На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Просвещенный абсолютизм Екатерины 2

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации
Омский  Государственный Технический Университет
Кафедра Отечественной истории 
 
 
 
 
 

ИСТОРИЯ 

ТЕМА:  

ПРОСВЕЩЕННЫЙ  АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ II 
 
 
 
 
 

                    Выполнила:                                                Студентка гр. ЗМН - 116
                                          Черноголовина П.С.               
                                                            Проверила: К.И.Н. доцент
                       Леонова А.В   
                   
                   
                   
                   

Омск  – 2006
 

Содержание                                                                                                                      стр. 

Введение…………………………………………………………………………………...3
    Глава 1. Личность Екатерины II…………………………………………………….6
    Глава 2. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой ……………………...11
Заключение……………………………………………………………………………….20
Библиографический список…………………………………………………………….22
 

                                                       Введение
    Император Петр III собирался 29 июня отметить день своих именин (день апостолов Петра и Павла) в Петергофе, где его должна была ожидать Екатерина. Воспользовавшись  отсутствием императора в столице и испугавшись, что заговор против него раскрыт, 28 июня 1762 г. гвардейские  офицеры во главе с братьями Орловыми и жена Петра III Екатерина совершили дворцовый переворот. Измайловский и Семеновский гвардейские полки восторженно поддержали новую правительницу, которая в Казанском  соборе Петербурга была провозглашена самодержавной императрицей. В Зимнем дворце был прочитан Манифест о восшествии Екатерины II на престол. Ей присягнули Сенат и Синод. На следующий день Петр III подписал отречение от престола. Еще через несколько дней он умер (по всей видимости, был убит Алексеем Орловым и охраной). В столице было объявлено, что император скончался  от геморроидальной колики. Он был похоронен в Александро - Невской лавре без оказания царских почестей.
    Н.И. Панин и А.А.Безбородко, Г.А. Потемкин и А.А. Вяземский, Я.Е. Сиверс и Г.Р.Державин, И.И.Шувалов и И.И.Бецкой, П.А.румянцев и А.В. Суворов, Ф.Ф.Ушаков и Г.А. Спиридов -  вот далеко не полный перечень екатерининских «орлов», вошедших в нашу историю в качестве крупных политиков, дипломатов, общественных  деятелей, полководцев. Екатерина II очень умело подбирала своих помощников. Вряд ли правы те, кто упрекает ее в любвеобилии во вред государству. Те из ее фаворитов, что обладали государственным умом, талантами, как, например, Г.А.Потемкин, действительно участвовали в управлении страной. Других, лишенных таких дарований, она держала на своей половине вместе с комнатными собачками. [1,154]
    Екатерина II (1762 – 1796) вступила на русский престол 33 лет от роду и правила практически всю вторую половину 18 века, которую стали называть екатерининским периодом или эпохой Екатерины II.
    Время правления Екатерины II часто называют эпохой просвещенного абсолютизма, под которым одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.
    18 век – время господства просветительской  идеологии. Французские М.Ф.Вольтер,  Ш.Л. Монтескье, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов – мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. [1, 158]
    Представление о государстве как о главном  инструменте достижения общественного  блага господствовало в умах людей  того времени. Идеалом Ш.Л. Монтескье, чье сочинение «О духе законов» было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом  новых  исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не  шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.
    Политика  просвещенного абсолютизма в  России, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась  в использовании положений просветительской идеологии для укрепления  крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводится долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.
    Именно  поэтому тема рассмотрения политики просвещенного абсолютизма является достаточно актуальной и в настоящее  время, ведь именно прошлое всегда определяло, и будет определять те, события  которые происходят именно сейчас.
    Основной  целью данной работы является анализ большой исторической эпохи –  эпохи правления Екатерины II.
    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
    1.Раскрыть  личностные качества императрицы 
    2.Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику, проводимую Екатериной II
    3. Представить различные точки зрения на период ее правления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Личность Екатерины II
    Над  унылыми дюнами Померании задували протяжные ветры; была запоздалая весна 1729 года, когда в доме благочестивого принца Христиана Ангальт – Цербского и его не менее благочестивой супруги Иоганны Елизаветы в тихую лунную ночь родилась здоровая девочка, которую в честь трех теток нарекли по лютеранскому обычаю тройным именем – Софья Августа Фредерика.
    Родители  стали называть ее кратко – Фике. Фике не была глупа; исподтишка она пристально наблюдала за поведением взрослых и рано научилась угадывать, когда она говорят правду, а когда лгут.
        Девочка терпеть не могла кукол.  Она выбегала на двор, где верховодила шайкою уличных мальчишек, устраивая между ними побоища. Совсем неподобающе для принцессы Фике ловко обчищала соседские яблони от недозрелых плодов. Коленки ее были исцарапаны, движения порывисты – как у мальчика. Родители наряжали ее лишь в самые  дешевенькие  платья, рваные чулки тут же штопали, никаких украшений она на знала, и потому в дни народных гуляний смешавшись с толпой, девочка – принцесса ничем не отличалась от детей простых горожан.[3,10]
    Никто не знал что эта маленькая девочка скоро стане императрицей великой России.
    В 1744 году Фике  покинула Берлин уже  названной невестой русского наследника. В России к ней сразу приставили учителя танцев и манер, священника для познания  православия и  писателя – для обучения русскому языку. Понимая чего от нее хотят, она старалась как можно скорее «обрусеть» и со всем пылом своей натуры взялась за освоение русской речи.
    Скоро Фике заговорила по-русски, вызывая своим акцентом и ошибками шумное веселие среди придворных. Но это не смущало ее.
    Летом Фике получила православное имя –  Екатерина Алексеевна. Свадьба была назначена на 25 августа 1744 года.
    Екатерина писала: «По мере того, как день моей свадьбы приближался, я делалась все грустнее. Сердце не предсказывало  мне счастья: одно лишь честолюбие поддерживало меня. У меня в глубине сердца было что то такое, что никогда не давало мне ни на минуту сомневаться, что рано или поздно я сделаюсь самодержавною правительницею России».
    Достойно  внимания, что люди, близко наблюдавшие  Екатерину II, принимаясь разбирать ее характер, обыкновенно начинали с ее ума. Правда, в уме не отказывали ей даже ее недруги, кроме ее мужа, который, впрочем, и не считался компетентным экспертом в таком деле. Однако это не была самая яркая черта характера Екатерины: она не поражала ни глубиной, ни блеском своего ума. Конечно, такому «умнику», как ее ставленник король польский Станислав Понятовский, который не мог шагу ступить без того, чтобы не сказать красивого словца и не сделать глупости, ум Екатерины II должен был казаться необъятной величиной. «Там очень умны, там,— писал он про Екатерину госпоже Жоффрен,— но уж очень гоняются за умом». Последнее — напраслина на Екатерину и сказано по привычке судить о других по себе: кто гоняется за тем, чем уже владеет?
      Екатерина была просто умна  и ничего более, если только  это малость. У нее был ум  не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум, который знал свое место и время и не колол глаз другим. Екатерина умела быть умна в меру. Она, которой со всех сторон напевали в уши о ее великом уме, так простодушно признавалась доктору Циммерману на верху своей славы, что знала весьма много людей несравненно умнее ее. У нее вообще не было никакой выдающейся способности, одного господствующего таланта, который давил бы все остальные силы, нарушая равновесие духа. Но у нее был один счастливый дар, производивший наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, уменье быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решение, выбрать тон, в случае надобности благоразумная мораль и умеренно согретое чувство— все эти мелкие пружины, из деятельности которых слагается ежедневная житейская работа ума, Екатерина умела приводить в движение легко и ежеминутно, когда бы это ни понадобилось, без заметного для зрителя усилия. Эта всегдашняя готовность к мобилизации сообщала Екатерине чрезвычайную живость без увлечения. [2,361]
    Она всегда была в полном сборе, в обладании  всех своих сил. Странническая молодость Екатерины, ранняя привычка жить среди чужих людей много содействовала этой, говоря языком старых учебников психологии, постоянной самособранности. Отсюда же ее находчивость в неожиданных затруднениях: ее трудно было застать врасплох, и при уменье собираться с мыслями она быстро соображала, чего от нее требует минута.
    Та  же привычка жить не дома, сталкиваться с чужими людьми, в которых она  нуждалась больше, чем они в  ней, вместе с чутьем среды и положения  рано развила в Екатерине наблюдательность, соединенную с уживчивостью: я могу приноровляться ко всяким характерам, говорила она Храповицкому, уживусь, как Алкивиад, и в Спарте и в Афинах. [2,369]
    Наблюдательность  — на это дело больше охотников, чем мастеров. Екатерина достигла большого искусства в этом деле и выработала на то свои приемы. Она охотнее наблюдала людей, чем вещи, рассчитывая, что через знающих людей лучше узнает вещи, чем собственным изучением. Наперекор общей наклонности замечать чужие слабости, чтоб ими пользоваться, Екатерина думала, что если нуждаешься в других, то полезнее изучать их сильные стороны, на которые надежнее можно опереться. И она вслушивалась и всматривалась во всякого чем-нибудь выдающегося человека, изучала его мышление, знание, взгляды на людей и вещи. В обращении она не старалась блистать разговором, чтобы не мешать высказываться собеседнику. Зато в ней удивлялись искусству слушать, долго и терпеливо выслушивать всякого, о чем бы кто ни говорил с ней; притом собеседника своего она изучала больше самого предмета беседы, хотя тому казалось наоборот. Так вместе со знанием людей Екатерина выработала себе и лучшее средство приобретать их — внимание к человеку, уменье входить в его положение и настроение, угадывать его нужды, задние мысли и невысказанные желания: вовремя дав собеседнику почувствовать, что и он сам и его слова поняты в наилучшем для него смысле, она овладевала его доверием. В этом заключалась тайна неотразимого влияния, какое, по словам испытавшей его на себе княгини Дашковой, Екатерина умела своим восхитительным обращением производить на тех, кому хотела нравиться. Привычка слушать могла даже превращаться у нее в автоматическую манеру: слушая знакомую возвышенно-скучную трескотню какого-нибудь Бецкого, она сохраняла вид внимания, думая совсем о другом. И она хорошо знала людей, с которыми ей приходилось вести дела, от своей горничной Марьи Саввишны Перекусихиной до короля Фридриха II Великого. Эти свойства помогли ей выработать пригодные средства действия в среде, где ей пришлось действовать.
    «Като (Cathos, как звали Екатерину в обществе Вольтера)лучше видеть издали», - писала Екатерина Гриму в 1778 году. Люди, близко видавшие ее, находили в ней мало слабостей. Ее упрекали в славолюбии,  «в самолюбии до бесконечности», в тщеславии, любви к лести. Может быть, корни этих слабостей лежали в самом ее характере, но несомненно, в их развитии и формах обнаружения принимала участие ее политическая судьба. Слава была для нее средством упрочить за собой приобретенное положение. Эта необходимость, возбуждая самолюбие, удерживала от ослепленного самомнения. Екатерина знала, что самомнение, принимающее притязание  за таланты, - лучшее средство стать смешным, а она больше  всего боялась стать предметом  смеха или сострадания, что было и небезопасно в ее положении.
    С годами, когда европейские знаменитости стали величать ее самой дивною женщиной всех времен, привычка к удаче сделала ее несколько самонадеянной и очень  обидчивой. Она раздражалась не только порицанием ее действий, но и мнениями, с которыми была несогласна.
    Екатерина любила архитектуру, живопись, скульптуру, но музыку не понимала и откровенно признавалась, что для нее это  шум и больше ничего. Веселая и  смешливая, сама признававшая веселость  наиболее сильной стороной своего характера, она допускала исключение только для комической оперы, и выписанный из Италии маэстро Паизиелло веселил ее в эрмитажном театре.[2,365]
    Живость без возбужденности требовала работы, и современники удивлялись трудолюбию Екатерины. Она хотела все знать, за всем следить сама. Находя, что человек только тогда счастлив, когда занят, она любила, чтобы ее тормошили, и признавалась, что от природы любит суетиться и, чем более работает, тем бывает веселее. Постоянная работа стала ее привычкой и спасала ее от скуки, которой она так боялась. Занятия шли у нее в строго размеренном порядке, однообразно повторявшеюся изо дня в день чередой, но, по ее словам, в это однообразие входило столько дел, что ни минуты не оставалось на скуку. Когда наступали важные внешние или внутренние дела, она обнаруживала усиленную деятельность, по ее выражению, суетилась, не двигаясь с места, работала, как осел, с 6 часов утра до 10 вечера, до подушки, «да и во сне приходит на мысль все, что надо было бы сказать, написать или сделать». Сам Фридрих II дивился этой неутомимости и с некоторой досадой спрашивал русского посла: «Неужели императрица, в самом деле, так много занимается, как говорят? Мне сказывали, что она работает больше меня».
    В молодости она много работала над своим образованием и рано запаслась разнообразными сведениями. Свою начитанность она объясняла житейскими неудачами, доставившими ей для того много досуга. В шутливой эпитафии самой себе, написанной в 1778 г., она признается, что 18 лет скуки и уединения (т. е. замужества 1744—1762 гг.) заставили ее прочитать множество книг. Приобретенный запас она старалась пополнять и на престоле. Она хотела стоять в уровень с умственным и художественным движением века. С.-Петербургский Эрмитаж со своими картинами, ложами Рафаэля, тысячами гравюр, камей — монументальный свидетель ее забот о собирании художественных богатств, а в самом Петербурге и его окрестностях, особенно в Царском Селе, сохранились еще многие сооружения работавших по ее заказам иностранных мастеров Тромбара, Кваренги, Камерона, Клериссо, не говоря уже о Фальконете, а также и о русских художниках Чевакинском, Баженове и многих других. Из Плутарха, Тацита и других древних писателей, прочитанных ею во французских переводах, из романов, драм, опер, разных историй она запасалась множеством политических и нравственных примеров, изречений, анекдотов, острот, поговорок, разнообразных мелких сведений, которыми она поддерживала гостиную на своих вечерах и украшала свою обширную переписку. [2,367]
    Такою была великая императрица Екатерина.
 

Глава 2. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой
    Екатерина II обнаружила ум и способности крупного государственного деятеля. Она заняла престол в  сложное время. Впоследствии в своих мемуарах она вспоминала: « В 1762 году при вступлении моем на престол я нашла сухопутную армию в Пруссии на две трети жалованье не получавшую.… Внутри империи заводские и монастырские крестьяне почти все были в явном непослушании властям, и к ним стали присоединяться местами и помещичьи» Екатерина 2 должна была выработать политику, отвечавшую условиям Нового времени. Эта политика и получила название «просвещенного абсолютизма»
    На  первых порах Екатерина  не чувствовала себя на престоле достаточно уверенно. Многие вельможи и дворяне считали, что царствовать после смерти Петра 3 должен был Павел или Иван Антонович.
    Уже 22 сентября 1762 года Екатерина торжественно была коронована в Успенском  соборе Московского Кремля и на протяжении всего царствования держала сына на почтительном расстоянии от трона. В 1764 году молодой офицер В.Я.Мирович предпринял попытку освободить из Шлиссельбургской крепости заключенного там Ивана Антоновича. В соответствии с инструкцией караул убил Ивана Антоновича. Мирович был арестован и казнен.
    С 1763 года Екатерина начала постоянную переписку с М.Ф. Вольтером  и его единомышленниками, обсуждая  с ними государственные дела. Она подчеркивала, что книга Ш.Л.Монтескье стала ее путеводителем в политике. В странах Западной Европы заговорили о «великой Семирамиде Севера».
    Желание лучше узнать Россию лучше привело Екатерину к мысли о поездке по стране, как до этого делал Петр Великий. В начале своего царствования Екатерина посетила Ярославль и Ростов Великий, побывала в Прибалтике, проехала по Волге от Твери до Симбирска.[1,159]
    Екатерина придавала огромную роль законодательству. Она писала, что законы создаются «для воспитания граждан», что «каждое государственное место имеет свои законы и пределы». По подсчетам историков, императрица за годы своего царствования издавала по 12 законов в месяц. Наиболее активной она была в первые годы своего правления, издавая в среднем по 22  законодательных акта в месяц. Уже в манифесте после вступления на престол Екатерина недвусмысленно заявила «Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном их повиновении содержать»
    Одной из первых реформ Екатерины было разделение Сената на шесть департаментов с  определенными полномочиями и компетенцией. Сенатская реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишился  законодательной функции, которая все более переходила к императрице.
    В 1764 году было отменено гетманство на Украине. Последний гетман К.Г.Разумовский  был отправлен в отставку, его  место занял генерал губернатор. Автономия Украины была ликвидирована. Вся страна, считала Екатерина, должна управляться по единым принципам.
    В условиях массовых волнений монастырских крестьян Екатерина в 1764 году провела секуляризацию церковных имуществ, объявленную еще Петром 3. Устанавливались штаты  о оплата церковнослужителей. Бывшие монастырские  крестьяне перешли под власть государства. Она стали называться экономическими, так как для управления ими была создана Коллегия экономии.
    Преследуя цель установить тишину и спокойствие  в стране, укрепить свое положение на престоле, Екатерина созвала в 1767 году  в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего Соборного уложения 1649 года. В работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, государственные учреждения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие примерно половину населения страны в работе комиссии участие не принимали. Ведущую роль в ней играли дворянские депутаты (примерно 45%).[1,160]
    Депутаты  по предложению Екатерины представили в комиссию примерно 1600 наказов с мест, «дабы лучше узнать было нужды и чувствительные недостатки народа». В качестве руководящего документа Комиссии  1767 года императрица подготовила «Наказ» - теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма. Наказ Екатерины состоял из 22 глав и был разбит на 655 статей. Почти ? текста «Наказа» составляли цитаты из сочинений просветителей. Эти цитаты были тщательно подобраны, и «Наказ» таким образом, представлял цельное произведение, в котором доказывалась необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества.
  «Наказ» исходил из положения о том, что  верховная власть «сотворена для народа» и действует «к получению самого большего от всех добра». Верховная власть, по мнению Екатерины II, может быть только самодержавной. Она объясняла это принадлежностью русского народа к числу европейских, обширностью территории и рассуждением, что «лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим».
  Целью самодержавия Екатерина II объявила благо всех подданных. Девизом Уложенной комиссии были слова: «Блаженство каждого и всех». Свобода граждан, или, как ее называла Екатерина II, вольность, «есть право делать то, что законы дозволяют». Таким образом, равенство людей понималось как право каждого сословия обладать дарованными ему правами: для дворян свои установления, для крепостных — свои. Нужно было издать такие законы, чтобы они, «с одной стороны, злоупотребления рабства отвращали, с другой стороны, предостерегали бы опасности, могущие оттуда произойти». Екатерина II считала, что законы, как уже говорилось выше, создаются для воспитания граждан. Только суд может признать человека виновным, утверждалось в «Наказе». Пусть и в сословной интерпретации, но в законодательство России вводилось понятие презумпции невиновности.
  Уложенная комиссия начала заседание в Грановитой палате Московского Кремля летом 1767 г. На пятом заседании императрице был присвоен титул «Великой, премудрой матери Отечества», что означало окончательное признание Екатерины II русским дворянством.[1, 161]
  Неожиданно  для Екатерины и ее приближенных в центре обсуждения оказался крестьянский вопрос. Некоторые депутаты — дворяне Г. Коробьин и Я. Козельский, крестьяне И. Чупров и И. Жеребцов, казак А. Алейников, однодворец А. Маслов — выступали с критикой отдельных сторон крепостничества. Например, А.Маслов предлагал передать крепостных крестьян в особую коллегию, которая выплачивала  бы из крестьянских податей  жалование помещику. Это фактически означало бы освобождение крестьян от власти помещиков. Ряд депутатов высказался  за четкую регламентацию крестьянских повинностей. Большинство же депутатов, напротив, выступало с защитой крепостничества и требованием расширения их сословных прав, привилегий, групповых интересов.
  Работа  Комиссии продолжалась более года. Под предлогом начала войны с  Турцией, «нарушения мира и  тишины»  она была распущена в 1768 году на неопределенное время, так и не составив нового уложения. Созданные наряду с большим общим собранием частные комиссии, занимавшиеся конкретными законами, просуществовали до смерти Екатерины.
  Из  выступлений и наказов депутатов  Екатерина смогла составить довольно ясное представление о позициях различных групп населения страны. «Наказ» Екатерины II и материалы Уложенной комиссии во многом предопределили законодательную практику императрицы. Идеи «Наказа» можно проследить  и в «Учреждении о губерниях», и в «Жалованных грамотах» дворянству и городам, принятых после подавления Крестьянской войны под руководством Е.И.Пугачева.
  Вряд  ли правы те историки, которые видят  в созыве Уложенной комиссии демагогический фарс, разыгранный Екатериной. Нельзя назвать Уложенную комиссию и  началом русского парламентизма. В  конкретных условиях России второй половины 18  века Екатерина II сделала попытку модернизации страны, создания законной самодержавной монархии, опираясь на тогдашний уровень знаний о природе и обществе.[1,161]
  Желая и далее формировать общественное мнение, императрица обратилась к журналистике. В 1769 году она стала издавать сатирический журнал «Всякая всячина». Главной идеей журнала была критика человеческих слабостей, пороков и суеверий. Екатерина II пыталась свести дело к ироническому подсмеиванию над модницами и щеголями, скрягами и хапугами, суеверием и прожектерством.
  Против  такого подхода к задачам журналистики выступал выдающийся русский просветитель, писатель  и  публицист Н.И.Новиков. А.С.Пушкин справедливо писал о  том, что Новиков был одним  из тех, «кто распространял первые лучи просвещения в своем Отечестве». Только за десятилетие, когда Н.И. Новиков стоял во главе типографии Московского университета, им было издано около 800 книг. На русском языке вышли сочинения В.Шекспира и М.Сервантеса, Ж.Б. Мольера и П.О.Бомарше, Д. Дефо и К. Гольдони. Он сделал доступным широкому кругу читателей произведения французских философов – просветителей – М.Ф.Вольтера, Д.Дидро.
  В 60-70-е годы 18 века Н.И.Новиков провозгласил в качестве  основного направления  своей деятельности критику определенных явлений и лиц. В новиковских  журналах «Трутень» и «Живописец» читатель  находил картину неограниченного произвола помещиков – крепостников, бесправия и тяжелого положения крестьян.
    В развернувшейся полемике между  журналами Новикова и «Всякой всячины» моральная победа осталась на стороне просветителя. Это предопределило отказ Екатерины II от журналисткой деятельности. Однако эта победа, а также связи Новикова с масонами и Павлом стали причинами его заключения в Шлиссельбургскую крепость, где он как неизвестный арестант находился более четырех лет в 1792-1796 гг.
  Реформы Екатерины II
    Губернская  реформа 1775 г. Были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Эта система местных органов просуществовала до Великих реформ 60-х годов XIX в. Введенное Екатериной II административное деление страны сохранялось до 1917 г.
    7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Страна делилась на губернии, в каждой из которых должно было проживать 300—400 тыс. душ мужского пола. К концу екатерининского царствования в России насчитывалось 50 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице, а их власть была значительно расширена. Столицы и несколько других губерний подчинялись генерал-губернаторам.[1,166]
    При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения (призирать — присматривать, опекать, заботиться); впервые были созданы государственные учреждения с социальными функциями.
    Губернии  делились на уезды по 20—30 тыс. душ  мужского пола в каждом. Так как городов — центров уездов — было явно недостаточно, Екатерина II переименовала в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными центрами. Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уезды по образцу губерний были назначены уездный казначей и уездный землемер.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.