На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая система РФ и управление ей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………………..3
    Финансовая система Российской Федерации………………………………4
      Понятие финансовой системы, ее структура……………………………4
      Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы..10
      Общая характеристика звеньев финансовой системы………………....13
    Управление финансовой системой…………………………………………20
      Управление финансами, виды и методы………………………………..21
      Задачи и функции органов управления финансами……………………23
      Направления развития финансовой системы РФ………………………30
Заключение………………………………………………………………………….40
Список  литературы…………………………………………………………………43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

    Данная  работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы  в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в  макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.
    Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
    Финансовая  система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.
    Именно  поэтому, сегодня как никогда  важно иметь представление о  финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить  за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.
    Актуальность  данной темы курсовой работы также определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.
    Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
    Реализация  поставленной цели предопределяет решение  следующих задач:
    - рассмотреть понятие и сущность финансовой системы;
    - выявить проблемы и перспективы  развития финансовой системы РФ.
    Работа  осуществлялась на основе анализа научной  литературы и других источников. Были использованы труды следующих авторов: Литовченко В.П., Грязновой А.Г., Дадашева А.З., Милякова Н.В., Романовского М.В.  и других.
    Также использовались нормативно-правовые документы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
    Финансовая  система Российской Федерации
 
 
    
      Понятие финансовой системы, её структура
 
    Финансовая  система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Это единый комплекс управления финансовыми отношениями, включающий механизм формирования фондов финансовых ресурсов централизованного и децентрализованного назначения, государственные (муниципальные) финансовые органы и финансовые службы предприятий, а также систему взаимосвязей между ними. Финансовая система призвана обеспечить комплексную реализацию всех функций финансов. Это дает возможность получить максимальный интеграционный эффект от их взаимодействия и позволяет наиболее полно и эффективно использовать финансовые отношения для осуществления государственной экономической политики. От функционирования финансовой системы во многом зависит успех проводимых экономических реформ.
    Звенья  финансовой системы можно сгруппировать  в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:
    централизованные финансы:
        государственный бюджет;
        внебюджетные фонды;
        государственный кредит;
        фонды имущественного и личного страхования;
        фондовый рынок;
    децентрализованные финансы:
      финансы коммерческих предприятий и организаций;
      финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);
      некоммерческих организаций;
    финансы домашних хозяйств.
    Все звенья финансовой системы органически  связаны между собой и функционируют  как единая целостность. Каждое из звеньев представляет собой определенную сферу финансовых отношений, связано с процессом расширенного воспроизводства и выполняет присущие ему функции. Поэтому каждая сфера финансовых отношений, входящих в финансовую систему, имеет определенную специфику.
    Каждое  звено этой системы характеризуется  особыми методами формирования и  использования фондов денежных средств. Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве.
    Так, централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений  в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.
    Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств.
    Если  финансы предприятий обслуживают  материальное производство, то бюджет на основе системы налогообложения мобилизует финансовые ресурсы в основной централизованный фонд государства, а внебюджетные фонды формируются в целях финансирования определенных социально-экономических мероприятий и имеют строго целевое назначение. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба от стихийных бедствий и других страховых случаев, а государственный кредит мобилизует ресурсы населения и предприятий в целях развития экономики на принципах платности, возвратности и срочности заимствований со стороны государства. Финансы некоммерческих и общественных организаций имеют существенную специфику и обслуживают те организации, которые осуществляют свою деятельность на принципах самоокупаемости, но не получают прибыли и не осуществляют ее капитализации (см. схему 3).
    Схема 3. Финансовая система Российской Федерации
    Особое  место в финансовой системе любой  страны занимают финансы населения (домохозяйств), которые теснейшим  образом связаны со всеми остальными звеньями финансовой системы.
    В странах с развитой рыночной экономикой финансовая система включает те же элементы, но может иметь некоторую специфику в зависимости от типа государственного устройства (унитарные государства, федеративные государства). Если в унитарных государствах бюджетная система, выступающая одной из важнейших составных частей финансовой системы в целом, включает государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты, то в федеративных государствах кроме этих двух звеньев бюджетной системы формируется мощная система бюджетов членов федерации (земель в Германии, провинций в Канаде, штатов в США и т.п.). Так же как и в России, местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты регионов — членов федерации, а региональные бюджеты не включаются в федеральный бюджет.
    Основой финансовой системы любой страны являются финансы предприятий и организаций различных форм собственности, поскольку они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода — той новой стоимости, которая выступает источником роста благосостояния народа и инвестиционно-инновационного развития экономики.
    От  состояния финансов предприятий  зависит формирование централизованных фондов финансовых ресурсов, поскольку  за счет налогов с предприятий  и организаций формируется более 80% доходов консолидированного бюджета. Именно финансы предприятий и организаций определяют общие тенденции в развитии финансовой системы в целом. От них зависит состояние основного финансового фонда страны — бюджета и его потенциальные возможности, объемы поступления налоговых платежей, возможности государства по финансированию инвестиций и предусмотренных социальных программ. Этим в конечном итоге определяются доходы и расходы, т.е. финансы населения.
    Бюджетная системасовокупность всех видов бюджетов и финансовых отношений в процессе их формирования и использования. Эти финансовые отношения принимают форму бюджетных отношений и выступают как определенная сфера отношений государства с предприятиями, организациями и физическими лицами (населением) по формированию бюджетов всех уровней (федерального, региональных и местных). Федеральный, региональные и местные бюджеты в совокупности образуют Консолидированный бюджет Российской Федерации, который законодательными органами как единое целое не утверждается, но используется для целей управления бюджетной системой.
    Внебюджетные  фондысистема финансовых фондов, имеющих строго целевой характер. Они образуются на основе обязательных целевых взносов физических и юридических лиц и предназначены для финансирования расходов, не включаемых в бюджет (пенсионное обеспечение, медицинское и социальное страхование и др.). Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно и с достаточной полнотой финансировать важнейшие социальные мероприятия, предусмотренные в специальных программах социальных гарантий населения.
    Государственный кредитотражает финансовые отношения в процессе мобилизации государством временно свободных средств предприятий, организаций и населения на принципах срочности, возвратности и платности в целях наиболее полного финансирования государственных расходов. При реализации этих отношений кредитором выступают физические и юридические лица, а заемщиком - государство. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем выпуска займов, продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
    Большую роль играет государственный кредит в стабилизации денежного обращения и при регулировании платежеспособного спроса населения в стране. В этой связи большое значение приобретает управление государственным долгом, который представляет собой общую сумму непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний отражают глубокий экономический и финансовый кризис, поразивший страну.
    Фонды страхования предназначены для возмещения возможных потерь от стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств. Развитие рыночных отношений сопровождается все большим проникновением на страховой рынок негосударственных страховых компаний и сокращением государственной монополии в этой сфере.
    Фондовый  рынок — сфера финансовых отношений, возникающих в процессе купли-продажи специфических финансовых активов — ценных бумаг. С помощью механизма фондового рынка осуществляется перелив капитала в отрасли, обеспечивающие инвесторам более высокий уровень дохода на капитал. Таким образом, в нормальных условиях обеспечивается динамичное изменение и достижение наиболее эффективной структуры экономики, адекватной рыночному спросу и предложению товаров и услуг.
    Таким образом, финансовая система – это  сложное финансово-экономическое  образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений между ними. 
 
 

    
      Дискуссионные вопросы состава и структуры  финансовой системы
 
 
          В литературе финансовая система,  её состав и структура представлены по-разному.
    Не  смотря на то, что все авторы выделяют один основной критерий, по которому происходит разделение финансовой системы на сферы  и звенья (роль субъекта в общественном воспроизводстве), мы видим всё же расхождения в структуре.
         Основным из дискуссионных вопросов является выделение страхования как самостоятельной сферы финансовой системы. Например, такие авторы как Галицкая, Вавилов, Родионова выделили три сферы финансовой системы. Причем структура этих сфер тоже различна у разных авторов.
          Автор Вавилов в сфере страхования  выделяет два звена:
    некоммерческое (государственное страхование)
    коммерческое страхование.
      Родионова выделяет 5 звеньев:
    социальное страхование
    личное страхование
    имущественное страхование
    страхование ответственности
    страхование предпринимательских рисков
    Галицкая  также выделяет 5 звеньев:
      социальное
      личное
      имущественное
      ответственности
      предпринимательских рисков
         Значит перед нами встает еще один вопрос: если всё же страхование выделяется как отдельная сфера, то каков же её состав?
         Все авторы выделяют как отдельную  сферу финансы субъектов хозяйствования, хотя можно увидеть, что интерпретация  этого названия у авторов разная. Отчего зависит такое расхождение  и как всё-таки правильно называть  эту подсистему, вот еще один вопрос.
         Романовский выделяет сферу финансы субъектов хозяйствования и делит её на:
    1) коммерческие предприятия и организации
    2) некоммерческие организации
    3) финансовые посредники
         Родионова выделяет сферу финансы  предприятий, учреждений, организаций и выделяет в ней следующие звенья:
    1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах
    2) финансы учреждений и организаций, осуществляющих коммерческую деятельность
    3) финансы общественных объединений
         По Вавилову финансы экономических (хозяйствующих) субъектов делятся на:
    1) финансы коммерческих организаций
    2) финансы некоммерческих организаций
    3) финансы ПБОЮЛ
    4) финансы домохозяйств
         Ковалёва выделяет финансы хозяйствующих  субъектов:
    1) государственных
    2) муниципальных
    3) частных
    4) акционерных
    5) арендных
    6) общественных
         Таким образом, еще одним важным  вопросом является состав сферы  финансов субъектов хозяйствования.
         Аналогичные расхождения происходят  в сфере государственные и  муниципальные финансы.
        По Вавилову в состав этой  сферы входят:
    1) федеральные финансы
    2) финансы Субъектов Федерации
    3) местные финансы
    Родионова в составе государственных финансов выделила:
    1) государственный бюджет
    2) внебюджетные фонды
    3) государственный кредит
         Ковалёва выделила сферу общегосударственные финансы и в её составе:
    1) государственный бюджет
    2) внебюджетные фонды
    3) государственный кредит
    4) фонды страхования
    5) фондовый рынок
         По системе Романовского государственные и муниципальные финансы включают в себя бюджетную систему и государственный кредит. В свою очередь бюджетная система делится: на федеральный бюджет,  территориальные бюджеты субъектов федерации, бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты), бюджеты фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования.
      Для того, чтобы понять и доказать  состав и структуру финансовой системы РФ необходимо четко проанализировать роль субъектов в общественном воспроизводстве, задачи, которые они выполняют, источники формирования финансовых ресурсов, направление распределения прибыли. 
 

      Общая характеристика звеньев финансовой системы
 
 
    Государственный бюджет – главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.
    Размер  и структура государственного бюджета  характеризуют уровень социально-экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета  пополняется за счет неналоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства и т.д.
    Внебюджетные  фонды – это средства правительства  РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Они создаются во всех странах на определенный срок или действуют постоянно. Их создание обосновывается необходимостью иметь источники средств, не зависящие от одобрения или неодобрения государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования и т.д. Мобилизация и использование средств фондов осуществляется в специфических формах и особыми методами. Отсюда их выделение в самостоятельное звено государственных финансов. Внебюджетные фонды классифицируют на:
      фонды социального назначения;
      фонды межотраслевые и отраслевые;
      фонды территориальные.
    Формирование  внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются  в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.
    В соответствии с законодательством, внебюджетные фонды запрещено использовать для финансирования органов власти и управления, а также иных государственных структур.
    Государственный кредит – еще одно самостоятельное звено государственных финансов, поскольку ему присущи не свойственные другим звеньям формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. Главная форма экономических отношений в его рамках – когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно является кредитором, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, оно выступает как гарант.
          Государственный кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений - финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства и выполняет две функции - фискальную и регулирующую.
    Объективная необходимость государственного кредита  обусловлена опережающими темпами роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государство постоянно испытывает потребность в финансовых ресурсах. Доходы, предусмотренные бюджетом, как правило, далеко не покрывают сумм запланированных расходов. На покрытие бюджетного дефицита необходимы дополнительные средства. Для этого государство прибегает к заимствованиям. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком — государство в лице его
органов. Дополнительные финансовые ресурсы  государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
    Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
    Рыночная экономика — это среда риска. Поэтому главная функция страхования — это формирование фонда денежных средств, осуществляемое как плата за риски, которые принимают на себя коммерческие организации специальной компетенции — страховые компании. Страхование делится на добровольное и обязательное.
    Важнейшая функция страхования — возмещение ущерба юридическим лицам, возмещение ущерба и материальное обеспечение граждан. Поэтому страховые организации вынуждены осуществлять и сопряженную функцию страхования — предупреждение страхового случая и минимизация возможного страхового ущерба.
    Страховые фонды являются крупным резервом инвестиционных затрат. Действительно, страховой денежный фонд страховщиков — это временно свободные деньги, которые можно инвестировать по разным направлениям.
    К основным видам страхования относятся:
    социальное страхование — система денежных отношений по формированию Пенсионного фонда, установлению различного рода льгот и т.д. Эти отношения возникают между государством и хозяйствующими субъектами, между государством и гражданами, между федеральными органами и субъектами РФ;
    имущественное страхование — страхованию подлежит имущество граждан и предприятий: дома, автомобили, урожаи, животные и т.д.;
    личное страхование — страхование жизни, страхование детей.
    Составным и наиболее динамично развивающимся  звеном финансовой системы выступает фондовый рынок, на котором происходит обращение капиталов.
    Фондовый  рынок обеспечивает перемещение  капитала в отрасли с высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффективному использованию временно свободных денежных средств. Участники фондового рынка ориентируются на получение более высокого дохода по сравнению с вложением средств в банки. Однако следует иметь в виду прямую связь между уровнем доходности и степенью риска.
    В РФ он получил развитие с начала 1990-х годов, когда стала складываться разветвленная инфраструктура финансового сектора: банковская система, инвестиционные и пенсионные фонды, биржи и страховые компании. Первоначально на развитие финансового сектора определяющее влияние оказал процесс приватизации, который способствовал развитию рыночной инфраструктуры, совершенствованию соответствующей законодательной базы, вовлечению населения в операции на фондовом рынке и формированию у людей рыночного сознания.
    Ныне  сложилась достаточно сложная структура  фондового рынка, в состав которого входят следующие относительно самостоятельные сегменты: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты.
    До  сих пор речь шла о звеньях финансовой системы, объединенных в блок централизованных финансов. Второй блок финансовой системы составляют децентрализованные финансы, и прежде всего финансы коммерческих предприятий и организаций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.