На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие этики и морали в деловом общении

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО
    ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ
    КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ 
 
 
 
 

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    по  дисциплине «Деловое общение»
    на  тему: «Понятие этики  и морали в деловом  общении»
    Вариант 24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Исполнитель            
                                                                       Факультет                 Финансово-кредитный
                                                                 Специальность         Финансы и кредит
                                              Группа                      Город
                                      Курс                          3
                                    № зачетной книжки
                       Руководитель           
                                 
 
 
 

Киров 2011
Содержание
    Введение………………………………………………………………..……...3
    Основные понятия этики…………………………………………….......4
    Общие этические принципы делового общения………………….……9
    Тест…………………………………………………………………...….21
    Заключение……………………………………………………………..….....22
    Список литературы………………………………………………..…..…......23 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение
   Деловое общение — необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении. Он может, как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным [1]. В этом заключается актуальность выбранной темы.
   Цель написания контрольной работы является детальное изучение вопроса понятие этики и морали в деловом общении.
      Задачами являются рассмотрение следующих вопросов: Основные понятия этики и общие этические принципы делового общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основные  понятия этики
  Этика возникла более двух с половиной  тысяч лет назад, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания.
  Морально-психологические  свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как голландский философ Спиноза и английские 'философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и другие [1].
  Так, Конфуций (551—479 до н.э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.
  Древнегреческий философ Сократ (469—339 до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой. Он требовал логического обоснования положений этики, а их понимание рассматривал как основное условие нравственного совершенствования каждого человека.
  Ученик Сократа Платон (427—347 до н.э.) считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собеседников, показал зависимость направленности мышления людей от характера и содержания их общения [1]. Говоря о том, что душа размышляет и разговаривает сама с собой, Платон по сути дела ставит вопрос о внутренней речи людей. Это один из важных вопросов современной психологии, в том числе психологии делового общения. Заслуживают внимания взгляды Платона на осознанные и неосознанные мотивы поведения людей анализ которых весьма актуален в настоящее время.
  На  многие психологические свойства личности указывал Аристотель (384—322 до н.э.). Он характеризовал человеческие способности как функции души, рассуждал о психологических чертах характера человека, его мыслительных ассоциациях о целесообразном характере его поведения и деятельности.
  Философ Нового времени голландец Бенедикт Спиноза (1632—1677) в своей "Этике" подчеркивает роль человеческой индивидуальности, характеризующей прежде всего внутренний мир человека, проявляющийся в тех или иных его психологических состояниях — аффектах. Таковыми являются, например, любовь, радость, сострадание, гнев, ревность, ненависть, побуждение к чему-либо и т.д. Вместе с тем Спиноза указывал на причинную обусловленность человеческого поведения объективной необходимостью, что, однако, не снимает ответственности с человека за то, что он делает. Все это также весьма актуально и в наши дни.
  Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки [1].
  Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т.д.
  Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.
  Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его изменения является «противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного»1. В этом противоречии между должным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (в том числе и делового общения и поведения человека).
  С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно должным образом, а с другой — ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм.
  Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике делового общения, потому что именно в этом виде общения основной предмет, по поводу которого оно образуется, является внешним для индивидов.
  Парадокс  морального поведения в его классической формулировке обычно возводят к Овидию: «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь»2.
  Человеку  свойственно стремиться к тому, что  лучше, благо предпочитать злу, он не может быть врагом самому себе. В  овидиевой ситуации (и в этом ее парадоксальность) все происходит наоборот: человек выбирает худшее, дурное, вредит себе. Получается: человек знает, что есть благо (добро), но не следует ему; оно не имеет для него обязывающего смысла. Можно ли в этом случае считать, что он действительно видит и одобряет лучшее, обладает знанием, на которое претендует?
  В случае моральных, как и любых иных, утверждений следует проводить различие между тем, что человек на самом деле знает, и тем по поводу чего он думает, будто знает. Критерием такого разведения истинных и ложных утверждений является экспериментальная проверка, практика. Таким экспериментом в морали, как уже подчеркивалось, является мера обязательности моральных суждений для того, кто их высказывает.
  Общение — процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности [1].
  Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ» и от «сверхчеловека». Поэтому «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством»3.
  Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающий достижение определенного результата, решение конкретной  проблемы или реализации поставленной цели.
  Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны Делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей [1].
   Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах.
   Его отличительная черта — оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений — это прежде всего получение максимальной прибыли.
  Следовательно, этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
 Этика делового общения представляет собой частный случай этики вообще и содержит ее основные характеристики [1]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Общие этические принципы делового общения
Этику делового общения следует учитывать  в различных ее проявлениях [1]:
    В отношениях между предприятием и социальной средой;
    между предприятиями;
    внутри одного предприятия — между руководителем и по чиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса.
    Между сторонами того или иного вида делового общения шествует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не толь соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.
    Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, что максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принцип всеобщего законодательства». Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, как ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так чтобы максима твоей воли была совместима с нравственные ценностями других сторон, участвующих в общении, и допуск на координацию интересов всех сторон.
     Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем не простое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения [1].
    Специалист  по менеджменту, вступающий в деловое общение, может попасть в затруднительные ситуации. При этом если во всех случаях он остановит свой выбор на действиях, дающих сиюминутный эффект, его поведение можно будет, пожалуй, считать безнравственным и аморальным. Если же он не предпримет ни одного из таких действий, то может оказаться несостоятельным как управляющий и постоянно испытывать удручающее чувство внутреннего морального напряжения. Поэтому совершенно очевидно, что управляющий должен выработать необходимый свод этических принципов, которые смогут помочь ему в моральной оценке каждой ситуации и решении проблем – насколько далеко можно зайти в деловом общении, не переступая этических норм.
         Однако, несмотря на всю проблематичность  и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность и избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе. Помните, что:
        - В морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей.
        - Когда речь идет об этических  промахах других, не следует делать  из «моральных мух» «моральных  слонов». Когда речь идет о  промахах своих, следует поступать  наоборот.
       - В морали следует хвалить  других, а предъявлять претензии к себе.
       - Нравственное отношение окружающих  к нам зависит, в конечном  счете, только от нас самих.
       - Когда речь идет о практическом  утверждении норм морали, основной  императив поведения – «начни  с себя».
       Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали» (сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.
         Этика делового общения «сверху-вниз». В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к подчиненному так, как вы бы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемо, а какое – нет. Эти нормы касаются, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствует себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируется в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отмечу некоторые из них.
          - Стремитесь превратить вашу  организацию в сплоченный коллектив  с высокими моральными нормами  общения. Приобщите сотрудников  к целям организации. Человек  только тогда будет чувствовать  себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каким он есть.
          - При возникновении проблем и  трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.
         - Если сотрудник не выполнил  вашего распоряжения, необходимо  дать ему понять, что вам известно  об этом, иначе он  может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал  подчиненному соответствующее замечание,  то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.
       - Замечание сотруднику должно  соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по  данному случаю. Выберете правильную  форму общения. Вначале попросите  объяснить причину невыполнения  задания самого сотрудника, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.
      - Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
       - Тогда, когда уместно, используйте  прием «бутерброда» - спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте, и вскоре найдите время поговорить с человеком,  чтобы показать ему, что вы не держите зла.
       - Никогда не советуйте подчиненному, как поступить в личных делах. Если совет поможет, вас, скорее всего, поблагодарят. Если не поможет – на вас ляжет вся ответственность.
      - Не обрастайте любимчиками. Относитесь  к сотрудникам как к равноправным  членам и ко всем с одинаковыми  мерками.
      - Никогда не давайте сотрудникам  возможность заметить, что вы  не владеете ситуацией, если  вы хотите сохранить их уважение.
      - Соблюдайте принцип распределенной  справедливости: чем больше заслуги,  тем больше должно быть вознаграждение.
      - Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря заслугам самого руководителя.
       - Укрепляйте у подчиненного чувство  собственного достоинства. Хорошо  выполненная работа заслуживает  не только материального, но  и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.
       - Привилегии, которые вы делаете  себе, должны распространяться и  на других членов коллектива.
       - Доверяйте сотрудникам и признавайте  собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно,  так или иначе, узнают о них. Но утаивание ошибок – проявление слабости и непорядочности.
       - Защищайте своих подчиненных  и будьте им преданными. Они  ответят вам тем же.
       Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая, прежде всего два фактора: 1) ситуацию, наличие времени для нюансов, 2) личность подчиненного – кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.
        Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, запрос и так  называемый «доброволец».
         Приказ. Чаще всего следует использовать  в чрезвычайной ситуации, а также  в отношении недобросовестных  сотрудников.
         Просьба. Используется с том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена. А если соответствующим образом произнести фразу, то у сотрудника не возникает никакого сомнения, что это приказ.
       Вопрос. «Есть ли смысл заняться  этим?», «Как мы должны это  сделать?». Лучше применять в  тех случаях, когда вы хотите  вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны быть добровольными и достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости и некомпетентности.
        «Доброволец». «Кто хочет это  сделать?». Подходит для такой  ситуации, когда работу не хочет  делать никто, но тем не менее  она должна быть сделана. В  этом доброволец надеется, что  его энтузиазм будет соответствующим  образом оценен в дальнейшей работе.
       Этика делового общения «снизу-вверх». В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы бы хотели, чтобы к вам относились ваши подчиненные».
       Знать, как следует обращаться  и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие  нравственные требования следует  предъявлять к своим подчиненным.  Без этого трудно найти «общий язык»  с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.
         Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в деловом общении с руководителем.
         - Старайтесь помогать руководителю  в создании в коллективе доброжелательной  нравственной атмосферы, упрочению  справедливых отношений. Помните,  что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.
        - Не пытайтесь навязывать руководителю  свою точку зрения или командовать  им. Высказывайте ваши предложения  или замечания тактично и вежливо.  Вы не можете ему что-то прямо  приказать, но можете сказать:  «Как вы относитесь к тому, если бы…?» и т.д.
         - Если в коллективе надвигается  или уже случилось какое- либо  радостное или, напротив, неприятное  событие, то об этом необходимо  сообщить руководителю. В случае  неприятностей старайтесь помочь  облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.
        - Не разговаривайте с начальником  категорическим тоном, не говорите  всегда только «да» или только  «нет». Вечно поддакивающий сотрудник  надоедает и производит впечатление  льстеца. Человек, который всегда  говорит «нет», служит постоянным раздражителем.
        - Будьте преданны и надежны,  но не будьте подхалимом. Имейте  свой характер и принципы. На  человека, который не имеет устойчивого  характера твердых принципов,  нельзя положиться, его поступки  нельзя предвидеть.
        - Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.
       - Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и  о ваших правах. Помните, что  ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действия.
       Этика делового общения «по горизонтали». Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.
       Применительно к коллегам-управляющим  следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.
        Вот несколько принципов этики  делового общения между коллегами.
         - Не требуйте к себе какого-либо  особого отношения или особенных  привилегий со стороны другого.
         - Попытайтесь достичь четкого  разделения прав и ответственности  в выполнении общей работы.
         - Если круг ваших обязанностей  пересекается с вашими коллегами,  это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает  ваши обязанности и ответственность  от других, попытайтесь сделать  это сами.
        - В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.
        - Если вас просят временно  перевести в другой отдел вашего  сотрудника, не посылайте туда  недобросовестных и неквалифицированных  -  ведь по нему там будут судить о вас и о вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.
       - Не относитесь с предвзятостью  к своим коллегам. На сколько  возможно отбрасывайте предрассудки  и сплетни в общении с ними.
       - Называйте своих собеседников  по имени и старайтесь делать  это почаще.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.