На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Научные подходы к инновационному менеджменту

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Научные подходы к инновационному менеджменту
 
     Эффективность менеджмента определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к менеджменту применяются только некоторые научные подходы: системный, поведенческий, административный, маркетинговый и др. Не применяются воспроизводственный, нормативный, функциональный подходы. 
     Анализ  теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к инновационному менеджменту 13 научных подходов. Каждый подход отражает или характеризует только один из аспектов менеджмента. Они не являются синонимами, не дублируют друг друга. Ниже приведено краткое содержание научных подходов к менеджменту. 

      Системный подход
       Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход, вход, связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. 

      Маркетинговый подход
           Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя.
           Маркетинговый подход следует  применять при решении любой задачи в любом подразделении фирмы.
           При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев менеджмента будут следующие
      повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с нуждами потребителей;
      экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта, качества сервиса и других факторов;
      экономия ресурсов в производстве объекта за счет реализации фактора масштаба, научно-технического прогресса, совершенствования системы менеджмента.
 
      Функциональный  подход
           Сущность функционального подхода  к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта   на   единицу   его   полезного   эффекта. 

      Воспроизводственный подход               
           Этот подход ориентирован на  постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта. 

      Нормативный подход
           Сущность нормативного подхода  заключается в установлении нормативов  управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем: целевой; обеспечивающей; управляемой; управляющей. Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и во времени. 

      Комплексный подход
           При применении комплексного  подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет полностью решена.
             Схема применения к менеджменту  комплексного подхода показана  на рис.  6.1.    

       
 

     Рис. 6.1. Схема применения к менеджменту комплексного подхода 
 

      Интеграционный  подход
           Интеграционный подход к менеджменту  нацелен на исследование и  усиление взаимосвязей: а) между  отдельными подсистемами и компонентами  системы инновационного менеджмента; б) между стадиями жизненного цикла объекта управления (стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство и т.д.); в) между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, фирма, ее подразделения); г) между субъектами управления по горизонтали. 

      Динамический  подход
     
                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                    Т 

     Рис. 8.1. Пример определения периодов ретроспективного
     анализа и прогноза 

     При  применении   динамического   подхода   объект   управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ поведения аналогичных объектов (например, за 10 лет) и прогноз его развития (например, на 5 лет) Пример определения периодов ретроспективного анализа и прогноза приведен на рис. 8.1. 
 

      Процессный  подход
           Процессный подход рассматривает функции менеджмента как взаимосвязанные Процесс управления является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию. 

      Количественный (оптимизационный) подход
           Сущность этого подхода заключается  в переходе от качественных  оценок к количественным при  помощи инженерных расчетов, математических и статистических методов, экспертных оценок, системы баллов и др. В менеджменте весьма важно применять наиболее точные методы анализа, прогнозирования и оптимизации управленческого решения. 

      Административный  подход
           Сущность административного подхода  заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.). 

      Ситуационный  подход
          Ситуационный подход концентрируется  на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств. 

      Поведенческий подход
     Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.
     Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять ее. 
Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

     Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей.
     Самым первым приемом мотивации к труду был метод кнута и пряника, или метод вознаграждения и наказания, который применяется и сейчас. 
В основе мотивации лежат потребности.

    Особенности жизненного цикла предприятия
 
     Предприятие, как субъект хозяйствования, в  процессе функционирования проходит ряд  стадий: создание, рост, зрелость, спад, реорганизация (реструктуризация) или  санация, банкротство, ликвидация.
     Первая  стадия - создание предприятия и  его становление. О возникновении  субъекта хозяйствования свидетельствует  факт его регистрации в соответствующих  органах исполнительной власти.
     На  этой стадии происходит уточнение сферы  деятельности предприятия, определение целей и выбор стратегии деятельности, разработка производственной и организационной структуры предприятия, подбор необходимого персонала, закупка оборудования, сырья, организация производства продукции (услуг) и управления предприятием.
     На  стадии роста и расширения деятельности предприятия происходит позиционирование его продукции на рынке, поиск лучших партнеров, завоевание своей доли на рынке, обеспечение рентабельной работы предприятия.
     Стадия  зрелости или оптимального функционирования характеризуется успешной высокоэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии и организации производства, прогрессивных форм и методов управления предприятием, активной маркетинговой деятельности.
     Если  предприятие способно к изменениям, гибко реагирует на динамику внешней среды, быстро адаптируется к потребностям рынка, оно может долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства.
     Если  же предприятие своевременно не реагирует  на требования различных стадий жизненного цикла, то дело будет неуклонно приближаться к спаду деловой активности и банкротству.
     Однако  существуют некоторые условия, выполнение которых помогает сохранить нормальное функционирование предприятия и  уменьшить риск банкротства:
      избегать излишнего оптимизма, когда кажется, что дело идет успешно;
      разрабатывать и осуществлять качественные планы по маркетингу с четкими целями;
      систематически делать обоснованные прогнозы по наличности;
      идти в ногу с потребностями рынка;
      своевременно выявлять критические моменты, которые могут представлять собой угрозу для предприятия.
     Руководители  предприятия должны обращать внимание на любые изменения в функционировании самого предприятия и в окружающей среде, которые могут быть первыми  сигналами о надвигающейся беде.
     Наименее жесткая альтернатива банкротству - реорганизация предприятия, цель которой - оживить предприятие. В этом случае разрабатывается и осуществляется план выхода из кризисной ситуации, который может включать слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования предприятия, в результате чего создаются новые, ликвидируются существующие юридические лица, меняется организационно-правовая форма предприятия.
     Особой  формой реорганизации является реструктуризация Предприятия, которая включает систему  мероприятий по улучшению управления на предприятиях, повышению эффективности производства и конкурентоспособности продукции, повышению производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.
     Реструктуризация должна способствовать оздоровлению экономики предприятия, восстановлению платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости.
     В том случае, когда результаты деятельности предприятия ведут к банкротству, может быть проведена санация (оздоровление) предприятия.
     Санация - это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение банкротства и  ликвидацию предприятия. Суть санации  состоит в передаче (по решению  суда) функций по управлению делами фирмы государственному органу или  совету кредиторов из числа уполномоченных специалистов по делам о несостоятельности.
     Применение  процедуры санации создает реальные возможности для решения следующих  задач;
    обеспечение выживания предприятия;
    заключение мировой сделки между должниками и кредиторами;
    достижение лучшей реализации активов предприятия, чем при его ликвидации.
     Санация может осуществляться организационными и финансовыми методами. В первом случае проводятся изменения в административном аппарате предприятия, устраняются  или сокращаются нерентабельные подразделения. Финансовые меры могут предусматривать выпуск новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала, увеличение банковских кредитов и предоставление бюджетных субсидий, уменьшение дивидендов (процентов) по акциям (облигациям, депозитам), отсрочку их погашения (выплат), перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную.
     Если  санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства. В соответствии с Федеральным  законом "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 8 января 1998 г. № 6-83 под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
     Основным  признаком несостоятельности (банкротства) является приостановление текущих платежей - предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. По истечении указанного срока кредиторы предприятия-должника получают право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). В суд может обратиться с заявлением и сам должник.
     Ликвидация  предприятия, т.е. прекращение его  деятельности, происходит по причине банкротства по решению собственника имущества, либо по решению суда.
 

    Сущность жизнециклической концепции новшеств
 
     Исследования  долгосрочных тенденций мирового и  отечественного технико-экономического развития показали, что динамика воспроизводственных процессов, сопровождающаяся изменением структур национальных экономик и сдвигами в международном разделении труда, основывается на циклических колебаниях экономики, напрямую связанных с научно-техническим прогрессом и с инновационными преобразованиями. Именно циклическая концепция инновационного развития приводит к пониманию научно-технического прогресса как важнейшего пути совершенствования производительных сил, с одной стороны, и как инновационного цикла, осуществляемого через реализацию всех стадий с выходом новшества на рынок — с другой.
     Инновационная деятельность состоит из ряда мероприятий, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи (каждая стадия инновационного цикла) подчинено своей логике развития, имеет свои закономерности и особенности. Соединяясь воедино, научные изыскания, опытно-конструкторские и технологические разработки, инвестиционно-финансовые, маркетинговые мероприятия, производственные мощности и организационные структуры подчинены одной главной цели — созданию новшества.
     Зародившись в недрах маркетинговых исследований, жизненные циклы товаров, спроса и технологий за короткое время заняли доминирующее положение в изучении экономических объектов, процессов и систем. Так, значительное развитие получили концепции жизненных циклов организации, отраслей промышленного производства, технических изделий, строительных конструкций, машин и механизмов.
     Для изучения инновационной деятельности наибольшее значение имеют жизненные циклы нового товара, новой техники и технологии и инновационных организаций как открытых систем.
     Наиболее  плодотворной современной идеей  жизненных циклов является концепция  больших технологических систем, включающая эволюцию и преобразование технологий как экономических объектов. Так, исследование жизненных циклов больших технологических систем приводит к теории поколений техники и технологии, развивающихся в рамках как традиционной, так и новой технологической парадигмы.
     Жизненные циклы всех экономических объектов, процессов и систем имеют одну и ту же теоретическую базу: любой жизненный Цикл начинается с зарождения, проходит стадии роста, зрелости, увядания и упадка.
     Типовой жизненный цикл товара представлен  на рис. 2.6.
       

       Аналогичную динамику и структуру жизненного цикла имеют многочисленные объекты инновационного менеджмента: инновационные предприятия, новая техника и технология, новые товары и услуги.
     Достоинства жизнециклической концепции инноваций  проявляются в том, что она обеспечивает:
      учет временного фактора,
      выявление центральной тенденции процесса,
      наглядность динамики превращений,
      логику развертывания процесса,
      наглядность и прозрачность материальных, информационных и финансовых потоков,
      возможность математического моделирования стадий и процессов,
      возможность применения альтернативных методов прогнозирования,
      выявление взаимосвязей различных экономических объектов типа товар — техника — технология, новый товар — спрос — технология, факторы производства — конкурентные преимущества фирмы — развитие фирмы.
     Одним из наиболее важных преимуществ жизнециклической концепции в инновационном менеджменте является создание математических моделей жизненных циклов.
     Наиболее  результативные возможности для  принятия оптимальных решений инновационный менеджер получает на основании анализа и детального изучения жизненного цикла организации как открытой системы. Жизненный цикл организации показан на рис. 2.7.
     
     I — этап инновационного предпринимательства,  высокие творческие возможности; II — активизация инновационной деятельности, формирование нематериальных активов, неформальное общение в коллективе; III — выход на крупные серии новшеств, стабильные организационные структуры, упор на экономическую эффективность; IV — усложнение структур, поиск новых вариантов развития, децентрализация, диверсификация, переход на новые рынки; V — упущенные возможности, старение товаров и технологий, необходимость слияний и поглощений для продолжения инновационной деятельности
     Теория  жизненных циклов организаций с  позиций их существования в конкурентной борьбе была подробно рассмотрена И. Ади-зесом [32]. Концепция И. Адизеса нашла широкое распространение в западной экономике в середине 1990-х годов. Основанная на ситуационном анализе, концепция И. Адизеса подробно исследует стадии создания организации, быстрого роста, зрелости, стабильности и упадка. Автор показывает болезни роста фирмы, особенности ее поведения в зависимости от ситуации во внешней и внутренней среде, исследует их причины, ставит "диагноз" и дает прогноз: показывает возможности и пути "выздоровления" или "летального исхода". И. Адизес впервые связывает стадии жизненного цикла фирмы с "тяжестью заболевания", т.е. отклонениями от оптимального течения фазы цикла.
     Он  показывает ошибки менеджмента и  правильные действия по их исправлению, в то же время выделяет безысходные  ситуации и бесполезность усилий менеджера. Теория роста фирмы заостряет внимание исследователей на причинах старения, демонстрируя профилактику многих "заболеваний" фирмы. Так, среди факторов процветания и отдаления наступления старости и упадка теория выделяет инновационную активность фирмы и формирование доминирующих конкурентных преимуществ.
     На  стадии создания организации творческий процесс протекает свободно, он основывается на анализе ситуации внешней среды и особенно на изучении механизмов конкуренции. Ситуационный подход к внешней среде фирмы состоит в осознании возможностей роста и в обеспечении доступа к необходимым ресурсам, среди которых особую роль играют новые знания и технологии, ноу-хау.
     Для первой стадии характерна высокая неопределенность факторов внешней и внутренней среды. В виде инструментария анализа Адизес предлагает так называемую гипотезу рациональных ожиданий. Используя всю доступную для менеджера информацию о рынках, конкурентах и реакции потребителей на товар, можно определить средний ожидаемый уровень спроса, динамику цен и вероятность исхода борьбы с конкурентами.
     Гипотеза  рациональных ожиданий делает попытку  решить проблему соотношения объективных и субъективных вероятностей, т.е. вносит значительный вклад в более раннюю теорию адаптивных ожиданий и ожидаемой полезности.
     На  второй стадии жизненного цикла организации  инновационный бизнес расширяется, так как эффективное создание и внедрение новшеств служат основой экономического роста фирмы. Именно новшества создают конкурентные преимущества, возможности оптимального использования внутренних ресурсов (квалифицированного персонала, новой техники и технологии, инвестиций). На этой стадии важной задачей является выбор адекватных организационных структур и методов управления. Стадия роста фирмы основана на предположении Адизеса, что исходным пунктом анализа выбора в условиях неполной информации может быть гипотеза максимизации ожидаемой полезности. Именно здесь заложена возможность моделирования такого стратегического поведения организации, когда можно максимизировать долгосрочный выигрыш, хотя в краткосрочном периоде не все новшества демонстрируют максимизацию прибыли.
     Мерой здоровья организации на данном этапе  служит оптимальное соотношение процессов, обеспечивающих финансовую устойчивость и динамизм роста. "Профилактика заболеваний" состоит в правильном подходе к формированию интеллектуальных активов, созданию прочной научно-технологической базы, использованию неформальных психологических методов управления.
     Стадия  зрелости базируется на фундаменте стабильных и плодотворных технологий, на повышении эффективности инноваций. Здесь фирма нацелена на расширение спектра деятельности, значительное увеличение объема продаж, появление новых структур и подразделений. Наиболее часто фирма превращается в крупную, иерархически сложную организацию, где число, участников рынка относительно невелико и они сопоставимы по масштабам деятельности, конкурентным преимуществам и экономическим результатам. Поведение одного из участников обязательно сказывается на состоянии рынка в целом и, значит, на состоянии и поведении конкурентов.
     Если  на стадии зарождения инновационного бизнеса действия хозяйствующего субъекта не оказывают на состояние среды никакого ощутимого воздействия, так как в условиях совершенной конкуренции поведение других участников рынка также чрезвычайно мало влияет на цену благ, то уже здесь широко применимы инструменты теорий ожиданий. Зрелая крупная фирма для предотвращения "болезней" не может применить ни точного прогнозирования, ни совершенного предвидения, ни рационального выбора. Чтобы избежать упадка и поражения в конкурентной борьбе на этапе стабилизации, необходимы поиск новых вариантов развития, оптимальное сочетание процессов централизации с делегированием полномочий.
     Наиболее  успешные фирмы с высокой инновационной  активностью должны диверсифицировать производство, на этой основе строить стратегию дальнейшего обновления и вести экспансию на новых рынках.
     Однако  в развитии многих крупных фирм далеко не всегда удается использовать преимущества диверсификации и инновационного развития. Упущенные возможности, старение товаров и технологий приводят фирму к тяжелым "заболеваниям". "Излечение", обновление и возвращение прежних конкурентных преимуществ даются с огромным трудом. Многие фирмы, не найдя эффективного выхода, вынуждены прибегнуть к реорганизациям, слияниям и поглощениям. При неэффективности предпринятых усилий "болезнь" фирмы обостряется и нарастает вероятность банкротства. Теория Адизеса пока мало приемлема в российских условиях, но имеет большие возможности и перспективы.
     Жизнециклическая  концепция организации демонстрирует  особое значение основных исходных принципов концепции, которые требуют изучения экономических объектов и систем с позиций их саморазвития и совершенствования. Этим объясняется тесная связь циклических подходов с системным анализом, на основании чего в процесс управления инновационной деятельностью становится возможным внести систематичность, комплексность и завершенность.
     В инновационной деятельности экономические  объекты и системы, такие, как предприятие, организация, техника и технология, товары и услуги, рассматриваются в иерархической соподчиненносги и взаимодействии, как целостная совокупность средств и способов, направленных на непрерывное обновление. Иначе говоря, инновационные процессы различного масштаба и уровня составляют основу развития экономических систем.
     Исследование особенностей инновационных процессов, протекающих в различных производственных, научно-технических, организационных, креативных и социальных системах, лежит в основе повышения результативности инновационного менеджмента.
     В инновационном процессе как динамической системе следует выделить подсистемы создания, производства и потребления новшества. Этап создания новшества требует не только рождения новой идеи, новых знаний, но и применения нового оборудования, новой технологии, новых материалов для производственного воплощения идеи в опытный образец. Нововведение проходит этап научно-технического воплощения, которое является результатом инженерных предложений, лабораторных испытаний, создания конструкторской документации, изготовления опытных образцов и технологической подготовки производства. Реальный эффект от нововведения проявляется лишь в результате его распространения, диффузии и коммерциализации в условиях рынка. Обобщенная схема жизненного цикла инноваций представлена на рис. 2.8.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.