На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Государство как основной политический институт

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Академия  МВД Республики Беларусь 

Кафедра философии
Предмет: Политология
 
 
 
Контрольная работа по теме №9:
«Государство  как основной политический институт» 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2003. 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

Введение.

    Элементы, функции и форма государства.
    Правовое государство и гражданское общество.
    Условия формирования правового государства и гражданского общества.
Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    Государство является ядром, главной основой  всей политической системы общества. Оно выступает в качестве основного инструмента политической системы. Это обстоятельство придает ему статус основного института политической системы. Государство – механизм, при помощи которого приходят в движение все звенья политического процесса. Именно поэтому государственная власть дает возможность ее обладателю подчинять своей воле всех граждан страны. Государство обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции, характеризуется формами устройства и типологическими чертами. От степени развития государства, а также условий, форм зависит качество политической жизни, цивилизованность, демократизация общества. Наибольшая демократизация политической жизни общества существует только в правовом государстве и гражданском обществе.
    Термин  «государство» стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVII в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как «полис», «княжество», «царство», республика», «империя». Одним из первых в научный оборот термин «государство» ввел Н. Макиавелли. Он трактовал государство, как любую верховную власть над человеком.
    История показывает, что термин «государство»  следует рассматривать конкретное, привязанное к исторической эпохе  понятие и относить его исключительно  к современному государству. В настоящее время этот термин может иметь различный смысл.
    Во-первых, государство идентифицируется с  представительными и исполнительно - распорядительными  органами политической власти.
    Во-вторых, этот термин употребляется для обозначения отношений политической власти: отношений господства и подчинения между различными группами граждан, между органами власти, между органами власти и общественными организациями.
    В-третьих, термин «государство» употребляется  как синоним понятий «страна», «отчизна», «общество». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Элементы, функции  и формы государства. 

    Большинство современных авторов считают, что  государство – это организация  публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории. Структурными основными элементами государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы. Из определения видно, что государство как субъект международного права должно обладать как минимум суверенитетом, территорией, населением и властью.
    Суверенитет означает, что все решения органов государственной власти принимаются ими самостоятельно, независимо ни от каких внешних сил и обязаны исполняться внутри страны. Другими словами это означает, что никакое другое государство не имеет право навязывать свою волю, оказывать давление или вмешиваться во внутренние дела. В наше время некоторые государства сознательно ограничивают свой суверенитет, вступая в различные союзы и объединения государств.
    Территория – это физическая, материальная основа государства. Территорию государства составляет та часть мирового пространства, на которой в полной мере действует власть данной правящей политической группы. Надо сказать, что территория не сводится только к твердой земле. В нее также входят недра, воздушное пространство, территориальные воды. С территорией, прежде всего, связан вопрос возникновения и исчезновения государства. Можно сказать, что без территории государств не бывает. С утратой территории государство прекращает свое существование. Именно этим объясняется и то обстоятельство, что с вопроса над той или иной частью пространства начинают развиваться многие внутренние и внешние политические конфликты. По этому одной из главных целей правящих политических групп, является гарантирование территориальной целостности государства.
    Население есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Все население, которое проживает на территории государства, представляет собой сообщество, единый народ, нацию. В большинстве западных странах понятия «народ» и «нация» употребляются как тождественные. Понятие «нация» связывается с государством, и под таковой понимается все сообщество, народонаселение территории независимо от этнической принадлежности, объединенное одним правлением. Влияние государства на население носит всеобщий характер. Каждый человек, проживающий на территории определенного государства, включая иностранных граждан, подчиняется единой власти. Народ – это не однородное сообщество. В его рамках сосуществуют различные сословные, этнические, классовые и другие общности. Целостность народа, то есть всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием целостности государства. Раскол населения по социально-классовому или иному признаку несет с собой большую угрозу существованию государства.
    Власть является определяющим элементом государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм, принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность соблюдения населением юридических норм обеспечивается деятельностью исполнительно - распорядительных государственных органов, судов. Власть осуществляется конкретными людьми, состав которых меняется.
    Каждое  государство имеет функции. При исследовании функций государства можно определить его сущность и общественную роль. Функции отражают главные направления деятельности государства по выполнению им своего предназначения. Государство выполняет две основные функции: посредническую и функцию управления.
    Посредническая  функция связана с природой государства как орудия регулирования противоречий и конфликтов, которые возникают в обществе, разделенном на социальные группы. Посредническая роль государства состоит в том, что властвующая политическая группа ищет формулы компромисса между конфликтующими сторонами. Оно стремиться предотвратить опасность прямого столкновения между ними. В ходе выполнения этой функции государство разрешает конфликты в интересах социальных групп, занимающих господствующее положение в обществе. При этом государство вынуждено в той или иной мере ограничивать претензии противостоящих сторон. Бывают такие случаи, когда правящая группа вынуждена заставлять господствующие социальные силы соглашаться с не устраивающими их решениями, если такие условия компромисса обладают значительной поддержкой масс.
    Наряду  с посредническими функциями  в отношениях между господствующими  и подчиненными социальными группами, властвующая группа вынуждена также  выступать в качестве арбитра и в конфликтах между различными своими частями. Посредническая функция государства не ограничивается урегулированием внутренних социальных конфликтов. На государственную власть возложена обязанность разрешать внешние конфликты, обеспечивать развитие отношений с зарубежными странами. Еще более важное значение посредническая функция имеет для обеспечения внешних условий жизнедеятельности страны, поддержания и укрепления целостности общества т.к. внешние конфликты могут не только ослабить государство, но и прекратить его физическое существование.
    Функция управления состоит в регулировании хода дел в стране в целом, в более или менее эффективном контроле за выполнением определенных видов деятельности, необходимых для сохранения и развития общества как целого. Задачей государства является воздействие на общественную систему в целом и отдельные ее элементы с целью разрешения этих проблем или смягчения их остроты. Функция управления не менее важна для нормального развития общества, чем регулирование социально-классовых отношений. От того, с какой эффективностью она выполняется, зависят общественная стабильность и престиж правящих политических групп.
    Посредническая  функция и функция управления находят свое выражение при урегулировании государством как своих внутренних, так и внешних проблем. Эти две функции можно расчленить на ряд других функций более узких по своему характеру и содержанию. Так можно их разделить на внутренние и внешние функции государства. К внутренним относятся: регулирование социальной жизни, разрешение конфликтов, охрана общественного порядка, создание законодательной базы для функционирования общественной системы, выработка стратегии экономического развития, защита прав и свобод граждан, обеспечение развития науки, культуры, деятельность по защите окружающей среды. К внешним относятся: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны, защита интересов государства на международной арене, участие в решении глобальных проблем человечества.
    Государства отличаются друг от друга по своим формам и типам.
    Форму государства составляют особенности  устройства и функционирования.
    Выделяют  две формы государства: форма  правления и форма государственного устройства.
    Форма правления есть организация верховной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов. Существуют две основные формы правления: монархия и республика. Монархия характеризуется тем, что верховная власть в стране осуществляется одним лицом. Главой государства является монарх. Он занимает свой пост по наследству. Существует две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. При конституционной монархии власть монарха фактически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в области управления. Если говорить о республики, то можно определить, что она отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Имеются две разновидности такой формы правления: президентская республика и парламентская республика. Президентская республика характеризуется жестким разделением властей, при котором государственные органы обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Президент одновременно является главой государства и правительства, он выбирается независимо от парламента. В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Глава государства выбирается парламентом.
    Форма государственного устройства – это территориально-организационная структура государства. С помощью этого понятия характеризуется распределения власти в центре и на местах. различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства и имперские образования. Унитарные – это те государства, в которых существует высокая степень централизации политической власти. Административно-территориальные единицы не обладают признаками государственности, суверенитета. Федеративные государства – это те государства, в которых административно-территориальные единицы обладают суверенитетом. каждый субъект федерации имеет свою конституцию. Конфедерации – это союз суверенных государств, которые образуются для совместного решения определенных задач. В этих союзах отсутствуют единые органы государственной  власти и управления. Империи – это государственные образования, характерными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильно централизованная власть. Для характеристики формы государства используется понятие «политический режим». В отличии от формы правления политический режим является более гибким и в большей мере подвержен изменениям.
    Для характеристики государства используется понятие «исторический тип государства». С его помощью выявляют среди различных по своим формам государств, типичные черты, свойственные всем государствам,  существующим на том или ином этапе развития общества. Выделяют следующие исторические типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное.
    Рабовладельческое государство обеспечивает такие социально-экономические отношения, при которых господствующий класс присваивает практически весь продукт, созданный трудом подчиненного ему класса рабов. Последние лишаются каких бы то ни было политических и юридических прав.
    Феодальное  государство характеризуется неограниченной властью владельцев земельной собственности. Это государство обеспечивает такие социально-экономические отношения, при которых, с одной стороны, имущий класс вправе передавать крестьянам в пользование землю, что зачастую означало их принудительное прикрепление к земле. С другой стороны, крестьянам вменяется в обязанность отдавать своим хозяевам часть произведенного продукта.
    Буржуазное  государство – это государство возникает на индустриальной стадии развития производства. Оно упраздняет сословные привилегии и провозглашает формальное равенство людей перед законом. Оно представляет гражданам право свободно нанимать работников либо продавать свою рабочую силу владельцам собственности. 

2. Правовое государство и гражданское общество. 

    Историческая  память хранит немало поучительных и  плодотворных идей о совместимости  государства с правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали  правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо.
    Гоббс разработал ряд прогрессивных положений  о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.
    Значительный  вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности  в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.
    Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”. Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства.
    Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени  и опыта прошлого. Если отвлечься  от субъективных оценок, то большинство  авторов сходились во мнении, что  правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.
    Шершеневич  отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового  государства: 1) для устранения произвола  необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы  свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации - отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.
    Смысл и содержание идеи правового государства  у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились  со смыслом и содержанием его  у других мыслителей и государственных  деятелей.
    Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.
    Правовое  государство — многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.
    Правовое  демократическое государство –  это такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти всех органов этого государства является суверенитет народа.
    Цель  правового государства - обеспечить гарантию прав и свобод своих граждан  во всех сферах, но достичь ее можно  при условии, если и граждане в  свою очередь проявляют уважение к законам и институтам существующей системы. Правовое государство стремится установить единый и обязательный для всех граждан правовой порядок, с тем что­бы они как можно меньше зависели от прихотей политиков. В правовом государстве только законно избранное правительство правомочно применять силу в качестве средства принуждения.
    Правовое  государство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. Центральное место  среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Каждая власть осуществляет свои, строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему и избирательный процесс имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия. Этот принцип взаимного контроля, характерный для правового государства, сформулировал еще немецкий философ И. Кант в утверждении, что каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в отношении к гражданину. Иначе говоря, законодатель также подзаконен, как и отдельный гражданин.
    Вместе  с тем подзаконность государственной  власти дополняется признанием за отдельной  личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом, как и неприкосновенность жилища и переписки.
    В процессе своего формирования и утверждения  правовое государство разрабатывало  и закрепляло не только законодательные  гарантии индивидуальных свобод и прав, но и свою власть в качестве стража таких свобод и прав, главного гаранта нормального существования и функционирования гражданского общества, его основных институтов, принципов и ценностей. И как таковое правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.
    В гражданском обществе концентрируются  частные, нередко противоречащие друг другу интересы. Правовое государство, выражающее всеобщую волю граждан, призвано примирить и совместить эти интересы в реальном жизненном процессе. Если бы государство представляло собой политическое отражение лишь экономических интересов собственников, то оно могло бы иметь форму своего рода олигархической республики. Однако на практике экономическое господство собственников уживается с разными формами государства и политическими системами - как с диктатурой, так и с демократией. Конечно, имущие классы стремятся превратить институты власти в орудие своего господства. Но демократические принципы, заложенные в основу государственного устройства, обеспечивают значительную степень независимости государства, деятельности его институтов от тех или иных экономических и социально-классовых интересов. Гарантией этой независимости служит существование гражданского общества и соответствие между ним и правовым государством.
    Недостаточно  только провозгласить государство  демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его  устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трёх терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга. 

    Важнейшие признаки демократического государства:
а) реальная представительная демократия;
б) обеспечение  прав и свобод человека и гражданина. 

    Представительная  демократия - осуществление народом  власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и  наделены исключительным правом принимать  законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета
    Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина.
    В правовом государстве  выделяют как минимум  четыре основных признака:
1. Разделение властей;
2. Верховенство  закона;
3. Строгое соблюдение  прав и свобод человека;
4. Социальная  и юридическая защищенность личности. 

Кроме этого иногда выделяют также и  другие признаки правового государства:
1. Сосредоточение  всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов;
2. Наличие  развитого гражданского общества;
3. Создание  антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению  властных полномочий в каком-либо  одном звене или институте;
4. Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;
5. Формирование  обществом на основе норм избирательного  права законодательных органов  и контроль за формированием  и выражением законодательной  воли в законах;
6. Соответствие  внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
7. Правовая  защищенность всех субъектов  социального общения от произвольных  решениях кого бы то ни было;
8. Возвышение  суда как образца, модели и  средства обеспечения правовой  государственности;
9. Соответствие  законов праву и правовая организация  системы государственной власти;
10. Единство  прав и обязанностей граждан.
    Признаки  правового государства отражают основные его черты, которые обязательно  должны в нем присутствовать.
    Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.
    Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции.
    Исполнительная  власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
    Судебная  власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто  бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
    Верховенство  закона означает, что государство  и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.