На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Древнерусское государство в период раннего средневековья

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Cодержание
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Образование  государства у восточных славян. «Норманизм» и «антинорманизм»  в исторической науке…………………………………………...4
2. Политический  строй и социальная структура  в раннефеодальном обществе Древнерусского  государства………………………………………………………10
3. Религиозные  верования славян. Роль христианизации  на Руси……………...15
Список  использованной литературы……………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      Писать  о Руси древней, домонгольской, и  более того дохристианской и раннехристианской, непросто, и занятие это сродни попытке объять сознанием бескрайние просторы Русской равнины.[1, с.3]
      Но  тем и актуальна тема рассмотрения древнерусского государства в период раннего средневековья, что слишком  много загадок и «обидных»  догм установленных для многовекового (я бы даже сказала многотысячелетнего) народа столетиями прививалось нам  властями. Игнорирование на протяжение многих лет достоверных археологических, лингвистических, топонимических и многих других фактов, навязывание нам стереотипа как «о маленькой оголодавшей группе оборванцев не понятно каким образом жившей в дремучих болотах», уничижает величие нашего народа.
      Исследованием данного вопроса занимались и  занимаются многие научные деятели  в ряду их М. Ковалев, Ю.Д. Петухов, Е. Лазарев, В. Ларионов и многие другие.
      Целью данной работы является рассмотрение Древнерусского государства в период раннего средневековья.
      Задачами  для рассмотрения ставятся:
- Во  первых, рассмотрение образования государства у древневосточных славян. Освещение «норманизма» и «антинорманизма» в исторической науке.
- Во  вторых, рассмотрение политического строя и социальной стуктуры в раннефеодальном обществе Древнерусского государства.
- В третьих,  рассматриваем религиозные верования  славян, а также роль христианизации  Руси.
      В данной работе использовались труды  А.В. Платова, В. Демина, Ю. Додонова, Ю.Д. Петухова, Н.И Васильевой, А.И. Леонтьева, Ю. Звягина и других, а также интернет ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki. 
 

1.Образование  государства у  восточных славян. «Норманизм » и  «антинорманизм»  в исторической  науке
     Норманизм и антинорманизм -это две версии образования Киевского государства. Автор первой версии – Байрон, который сделал свои выводы на основе прочитанных рукописей. Автор второй – Ломоносов. Первая заключается в том, что государство возникло при помощи норманн, а по второй - Рюрики не нормандцы.
     Норманская  теория - один из важнейших дискуссионных аспектов истории Русского государства. Сама по себе эта теория  является  варварской  по отношению  к  нашей  истории и к ее истокам в частности. Практически на основе этой теории всей русской  нации  вменялась  некая  второстепенность, вроде бы на достоверных фактах русскому народу приписывалась страшная несостоятельность даже в сугубо национальных вопросах. Обидно, что на протяжении десятков лет норманистская точка зрения происхождения Руси прочно была в исторической науке на правах совершенно  точной и непогрешимой теории. Причем среди ярых сторонников норманнской теории, кроме зарубежных историков, этнографов, было множество и отечественных  ученых. Этот  обидный  для России космополитизм вполне наглядно демонстрирует, что долгое время позиции норманнской теории в науке вообще были прочны и непоколебимы. Лишь со второй половины двадцатого века норманизм утратил свои позиции в науке.  В данное время эталоном является утверждение, что норманнская теория не имеет под собой почвы и в корне неправильна. Впрочем, и та, и другая точка зрения должна быть подтверждена доказательствами. На протяжении всей борьбы норманистов и антинорманистов первые и занимались поиском этих  самых доказательств, зачастую сфабриковывая их, а другие старались доказать беспочвенность догадок и теорий, выводящихся норманистами.
     Придерживаясь точки зрения антинорманистов, я  в данной работе рассматриваю образование  Древнерусского государства с более  раннего периода, чем это принято  в норманнской теории. Разобрав определение и основные догмы норманизма, опровергаю их историческими источниками и исследованиями (на основании их же) современных историков.
     Древнерусское государство (Киевская Русь), государство 9 — начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки». В период своего расцвета Древнерусское государство охватывало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе, до верховьев Северной Двины на севере. Образованию государства предшествовал длительный период (с 6 в.) созревания его предпосылок в недрах военной демократии. За время существования Древнерусского государства восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность. Эта теория принята норманизмом и антинорманизмом, но обратимся к достоверным источникам.
     В грузинском манускрипте 1024г. об осаде  Царьграда в 626 году написано «Осада и штурм великого и святого града Константинополя скифами, которые суть русские». В одном из общепризнанных древнейших источников, так называемые бертинские анналы написанные придворным капелланом Людовика I (814-840гг)  Франкской державы, говорится как в 839 году (еще до пришествия Рюрика в Приладожье и Приильменье) явилось посольство императора Феофила(829-842гг) который, «прислал также…некоторых людей, что они, то есть их народ, называется Рось (Rhos); король их, именуемый хаканом, направил к нему, как уверяли, ради дружбы<…>»[7,C. 261-263].
     Упоминания  о славянах и русах часто встречаются  у восточных авторах начиная  с IVв. н.э.(в работе мы не будем подробно приводить упоминания назовем лишь историков ас-Са алиби(XIв.) и Захир ад-дина Мар аш (XVв.), в чьих работах встречаются упоминания с IVв., а также ал-Мадаини и ал-Вакиди(VIII-IXвв.), Ибн Русте-Гардизи (XIв.) «Худул ал-Алам» и т.д.).
     А если заглянуть ещё глубже, то по Геродоту (что подтверждается археологическими датировками срубной культуры) начало правления первых скифских царей датируется 1500г. до н.э. У геродота также ясно сказано: «Общее же всех их (скифов) название-сколоты по проименованию царя; скифами же их называют эллины». К названию сколоты восходит современный этноним славяне (СКОЛО-СКЛА+замена древнего суффикса на новый).
     Первым  стольным градом, согласно «Сказанию  о Словене и Русе и городе Словенске», стал Словенск (2409 год до н. э.), который  погиб в огне пожара и на его  месте построили Новгород. Стана  Гардарики со столицей Куябой (Киевом), Славия (Новгород) и Артания (Аркон) упоминается также задолго до пришествия Рюрика. Вот такой оказывается маленькой оголодавшей группой оборванцев мы были не понятно коим образом рассилившихся от Эльбы до дона, от Ладоги до древней Спарты ко времени прихода Рюрика.
     Теперь  обратимся к 862г., когда Рюрик пришел на озеро Ильмень и срубил город  над Волховом. По норманнской теории Рюрик норманнского происхождения. «И сказали себе словене: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти.»[11]
     Но  в той же самой Повести временных  лет говориться что и сами новгородцы – «от рода варяжского», а прежде были словенами. Да и Черное (Понтийское) море слывет Русским…В работах таких современных авторов как А.И. Леонтьев, В. Ларионов, Ю.Д. Петухов и других представлено много доказательств, что варяги и есть русские, а никакие не скандинавы или норманны.
     О пути варяг в греки можно вообще долго спорить. Единственное упоминание и то очень нескладное идет в ПВЛ. Но вопросом реального существования этого пути не занимались ни норманисты ни их оппоненты. Между тем если проследить по географической карте этот путь, то он невозможен (напр.: гипотетический волок от устья Невы до Скандинавии почти 150км, а на Ловати нет ни одного городка…).
     Итак, норманнская теория трещит по швам. Но официально до сих пор считается, что «В лето 6360 (852), индикта 15 день, начешню  Михаила царствовати, началася прозывати  Руская земля»[7, 273].
     В 882 г. через двадцать лет после  прихода Рюрика в Новгород, новгородско-варяжская  дружина под предводительством  Олега, одного из сподвижников Рюрика, обманом захватила Киев и убила  местных князей - Аскольда и Дира. А в 883-885 гг. Олег покорил древлян, северян, радимичей и в 907 и 911 гг. совершил походы на Византию.
     Преемник  Олега князь Игорь продолжал  активную внешнюю политику. В 913 через  Итиль он совершил поход на западное побережье Каспия, дважды (941, 944) нападал  на Византию. Требования дани с древлян  послужили причиной их восстания  и убийства Игоря (945). Его жена Ольга  одной из первых на Руси приняла  христианство, упорядочила управление на местах и установила нормы дани («уроки»). Сын Игоря и Ольги  Святослав Игоревич (княжил 964-972) обеспечил  свободу торговых путей на восток, через земли волжских булгар и  хазар, упрочил международное положение  Руси. Русь при Святославе обосновалась на Черном море и на Дунае (Тмутаракань, Белгород, Переяславец на Дунае), но после неудачной войны с Византией  Святослав был вынужден отказаться от завоеваний на Балканах. При возвращении  на Русь он был убит печенегами.
     Святославу  наследовал его сын Ярополк, убивший  конкурента — брата Олега, древлянского князя (977). Младший брат Ярополка Владимир Святославич с помощью варягов  овладел Киевом. Ярополк был убит, и Владимир стал великим князем (княжил 980-1015). Необходимость замены старой идеологии родоплеменного строя  идеологией народившегося государства  побудила Владимира ввести на Руси в 988-989 гг. христианство в форме византийского  православия. Первыми восприняли христианскую религию социальные верхи, народные массы еще долго держались  языческих верований. На княжение Владимира приходится расцвет Древнерусского государства, земли которого раскинулись от Прибалтики и Карпат до причерноморских степей. После смерти Владимира (1015) возникла усобица между его сыновьями, в которой были убиты два из них — Борис и Глеб, —причисленные церковью к лику святых. Убийца братьев Святополк бежал после борьбы со своим братом Ярославом Мудрым, ставшим киевским князем (1019-1054). В 1021 против Ярослава выступил полоцкий князь Брячислав (княжил в 1001-1044), мир с которым был куплен ценой уступки Брячиславу ключевых пунктов на торговом пути «из варяг в греки» — Усвятского волока и Витебска. Через три года против Ярослава выступил его брат — тмутараканский князь Мстислав. После битвы у Листвена (1024) Древнерусское государство было поделено по Днепру: правобережье с Киевом досталось Ярославу, левобережье — Мстиславу. После смерти Мстислава (1036) единство Руси было восстановлено. Ярослав Мудрый вел энергичную деятельность по укреплению государства, устранению церковной зависимости от Византии (образование в 1037 самостоятельной митрополии) и расширению градостроительства. При Ярославе Мудром укрепились политические связи Древней Руси с государствами Западной Европы. Древнерусское государство имело династические связи с Германией, Францией, Венгрией, Византией, Польшей, Норвегией.
     Наследовавшие Ярославу сыновья поделили владения отца: Изяслав Ярославич получил  Киев, Святослав Ярославич — Чернигов, Всеволод Ярославич — Переяславль  Южный. Ярославичи пытались сохранить  единство Древнерусского государства, старались действовать заодно, но процесса государственного распада  предотвратить не могли. Положение  осложнилось натиском половцев, в  битве с которыми Ярославичи потерпели  поражение. Народное ополчение потребовало  оружия для оказания сопротивления  врагу. Отказ привел к восстанию  в Киеве (1068), бегству Изяслава и  вокняжению в Киеве полоцкого  Всеслава Брячиславича, изгнанного в 1069 объединенными силами Изяслава и  польских войск. Вскоре среди Ярославичей  возникли распри, приведшие к изгнанию Изяслава в Польшу (1073). После смерти Святослава (1076) Изяслав вновь вернулся в Киев, но вскоре был убит в бою (1078). Ставший киевским князем Всеволод Ярославич (княжил в 1078-1093) не смог сдержать процесс распада единого государства. Лишь после нашествий половцев (1093-1096 и 1101-1103) древнерусские князья объединились вокруг киевского князя для отражения общей опасности.
     На  рубеже 11-12 вв. в крупнейших центрах  Руси княжили: Святополк Изяславич (1093-1113) в Киеве, Олег Святославич  в Чернигове, Владимир Мономах в  Переяславле. Владимир Мономах был  тонким политиком, он убеждал князей теснее сплотиться в борьбе с половцами. Созванные с этой целью съезды князей себя не оправдали (Любечский  съезд, Долобский съезд). После смерти Святополка (1113) в Киеве вспыхнуло  городское восстание. Мономах, приглашенный на киевское княжение, издал компромиссный  закон, облегчавший положение должников. Постепенно он усиливал свои позиции  как верховного правителя Руси. Усмирив  новгородцев, Владимир посадил своих  сыновей в Переяславле, Смоленске  и Новгороде. Он почти единовластно распоряжался всеми военными силами Древней Руси, направлял их не только против половцев, но и против непокорных вассалов и соседей. В результате походов вглубь степи половецкая опасность была устранена. Но, несмотря на усилия Мономаха, предотвратить  распад Древнерусского государства  не удалось. Объективные исторические процессы продолжали развиваться, что  выразилось прежде всего в быстром  росте местных центров — Чернигова, Галича, Смоленска, тянувшихся к самостоятельности. Сыну Мономаха Мстиславу Владимировичу (княжившему в 1125-1132) удалось нанести  новое поражение половцам и выслать  их князей в Византию (1129). После смерти Мстислава (1132) Древнерусское государство  распалась на ряд самостоятельных  княжеств. Начался период раздробленности  Руси. 
 
 

2. Политический строй  и социальная структура  в раннефеодальном  обществе Древнерусского  государства
     Важным  изменением а жизни славян в VII-IX вв. явилось отделение ремесла  от сельского хозяйства. Раньше всего  обособляется от земледелия обработка  металла и гончарное производство. Из железа ремесленники изготовляли  орудия труда и оружие- топоры, серпы, косы, ножи наконечники стрел, мечи, рыболовные крючки и др. Ремесленники владели техническими приемами филиграни, зерни, эмали. Они создавали прекрасные украшения и эти веши очень  ценили (в момент опасности закапывали их). Славяне были прекрасными умельцами  в обработке кости, по изготовлению лодок-долбленок, на которых ходили в далекие морские путешествия. При осаде городов они использовали сложные осадные машины.
     Поселения ремесленников со временем превращались в места производства и обмена товаров, вырастали города, которые  становились политико-административными, военными и культурными центрами. Местом их расположения часто становятся старые племенные оборонительные сооружения, древние святилища. Так возникли города Киев и Переяславль, Ладога и  Ростов, Суздаль и Псков, Белоозеро  и Новгород. Полоцк и Чернигов, Любеч  и Смоленск. Вот почему иностранцы называли Русь «Страной городов».
     В окрестные города на торг собиралось многочисленное население, приезжали не только русские, но и иностранные купцы. Торговали в основном хлебом, солью, мехами, скотом, медом, воском и рабами. Основными путями сообщения и торговли были реки. В качестве средства обращения на Руси использовались меховые деньги (куны, резаны, векши, ногаты и др.), а также восточные, византийские и западноевропейские серебряные монеты. С конца Х в. на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монеты, которые затем уступили место серебряным слиткам, гривнам.
     Селения славян, расположенные обычно по берегам  рек и озер, укреплялись валами и рвами. Дома были небольшие (25-30 кв.м.) наземного и полуземляного типа. Отапливались дома печами, сложенными из камней и глины. Таким образом, уже в VI-VIIIвв. древние славяне достигли значительного уровня развития производительных сил. Они шли в своем развитии в ногу с другими народами Европы.
     Общественный  строй славян характеризуется как «военная демократия». У славян шло классовое расслоение - племенная знать уже накапливала значительные материальные ценности, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами клады. Найденный в Полтавской губернии клад драгоценного оружия, посуды, украшений содержал более 20 кг. одного лишь золота. Такое сокровище могло принадлежать только очень богатому человеку Существовало у славян и патриархальное рабство. Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленные или отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных.
     «Повесть  временных лет» монаха Нестора (ХIIв.) утверждает, что у славян в УII-VШ вв. наряду c интенсивным распадом родоплеменных отношений идет и создание крупных восточнославянских племенных групп - полян, живших на Днепре возле Киева; древлян, живших между Припятью и Западной Двиной; кривичей, полочан, северян, радимичей; вятичей, заселивших в начале VШ в. окрестности современного Воронежа; хорват и уличей. Их поселения объединялись в группы, называемые племенем (от 3 до 15 поселений). Затем отдельные племена соединялись, образуя племенные союзы. «Эти племена, славяне и анты, - писал Прокопий Кесарийский, - не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим». Очевидно здесь речь идет о народном собрании (вече) как о высшем органе власти, решавшем важные вопросы. Летописец сообщает, что у каждого из этих союзов было свое «княжение». Это были не случайные конгломераты разнородных племен, а довольно стабильные политические объединения и сложные этнические общности, с некоторыми особенностями в языке и культуре. Источники донесли до нас сведения, что процесс разложения первобытного строя в VIII-Х вв. привел к появлению у славян феодальной собственности на землю. К сожалению, письменные источники о феодальном землевладении той поры очень скудны. Мы знаем, что такие города как Белгород. Изяслав, Вышгород принадлежали князьям. Им принадлежали также и расположенные вокруг них села. Князья часто захватывали земли у свободных общинников, экономическими методами, а иногда и силой ставили их в зависимость.
     Другая  часть князей осваивала свободные  земли, на которые они сажали пленников, челядь и холопов (рабов), превращая  их, по сути дела, в крепостных. Одновременно с княжеским развивалось и  земледелие бояр, дружинников, что вызвало  сильное социальное неравенство  в славянском обществ
     Нормы обычного права складывались у славян с глубокой древности. С возникновением и развитием классового общества и государства, наряду с обычным  правом и постепенно заменяя его, появились и развивались письменные законы, охранявшие интересы феодалов. Уже в договоре Олега с Византией (911 г.) упомянут «закон русский». Сборником  письменных законов является «Русская правда» так называемой «Краткой редакции» (конец XI — начало XII в.). В  её составе сохранилась «Древнейшая  правда», записанная, по-видимому, в  начале XI в., но отразившая некоторые  нормы обычного права. В ней говорится  ещё о пережитках первобытно-общинных отношений, например о кровной мести. Закон рассматривает случаи замены мести денежным штрафом в пользу родственников пострадавшего (впоследствии в пользу государства).
     Власть  на Руси принадлежала киевскому князю, который был окружен дружиной, зависящей от него и кормившейся  в основном за счет его походов. Управление государством осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку военной организации. Доходы князя имели различные источники. В 10 — начале 11 вв. это в основном «полюдье», «уроки» (дань), получаемые ежегодно с мест.
     Вооружённые силы Древнерусского государства состояли из дружины великого князя, дружин, которые приводили подчинённые  ему князья и бояре, и народного  ополчения (воев). Численность войска, с которым князья выступали в  походы, доходила иногда до 60—80 тыс. Важную роль в вооружённых силах продолжало играть пешее народное ополчение. Использовались на Руси и отряды наёмников —  кочевников степей (печенегов), а также  половцев, венгров, литовцев, чехов, поляков, варягов-норманнов, но роль их в составе  вооружённых сил была незначительна. Древнерусский флот состоял из судов, выдолбленных из деревьев и обшитых  по бортам досками. Русские суда плавали  по Чёрному, Азовскому, Каспийскому  и Балтийскому морям. Внешняя  политика киевских князей X в.
     В 11 — начале 12 вв. в связи с появлением крупного землевладения с различными видами ренты функции князя расширились. Владея собственным крупным доменом, князь вынужден был вести сложное  хозяйство, назначать посадников, волостелей, тиунов, руководить многочисленной администрацией. Он был военным вождем, теперь ему  приходилось организовывать не столько  дружину, сколько ополчение, приводимое вассалами, нанимать иноземные войска. Усложнились мероприятия по укреплению и защите внешних границ. Власть князя была неограниченной, но ему  приходилось считаться с мнением  боярства. Роль веча снижалась. Княжеский  двор стал административным центром, куда сходились все нити управления государством. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями управления. Во главе городов стоял городской  патрициат, образовавшийся в 11 в. из крупных  местных землевладельцев — «старцев»  и дружинников. Знатные роды играли большую роль в истории городов (например, род Яна Вышатича, Ратибора, Чудина — в Киеве, Дмитра Завидича — в Новгороде). Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Необходимость охраны товара при  перевозках обусловила появление вооруженной  купеческой стражи, среди городского ополчения купцы занимали первое место. Самую многочисленную часть  городского населения составляли ремесленники как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство, делившееся на черное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе Русской церкви стоял обычно назначаемый константинопольским патриархом митрополит, которому подчинялись епископы. Монастыри с игуменами во главе подчинялись епископам и митрополиту.
     Сельское  население состояло из свободных  крестьян-общинников (число их уменьшалось), и уже закрепощенных крестьян. Существовала группа крестьян, оторванных от общины, лишенных средств производства и являвшихся рабочей силой внутри вотчины. Рост крупного землевладения, закрепощение свободных общинников и рост их эксплуатации привели к  обострению классовой борьбы в 11-12 вв. (восстания в Суздале в 1024; в  Киеве в 1068-1069 гг.; на Белоозере около 1071; в Киеве в 1113). Восстания в  большинстве случаев были разобщены, в них участвовали язычники-волхвы, использовавшие недовольных крестьян для борьбы с новой религией —  христианством. Особенно сильная волна  народных выступлений прокатилась  по Руси в 1060-1070-х гг. в связи с  голодом и нашествием половцев. В  эти годы был создан сборник законов  «Правда Ярославичей», ряд статей которого предусматривал наказания  за убийство служащих вотчины. Общественные отношения регулировались Русской  правдой и другими правовыми  актами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Религиозные верования  славян. Роль христианизации  на Руси
     Древние славяне были люди ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию  правильней было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Слово «веды» - созвучно современному русскому «ведать», «знать». Это мирная религия высококультурного народа, родственная другим религиям ведического корня - Древней Индии и Ирана, Древней Греции.
     Основными памятниками культуры славянской древности  являются священные песни, сказания, мифы, хотя большинство ученных считают, что тексты древнеславянских священных  песен, мифов погибли христианизации Руси. В отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось - Велесову книгу, предпочтительно написанную новгородскими жрецами не позже IX в., считают подделкой.
     До  сих пор ведутся споры о  сущности упоминаемых в летописях  славянских богов. И тем не менее  высказано мнение, что древнейший пласт славянских мифов сохранился лучше греческих, индийских или  библейских. Причина тому - особый путь развития славянской культуры. Мифические сказания других народов искажались при записи и обработке уже  в древнейшее время. Славянский фольклор - это живая устная традиция, в  меньшей степени претерпевшая изменения  под влиянием письменной культуры. Сокровища славянского фольклора - народные песни, сказки, былины, духовные стихи - начинают интенсивно собирать и записывать только в первой половине XIX в.
Велесова  книга- памятник сложный и емкий. Она разрешает давний спор о происхождении  славян. Она описывает судьбы различных  племен, участвовавших в славянском этногенезе. Древнейшее событие, представленное в ней, - исход индоевропейских  племен из Семиречья, области близ озера  Балхаш, и сегодня носящей такое  название из-за семи рек, впадающих  в него. По данным археологов, миграция индоевропейских племен из средней  Азии происходила в последней  трети II тысячелетия до н.э. на обширнейшей  территории от Балкан до Енисея (эллины-дорийцы) и Северного Китая (массагеты  и саки). Велесова книга описывает  события мифической и древнейшей истории славян конца II тысячелетия до н.э. - конца I тысячелетия н.э.
     По  Велесовой книге у древних  славян существовала архаическая Троица - Триглав: Сварог (Сварожич) - небесный бог, Перун - громовержец, Велес (Волос) - бог разрушитель Вселенной, хотя различные жреческие школы славян неодинаково понимали тайну Троицы.
     С широким распространением материнских  культов связано почитание женских  предков. В эпоху патриархата  материнские культы трансформируются в женские ипостаси богов и  приобретают некую единую функцию - становятся покровительницами дома, очага, огня, территории, страны, человека, семьи, любви в виде хозяек, бабушек, матерей. Однако в целом женские  культы, в какой бы модификации  они не встречались, всегда тяготеют к одному из двух своих проявлений: они олицетворяют мир любви либо небесной (славянская Лёле), либо земной (славянская Мать сыра земля).
     Уровень духовной зрелости древних славян, их философские воззрения можно  реконструировать по их космогоническим  мифам. С именем Сварога связан древний  космогонический миф славян о  сотворении Земли Прародителем нашим - Родом - Родником Вселенной.
     При воцарении в Киеве Владимира  Красно Солнышко (980-1015) была проведена  своего рода языческая реформа. Стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии, рядом  со своими теремами, на холме, князь  приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мороши. Согласно древним легендам Владимир установил даже человеческие жертвоприношения этим богам, что должно было придавать  их культу трагический, но в то же время  и очень торжественных характер. Культ главного бога дружинной знати - Перуна был введен в Новгороде  Добрыней, воспитателем Владимира. Вокруг идола Перуна горело восемь негасимых  костров, а память об этом вечном огне сохранилась у местного населения  вплоть до XVII в.
     В пантеоне Владимира, языческие божества были расставлены в порядке их старшества и каждому из них были условно противопоставлены античные боги и христианские святые:
     ПЕРУН. Глава княжеского пантеона, русский  Зевс-громовержец, выдвинувшийся на первое место в условиях военных  походов на Балканы в 4в. и в  процессе создания государственности  Киевской Руси 9-10вв. как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку Илье.
     СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог («Небесный»). Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, «бог-отец». Уподобен христианскому богу-творцу Савоафу.
     ДАЖЬБОГ - Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, «белого света», податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.