На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Познание как предмет философского анализа. Агностицизм, его гносеологическое основание

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Познание как  предмет философского анализа.  Агностицизм, его гносеологическое основание
Познание - высшая форма  отражения объективной реальности.
Познание - это процесс  духовного освоения человеком мира, цель его - постижение истины. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать  лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной  системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Существуют различные уровни познания:
v чувственное познание
v мышление
v эмпирическое познание
v теоретическое познание.
Выделяют также  различные формы познания:
v познание, направленное  на получение знания, неотделимого  от индивидуального субъекта (восприятие, представление).
v познание, направленное  на получение объективизированного  знания, существующего вне отдельного  индивида (например, в виде научных  текстов или в форме созданных  человеком вещей).
Объективизированное познание осуществляется коллективным субъектом по законам несводимым к индивидуальному процессу познания, и выступает как часть духовного  производства. Различают также такие  типы познания как:
v обыденное
v художественное
v научное
v естественнонаучное
v общественно-научное.
Термин знание обычно употребляется в трех основных смыслах:
1) Способности, умения, навыки, которые базируются на  осведомленности, как что-либо  сделать, осуществить;
2) Любая познавательно  значимая информация;
3) Особая познавательная  единица, гносеологическая форма  отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи  со "своим другом" - с практическим  отношением. Второй и третий аспекты  - и есть предметы рассмотрения  гносеологии, теории познания.
Гносеология - наука о познании, в котором изучается  природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности  и истинности знаний, возможности познать  мир. Категории гносеологии: истина, достоверность, сознание, познание, субъект, объект, чувственность, рациональность, интуиция, вера. Гносеология изучает общее в познавательной деятельности безотносительно к тому, какова эта деятельность - обыденная, профессиональная или др. Все философские системы так или иначе связаны с гносеологией.
Эпистемология - это часть философии, изучающая то, как  мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько  достоверно или недостоверно человеческое знание.
Вопрос о том, может  ли объективная реальность быть данной в сознании человека - а если может, то каким именно образом - давно интересовал  людей. Подавляющее большинство  философов и ученых утвердительно  решают вопрос о том, познаваем ли мир. Однако существует такое учение, как агностицизм (от греческого agnostos - непознаваемый), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Представители агностицизма отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Агностическая линия в философии имеет давнюю традицию. Древнегреческий философ-софист Протагор, касаясь возможности познания окружающих явлений, обосновал взгляд, согласно которому "как оно кажется, так оно и есть", разным людям свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений, отсюда он делает вывод о невозможности достоверного, общезначимого знания существа окружающих явлений. Ранней Фомой агностицизма считается скептицизм, основатель которого, Пиррон, считал достоверными чувственные восприятия и полагал, что заблуждение возникает при попытке перейти от явления к его основе, сущности.
Следующая разновидность  агностицизма - кантианство. Его лидером был немецкий философ ХVIII века И. Кант. Кант отрывает мир познания от мира реальных вещей, не видит в ощущениях и представлениях объективного содержания. По Канту, истинная природа вещей принципиально недоступна нашему познанию. О том, каковы вещи сами по себе, мы абсолютно ничего не знаем, а знаем только их явления, то есть те представления, которые они производят, воздействуя на наши органы чувств.
На рубеже ХIХ-ХХ веков сформировалась еще одна разновидность агностицизма - конвенционализм. Внутри научной предпосылкой его формирования была теоретизация естественных наук, усиление роли научных понятий, законов, теорий в качестве средств познания, выявившаяся возможность выбора средств теоретического отражения действительности, расширяющий диапазон конвенций (соглашений) в среде естествоиспытателей. Конвенционализм определяется как философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются продуктом соглашения между учеными.
Конвенционализм как  система мировоззренческих взглядов и принципов научного познания получил  широкое распространение в западной философии в последние десятилетия  ХХ века. С конвенционалистскими установками выступали К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд и многие другие ученые и философы.
Агностические концепции  разделяются по многим основаниям. По именам создателей соответствующих школ выделяются: юмовский, кантовский и. т.д., агностицизм, по средствам и характеру аргументации: этический, физиологический, кибернетический, иероглифический, материалистический, идеалистический, сенсуалистический, рационалистический.
Другое направление  носит название гносеологического  реализма. С этой точки зрения, мир  материальных систем не ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями, за ними скрываются и  в них проявляются, хотя нередко  искаженно, сущностные связи и отношения.
Конфронтация агностицизма и гносеологического реализма в  явном или неявном виде проходит через всю проблематику гносеологии, противоборство этих позиций присутствует и в современной теории познания.
2. Чувственное и логическое познание. Их формы
Чувственное познание осуществляется посредством органов  чувств - зрения, слуха, осязания и т.д., которые  у человека есть "продукты всемирной истории", а не биологической  эволюции. Органы чувств - это единственные "ворота", через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности, живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.
Существует три  формы чувственного отражения:
v Ощущения;
v Восприятия;
v Представление.
Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на:
ь Зрительные;
ь Слуховые;
ь Осязательные;
ь Вкусовые и др.
Ощущения, как правило выступают в качестве компонента более сложного образа - восприятия.
Восприятие - это  целостный образ предмета, непосредственно  данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных  ощущений.
Представление - это  обобщенный чувственно-наглядный образ  предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти, образы воображения и т.д. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственна связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.
Представления возникают  на базе ощущений и восприятий и  вместе с ними входят в состав чувственного познания. Но они содержат элементы обобщения и продолжают играть важную роль и в процессе логического  познания.
Важным элементом  чувственной деятельности и чувственного познания являются эмоции. Эмоции - это  комплексная и довольно сложная  форма человеческой чувственности, включающая в себя различные переживания  и страсти, такие как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие. Эмоции вполне определенно зависят от чувственной  организации отдельного человека, особенности  его психики, индивидуальных черт характера  и темперамента. Они, с другой стороны, включают в себя аспекты объективного отражения реальных связей, в которые  включен человек, с другой стороны, они фиксируют субъективное отношение  человека к миру.
Логическое  познание покоится на способности логического  мышления. Оно включает в себя два  типа логического мышления:
v Рассудок;
v Разум.
Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность  последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко  классифицировать, строго систематизировать  факты. Главная функция рассудка - расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абстракция неизбежно ведет к метафизике. Рассудок - это обыденное повседневное житейское мышление или то, что  часто называют здравым смыслом. Логика рассудка - формальная логика, которая  изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму "готового" знания, а не на его содержание.
Разум - высший уровень  рационального познания, для которого, прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума - объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления конкретных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума - диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.
Логическое  познание наиболее полно  выражено в мышлении.
Мышление - это процесс  познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Оно опосредовано чувственным познанием и опирается  на опыт, в том числе и осмысленный  ранее. Благодаря мышлению человек  отвлекается от конкретного многообразия явлений и выявляет присущие им общие  и существенные признаки. Оно осуществляется в тесной связи с языком, выполняющим  функцию инструмента мышления, и  речью, в которой мысль воплощается. Основными формами мышления являются:
v Понятие;
v Суждение;
v Умозаключение.
Понятие - это форма  мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в  их определениях (дефинициях). Понятия  должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы  верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира. Наиболее общие понятия - это философские  категории: качество, количество, материя, противоречие и др. Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных  слов или в виде словосочетаний.
Суждение - форма  мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи  и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным  предложением, может быть либо истинным, либо ложным. Понятие и суждение являются "кирпичиками" для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения от одних  понятий к другим, выражают процесс  получения новых результатов  в познании. Умозаключение - форма  мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится  новое знание. Классический пример знания:
1. Все люди смертны  (посылка).
2. Сократ - человек  (обосновывающее знание).
3. Следовательно,  Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).
Важными условиями  достижения истинного выводного  знания являются не только истинность посылок (аргументов, оснований), но и  соблюдение правил вывода, недопущение  нарушения законов и принципов  логики - не только формальной, но и  диалектической. Следует иметь в  виду, что логическое мышление взаимосвязано  не только с чувственным, но и с другими - внерациональными - формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.
3. Взаимосвязь чувственного  и логического познания. Позиции  сенсуализма, эмпиризма, рационализма, иррационализма в познании
В истории философии  сложились различные взгляды  и представления о проблеме соотношения  чувственного и логического познания. Существует три ведущих философских  направления, пытающихся по-своему решить эту проблему - сенсуализм, эмпиризм и рационализм.
Понятие сенсуализм обозначается теоретико-познавательное и психологическое направление, выво
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.