Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Раскол Русской православной церкви в XVII веке

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Оглавление: 

    Введение          3 стр. 

    Глава 1. Истоки возникновения раскола
    §1. Ситуация в государстве в 40-60-х г. XVII века  5 стр.
    §2. Русская православная церковь накануне раскола   7 стр. 

    Глава 2. Раскол Русской православной церкви в XVII веке.
    §1. Избрание Никона патриархом      9 стр.
    §2. Начало реформ         11 стр.
    §3. Патриарх Никон         13 стр.
    §4. Протопоп Аввакум         15 стр.
    §5. Дальнейшее расширение раскола      17 стр.
    §6. Борьба с расколом церкви       19 стр. 

    Глава 3. Движение старообрядцев.
    §1. Возникновение старообрядчества    22 стр.
    §2. Основные течения старообрядчества.    22 стр.
    §3. Движение старообрядчества от раскола до наших времен 23 стр. 

    Заключение          15 стр. 

    Библиография:         16 стр. 
 

 

    
    Введение. 

    Реформа патриарха Никона, которая спровоцировала раскол в Русской православной церкви в XVII веке, явилась важнейшим событием в истории православия на Руси. Реформа должна была уничтожить разночтение в богослужебных книгах и различия в церковных обрядах. Не было единодушия лишь в вопросе, что взять за основу реформы – переводы византийских богослужебных книг на старославянский язык, сделанные в 1453 году, или греческие тексты. По личному указанию Никона были сделаны новые переводы греческих текстов, при этом в них появились разночтения с древними славянскими переводами. Это послужило формальным основанием для раскола. Поиск истинных причин раскола православной церкви – цель данного исследования.
    Все нововведения, предложенные реформаторами во главе с Никоном, касались обрядовой стороны, а не существа православия. Однако у них сразу нашлись ярые противники. На лозунг главного из них - протопопа Аввакума: «Как жили наши отцы и деды, так и мы должны жить», горячо откликнулись воинствующие религиозные деятели из духовенства, которые яростно защищали патриархальный быт и старые церковные обряды, старинные духовные книги, а также верующие, не принявшие изменения привычных обрядов.
    В произошедших затем событиях ярче всех проявились  позиции царя Алексея Михайловича, патриарха Никона и протопопа Аввакума.
    Эти исторические личности оказали огромное влияние на развитие и дальнейший ход истории раскола.
    В результате цепи трагических событий, произошедших во второй половине XVII века, церковь закрепила за собой роль государственной церкви (официальной), тесно срослась с монархическим строем России и стала опорой самодержавия и выразителем его интересов.
    Последствия этого раскола православной церкви оказали значительное влияние на весь дальнейший ход истории государства российского.
 

     Глава 1. Истоки возникновения раскола
    §1. Ситуация в Российском государстве  в 40-60-х г. XVII века
    В 40-60-х годах XVII века, накануне раскола, в Российском государстве правил царь Алексей Михайлович. Царь Алексей вступил на престол в 16-ти летнем возрасте. Главную роль в управлении государством играл его воспитатель, боярин Борис Иванович Морозов (1590-1661), который руководил приказами Большой казны, Стрелецким, Аптекарским, Новой четью. Стремясь увеличить доходы казны, Морозов сократил жалованье служилым людям и ввёл высокий косвенный налог на соль. Морозова окружали многочисленные приказные дельцы, своекорыстные и самоуправные, которые угнетали, притесняли и раздражали московское население. В итоге, летом 1648 года в Москве вспыхнул бунт. Мятежники, явившись к царю, потребовали казни Морозова и ряда других чиновников. Но царь укрыл боярина в своем дворце, «отпросил» его от казни и отправил в фиктивную ссылку в Кириллов монастырь. Нескольких чиновников из окружения Морозова москвичи «миром убили», «и в те поры всякие люди пошли по всей Москве боярских дворов грабить и жечь».
    В ряде челобитных, обращенных к царю, москвичи, жалуясь ему на произвол, насилие и злоупотребления приказных  чиновников, требовали, чтобы управление и суд в Московском государстве были поставлены на основу закона, известного всем. Дело в том, что в то время законы и указы царя не публиковались и были известны только приказным дельцам, которые пользуясь этим ловко манипулировали ими по своему усмотрению. На совещании царя с боярами и высшим духовенством было решено законы «написати и изложити, по его государеву указу, общим советом, чтобы Московского государства всяких чинов людем, от большего и до меньшего чину, суд и расправа была во всяких делах всем ровна». Заседавший в 1648-1649 годах Уложенный собор рассмотрел и утвердил предложенный ему проект кодекса, получившего впоследствии название «Соборное Уложение 1649 г.». Уложение было скреплено подписями высшего духовенства (начиная от патриарха), бояр и выборных людей (всего 315 подписей), - «чтобы то все Уложенье впредь было прочно и неподвижно». Новое Уложение напечатали в количестве 2000 экземпляров и разослали по всему государству.
    Соборное  Уложение 1649 г., с одной стороны, было шагом вперед, т.к. стремилось поставить суд у управление в государстве на прочное и «неподвижное» основание закона, но с другой стороны, прикрепляло крестьян к владельцам, посадских людей к тяглым посадским общинам и этим усиливало и укрепляло тот «тягловый» строй, который так тяжело давил на низшие слои населения.
    То  и дело в государстве всыхивали мятежи. В 1650 г. в Новгороде и Пскове вспыхнули серьезные мятежи. Новгородский мятеж утих сравнительно скоро, а вот Псковский продолжался несколько месяцев.
    В 1654 г. началась война с Польшей за Малороссию. Это принесло населению новые тяготы.
    Правительство, остро нуждаясь в деньгах для  ведения войны, в 1656 г.приступило к чеканке медных денег. Медные деньги выпускались по цене серебряных, что очень быстро привело к падению их стоимости. Началась страшная дороговизна, от которой жестоко страдали низшие слои московского населения. Летом 1662 г. в Москве произошел серьезный «медный бунт», и в 1663 г., медные деньги отменили и из оборота изьяли. 
 

    §2. Русская православная церковь накануне раскола
    В XVII столетии Россию ждали события, потрясшие  духовную основу государства - Церковь. Как и всегда, при всеобщем увлечении борьбой за власть, дела более прозаические: хозяйственные нужды, забота о просвещении, культуре и тому подобное - не то чтобы игнорировались, но поневоле уходили на второй план. Жизнь же - прежде всего проза, то есть обычай, обиход, традиция, а Смута ввергла страну в большой беспорядок, даже в хаос.
    Беспорядок  обнаружился и в Церкви, которая  не смогла выполнить роль «духовного врача», хранителя нравственного здоровья народа. Естественно, что после Смуты реформа Церкви стала самой насущной проблемой. Остро стоял вопрос о так называемом многогласии. В храмах Великороссии для экономии времени практиковались одновременные службы разным святым и разным праздникам, ибо службы были очень длинные и «выстаивать их целиком московитам было недосуг: то в Орду надо ехать, то в Тверь, а то с татарами сшибка». В предшествующие времена многогласие никого не волновало. Иначе взглянули на него в эпоху бунтов и самозванцев: теперь казалось, и в этом был резон, что прихожане выходят из-под влияния Слова Божьего. Это надлежало исправить.
    Однако  конфликтная ситуация этим не исчерпывалась. Конфликт только разрастался. Его обусловили различия в московском и греческом обряде, прежде всего в перстосложении: великороссы крестились двумя перстами, греки - тремя. Эти различия привели к спору об исторической правоте.
    Фактически  спор свелся к выяснению вопроса  о том, появился ли русский церковный обряд (двуперстие, «осьмиконечный» крест, богослужение на семи просфорах, сугубая «аллилуйя», хождение «посолонь», то есть по солнцу, при совершении обрядов и так далее) в результате искажения невежественными переписчиками богослужебных книг или нет.
    Доказано (в частности, Е. Е. Голубинским - самым  авторитетным историком Церкви), что русские вовсе не исказили обряд и что в Киеве при князе Владимире крестились двумя перстами - точно так же, как крестились в Москве до середины XVII в. Дело в том, что в эпоху христианизации Руси в Византии пользовались двумя уставами: Иерусалимским и Студийским, которые в обрядовом отношении разноречили. Восточные славяне приняли и соблюдали первый; у греков, а вслед за ними и у других православных народов, в том числе у малороссов, возобладал второй.
    Вообще  следует сказать, что обряды - это  не догматы. Догматы должны быть святы и нерушимы, обряды же могут меняться, что на Руси происходило не раз, и притом без особых потрясений. Например, при митрополите Киприане: в 1551 г. Стоглавый собор понудил псковичей, употреблявших троеперстие, вернуться к двуперстию.
    Но  к середине XVII в. обстоятельства радикально изменились. Уходила в прошлое «светлая Русь» с ее относительным единством в мировоззрении и поведении людей. Стране предстоял троякий выбор: изоляционизм (путь Аввакума); создание теократической вселенско-православной империи (путь Никона); вхождение в «концерт» европейских держав (выбор Петра), с неизбежным подчинением Церкви государству.  
 

    Раскол  Русской православной церкви в XVII веке.
    §1. Избрание Никона патриархом
    Появившиеся в Москве еще до присоединения  Украины киевские монахи, самым замечательным из которых был Епифаний Славинецкий, стали настаивать на исправлении церковной службы и книг в соответствии со своими представлениями.
    В этот острый момент умер патриарх Иосиф (1652). Нужно было избрать нового патриарха; без патриаршего благословения в ту пору на Москве никакого государственного, а уж тем более церковного мероприятия провести было невозможно. Сам царь Алексей Михайлович, человек благочестивый и набожный, был сильно заинтересован в скорейшем избрании патриарха и хотел видеть на патриаршем престоле своего «собинного друга» - новгородского митрополита Никона, которого очень ценил и с которым всегда считался.
    Будущий патриарх московский Никон был человеком крайне тщеславным и властолюбивым. Происходил он из мордовских крестьян и в миру носил имя Никиты Минича.
    Сделав  головокружительную карьеру, Никон прославился твердым нравом и суровостью, характерной не столько для церковного иерарха, сколько для светского властителя.
    Имея  огромное влияние на царя и власть над боярами и руководствуясь принципом «Божее выше царева», Никон задумал узаконить свои права, получив власть в государстве, равную царской.
    Вопрос  об избрании Никона на патриарший престол  был решен заранее, так как  многие бояре поддержали желание  царя и в пользу кандидатуры Никона высказались в своих посланиях православные патриархи Востока: константинопольский, иерусалимский, антиохийский и александрийский.
    Никон, конечно, знал об этом, но, желая иметь абсолютную власть, прибег к давлению. Во время процедуры поставления в патриархи он в присутствии царя демонстративно отказался принять знаки патриаршего достоинства. Все были потрясены.
    Никог отрекался до момента, пока, наконец, 22 июля сам царь Алексей Михайлович, окруженный боярами и бесчисленным народом, в Успенском соборе, перед мощами св. Филиппа, стал кланяться Никону в ноги и со слезами на глазах умолял его принять патриарший сан. И тогда Никон сурово спросил, «будут ли меня почитать, как архипастыря и отца верховнейшаго и дадут ли мне устроить церковь?». Лишь получив царское слово и согласие на это всех присутствовавших, Никон согласился взять символ патриаршей власти - посох первого жившего в Москве русского митрополита Петра.
    25 июля 1652 г. Никон стал патриархом и получил от царя огромную власть и аналогичный царскому титул «Великого Государя».
    Никон в соответствии с духом времени не всегда был сдержан, распоряжаясь своей властью, не только по отношению к людям Церкви, но и по отношению к князьям и боярам.
    Царю Алексею Михайловичу иногда приходилось браться за перо и в письмах просить Никона быть помягче к тому или иному вельможе, который имел несчастье прогневать патриарха. 

    §2. Начало реформ
    Чрезмерно сильная воля и жажда деятельности Никона не давали ему покоя, ему хотелось совершить что-нибудь необычайное. Он хотел быть творцом, строителем, но воспитание, полученное Никоном, «осудило его на слишком узкий кругозор». Ему негде было приобрести и усвоить ясных и сильных убеждений о необходимости просвещения, о научном образовании. Он получил воспитание у желоводского монаха, ограничивался чтением кое-каких церковных книг в плохих переводах, часто непонятных. Никон поневоле усвоил грубость окружавшей его среды и перенес её с собой на патриарший престол.
    У Никона благочестие не шло дальше соблюдения обрядности. Таков был  идеал церкви по Никону.
    «Ревнители  благочестия» поначалу совсем не опасались  вновь избранного патриарха, ибо  были с ним коротко знакомы и принадлежали к числу его единомышленников. Так же как и они, Никон был сторонником введения единогласия и сам в начале своего патриаршества крестился двумя перстами. Но Епифаний Славинецкий не терял времени даром: через некоторое время он сумел убедить Никона, что его друзья не правы и исправлять церковные книги все-таки необходимо. «Достойно и праведно исправлять, сообразно старым харатейным и греческим спискам».
    Никон передает типографию и дело исправления  книг Епифанию Славинецкому с его «киевскою братиею» и греку Арсению Суханову.
    В Великий пост 1653 г. Никон в особой «памяти» (меморандуме) предписал своей пастве принять троеперстие. Тогда же в Москву прибыл горячий поклонник (а после столь же горячий противник) Никона - антиохийский патриарх Макарий, и в стране было официально объявлено о введении троеперстия, а те, кто продолжал употреблять при молитве двоеперстие, были преданы церковному проклятию.
    Между тем, у Никона появились враги: «то  были отставленные справщики, которых  самолюбие было сильно задето».Они говорили, что он поддаётся «наущениям киевлян, зараженных латинской ересью». Горячими противниками Никона становятся протопоп Иван Неронов его и друг, юрьевский протопоп Аввакум, живший в его доме, во время пребывания в Москве. Неронов оставлял пока вопрос об исправлениях в стороне и «нападал» на Никона за его жестокость. «Патриарх, мучитель, терзает свою братию членов церкви, творит над ними поругание, одних расстригает, другихпроклинает», писал Неронов своим друзьям.
    Интересно, что именно отношение к своим бывшим друзьям ярче всего характеризует Никона как личность. Позднее, когда Иван Неронов, сосланный Никоном, решил примириться с нововведениями, он был немедленно прощен - Никон отнесся к нему великодушно. Его, как видим, интересовало лишь беспрекословное подчинение своей патриаршей власти. Но те, кто, как протопоп Аввакум, не пожелали поступиться своей совестью и склониться перед властью Никона, продолжали оставаться в ссылках.  

    §3. Патриарх Никон.  

         Никон (1605-1681). Светское имя Никита Минов.     Родился в семье мордовского крестьянина в селе Вельдеманово Нижегородского края.
    Самостоятельно  научился чтению.
    В 19 лет стал священником в своем селе.
    В  1635 г. ушел в Соловецкий  монастырь и постригся в монахи.
    С  1643  года – игумен Кожеозерского монастыря.
    В 1646 году приезжает в Москву, где  представляется молодому царю Алексею Михайловичу.
    Патриарх  Никон
 
    На  Алексея Михайловича Никон производит сильнейшее впечатление своей величественной наружностью, красноречием и славой подвижника.
    В 1646 г. по настоянию царя Никон поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, где и примкнул к влиятельному «Кружку ревнителей благочестия».
    С  1648  года – митрополит Новгородский (2-я по важности должность в церковной иерархии).
    В 1650 г., участвуя в подавлении Новгородского восстания, проклял всех без разбора жителей Новгорода, чем только сплотил и ожесточил их.
    В 1652 году, после смерти патриарха Иосифа, по желанию и настоянию царя, Никон возведен в сан патриарха Московского и всея России.
    В 1652 г. получил от царя Алексея Михайловича огромную власть и аналогичный царскому титул «Великого Государя».
    В 1653 г. начинает реформы в Русской православной церкви.
    В 1654 г. царь Алексей Михайлович уезжает на войну с Речью Посполитой и поручает патриарху все управление государством и попечение над царской семьей.
    Никон активно участвует в решении вопросов политической жизни России. Склоняет царя к прекращению войны с Польшой и к началу войны со Швецией в Прибалтике. Потерпев неудачу в этой кампании, царь ставит провал в вину патриарху.
    Никон выдвинул лозунг «священство выше царства» вызвав тем самым гнев царя.
    Окончательный разрыв происходит в 1658.
    Никон оставляет патриарший престол и  удаляется в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, в надежде на то, что царь его скоро вернет.
    Этого не происходит, царь приказывает ему  оставаться в монастыре.
    В 1664 г. самовольно приезжает в Москву и пытается снова занять патриарший престол. Царь высылает его обратно.
    В 1666-67 г. решением Великого Церковного Собора лишен сана патриарха и выслан в Ферапонтов Белозерский монастырь.
    В 1681 году царь Федор Алексеевич разрешает ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь по дороге в который Никон умирает. 
 

 

    
    §4. Протопоп Аввакум   
    Аввакум Петрович (1620/21 — 14.04.1682).     Сын сельского  священника.
    Протопоп  Аввакум является одним из основателей старообрядчества, писателем.
    В 1646 — 1647, находясь в Москве, был связан с «кружком ревнителей благочестия» и стал известен царю Алексею Михайловичу.
Протопоп  Аввакум. Фрагмент иконы 17 в.
    В 1652 году - протопоп в городе Юрьевце Повольском, затем священник Казанского собора в Москве. Во главе ревнителей «старого благочестия» Аввакум ведет жестокую борьбу с Никоном. Называет его в своих писаниях «предтечей Антихриста», «Никоном носатым и брюхатым, борзым кобелем, отступником и еретиком».
    В 1653 году за резкое выступление против церковной реформы Никона с семьёй был сослан на 10 лет в Тобольск, а затем в Даурию.
    Резкие выступления против Никона привлекли к Аввакуму многочисленных сторонников, в том числе и представителей знати (например, боярыню Морозову).
    В 1663 году царь Алексей Михайлович вызывает его в Москву с целью примирить с официальной церковью. Но Аввакум не отказывается от догм старой веры и своих взглядов и продолжает настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю, он обвиняет Никона в ереси.
    В 1664 году был сослан в Мезень.
    В 1666 его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали  анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. В Пустозерском остроге заточен в земляной сруб.
    Во  время 15-летнего пребывания в сыром  земляном срубе Аввакум не прекращал  идейной борьбы. Здесь он написал  главные свои произведения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» (между 1672 и 1675) и др. Аввакум был выдающимся писателем своего времени. Его «Житие» является одним из замечат. произведений древне-русской литературы.
    По  указу царя Федора Алексеевича в 1681 г. вместе с ближайшими сподвижниками Аввакум был сожжён в срубе.
    Закончил свою жизнь с твердыми убеждениями в своей вере и правоте.
    Это был талантливый и образованный человек своего времени. Неистовый Аввакум – называли его в народе. 
 

    §5. Дальнейшее расширение раскола.
    Выступления Нерона, Аввакума и других защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества.
    Раскол начал приобретать общенациональный размах. В него вовлекались широкие массы верующих, официальная церковь и церковная власть. Большая часть низшего духовенства, менее образованная, видевшая в реформе церкви ущемление своих интересов и прав, полностью встала на сторону защитников «старой веры». Своими действиями они влияли на широкие массы прихожан, которые тоже становились яростными защитниками «старой веры». Взаимное ожесточение в религиозной борьбе дошло до того, что знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море не только отказался принять «еретические» никонианские книги, но и оказал открытое вооруженное сопротивление церковной и гражданской власти. Соловецкие монахи на царское требование подчиниться дерзко ответили: «Вели, государь, на нас свой царский меч прислать и от сего мятежного жития преселити нас на оное безмятежное и вечное житие». В 1668 г. началась 8-ми летняя вооруженная борьба соловецких монахов с царскими стрельцами.
    В раскольное движение включались многочисленные массы горожан, (посадских людей). Призывы сторонников «старой веры» получали поддержку и среди представителей светской знати, в том числе - и в окружении царя.
    В скором времени, после начала церковных  реформ, стало отчётливо просматриваться образование двух сторон раскола. Первую сторону составляли сторонники реформ, которую возглавляла официальная церковь во главе с патриархом и царем. Вторую сторону составляли, в основном, широкие народные массы и низшее звено церковных деятелей.
    По  существу, это противостояние двух сторон привело к отделению новой, послереформенной, поддерживаемой официальной властью в лице царя, церкви от представителей старой церкви, которых стали называть раскольниками. Сами себя раскольники стали называть старообрядцами. 

    §6. Борьба с расколом церкви 
    С первых дней проявления раскола, на неподчинение низших служителей церкви реформе, патриарх Никон ответил применением к ним суровых насильственных мер. Жестоко были наказаны лидеры раскола протопопы Аввакум и Иван Неронов. Многие служители церковного культа были сосланы, многих лишили сана, заточили в монастырь. Представителей раскола из других слоёв населения также подвергли жестоким наказаниям. Их ссылали в Сибирь, приговаривали к смертной казни.
    На  защиту церковных реформ встал и царь Алексей Михайлович. Однако окружению царя, в лице недовольных патриархом бояр, удалось очернить Никона в глазах Алексея Михайловича. Отношения патриарха и царя резко испортились, царь стал всячески избегать встреч со своим бывшим наставником и другом.
    В 1658 г. раздраженный патриарх, написав царю: «отхожу ради твоего гнева», внезапно покинул Москву и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь (в 40 верстах от Москвы). Никон при этом не отказался от патриаршества, оставив русскую церковь без высшего руководителя в такое тяжелое время. Это ненормальное положение сохранялось на протяжении 8-ми лет.
    В 1666-67 г. в Москве состоялся великий церковный собор с участием двух восточных патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского и нескольких греческих епископов. Собор выслушал жалобы царя на патриарха Никона, объяснения самого Никона, и признал Никона виновным в том, что он «вверенную ему паству самовольно остави без всякого понуждения и нужды» и тем внес смуту и расстройство в церковную жизнь. В наказание великий собор лишил Никона патриаршего сана и сослал простого монаха Никона на жительство в Ферапонтов Белозерский монастырь.
    Церковные исправления, произведенные Никоном, собор одобрил, а «еретиков и  раскольников» предал «анафеме» и отлучил от церкви.
    Великий церковный собор 1666-67 года своим решением официально закрепил послереформенную церковь – «официальной и государственной». Старообрядцы-раскольники были отлучены от официальной государственной церкви, стали её врагами, и собор принял решение ликвидировать их силой.
    Принятие  такого решения собором и особенно предание старообрядчества «анафеме», церковному проклятию, вызвало новое обострение противостояния официальной церкви со старообрядцами.
    Этот  этап раскола совпал с периодом крестьянских бунтов в России. В Крестьянской войне под руководством Болотникова, Степана Разина, Василия Уса на Дону лозунги «борьбы за старую веру» стали широко использоваться вдохновителями бунтов.
    Соловецкое восстание 1668-1676 годов было раскольническим восстанием в защиту «старой веры». Соловецкие монахи были твердо убеждены, что измена старой вере означала измену «Церкви и Самому Богу». Поэтому они писали: «Лучше нам временною смертью умереть, нежели вечно погибнуть. И если нас предадут огню и мукам или на части рассекут, мы и тогда не изменим апостольскому преданию вовеки». Монахи не согласились признать приехавших из Москвы архимандритов. В этой борьбе монахов монастыря поддерживали многочисленные беглые люди из стрельцов, крестьян, казаков.
    В ответ на все просьбы и мольбы соловецких иноков царь послал в Соловецкий монастырь стрелецкую команду, чтобы силой «заставить убогих старцев принять новые книги». Иноки не пустили к себе стрельцов и закрылись в обители за толстыми каменными стенами, готовясь к защите. Царские войска осаждали Соловецкий монастырь в течение восьми лет, с 1668 по 1676 г. Наконец, в ночь на 22 января 1676 г., в результате предательства «одного из братии, нового иуды», стрельцы ворвались в обитель, и началась страшная расправа с жителями монастыря. Было замучено до 400 человек: одних повесили, других порубили на плахах, третьих утопили в проруби. Были такие, которых вморозили в лед или подвесили на крючьях, подцепив за ребра. Лишь 14 человек уцелели в тот роковой день. Тела убитых монахов не хоронили полгода, пока не пришел царский указ – предать их земле. Разгромленный и разграбленный Соловецкий монастырь был заселен присланными из Москвы монахами, принявшими новую правительственную веру и новые книги.
    Отделение последователей раскола от  официальной  церкви  породило  с  их стороны  новые  формы  борьбы. Борьба  эта  по-прежнему  продолжается   под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия» но в ней появляются новые черты. Старообрядцы не  признают   новых богослужебных книг, новых обрядов. С целью сохранения  «старой веры» многочисленные  представители старообрядчества  стали   покидать   места   своего   проживания   и организовывать в глухих местах или на окраинах России  свои  общины, скиты, тайные секты, монастыри и т. д. Массовый уход в глухие места, Сибирь, Поволжье, районы Севера, на южные окраины государства и даже  в другие государства. В наиболее фанатичных общинах старообрядцев широкое распространение получила  практика  «огненных крещений» (самосожжений)  под видом спасения  души.  Но раскольничество с самого  начала  и особенно  позднее  не  было единым.  Оно   всё   более   и   более   становилось   неоднородным, распадающимся на отдельные общины, секты, «корабли» и  т.  д.  Этому способствовала большая их изолированность друг от друга и всё  более возрастающая  роль  лидеров  общин,  скитов,   монастырей,   которые вырабатывали свою местную религиозную практику.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.