На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальный институт, его сущность и роль

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Челябинский Государственный Университет
Институт  экономики отраслей, бизнеса и  администрирования
Кафедра экономики отраслей и рынков 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат
По предмету: социология
На тему: «Социальный институт, его сущность и роль» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Понамаренко Н.С.
ФЗ-201
Проверила:  
 
 
 
 
 
 

    г. В-Уфалей, 2008 г.
    Содержание.
    Введение …………………………………………………………………………….. 3
    Понятие социального института …………………………………………………... 4
    Виды социальных институтов ……………………………………………………... 5
    Функции социальных институтов …………………………………………………. 7
    Базовые характеристики социальных институтов ………………………………... 8
    Развитие социальных институтов ………………………………………………… 10
    Институциализауия ………………………………………………………………... 11
    Заключение …………………………………………………………………………. 12
    Используемая литература …………………………………………………………. 13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     1. Введение.
   Социология  как особая наука об обществе возникла в XIX столетии. Общество – это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. В широком смысле слова общество – целостная организация людей, где осуществляется их совместное проживание. Степень организации обществ бывает разной в зависимости от исторических и природных условий. Но общество – всегда многоуровневая система, которую можно условно разделить на отдельные этажи. При этом на верхнем этаже представлено общество в целостном виде. Чуть ниже стоят социальные институты – своеобразные узлы деятельности людей, сохраняющие длительное время стабильность и устойчивые формы (брак, семья, государство, церковь, наука), социальные общности людей (такие как нация, народ, класс, группа, слой). И наконец нижний этап – индивидуальный мир человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие социального института.
   Социальные  институты – устойчивые формы  организации и регулирования  общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.
   Термин  «социальный институт» как в  социологии, так и в обиходном  языке или в других гуманитарных науках выступает в нескольких значениях. Совокупность этих значений можно свести к четырем основным:
    Термин «институт» может относиться к определенной группе лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни. В этом значении институтом мы называем определенную группу людей, выполняющих общественные функции;
    Этот термин может обозначать определенные организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами от имени всей группы;
    Иногда этим термином обозначается совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидом выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворения потребностей или регулирования поведения членов групп;
    Иногда институтами называются некоторые социальные роли, особенно важные для группы.
   Например, когда мы говорим, что школа – это социальный институт, то под этим мы можем понимать группу людей, работающих, в школе, или же в другом значении – организационные формы функций, выполняемые школой; в третьем значении важнейшим и для школы как института будут учреждения и средства, которыми она располагает, чтобы выполнять функции, порученные ей группой, и, наконец, в четвертом значении институтом мы назовем социальную роль учителя. Следовательно, мы можем говорить о различных способах определения социальных институтов: материальных, формальных и функциональных. Во всех этих подходах мы можем, однако, выделить определенные общие элементы, которые и образуют основной компонент социального института.
   Они являются системами учреждений, в которых  определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных общественных и безличных функций ради удовлетворения существующий индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп. 

    Виды  социальных институтов.
   Всего существуют пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:
    потребности в добывании средств к существованию (институт производства);
    потребности в безопасности и порядке (институт государства);
    потребности воспроизводстве рода (институт семьи);
    потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);
    потребности в решении духовных проблем (институт религии).
   Социальные  институты
Функции институты
Добывание пищи, одежды, жилья Экономические
Поддержание законов и правил Политические
Забота, выхаживание и воспитание детей Семейно - брачные
Социализация  людей, приобщение их к ценностям  и практикам Образовательные
Содействие  соборным отношениям, углубление веры Религиозные
 
   Следовательно, социальные институты классифицируются по общественным сферам::
      экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Экономические социальные институты обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Эти институты складываются на материальном базисе общества;
      политические (парламент, армия, полиция, партии) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политикой в узком значении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти. Политические институты (государство, партии, общественные организации, суд, армия, парламент, полиция) в концентрированной форме выражают существующее в данном обществе политические интересы и отношения;
      институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;
      институты образования и культуры (музеи и клубы) связаны с наукой, образованием и др. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся: семья как воспитательный институт, школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;
      религиозные институты, т.е. такие, которые организуют отношения человека к трансцендентным силам, т.е. к силам сверхчувствительным, действующим в не эмпирического контроля человека, и отношения к священным предметам и силам. Религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами (влияние ислама на все стороны общественной жизни в некоторых странах Ближнего Востока).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Функции социальных институтов.
   Каждый  социальный институт характеризуется  наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, системой санкций, обеспечивающих поощрения желаемого и подавления отклоняющегося поведения.
   В целом  социальные институты выполняют  следующие функции в общественной жизни:
   1) создают  возможность членам общества  удовлетворять различного рода  потребности;
   2) регулируют  действия членов общества в  рамках социальных отношений,  т.е. обеспечивают выполнения желательных действий и осуществляет репрессии по отношению к нежелательным действиям;
   3) обеспечивают  устойчивость общественной жизни,  поддерживая и продолжая безличные  общественные функции;
   4) осуществляют  интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
    Базовые характеристики социальных институтов.
   Принимая  во внимания теорию социальных фактов Э.Дюркгейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, социологи вывели целый ряд базовых социальных характеристик, которыми социальные институты должны обладать. Кратко рассмотрим эти характеристики.
    Институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собою нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств и фантазий самого индивида. В этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностями внешней реальности (даже деревьями, столами и телефонами), каждая из которых находится вне индивида, Он не может, например, пожелать, чтобы дерево исчезло. То же самое относится к институту.
    Институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Фактически это в несколько иной форме повторяет предыдущую характеристику, но не вполне совладает с ней. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем вне и независимо от его сознания, и дано ему в его ощущениях.
    Институты обладают принудительной силой. До некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. Нравится нам это или нет, добровольно или против своего желания, осознанно или неосознанно, но мы все вынуждены выполнять предписания и правила, составляющие содержание практически любого из социальных институтов, в рамках которых протекает наша жизнь. В противном случае могут наступить негативные санкции.
    Институты обладают моральным авторитетом. Институты не просто поддерживают себя принудительной силой. Они провозглашают свое право на легитимацию, т.е. они оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы.
    Эти вариации выражаются обычно в степени наказания, налагаемого на нарушителя. Государство  в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому.
    Институты обладают качеством историчности. Институты – это не просто факты, но исторические факты; они имеют историю. Почти во всех случаях, переживаемых индивидом, институт уже существовал до того, как он родился, и будет после того, как он умрет. Значение, воплощенные в институте, аккумулировались в течении долго времени несметным числом индивидов, чьи имена и лица никогда уже не будут извлечены из прошлого.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
    Развитие  социальных институтов.
   Формирование  в обществе четко налаженных, регламентированных, контролируемых и устойчивых взаимодействий – главный путь развития общества. Содержание социальных институтов, их набор, система социальных регуляторов определяют общественный строй и, соответственно, экономический, политический тип культуры, образования и т.д.
   Развитие  общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость – это, пожалуй, самый верный критерий зрелости общества, насколько оно способно надежно, устойчиво, на профессиональном уровне удовлетворять разнообразные потребности индивидов.
   Развитие  социальных институтов проявляется  в двух основных вариантах: во-первых, возникновении новых социальных институтов, во-вторых, в развитии, совершенствовании уже сложившихся социальных институтов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   7. Институциализация.
   Становление и формирование института в том  виде, как мы его наблюдаем (и принимаем участие в его функционировании), занимает достаточно длительный исторический период. Такой процесс называется в социологии институциализацией. Другими словами, институциализация представляет собой процесс, по средствам которого определенные виды социальной практики становятся достаточно регулярными и продолжительными, чтобы быть описанными в качестве институтов.
   Важнейшими  предпосылками институциализации  – формирование и становление  нового института – являются:
      возникновение определенных общественных потребностей в новых видах и типах социальной практики и соответствующих им социально-экономических и политических условий;
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.