На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Российский средний класс

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Средний класс в структуре общества……………………………….….5
    1.1. Стратификация обшества…………………….……………………...…5
         1.1.1. Социальная структура  общества и понятие стратификации…5
         1.1.2. Теории стратификации………………………………………….7
         1.1.3. Модели стратификационных  систем и социальная мобильность.............................................................................................................8
    1.2. Средний класс и способы его идентификации………………………12
         1.2.1. Понятие среднего класса………………………………………12
         1.2.2. Средний класс  в развитых странах и странах  «третьего мира»…………………………………………………………………………..…14
         1.2.3. Концепции выделения  среднего класса………………………17
Глава II. Российский средний класс………………………………...………….21
    2.1. Анализ истории развития среднего класса а России………………..21
    2.2. Стратификационный подход к анализу  среднего класса……...……26
         2.2.1. Шкала вертикально  стратификации…………………………..26
         2.2.2. Оценка российского  среднего класса…………………………29
    2.3. Проблемы формирования среднего класса ……………..………..…44
Заключение……………………………………………………………………….52
Список  литературы……………………………………………………………..54 
 
 
 
 

     Введение
     За  последнее десятилетие в России произошли существенные социально-политические и экономические трансформации: формируются институты рыночной экономики и конкурентной демократии, складывается многопартийная система. Общество становится более открытым. Этот курс реформ нуждается в поддержке со стороны средних слоев общества.
     Средние слои являются основным элементом гражданского общества и визитной карточкой современного развитого государства. Поэтому неслучаен интерес  к среднему классу российских социологов, политологов и экономистов, которые ведут дискуссии относительно самого факта его существования в России, его перспектив, критериев и условий, необходимых для его развития.
     Динамика  формирования среднего класса определяет успешность стратегии развития государства  по принципу «благосостояние для  большинства». Формирование среднего класса также придаст необходимую  устойчивость российской социальной модели и послужит основой для преодоления наиболее негативных последствий социального раскола.  
Отсутствие среднего класса, преобладание бедного населения в составе общества представляло бы серьезную угрозу для страны ввиду недостаточного для экономического развития объема внутреннего рынка и социальной неустойчивости. Средний класс - основа, опора и необходимое условие развития современной экономики.
 
          Как показывает опыт других стран, без опоры на средний класс фундаментально решить задачи консолидации и стабилизации российского общества и создания устойчивой базы социально-политической поддержки современной российской власти не только намного сложнее, но фактически невозможно. Таким образом, проблема места и роли среднего класса в формировании гражданского общества в России выдвигается в число приоритетных тем социально- политической науки.
     Поэтому я хочу рассмотреть этот вопрос более  подробно.
     Цель работы: определение проблем формирования среднего класса и разработка предложений по мерам его увеличения.
     Предметом исследования в данной курсовой работе являются критерии определения среднего класса.
     Объектом  данной работы является средний класс.
     Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
    исследовать методологию формирования среднего класса с учетом специфики трансформационного периода, который переживает современная Россия;
    опираясь на данные официальной статистики и существующие социологические исследования, оценить размер и структуру среднего класса;
    проанализировать историю формирования среднего класса в России для нахождения основных закономерностей образования среднего класса;
    обозначить проблемы формирования среднего класса в России;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Глава I. Средний класс в структуре общества.
     1.1. Стратификация общества.
     1.1.1. Социальная структура  общества и понятие  стратификации.
     Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп  и т.д.
     Социальная  структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.
     Социальные  общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее  сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.
     Общности  бывают:
     статические (номинальные категории) - например, по прописке;
     реальные - те же горожане, в реальной обстановке;
     массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;
     групповые - малые и большие социальные группы.
     Социальная  стратификация (расслоение общества) - иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в  результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг-другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. В свою очередь, социальное неравенство может проявляться как неравные возможности (или неравное вознаграждение за одни и те же усилия или достижения) не только для социальных групп, но и для отдельных людей внутри группы. Однако в контексте исследований социальной стратификации рассматривается, главным образом, систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Таким образом, социальная стратификация является важнейшей категорией макро-социологии, изучающей общество в целом, его стабильность и происходящие с ним изменения.[1]
     Существуют  различные виды социальных общностей. Например, классы, или страты, выделяются в соответствии с местом в системе  общественного производства и различаются  по характеру трудовой деятельности. Профессиональные общности выделяются по положению в системе разделения труда и имеют различные направления производственной деятельности. Этнонациональные, соответственно, выделяются по этнической и национальной принадлежности и различаются по происхождению языка, территории и т.д. Демографические общности имеют в своей основе межэтнические, межнациональные и межгосударственные связи и различаются по интернациональным связям во всех областях общественной жизни. Демографические общности содержат половозрастные характеристики индивидов, территориальные – место проживания, расовые группы – морфофизиологические и физические особенности, производственные коллективы – решение производственных проблем, семья – родственные отношения.
     Классы - основа социальной структуры общества. Обычно выделяют три основных класса:
    Высший класс – социальный класс, состоящий из наиболее богатых членов общества, имеющих наследуемое состояние, собственный крупный бизнес или владеющих пакетами акций на большую сумму.
    Средний класс – социальный класс, состоящий в основном из “белых воротничков” и управленцев низшего уровня, занятых преимущественно умственным трудом, имеющих относительно высокие доходы.
    Низший класс – социальный класс, находящийся в самом низу классовой пирамиды.
    1.1.2 Теории стратификации
    Основополагающей  теорией стратификации считается теория Карла Маркса. Он впервые в истории социальной мысли показал борьбу между двумя соперничающими классами: социальными и экономическими как основную характеристику общества и источника разнообразных социальных изменений. По Марксу, возникновение классов обуславливается тем, что существуют различные позиции, которые заняты индивидами в общественной системе, эти позиции формируются на основе таких основных критериев:
    Экономическое положение
    Положение властных полномочий по отношению к государственной власти
    Теория  Макса Вебера, в некоторых своих  аспектах, сочетается с теорией Маркса. К экономическому положению (или, проще  говоря, богатству), Вебер добавил  два других измерения : престиж и  власть, которые просто разделяют  на два более подробных критерия «Положение властных полномочий по отношению к государственной власти» по Марксу.
    Немецкий  социолог Р. Дарендорф предложил  такой критерий социальной стратификации, как «Авторитет», которое, по его  мнению, наиболее полно характеризует  отношения между социальными группами. Дарендорф представляет общество как соединение и взаимодействие двух типов индивидов: управляющих и управляемых.
    Американский  социолог Уорнер предложил свою теорию социальной стратификации: он выделил  четыре основных параметра разделения на страты
    Доход
    Престиж
    Образование
    Этническая принадлежность
    Другой  Американский социолог предложил стратификацию  по 6-ти параметрам:
    Престиж, профессия, власть и могущество
    Уровень дохода
    Уровень образования
    Степень религиозности
    Положение родственников
    Этническая принадлежность
 
 
1.1.3.Модели стратификационных систем и социальная мобильность.
     Известны  три основные модели стратификационных  систем: западная, восточная и смешанная. Западная модель представляет собой  развитую стратификационную систему большинства демократических обществ. Схематично ее можно изобразить в виде ромба, поскольку самым многочисленным в этих обществах является средний класс. Его стабилизирующая роль проявляется в том, что он разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. В основном средний класс состоит из высококвалифицированных специалистов, имеющих устойчивый доход и достаточно высокий престиж.
     Средний класс ("белые воротнички") служит основой стабильности общества. Его  верхнюю страту в основном заполняют "профессионалы", а среднюю - специалисты. Профессионалами называют людей, имеющих, как правило, университетское образование  и большой практический опыт, отличающихся высоким мастерством в своей области, занятых творческим трудом и относящихся к категории самонанятых, т.е. имеющих свою практику или свое дело. Понятие "специалист" предполагает наличие образования в объеме колледжа. 

     Рассмотрим  западную модель на примере американского  общества (США). Его стратификационная  система включает семь статусных  групп:
     1) группа высшего статуса или  "высший высший класс". В  эту группу входят: главные управляющие общенациональных корпораций, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, известные архитекторы и артисты;
     2) группа второго статуса - "высший  класс". В нее может войти  главный управляющий средней  фирмой, инженер-механик, газетный издатель, врач с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа;
     3) группа третьего статуса - "высший  средний класс". Сюда входят:
банковские  кассиры, преподаватели муниципальных  колледжей, управляющие среднего звена, учителя средней школы;
     4) группа четвертого статуса - "средний  средний класс". К данной группе  относятся: банковские служащие, дантисты, учителя начальной школы,  начальники смен на предприятии,  служащие страховых компаний, управляющие  крупных магазинов;
     5) группа пятого статуса - "низший  средний класс". К этой группе  относятся автомеханики, парикмахеры,  бармены, продавцы, служащие отелей, квалифицированные рабочие, работники  почты, полицейские, водители  грузовиков и т.д.;
     6) группа шестого статуса - "средний низший класс". Это водители такси, среднеквалифицированные рабочие, бензозаправщики, официанты, швейцары;
     7) группа седьмого статуса - "низший  низший класс". К ней относятся,  например, домашняя прислуга, садовник, привратник, мусорщик и т.д.
     Эти статусные группы были выявлены в ходе социологических исследований, которые, в частности показали, что большинство американцев относящихся к среднему классу, болезненно воспринимают все, что связано с изменением их статуса. Например, водитель такси, считающий себя представителем «чистой профессии», сочтет оскорбительным предложение пойти на завод, где он мог бы зарабатывать значительно больше. Работа для американцев не просто основа их материального благополучия, а прежде всего источник самоутверждения, самоуважения и самооценки.
     В демократических обществах государство  не занимается вопросами социального  закрепления своих граждан. Единственный контролер -общественное мнение, которое  ориентируется на обычаи, сложившуюся  практику, доходы, образ жизни и  стандарты поведения. Поэтому точно определить количество классов и социальных слоев в той или иной стране очень трудно Рассмотренная нами модель стратификационной системы не является единственной. Существуют и другие точки зрения.
     Модель  восточной стратификационной системы в основном относится к обществам, в которых преобладает азиатский способ производства. Этот способ производства определяется зависимостью всех трудящихся от государства, от чиновников, занимающихся распределением социальных благ, которые производят трудящиеся. Эта модель представляет собой подобие пирамиды: образующие ее группы различаются объемом власти, богатства, престижа, а самым многочисленным является низший класс. По существу это самая древняя стратификационная система. Около пяти тысяч лет назад она была установлена в Индии и сохранилась до наших дней, хотя и в несколько измененном виде.
     Структурно  эта система включает пять основных слоев населения:
     1) высший слой. В начале это были  воины, поработившие Индию, "кшатрии"  Они заняли господствующее положение, сохранив внутреннюю иерархическую систему;
     2) апологетический слой - "брахманы" или "брамины". Это священнослужители,  обеспечивающие идеологическую  поддержку высшего слоя;
     3) обслуживающий слой - "вайшьи", т.е. люди. занятые обслуживанием
высшего слоя;
     4) зависимые - "шудры". Это основная  часть населения, также иерархически структурированная;
     5) отверженные - "парии" (неприкасаемые). К ним относились люди, отвергнутые  обществом: различные профессинальные  и конфессиональные группы.
     Смешанная стратификационная система характерна для обществ переходного периода. В обществах, которые переходят от авторитарной политической системы к демократической, возможно наличие элементов обеих стратификационных систем.
     Социальная  стратификация достаточно стабильна и представляет собой костяк общества. Когда же в силу каких-либо причин рушатся границы между стратами, рождаются новые элементы социальной системы, тогда возникает риск превращения населения в неорганизованную массу озлобленных индивидов, а следовательно, и предпосылки для социальных потрясений.
     Важным  механизмом социальной стратификации  является социальная мобильность, которая  определяется, как изменение индивидом, семьёй, социальной группой, местом в  социальной структуре общества.
     Вертикальная  мобильность - перемещение индивидуумов, социальных групп из одной страты в другую, при котором существенно меняется социальное положение (восхождение, нисхождение).
     Горизонтальная  мобильность - переход от одной социальной группы к другой, находящейся на одном социальном уровне.
     Географическая  мобильность (миграция) - смена места  жительства, перемещение на другую территорию.
     Средний класс участвует в  процессе вертикальной мобильности, а точнее основных социальных перемещениях в обществе, которые  происходят как внутри класса, так и между ним и элементами других социальных структур. Свободные каналы для вертикальной мобильности являются  перспективами социального роста, базой которого выступает уровень квалификации, что является основным показателем уровня благосостояния представителей среднего класса.
     Выделим некоторые стратификационные тенденции  современного российского общества
     1. Постепенное становление классовой  системы, при сохраняющемся влиянии  этакратической (этакратия - власть  государства, основана на рангах во властной иерархии; классовая - размеры собственности и рыночный обмен);
     2. Изменение в структуре занятости.  Новые профессии, развитие самозанятости; 
     3. Поляризация по имущественному  признаку;
     4. Актуализация физико-технической  системы стратификации.

     1.2. Средний класс и способы его идентификации.

     1.2.1. Понятие среднего класса

     Средний класс — уникальное явление в  мировой истории. Скажем так: его  не было на протяжении всей истории  человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс — стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который представил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чём тоньше средний класс, тем ближе к друг другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.
     Средний класс — самый широкий потребительский  рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах  малый бизнес. Как правило, в средний  класс входят те, кто обладает экономической независимостью, т. е. владеет предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры — социальный хребет общества.
     Нынешний  средний класс является историческим преемником «четвертого сословия», которое на заре промышленной революции взорвало сословную систему. Само понятие «средний класс» возникло в XVII веке в Англии. Оно обозначало особую группу предпринимателей, противостоявших, с одной стороны, верхушке крупных землевладельцев, с другой — «пролетарской голытьбе». Постепенно к нему стали причислять мелких и средних буржуа, менеджеров, лиц свободных профессий.
     В современном российском обществе средний  класс формируется как за счет предпринимателей, так и за счет менеджеров. В социальной литературе понятие средний класс используется довольно часто.
        С точки зрения социальной стратификации в среднем классе имеет место процесс классовой  кристаллизации, то есть сближения  социальных позиций основных социальных групп по таким критериям как власть (на Западе представители среднего класса оказывают весьма существенное влияние на политические процессы), доход, престиж профессии, уровень образования. На основе этих признаков формируется общая идеология, мораль, образ жизни, характеризующее поведение среднего класса. Термин «средний класс» в своем первоначальном значении относится к достаточно большой по численности социальной группе (в промышленно развитых странах она составляет около 60% самодеятельного населения), занимающей серединное положение между двумя крайними полюсами социальной стратификации, которые образуют с одной стороны, политическая элита и наиболее богатые слои населения, а с другой – бедные, деклассированные элементы.
        Среди функций среднего класса выделяют две «классические». Прежде всего – это основной экономический донор: бюджет страны складывается из налогов широкого слоя налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору государства и по этой причине наделенных правом контролировать его расходы.1
     Другая  важнейшая функция среднего класса – его ведущая роль в процессе вертикальной мобильности. Основные социальные перемещения в обществе происходят как внутри среднего класса, так  и между ним и другими элементами социальной структуры. Именно свободные каналы восходящей вертикальной мобильности, ясные перспективы социального роста базой которого выступают образование и уровень квалификации, должны обеспечивать высокий уровень благосостояния представителей среднего класса.[2]  

     1.2.2. Средний класс в развитых странах и в странах «третьего мира».
     Средний класс в развитых странах. Если представить  схематически социальную структуру  развитых стран, то получится «яйцо» (рис. 1): небольшие по численности  низший (бедные слои) и высший (богатые слои) классы, многочисленный средний класс. К среднему классу на данный момент относят примерно 60–70% населения развитых стран мира.  

      рис.1 [3]
     Являясь основной социальной группой, средний  класс развитых стран выполняет  ряд очень важных социальных функций. Базовой среди них выступает функция социального стабилизатора: добившись определенного места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.
     Кроме стабилизирующей функции средний  класс играет важную роль и в других социальных процессах.
       В сфере экономических отношений средние слои играют роль экономических доноров – не только как производители огромной части доходов общества, но и как крупные потребители, инвесторы и налогоплательщики.
     В культурной сфере средний класс  является культурным интегратором –  хранителем и распространителем  ценностей, норм, традиций и законов общества.
     Именно  средний класс поставляет кадры  чиновников и управленцев разного  ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Саморегуляция  гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса. Эту его роль называют функцией административно-исполнительного регулятора.
     В странах «третьего мира» фигура, адекватно отражающая социальную структуру  общества – «пирамида» (рис. 2): небольшая группа людей высшего класса, несколько бoльшая по численности группа представителей среднего класса, многочисленный низший класс. Относительная малочисленность среднего класса приводит к тому, что он не может полноценно выполнять те же функции, что в развитых странах. Это является одной из причин и, в то же время, следствием социально-экономического отставания развивающихся стран.
      Рис. 2 [3]
     В каждой стране средний класс обладает той или иной спецификой. Близкими и легко сопоставимыми являются критерии образования и стиля  жизни. Больше всего расхождений наблюдается по материально-имущественному критерию. Так, например, в Западной Европе принадлежность к среднему классу определяется наличием сбережений, а в Америке – широким использованием кредита. Дело в том, что европеец привык приобретать новые товары, откладывая для этого в течение длительного времени часть своего дохода, тогда как в США принято покупать товары в кредит, а затем в течение многих лет погашать его.
       В развитых странах средний  класс составляют в основном  предприниматели, интеллигенция, служащие, представители творческих профессий, высококвалифицированные рабочие. При этом в «низший средний» класс попадают квалифицированные рабочие, к «среднему среднему» классу относятся мелкие предприниматели, служащие, чиновники и т.д., а к «высшему среднему» – управляющие, менеджеры и руководители высшего уровня, а также люди, имеющие наследственные богатства. В эпоху научно-технической революции внутри среднего класса возникает разделение на тех, кто работает в передовой сфере высоких технологий (термин «новый средний класс» все чаще используют именно по отношению к этим «постиндустриальным работникам»), и прочих, связанных с технологиями «вчерашнего дня».  

1.2.3. Концепции выделения среднего класса.

     Российские критерии выделения среднего класса значительно отличаются от общемировых. Что касательно общемировых, то проблема определения среднего класса не может сводиться только к критерию дохода, благосостояния. Средний класс как социально-структурный феномен определяется комплексом критериев, количественными и качественными характеристиками. Уже поэтому сущность среднего класса и его структуру следует рассматривать в аспекте социальных статусов тех групп, которые, вероятно, в него войдут. При всей пестроте структуры среднего класса можно выделить какие-то существенные общие, либо сближенные черты статусов этих групп:

    уровень дохода, благосостояния;
    относительную устойчивость экономического статуса;
    владение собственностью либо условиями, безусловно необходимыми для ее эффективного функционирования на современном уровне: знаниями и умениями в сфере организации и управления, высокой квалификацией, информацией;
    признанную особо ценной для общества деятельность в сфере науки, культуры, осуществляемую на основе обладания уникальными творческими способностями;
    повышенную субъектность; способность влиять более или менее существенно на общественный процесс и управление им.
     Лица, для которых признаки, указанные  в этих пунктах, имеют высшее выражение, составляют группы, расположенные на социальной лестнице выше среднего класса ( высший слой, элита).
     Что касается благосостояния, то всемирным  банком определен следующий общемировой  критерий уровня доходов среднего класса: нижний и верхний пределы ежемесячного дохода на члена семьи установлены  соответственно в 3470 и 8000 долларов США.
     Общемировые критерии среднего класса в западных странах – это доходы, имущество, образование, профессиональный статус. То есть для его представителя  обязательно: наличие высшего образования  и профессиональной квалификации, владение недвижимостью, определенным уровнем доходов, а также умеренный политический консерватизм, заинтересованность в поддержании социального порядка и стабильности в обществе, идентификация себя со своим классом. Любопытно, что если в Европе одним из критериев является наличие сбережений, то в США, наоборот, – кредитов.
     Непременным признаком среднего класса также  следует считать его количественную масштабность. Во всяком случае, доля среднего класса в населении должна быть не меньше суммарной доли тех групп, социальный статус которых ниже статуса среднего класса. Именно с этого количественного порога начинается функционирование среднего класса как такового. До того – это лишь один из слоев в социальной структуре общества.
        В России можно выделить четыре подхода выделения среднего класса.
     Среди основных подходов, используемых сегодня  в российской социологии для выделения  среднего класса, четко выделяются четыре основных. Один из них, связанный с бытующим представлением о среднем классе как о массовом социальном субъекте, который характеризуется прежде всего сравнительно высоким жизненным стандартом и уровнем потребления, в качестве критерия выделения среднего класса использует уровень душевого дохода или наличие определенного набора дорогостоящего имущества.
        Второй подход связан с тем, что исследования среднего класса в современной России имеют не только академическое, но и политическое значение. Этот подход предполагает акцент при определении критериев среднего класса прежде всего не на имущественных, а на идентификационно-психологических характеристиках индивидов, поскольку именно они в наибольшей степени влияют на его социальное самоощущение и социально-политическое настроение и поведение. В этом случае средний класс выделяется на основе самоидентификаций людей, «самозачисления» ими самих себя в состав среднего класса.
        Третий подход, согласно которому средний класс делится на так называемый «новый» средний класс, включающий менеджеров и специалистов, являющихся владельцами развитого человеческого капитала или обладателями властного ресурса, и «старый» средний класс – классическую «мелкую буржуазию», или так называемый «малый бизнес», получающих дивиденды на свой экономический капитал, является достаточно яркой попыткой применения на практике к анализу среднего класса того подхода, который может быть назван «ресурсным», и в основе которого – объем, тип и структура капитала, которым располагает тот или иной человек, домохозяйство, класс и т.д.
     Наконец, четвертый подход связан с попыткой комплексного применения в условиях России традиционных критериев выделения среднего класса (определенные профессиональные характеристики, образование, имущественно-доходные характеристики, иногда к ним добавляется и самоидентификация). Подчас список этих критериев расширяется и в него начинают включать и другие критерии, связанные со способностью среднего класса выполнять те или иные обычно ассоциирующиеся с ним функции – «стабилизатора» социально-политической и экономической жизни, «поставщика» высококвалифицированной рабочей силы, «распространителя» новых социально-экономических и социокультурных практик, носителя национальной культуры и т. д. Соответственно, в критериях выделения среднего класса появляются характеристики, связанные с культурным уровнем среднего класса, наличием у него ряда поведенческих особенностей и т. д. Этот подход является не только достаточно фундаментальным, но и наиболее широко распространенным при исследованиях среднего класса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Российский средний класс
2.1. Анализ истории развития среднего класса в России.
     Формирование  среднего класса в России, в отличие  от большинства других стран, не представляло собой однолинейного процесса восхождения  или нисхождения. Исторически процесс  «усреднения» правильнее выразить ломаной линией, точками перегиба в которой выступали важные исторические вехи в жизни нашего общества. Начальной точкой может служить 1861 г. – отмена крепостного права и начало капитализма. В античности и средневековье можно найти зачатки среднего класса, и об этом писали Платон и Аристотель. Но только капитализм породил научно-техническую и гуманитарную интеллигенцию, мелкую буржуазию, предпринимательство, менеджеров и так называемых профессионалов, которые составляют ядро среднего класса в современном смысле слова.
     Второй  исторической вехой выступает 1917 г. – Октябрьская революция уничтожила капитализм и провозгласила движение к социальному равенству. Период «военного коммунизма» неблагоприятно сказался на формировании среднего класса: последние представители дореволюционного среднего класса уничтожились или эмигрировали.
     В 1921 году процесс «коммунизации» общества приостановился, нэп потребовал частичного оживления частного бизнеса, свободы  деятельности и завершился широким  проникновением элементов буржуазного  сознания в пролетарские и крестьянские слои. «Пролетаризацию» сменил противоположный процесс – «обуржуазивание».
     Год 1929-й вошел в историю страны как год великого перелома. Приход к власти Сталина ознаменовался  откатом от капитализма и восстановлением  командно-административной системы. Вплоть до его смерти серьезного расслоения в социальной структуре советского общества не наблюдалось. Условия для формирования среднего класса нельзя назвать благоприятными. Во многом это связано с Великой отечественной войной, серьезно подорвавшей народное хозяйство и снизивший уровень жизни населения.
     После смерти Сталина начинается новый  исторический этап, названный «хрущевской  оттепелью». Период 60-80-х годов оказался самым благоприятным для роста  численности среднего класса в стране. Научно-технический прогресс стал своеобразным локомотивом, вынудившим СССР догонять передовые капиталистические страны, развивать производительные силы, внедрять наукоемкие технологии, подготавливать в огромном количестве квалифицированные кадры. Несмотря на отсутствие мелкой буржуазии и предпринимателей, в стране все-таки успешно формировался мощный средний класс, состоявший из научно-технической и гуманитарной интеллигенции (инженеры, техники и технологи, учителя и преподаватели, юристы, врачи, экономисты и др.), руководителей всех звеньев и обслуживающего аппарата канцелярских работников, офицерства.
     В 1990 г. Началось движение от социализма к капитализму. Народное хозяйство  страны потерпело серьезную структурную  ломку: разорялись сотни предприятий, исчезали и перестраивались многие отрасли, возникали новые, в основном мелкие и средние предприятия в негосударственном секторе. Резко снизился материальный уровень жизни большинства людей. Средний класс вошел в полосу сокращения своей численности  и падения социально-экономических показателей. Хотя его интеллектуальный потенциал сохранился, но материальное положение и статусные привилегии резко ухудшились. Основной причиной  служит ухудшение положения дел в государственном секторе, за счет которого рос советский средний класс. Это свидетельствует о нерыночном характере российского среднего класса.
     Анализ  основных социально-экономических  показателей за 1997 год давал основания  думать, что формирование среднего класса в России идет достаточно успешно[6]. Несмотря на такие негативные тенденции, как рост напряженности на рынке труда. Длительные задержки выплат заработной платы и пенсий, достаточно отчетливо проявили себя и позитивные тенденции – рост объема сбережений, оживление на потребительском рынке. Исследования (социологические опросы 1996-1997 годов) свидетельствуют, что в России сложилась основа среднего класса, т.е. появился статистический значимый социальный слой, представители которого сумели использовать различные стратегии адаптации для достижения устойчивого и достаточно высокого уровня жизни. Этот слой до кризиса 1998 года насчитывал до 25% трудоспособного населения, иначе «группа успешной адаптации». В то же время около 50% населения, обладающего определенным уровнем адаптационного потенциала (в первую очередь уровнем образования и квалификации), по уровню доходов и сбережений могут быть отнесены лишь к «группе выживания».
     Масштабный  финансовый кризис лета 1998 года не мог  не привести к существенному осложнению экономического положения населения России – самого незащищенного и уязвимого экономического субъекта, несмотря на все усилия реформ и реформаторов. Наиболее драматическое влияние он оказал на две сферы: рынок труда, а также доходы населения и потребление. Он изменил соотношение «группы адаптации» и «группы выживания», разрушив адаптационные усилия части средних слоев.
     Негативные  последствия кризиса проявились в следующем:
     1. В результате кризиса, прежде  всего, пострадали предприниматели,  занимающиеся оптовой и розничной  торговлей импортными товарами и связанные с импортом производители отечественных товаров.
     2. Вкладчиками коммерческих банков  являлись именно представители  потенциального среднего класса  и именно их сбережения пострадали  в наибольшей степени.
     3. После августовского кризиса  потеряли работу представители кредитно-финансового, рекламного и страхового секторов экономики.
     4. Из-за роста цен на фоне замораживания  заработной платы высокооплачиваемые  наемные работники из числа  представителей «группы успешной  адаптации» перешли в категорию «группы выживания».
     Степень неожиданности кризиса была неодинаковой для занятых в различных секторах экономики. Занятые в реальном секторе  экономики наиболее адекватно воспринимали как сложившуюся в преддверии кризиса финансово-экономическую  ситуацию, так и способности правительства предотвратить или минимизировать кризис. Занятые в финансовом секторе проявили одновременно и наибольшую осведомленность, и оптимизм, рассчитывая, что кризис их мало затронет. Большинство же работников науки, образования и здравоохранения были застигнуты врасплох. Понимание грозящей катастрофы требовало конкретных действий. Однако, ни детальное изучение тактики действий в предшествующие кризисные ситуации, ни анализ реального положения дел накануне кризиса не позволяли выработать однозначную успешную тактику поведения. В наибольшей степени выиграли те, кто имел наличные доллары и валютные вклады. Но можно утверждать, что валютные вкладчики получили свои вклады в полном объеме только потому, что их численность была весьма мала.
     Нужно отметить, что перевод активов  в иностранную валюту являлся  не единственной приоритетной стратегией для «группы успешной адаптации»: среди тех, кто предпринимал определенные шаги по смягчению последствий кризиса  были покупатели недвижимости и прочих дорогостоящих предметов, возвращались валютные долги, чтобы не оказаться в долговой ловушке.
     Следует отметить, что 32% потенциальных представителей среднего класса ничего не предпринимали. Среди причин можно выделить следующие:
     - неуверенность в правильном выборе стратегии поведения;
     - стратегия поведения была известна, но не успели ее реализовать  до кризиса, так как предполагали, что кризис наступит позже;
     - были уверены, что бизнес не  пострадает от кризиса;
     - не ожидали столь глубокого  кризиса;
     - кризис ожидали, но не видели возможности предпринять быстрые и эффективные меры предосторожности.
     Негативные  последствия кризиса для представителей формирующегося среднего класса проявились в следующем: сокращение доходов; существенно  пострадал бизнес; потеря различных видов накоплений; увеличение объема кредиторской задолженности; потеря работы.
     Масштабы  кризиса по-разному сказались  на секторах экономики. В наименьшей степени пострадали занятые консалтинговой деятельностью и услугами. Наибольшие потери понесла торговля: наблюдается наибольшая концентрация тех, кто одновременно потерял и доходы и сбережения и бизнес.
     Кризис 1998 г. Усугубил недоверие сберегателей – потенциальных инвесторов к  государству и финансовым институтам. Это, в свою очередь, образует труднопреодолимое препятствие для превращения среднего слоя в настоящий средний класс и обрекает его на продолжение существования в гражданском обществе, что делает его еще более уязвимым.
     Из  всего сказанного следует, что социально-экономические  условия, мало способствуют формированию среднего класса. Существенным негативным фактором явилось замыкание среднего слоя, сужение перспектив вхождения в него новых социальных групп. Кризис, таким образом, нанес ощутимый удар по надеждам представителей среднего слоя обрести устойчивость и респектабельность, обрести черты российского среднего класса в западном воплощении.
     Восстанавливаясь  и набирая силу, средний класс  вновь возрождается в России в  последующее десятилетие. Однако народ  сотрясает еще один кризис – финансовый кризис. Начавшийся в 2008 году и продолжающийся по сей день, и средний класс опять проходит испытание на выживаемость.
     Выступая  в начале декабря 2008 года на заседании  одной из секций форума «Стратегия 2020», первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Суриков заявил, что считает главным достижением «появление и становление в России массового, достаточно обширного среднего класса».
     Он  считает, что  к этой группе можно  отнести «собственников обычного жилья, скромных автомобилей, небольших компаний», то есть врачей, преподавателей, офицеров, квалифицированных рабочих, сельских специалистов, госслужащих, офисных работников.
     Но  Владислав Сурков уверен: именно эти  профессии, составляющие в совокупности средний класс России, «формируют современную культуру России, наш образ жизни, нашу демократию. Они соль земли, золотая середина, сердцевина общества. Им Россия обязана своими успехами, потому основной задачей государства в период спада должно стать сохранение среднего класса».
     Таким образом, в России начал формироваться средний класс, который сотрясался революциями и экономическими кризисами. Это способствовало его значительному сокращению. Задачей правительства проведение специальных мер, направленных на увеличение среднего слоя. 

2.2. Стратификационный подход к анализу среднего класса.
2.2.1. Шкала вертикальной стратификации.
     Для составления вертикальной шкалы  вертикальной стратификации необходимо вычисление индекса уровня жизни.
     При расчете этого индекса используются такие группы показателей:
    Субъективные оценки наличия наиболее значимых форм депривации, то есть испытываемых лишений и ограничений в общепринятом наборе потребительских благ
    Имущественная обеспеченность
    Наличие собственности
    Качество жилищных условий
    Наличие сбережений
    Использование платных социальных услуг
    Досуговые возможности, связанные с дополнительными расходами
     Были  произведены опросы по этим семи вопросам. После распределения ответов респондентов, набравших разное количество баллов по шкале уровня жизни, на эти 7 вопросов, затем обработаны с помощью коэффициента Пирсона по всем этим позициям,  было выделено десять основных страт:
Табл.1 Страты [4]
    Номер страты Количество  баллов Название
    1 От -19 до -8 Нищета
    2 От -8 до -2 Бедность
    3 От -1 до +1 Нуждаемость
    4 От +2 до +7 Малообеспеченность (медианная страта)
    5 От +8 до +11 Нижний средний
    6 От +12 до +13 Нижний средний 2
    7 От +14 до +16 Средний
    8 От +17 до +19 Средний 2
    9 От +20 до +27 Верхний средний
    10 От +28 до +39 Богатые
 
           Таким образом, в рамках полученной шкалы было выделено 10 основных страт российского общества.
     Предприняв  попытку укрупнения  страт, выделенных в результате опроса, получилось:
    Бедные
    Люмпенизированные нищие, включающих преимущественно неквалифицированных рабочих города и села.включают в себя 1 страту и 2
    Пограничная третья страта, балансирующей на черте бедности и условно названной «нуждающиеся», которая по уровню жизни ближе к низшим слоям, чем к медианному классу, но еще не люмпенизированна
    Медианный класс, включающий в себя 4 страту (условно названную «малообеспеченной» и являющуюся медианой российского общества в целом практически по всем показателям
    Средний класс
    Нижний средний класс-5 и 6 страта
    Средний класс- 7 и 8 страта
    Богатые
    «верхний средний класс»,  9 пограничная страта
    Высший слой – 10 страта
     Табл.2 Численность основных классов и страт российского общества, выделенных по критерию уровня жизни, по состоянию на 2003,2005 и 2006 гг., в %. [5]
Классы Страты 2003 год 2005 год 2006 год
Бедные  32 34 34
  Нищие 6 7 7
  Бедные  14 15 15
  Нуждающиеся 12 12 12
Медианный класс 28 28 26
Средний класс 35 33 35
  Нижний средний  17 16 16
  Нижний средний 2 6 6 7
  Средний  7 6 7
  Средний 2 5 5 5
Богатые 5 5 5
  Верхний средний 4 4 4
  Богатые 1 1 1
 
       Как мы видим, модель стратификации российского  общества по уровню жизни за три  года практически не изменилась. Это  свидетельствует о том, что она  уже сформировалась  и приняла  устойчивые формы.
       Таким образом, около трети россиян находятся либо за чертой бедности, либо на этой черте с риском при малейшем ухудшении макроэкономической ситуации или каких либо семейных обстоятельств  окончательного «сползания» в бедность. Около четверти полагают малообеспеченность. Примерно треть населения может, хотя и с некоторой долей условности, считается российским аналогом среднего класса. И, наконец, верхние 5-7% составляют те, кто себя считают богатыми.[6] 

2.2.2 Оценка российского среднего класса.
     Итак, по одним позициям, прежде всего связанным с жизненными шансами в сфере занятости, оценками престижности работы, размерами получаемой зарплаты и среднедушевых доходов, источниками доходов, ощущением выигрыша-проигрыша от реформ, наличием в собственности какой-либо недвижимости и динамикой ее наращивания, возможностями использования платных услуг, наличием свободных средств и связанной с этим возможностью выбирать, на что тратить имеющие средства, а следовательно - и появлением наряду с вертикальной и горизонтальной стратификации (хотя еще и в зародышевом состоянии), 5 и 6 страты скорее близки, нежели различаются между собой весь период наблюдений.
     По другим же (самооценка своего социального статуса, образовательный уровень основных кормильцев домохозяйств, общая динамика материального положения за последние годы, расширение и обновление движимого имущества домохозяйств, специфика финансового поведения, включая наличие сбережений и соотношение сбережений и долгов) 6 страта не просто заметно отличается от 5, а подчас прямо примыкает к составляющим собственно средний класс 7-8 стратам, хотя в начале наблюдений различия между ними по многим из этих позиций были весьма значительны и единство 5 и 6 страт в рамках одного класса не вызывало сомнений.
     Как видим, усиливающиеся различия между двумя составляющими нижний средний класс стратами связаны прежде всего с объемом их экономического ресурса и человеческого капитала, а также поведенческими практиками, способствующими наращиванию того и другого, т.е. именно с теми особенностями, которые, собственно, и выступают главными демаркационными линиями при делении среднего класса на подклассы. Результатом этих различий является принципиально разная ситуация с динамикой материального положения двух страт, составляющих нижний средний класс, также заставляющая задуматься о возможности расслоения нижнего среднего класса в случае благоприятной ситуации с экономическим развитием России (при этом под благоприятной ситуацией я подразумеваю не продолжающийся поток нефтедолларов, а реальный экономический рост). Во всяком случае, 27% представителей 6 страты (т.е. столько же, сколько и в 7 страте) отметили в. 2006г. улучшение своего материального положения за последний год, а в отстающей по уровню благосостояния 5 страте об этом говорили ровно в полтора раза реже. Да и при оценке динамики материального положения за последние два-три года различия были достаточно заметны (см. Диагр.1 )
       Диагр.1[7]
     Как видим, хотя 3 страта заметно отличается от медианного класса, а тем более - от бедных по субъективно ощущаемой динамике своего материального положения (это первая страта, где доля улучшивших свое положение начинает превышать, и весьма существенно, долю тех, у кото оно ухудшилось), все же она достаточно заметно противостоит в этом отношении 6 страте, сближающейся по пропорциям групп с разной динамикой их материального положения скорее с 7-8 стратами, чем с 5. Экстраполируя эту тенденцию на будущее, можно предполагать, что разрыв между 6 и 7 стратами будет сокращаться, и 6 страта в значительной части войдет в состав собственно среднего класса, который в этом случае расширится примерно до 15% населения. Остальные останутся в составе нижнего среднего класса, который также расширится, вобрав в себя часть представителей 6 страты, 5 страту и часть медианного класса. При этом, скорее всего, численность его достигнет 20+25% населения, но более-менее прочные позиции будет занимать лишь, верхняя половина этого класса, и любые новые потрясения (от системного банковского кризиса до резкого падения цен на нефть с соответствующим падением доходов бюджета) приведут к его резкому сокращению.
      Таким образом, на устойчивое положение в будущем может рассчитывать примерно треть населения с учетом высших слоев. Плюс еще примерно 10-15% населения находится в состоянии неустойчивого равновесия, и их положение может улучшаться и ухудшаться в зависимости от текущей конъюнктуры. При этом 50-60% населения обречены при сохранении нынешних тенденций на прогрессирующее ухудшение их положения и плавное соскальзывание вниз от малообеспеченности к более или менее глубокой бедности. Такова та «структура позиций», которая формирует модель стратификации современного российского общества. Модель, ячейки которой на микроуровне могут в разные периоды заполняться разными людьми и под влиянием различных факторов, хотя на макроуровне пропорции соответствующих позиций определились.
     Свыше половины тех представителей и нижнего среднего, и среднего классов, которые проживают в селах, не имели в 2006г. компьютеров (а у сельских жителей в составе 5 страты этот показатель доходил даже до 78%). В малых городах наглядно происходило утверждение компьютера в роли нормы городского образа жизни образованного населения -   в 6-8 стратах его имело большинство, а в 5, где гораздо ниже была доля лиц с высшим образованием, - всего треть. В то же время в средних и крупных городах, тем более в мегаполисах, в 5 страте он присутствовал уже более чем в половине домохозяйств. В медианном же классе даже в мегаполисах его не имели две трети домохозяйств, что является еще одним свидетельством невозможности для медианного класса совершать покупки, связанные со стилевыми предпочтениями.
     Характерно, что опережающими темпами компьютер покупался в это время в семьях респондентов, имевших высшее образование, и особенно активны были в этом отношении представители 5 страты, где при 44% владельцев компьютеров в среднем по страте среди лиц с высшим образованием их было 62%. Здесь сразу становились видны качественные различия в возможности выбора стиля жизни у медианного и нижнего среднего класса, точнее даже - между 4 и 5 стратами, поскольку в 4 страте лишь треть (т.е. вдвое меньше, чем в 5 страте) лиц с высшим образованием смогли позволить себе иметь компьютер. Косвенно это свидетельствует и о качественно разных возможностях развития человеческого капитала в этих стратах даже у лиц с одинаковым уровнем образования.
        Табл. 3 Наличие автомобилей и мест для их хранения среди автовладельцев разных страт среднего класса, 2006 год, в % [8]
Наличие соответствующей собственности Номера страт
 
5
 
6
 
7
 
8
Отечественный автомобиль 38 55 63 59
Автомобиль-иномарка 4 7 11 15
Отечественный и иномарка 0 0 6 4
Гараж или место на автостоянке 33 55 58 65
          Если говорить о динамике ситуации в этой области, то стоит заметить, что в 6 и 7 страте заметнее чем в других выросла за 2003-2006 годы доля владельцев автомобилей. При этом 5 страта не смогла себе позволить наращивание количества автомобилей, поэтому доля автовладельцев оставалась в ней практически неизменной.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.