На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
    Санкт-Петербург был задуман Петром I как новая столица усиливающего свои позиции государства, во всем противопоставлял ее древней, патриархальной Москве. Ф.М. Достоевский назвал его "самым умышленным"1 городом в мире. А.И. Герцен писал: "Петербург тем и отличается от всех городов европейских, что он на все похож".2 Своеобразный и легко узнаваемый, Санкт-Петербург всегда вызывал и вызывает интерес у писателей, поэтов, художников. Город пережил многое: три революции, блокаду, сменил три названия: Петербург, Петроград, Ленинград и, наконец, вернул себе исконное имя - Санкт-Петербург. Менялись эпохи, названия; перестраивался быт горожан, соответственно, чередовались и разные направления архитектуры, которая всегда определяет лицо города.
 Один  из интереснейших отрезков жизни города - конец ХIХ-го - начало ХХ-го вв. Величие технического прогресса, расцвет и, одновременно, упадок искусств, первые кинематографы, аэропланы, трамваи, рост капиталистического города, сопровождающийся обнажением его внутренних противоречий - все это характеризовало Петербург рубежа веков. Столь же стремительным было и развитие архитектуры - в лидеры выходило новое направление: "стиль модерн", или Новое искусство, которое привлекает все более пристальное внимание современных исследователей.
 Актуальность  исследования состоит в том, что эпоха модерна дала уникальный пример органичного сочетания “всех возможных стилей предшествующих времен: воскресли готика, национальные традиции, барокко, рококо, классицизм”3. Именно тогда в архитектуре стали применяться  новые  материалы, такие как бетон, металл и стекло. Архитектура модерна стала предметом внимания архитектуроведческой науки лишь во второй половине XX столетия. И в данное время интерес этот лишь усиливается. “Уникальность модерна связана с его принципом формообразования "изнутри - наружу"”4.
 На  мой взгляд, актуальность такого стиля, как модерн, сегодня заключается  в том, что реальные формообразующие  принципы модерна оказались весьма близкими тенденциям сегодняшнего дня.
 Объект  и предмет исследования  - архитектура эпохи Модерн в Санкт-Петербурге (то что существует объективно, вне зависимости от нас).
 Предмет исследования - особенности конструктивно-образных структур зданий Санкт - Петербурга эпохи модерна, формирующих специфическую систему их внутренних и внешних (ансамблевых) связей.
 Цель  и задачи исследования. Цель нашего исследования – выявление основных принципов создания художественно-конструктивного облика зданий эпохи модерна в столице Российской империи - Санкт-Петербурге. Для ее достижения нам необходимо решить ряд задач:
 - проанализировать  литературные источники, посвященные исследованию петербургского модерна;
 - провести сравнительно-историческое исследование памятников архитектуры Санкт-Петербурга  этого периода;
 - на основе структурно-композиционного анализа памятников архитектуры выявить особенности Санкт-Петербуржского модерна;
 Методика  исследования основана на традиционных для искусствознания – сравнительно-историческом, конструктивном и композиционно- стилистическом анализе памятников.
 История вопроса. Исследованием зданий и сооружений занимались и занимаются многие исследователи. Проанализировав использованную литературу, легко заметить множество позиций по этому вопросу: по словам  Ван де Велде, модерн “это искусство, рожденное с убеждением в том, что оно в самом себе несет зародыш конца”5, а например архитектор X. П. Берлаге в начале XX в. о модерне писал так – “Весь процесс исторического развития говорит о том, что будущее общество станет совершенно отличным от нашего. Кстати, на это указывают со всей определенностью назревающие симптомы. И эти выводы я отношу прежде всего к искусству. Искусство станет указателем перехода к этому новому обществу. В наше время появляется такое недовольство общественным устройством общества, современным образом жизни, что повсеместно делаются попытки добиться улучшения”6.
 “Модерн остался в истории искусств серией уникальных образцов, имеющих, как правило, парадоксальный характер. “...Новое  искусство с самого начала было претенциозным и самовлюбленным. Оно неминуемо вело к разного рода преувеличениям, несообразностям и экстравагантности, которые спустя более 30 лет вызывают представление о карнавале, о разгуле индивидуализма”,— писал X. К. Ван де Велде.”7
 Также на основе анализа литературы будут выполнены задачи, поставленные в исследовательской работе. Опираясь на общие сведения, будут выявлены основные принципы создания художественно-конструктивного облика зданий Санкт-Петербурга в эпоху модерна.
 Научная новизна исследования заключается в попытке рассмотрения модерна и его особенностей в отношении Санкт-Петербурга.
 Практическая  ценность работы состоит в том, что ее результаты можно использовать при составлении спецкурсов по Мировой художественной культуре в школе, а также могут стать базой для дальнейшего исследования архитектуры этого периода.
 Структура работы. Исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения, где обобщены все выводы, полученные в ходе изучения Санкт-Петербургского модерна. Завершают работу Список использованной литературы, Список иллюстраций и Альбом иллюстраций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава I. Архитектура модерна
   Важнейшей задачей архитекторы начала века считали создание единой эстетически полноценной и выразительной среды с помощью новых строительных, конструкционных и отделочных материалов и изделий, новых приемов синтеза искусств.
   Вопреки лозунгам, отрицающим прошлое и призывам к тотальному обновлению, модерн не смог расстаться с историческим наследием. Он отказался лишь от его догм, канонов и нормативности. Закономерным было и то, что модерн не стремился к созданию единого стиля, как системы единообразных художественных форм.
  Архитекторы  модерна уделяли огромное внимание декору. Одна из его разновидностей была связана с конструкцией, другая — с линейным орнаментом и живописью. Декоративные элементы расширяли коммуникационные свойства архитектурного языка, обогащали его дополнительными значениями. Сторонники нового направления в архитектуре стремились к всеобщему обновлению и эстетическому преображению среды, к поиску нетрадиционных конструкций и средств выразительности, к органической целостности сооружений, то есть к внутреннему единству функций и образа. Поиски новизны переплетались с романтической стилизацией разных традиций и стилей средневекового зодчества.
 Необходимость сооружений нового типа (спортзалов, бассейнов, музеев, кинотеатров) рождала новые  объемно-планировочные решения, произошло  решительное преобразование облика городской застройки. Многие дома конца XVIII - начала XIX в. спустя сто лет оделись в новые одежды, за которыми, однако, можно нередко увидеть прежнюю структуру фасадов. Изменился и сам, воспетый когда-то классиками Невский проспект.
 Конечно же самое ценное для нас сегодня - динамичность, подвижность, живая  пластика лучших зданий модерна - они не являются чем-то незыблемым, чему можно дать четкую, на все времена оценку, они побуждают мыслить, спорить, сопоставлять - словом, они не оставляют равнодушным.
 Доходный  дом, особняк, общественное здание времени  модерна индивидуальны, в них ясно отражается личность строителя - как в общем облике, так и в деталях отделки, в особенностях планировочного решения, даже в рисунке балкон ной решетки или дверной ручки. Стремление к синтетическому, более образному искусству приводит к формированию типа художника-универсала. Мастера модерна отвергали не только эклектику второй половины XIX в., но и любую украшательскую архитектуру, не исключая Ренессанса, хотя на практике не могли, конечно, полностью отказаться от исторического наследия. К тому же нельзя забывать о мощном воздействии классического Петербурга, его неувядаемого обаяния, которое нередко оказывалось сильнее новых требований.
 Зодчие  модерна ратовали за экономичность, гигиеничность, целесообразность сооружений. Они выступали против строгой симметрии, жестких геометрических схем, стремились к эстетическому освоению как традиционных, так и новых материалов (железобетона, гранита, металла, облицовочного кирпича, стекла), пытались преодолеть противоречия между художественным и утилитарным. “Одной из сильных сторон архитектуры этого времени были разнообразнейшие и чрезвычайно интересные функционально обоснованные планировочные решения, в свою очередь влиявшие на формирование внешнего облика зданий. Еще точнее было бы сказать, что проектирование "изнутри" (то есть от плана здания) стало важнейшим принципом проектирования в отличие от позднего классицизма и эклектики, где буквально на каждом шагу рациональные новаторские планировочные решения соседствуют с анахроничными украшательскими тенденциями в решении фасадов”8. Эти вполне понятные и естественные противоречия успешнее всего устранялись в промышленной архитектуре, где был достигнут настоящий синтез искусства, науки и техники. Ведь не случайно именно в промышленном зодчестве, в грандиозных комплексах Васильевского острова, Выборгской стороны были достигнуты наиболее впечатляющие результаты. А.Г. Раскин подчеркивает, что здесь активно трудились лучшие зодчие, инженеры, строители, работавшие в согласии друг с другом.9  

 По  мнению В.Г. Исаченко Николай Васильевич Васильев – один из наиболее ярких русских зодчих10. Мастер "северного модерна" - стиля, распространенного в Северной Европе. Отсюда и его иные названия: скандинавский, или финляндский, модерн. Появлению этого стиля в России способствовали культурные и экономические связи с Европой, усилившиеся в начале века одновременно с возросшим интересом к русскому народному искусству, фольклору, зодчеству русского Севера.
 Архитектор  Васильев родился 26 ноября (8 декабря) 1875 г. в селе Погорелки Угличского уезда Ярославской губернии - края, всегда дававшего стране искусных зодчих, строителей, отделочников и иных умельцев. Конкурсные проекты Васильева 1900-1910-х гг. отличаются необыкновенным разнообразием композиционных решений. Архитектор никогда не повторял в своих произведениях ранее найденного, всегда стремясь к новизне и свежести образа. В то же время его почерк легко узнается. Он разрабатывал целые системы пластических и декоративных элементов - основного средства создания художественного образа здания. В этом актуальность творчества Васильева, так как поиски более выразительных пластических решений стали предметом особой заботы и современных архитекторов тоже”11.
 Работы  Васильева ярко характеризуют свое время, они столь же своеобразны, как и произведения М. В. Добужинского, А. Н. Бенуа, Н. Е. Лансере, А. П. Остроумовой-Лебедевой и других мастеров модерна. Много говоря о рационализме, присущем ряду зодчих начала века, мы часто забываем о том, что одного рационализма явно недостаточно для создания жилого или общественного здания как произведения искусства. Именно образное мышление отличало Васильева от большинства его современников. Многочисленные проекты Васильева отличались обостренным ощущением формы, ярко выраженой экспрессией. В проектах жилых комплексов он группировал помещения вокруг систем дворов, свободно переходящих друг в друга и связанных с улицей. Важно отметить, что Васильев наряду со своими немногими единомышленниками стремился заставить горожанина не пассивно созерцать здание, а творчески воспринимать и переживать созданное архитектором. Некоторые здания той поры настолько индивидуальны по своему облику, в их характеристике так велика роль линий, плоскостей, объемов, различных, иногда неожиданных ракурсов, что уложить их в жесткие рамки стилевых направлений почти не представляется возможным. Это в особенности относится к работам Васильева.
   В 1905 г. Н.В. Васильев построил ныне ставший хрестоматийным образцом модерна – особняк Савицкого в Царском Селе (г. Пушкин, Московская ул., 15, ныне поликлиника). Здесь он - настоящий поэт камня, виртуозно использующий почти все его возможности. Здесь живописная, богатая оттенками кладка из мощных гранитных блоков первого этажа удачно дополнена гранитными подоконными досками, она сопоставляется с облицовкой из светлого кирпича верхних этажей. Н.В. Васильев искусно вводит в отделку светлой плоскости стены большие по площади керамические вставки. Рука художника-живописца ощущается в цветовых и тональных сочетаниях поверхностей, выложенных различными материалами.12
 Сравнивая гатчинскую постройку с царско-сельской, легко обнаружить принцип единства пластического и декоративного  решения, вполне уместный в небольших  зданиях и нисколько не связывающий  художника. Этот принцип характерен именно для петербургского зодчества. В 1906 г. Васильев принял участие в проектировании дома для своего соратника и друга А. Ф. Бубыря на Стремянной улице, 11 (Ил.1). “Работа над проектом дома Бубыря необычайно увлекла импульсивного мастера, который, работая бок о бок с талантливым единомышленником и другом, вкладывал в работу много страсти, фантазии, стремясь к необычности, романтичности образа”13. Главный фасад, с его чрезвычайно выразительной динамичной композицией, спроектированный Васильевым, отличает поистине виртуозное владение всеми приемами современной фактурной обработки стен. Здесь с большим искусством подобраны сочетания естественных и искусственных отделочных материалов, каждый из которых выигрывает от соседства с другим. Первый этаж облицован финляндским гранитом, в основном грубо обработанным, а кое-где гладко тесаным, со скульптурой. Плоскость стены верхних этажей покрыта фактурной штукатуркой и отделочным кирпичом. В обработку стены достаточно деликатно, с чувством меры введены образы северной флоры и фауны, как главные внешние приметы "северного модерна", невысокие рельефы и круглые опорные столбы являются одновременно и произведениями скульптуры, и элементами отделки, что также было новым словом в отделке фасадов. Арка ворот обработана крупными грубосколотыми блоками красного финляндского гранита, во втором этаже применен финляндский горшечный камень - гладкотесаный и со скульптурой. В пятом и частично в третьем и четвертом этажах - фактурная штукатурка, в остальных местах - облицовка отделочным кирпичом.
 Фасад производит сильное впечатление мощью романтического образа, плотностью и замечательной согласованностью всех его частей. Формы здания оригинальны, свободны от мелочного декора. Контрастные сочетания фактур, цветотональных плоскостей, форм, разнообразие проемов и их сочетания с простенками - все это превращает фасад в полном смысле слова в ожившую северную поэму. Н.В. Васильев принял активное участие в сооружении, под общим руководством Э. Ф. Вирриха, крупнейшего торгового здания Петербурга - универмага Гвардейского экономического общества на Большой Конюшенной улице, 21 – 23( Ил.2).
 Еще один интересный памятник яркого представителя петербургского модерна – самая северная мечеть в мире(Ил.3). Это сооружение романтического облика, с крупными обобщенными формами, гранитной облицовкой в характере "северного модерна", отличается органическим сплавом северных черт с восточными элементами. Чрезвычайно велика роль цвета: изразцы, покрывающие купол и стройные минареты, майоликовые порталы придают суровому монументальному зданию оттенок праздничности образа. Н.В. Васильев, в этом произведении, творчески переосмыслил архитектурные образы Востока. 3 февраля 1910 г. состоялся торжественный акт закладки мечети, основной объем возвели в том же году. Первое богослужение состоялось в феврале 1913 г. (оно было приурочено к 300-летию дома Романовых), но отделочные работы продолжались до апреля 1920г.14 Одновременно с мечетью, в 1912-1913 гг. по проекту Н.В. Васильева было построено двухэтажное здание торговых рядов - "Нового пассажа" (Литейный пр., 57)(Ил.4). Его появление стало событием в архитектурной жизни, заметным явлением в петербургской, да и всей русской архитектуре 1910-х гг.
 Над этим проектом вместе с Н.В. Васильевым работал еще один выдающийся архитектор модерна – А.Ф. Бубырь. Протяженность “Нового пассажа” ориентирована на улицу огромными прямоугольными окнами, слившимися в почти сплошные витрины, которые и определили характерную для широко примененных здесь железобетонных конструкций ленточную структуру фасада. Главными элементами в композиции фасада стали два мощных, симметрично расположенных по краям портала, за которыми раскрываются вестибюли. Организующая роль порталов в композиции подчеркнута их контрастным противопоставлением низкому протяженному корпусу. Такое построение композиции стало часто встречаться в последние десятилетия. Но, увы, оказалось утраченным поэтическое ощущение материала, свойственное Васильеву.
 Большие порталы здания расчленены глубоко западающими арочными нишами, дающими игру света и тени, сильный пластический акцент. Громадные входные арки определили самую крупную масштабную меру здания. В сопоставлении с прозрачной гладью стекла особенно выразительны шероховатая фактура камня и охристая штукатурка стен. В заглубленных нишах сочным живописным пятном смотрится декор порталов, передающий ощущение местного северного колорита орнаментом в виде стилизованных завитков мха, а также суровостью облицовочного материала - карельского гранита.
 В 1912 - 1917 гг. Васильев участвовал в сооружении крупнейшего жилого комплекса - "Бассейного кооператива" (ул. Некрасова, 58 - 60, - Греческий пр., 10 - 12), возведенного с целью борьбы с жилищной нуждой(Ил.5). Н.В. Васильеву принадлежит основное художественное решение ансамбля. Сохранилось ценное и авторитетное свидетельство военного инженера В. П. Апышкова: "Встречаются и прекрасные работы архитектора Н. В. Васильева, чрезвычайно самобытного и талантливого. Из его работ отметим магазинный дом на Васильевском пр., 54 (ныне Литейный пр., 57. - В. И.), и жилой дом на углу Бассейной и Греческого пр."15. Это сказано уже в 1920-х гг., когда первый теоретик модерна Апышков весьма критически относился к этому стилю, справедливо полагая, что многие мастера усвоили лишь его внешние черты, а затем легко отказались от "грехов молодости".
 Н.В. Васильев внес огромный вклад в архитектуру  Санкт-Петербургжского модерна. Его работы, всегда непохожие друг на друга, отличаются ярко выраженной экспрессией. Актуальность работ Васильева заключается в том, что он разрабатывал целые системы пластических и декоративных элементов к чуму так часто стремятся современные архитекторы.
 Один из ведущих мастеров петербургского модерна – Федор Иванович Лидваль(1870—1945), архитектор-художник и строитель - происходил из шведско-датской семьи. Он родился в 1870 г., учился в Училище технического рисования барона Штиглица, затем в Академии художеств - в мастерской Л. Н. Бенуа. За двадцать лет непрерывной творческой деятельности Лидваль построил в Петербурге несколько десятков зданий, оставивших заметный след в архитектурном облике города. Воспитанный на традиционной эклектике, он быстро выдвинулся в первый ряд приверженцев нового стиля модерн. В его творчестве обычно выделяют два периода: 1897 - 1907 и 1907 - 1918 гг. На первом этапе зодчий ярко проявил себя мастером "северного модерна", его поиски в эти годы близки устремлениям скандинавских и финских зодчих. В то же время постройки Лидваля не противоречили исторически сложившемуся облику города: архитектор проявлял характерный для него художественный такт, сочетая приемы классической школы с новыми мотивами и формами.
 В эту  пору его главная тема - доходный дом, основной тип зданий капиталистического Петербурга. Лидваль, как и его  коллеги, стремился к созданию запоминающегося  образа, в то же время размещая в домах возможно большее количество квартир для различных слоев населения.
 Первым, самым крупным, программным произведением Лидваля стал доходный дом его матери, И. Б. Лидваль (Каменноостровский пр., 1-3,- М. Посадская ул., 5; 1899-1904)16(Ил.6.). Дом с парадным двором-курдонером открывает застройку этой главной магистрали Петербургской стороны, значение которой возросло после сооружения Троицкого моста. Дом Лидваля - пример комплексного градостроительного и художественного решения большого участка трапециевидной конфигурации. Боковые разновысотные корпуса выходят на "красную линию" проспекта. Центральный корпус находится в глубине двора. По словам Е.А.Борисовой и Г.Ю. Стернина этот новый прием композиции с большим парадным двором, раскрытым на улицу, сменившим типичные для петербургских доходных домов XIX века «дворы-колодцы», здесь был применен впервые17. Живописность и поэтичность облика дома достигнуты применением разнообразных средств - изысканностью цветовой гаммы, разными очертаниями, размерами и группировкой проемов, разнообразием эркеров, фронтонов, балконов, террас и других декоративно-пластических элементов, плавными переходами форм. Разнообразные порталы входов дополнены рельефными изображениями мотивов северной флоры и фауны, характерных для "северного модерна". При всем богатстве мотивов все они подчинены большой форме и не нарушают цельности облика дома.
 Асимметричная композиция фасадов - не прихоть автора, она вытекает из планировочного решения, основанного на индивидуальном характере  разных помещений. Трехгранный стеклянный эркер в центре зажат между лопатками большей высоты, прочерченными вертикальными тягами. Металлические балки и другие части его конструкции художественно о6работаны. Цоколь дома по всему периметру сложен из гладко обработанных плит красного гранита. Облицовка нижнего этажа и архитектурные детали выполнены из талько-хлорита (талько-хлоритовового сланца) или, как его еще называют, "горшечный камень», впервые в Петербурге примененного Лидвалем18
 От  Каменноостровского проспекта здание отделяет красивая кованая решетка, установленная на столбах красного финского гранита, и возобновленная летом 1995 года. В решетке устроено двое ворот с гранитными пилонами - фонарями. Дом проектировался как единый организм, где форма соответствует содержанию Новые тенденции проступают не только в планировке здания, но и в характерных для архитектора приемах декоративного убранства. В оформлении фасадов корпусов зодчий широко использовал декоративные мотивы модерна;
 Привлекает  внимание оформление над центральным порталом. В центре рельефного украшения - картуш с датой окончания главной части комплекса "1902". Справа от даты изображена сосновая ветка с шишками. Рядом лесная птица, похожая на сороку, норовящая клюнуть сидящего рядом зайца. За ним еще один заяц, выбегающий из чащи. Слева от даты - голова рыси с раскрытой пастью. Рядом, на сучке, сидит сова с раскрытыми крыльями. Горельефный филин с распростертыми крыльями, для которых специально расширен верх среднего щипца, расположился под самой крышей”19. На втором этаже по обе стороны корпуса расположены балконы. На решетках которых «сидят» большие кованые пауки. Справа и слева от них, словно поддерживая паутину, «цветут» металлические подсолнухи. Созданные фантазией зодчего ограждения замечательны в двух отношениях: филигранно выполненная кузнечная работа делает их произведением искусства, а выбранный им сюжет несет в себе многозначный образ: паук – символ рукоделия, ремесла, ткачества и еще шире – судьбы.
 Над парадной левого корпуса – изображения  фантастических большеголовых рыб, напоминающих дельфинов, с глазами навыкате и с раскрытыми ртами. На выступающей части флигеля высечена юркая ящерица, выше – голова рыси. Под листом папоротника растут мухоморы и сморчки. Рядом тюльпаны, лесные ягоды. Все это органично вплавлено в разнофактурные поверхности стен. Эти звери и птицы – дань увлечения модной в то время северной архитектурой. А фантастические рыбы и львиные маски? Такое смешение северных и южных, ночных и дневных, реально существующих и вымышленных птиц и зверей в оформлении здания – одна из черт модерна20.
 Первая  крупная постройка Лидваля сразу  же сделала его известным, этот дом  явился ярким примером форм "северного  модерна", продемонстрированных со щедрой изобретательностью. Здесь очень активно использованы художественные и технические возможности отделочных материалов - цементной штукатурки, тесаного и грубоколотого камня, Ф.И. Лидваль смело экспериментирует с их сочетаниями. Лидваль выступил здесь тонким знатоком традиционных и новых строительных и отделочных материалов, открыл в них новые возможности.
 Еще одно особенно красочное и выразительное  здание было построено Лидвалем на Каменноостровском проспекте, 61 (1906 – 1907)(Ил.7), - на углу Вологодской (ныне Чапыгина) улицы. Виртуозно разработанная планировка, в которой ясно выражено стремление автора к функциональному зонированию помещений, соответствует пластическому и декоративному решению фасадов. Повышенный угловой объем со сложной кровлей подчеркивает важное местоположение дома. Лаконичность форм сочетается с живописностью композиции, свободной лепкой и сочной пластикой, достигнутыми искусным применением светлой штукатурки и глазурованной плитки.
 В этом доме особенно привлекательна партерная часть - небольшая терраса со спуском в палисадник, отделенный от улицы оградой. Лаконичность форм ризалита, эркеров и балконов, разнообразнейшие окна на гладких стенах, парадные (почти барочные) входы - все рождает множество впечатлений и ассоциаций, перекличку с памятниками города, гармонию с пейзажной средой (рядом - просторы М. Невки, парки). Этому зданию присуща уравновешенность, ясность, мажорность. В 1908-1910 гг. в лидвалевском, если так можно назвать, стиле был построен один из самых интересных в градостроительном отношении домов – в совершенно иной ландшафтной среде. Это дом на Приморском проспекте, 14, необычайно эффектно возвышающийся на невысоком берегу Невки, напротив павильона Росси.
 Активно работая на Петербургской стороне, Лидваль не менее ярко проявил себя и в застройке центра города. На Большой и Малой Конюшенных улицах он возвел одновременно в 1904-1905 гг. два здания, каждое из которых является программным в его творчестве и этапным в развитии петербургского модерна. Дом Шведской церкви (М. Конюшенная ул., 3)(Ил.8) отчетливо демонстрирует стремление автора сочетать мотивы модерна с классическим приемом общей композиции. Это демонстрируют, легко выступающие ризалиты на обоих флангах, эркеры в центре, объединенные с балконами и завершенные куполами,- выразительные пластические акценты. Особое очарование фасаду здания придает тонкая палитра отделочных материалов - светлой глазурованной плитки, гранита разных фактур, штукатурки - в сочетании с тонко нарисованными рельефами. Градостроительная культура зодчего проявилась в тактичной вписанности дома в сложившуюся застройку, в то же время здание своей насыщенной пластикой, характерностью деталей выделяется в протяженном жилом массиве. В дворовой части разместился ставший очень популярным концертный зал, который любил В. Маяковский.
 Примером "северного модерна" является дом № 19 на Большой Конюшенной улице(Ил.9). Еще не было дома Гвардейского экономического общества, и здание Ф.И. Лидваля горделиво возвышалось в пространстве, да и сегодня оно является важным акцентом. Особой выразительности автор достиг в пластической и декоративной обработке угловой части - мощный полукруглый эркер на стыке фасадов завершен башней с двухъярусным куполом шлемовидной формы. Разные, нигде не повторяющиеся элементы, по-разному сгруппированные проемы различных очертаний и размеров, изысканные орнаменты и, прежде всего, виртуозное применение отделочных материалов - гранита, штукатурки, отделочного кирпича - все это служит созданию образа подлинно петербургского дома. Приемы сочетаний разных материалов, перетекание форм и плоскостей настолько разнообразны и интересны, что невольно заставляют "читать" фасады как занимательный рассказ, в то же время ощущая целостность большой формы. Лидваль - художник и строитель - полно выразил себя здесь.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.