На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Либеральная демократия: достоинства и недостатки

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.Факторы  социальной мобильности  в современном  российском обществе. Маргинальность и  ее проявления.  

Факторы социальной мобильности - условия, влияющие на мобильность. Они будут рассмотрены на микро и макроуровне.      
Факторы социальной мобильности на микроуровне - это непосредственно социальное окружение индивида, а также его  совокупный жизненный ресурс.
Факторы социальной мобильности на макроуровне - это состояние экономики, уровень  научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая  система стратификации, характер природных  условий и т.д.
       1)Образование как фактор социальной  мобильности в современной России.
       Образование становится одним  из решающих факторов социального  расслоения, так как: 
с одной стороны, глобализация и перенос  отношений соперничества из области  финансовых, промышленных и военно-технических  ресурсов в область информационных технологий требует определенного  уровня образования и культуры;
с другой стороны, в условиях трансформации  российского общества образование  как институт социализации может  обеспечить, во-первых, преемственность  положительного опыта, а во-вторых, формирование новых корпоративных  ценностей, необходимых для возникающих  социальных слоев.
       2)Другой основной фактор социальной  мобильности-профессия. Действительно,  в индустриальном обществе развитие  передовых технологий дает толчок  появлению множества новых профессий,  требующих высокой квалификации  и подготовки, с одной стороны,  и являющихся высокооплачиваемыми  и престижными, с другой. Вследствие  этого возрастает уровень мобильности  как добровольной, ориентированной  на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня.
       Это, в свою очередь, определяет  высокую значимость образования  как фактора социальной мобильности.  М. Вебер в качестве критерия  притязаний на «…позитивные или  негативные привилегии в отношении  социального престижа» указывал  во-первых, образ жизни, во-вторых, «формальное образование, заключающееся  в практическом или теоретическом  обучении и усвоении соответствующего  образа жизни», и в-третьих, престиж  рождения или профессии. С другой  стороны, П. А. Сорокин отмечал,  что « роль канала, который  исполняет современная школа,  становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на  себя функции, ранее выполнявшиеся  церковью, семьей и некоторыми  другими институтами».
        Следовательно, полученное образование  и выработанные в процессе  его получения манеры и стиль  жизни, а также профессиональный  статус и связанное с ним  материальное вознаграждение дают  индивиду основания претендовать  на более высокую социальную  позицию и принадлежащий этой  позиции престиж. 
       3)Богатство и власть как основные  факторы мобильности. 
Большинство западных социологов в качестве доминантного фактора социальной мобильности  в современных обществах выделяют экономический, который становится базовым и в современной России, где после реабилитации частной  собственности и предпринимательства  богатство стало общепризнанным критерием социального успеха, социальной защищенности и возможности продвижения  в высшие страты.
        Трансформация российского общества  как необходимый и неизбежный  процесс характеризуется возникновением  новых систем социальной дифференциации, изменяющих мотивацию деятельности  и возможность экономических  достижений практически всех  категорий населения. Радикальные  изменения отношений собственности  и власти привели к формированию  новой шкалы равенства-неравенства  в социальной организации общества. Основная тенденция трансформации российского общества – углубление социального неравенства. В связи с этим встает вопрос о выделении основного стратифицирующего фактора, действующего как объективно, так и через признание его таковым в сознании людей.
       Большинство исследователей на  первое место ставят экономический  (доход, богатство, собственность)  фактор, основываясь на показателях  среднедушевого денежного дохода  в системе «богатый – бедный»  и на значении децильного коэффициента. Например, в 1997г. доходы 10% наиболее  обеспеченных были в 12.8 раз  выше, чем у 10% наименее обеспеченных, тогда как в развитых западных  странах это соотношение не  превышает 4-55) , и вряд ли это  соотношение резко снизилось  к 2010 году.
Другой  стороной имущественной дифференциации является должностной статус, особенно наличие распорядительных финансовых функций; уже достаточно оформилась группа людей, которая благодаря  своему положению в системе властных отношений становится господствующей и привилегированной.
       В представлениях населения богатство  также является основным фактором, определяющим отношения неравенства.  Так, по данным З.Т. Голенковой, основными факторами, определяющими  социальное расслоение общества, большинство респондентов (91,3% и  91,2% соответственно) назвали власть  и доход, тогда как образование  и профессия занимают лишь  пятое (35, 6%) и седьмое (30,1%) места. 
       Таким образом, в российском  обществе все пространство социальной  стратификации определяется практически  одним показателем, а именно  материальным (богатство) при резком  снижении значимости других критериев  дифференциации, которые перестают  играть уравновешивающую роль. Такое  положение вещей ведет к усилению  дезинтеграционных процессов, поляризации  и социального неравенства, ограничению  восходящей мобильности и, в  конечном счете, к замкнутости  верхних слоев, т. е. к тому, от чего общество пытается  уйти.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ, МАРЖИНАЛЬНОСТЬ
       Маргинальность - крайние проявления  в состоянии, положения или  поведении кого-либо или чего-либо; промежуточность, "пограничность"  положения человека или группы  людей между какими-либо социальными  или этническими группами.
       Маргинальность как состояние  образованных слоев российского  общества:
Другая, не менее важная сторона процесса трансформации российской социальной структуры – маргинализация значительной части населения. Отличительной  чертой состояния маргинальности в  России является, во-первых, то, что  она вызвана массовой нисходящей мобильностью в условиях общего кризиса  и радикальных реформ, и во-вторых, она носит преимущественно вынужденный  характер под влиянием внешних факторов, связанных с социально-экономической  и социокультурной трансформацией общества в целом, которая заставила  социальные группы, имевшие ранее  высокий статус, изменить или полностью  утратить его и связанные с  ним социальную среду, социальные связи  и систему ценностных ориентаций.
       Состояние маргинальности характерно, в первую очередь, для большинства  групп, отличающихся довольно  высоким уровнем образования  и имевших в прошлом высокий  социально-профессиональный статус. Этими «новыми маргиналами» (Попова  И.П.) являются, во-первых, работники  «бюджетной сферы»: учителя, врачи,  преподаватели вузов и работники  академических и отраслевых НИИ;  во-вторых, большую группу составляют  ИТР и часть управленческого  персонала предприятий ВПК; и  в-третьих – мигранты из бывших  союзных республик, ставших независимыми  национальными государствами. Из  всех этих групп наиболее уязвимыми  оказались работники ВПК и  конверсионных предприятий, поскольку  «особенности функционирования  предприятий в советский период (закрытость, опека со стороны  государства, социальные, экономические  привилегии и т. д.) свели к  минимуму вариативность поведения  работников оборонного комплекса, снизили гибкость реагирования на меняющиеся обстоятельства в социальной среде».
       В целом можно сказать, что  российское общество «потеряло»  слой интеллектуалов и интеллигенции,  выполняющих в рамках культурно-нормативной  системы основную функцию передачи  базовых ценностей и культурных  стандартов и являющихся интегрирующей  силой современного общества.
        Таким образом, маргинальная позиция  образованных слоев российского  общества, в большей степени навязанная  новой экономической ситуацией,  не может не влиять на статус  образования в системе ценностей  россиян. Поскольку высшее образование,  главным образом техническое,  в данной ситуации становится  в большей степени фактором  нисходящей социальной мобильности,  следовательно, снижается ценность  самого образования. 
        Появление термина «маргинальность»  в социологии связывают с именем  Р. Парка. Анализируя последствия  миграции, подробно Парк описал  характеристики маргинального человека, заложив тем самым одну из  базовых традиций анализа маргинальности  в социологии. Позже концепция  маргинальности получила свое  развитие в работах других  авторов. В
западной  социологической науке исследование проблем маргинальности про-
водится в трудах Дж. Дель Пилар, Дж. Джемани, Г. Зиммеля, А. Керкхоффа,
Отечественная традиция изучения маргинальности связана  с именами
С.П. Баньковской, З.Х. Галлимулиной, З.Т. Голенковой, Е.Д. Игитханян,
С.Б. Кагермазовой, В.Г. Николаева, С.Н. Мельник, И.П. Поповой,
Е. Рашковского, Е.Н. Старикова, К.А. Феофанова  и др. Широкий теоретиче-
ский  материал по проблеме маргинальности и формам ее проявления в нашей
стране  представлен в коллективной монографии «Маргинальность в современной  России»3. Работы указанных исследователей позволяют выделить группы в российском обществе, для описания которых можно  использовать категориальный аппарат  концепции маргинальности.
       Таким образом, традиция исследования  маргинальности в российской  со-
циологии  имеет длительную историю. Концепция  маргинальности – один из
наиболее  востребованных теоретических инструментов изучения трансформирующегося общества: общества изменяющегося, с интенсивными процессами мобильности и неустойчивыми  статусами. Все это создает теоретические  предпосылки для использования  теории маргинальности в целях описания статусных позиций при изучении социоструктурных отношений.
        Концепция маргинальности может  служить эффективным инструментом  для изучения современных социальных  процессов в российском обществе, позволяющим найти новые ракурсы  в понимании современных проблем  и расширить возможности их  анализа. Это предполагает необходимость  уточнения понятия маргинальности  применительно к условиям переходного  периода в обществе, охваченном  системным кризисом, сопряженным  с ходом радикальных реформ. Анализ  основных концептуальных подходов  в рассмотрении маргинальности  в американской и западноевропейской  науке показал, что это явление  сложное и многоаспектное, а само  понятие имеет междисциплинарный  характер. Исследователи выделяют  несколько типов маргинальности, приобретающих свой смысл и  значение в определенных исторических  условиях, но, как правило, маргинальность  во всех этих случаях рассматривалась  в условиях достаточно стабильных, преемственно развивающихся социальных  структур как следствие структурных  изменений в результате научно-технического  прогресса. В настоящее время  в российской науке отмечается  тенденция к определению новых  концептуальных подходов в исследовании  маргинальности в современных  социальных процессах. Исходя  из этого, можно предложить  следующее уточнение понятия  «маргинальность» – состояние  групп и индивидов в ситуации, вынуждающей их под влиянием  внешних факторов, связанных с  резким социоэкономическим и  социокультурным  переструктуированием  общества в целом, изменять  свое социальное положение и  приводящей к существенному изменению или утрате прежнего статуса, социальных связей, социальной среды, а также ценностных ориентаций.
       Явление маргинальности открывает  обширное поле для изучения  природы современной цивилизации.  Ломка прежних идеологических  схем и духовных установок  приводят к распространению состояния  культурной дезориентации и неопределенности, что разрушает целостность и  сбалансированность общественной  системы в сфере соотнесенности  ее социальной и культурной  стратификации и ведет к смене  культурных парадигм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Девиантное  поведение. Основные  теории девиации.
Девиантное  поведение — система поступков  или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или  нравственным нормам.
К основным видам девиантного поведения  относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также  самоубийства, проституция. Связь между  этими видами девиантного поведения  заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В исследованиях  девиантного поведения значительное место отводится изучению его  мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении  девиантного поведения особенно большую роль играют дефекты правового  и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности  характера, эмоционально-волевой сферы. Девиантное поведение также в  значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими  к формированию более или менее  устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления девиантного  поведения иногда наблюдаются в  детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи  и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и  принятых в ней ценностных ориентации. Девиантное поведение у детей  и подростков нередко служит средством  самоутверждения, выражает протест  против действительной или кажущейся  несправедливости взрослых. Девиантное поведение может сочетаться с  достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость  формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.
       Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны.
Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность  и противоправное
поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и  не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья.
        Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. К девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).
       Причина девиантного поведения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
        Специальные социологические теории исследуют отдельные социальные феномены как подсистемы конкретной общественной системы, зависимости объекта изучения от социального целого и взаимосвязи с другими социальными процессами (подсистемами).
Предметом подобных теорий могут социальные явления  и институты в определенной сфере  общественного бытия (труд, политика, быт, досуг) или же “сквозные”, присущие различным сферам.
       Функционально частные социологические теории служат методологией познания отдельных социологических процессов, общностей, институтов и методологической основой эмпирических исследований.
       Социология девиантного поведения относится к “сквозным” теориям.    Специфика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм.
Тип объяснения Теория Автор Основная  идея
Биологич-е Физические  черты связаны с преступными наклонностями. Определенное  строение тела, среди девиантов
Ломброзо, Шелдон
Физические  особенности являются причиной девиации
Психологич-е Психоаналитичес-кая теория Фрейд Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию
Социологич-е Аномия 
Социальная  дезорганизация 

Аномия 

Культурологич-е теории 

Теория  стигматизации (клеймения) 

Радикальная криминология
Дюркгейм, Шоу Маккей,
Мертон,
Селин, Миллер, Сутерленд,
Клауорд, Оулин,
Беккер,
Турк, Квинни, Тэйлор, Уолтон и Янг.
Девиация, в частности самоубийства, происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм; Девиация  многих видов возникают в тех  случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми;
Девиация  нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре ценностями и социальными способами  их достижения;
Девиация  – своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение  менее защищенных групп;
Девиация  является результатом противодействия  нормам капиталистического общества.
Таблица1. Теории девиации
Теория  аномии:
       Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом. Дюркгейм использовал эту теорию в своем классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной из причин самоубийства явление, названное аномией (буквально "разрегулированность"). Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют их поведением, они знают, чего следует ожидать от других и что ждут от них. Жизненный опыт людей (т.е. их удовольствия и разочарования) более или менее соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен, например в связи со спадом деловой активности и безудержной инфляцией, жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Чтобы продемонстрировать воздействие аномии на поведение людей, Дюркгейм показал, что во время неожиданных экономических спадов и подъемов уровень самоубийств, как правило, становится выше обычного. Он считал, что неожиданные упадок и процветание связаны с "нарушениями коллективного порядка". Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию и - все это способствует девиантному поведению (Дюркгейм, 1897).
        Хотя теория Дюркгейма подверглась критике, основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, и в наши дни считается общепризнанной. Термин "социальная дезорганизация" обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.
       Шоу и Маккэй (1942) установили, что официальный уровень правонарушений среди подростков особенно высок в городских районах, где проживают люди различного происхождения и наблюдается высокая степень текучести населения. Для жизни таких районов характерен не только конфликт между культурными ценностями (что приводит к отсутствию единой совокупности ожиданий), но возникают трудности в связи с контролем за соблюдением любых стандартов, и должностные лица даже не пытаются его осуществлять (Коэн, Шорт, 1961). Противоречивые критерии оценки поведения людей и слабый контроль со стороны властей в значительной мере способствуют росту правонарушений.
       Сравнительно недавно теория аномии нашла новое выражение в понятии "социальных обручей", введенном Трэвисом Хирши (1969). Хирши утверждает, что, чем больше люди верят в ценности, принятые обществом (например, в правильность законов), чем активнее они стремятся к успешной учебе, участию в социально одобряемой деятельности (например, во внешкольных занятиях) и чем глубже их привязанность к родителям, школе и сверстникам, тем меньше вероятность, что они совершат девиантные поступки. Исследование 1300 юношей с белым цветом кожи (в возрасте от 12 до 18 лет) в некоторой степени подтвердило точку зрения Хирши. Например, среди подростков, которые стремились "быть полностью похожими на своих отцов" (измерение степени привязанности к родителям), 64 процента имеют низкий уровень правонарушений; среди тех, кто не проявили желания быть похожими на отцов, этот показатель составил 41 процент. Однако этот вывод не подтвердило исследование, проведенное Хинделангом (1973), который обнаружил, что слишком глубокая привязанность к сверстникам способствует правонарушениям. Это означает, что группы сверстников действительно регулируют поведение своих членов, но они же могут поощрять преступное поведение.
Теория  аномии Мертона:
       Роберт К. Мертон (1938) внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. В качестве примера можно привести противоречивое отношение американцев к проблеме богатства. Они с восхищением относятся к финансовому успеху, достижение богатства является общепринятой в американской культуре целью. Социально одобряемые или институционализированные средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования и устройство на работу в торговую или юридическую фирму. Но когда мы сталкиваемся с реальным положением дел в американском обществе, становится ясно, что эти социально одобряемые средства недоступны для большинства населения. Многие люди не могут платить за хорошее образование, а лучшие предприятия принимают на работу лишь ограниченное количество специалистов. Согласно Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам, например, рэкету, спекуляции на скачках или торговле наркотиками.
       Для того чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:
а) расширять доступ к законным способам достижения успеха и продвижения  по социальной лестнице;
б) соблюдать социальное равенство  перед законом;
в) постоянно совершенствовать само законодательство, приводить его в соответствие с новыми социальными реалиями;
г) стремиться к адекватности преступления и наказания.
       Все это в совокупности позволит снизить социальное напряжение в обществе, уменьшить его криминализацию. Только при выполнении вышеперечисленных требований общество имеет право называться правовым и демократичным. 
 

3.Отличительные  черты президентской  системы
государственной власти. 

Президентская республика - одна из разновидностей современной  формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и  главы правительства.
       Наиболее характерные черты президентской  республики :
-внепарламентский  метод избрания президента и  формирования правительства;
-ответственность  правительства перед президентом,  а не перед парламентом;
-более  широкие, чем в парламентарной  республике, полномочия главы государства.
       В президентской (лат. presidents- букв. сидящий впереди) республике населением  избирается не только высший  законодательный орган государственной  власти, но и глава государства-  президент, который одновременно  является и главой исполнительной  власти. Президент в таких республиках  обладает большей самостоятельностью  в своих действиях и независимостью  от парламента, нежели в парламентарных  республиках. 
       Однако в государствах с таким  устройством объективно существует  большая вероятность установления  авторитарного режима в виде  диктатуры, означающего роспуск  или ограничение полномочий коллегиальных  представительных органов государственной  власти, приостановление деятельности  политической партий, ограничение  политических и личных прав  и свобод граждан. Чтобы избежать  этого существует сложная система  взаимоотношения между ветвями  власти, которая строятся на базе  принципа так называемых сдержек  и противовесов. Рассмотрим, в чем  это проявляется.
Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены  президенту. Судьи, как высшие должностные  лица исполнительной власти, назначаются  президентом с согласия верхней  палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.
        Главный признак данной формы  правления - отсутствие ответственности  исполнительной власти перед  парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать  ее должностных лиц, если они  не нарушили закона. Для своей  деятельности они не нуждаются  в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках  мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент  принадлежит к одной партии, а  большинство в парламенте имеет  другая. Тем не менее они вынуждены  сотрудничать, ибо не одна из  ветвей власти не может конституционным  путем устранить другую (смещение  парламентом должностных лиц  исполнительной и судебной власти  путем т.н. импичмента может  иметь место лишь, если со стороны  этих лиц допущены серьезные  правонарушения).
       Сдержки и противовесы проявляются,  в частности, в отлагательном  вето, налагаемым президентом на  законы, принятые парламентом, тем  самым “тормозя” законодательную  деятельность парламента, которое  может быть преодолено квалифицированным  большинством голосов депутатов  обеих палат парламента. Т.е. депутаты  могут объявить импичмент (англ. impeachment- досрочное отрешение от  должности) президента, судебный  контроль над его деятельностью  и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.