На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономический ущерб и плата за загрязнение окружающей среды

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание 

    Экономическая оценка ущерба от загрязнения природной  среды
    Оценка экономического ущерба от загрязнения атмосферы
    Оценка экономического ущерба от загрязнения водоемов
    Оценка ущерба от загрязнения акустической среды населенных мест. Определение эффективности защиты среды от шумового загрязнения
    Развитие системы платежей
    Расчет платежей за загрязнение окружающей среды
    Заключение
    Литература
 

     Экономическая оценка ущерба от загрязнения природной среды

      Рациональное  использование природных ресурсов, снижение или частичная нейтрализация  вредного воздействия на окружающую среду антропогённых нагрузок возможны при умелом планировании и осуществлении  комплекса природоохранных (средозащитных) мероприятий, которые должны обеспечивать:
      - соблюдение требований к качеству  окружающей среды, с одной стороны,  отвечающих интересам здоровья  людей и охраны природной среды,  а с другой, - учитывающих перспективные  изменения, обусловленные развитием  производства и демографическими  процессами;
      - получение максимального народнохозяйственного  эффекта от состояния окружающей  среды, сбережения и более полного  использования природных ресурсов.
      Загрязнение окружающей среды оказывает отрицательное  воздействие на население, объекты  жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственные угодья, животный и растительный мир, различные природные ресурсы (реципиенты). Вполне понятно, что человек в  своей трудовой деятельности и все  общество в целом должны стремиться к уменьшению загрязнения окружающей среды, улучшению условий жизнедеятельности. А это требует определенных затрат в народном хозяйстве.
      Затраты направляются на
      - предупреждение воздействия загрязненной  среды на реципиенты. Эти затраты  связаны с проведением природоохранных  мероприятий (установкой пылеуловителей, нейтрализаторов устройством очистных  сооружений; противошумовых заграждений  и т.п.);
      - реабилитацию последствий воздействия  загрязненной окружающей среды  на реципиентов. Эти затраты  возникают лишь в том случае, когда полное предупреждение  отрицательного воздействия невозможно.
      Чаще  всего оба вида затрат имеют место  одновременно. Общая сумма затрат на природоохранные мероприятия  называется экономическим ущербом, причиняемым народному хозяйству  загрязнением окружающей среды. В целом  комплекс природоохранных мероприятий  должен оцениваться показателями общего экологического и общего социально-экономического результатов.
      Общий экологический результат заключается  в уменьшении отрицательного воздействия  на окружающую среду и улучшении  ее состояния и проявляется в  снижении объемов поступающих в  среду загрязнений и уровня ее загрязнения (концентрация вредных  веществ в среде, уровня шума, радиации и т.д.), увеличении количества и улучшении качества пригодных к использованию земельных, лесных и других ресурсов.
      Общий социально-экономический результат  заключается в повышении уровня жизни населения, эффективности  общественного производства, увеличении национального богатства. Он определяется рядом конкретных социальных и экономических  результатов.
      Социальные  результаты— это улучшение физического  развития населения, сокращение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни  и периода активной деятельности, поддержание экологического равновесия (включая сохранение генетического  фонда, сохранением эстетической ценности природных и антропогенных ландшафтов, памятников природы, заповедных зон  и др.).
      Экономические результаты природоохранных мероприятий  заключаются в экономии или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и овеществленного труда в  производительной и непроизводительной сферах народного хозяйства и  сфере личного потребления, достигаемых  благодаря осуществлению этих мероприятий.
        Оценка экономического  ущерба от загрязнения  атмосферы
      Экономическая оценка ущерба .У, причиняемого годовыми выбросами загрязнений в воздух атмосферы для отдельного источника  определяется по формуле
      У=??fМ
      где У - величина ущерба, руб./год;
      ? - постоянный множитель (константа), численное  значение
      которого  принимается равным 3.3 руб./усл.т (по состоянию на 1990 г.);
      ? - показатель относительной опасности  загрязнения атмосферы. значение которого определяется размерами и типом  зоны активного загрязнения (ЗАЗ), ее пространственным положением;
      f- поправка, учитывающая характер рассеяния примеси в атмосфере;
      М - приведенная масса годового выброса  из источника, усл. т/год.
      Если  зона активного загрязнения неоднородна  и включает в себя территории таких  типов, которым в табл. 1 соответствуют  разные значения величины ?, то значение ?заз для всей ЗАЗ определяется по формуле
      ?=?заз= ?1
      где Sзаз - общая площадь зоны активного загрязнения;
      1 - номер зоны ЗАЗ, 
      К - общее число типов территорий, формирующих ЗАЗ;
      S1 - площадь 1-ой части ЗАЗ;
      ?1 - соответствующее табличное значение константы.
      Для организованных источников (единичных  труб) ЗАЗ представляет собой кольцо, заключенное между окружностями с радиусами
      Rвнутр заз = 2?h
      Rвнешн заз=2?h
      где h - высота источника в метрах;
      ?- поправка на подъем факела выбросов. Показатель ? рассчитывается по формуле
      ?=1+?T/750C
      где ?Т - среднегодовое значение разности температур в устье источника (трубы) и в окружающей атмосфере, 0С. Величину ?Т следует определять, принимая температуру окружающего атмосферного воздуха равной среднегодовой для определенного пункта (Тв), а температуру в устье источника - по технологическим нормативам производства (Ту).
      Если  высота трубы h<10 м, ЗАЗ представляет собой площадь круга с центром в точке расположения источника и радиусом 50 h.
      Для автомагистралей всех типов зоной  активного загрязнения считается  полоса шириной 200 м, ось которой  совпадает с осевой линией автомагистрали.
      Для низких неорганизованных источников (складов, вентиляционных окон промышленных зданий, карьеров, свалок и т. п.) ЗАЗ представляет собой территорию внутри замкнутой  кривой проведенной вокруг источника  загрязнения так. чтобы расстояние от любой точки этой кривой до ближайшей  точки контура неорганизованного  источника составляло 1 км. Для высоких  неорганизованных источников высотой  и это расстояние равно 20 h.
      Значение  множителя f - поправки, учитывающей характер рассеяния примеси в атмосфере, определяется следующим образом.
      А. В случае газообразных примесей и  легких мелкодисперсных частиц с  очень малой скоростью оседания (менее 1 см/с) применяется формула
      f = f1=100(м)/100(м)+ ? h *4 (м/с)/1(м/с)+U
      где h - геометрическая высота источника по отношению к среднему уровню ЗАЗ (высота трубы);
      ? - поправка на подъем факела выброса, исчисляемая  по формуле ;
      U - среднегодовое значение модуля скорости ветра на уровне флюгера. В тех случаях, когда и для данной территории неизвестно. оно принимается равным 3 м/с.
      Б. Для частиц, оседающих со скоростью  от 1 до 20 см/с. принимается 
      f= f2=1000(м)/60(м)+ ? h *4 (м/с)/1(м/с)+U
      В. Для частиц, оседающих со скоростью  свыше 20 м/с, независимо от значений h, ?Т и U принимается
      f=f3=10
      Величина  приведенной массы годового выброса  в атмосферу загрязнений М (усл. т/год) от источника выброса определяется по формуле
      М =
      где m1 - масса годового выброса в атмосферу примеси 1-го вида. т/год;
      А1- показатель относительной агрессивности  примеси 1-го вида усл. т/год;
      n - общее число примесей, выбрасываемых источником в атмосферу.

      Оценка экономического  ущерба от загрязнения  водоемов

      Экономическая оценка годового ущерба Ув (руб./год) от годичного сброса загрязняющих примесей в К-ый водохозяйственный участок  некоторым источником (предприятием, населенным пунктом) определяется по формуле
      Ув= ??кМ
      Здесь ? - константа, числовое значение которой  равно 443, руб./усл. т. (по состоянию на 1990 г);
      ?к - константа, имеющая равное значение для различных водохозяйственных  участков
      М - приведенная масса годового сброса примесей данным источником в К-ый водохозяйственный  участок (усл.т/год), определяемая по формуле
      М =
      где 1 - номер сбрасываемой примеси;
      n - общее число примеcей, сбрасываемых оцениваемым источником;
      А1 - показатель относительной вредности (опасности) сброса 1-го вещества в водоеме (усл. т/год), значение которого определяется по формуле
      A1=1 (г/м3)/ПДКр.х (г/м3) усл.т/т
      где ПДКр,х - предельно допустимая концентрация 1-го вещества в водных объектах, используемых для рыбохозяйственных целей;
      m1 - общая.масса годового сброса 1-ой примеси оцениваемым источником, т/год.
      Если  источник загрязнения сбрасывает сточные  воды нескольких типов, различающихся  степенью очистки, то следует определить общую массу m1 годового сброса 1-ой примеси в водоем, сбрасываемую всеми типами сточных вод по формуле
      m1= ij
      где mij - масса годового поступления 1-го вещества в водоем из данного источника со сточными водами j-го типа, j =.1, 2. ..., К (т/год).

      Оценка ущерба  от загрязнения  акустической среды  населенных мест. Определение эффективности  защиты среды от  шумового загрязнения

      Шумовое загрязнение населенных мест, источником которого служат главным образом  транспортные средства, является одной  из наиболее актуальных проблем оптимального природопользования. Воздействие шумов  на человека приводит к снижению работоспособности. увеличению заболеваемости и т.п. Шум может отрицательно влиять также на растительный и животных мир.
      При оценке ущерба от шума пользуются следующими понятиями и обозначениями:
      годовое дневное расчетное  время ("дневное  время") - все промежутки времени от 7 ч 00 мин до 23 ч 00 мин. по местному времени в течение года;
      годовое ночное расчетное  время ("ночное время") - все интервалы от 23 ч 00 мин до 7 ч 00 мин по местному времени в течение года;
      эквивалентный уровень звука Lазкв; измеряется по шкале А стандартного шумометра при логарифмическом осреднении за годовое ночное (дневное) расчетное время. Индекс Lазкв нередко опускается и тогда обычно обозначение Lн (д);
      расчетная территория или территория регулирования шума - совокупность жилых помещений либо участков жилой застройки, уровни шумов в которой (на территории которых) изменяются в итоге шумозащитного мероприятия или различны для сравниваемых вариантов.
      В составе источников шумов выделяют регулируемые (РИШ) и нерегулируемые источники шума (НИШ). К РИШ относятся  источники, вклад которых в общешумовое  загрязнение (суммарный уровень  звука) меняется или регулируется в  результате проведения противошумового  мероприятия.
      Экономическая оценка годового ущерба, причиняемая  шумами от совокупности всех источников в условиях жилых помещений равна
      Уобщ=Ун.общ+Уд.общ
      где Ун.общ - экономическая оценка годового ущерба, причиняемого шумами в ночное время в условиях жилых помещений, руб./год;
      Уд.общ - экономическая оценка годового ущерба, причиняемого шумами в дневное время в условиях жилых помещений, руб./год, причем
      Ун.общ=
      Уд.общ=
      где - количество людей (чел.), проживающих на расчетной территории в помещениях, где эквивалентный уровень шума при усреднении за годовое время имеет в дБА значение. равное целому числу Lн (по измерениям или заданное предварительно);
       - то же, при усреднении за  годовое дневное время, чел;
        и  - безразмерные величины.
      Уровень шума в, жилых помещениях приближенно  определяется по формуле
      Lн(д)=Lн(д)*J-10дБА
      где Lн(д)*J - эквивалентный уровень звука, измеренный вне жилого здания на расстоянии 2 м от оконных проемов при усреднении за годовое ночное -(дневное) время.
      Экономическая оценка годового ущерба для дневного времени определяется по формуле
      Уд.общ=
      где - безразмерная величина, зависящая от уровня эквивалентного шума Lд. рассчитываемая по формуле;
       - количество людей (чел.), работающих  или находящихся в помещениях, в которых эквивалентный шум  в дневное время имеет в  дБА значение Lд (заданное или измеренное, округленное до целого числа). Экономическая оценка годового ущерба для ночного времени рассчитывается аналогично с использованием формулы. 

Развитие  системы платежей
Неотъемлемым  элементом рыночной экономики является плата за природопользование. С переходом  к рыночной экономике активизируется применение платежей как за использование  природных ресурсов, так и за загрязнение  окружающей среды в нашей стране.
Платежи за природопользование играют важную роль в переходе к экономическим  методам защиты природы, являются важнейшим  элементом хозяйственного механизма  природопользования.
Плата за природопользование - это особая форма возмещения природо-восстановительных  затрат, обеспечивающая включение природных  ресурсов в сферу товарно-денежных отношений.
Платежи за природопользование выполняют следующие  основные функции:
    являются формой экономической реализации отношений собственности на природные ресурсы путем изъятия в доход собственника дифференцированной ренты, образующейся при пользовании природными ресурсами;
    являются важнейшим источником средств для возмещения природоохранных и природовосстановительных затрат предприятий, а также местных и центральных органов управления;
    стимулирует эффективное и рациональное природопользование путем создания материальной заинтересованности и ответственности у предприятий, хозяйств и отдельных граждан;
    служат основой установления возмездных, эквивалентных отношений в процессе использования и воспроизводства природных ресурсов;
    являются средством отражения экологической составляющей в ценах на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, а также обеспечивают обоснованность цен на природное сырье и продукты его переработки.
В настоящее время в хозяйственной  практике стран, входивших в СССР (в основном в России) существует следующая совокупность платежей за природопользование:
    Платежи за право пользования природными ресурсами.
    Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или специализированным предприятиями и организациями.
    Компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества.
    Платежи за выбросы, сбросы, размещения загрязняющих веществ в окружающей природной среде.
Существующая  сегодня система платежей формировалась  в течении десятилетий с большими трудностями и препятствиями. Одним  из таких серьезных препятствий  была та самая концепция бесплатного  природопользования и даровых природных  благ как преимуществ социализма. Между тем, переход к платному использованию некоторых видов  природных ресурсов начал происходить  еще в разгар строительства социализма, хотя и завуалировано, и крайне медленно.
Так, в 1949 г. был восстановлен платный  порядок отпуска леса на корню  лесозаготовителям, который был  отменен в 30-е годы.
В 70-е годы начал формироваться  возмездный характер расхода запасов  полезных ископаемых в недрах предприятиями  горнодобывающей и топливо энергетической промышленности.
В 1982 г. была введена плата за пользование  поверхностными водами.
В 1984 г. - плата за пользование водами из подземных источников.
В 1995 г. - плата и методика определения  размеров платы за загрязнение окружающей природной среды Украины. Эта  методика была разработана в основном на основе исследований, выполненных  учеными СумГУ под руководством проф. Балацкого.
Что же касается платежей за пользование  землей, то, несмотря на настойчивые  рекомендации ученых по внедрению ее в практику, она так до сих пор  и не внедрена и землей мы до сих  пор пользуемся бесплатно.
Таким образом, резюмируя изложенное можно  сказать, что в нашей стране, в  том числе и в странах бывшего  СССР, целостная система платежей за природопользование отсутствовала.
Там же, где эти платежи были введены  по инициативе местных органов власти, порядок их применения не был в  достаточной степени отработан.
Уровень платежей был скорее символическим, а экономические интересы предприятий-природопользователей практически не затрагивались.
Основная  причина низкой результативности платного порядка некоторых видов природопользования, применявшегося ранее - отсутствие реальной рыночной среды, в которой платежи  за природопользование могут стать  действенными экономическими инструментами.
Существенные  изменения в платный порядок  природопользования были внесены в  конце 80-х годов в связи с  принятием специального постановления  правительства СССР "О коренной перестройке дела охраны природы  в стране" (7.01.88 г.). Это постановление  предусматривало расширение сферы  применения экономических оценок природных  ресурсов и введение платежей и ответственности  за загрязнение окружающей природной  среды. Был проведен (в ряде регионов) экономический эксперимент по отработке  хозяйственного механизма природопользования, основанного на экономических принципах, включая и платежи за природные  ресурсы. Изучался и обобщался опыт применения платежей за природные ресурсы, накопленный за рубежом. В результате были разработаны методические принципы платежей за природные ресурсы и  необходимые нормативно-методические документы.
Расчет  платежей за загрязнение  окружающей среды
В Украине в настоящее время  в методическом плане наиболее разработанными и обоснованными являются платежи  за загрязнение окружающей природной  среды. Именно на системе платежей за загрязнение окружающей природной  среды основывается и новый хозяйственный  механизм природопользования, который  введен в действие с 1991 г.
Новый хозяйственный механизм предусматривает: на i этапе введение платы за загрязнение  воздушного и водного бассейнов, размещение промышленных отходов и  прочие виды негативного воздействия  на окружающую природную среду.
В дальнейшем, в рамках системы регионального  хозрасчета, будет взиматься плата  за пользование и ухудшение качества природных ресурсов.
Рассмотрим  детальней вопросы определения  нормативов и суммы платежей за загрязнение  атмосферного воздуха.
Атмосфероохранные платежи состоят:
    из платы за загрязнение воздуха стационарными источниками;
    передвижными транспортными средствами (автомобильный, железнодорожный, морской, авиационный).
Платежи за загрязнение воздуха стационарными  источниками могут быть двух видов:
    Плата за нормативно допустимое загрязнение, то есть за выброс веществ в пределах установленных норм и лимитов.
    Плата в возмещение экономического ущерба государству за выброс вредных веществ сверх установленных норм и лимитов.
Размер  ставки платы за нормативно допустимое загрязнение атмосферы определяется по формуле:

где Снд - ставка платы за нормативно допустимый выброс для населенного пункта, грн./усл. т.;
Сi - текущие затраты на охрану воздушного бассейна на i-м предприятии региона, грн.;
Ен - норматив эффективности капвложений (0,12)
Кi - балансовая стоимость основных фондов по охране атмосферы на i-м предприятии, грн.;
Мндi - приведенная суммарная масса  выбросов вредных веществ в атмосферу  на i-м предприятии в пределах установленных норм, усл. т./год;
n - число предприятий в регионе. 
Относительно  исследуемого населенного пункта формулу  для расчета ставки платы за сверхнормативное загрязнение воздуха можно представить  в виде:

где Сш - размер штрафной ставки платы за сверхнормативный выброс веществ, грн./усл.т.;
Yi - экономический ущерб от загрязнения  атмосферного воздуха выбросами  i-го предприятия, грн./год; 
Мфi - фактическая приведенная масса  валовых выбросов в атмосферу  на i-м предприятий, усл.т.
В тех случаях, когда предприятию  по объективным причинам не установлены  лимиты выбросов, временную ставку платы (Свр) рассчитывают по формуле:

При обосновании ставок платежей за выброс веществ в атмосферу следует  учитывать индивидуальный вклад  каждого предприятия в формирование неблагоприятной экологической  ситуации на данной территории.
Понятно, что предприятия, расположенные  в центральных и густонаселенных  частях города, более опасны, чем  на периферийных участках.
Кроме того, уровень экологичности промышленных объектов зависит от условий рассеивания  примесей в атмосфере (розы ветров, технологических и геометрических параметров источников выбросов).
Поэтому методикой расчета предусмотрен расчет для каждого предприятия-плательщика  индивидуального поправочного коэффициента, показывающего, во сколько раз ущербоемкость  одной условной тонны выброса  данного промышленного объекта  отличается от аналогичного показателя, рассчитанного в среднем по городу.
Коэффициент относительной экологической опасности i-го предприятия (Коi) рассчитывается по формуле:

Расчет  приведенной массы выброса конкретной примеси производится умножением ее фактического валового выброса на коэффициент  относительной агрессивности данной примеси:

где mij - валовые выбросы j-й примеси  в атмосферу на i-м предприятии, т/год;
Aj - коэффициент относительной агрессивной  j-й примеси. 
Этот  коэффициент показывает во сколько  раз j-я примесь агрессивней базисного  загрязняющего вещества, в качестве которого принят сернистый газ по отношению к наиболее чувствительному  реципиенту.
Для большинства вредных веществ  таким реципиентом являются зеленые  насаждения и лесные ресурсы.
Если  для данного загрязняющего вещества лимитирующие показатели негативного  воздействия на растительность не установлены, то в качестве наиболее чувствительного  реципиента рассматривают население.
В этих случаях параметр Aj рассматривается:

где bi - коэффициент, зависящий от класса опасности j-й примеси;
ПДКmj, ПДКci - соответствующая максимальная разовая и среднесуточная ПДК  для j-й примеси мг/м3;
ВПДКmj, ВПДКci - временно согласованные ПДК  максимально разовая и среднесуточная для зеленых насаждений, мг/м3.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.