На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Теория и методика физического воспитания как наука

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина
1.1 Исходные понятия  теории и методики физического  воспитания
1.2 Структура  учебной дисциплины "Теория и  методика физического воспитания”
Глава 2. Теория и методика физического воспитания как наука
2.1 Источники  и этапы развития теории и  методики физического воспитания
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Теория и методика физического воспитания является одной  из фундаментальных наук, которая  имеет свои чёткие границы изучения, также тесно связана с такими науками как анатомия, физиология, педагогика, биомеханика и др. Теория и методика физического воспитания - это научная и учебная дисциплина, представляющая собой систему знаний о роли и месте физического  воспитания в жизни человека и  общества, особенностях и общих закономерностях  его функционирования и развития. Теория и методика физического воспитания как наука продолжает развиваться в направлении физического воспитания и охватывает всё новые и новые границы современных течений в физкультуре и спорте, как массовом так и профессиональном. Как учебная дисциплина теория и методика физического воспитания способствует подготовке квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта.
.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.1 Исходные понятия  теории и методики  физического воспитания
Изучение любой  учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного  аппарата.
Понятие - это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).
В теории и методике физического воспитания используются такие понятия, как "физическая культура", "физическое воспитание", "физическое здоровье", "физическое развитие", "физическая подготовленность", "физическое состояние", "физические качества", "физическая рекреация", "физическая реабилитация", "двигательная активность", "норма" и др.
Понятия выступают  в качестве категорий, в которых  закрепляются достижения в различных  областях науки и практики, их понимание, свободное владение и реализация в практической деятельности -- основа успеха в работе специалиста в области физической культуры.
Относительно  определения категории "физическая культура" существует несколько  десятков определений: "Социальная деятельность" и ее результаты по созданию физической готовности людей  к жизни; "Сознательное целенаправленное формирование и поддержание физических, телесно-двигательных качеств, необходимых  для здоровой полнокровной жизнедеятельности  человека"; "Творческая деятельность по освоению и созданию ценностей  в сфере физического совершенствования  народа, а также ее социально значимые результаты" и др.
Физическая  культура -- часть общей культуры, совокупность специальных духовных и материальных ценностей, способов их производства и использования в целях оздоровления людей и развития их физических способностей[4].
Физическая  культура человека (индивидуума) рассматривается как процесс овладения знаниями, умениями и навыками воспитательной, учебной, оздоровительной, рекреационной деятельности для последующего использования в процессе самосовершенствования, и как результат -- уровень физического здоровья, который человек смог сохранить или улучшить благодаря своему желанию, знаниям, здоровому образу жизни и двигательной активности [5].
Физическое  воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях[11].
Обучение движениям  имеет своим содержанием физическое образование -- системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными  для жизни или спорта двигательными  действиями, занимающиеся приобретают  умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают  закономерности движений своего тела.
По степени  освоенности техника двигательного  действия может выполняться в  двух формах -- в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков». Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания.
Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного  развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание  физических качеств».
В процессе физического  воспитания приобретается также  широкий круг физкультурных и  спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими  упражнениями более осмысленным  и в силу этого более результативным.
Таким образом, физическое воспитание представляет собой  процесс решения определенных воспитательно-образовательных  задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной  же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.
Физическое  образование -- процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, а также передачи специальных знаний в области физической культуры[4].
Физическое  развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей[4].
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.
1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют, прежде всего, биологические формы, или морфологию, человека.
Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические  и функциональные изменения физиологических  систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает  функционирование сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной  систем, органов пищеварения и  выделения, механизмов терморегуляции и др.
Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Примерно до 25-летнего возраста (период становления  и роста) большинство морфологических  показателей увеличивается в  размерах, и совершенствуются функции  организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие как бы стабилизировано  на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и  ухудшается, могут уменьшаться длина  тела, мышечная масса и т.п[15].
Характер физического  развития как процесс изменения  указанных показателей в течение  жизни зависит от многих причин и  определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием  возможно только в том случае, если известны эти закономерности, и они  учитываются при построении процесса физического воспитания.
Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.
Процесс физического  развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
Процесс физического  развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни, прежде всего, относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.
Большое значение для управления физическим развитием  в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае[10].
Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемое можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.
Физические  качества -- свойства, характеризующие отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека; сила, быстрота, выносливость, гибкость и другие[4].
Физическое  здоровье -- динамическое состояние, характеризуемое резервом функций органов и систем и являющееся основой выполнения индивидом своих биологических и социальных функций. Интегральным показателем резервов функций органов и систем является энергопотенциал биосистем (резерв энергообразования)[4].
Физическое  состояние -- согласно определению международного комитета по стандартизации тестов, характеризует личность человека, состояние здоровья, телосложение и конституцию, функциональные возможности организма, физическую работоспособность и подготовленность[4].
Показателями  физического состояния являются: уровень максимального потребления  кислорода, уровень максимальной физической работоспособности, параметры деятельности функциональных систем организма, морфологического и психического статуса, физической подготовленности, состояния здоровья. У здоровых и практически здоровых людей выделяются 4--5 уровней физического  состояния (низкий уровень, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).
Физическая  работоспособность -- потенциальные возможности человека выполнять физическое усилие без снижения заданного уровня функционирования организма, в первую очередь его сердечнососудистой и дыхательной систем. Обозначают физическую работоспособность как РWС и определяют по показаниям мощности (Вт) и объема (Дж) работы[5].
Физическая  работоспособность  - комплексное понятие. Оно определяется значительным числом факторов: морфофункциональным состоянием различных органов и систем, психическим статусом, мотивацией и др. факторами. Поэтому заключение о ее величине возможно составить только на основе комплексной оценки.
Физическая  подготовленность -- уровень достигнутого развития физические качеств, формирования двигательных навыков в результате специализированного процесса физического воспитания, направленного на решение конкретных задач (физическая подготовленность учащихся, спортсменов, летчиков и т.п.)[5].
Физическая  подготовка. Это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную[7].
Общая физическая подготовка направлена на повышение  уровня физического развития, широкой  двигательной подготовленности как  предпосылок успеха в различных  видах деятельности.
Специальная физическая подготовка -- специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).
Физическая  рекреация (восстановление) -- комплекс мероприятий, направленный на совершенствование процессов восстановления работоспособности после физической и умственной работы.
Физическая  рекреация -- осуществление активного отдыха людей с использованием физических упражнений, получение удовольствия от этого процесса.
Физическая  реабилитация (восстановление способности) -- комплекс мероприятий, направленный на восстановление утраченной или ослабленной функции после заболевания или травмы.
В последние  годы в зарубежной и отечественной  практике физического воспитания распространенным является термин "фитнесс", который  пока еще не имеет строго научного обоснования (Левицкий, 2001).
Это понятие  используется достаточно широко в различных  случаях:
1) общий фитнесс (Total fitness, General fitness) как оптимальное качество жизни, включающее социальные, умственные, духовные и физические компоненты. В этом случае общий фитнесс более всего ассоциируется с нашими представлениями о здоровье и здоровом образе жизни. Так, в одной из фундаментальных книг по фитнессу -- "Комплексное руководство по фитнессу и хорошему самочувствию", вышедшей в издательстве "Reader's Digest" в 1988 г., в содержание понятия фитнесс входят: планирование жизненной карьеры, гигиена тела, физическая подготовленность, рациональное питание, профилактика заболеваний, сексуальная активность, психоэмоциональная регуляция, в том числе и борьба со стрессами и другие факторы здорового образа жизни;
2) физический фитнесс (Physical fitness) как оптимальное состояние показателей здоровья, дающих возможность иметь высокое качество жизни. Совершенствование физического фитнесса связано с позитивным здоровьем, в то время как снижение уровня компонентов физического фитнесса увеличивает риск развития основных проблем здоровья. В общем плане физический фитнесс ассоциируется с уровнем физической подготовленности. В этом случае приводятся следующие производные этого понятия:
*оздоровительный фитнесс (Health related fitness) направлен на достижение и поддержание физического благополучия и снижение риска развития заболевании (сердечнососудистой системы, обмена веществ и др.);
*спортивно-ориентированный или двигательный фитнесс (Performance related fitness, skill fitness, motor fitness), направленный на развитие способностей к решению двигательных и спортивных задач на достаточно высоком уровне;
*атлетический фитнесс (athletic fitness), направленный на достижение специальной физической подготовленности для успешного выступления на соревнованиях;
3) фитнесс как  двигательная активность, специально организованная в рамках фитнесс-программ: занятия бегом, аэробикой, танцами, аквааэробикой, занятия по коррекции массы тела и др.;
4) фитнесс как  оптимальное физическое состояние, включающее достижение определенного уровня результатов выполнения двигательных тестов и низкий уровень риска развития заболеваний. В этом плане фитнесс выступает в качестве критерия эффективности занятий двигательной активностью. К примерам использования этого определения фитнесса следует отнести систему EUROFIT (Европейская физическая готовность) и другие[7].
Двигательная  активность включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Различают привычную и специально организованную двигательную активность.
К привычной  двигательной активности, согласно определению  Всемирной организации здравоохранения, относят виды движений, направленные на удовлетворение естественных потребностей человека (сон, личная гигиена, прием  пиши, усилия, затраченные на приготовление  пищи, приобретение продуктов), а также  учебную и производственную деятельность.
Специально организованная мышечная деятельность (физкультурная  активность) включает различные формы  занятий физическими упражнениями, активные передвижения в школу и  из школы (на работу).
Физическое  совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.
Важнейшими конкретными  показателями физически совершенного человека современности являются:
-крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность  безболезненно и быстро адаптироваться  к различным, в том числе  и неблагоприятным, условиям жизни,  труда, быта;
-высокая общая  физическая работоспособность, позволяющая  добиться значительной специальной  работоспособности;
-пропорционально  развитое телосложение, правильная  осанка, отсутствие тех или иных  аномалий и диспропорций;
-всесторонне  и гармонически развитые физические  качества, исключающие однобокое  развитие человека;
-владение рациональной  техникой основных жизненно важных  движений, а также способность  быстро осваивать новые двигательные  действия;
-физкультурная  образованность, т.е. владение специальными  знаниями и умениями эффективно  пользоваться своим телом и  физическими способностями в  жизни, труде, спорте.
На современном  этапе развития общества основными  критериями физического совершенства служат нормы и требования государственных  программ в сочетании с нормативами  единой спортивной классификации.
Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.
Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации  взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным  правилам.
Специальная подготовка к соревновательной деятельности в  спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.
Теория и методика физического воспитания являются одной  из основных профилирующих дисциплин  в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным  образованием. Она призвана через  свое содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах.
Норма -- это зона оптимального функционирования системы. Под оптимальным функционированием понимается работа системы с максимально возможной слаженностью, надежностью, экономичностью. Оптимальный режим работы организма и является его нормальным режимом.
Нормой в спортивной метрологии называется граничная величина результата теста, на основе которой  производится классификация спортсменов.
Существуют три  вида норм: сопоставительные, индивидуальные и должные. Сопоставительные нормы  устанавливаются после сравнения  достижений людей, принадлежащих к  одной совокупности. Определение  таких норм заключается в нахождении средних величин и стандартных (среднеквадратических) отклонений определенной группы людей.
Индивидуальные  нормы основаны на сравнении показателей одного и того же лица в различных состояниях.
Должные нормы устанавливаются на основании требований, которые предъявляются человеку условиями жизни, профессией, бытовыми условиями и т.д.
К разновидностям должных норм относят "минимальные" (определяют границу нормы и патологии  в функционировании организма, в  двигательной активности), нормы "идеальные" (характеризуют оптимальные уровни физического состояния организма), "специальные" нормы (применяются при необходимости решения специальных задач)[16].
1.2 Структура учебной  дисциплины "Теория  и методика физического  воспитания"
Система знаний в области теории и методики физического  воспитания постоянно развивается, дополняется, дифференцируется и интегрирует. Рассматривая дифференциацию науки с выделением самостоятельных дисциплин теории спорта, лечебной физкультуры, физической реабилитации, можно говорить также об интеграции знаний из смежных дисциплин того же порядка: физической реабилитации, валеологии, теории спорта и других общенаучных дисциплин, которые функционально дополняют теорию и методику физического воспитания и, преломляясь в ней, стимулируют дальнейшее развитие соответствующих смежных наук.
Содержание современной  теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины можно  представить в виде трех разделов: "Общие основы", "Методика физического  воспитания в различные периоды  жизни" и "Частные методики использования  средств физического воспитания". Каждый раздел дифференцирован на подразделы, которые в дальнейшем конкретизируются темами, а темы, в свою очередь, элементами знаний.
Логическая последовательность разделов и подразделов основывается на преемственности знаний, их органической взаимосвязи и создании фундамента для освоения последующего.
Первый раздел представляет общие положения теории и методики физического воспитания, которые распространяются на широкую  область применения (спорт, базовая  физическая культура, оздоровительная  физическая культура для лиц различных  возрастных групп). Это определение  предмета и содержание теории и методики физического воспитания, научные  направления которой обусловливают  использование общих закономерностей  развития организма в онтогенезе, адаптации организма человека к  изменяющимся условиям окружающей среды, развитие оздоровительного эффекта  при выполнении физических упражнений, формирование потребности человека в здоровье и возможность се удовлетворения в процессе физического воспитания; различные формы средств и  методов физического воспитания для решения широкого круга задач  с разными возрастными контингентами; общие закономерности обучения двигательным действиям, развитие физических качеств  и построение, и управление процессом  физического воспитания; основные направления  использования средств физического  воспитания в рекреационных, профилактико-оздоровительных целях; основы профессиональной деятельности педагога в сфере физического воспитания.
Второй раздел конкретизирует использование основных положений теории и методики в  различные возрастные периоды с  учетом посещения образовательных  учреждений, военной и профессиональной деятельности.
В третьем разделе  представлен материал, который способствует решению конкретных задач: коррекции  массы тела, фигуры, осанки, профилактики риска развития сердечнососудистых заболеваний, а также адаптирует методику физического воспитания к  лицам с ограниченной дееспособностью  в связи с нарушением слуховых и зрительных анализаторов, опорно-двигательного  аппарата, умственными нарушениями. Новыми подразделами являются нетрадиционные виды физической рекреации и оздоровительной  физической культуры (боулинг, роуп-скиппинг и др.), а также современные технологии использования уже известных видов, например оздоровительной гимнастики -- степ-аэробика, калонетика, фитбол и др[1].
Структура дисциплины теории и методики физического воспитания может изменяться, дополняться, однако принципиально важным является наличие  полного объема органически связанных  между собой и систематизированных  знаний, которые необходимы преподавателю  физического воспитания, тренеру, инструктору-методисту. Отсутствие какого-либо элемента знаний может отрицательно сказаться на практической деятельности специалиста.
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК НАУКА
2.1 Источники и этапы  развития теории  и методики физического  воспитания
Каждая вновь  возникшая область науки начинала свое развитие с накопления фактического материала, описания и классификации  явлений, например химия -- с открытия химических элементов и описания их свойств, биология -- с изучения отдельных организмов и их видов, их классификации и систематизации. На более высоком уровне развития знаний, когда был накоплен достаточный материал, наука получила возможность открывать законы и формулировать обобщающие теории.
Ярким примером подобного пути, пройденного наукой в процессе ее развития, является теория и методика физического воспитания (ТиМФВ).
Анализ истории  возникновения ТиМФВ как науки позволяет выделить несколько этапов.
Первый  этап -- эмпирические знания о влиянии двигательных действий на организм, полученные человеком в результате повседневной деятельности. Накопление эмпирических знаний привело к осознанию "эффекта упражняемости" и к познанию способов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок возникновения физических упражнений и вместе с тем всей системы физического воспитания.
Второй  этап -- создание первых методик по физическому воспитанию -- охватывает периоды рабовладельческих государств Древней Греции и средние века. Создание тех методик происходило на основании опыта, накопленного педагогами, врачами, философами, "эффекта упражняемости", но без учета физиологического воздействия физических упражнений на организм человека.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.