На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Факторы, влияющие на степень уверенности в себе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Оглавление. 

Введение.                                                                                                             2 

Глава 1.
Понятие уверенности  в себе.                                                               3
Факторы, влияющие на степень уверенности  в себе.       11
Способы повышения  уверенности в себе.         16 

Глава 2.
Исследование  факторов, влияющих на степень уверенности  в себе.    18 

Заключение.                      25 

Список  литературы.                                             26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

Степень уверенности в себе является одним  из факторов, определяющих жизнь современного человека. Необходимо иметь адекватную самооценку и вести себя уверено, чтобы добиться успеха в карьере, благополучно строить межличностные  отношения и просто быть здоровым (психически и физически). Тем не менее, изучая такое явление, как  уверенность в себе, я столкнулась  с его поверхностным и противоречивым толкованием в современной психологии. Факторы влияющие на него тоже чаще всего описываются туманно и бездоказательно. Поэтому, в рамках данной курсовой, я решила провести исследование на эту тему.
Цель  данного исследования:  осуществить  теоретический анализ настоящего состояния  проблемы изучения уверенности в  себе и определить факторы, влияющие на степень уверенности и самооценку личности. Для достижения этих целей  использованы такие методы как  анализ, осмысление психолого-педагогической литературы по указанной проблеме, тестирование, анкетирование, анализ опросников.
Предметом данной курсовой являются факторы влияющие на степень уверенности в себе, объектом – выборка из  44 респондентов с различной степенью уверенности в себе.
В теоретической  части данной курсовой будут рассматриваться  взгляды на феномен уверенности  в себе таких авторов как А. Сальтер, А. Лазарус, Д. Вольпе, В.И. Селиванова, В.К. Калина, А. Ланж, П. Якубовски, Р. и  Р. Ульрих, К. Рудестам, В. Вендландт, Х.-В. Херферт, Р. Зигмунд, У. Джемс, Р. Бернс, И.Л. Зиновьева и другие.
В практической части приведены данные проведенного мной анкетирования, их анализ и некоторые  выводы о возможных факторах влияния на рассматриваемое явление. 
 

Глава 1.
Понятие уверенности в себе. 

В настоящее  время не существует общепринятого  определения  уверенности в себе. Большинство зарубежных словарей ограничивается описанием различных подходов. Сами исследователи тщательно избегают четкого формулирования понятия  уверенности в себе.
Уверенность относилась различными психологами к определенному теоретическому конструкту из арсенала психологии и трактовалась как:
- установка (Я.С. Прангшвили, 1958)
- интеллектуальное  состояние (М.Н. Володарская, 1977)
- уровень  напряжения (Н.И. Наенко, 1976)
- значимое  переживание (М.А. Котик, 1974)
- интеллектуальная  эмоция (И.А. Васильев, 1980)
- релевантное «Я» когнитивное образование, а также релевантное «Я» эмоциональное переживание (Я. Хантика, 1980). [9]
Но, несмотря на многообразие подходов к этому  феномену, выделяют два основных положения  в понимании этого конструкта, сложившиеся как в российской, так и в зарубежной психологии, и соответственно два ведущих  направления исследований: уверенность  в правильности своих суждений и  уверенность в себе. [9]
Одним из самых часто используемых определений является определение Рюдигера и Риты Ульрих, включающее основные поведенческие, эмоциональные и когнитивные характеристики уверенного в себе человека. Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность  разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки). [1]
В. Ромек  предлагает следующее определение  уверенности в себе: «… - это свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей» [2]
И.Л. Зиновьева  предполагает, что все явления, связанные  с уверенностью следует рассматривать  как  целостный симптокомплекс, представляющий собой поведенческое описание некоторого гипотетического единого механизма, который обладает стабильностью. Таким  образом, уверенность выступает  как отражение интегративности, иерархизации, бесконфликтности и степени  дифференциации некоторой смысловой  структуры. В зависимости от содержания и уровня обобщенности этой структуры в поведении уверенность принимает разные формы. [10]
И.В. Вайнер обнаружил взаимосвязь между  ситуативной  и личностной уверенностью. По его мнению, они являются формами  субъективной уверенности. При попадании  в конкретную ситуацию формирование субъективной уверенности происходит, с одной стороны, благодаря опыту, уже имеющемуся у человека, с другой – благодаря системе отношений, сложившихся в данной ситуации. Этот опыт и отношения И.В. Вайнер условно  назвал субъективным фоном. Согласно его  мнению, возможны сочетания высокой  личностной уверенности, как с высокой, так и с низкой ситуативной  уверенностью, причем для достижения высокой эффективности оптимальным  является соотношение высокой личностной и низкой ситуативной уверенности.[6]
Е.А. Серебрякова  рассматривает уверенность в  себе как специфическую самооценку, измеряемую по трем показателям:
- величине,
- степени  устойчивости,
- степени  адекватности.
С этой точки зрения уверенность выступает  как высокая стабильная самооценка, относящаяся одновременно к  операционно-технической  и ценностной стороне собственного «Я».
«Характеристики самооценки сохраняют величину и  устойчивость и когда речь идет об уровне притязаний, личностном стандарте  достижения и формирующегося на их основе прогноза о достижимости результата, превращаясь таким образом в  установку на себя». [10]
Проблема  уверенности  в себе затрагивалась  также при исследовании «Я» - концепции. Выделяют три аспекта «Я» - концепции, связанные с уверенностью:
- Самосоответствие  – это соответствие способностей  и качеств субъекта его мотивам  и целям (по В.В. Столину), а  также соответствие или небольшое  расхождение «Я» - идеального  и «Я» - реального (по К. Роджерсу).
- Внутренняя  согласованность и интегрированность   составляющих «Я» - концепции,  ощущение непрерывной самоидентичности  и единства собственного «Я».
- Оценка  уровня своих возможностей по  сравнению с другими людьми  и трудностью принимаемых и  вырабатываемых целей.
Отсюда  следует, что  только весьма специфическая  и достаточно определенная  «Я»-концепция  способна генерировать уверенность  в себе. Когда концепция о себе построена на четкой иерархии, высоко интегрирована, в ней не обнаруживается конфликтов и она не находится в противоречии с общей ценностной системой, то возникает уверенность, выступающая как качество целостной личности. [10]
Представители бихевиорального направления различают  три класса проявлений уверенности  в себе: 
- выражение  положительных  чувств,
- проявление  негативных эмоций,
- умение  отказывать в просьбе.[7]
А. Лазарус, описывая феномен уверенности в  себе, выделил четыре фактора:
- способность  сказать «Нет»,
- способность  призвать на помощь и обратиться  с просьбой,
- способность  выражать негативные и позитивные  эмоции,
- умение  инициировать общение. [10] 

А. Сальтер. Теория эксцитаторной  личности.
Эксцитаторность - от лат. excito – возбуждать.
В 40-е  годы XX-го века психолог и психотерапевт  Андре Сальтер начал работать с заторможенными и затрудненными  в контактах клиентами. Сальтер  попытался применить русскую  физиологию к объяснению нарушений  поведения. В качестве базы для своих  рассуждений Сальтер выбрал теорию И.П. Павлова, а именно его представления о балансе процессов возбуждения и торможения в нервной системе и схему формирования условного рефлекса.
Сальтер стремился к тому, чтобы найти  физиологические, органические причины  заторможенности и скованности, дать физиологическое объяснение возникновению  неуверенности. В качестве теоретической  основы Сальтер заимствовал у  Павлова систему понятий "возбуждение-торможение" и в коррекции баланса этих двух физиологических процессов  видел ключ к решению психологических  проблемы.
Не углубляясь в теоретические рассуждения, Сальтер  предположил, что причиной нарушений  поведения может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, и это выражается в  заторможенности личности. Заторможенная  личность оказывается неспособной  к спонтанному проявлению своих  чувств, желаний и потребностей, ограничивая, тем самым, собственные  возможности самореализации, и испытывает значительные затруднения в общении  с другими людьми.
Хороший нервный баланс имеет так называемая "эксцитаторная" (от латинского "эксцитате" - возбуждение) личность, открытая в  отношении выражения своих чувств, спонтанная и способная к импровизации.
Хотя  в характеристиках эксцитаторной  личности по Сальтеру очень многие исследователи обнаруживают существенные противоречия и внутреннюю теоретическую несогласованность, в качестве момента истории характеристики Сальтера представляют несомненный интерес.
Обобщая свой терапевтический и практический опыт, Сальтер выделил шесть характеристик  здоровой, уверенной в себе личности.
Это:
    " эмоциональность речи (feeling talk): открытое, спонтанное и подлинное выражение в речи всех испытываемых чувств;
    " экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи (facial talk): ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением;
    " умение противостоять и атаковать (contradict and attack) как прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;
    " использование местоимения "Я" (deliberate use of the word "I") как выражение того факта, что за человек стоит за словами, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками;
    " принятие похвалы (express agreement, when you are praised) как отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств;
    " импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот (Salter, 1949).
Некоторые пункты этого перечня (открытое выражение  чувств, использование местоимения "Я") стали впоследствии общим  местом множества тренинговых программ, основанием для классических приемов  терапии поведения.[11]
Мануэль Дж. Смит в своей книге «Тренинг уверенности в себе» отождествляет уверенность в себе с ассертивностью.
Ассертивность — термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert — настаивать на своем, отстаивать свои права.
«Ассертивный  (assertive, англ ) — настойчивый, умеющий настоять на своем». [3]
Американские  психологи разработали модель так называемого ассертивного (самоутверждающего) поведения. С психологической точки зрения, ассертивное поведение — это поведение цельного человека. Ниже приведены так называемые ассертивные права, которыми безусловно обладает каждый из нас, а также манипулятивные предубеждения, которые блокируют эти права.
1. Я  имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия.
Манипулятивное  предубеждение: Я не должен бесцеремонно и независимо от других оценивать себя и своё поведение. В действительности оценивать и обсуждать мою личность во всех случаях должен не я, а кто-то более умудрённый и авторитетный.
2. Я  имею право не извиняться и  не объяснять своё поведение.
Манипулятивное предубеждение: Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми, желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все, что я делаю, извинялся перед ними за свои поступки.
3. Я  имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей.
Манипулятивное  предубеждение: У меня больше обязательств по отношению к некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим собственным достоинством и приспособиться.
4. Я  имею право изменить своё мнение.
Манипулятивное  предубеждение: В случае, если я уже высказал какую-то точку зрения, не надо ее никогда менять. Я бы должен был извиниться или признать, что ошибался. Это бы означало, что я не компетентен и не способен решать.
5. Я  имею право ошибаться и отвечать  за свои ошибки.
Манипулятивное  предубеждение: Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошибку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали.
6. Я  имею право сказать: «я не  знаю».
Манипулятивное  предубеждение: Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос.
7. Я  имею право быть независимым  от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне.
Манипулятивное  предубеждение: Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь.
8. Я  имею право принимать нелогичные  решения.
Манипулятивное  предубеждение: Желательно, чтобы я соблюдал логику, разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. Разумно лишь то, что логично.
9. Я  имею право сказать: «я тебя  не понимаю».
Манипулятивное  предубеждение: Я должен быть внимателен и чувствителен по отношению к потребностям окружающих, я должен «читать их мысли». В случае, если я это делать не буду, я безжалостный невежда и никто меня не будет любить.
10. Я  имею право сказать: «меня это  не интересует».
Манипулятивное  предубеждение: Я должен стараться внимательно и эмоционально относиться ко всему, что случается в мире. Наверное, мне это не удастся, но я должен стараться этого достичь изо всех сил. В противном случае, я черствый, безразличный.
Критика прав ассертивности заключается  в указании на неправомерность описания прав личности некоторым количеством  тезисов, невозможность существования  человека без учета им общественного  мнения. В теории социальной психологии показывается способ вызова эмоциональной зависимости от гуру путем профанации философского (лично-мировоззренческого) вопроса прав и обязанностей вкупе с мотивацией к отказу от личных рассуждений. [3] 
 
 

Факторы, влияющие на степень  уверенности в  себе. 

Факторы, влияющие на степень уверенности  в себе также различаются в  концепциях различных авторов.
Так, например, ссылаясь на теорию И.П. Павлова, Сальтер  предположил, что причиной неуверенности  в себе может быть преобладание процессов  торможения над процессами возбуждения  в организме, приводящее к формированию «тормозной» личности, неспособной  к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми.  По мнению Сальтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса.[11]
Бихевиористы  пришли к выводу, что отсутствие или недостаточная развитость таких  способностей, как способность выражать положительные  чувства,  проявлять  негативные эмоции и  отказывать в  просьбе, приводит к снижению уверенности  в себе. Поэтому уменьшить или  снять барьеры, мешающие человеку быть уверенным в себе, можно с помощью  обучения его навыкам уверенного поведения, а также проведя простой  тренинг уверенности. [7]
Но, по мнению В.Г. Ромека, предположение о  том, что причиной неуверенности  является отсутствие необходимых навыков  уверенного поведения, не подтверждается. Так как многие неуверенные люди обладают необходимыми навыками уверенного поведения, но не используют их в силу каких-либо причин. В его представлении  уверенное поведение есть культурно  нормированный репертуар навыков, обеспечивающий самореализацию человека в социальной среде. Личный репертуар  уверенного поведения (представления  в обществе о том,  какими навыками должен обладать уверенный в себе человек), с другой – личным поведенческим  репертуаром и образуется их пересечением.
Были  получены некоторые данные о необходимых  условиях формирования уверенности. Например, установлено, что дефицит общения, однообразие и отсутствие социальных связей со стороны социальной среды приводят к значительным недостаткам уверенности («выученная беспомощность»). Уверенность в себе формируется при наличии разнообразной и адекватной обратной связи при преобладании позитивного подкрепления успешных попыток реализации личных целей индивида. Позитивные оценки (отношение к индивиду) других людей преобразуется в ходе социализации в привычные позитивные самооценки своих навыков и способностей. [2]
Е.А. Серебрякова, проведя исследование, установила, что личный опыт играет доминирующую роль по сравнению с внешней оценкой  при формировании адекватного отношения  к себе. Высокая адекватная внешняя  оценка  оказывает чрезвычайно  сильное, но одностороннее воздействие  на самооценку. Е.А. Серебрякова также  выделяет уверенный личностей не на основе достигнутых результатов (что, по ее мнению, может произойти  и случайно), а по характеру применяемых  средств (соответствующих или нет  данной ситуации).[10]
З.В. Кузьмина также получила данные, что уверенность  в себе, прежде всего, опирается на оценку собственной деятельности, а  не на внешнюю оценку и предполагает отвержение критики.
Уильям  Джемс определил самооценку с  помощью оригинальной формулы:
САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ
 он, фактически, указал на два пути  повышения самооценки. В самом  деле, индивид может улучшить  представление о себе, либо, увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Каждый индивид волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих достижений. [3]
Мануэль Дж. Смит напротив возлагает всю  ответственность за степень уверенности  в себе личности на родителей и  близких, окружающих ее в детстве. «Как правило, с самого детства людей  учат вести себя в конфликте пассивно. «Не давай сдачи», «Выстой и стерпи», «Учись быть выше этого» — все эти модели, как нетрудно заметить, пассивные. Когда кто-то выводит нас из себя, мы редко выказываем это явно. Вместо этого мы стискиваем зубы и даем бессмысленное, в общем-то, обещание позднее отомстить».
«В раннем детстве мы ведем себя уверенно и  настойчиво. Первое независимое действие младенца — протест. Если происходит что-то, что ему не нравится, он тут же дает знать об этом посредством звукового отстаивания своих прав — при помощи плача, крика и воплей в любое время дня и ночи. Мы все в этом возрасте были очень упорны и сообщали о своем недовольстве до тех пор, пока его причина не устранялась.
Скоро, однако, младенец превращается в маленького ребенка, умеющего и ходить, и говорить, и понимать, что ему говорят его родители.
Контроль  над ним со стороны родителей  с физического меняется на психологический».
Родители  противятся настойчивости и уверенности  своих детей во-первых потому, что  воспринимают их за враждебность, а  во-вторых, потому что их родители воспитывали  точно также.[3] 

Самооценка  как часть Я-концепции.
Я-концепция, согласно энциклопедической литературе – это  устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия. В классической психологии принято различать реальное «Я»,  идеальное «Я», динамическое «Я» (то, каким индивид намерен стать).
Понятие «Я»-концепция возникло в 50-х годах  прошлого века в трудах психологов-гуманистов: КА.Маслоу и К.Роджерса. Ученые рассматривали  данное понятие как  аутоустановку, то есть установку личности в отношении самого себя. Данная установка имеет осознаваемые и неосознаваемые аспекты. «Я»-концепция связана со стремлением личности относить себя к определенной социальной группе (половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой) и проявляется в различных способах ее самореализации.[3]
Самооценка – один из структурных важнейших компонентов Я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
Основная  функция самооценки состоит в  том, чтобы регулировать поведение  и деятельность личности. Высшая форма  саморегулирования состоит в  творческом отношении к собственной  личности – стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.
Самооценка  – сложно е образование человеческой психики, она постоянно изменяется, совершенствуется. Источником оценочных  представлений человека о себе являются окружающие люди, социальные реакции  на появления его личности. Иными  словами, не только сам о себе выносит  суждение, а склонен оценивать  себя так. Как,  по его мнению. Его оценивают другие. На самооценку влияют достижения личности. Чем значительнее будут успехи личности. Тем выше будет ее самооценка.
Принято различать адекватную и неадекватную самооценку. Термин адекватность предполагает наличие в самооценке той или  иной степени самокритичности, понимания  резервов собственного развития.
Адекватная  самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя; объективную  оценку собственных способностей, свойств  и качеств. Если мнение человека совпадает  с тем, что он в действительности собой представляет, то это адекватная самооценка.
Неадекватная  самооценка характеризует личность, чье  представление о себе далеко от реального. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.
Завышенная  самооценка приводят к переоценке себя в ситуациях, которые не дают для  этого повода. Вместе с тем подобная амбициозность ставит перед человеком более сложные задачи и претензии к достижениям. В случае успеха закрепляется уверенность человека в своих силах, появляются силы для новых достижений. Но в случае неудач, могут возникнуть разочарования, тревожность, страхи, депрессия.
Заниженная  самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, неуверенности  в себе. Такой человек воспринимает свои достижения и успехи как случайные, временные, не зависящие от него самого. Любая неадекватная самооценка –  завышенная или заниженная – затрудняет жизнь человека. Для развития положительного самоотношения, устойчивой положительной  самооценки важно, чтобы ребенок  в детстве был окружен постоянной заботой и любовью независимо вне зависимости от того, каков  он.
Постоянное  проявление родительской безусловной  любви вызывает у ребенка ощущение собственной значимости и ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.
Психология  располагает экспериментальными  методами для выявления самооценки человека. Так, например, идеально и реальное «Я» по ряду эталонных качеств: успех, красота, ум и др. Полученные коэффициенты самооценки личности дают возможность экспериментатору судить о том, каков «Я-образ» человека, выраженный количественно.
«Выделение  описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию  как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений  установки подчеркиваются три главных  элемента:
    Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
    Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
    Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.