На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Модульное обучение в школе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     1. Психолого-педагогические  основы модульного  обучения 

     1.1 Опыт применения  модульной технологии 

     Понятие педагогической технологии. Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано прежде всего с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода, приоритета субъект-субъектных отношений.
     В условиях вариативного образования  предлагаются разнообразные педагогические системы, а следовательно, и самые  различные модели обучения и воспитания учащихся в разных типах школ (гимназии, лицеи, школы диалога культур, вальдорфские, частные, авторские), используются собственные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, оригинальные технологии обучения и воспитания, разрабатываются свои педагогические технологии.
     В педагогике и психологии употребляются  понятия «технология», «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения», «технология воспитания», «технология развития личности», «технология коллективной творческой деятельности», «технология педагогического воздействия и взаимодействия» и др.
     Понятие «технология» у разных авторов имеет  различную интерпретацию. Само слово «технология» (гр. techne - искусство, мастерство + logos - слово, понятие, учение) означает «совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ и т.д.»[6]. Этот термин широко употребляется при описании производственных процессов. Применительно к педагогике он означает мастерство плюс учение. В.П. Беспалько педагогическую технологию рассматривает как систему, в которой последовательно воплощается на практике заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс [7]. M.B. Кларин определяет педагогическую технологию как системность и конструирование учебного процесса, гарантирующие достижение поставленных целей. [8]. Н.Е. Щуркова считает, что педагогическая технология - это сумма научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей. По ее мнению, это целая область профессиональной подготовки и переподготовки педагога, связанная с творчеством, мастерством, педагогической техникой [9]. Педагоги-исследователи дают и другие характеристики педагогической технологии. Так, Г.К. Селевко рассматривает понятие «педагогическая технология» в трех уровнях: общедидактическом, часто-методическом (предметном), локальном (модульном)[10].
     Например, предметные методики относят к вспомогательным  технологиям, которые предполагают сложную систему способов и приемок подготовки и проведения самых разных видов (форм) деятельности учи теля и учащихся, объединенных образовательными приоритетными целями и конкретным содержанием.
     В узком смысле слова педагогическая технология - это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей («технологическая цепочка»)[11]. Так, в виде «технологической цепочки» можно представить систему деятельности педагога как алгоритм последовательных действий при подготовке и проведении урока или различных форм воспитательной работы. В общем виде - это изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса, постановка диагностичных целей и задач, определение перспективы, предвидение результатов, планирование деятельности, решение задач, организаторская деятельность, коррекция на основе диагностики, разработка программы последующих действий. Следовательно, развитие педагогических технологии связано с новым, более качественным уровнем деятельности педагога-воспитателя, в частности, с повышением уровня его технологичности, искусства обучения и воспитания, умений педагогической техники [11].
     В настоящее время существует множество  различных педагогических технологий. Разработка их, как правило, соответствует той или иной теоретической концепции. Проектирование новых технологий - сложный процесс, включающий несколько уровней, таких, как: концептуальный, методический, операционный, аналитический, контрольно-оценочный, результативный. В связи с этим возникает проблема полной системы средств описания педагогических технологий. Соответственно идеям той или иной психолого-педагогической теории можно определить, например, технологию современного урока, технологию обучения по направленности (проблемное обучение, программированное обучение, компьютерное), технологию коллективной познавательной деятельности, технологию игровой деятельности, технологию изучения и описания передового педагогического опыта и др.
     Модульная технология известна с 1972 года. В те времена она называлась “модульная система”, что не противоречит сути, так как система обучения – это упорядоченный набор элементов, а также связей и зависимостей между ними. Главный элемент здесь – единство. Технология – тоже единство, но действующее в определенной последовательности элементов. После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 г. в Токио, обсуждавшей проблемы просвещения взрослых, модульная система была рекомендована как наиболее пригодная для непрерывного обучения. Затем ценность этой системы (технологии) определена не только для взрослых, но и для молодежи.
     В чем же заключается практическая и научная актуальность данной технологии?
    В модульной технологии сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.
    Применение этой технологии полезно учителю постепенностью, что облегчает и детям работу на этапе её освоения. Модульная технология позволяет избежать шока у учащихся, потому что постоянная рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса.
    Технологии предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.
    Технология интегрировала многое из того, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, идея активности ученика в процессе его чётких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности - всё это влияние теории программированного обучения. С теорией развивающего обучения модульную технологию связывает идея ориентировочной основы деятельности - поэтапное формирование умственных действий. Из психологии взят рефлексивный метод.
    Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, таким образом, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения технологии неизбежно приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.
     В России попытку организовать модульную  систему обучения предприняли школы № 1208 (директор И.Б. Сенновский) и № 1079 (директор П.И. Третьяков) города Москвы. Директора этих школ и являются авторами практических пособий по модульной организации процесса обучения. Совместная их работа “Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография”[12] является лучшим и наиболее конкретным пособием для учителя. В ней рассматривается не только содержательная структура модульного обучения, но и его организационная сторона. Последняя является для авторов превалирующей. Однако наряду с примерным расписанием уроков даются и основные принципы построения содержания учебных элементов модуля и модуля в целом. Несомненную пользу для учителя принесут и предлагаемые авторами схемы анализа деятельности ученика и учителя при модульной технологии, анкеты и т.д. В других своих работах, в частности, Сенновский И.Б., акцентирует внимание на различных элементах модульной технологии. В работе “Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения”[13] главное внимание уделяется организационным моментам работы школы. В статье “Система управленческой деятельности учителя в модульной педагогической технологии”[14] акцент ставится на особенностях деятельности учителя в отношении содержательного и организационного аспектов модульного обучения.
     Менее подробно в педагогической и дидактической  литературе рассмотрены теоретические  основы модульной технологии. Монография П. Юцявичене “Теория и практика модульного обучения”, которую многие последователи считают самым  фундаментальным исследованием в этом вопросе. Определить теоретические и методологические основы проблемно-модульного обучения попытался Чошанов М.А.[15] В своей книге он пишет: “Исходной методологической позицией построения технологии проблемно-модульного обучения является общая теория фундаментальных систем (Л. Берталанфи, П.К. Анохин, К.В. Судаков и др.), согласно которой весь континуум мыслительной деятельности человека, доминирующей мотивацией которой выступает постановка и решение личностно-значимой проблемы, может быть разделен на “кванты”. Принцип системного квантования опирается на модульную организацию коры мозга человека (Г. Эдельман, В.Маунткастл, Дж. Центагозай и др.). Принципы системного квантования, проблемности и модульности лежат в основе функциональных систем психической деятельности человека, выраженных различными знаковыми системами (языковыми, символическими, графическими и т.д.)”[15]. Далее автор показывает слагаемые проблемно-модульного обучения, его принципы и границы применения, а также рассматривает вопросы реализации этой технологии на практике.
     Многие  принципы модульной технологии рассмотрены  в общепедагогической и дидактической  литературе. Наиболее сложной стороне  данной технологии – целеполаганию, посвящена книга Беспалько В.П.[17]. Главная задача её – научить правильно, т.е. диагностично, поставить цель деятельности и проверить уровень её достижения. Вопросы правильной постановки целей затронуты и в трудах Кларина М.В.[18].
     Интересны, с точки зрения практического  воплощения модульной системы обучения, статьи Шамовой Т.И.[19] в журнале “Биология в школе” и Головатенко А. в приложении к газете “Первое сентября” – “История” [14]. Оба они кратко знакомят с элементами технологии, приводя примеры из опыта работы некоторых учителей.
     Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
     Интерактивное обучение – это специальная форма  организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным  процесс обучения.
     Суть  интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа  различными документами и   источниками информации, используются индивидуальные и групповые творческие работы. В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы (Приложение 1). Наиболее известные из них – “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”.
     Таким образом, интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. 

     1.2  Модульное обучение и особенности его организации . 

     Педагогическая технология содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла.
     В его содержание входят:
    общая постановка цели обучения;
    переход от общей формулировки цели к её конкретизации;
    предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности учащихся;
    совокупность учебных процедур (на этом этапе должна происходить коррекция обучения на основе оперативной обратной связи);
    оценка результата;
     Благодаря этому, учебный процесс приобретает  «модульный» характер, складывается из обособленных блоков, имеющих общую структуру, но разное содержание.
     Учебный модуль, как воспроизводимый учебный  цикл, имеет конструкцию, состоящую  из  трёх структурных частей: вводной, диалогической и итоговой. Схематически  структура учебного модуля показана на рисунке 1.
     Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведённых по учебной программе на тему, блок тем, раздел. Наиболее оптимальным является учебный модуль, состоящий из 7-12 часов. Однако, в зависимости от предмета допускается колебания от 4 до 22 часов.
     Особенность учебного модуля состоит в том, что  на вводную часть при любом  количестве часов отводится 1-2 урока. Итоговую часть 2-3 урока. Всё оставшееся время (от 3 до 17 часов) отводится на диалогическую часть.
       

     
       
 
 
 

     
       
 
 
 
 

     Рис.1. Структура учебного модуля
                          
       Неоднократное возвращение к  содержанию по «нарастающей»  - от простого к сложному,  от  репродуктивных заданий к творческому  поиску ( в некоторых случаях -элементам  исследовательской деятельности) даёт возможность каждому ученику усвоить учебный материал от уровня элементарных знаний до уровня «оценки знаний» [21].
     В диалогической части познавательный процесс строится преимущественно  на основе взаимодействия учащихся между  собой посредством деления класса на микрогруппы (4-7 человек), с включением в эту часть различных игровых технологий. Учитель выступает главным образом, в роли стимулятора, консультанта и организатора познавательного процесса учащихся.
     Другой  особенностью конструирования учебного модуля является система подготовки учителя.
     Учитель, определив количество часов на один учебный модуль, начинает его конструировать, продумывая цель, содержание и результаты, а также форму организации  уроков данного модуля.
     Предварительная работа учителя состоит из следующих шагов – действий.
    Выявление обязательных знаний, умений и навыков, усвоение которых определено программой курса по данному разделу, блоку или теме, а также цели и задач обучения.
    Изучение всего содержания учебного материала по данному модулю.
    Вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую нагрузку по данному модулю, рельефных слов, в которых как бы «закодирована» основная информация по теме. Определение их взаимосвязи и взаимозависимости.
    Составление опорных схем по всей теме (на основе выделенных ключевых понятий , «кодов»).
    Составление тестовых заданий по всему содержанию учебного модуля ( в пределах 15-20 заданий).
    Составление блока вопросов и заданий по всему содержанию учебного материала данного модуля для зачёта (можно заменить диктантом, контрольной работой  и т.д.)
    Разработка диалогической части. Подбор активных форм обучения. По содержанию изучаемого материала разрабатываются задания первой степени сложности, средней степени сложности и задания повышенной степени сложности с элементами поискового (исследовательского) обучения для каждого ученика (каждый ученик имеет право выбора задания любого уровня сложности – оценка собственных знаний, возможность самостоятельно планировать свою работу)[1].
     Диалогическая часть учебного модуля имеет еще одну особенность. Как показало исследование, широкое использование активных и игровых форм обучения позволяет учащимся работать с учебным материалом, возвращаясь к нему в рамках учебного модуля от 13-и до 24-х раз. Неоднократное возвращение к содержанию «по нарастающей», от простого к сложному, от репродуктивных заданий к заданиям творческого характера, к элементам исследовательской деятельности дает возможность каждому ученику посредством работы с учебным материалом развивать способности, память, мышление, внимание, устную и письменную речи.
     Важным  условием разработанной технологии является возможность использования  учениками любых научных источников: учебников, учебных пособий, справочной литературы, а также получение оперативной консультации со стороны учителя, которому отводится роль организатора, помощника, консультанта.
     Итоговая  часть учебного модуля -контрольная. Если на протяжении всех уроков диалогической  части поощряется взаимопомощь, взаимообучение, использование учениками различных научных источников, то в итоговой части ученик должен показать знания, умения и навыки, приобретенные в диалогической части, без посторонней помощи.
     Тестовые  задания, контрольные работы, зачет, сочинение либо диктант как формы  контроля знаний учащихся, в зависимости от специфики учебного предмета, предъявляются ученику именно в итоговой части учебного модуля.
     Если  в диалогической части учащимся предлагались задания трех уровней («облегченный», «стандартный» и «сверхстандартный»), то в итоговой части всем учащимся предлагаются задания, соответствующие требованиям государственного стандарта образования.
     Отдельно  учитываются задания исследовательского характера. Они могут быть оформлены  в виде доклада, сообщения, реферата и представлены в НОУ (научные общества учащихся), на конкурсы и т.д. (по степени ценности и значимости исследования, проведенного учеником)..
       Вводная часть  учебного модуля
           По мнению психологов, изучение  каждого самостоятельного раздела  (темы) должно состоять из трёх  основных этапов:
    Вводно-мотивационного;
    Операционально-познавательного;
    Рефлексивно-оценочного [22].
     Вводно-мотивационный  этап в данном модуле осуществляется во вводной части. На этом этапе ученики  должны осознавать, почему и для  чего им нужно изучать данный раздел программы, что именно им надо усвоить и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы.
     Психологами установлено, что для продуктивного  усвоения знаний важно, чтобы цель была принята учениками, стала побудительной  силой, превратилась в мотив. Для  этого, по их мнению, необходимы четкая формулировка цели (что узнать, чему научиться), её значения (для чего это нужно), выделение способов достижения  цели.
     Эксперименты  показали, что при формировании знаний о конкретных свойствах объектов эффективнее начинать объяснение с материализованной в виде схем и знаковых моделей формы действий [23].
     В процессе познания какого-либо явления  у человека должно появиться чувство, что он понял, усвоил изучаемое.
     Для защиты памяти  возможности опереться  на полученные знания в последующем необходимо, по мнению психолога Л.В.Шешнёва, во первых, чтобы память не хранила следов первоначального чувства непонимания; во- вторых, чтобы она сохраняла и выдавала усвоенные понятия и представления в защитной упаковке, в прочных закрытых «футлярах», Таким «футляром» является знак (термин), знаковая система [24].
     Таким образом, во вводной части учебного модуля учитель:
    Знакомит учеников с общей структурой и содержанием учебного модуля;
    Определяет цели и задачи познавательной деятельности учащихся в данном учебном модуле, при этом особое внимание уделяет «принятию» этих целей и задач каждым учеником;
    Кратко ( в течение 15-20 минут) объясняет учебный материал по всей теме данного модуля, опираясь на опорные схемы ( «футляры», знаковые модели).
     Диалогическая часть учебного модуля
     Диалогическая часть учебного модуля является осуществлением второго этапа целостного изучения раздела (темы) – операционно-познавательного.
     При конструировании этой части модуля рекомендуется  руководствоваться  концепцией Л.Фридмана [25] , которая основана на следующих положениях:
    Учение рассматривается как система различных видов деятельности ученика в процессе индивидуальной, групповой, коллективной работы. Они направлены на развитие логического мышления, способностей, воображения, памяти, творчества и т.д., то есть на развитие тех качеств личности ученика, которые составляют цель образования.
    Психологически оправданным управлением учением должно быть, в первую очередь, создание условий для развития потребностей, мотивов и целей деятельности ученика.
    Управление учением должно быть гибким, оно возможно лишь при внутреннем росте учащихся, по мере возрастания степени обученности детей.
    Ученики должны принимать непосредственное участие в определении целей конкретной учебной деятельности, то есть управление должно быть личностным. Степень личностного управления процессом учения должна возрастать по мере роста учащихся, на старшей ступени она должна приобрести всеобщий характер.
    Управление процессом учения должно происходить в опоре на внутренние силы и возможности детей.
     При подготовке диалогической части  учебного модуля учитель вычленяет  и структурирует основное содержание учебного материала.
     При этом  необходимо учитывать, что  подача учебного материала для проработки и закрепления его учениками на каждом уроке даётся определёнными порциями, в которых в краткой, ёмкой форме заключено содержание всего раздела (темы).
     Учебный материал, требующий проработки, готовится  учителем на трёх уровнях сложности (простой, средней степени сложности, сложный). Право выбора одного из трёх уровней остаётся за каждым учеником.
     Важным  моментом является то, что задания  сложного, поискового, творческого  характера предлагаются ученику, выполнившему задание программного материала  любого уровня сложности, то есть практически каждому.
     При планировании уроков этой части учитель  обращает внимание на обеспечение диалогического общения учеников. Содержание учебного материала при этом выступает  в качестве предмета и средства диалогического общения учащихся.
     Таким образом, формируется следующая  структура подготовки учителем диалогической  части, состоящая из 5 шагов-действий (см.рис 1) 

       

       

       
 

                                                                                                       
                        Рис.2. Действия учителя при подготовке диалогической
                                                части учебного  модуля.     

       Принципы построения  диалогической части 
     Первые  три шага-действия (рис.2) предполагают работу учителя над выделением и  распределением всего содержания учебного материала на диалогическую  часть учебного модуля. 
     Работа  диалогической части строится с  учетом следующих основных принципов:
    принцип целостного подхода к учебному материалу;
    принцип изучения по «нарастающей» (сначала в сжатом виде, затем – «раскручивая» содержание, увеличивая объём и вводя второстепенные детали ил факты). Это означает проработку учебного материала учеником не по частям, а комплексно, по всему разделу (теме).
    принцип  «возвращения»  к теме учебного модуля на каждом уроке диалогической части (не путать с повторением). Практически возврат к теме «по нарастающей», как по объёму учебного материала, так и по степени сложности заданий, необходим для прочности усвоения знаний. Исследование показывают, что долгосрочная память хранит информацию и переводит её на уровень знаний при осознанном многократном (до 7 раз) возврате к ней. Причём, главным является не повторение материала, а именно возврат к теме, использование её в качестве средства, инструмента для разрешения поставленных перед человеком проблем.
     Поэтому усвоение учебного материала в данной части модуля – лишь необходимое  средство, без которого невозможно достичь основных целей: развивать  логику мышления, умения видеть связи  между различными явлениями и  фактами, научиться формулировать  и научно обосновывать понятия; развивать интеллект и креативность (способность к творчеству) и т.д.
     Цель, являющаяся предметным итогом всей познавательной деятельности  учеников в учебном  модуле – соответствие знаний и  умений учеников предъявленным эталонам – государственному стандарту образования – достигается параллельно, (сличение их соответствия или несоответствия будет происходить в третьей – итоговой части модуля).
     Следует обратить внимание на то, что развивает  личность не любая деятельность, а  деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Нужно, чтобы ученику нравилось заниматься учебной, познавательной деятельностью, чтобы он получал удовольствие от умственной работы. Пожалуй, это является наиболее проблематичной задачей в работе учителя. Как сделать так, чтобы каждый ученик был положительно настроен на учение, чтобы познавательный интерес сопровождался устойчивым положительным отношением со стороны каждого ученика и вызывал у них положительные эмоции? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как это обусловлено многими  психологическими факторами. Однако возможность поиска решения данной проблемы существует.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.