На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ финансовой системы России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение ……………………………………………………………………..……3 

1. Сущность финансовой системы………………………………………....…….5
      1.1. Понятие финансовой системы………………………………….….....5
     1.2. Эволюция финансовой системы………….………………………......9
     1.3. Структура финансовой системы………………………………….....12 

2. Анализ финансовой системы России...………………………………………20
    2.1. Современная финансовая система РФ………………………………20
    2.2. Направления развития финансовой системы России…….………..23
    2.3. Пути решения проблем развития финансовой системы России…..32 

Заключение……………………………………………………………………….38 

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 

 

      Введение 

     Данная  работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы  в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в  макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.
     Финансовая  система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
     Финансовая  система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.
     Именно  поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.
     Актуальность  данной темы курсовой работы также  определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста.
     Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы  РФ и рассмотрение направлений развития.
     Реализация  поставленной цели предопределяет решение  следующих задач:
     - рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
     - проследить эволюцию финансовой системы;
     - проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние.
     Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют труды российских учёных, таких как Литовченко В.П., Грязнова А.Г., Дадашев А.З. и другие.
     При проведении исследования применялись  общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и сравнение.
     Информационной  базой курсовой работы послужили  статьи таких периодических изданий, как «Вопросы экономики», «Проблемы прогнозирования», «Финансы и кредит», «Государство и право», «Финансовое право», «Мировая экономика и международные отношения», а также информация, публикуемая на официальных сайтах Министерства финансов РФ, Российской газеты и др.
 

      1. Сущность финансовой системы
     1.1. Понятие финансовой системы
     Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете1.
     При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.
     Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами2.
     Таким образом, финансовая система – это  совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Говоря о финансовой системе государства (точнее было бы сказать - национальной экономике), мы, прежде всего, подразумеваем динамическое единство, взаимообусловленность и взаимодействие всех элементов в процессе функционирования3.
     Кроме того, существует сходное понятие «система финансов», которое в определенном контексте будет являться синонимом термину «финансовая система», либо же следует провести различие в этих понятиях. Система финансов – это совокупность однотипных экономических отношений, объединенных в рамках понятия и функции финансов.
     Финансовая  система - понятие, превосходящее конкретное финансовое законодательство. Это, скорее, элемент экономической и правовой культуры общества. И чем быстрее круг соответствующих понятий и категорий станет общественно признанной ценностью, тем успешнее и эффективнее будет действовать законодательство о финансах, тем большее доверие будут вызывать финансовые государственные мероприятия .
       Роль финансовой системы сводится  к правовому регулированию финансовых  отношений, т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:
     - финансовое обеспечение (государственный бюджет);
     - финансовое регулирование (система налогов).
     Таким образом, можно сказать, что ни одна система в стране не занимает такое важное значение и место как финансовая.
     Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Именно она обеспечивает успех или неудачу всей реорганизации хозяйства, обуславливает подъем или падение политического имиджа независимого государства.
     Целесообразно также при описании сущности финансовой системы рассмотреть выполняемые  ей функции4.
     С точки зрения функционального подхода  понятие финансовой системы по своему содержанию мало меняется в зависимости от государственного устройства. Функции финансовой системы остаются стабильными, в целом неизменны и соответствуют определению финансов, как совокупности денежных отношений. Большинство российских исследователей указывают, что финансовая система призвана решать определённые задачи:
     - распределение и перераспределение валового внутреннего продукта посредством осуществления комплекса коммерческих, финансовых и фискальных операций, влияя, таким образом, на темпы и направленность экономического и социального развития страны или региона;
     - обеспечение взаимодействия между государственными органами управления, хозяйствующими субъектами и населением в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.
     При этом имеется в виду, что предназначенность  финансовой системы заключается  в установлении такого количественного  и качественного взаимодействия органов государственного управления с хозяйствующими субъектами, которое  бы отвечало целям финансовой системы. Куцури Г.Н. утверждает, что основной целью функционирования финансовой системы является социально-экономический рост государства или региона, обеспечиваемый оптимальным соотношением доходной и расходной частей бюджета5. Другие исследователи при определении цели финансовой системы не акцентируют внимания на государственных финансах, определяя, что основной целью является трансформация из накопленного капитала (сбережений) в инвестиции.
     Цель  и задачи определяют функции финансовой системы, которые выражают сущность финансов как экономической категории.
     Часть экономистов (Л.А. Дробозина, В.М.Родионова) считает, что финансовой системе присущи две функции: распределительная и контрольная. Некоторые исследователи считают, что финансовая система имеет и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную.
     При этом предполагается, что основной функцией любой системы является управление. С помощью финансовой системы реализуются также функции экономической категории «финансы», обуславливающие целенаправленное использование финансов в общественном воспроизводстве. Таким образом, основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера. Таким образом, финансовая система – это сложное финансово-экономическое образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений между ними6.
     Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Роль финансовой системы в экономике страны очень велика, и от правильного исполнения ее функций, зависит финансовое положение государства.  

     1.2. Эволюция финансовой системы
     Финансовая  система Русского государства стала  складываться в IX – X веках одновременно с объединением русских земель в Киевскую Русь. Централизованная система управления финансами начала постепенно формироваться с конца XV века.
     В XVIII веке в России было создано министерство финансов, которое занималось только государственными доходами. Государственными расходами занималось Государственное казначейство. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов.
     Надо  отметить, что в эпоху бурного  развития капитализма в России (конец XIX - начало XX веков) налоги были щадящими, что стимулировало предпринимателей к получению максимальной прибыли. Налоговые поступления составляли около 60 % доходов государственного бюджета. При этом бюджет был профицитным, а Россия – одной из крупнейших, ведущих держав мира.
     Первая  мировая война отрицательно сказалась на финансовой системе России. Для покрытия растущих военных расходов правительство стало повышать ставки налогов, а также вводить новые налоговые платежи 7.
     После Октябрьской революции 1917 г. в результате политики «военного коммунизма» финансовая система России (так же как и денежно-кредитная) была разрушена. Ее восстановление началось только с началом НЭПа, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы.
     В дальнейшем после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов перешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет. Таким образом, в 30-х годах прошлого столетия впервые в мировой практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики – экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной собственности на землю, недра и все средства производства. В такой модели нет и не может быть места налоговой системе по простой причине исчезновения основного субъекта налогообложения – самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной собственностью.
     Полная  централизация денежных средств  и отсутствие какой-либо самостоятельности  предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису, который разразился в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки» или «рыночных преобразований».
     После прихода к власти Горбачева в  соответствии с законом СССР 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)»  был проведен эксперимент по распространению  новых методов хозяйствования на предприятии. Суть эксперимента сводилась к тому, что основными принципами деятельности предприятий признавались полный хозрасчет и самофинансирование. Данные принципы означали ограничение и полный отказ от бюджетных ассигнований. При этом предприятия использовали нормативный метод распределения доходов. Устанавливались нормативы платежей в бюджет, в фонд производственного и социального развития, в фонд оплаты труда, в другие централизованные фонды и резервы.
     Нормативный метод распределения доходов  стал переходом от остаточного принципа формирования ресурсов предприятий из бюджета к системе налогов. Логическим завершением этого перехода стало принятие и ввод в действие с 1.01.1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений, организаций». После развала Советского Союза и начала кардинальных экономических преобразований с 1.01.1992 г. вступил в силу новый Закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации», давший начало современной российской налоговой системе8.
     Итак, мы видим, что финансовая система  нашего государства начала складываться с момента его образования, и  в течение более тысячи лет  изменялась и преобразовывалась, в  зависимости от политического строя  России. В 1991 г. с образованием независимого государства России, финансовая система страны начала преобразовываться в соответствии с рыночными реформами государства. 

     1.3. Структура финансовой системы
     Финансовая  система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:
     а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
     б) совокупность государственных органов  и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
     Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку 9.
     Так, в частности, финансовую систему  Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:
     1) Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.
     2) Государственные внебюджетные фонды (регулированию которых посвящена непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации).
     3) Фонды страхования.
     4) Государственный кредит.
     5) Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды).
     6) Фондовый рынок.
     В.П.Литовченко рассматривает структуру финансовой системы РФ, в основе которой лежит принцип разделения финансов на общегосударственные и децентрализованные. Основные звенья финансовой
 системы РФ представлены на рисунке 1. 

       

       

     
       

     
     
     
     
     
     
     
       
 

     Рисунок 1 - Основные звенья финансовой системы  РФ
       Сначала рассмотрим общегосударственные финансы. Основой общегосударственных финансов являются бюджеты соответствующего уровня. К общегосударственным финансам относятся также государственные социальные внебюджетные фонды, государстсвенное кредитование.
     Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических  процессов и распределительных отношений на макро уровне. Общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов самоуправления, их формирование и распределение имеют централизованный характер.
     А теперь рассмотрим децентрализованные финансы. Финансы кредитно-банковской системы, страхования, финансы предприятий в большей степени осуществляют регулирование экономических процессов на микроуровне. Но в то же время нельзя утверждать, что эти звенья финансовой системы обслуживают лишь уровень хозяйствующих субъектов (в широком их понимании), поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми звеньями финансовой системы.
     Через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, нормативные  акты, воздействует на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.
     Общегосударственные финансы органически связаны  с другими звеньями финансовой системы10.
     С одной стороны, главным источником доходов бюджетов всех уровней является ВВП, создаваемый в сфере материального  производства (далее через налогообложение  формируются бюджет, социальные внебюджетные фонды).
     С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства предприятиями осуществляется не только за счёт собственных средств, но и за счёт прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита.
     Финансы предприятий связаны также с  кредитной системой. При недостатке собственных денежных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, используют кредиты банков.
     Для решения своих финансово-экономических  проблем предприятия могут привлекать также средства других хозяйствующих  субъектов (предприятий, страховых  компаний, банков и т.д.).Это может  осуществляться разными методами: для того чтобы увеличить свои собственные финансовые ресурсы, прибегают к акционированию, для осуществления займов выпускают облигации, векселя и.т.д.
     Таким образом, взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой системы обусловлены их единой сущностью.
     Роль, которую государство выполняет  в социально-экономическом развитии общества, определила необходимость  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджеты и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. Через привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения формируются финансы страхования и кредитно-банковской системы. Финансы коммерческих предприятий образуются из собственных денежных доходов и накоплений самих прдеприятий. Остановимся более подробно на рассмотрении звеньев, составляющих финансовую систему нашей страны.
     - Федеральный, региональные и местные  бюджеты являются основной составляющей  общегосударственных финансов и представляют собой форму образования и использования централизованного фондаденежных средств, необходимых для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.
     Бюджет  в условиях развития рыночной экономики  играет ведущую роль в создании экономических условий для обеспечения национальной безопасности страны, содержания органов государственного управления, проведения фундаментальных исследований, охраны окружающей среды, поддержки и развития предприятий различных форм собственности, социальной и культурной сферы.
     - Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются государственные  внебюджетные фонды. Это фонды  денежных средств, образуемые  вне бюджета и предназначенные,  как правило, для реализации  прав граждан в области социального и медицинского обеспечения.
     - Государственный кредит отражает  кредитные отношения по поводу  мобилизации государством временно  свободных денежных средств предприятий,  организаций и населения на  началах возвратности, платности  и срочности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заёмщиком – государство в лице его исполнительных органов. Государственный кредит используется для покрытия дефицита бюджета, стабилизации денежного обращения в стране.
     Мобилизация финансовых ресурсов создаёт большую  государственную задолженность. Различают  государственный внутренний долг и  внешний долг. Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство  Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществлённые посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ11.
     Государственный внешний долг – полученные из различных  источников внешние заимствования.
     - Звеном финансовой системы являются  фонды страхования, которые обеспечивают  возмещение возможных убытков  при наступлении страховых случаев.
     Страхование, с одной стороны, является самостоятельной сферой финансовой системы, с другой – взаимодействует с каждым составляющим (звеном) финансовой системы:
     - бюджетами всех уровней бюджетной  системы;
     - финансами предприятий;
     - организациями кредитно-банковской системы.
     Страхование имеет своей целью удовлетворение интересов государства, предприятий, человека от случайных опасностей через  систему страховой защиты.
     Денежным  обеспечением страховой защиты является страховой фонд. Существуют следующие  организационные формы страхового фонда:
     1) Централизованный страховой фонд  образуется за счёт общегосударственных  ресурсов. Назначение фонда –  возмещение ущерба и устранение  последствий стихийных бедствий  и ркупных аварий, повлекших большие  разрушения и жертвы.
     Централизованный страховой фонд имеет натуральную форму и содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия, которые постоянно обновляются.
     Источники формирования централизованного срахового  фонда – пополнение государственных  запасов и резервов.
     2) Фонд самострахования (резервный фонд, или фонд риска) формируется у хозяйствующих субъектов, размеры его не регламентированы законодательством.
     Создаётся в целях обеспечения деятельности предприятия в случае возникновения  неблагоприятной ситуации.
     Используется  для покрытия убытков, погашения облигаций и выпуска акций при отсутствии других средств, для приобретения основных средств производства.
     3) Страховой фонд страховщика создаётся  большим кругом участников (предприятия,  граждане). Формирование фонда осуществляется в децентрализованном порядке. Страховой фонд по своему использованию имеет целевой характер.
     Страховой фонд позволяет раскладывать убытки при страховых случаях на всех его участников за счёт перераспределения  средств страхового фонда.
     - Финансы кредитно-банковской системы служат основным источником удовлетворения ограмного спроса субъектов хозяйствования на дополнительные денежные ресурсы. Даже при очень высоком уровне самофинансирования для успешного ведения предпринимательской деятельности собственных средств недостаточно. Кредитные средства или финансы кредитно-банковской системы обслуживают не только текущие потребности предприятий, но и их инвестиционную деятельность. Финансы кредитно-банковской системы участвуют и в кредитовании государства через приобретение государственных акций, облигаций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.