На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Афинское право

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования и науки РФ
     Государственное образовательное учреждение
     высшего профессионального образования
     «Рязанский  государственный университет имени  С.А. Есенина». 
 
 

     Реферат
     на  тему: «Афинское право»
     дисциплина  «История государства и права зарубежных стран» 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил
     студент 116 группы
     Зубрильчев  Г.Ф. 
 
 
 
 
 
 
 

       Рязань 2011
       План:
       Введение
       1) Источники афинского права
       2) Право собственности и обязательства
       3) Семейное и наследственное право
       4) Уголовное право
       Заключение
       Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Афинское  право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему  права, оказавшую заметное влияние  на правовые системы других полисов, особенно на те, что входили в состав афинского морского союза.
       В Древней Греции в начале I тысячелетия до н.э. земледелие начинает вытеснять главную отрасль хозяйства того времени – скотоводство, что подтверждают раскопки.
       Ремесло начинает отделяться в отдельную  отрасль от земледелия. Занятия же торговлей считается позорным трудом. Семьи аристократов имеют огромные стада ,получают наилучшие и наибольшие части военных добыч.
       Основное  населения являлось свободными земледельцами, жившими в патриархальных семьях в общинах и совместно владевших  землей. Само название земельных участков происходило от слова «жребий» (клерос), то есть участок земли, полученный от общины в результате жеребьёвки. Жилища, орудия туда переходили в частную собственной и предавались по наследству детям. Расслоение общества проникло и в общину. Стали появляться многонадельные и безнадельные общинники и батраки-феты.
       Власть  осуществляется в этот период народными собраниями, советами старейшин и базилевсами — племенными вождями. Базилевс был военным вождем, он осуществлял суд (в присутствии народа), выполнял жреческие функции.
       При этих социальных изменениях были необходимы способы урегулирования новых отношений  в обществе. Тогда и началось бурное развитие афинского права, которое могло бы совершенствоваться во времени, если бы греческие полисы не были завоеваны Александром Македонским. 
 

       1)Источники афинского права 

       Существовавшая  в родоплеменной организации  Аттики мононорма в процессе становления  политической власти и затем государства  начинает "расщепляться". С появлением новых социальных отношений и  расширением сферы социального регулирования, необходимости его большей определенности и фиксированности основные элементы мононормы (обычаи, религиозные установления, нравственные предписания) приобретают все большую самостоятельность, хотя и остаются взаимосвязанными. Часть из них приспосабливается к складывающемуся менталитету политически, а затем государственно организованного общества, являет собой древнейшие источники права. Они получают новое истолкование (некоторые родоплеменные обычаи становятся территориальными правовыми обычаями, появляется правовая фиксированность и защищенность культа богов, из элементарной нравственной нормы "взял — отдай" возникает долговая кабала). Поначалу это соответствовало интересам прежде всего эвпатридов и закреплялось решениями ареопага и архонтов, а со временем — и большинства свободных, когда с конца VII в. до н.э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль.
       «Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона»1. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н.э. Не исключено, что и сам Драконт был мифической личностью. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и кража овощей, праздность. Характерно, что такой пережиток родового строя, как кровная месть, был запрещен. Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.)
       «Активная законодательная деятельность в Афинах в V—IV вв. до н.э. привела к накоплению большого законодательного материала, порою противоречивого и в целом неупорядоченного»2. От законов отличались принятые народным собранием псефизмы — постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие и такие же общие правовые нормы, как и законы. Однако основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны в законодательстве с достаточной полнотой. Многие из них сохранили те или иные пережитки родового строя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2)Право собственности и обязательства 

       В афинском праве различалось владение — как фактическое обладание  имуществом с его использованием и собственность — как владение с правом распоряжения. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и домов. «Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на "видимое" (земля, дом, рабы и т.п.) и "невидимое", способное ускользать от налогооблажения и конфискации (деньги, драгоценности)»3.
       Между государственной и частной земельной  собственностью существовала органическая связь — частная собственность  на землю считалась ведущей свое происхождение от государственной, а государственная существовала в форме частной. Поэтому, несмотря на окончательное утверждение со времен Солона частной собственности, она носила еще отпечатки прежних коллективистских представлений об общности имущества и считалась предоставленной государством. Поэтому архонты, вступая в должность, ежегодно объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества. Существенным обременением, лежащим на частной собственности, была обязанность состоятельных граждан устраивать за свой счет пышные празднества (литургии), для афинян. В этом обычае нельзя не видеть своеобразного выкупа, который разбогатевший член общества должен был платить за свое право владеть большим достоянием, чем другие, за право неравенства  имуществ. Литургии  налагались  в  соответствии с имущественным положением лица, ибо одни из них требовали больших, другие меньших расходов.   Обязанное лицо могло переложить литургию на другого, которого оно считало более  богатым,  а  если тот отказывался, — предложить  ему  обменяться имуществом. Такие сделки действительно происходили. Во время войны на богатых возлагалась и триерархия — обязанность за свой счет снабжать военный корабль.
       «Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда («вольные» и «невольные» обязательства)»4.
       Основанием  возникновения договоров считалось  соглашение сторон, не требовавшее  особых формальностей. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной обязанной стороной (договор займа).
       Исполнение  договора обеспечивалось задатком, поручительством  третьих лиц и залогом (до реформ Солона договор займа обеспечивался и самозакладом должника). Если от исполнения договора отказывался покупатель, он терял свой задаток, продавец же был обязан вернуть двойную сумму задатка. При поручительстве материальные гарантии исполнения договора брали на себя третьи лица. Особое значение в истории Афин имел залог земли — ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство.
       Среди договоров важное место занимала купля-продажа, получившая большое  распространение в связи с широким развитием торговли как в самой Греции, так и с соседними странами, заем, в том числе у ростовщиков под большие проценты (до 20%), имущественный наем движимости (в том числе и рабов) и недвижимости (особенно домов метеками, не имевшими или имевшими ограниченное право приобретать дома), личный найм и некоторые другие. Был известен и договор товарищества, по которому несколько лиц вносили средства в общее имущество для достижения каких-либо целей (торговые, религиозные и иные товарищества). Доходы и убытки товарищества распределялись между его участниками так, как это было обусловлено договором, или пропорционально сделанному взносу.
       Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу (повреждение или истребление имущества, причинение убытков и т.п.). Они влекли за собой возмещение ущерба, а вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере. Ответственность возникала и тогда, когда вред был результатом действий подвластных лиц — детей, рабов. Раб мог быть передан потерпевшему в компенсацию за причиненный ущерб. При причинении вреда личности (а в некоторых случаях и имуществу) возникала ответственность за преступление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3)Семейное  и наследственное  право 

       Афинская  женщина не имела ни политических, ни гражданских прав. Ее уделом было домашнее хозяйство, и стены-дома ограничивали доступный ей мир. Афиняне хвалились тем, что их жены выходят на улицу только по большим праздникам (направляясь в храм), или, что их жены так хорошо воспитаны, что стыдятся видеть любого постороннего, в том числе и своих родственников.
         Женщина была лишена права  совершать от своего имени  юридические акты, в том числе  и такие, как заключение брачного договора. Это было делом ее отца, а при отсутствии отца — старшего брата. Законным представителем интересов замужней женщины был ее муж. Он же должен был подыскать своей разведенной жене нового мужа.
       Сам развод был для мужа сравнительно легко осуществим: достаточно было призвать свидетелей  и дать «разводную» жене. Если причиной развода не было предосудительное поведение жены, муж должен был  возвратить ей  приданое.
       Приданое  было в принципе не обязательным для  отца невесты, но если ее выдавал замуж брат, он должен был дать за ней некоторую часть имущества семьи. Так же поступал и муж, отправляясь на войну: в своем завещании он обычно указывал, какое приданое дается им для жены, если он не останется в живых.
       Пережитков  старых, до государственных обычаев был в Афинах обычай заключения браков между кровными родственниками. Брак между дядей и племянницей был обыкновенным явлением. Историк Непот сообщает, например, об афинском политическом деятеле Кимсше, что он «был женат на своей единокровной сестре... Он вступил в этот брак, скорее подчиняясь обычаю, чем любви, ибо у афинян разрешается брать в жены сестру, если она происходит от того же отца, но от другой матери».
       Закон требовал от жены строгого целомудрия. В противном случае мужу разрешалось изгнать ее из дому, и в своей последующей жизни она не могла ни украшаться, ни входить в храм, чтобы, как говорили, не совращать других. При нарушении женщиной этого запрета первый встречный был обязан разорвать на ней платье, снять с нее украшения и избить ее.
       Для мужа не считалось чем-то необыкновенным иметь любовниц и не только рабынь, но и гетер. В богатых домах содержались настоящие гаремы.
       Убийство  и продажа детей, разрешавшиеся  законом в досолоновские времена, были запрещены, но зато отец получил право лишать своих детей наследства. В условиях развитого классового общества, покоящегося на праве частной собственности, эта новая мера воздействия была едва ли менее эффективной, чем прежние. Основанием для лишения сына наследства могло служить любое проявление непочтительности к отцу; под этим понималось и нарушение отцовской воли. Точно так же мог быть лишен наследства сын — расточитель отцовского имущества или сын, совершивший неблаговидный поступок.
       При отсутствии каких-либо поводов для лишения сына его наследственной доли завещатель был вправе резко ограничить ту часть имущества, которую он оставлял сыну.
       Всем  этим отец имел возможность прочно держать сыновей в своей власти. При наличии сыновей дочь по афинскому  праву наследницей не являлась. Если не было завещания, наследственная масса распределялась поровну между сыновьями. При этом, как уже говорилось, братья должны были выделить известную часть имущества на приданое сестрам.
       Если  не было сыновей, ближайшими наследниками становились дочери. При этом завещатель поступал по обыкновению так: он указывал в завещании лицо, которому следовало передать имущество, при условии, что это лицо женится на дочери-наследнице; если было несколько дочерей, ставилось еще и дополнительное условие: он должен был выдать их всех замуж, дав каждой приданое, указанное в завещании.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.