцип дозволительной направленности частноправового регулирования направлен на обеспечение свободы торговли, и в частности неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела хозяйствующего субъекта, беспрепятственного осуществления им гражданских прав.
Принцип равенства участников частноправовых отношений, составляющих предмет частноправового  регулирования. Он обусловлен самой  сущностью имущественных и связанных  с ними личных неимущественных отношений (п. 1 ст. 2 ГК). Субъекты частноправовых отношений, будь то физические или юридические лица, в том числе предприниматели, взаимно не подчинены и в этом смысле обладают принципиально равными правовыми возможностями. Применительно к предпринимателям прямо установлено правило о том, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (п. 1 ст. 2 ГК). Поэтому предприниматели равны по отношению к другим субъектам частного права, включая государство как участника частноправовых отношений.
Указанный принцип, воплощающий равенство  участников регулируемых частным правом отношений, означает также равенство  среди предпринимателей независимо от их организационно-правовой формы  и формы собственности, на базе которой они функционируют, и направлен на достижение практического, функционирования рыночной экономики, на создание единого рынка, на котором выступают все предприниматели: физические и юридические лица, в том числе иностранные. Таким образом, создаются условия для развития их инициативы и конкуренции, применения механизма имущественного воздействия, включая устранение с рынка тех предпринимателей, которые, не выдержав требований конкуренции, становятся банкротами.
    Вместе  с тем следует иметь в виду, что принцип равенства участников частноправовых отношений не означает наличия у них равного объема прав и обязанностей. Он означает, что субъекты частного права не подчинены друг другу, что они не обладают какими-либо преимуществами друг перед другом, если иное прямо не предусмотрено законом (Спросить примеры).
В зависимости от объективных факторов реальные условия деятельности различных  предпринимателей могут отличаться, что учитывается законодателем. Так, например, государственные и  муниципальные унитарные предприятия в силу прямого указания закона могут заниматься определенными видами деятельности, т.е. обладают специальной правоспособностью (п. 1 ст. 49, п. 1 ст. 113 ГК); законодательство содержит определенные ограничения для иностранных предпринимателей по сравнению с российскими и т.д. В сфере предпринимательства принцип равенства участников частноправовых отношений проявляет себя в более строгих требованиях, предъявляемых законодателем к предпринимателю и его деятельности. В частности, это проявляется в требованиях государственной регистрации предпринимателя, учета его деятельности и периодической отчетности, лицензирования определенных законом видов деятельности, определения организационно-правовых форм предпринимательства, ограничения монополистической деятельности, установления специального налогообложения и т.д. Неприкосновенность собственности — фундаментальный принцип частного права. В соответствии с ним нормы частного права обеспечивают собственникам возможность стабильного осуществления своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом. В соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда и только в случаях, прямо предусмотренных законом. Многие нормы ГК направлены на обеспечение принципа неприкосновенности собственности. Одной из важнейших является норма ст. 235 ГК, устанавливающая исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности помимо воли собственника.
Принцип свободы договора нашел закрепление, помимо ст. 1 ГК, также в ст. 421 ГК. Он предоставляет возможность самостоятельно решать вопросы заключения договора, выбора партнеров по договору, определения вида и условий договора, поскольку это не противоречит закону.
В определенных законом случаях в общественных интересах могут устанавливаться ограничения свободы договора. Так, в целях обеспечения и защиты прав потребителей не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, выполнить работу, оказать услугу (п. 3 ст. 426 ГК). Имеются ограничения свободы договора также в целях обеспечения конкуренции (п. 1 ст. 10 ГК) и ряд других.
Принцип беспрепятственного осуществления  частных прав закреплен в п. 1 ст. 34 Конституции РФ и ст. 9 ГК. В соответствии с ним каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Субъекты частного права не только приобретают гражданские права своей волей и в своем интересе, но и осуществляют их по своему усмотрению.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.