На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовый менеджмент коммерческого банка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 

     Введение………………………………………………………………………3
     Часть 1: Основные положения………………………………………………5
1.1 Сущность  финансового менеджмента в банке…………………………5
1.2 Цели  и задачи финансового менеджмента в банке…………………….8
1.3 Функции финансового менеджмента в банке…………………………..9
     Часть 2: Система управления финансами в «Альфа-банке»……………...19
2.1 Историческая справка о «Альфа-банке»……………………………….19
2.2 Структура финансового менеджмента «Альфа-банка»……………….22
     Заключение…………………………………………………………………...30
     Список  литературы…………………………………………………………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      В настоящее время банковское дело является одной из самых динамичных сфер экономики. Прошли те времена, когда банковский бизнес был довольно простым и безопасным, а жесткое регулирование ограничивало возможности менеджеров по принятию управленческих решений. Технологическая революция, стремительная инфляция, усиление конкурентной борьбы и прочие процессы в банковской деятельности заставили сформировывать значительно более агрессивные стратегии в банковском менеджменте, которые сопровождаются повышенным риском. Так что выявлять факторы риска и по возможности избегать их становится значительно сложнее, ухудшается структура активов, снижается эффективность операций и, в конечном счете, может возникнуть трудная ситуация.
      Поэтому поиск и исследование адекватных методов выявления и управления рисками превращается в сложную  проблему, которую необходимо решать руководству каждого банка. Перед банковскими менеджерами стоит задача по минимизации рисков, обеспечение достаточных доходов для сохранения средств вкладчиков и поддержание жизнедеятельности банка.
      Российская банковская система по темпам развития и продвижения в направлении слияния в международное банковское дело значительно опережает производственную сферу. Глобальные изменения принципов и методов учета, внедрения ряда новых операций, таких как форвардные, фьючерсные, опционные, расширение возможностей банков благодаря организации биржевой торговли, использование высокотехнологичных средств коммуникаций - все это требует подготовки квалифицированных специалистов, которые в совершенстве владеют современной методологией управления финансами банка.
      Система управления финансами имеет определяющее значение для функционирования и  развития современной экономики. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали - выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы для населения и т.д. Но они не оказывали существенного воздействия на деятельность финансовой сферы и самой экономики.
      Между тем цивилизованная рыночная экономика  не может успешно и стабильно  функционировать и развиваться  без хорошо отлаженной, управляемой  финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовый рынок и финансовая система функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в то же время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительно важное значение, финансовые пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т.е. материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимости от результатов экономического роста.
      Целью моей работы выступает изучение организации и функционирования финансового менеджмента коммерческого банка.
      К задачам моей работы относятся:
    Определение сущности финансового менеджмента в банке.
    Определение целей и задач финансового менеджмента в банке
    Определение функций, которые выполняет финансовый менеджмент в банке
    Проанализировать систему управления финансами на примере одного из российских банков.
В качестве примера в работе будет использоваться «Альфа-банк».  
 

Часть 1: Основные положения. 

      1.1 Сущность финансового  менеджмента в банке. 

      Финансовый  менеджмент, как часть общего менеджмента, представляет собой процесс управления финансовыми операциями, денежными потоками, который призван обеспечивать привлечение и поступление денежных средств, а так же их рациональное расходование в соответствии с реальными нуждами.  Финансовый менеджмент изначально направлен на управление движением финансовых ресурсов и регулированием финансовых отношений между хозяйствующими субъектами (в моём случае это банк) в процессе движения потоков денежной массы. Вопрос, как правильно управлять этим движением и является сущностью финансового менеджмента. Он представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществления воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели.
      В настоящее время управление финансовыми  ресурсами является одной из основных и приоритетных задач, стоящих перед любым предприятием. Приоритетность этого направления в системе целей управления предприятием обусловлена тем, что финансы представляют собой единственный вид ресурсов, способный трансформироваться непосредственно и с наименьшим интервалом времени в любой другой: средства и предметы труда, рабочую силу и т. д. Рациональность, целесообразность и эффективность подобной трансформации во многом определяют экономическое благополучие предприятия, а также всех заинтересованных в его функционировании субъектов.
      Финансовый  менеджмент в коммерческом банке - это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом - управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка.
      Финансовый  менеджмент реализуется в присущих ему функциях и имеет выраженную специфику - управление денежными потоками, поэтому его функции предопределены задачами финансов предприятий.
      Финансовый  менеджмент в банке состоит из двух подсистем:
    Управляемой (объект управления)
    Управляющей (субъект управления)
      Объектом  управления в банке являются денежные средства клиентов банка, которые двигаются в соответствие с договорами.
      Субъектом управления в банке является высшее руководство, аппарат управления и персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.
      Процесс трансформации денежных средств в финансовом менеджменте проходит через управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его устойчивости. Ниже представлены пять блоков устойчивости банка с 12 подблоками, которые являются функциями по управлению каждого из видов устойчивости:
      1) Финансовая устойчивость банка:
    Программирование банка на основе финансово-экономических нормативов деятельности банка (внешних и внутренних), программирование и стратегия деятельности банка
    Мониторинг и анализ деятельности банка, идентификация традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений
    Текущая оценка экономических выгод, операционно-стоимостный анализ банка и трансфертное ценообразование
2) Организационная  устойчивость банка
    Планирование деятельности банка: маркетинговая стратегия и бизнес-планирование подразделений банка
    Организационное построение банка (линейная, дивизионная, матричная структура; ориентация на услугу или клиента)
    Управление человеческим капиталом: мотивация, материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала
3) Функциональная  устойчивость банка
    Специализация банка
    Универсализация банка
4) Коммерческая  устойчивость банка
    Продуктовая политика банка и функционально-технологическая поддержка продуктового ряда банка
    Финансовый менеджмент клиентуры банка и его развитие в инновационное направление деятельности банка на основе потребностей клиентов (рынка) или управление изменениями (реинжиниринг процессов обслуживания клиентов)
5) Капитальная  устойчивость банка
    Кредитно-инвестиционная политика банка
    Эмиссионно-учредительская и фондовая политика банка
 
      Одной из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных условиях является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних условиях обусловлена тем, что коммерческий банк - это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда финансового менеджмента в коммерческом банке - это совокупность финансовых отношений. 
 
 

1.2 Цели и задачи  финансового менеджмента в банке. 

      Цели  и задачи финансового  менеджмента в  коммерческом банке – это определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств. В качестве примера параметров, влияющих на устойчивость банка, могут выступать: максимизация прибыли банка, максимизация ликвидности банка, сбалансированность прибыльности и ликвидности банка.
      В цели и задачи финансового менеджмента  в банке не включают следующие блоки банковской деятельности: бухгалтерский учет и отчетность, банковское право, валютное регулирование, директивная отчетность и управление экономическими нормативами, включая обязательное резервирование под обеспечение операций с ценными бумагами и выдаваемых кредитов. Это объясняется тем, что всё вышеперечисленное является директивными нормами, которые введены на уровне государства (Центральный Банк, Министерство финансов и т.п.), и не подлежат управлению с использованием внутренних и внешних резервов банка, которые ему предоставляют внешние условия банковской деятельности.
      Цель  финансового менеджмента в банке – внедрять и развивать новые направления деятельности и банковские продукты так, чтобы они способствовали росту объема операций, приумножали доходы и увеличивали рыночную стоимость акций.
      Применительно к настоящему времени задачи финансового менеджмента сводятся к решению проблемы выживания в кризисных условиях и сопряжены со всеми понятиями хозяйственной деятельности - запасами, затратами, доходами, налогами, долгами, формами расчетов, ценными бумагами и др. Все это требует постановки финансового менеджмента, включающего анализ, планирование, контроль, учет, мониторинг и регулирование, но приоритет в условиях кризиса неплатежей и доминанты неденежных расчетов следует отдать управлению денежными средствами.
      Современные сложности управления денежными  средствами (денежные и неденежные формы расчетов в бухгалтерском  учете смешиваются и выступают  в виде формального денежного  оборота) только подчеркивают обоснованность указанного приоритета.
      Финансовый  менеджмент в банках сфокусирован на управлении бизнес-процессами и охватывает такие направления как планирование, принятие управленческих решений и  контроль. При этом важнейшей особенностью финансового менеджмента является теоретически обоснованный системный подход к управлению всем комплексом направлений деятельности банка как хозяйственно независимого субъекта рыночной экономики. 

1.3 Функции финансового  менеджмента в  банке.  

      Для определения функций финансового  менеджмента в банке необходимо определить основные функции подсистемы подразделений банка:
    Стратегическое планирование - определение необходимых финансовых задач и разработка методики эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач.
    Моделирование - использование групп методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить высшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления.
    Оперативное планирование - определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.
    Мониторинг - сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.
    Диагностика - оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.
    Цель управления - обеспечение надежности объекта управления.
 
     Исходя  из вышеперечисленного, вытекает предметная специализация финансового менеджмента в банке – создание продуктовой линейки. Для выявления предметной области финансового менеджмента, необходимо рассмотреть несколько понятий:
     Банковский  продукт - способ оказания услуг клиенту банка (форма отношений "банк-клиент"); регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.
     Банковская  операция - система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента. Банковская услуга - форма удовлетворения потребности (в кредите, расчётно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.
     Продуктовый ряд банка - банковская продукция. Простой продукт - продукт, который реализуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту. Сложный продукт - продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.
     Для того, чтобы привлечь к себе как  можно больше клиентов, банку необходимо расширять свою продуктовую линейку. Для этого необходимо:
    Выявить потребности клиента в новых банковских услугах.
    Разработать постановку задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги.
    Разработать регламент оказания требуемой услуги.
    Разработать методику информационного обеспечения процесса оказания услуги.
    Решить организационные вопросы по созданию рабочей группы.
    Решить вопросы по оценке стоимости оказания услуги.
    Решить вопросы, связанные с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта.
    Разработать комплекс документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.
     По  целевому назначению можно различать  следующие классы операций:
    Пассивные операции - аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг.
    Активные операции - использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов.
    Посреднические операции - обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.
      Для определения предметной области посреднических операций обычно используют понятие банковская триада.
      Банковская  триада - сочетание трех понятий "продукт - операция - услуга". Продукт – регламент (документально оформленная упорядоченная совокупность правил) выполнения операции по обслуживанию клиента. Операция - упорядоченная совокупность действий по удовлетворению заказанной потребности (обслуживанию) клиента. Услуга - результат обслуживания клиента (выполнения операции).
      Список  основных функций финансового менеджмента:
    Управление пассивами и активами
    Управление ликвидностью
    Управление собственным капиталом
    Управление заемным капиталом
    Управление банковскими рисками
    Управление кредитным портфелем
    Организация внутрибанковского контроля
 
     Приемы финансового  менеджмента
     Перевод денежных средств      Перемещение капитала для его прироста      Спекулятивные операции      Сохранение  способности капитала приносить  высокий доход
    Кредитные карты
    Дебитные карты
    Смарт-карты
    Платёжные поручения
    Платежные требования-поручения
    Аккредитивы
    Расчеты чеками
    Банковские переводы
    Расчеты по открытому счету
    Инкассо
    Трансферт
     
    Депозит
    Вклады
    Текущая аренда
    Рента
    Лизинг
    Селенг
    Траст
    Инжиниринг
    Франчайзинг
    Эккаутинг
    Бенчмаркинг
    Финансовый кредит
    Реинжениринг
    Факторинг
    Форфитирование
    Кредит по открытому счету
    Вексельный кредит
    Акцентный кредит
    Овердрафт
    самокредитование
    Репорт
    Депорт
    Операции с курсовыми разницами
    Операции СВоП
    Валютный арбитраж
    Процентный арбитраж
    Валютная спекуляция
    Лидз энд легз
     
    Страхование
    Хеджирование
    Залог
    Ипотека
    Тязоврация драгоценных металлов
    Диверсифи
    Кациялимитрирование
    Приобретение дополнительной информации
    Самострахование
 
 
 
      Перевод денежных средств. 

      Кредитная карточка – платежно-расчётный документ, выдаваемый банками своим вкладчикам для оплаты приобретаемых товаров и услуг. Они представляют собой пластиковую кредитную карточку с указанием имени владельца, присвоенного шифра, образца подписи и срока действия.
      Дебитная  карточка – платежно-расчётный документ, выдаваемый банками своим вкладчикам для оплаты товаров и услуг, для получения наличных денег в банкоматах. Дебитные карточки имеют закодированную сумму счета владельца карточки. Оплата по дебитным карточкам производится путем прямого списания со счета плательщика из суммы закодированной на карточке.
      Смарт-карта  – пластиковая карточка с встроенным микропроцессором, этим она отличается от дебитной карточки. Смарт-карта имеет большую скорость расчётов, так как не требует телефонной связи с банком эмитентом.
      Платежное поручение представляет собой поручение  хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы денег со своего счета на счет другого хозяйствующего субъекта. Платежные поручения по договоренности сторон могут быть срочные, долгосрочные, отсроченные.
      Платежное требование-поручение представляет собой расчётный документ, содержащий требование продавца к покупателю оплатить на основании направленных ему, минуя банк, расчётных и отгрузочных документов стоимость поставленных по договору товаров. Плательщик, определив возможность, сдает этот документ в обслуживающий его банк для перечисления акцептованной суммы на расчётный счет продавца.
      Аккредитив  – условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца, по которому банк, открывший счёт (банк-эмитент), может произвести платежи продавцу или дать полномочия другому банку производить такие платежи при наличии документов, предусмотренных в аккредитиве. Аккредитивы бывают: отзывные, не отзывные, подтвержденные, неподтвержденные, переводные, револьверные (возобновляемые), покрытые, непокрытые.
      Чеком признается ценная бумага, содержащая ни чем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платежи  указанной в нем суммы чекодателю. В качестве плательщика по чеку может  быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.
      Инкассо – банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчётных документов, причитающиеся ему денежные средства от плательщика за отгруженные в его адрес товары (работы, услуги) и зачисляет их на его счет в банке. Упрощенно инкассо можно определить как поручение продавца своему банку получить от покупателя непосредственно или подтверждение, что эта сумма будет выплачена в установленный срок.
      Банковский  перевод, расчёты по открытому счёту – это формы расчётов за экстренно-импортные операции. 

      Перемещение капитала для его  прироста. 

Кредитование  имеет три разновидности:
1.Кредитование  деятельности хозяйствующего субъекта  в форме прямой выдачи денежных  сумм (финансовый кредит).
2.Кредитование  как разновидность расчётов, т.е.  расчётов с отсрочкой платежей (коммерческий кредит).
3.Кредитование  в форме предоставления вещи  одной стороной в собственность  другой (товарный кредит). 

      Кредиты в зависимости от обеспечения  бывают банковские, то есть без обеспечения, и кредиты имеющие обеспечение. Кредиты с обеспечением делятся на вексельные (покупка или залог векселя), подтоварные, фондовые (под ценные бумаги), ипотечные (под залог недвижимости). По характеру погашения кредиты бывают погашенные единовременно и в рассрочку.
      Факторинг представляет собой инкассирование дебиторской задолженности покупателя и является разновидностью краткосрочного кредитования и посреднической деятельности. Основной целью факторинга является получение средств немедленно или в срок определенной договором. В результате продавец не зависит от платежеспособности покупателя.
      Факторинг осуществляется следующим образом. Банк приобретает у продавца право  на взыскание дебиторской задолженности  покупателя продукции и в течение 2-3 дней перечисляет 70-90% из суммы за отгруженную продукцию в момент предъявления платежных документов. После получения платежа по этим счетам от покупателя банк перечисляет продавцу остаток средств за вычетом процентов и комиссионных вознаграждений.
      Форфетирование  – форма кредитования экспорта путем покупки банком без оборота на продавца векселей и других долговых требований по внешнеторговым операциям. Форфетирование, как правило, применяется при поставках машин, оборудования на крупные суммы с длительной рассрочкой платежа.
      Кредит  по открытому счету. Этот кредит предоставляется  в расчётах между постоянными  партнерами, особенно при многократных поставках однородных товаров. Сущность кредитов или расчётов по открытому  счету заключается в том, что  продавец отгружает товар покупателю и направляет в его адрес документы, относя сумму задолженности в дебит счета, открытого им на имя покупателя.
      Овердрафт – это форма краткосрочного кредита, предоставление которого осуществляется путем списания банком средств по счету клиента сверх его остатка. В результате такой операции образуется отрицательный баланс, то есть дебетовое сальдо – задолженность клиента банку. Банк и клиент заключает между собой соглашение, по которому устанавливается максимальная сумма овердрафта, условия предоставления кредита, порядок погашения его, размер процентов за кредит.
      Депозит – вклад денежных средств или ценных бумаг в банк на хранение. Депозиты являются источником образования банковского кредитного капитала. Депозит оплачивается банком. По вкладам на депозитных счетах начисляются проценты.
      Траст-операции – управление по доверенности. Учредителем траста является собственник имущества. Доверительным управляющим может быть физическое лицо или коммерческая организация.
      Рента – это регулярно получаемый доход на капитал, облигации, имущество, недвижимость, не требующий от получателя предпринимательской деятельности. Ренту можно рассматривать как регулярный поток платежей. Параметры ренты:
    Член ренты – величина каждого отдельного платежа;
    Период ренты – интервал между двумя последовательными платежами;
    Срок ренты – время от начала первого периода ренты до конца последнего периода;
    Процентная ставка – плата, взимаемая за рассрочку платежей.
     Лизинг  – форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользовании имущества, кроме природных объектов.
      Селинг  – одна из разновидностей лизинга. Селинг представляет собой специфическую форму обязательства, регламентируемую договором имущественного займа и состоящую в передаче собственником своих прав по пользованию и распоряжению его имуществом селинг-компании за определенную плату. При этом собственник остается владельцем переданного имущества и может по требованию возвратить его.
      Инжиниринг  – это инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов. Инжиниринг является важным методом повышения эффективности вложенного в объект капитала. Он рассматривается как определенная форма экспорта услуг (передачи знаний, технологии, опыта).
      Трансинг – способ вторичного получения доходов путем вложения в ценные бумаги прибыли, полученной от первоначального вложения капитала в предпринимательство. Трансинг – один из эффективных способов накопления капитала.
      Франчайзинг – система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Сущность франчайзинга заключена в том, что фирма, имеющая высокий имидж на рынке передает на определенных условиях неизвестной потребителям фирмы право, то есть лицензию на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это определенную компенсацию (доход).
      Эккаутинг – сфера предпринимательства, связанная со сбором и обработкой, классификацией, анализом и оформлением различных видов финансовой информации.
      Бенчмаркинг – это способ изучения деятельности других хозяйствующих субъектов, в том числе своих конкурентов с целью использования их положительного опыта и достижений в собственной работе. По своей сути бенчмаркинг – маркетинговая и финансовая разведка. 

      Спекулятивные операции. 

      Репорт  – представляет собой срочную сделку, при которой владелец ценных бумаг или валюты продает их банку на бирже с обязательством последующего выкупа через определенный срок по новой более высокой цене. Разница между продажной и покупной ценой составляет фактическую плату за кредит. Эта разница также называется «репорт». Репорт направлен на повышение ценных бумаг и валюты.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.