На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Русская народная сказка

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное  учреждение Среднего профессионального  образования Педагогический колледж № 8

Реферат по теме: «Русская народная сказка»

Антошихиной Ксении Михайловны
Студентки 211 группы
Преподаватель:                                                                        
 
 

                                                                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             
 
 
 
 
 

                                                       2010 год. Санкт - Петербург.                       

                                                           1 страница. 
 
 
 

Содержание: 
 

1.)Русская  народная сказка - сокровище народной  мудрости.
     Определение русской  народной сказки. 
 

2.)Классификация сказок. 
 

3.)Характеристика видов  сказок  с примерами. 
 

4.)Генезис  сказок. 
 

5.)Собирание  сказок. 
 

6.)Влияние детской сказки на младшего школьника. 
 

7.)Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   2 страница

1.)Русская народная сказка - сокровище народной мудрости. Определение русской народной сказки.

 
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII веке, до этого использовалось слово «баснь». Происходит от слова «казать», имело значение «перечень», «точное описание».
В.И. Аникина: «Сказка - это произведение, в котором  главной чертой становится установка  на раскрытие жизненной правды с  помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла». 

Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин "байка" или "басень", от слова " бать", " рассказывать". Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые " сказки сказывают небывалые". Но ученые полагают, что в народе слово "сказка" употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако, уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество. 

Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный  язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. 
 

Сказки расширяют  кругозор, пробуждают интерес к жизни  и творчеству народов, воспитывают  чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным  трудом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        3 страница

2.)Классификация  сказок.

Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности. В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров. Так Э. В. Померанцева подразделяет фольклорные сказки на сказки:
    о животных;
    волшебные;
    авантюрно-новеллистические;
    бытовые.
А В. Я. Пропп делит сказки на:
    волшебные;
    кумулятивные;
    о животных, растениях, неживой природе и предметах;
    бытовые или новеллистические;
    небылицы;
    докучные сказки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                           
 

                                            4 страница 

3.)Характеристика видов  сказок  с примерами.(по Проппу):

1.) Волшебная сказка. Имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь с царицей) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её. Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. 

2.)кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную композицию различают:
С бесконечным повторением:
Докучные сказки типа "Про белого бычка".
Единица текста включается в другой текст ("У  попа была собака").
 С конечным повторением:
"Репка" - нарастают  единицы сюжета в цепь, пока  цепь не оборвётся.
"Петушок подавился" - происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся. 

3.)сказки о животных. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни". В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка "Медведь").
                                               5 страница
 В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:
        1.)Кумулятивная сказка о животных.
        2.)Волшебная сказка о животных.
        3.)Басня (аполог).
       4.)Сатирическая сказка.
4.) новеллистическая сказка. Имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но имеет качественное с нею различие. В сказке этого жанра, в отличие от волшебной, происходят воистину чудесные события (работник побеждает чёрта). В новеллистической сказке действует трикстер — человек. Он из народной среды, он борется за справедливость с властью предержащей и добивается этого.

5.) Небылицы - это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает ”например: гром по лесу прокатился: комар с дерева свалился или ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота”. Пример С.Я. Маршак «Быль-небылица»

 
6.)Докучные  сказки - сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Также многократно повторяющийся один и тот же фрагмент текста фигурирует в известном однообразном предложении "купить слона" (основная идея - что бы собеседник ни говорил, ему в итоге предлагается купить слона). Пример такой сказки –« Сказка про белого бычка» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          6 страница 

4.) Теория происхождения (генезис) и развития сказок.
Фольклорные сказки происходят из тотемических мифов первобытнообщинного  общества (примитивных народов Северной Азии, Америки, Африки, Австралии и  Океании). Первичные, архаичные сказки называют архаическими или мифологическими. Носители архаического фольклора сами выделяют их из мифологического повествования. Так, например, у чукчей выделяют две формы: пыныл и лымныл, у народности фон (Бенин) — хвенохо и хехо, у народности киривна (в Меланезии) — лилиу и кукванебу, и т. п. Эти две главные формы приблизительно соответствуют мифу и сказке. Различие между ними выражает оппозицию сакрального и профанного, профанное является часто результатом деритуализации и потери эзотерического характера. Структурная разница не была обязательной между этими двумя формами, она могла вовсе не существовать. Очень часто один и тот же или сходный текст мог трактоваться одним племенем как настоящий миф, а другим — как сказочное повествование, исключённое из ритуально-сакральной системы. Можно определить архаические сказки как нестрогие мифы, учитывая, что они включают мифологические представления. Ф. Боас замечает, что архаическую сказку от мифа индейцев Северной Америки отличает лишь то, что культурный герой добывает блага для себя, а не для коллектива. Нестрогая достоверность архаичной сказки влечёт за собой преобладание эстетической функции над информативной (цель архаической сказки — развлечение). Так экзотерический миф, рассказанный непосвящённым в целях общего развлечения, находится на пути превращения мифа в сказку.
Архаическая сказка не только воспринимает мифологические мотивы о змееборчестве; о женитьбе на «тотемном» животном, с целью  заполучить для общины блага; путешествие  героя в царство мёртвых; бегство  детей от злого существа, восходящие к посвятительным обрядам; но и создаёт своего героя — обиженного сиротку. Появление этого героя вызвано изменением социальных представлений в первобытнообщинном обществе. Можно считать, что в первобытнообщинной сказке выражен «протест» против изменения положения вещей: рушится эндогамия и экзогамия, рушится матриархат и первобытнообщинное общество. Сиротка — это младший брат, который остался обделенным старшими братьями, после смерти родителей, сиротка — это падчерица, пасынок для женщины, которая взята замуж отцом из племени, раннее не участвовавшем в брачном обмене. «Семейная» тематика и интерес к личной судьбе появляется в архаической сказке. Однако образ сиротки, изначально восходит к обряду инициации, где проходящий обряд инициации должен перед испытанием выглядеть невзрачно. Пройдя испытание, через символическое пожирание чудовищем, посвящающийся
                                           7 страница
преображался. Доминирование  в архаической сказке мотива свадьбы — это результат, ради которого проходила инициация юношей и девушек в мифе. Брак стал целью архаической сказки, стал компенсацией социально обездоленного.
В недрах архаической  сказки, где действовали зооморфные культурные герои, вызревали многие повествовательные фольклорные  жанры, среди которых были волшебная  сказка, сказка о животных. В корякском  фольклоре Ворон путешествует по нескольким слоям Земли, спускаясь всё ниже и ниже (мотивы волшебной сказки). Для волшебной сказки стали продуктивны сюжеты с мифологическими мотивами, сюжеты «семейной» тематики и личной судьбы (обиженный сиротка получает более высокий социальный статус). Однако то, что стало продуктивным для волшебной сказки, не является продуктивным для сказки о животных. Для сказки о животных продуктивны сюжеты, в основе которых лежит соперничество двух персонажей, разрешаемого проделкой (трикстерское содержание). Проделка в архаической сказке может быть одна, но может быть и цепочка проделок: кто-то затевает сделать что-то, тот делает, но потом, поняв что того обманули, делает ответную проделку. Соперничество двух животных, из-за которого одно, глупое, неудачно подражает другому, проделка хитрого над ограниченным, насмешки одного над другим — темы эти, постоянно звучащие в мифах о фратриальной вражде, прочно входят, затем в сказку о животных и практически формируют её. Большинство сюжетов будущей сказки о животных — это архаические анекдоты о неудачах культурного героя, возникшие после разрушения матриархата, то есть после крушение прежних верований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       8 страница   
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.