На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Андрагогика

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 1.
Основные  принципы обучения взрослых и самообразование 

      В обыденном  сознании мы часто не различаем два  понятия: «получить образование» и «пройти обучение». Между тем, эти понятия имеют различное содержание. «Пройти обучение» означает получить в конкретном учреждении сумму знаний, позволяющих начать трудовую деятельность. Трудовая деятельность, в свою очередь, позволит постепенно начать понимать то, что человек усвоил в виде суммы знаний. А можно ли сразу достаточно глубоко понимать то, что узнал? Возможно, если человек станет на путь образования. Для возрослого, т.е. социально ответственного человека, это синоним понятия «самообразование» Образование – это, прежде всего, жизненный опыт, рассмотренный через «призму» собственных переживаний и научных знаний.
     Жизненное пространство человека можно представить  в виде трех сущностей:
    знания, которые человек усваивает и вырабатывает сам в течение жизни;
    возможности человека понимать то, что он знает;
    деятельность человека, в которой он успешно применяет те знания, которые понимает, и безуспешно – те знания, которых он не понимает.
      И обучение, и образование имеют  отношение к этим трем составляющим. Однако, обучаясь, человек долго  усваивает преимущественно только знания (типичный пример – засилье  лекций при очной форме обучения), затем, на практике, он кое-что поймет, затем, десятилетиями, работая, он пытается понять то, чему его обучили. На рисунке 1 схема обучения показана стрелкой, направленной вниз. Идеал образования иной: человек сразу должен действовать, а не сидеть пассивно на лекциях.
      Важно отметить, что понятие «действие» необходимо понимать не как мысль о том, что надо вместо занятий (лекций, семинаров, практикумов) куда то бежать и что-то делать «руками». Действие надо понимать и как «мыследействие», другими словами, действие может быть осмысленным, а мысль – деятельной, надо лишь, чтобы учебный процесс и квалификация преподавателя создавали для этого возможность, а ответственность социально зрелого человека превращала это в реальность. Необходимо обеспечить ситуацию, в которой знания сразу «примеряются» к своему жизненному опыту, тогда понимание того, что знаешь, не откладывается.
      Идеальный процесс образования складывается тогда, когда учитель и ученик имеют возможность действовать  вдвоем и обсуждать свои действия.
      Почему  так ценится непосредственное общение  учителя с учеником или небольшой  группой учеников?
      На  этот вопрос необходимо ответить, чтобы  понять основную идею хорошего образования.
      Ценность  такого общения состоит в следующем:
    Это общение носит дискурсивный характер (от позднелатинского discursus – рассуждение, довод, аргумент), рассудочный, логический, опосредованный (в отличие от чувственного, созерцательного, непосредственного). Важно то, что дискурсивную мыследеятельность осуществляют и учитель и ученик.
    Это общение является адаптивным. Адаптация (от позднелатинского adaptatio – приспособление) - вид взаимодействия ученика (группы учеников) с учителем и внешним миром, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптивности – явное или неявное согласование самооценок, притязаний и ожиданий всех участников в соответствии с возникшей ситуацией. Через это достигается усвоение правил образовательной среды («уподобление» ей) и преобразование этой среды («уподобление» себе).
    Это общение является интерактивным (от английского interactive - взаимодействие). Ученик действует исходя из определенных для него целей и задач, и по результатам своих действий получает обратную реакцию, которая подсказывает ему, не отдаляется ли он от цели в результате своих неправильных действий или вследствие того, что его действия изменили ситуацию, в которой происходит обучение. Другими словами, в данном случае осуществляется рефлексивное взаимодействие.
      Как это обеспечить?
    Очевидно, в лекции, предназначенной для большой аудитории, трудно обеспечить этот идеал. Семинары и более интенсивные формы (практикумы, деловые игры, анализ учебных ситуаций, тренинги и т.п.) обладают гораздо большими возможностями обеспечения трех названных характеристик. Учебные заведения не должны «воспитывать пассивность» студентов лекциями.
    Желательно, чтобы студент с самого начала работал в организации, деятельность которой связана с выбранной им специальностью или участвовал в какой-либо деятельности (например, реальная помощь близким или творческий отдых), позволяющий закреплять полученные знания. Совсем не обязательно быть генеральным директором, для начала можно рядовым служащим.
    Студент должен многое изучить самостоятельно.
      При соблюдении этих трех условий, у каждого человека появляется возможность получить образование (на рисунке 1 – стрелка, направленная вверх).  

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1. Три «цвета» образования 

     Сейчас  пришло время глубже познакомиться  с этими тремя сущностями (знание, понимание, действие), поскольку дело не только в их последовательности. 

Знание
      Знание  – это сущности, они фиксируются  в понятии (тексте) в виде важных по какому-либо основанию связей и  отношений. Знание не может учитывать  специфику (уникальность) «живой» ситуации, оно рассчитано на типичные ситуации. Будучи систематизированным, логически упакованным так, чтобы его можно было передать следующим поколениям, оно является культурным ресурсом человечества.
      Однако, мы все чаще, особенно сегодня, обнаруживаем, что знания не работают. В чем дело? Увеличивается несовпадение культурных ресурсов и практики. Культура все больше обслуживает себя саму, а не практику. Не зря так популярно последние десятилетия в России шутливое обращение к молодому специалисту: «Забудь все, чему тебя учили в институте».
      Увеличивается поток знаний, а средства его «распаковки» пока неразвиты и частью просто утрачены, и знание все чаще превращается в «культурные консервы». Если уж развивать эту аналогию, надо заметить, что знания становятся «скоропортящимися культурными консервами». Общим местом стало утверждение, что каждые 5-7 лет знание устаревает. Это утверждение не очень глубокое, если не сказать, неверное.
      Происходит  другое, знание все более жестко упаковывается, обезличивается и лишается ситуативности, этого требует век информатизации общественной деятельности, а из этого следует необходимость в частых радикальных переупаковках одного и того же знания, что приводит к иллюзии все новых и новых знаний.  

Понимание
      Понять  то, что ты знаешь - значит зафиксировать существенные связи и отношения в индивидуальной, личностно окрашенной форме, чтобы увидеть единичное, как частный случай общего и, через это, распаковать, насколько удастся, смысл, который был заложен в это знание его создателем. Это сложно, конечно, но постепенно мы проясним смысл этого утверждения. Для начала введем уровни понимания:
    лингвистический уровень;
    интерпретация;
    модернизация;
    постижение смысла;
    осознание.
      Очень кратко, для примера, охарактеризуем первые три уровня понимания. 

      Лингвистический уровень понимания текста (устного или письменного) наиболее поверхностный. Здесь текст рассматривается как локальное явление, вне контекстуальной связи его появления. Понимание сводится к выяснению незнакомых понятий и к восстановлению логической целостности текста.
      Этот  уровень достигается слушанием  и конспектированием лекций и  не очень вдумчивым (пассивным) чтением  книг.  

      Интерпретация текста связана с выделением тех характеристик текста, которые соответствуют целям интерпретатора и его смысловым структурам. Очевидно, что интерпретация текста индивидуальна, у каждого человека своя интерпретация. «Принц Гамлет погиб потому, что он ненавидел королевский строй и не был связан с рабочим классом» (Из школьного сочинения).
      Это, конечно, интерпретация литературного факта. Подобное истолкование шекспировского творения советским школьником могло бы, пожалуй, озадачить или повеселить сверстников, скажем, из Великобритании. 

      Модернизация  содержания. Здесь модернизируемое содержание текста наделяется дополнительными признаками, продиктованными наличной ситуацией, в которой понадобился этот текст. 

      Постигнуть  смысл содержания текста – это  не только посмотреть на текст с  точки зрения семантических характеристик (лингвистический уровень), не только включить в процесс понимания свои цели и смысловые структуры (интерпретация), но принять во внимание контекст, то есть: цели автора, мотивы, ситуацию, в которой этот текст делался. Постигнуть смысл содержания текста - значит заново создать его в своем внутреннем мире. Для этого необходимо реконструировать те вопросы, на которые ответил автор текста.  

Деятельность
      Мы  обращаемся к знанию и пытаемся осмыслить  его для того, чтобы быть успешнее в нашей деятельности. Но именно результаты деятельности и издержки этой деятельности служат тем оселком, на котором проверяются теории и наше понимание этих теорий. Практика же и подталкивает нас к тому, чтобы строить все новые образы мира, и это, в свою очередь, помогает практике. Но самое интересное то, что «понимание» – это тоже практическая деятельность. Материальная практика и мышление тесно связаны.
      Дальше, когда будем говорить об учебных  задачах, мы обсудим это подробнее. Здесь лишь заметим, что, не умаляя роли навыков и знаний в приспособлении человека к жизни в этом мире, мы должны удерживать в сознании главную цель образования – воспитание в человеке готовности к спонтанным, окрашенным положительными эмоциями действиям в его жизненном мире.

ЗАДАНИЕ
      Сравните  еще раз описания понятий «знание», «понимание», «действие». Попробуйте своими словами кратко выразить суть каждого понятия.
Знание_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Понимание_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Действие________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 

      Выделение трех сущностей («знание», «понимание», «действие») относительно, как и всякое разделение, оно необходимо нам для того, чтобы создать основу для размышлений о природе образования.
      Необходимо  сформулировать самые общие учебные  задачи, достижение которых обеспечивало бы подготовку образованного специалиста в любой области.
      Можно выделить пять основных задач, выполнение которых, на наш взгляд, позволяет  говорить об образовании. Эти задачи следующие:
    формирование общего представления у обучающегося;
    усвоение некоторой суммы знаний;
    создание ситуаций понимания;
    формирование умений;
    развитие навыков действий и мыследействий.
      «Представления», являясь образами «вещей» и «событий», возникают не только на основе их припоминания, но также могут быть результатом продуктивного воображения, создающего программы поведения и образы, заменяющие деятельность. Трансформации представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, требующих нового «видения».
      «Знание» было охарактеризовано выше. Здесь остается добавить, что знание в реальной деятельности выступает как некий исходный, добытый раннее, материал. В готовом виде он пригоден только для осуществления самых простых операций мышления.
      Когда же мы переходим к относительно сложным  операциям, появляется необходимость  в соединении нескольких знаний, в их интерпретации и трансформации. Другими словами, мы сталкиваемся с ситуацией, которую традиционно квалифицируют как разрыв теории и практики. Будучи обезличенными и лишенными ситуативности, знания относительно легко передаются от одного человека к другому, от предыдущего поколения к последующему, однако вызывают трудности в практическом применении в каждой новой ситуации.
      «Понимание» достаточно подробно было охарактеризовано выше. Осталось пояснить формулировку учебной задачи: «создание ситуаций понимания».
      Поскольку понимание связано с созиданием (творчеством), его нельзя заимствовать «от учителя» или достигнуть «раз и навсегда», все, что может сделать преподаватель во время очных интенсивных занятий – это организовать процесс деятельности, в котором возникнет ситуация понимания. В таких ситуациях Вы приобретаете опыт осмысленного переживания и позитивную установку снова и снова повторять этот опыт. Тексты наших Рабочих Тетрадей также организованы специальным образом, чтобы создать предпосылки для ситуации понимания.
      Развитие  «навыков» действий и мыследействий достигается путем их неоднократного повторения. Все виды навыков (перцептивные, интеллектуальные, двигательные) характерны тем, что для их выполнения не требуется поэлементная сознательная регуляция и контроль со стороны усвоившего эти навыки. Это означает, что приобретение навыков происходит через систематическое повторение необходимых действий для доведения этих действий до автоматизма. Например, совершенно недостаточно узнать функции и возможности персонального компьютера, необходимо отработать навыки, иначе он не станет полезным инструментом. На формирование навыков влияют такие факторы как: мотивация, обучаемость, успехи в освоении, тренировка, наличие знаний и т.д.
      Формирование  «умений». Тот, кто учился играть на музыкальном инструменте, помнит, какими вдохновляющими были первые навыки управления пальцами и поэлементное изучение мелодии. Однако наступает период в освоении инструмента, когда отдельные навыки (владение аппликатурой, воспроизведение мелодического рисунка и соблюдение ритма) должны органично слиться в единую стратегию создания музыкального образа. И для каждого музыкального произведения (даже для каждого исполнения одного и того же произведения) нужна новая стратегия. Способность забыть о каждом отдельном навыке и, не сосредотачиваясь на технической стороне, создать произведение искусства есть то, что называется умением.
      Если  продолжить пример с компьютером, это  ситуация, в которой Вы, не выходя из комнаты, решаете задачи (экономические, управленческие, социальные) с привлечением данных, которые разбросаны по всему миру, в течение нескольких часов. 

     Это важно! Нам не хотелось бы, чтобы  выше изложенное и то, что будет  сказано в дальнейшем, воспринималось как противопоставление «педагогике». Осознание того, что взрослых неразумно учить, как детей, вырастало в «недрах» педагогики, между этими парадигмами нет непроходимой «стены» и введение нового термина мы рассматриваем еще и как попытку «обратить внимание» на два обстоятельства:
    - образование в вузах и колледжах уплощается, из него уходит мысль, остаются только знания;
    - даже там, где образование «выжило», сохранив лучшие традиции, оно должно развиваться дальше в ногу со временем, отвечая на вызовы и используя возможности XXI века.
     Нам представляется, что человек XXI века, если у него есть здоровые амбиции быть активным гражданином своей страны, занимая лидерские позиции в бизнесе ли, на службе ли, или, скажем, в науке, будет все свою сознательную жизнь проходить три «ступени» своего развития (см. рисунок 2). Из выше сказанного понятно, что границы между ступенями «размыты», а сами ступени являются метафорами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2. Ступени образования 

     Ниже мы приводим принципы так называемого недирективного обучения, положивших начало переосмыслению подходов, которые должны лежать в основе подготовки взрослых людей. Мы приводим их в своей редакции и интерпретации. 

    Интерпретация принципов недирективного обучения К. Роджерса 

     Американский  психолог Карл Роджерс создал модель так называемого недирективного обучения, которая позже была взята на вооружение многими учебными заведениями.
     В основу модели легли десять принципов, соблюдение которых, согласно Роджерсу, обеспечивает максимальную успешность процесса обучения. Впервые принципы были сформулированы Роджерсом в 1969 году в книге «Freedom to learn»:
    Человеческое бытие предоставляет естественные возможности для обучения.
    Этот  принцип указывает нам на то, что  в процессе обучения преподаватель  должен стараться обеспечить вовлечение жизненного опыта студентов в усвоение идей курса. Работа на активных занятиях - это тоже опыт, переживаемый студентами, в нем есть все: производственный процесс, управление эти процессом, отношение людей к самому процессу и к способам управления. В чем-то этот опыт даже ценнее любого другого индивидуального опыта каждого из студентов, т.к. он произошел «здесь и теперь», на глазах у всех и о нем не надо рассказывать как о чем-то, что произошло «там и тогда». 

    Обучение  наиболее успешно, когда предметная область воспринимается студентом как имеющая непосредственное отношение к его личным целям.
    Сам по себе этот принцип представляется понятным, непонятно как реализовать  его на практике. Цели у членов учебной  группы могут быть разные, и они  мало известны преподавателю. Было бы хорошо, если бы группа осознала некоторые цели как общегрупповые и полезные для каждого. Было бы полезно, если бы преподаватели, представляя студентам какую-либо часть курса, рассказывали, где и каким образом описываемые в ней концепции и навыки могут пригодиться в повседневной работе или обязательно предлагали группе самой подумать над этим вопросом.
    Вообще, изложение материала без привязки к явным задачам воспринимается взрослыми людьми как манипуляция  и вызывает явное или скрытое  отторжение. 

    Обучение, которое влечет за собой изменение Я-концепции студента (его личностной структуры; представлений о себе), воспринимается студентом как угроза и такому обучению обычно сопротивляются. В хорошем образовании это, видимо, не может не происходить. Поэтому  преподавателю важно просто уметь отслеживать это, и помогать обучаемому самоопределяться в таких ситуациях. Все мы, кто стал на путь образования в его сущностном значении, должны помнить, что оно в глубинных своих проявлениях всегда связанно с трансформацией наших укоренившихся представлений о своем Я или некоторым выходом за пределы собственного Я.
 
    Обучение, приводящее к изменению Я студента, проходит легче, если угроза извне сведена  к минимуму. Хорошим «лекарством» является налаженная работа в учебной группе. В группе необходимо сформировать атмосферу доверия и поддержки, и роль преподавателя в этом процессе ведущая.
 
---
    Когда угроза Я минимальна, для студента возможно усвоение опыта и обучение.
    Знание  не может существовать вне человеческой природы, но эту человеческую природу нельзя объяснить только через рациональные построения, нужно еще обращаться к аффективному опыту человека, который реализуется в данном месте и в данное время. В каждом из нас сильная потребность в самоуважении и мы будем скрывать свои истинные эмоции, мысли и чувства, если встретим неодобрение со стороны окружающих. В результате мы будем все меньше оставаться самими собою, а это закрывает дорогу к пониманию для всех участников работы. 

    Наиболее  успешное обучение - обучение через действие.
    Чтобы реализовать этот принцип, необходимо совершать последовательность действий, которая представляет собой универсальный цикл, выполнимый практически во всех образовательных действиях. Вот эта последовательность:
    (а)  действие
    (б)  рефлексия
    (в)  новое действие
    (г)  рефлексия всего цикла.
    Эта последовательность действий называемая «Алгоритм групповой рефлексии», подробно о котором рассказано в курсе «Методология политического действия».
    Преподаватель должен всеми силами поощрять студентов к использованию знаний, получаемых в рамках курса еще в процессе обучения и так организовывать работу на активных занятиях, чтобы она представляла своего рода практику для студентов. 

    Разделение  студентом ответственности облегчает процесс обучения.
    Следовало бы как можно больше вопросов оставлять студентам для самостоятельного решения, весь вопрос в том, как не оставить студентов с «неразрешимыми» вопросами после того как тема уже закрыта. 

    Обучение, в котором участвует не только интеллект, но и эмоции студента, характеризуется наибольшей глубиной и продолжительностью.
    Мы  знаем, что понимание внешнего мира тесно связано с мотивацией, к  этому психологи добавляют мысль  об эмоциональной окрашенности нашего отношения к миру. На самом деле мотивация и эмоции переплетены до неразличимости, может быть, да простят нас психологи, это одно и тоже. Если мы возьмем любовь, стремление к власти, чувства моряка, встречающего шторм, мы не сможем различить, что там: потребности, окрашенные эмоциями или потребность в эмоциях. Кстати этимологически оба термина происходят от одного латинского корня «movere» (двигаться). 

    Самостоятельности, творчеству легче проявиться, если самооценка и самокритика играют ведущую роль в процессе обучения, в то время как у оценок студента другими лишь вторая роль.
    В идее соревноваться с другими заложена неверная посылка о том, что достижения людей можно ранжировать и  выстроить в линейную последовательность. Соревнование же с самим собой  позволяет думать о достижениях  членов группы не линейно - когда все участники рабочей группы один лучше другого в любом порядке. Ведь при слаженной работе группы каждый хоть в чем-нибудь, но станет непревзойденным. 

    В современном  быстро меняющемся мире самое главное  умение - это умение учиться, оставаться открытым для опыта и сохранять способность изменяться.
    Роль  нормативных представлений в  освоении новых видов и способов деятельности неоднозначна. Нормы нужны, чтобы получать результаты в совместной деятельности, но они же и «предают» нас, когда мы вступаем на порог нового. Умение учиться - единственный способ не пасть жертвой норм. 

     В процессе недирективного обучения преподаватель действует как фасилитатор. Его функция - помочь студенту определить для себя учебные цели и затем выступать как гибкий ресурс, который студент может использовать в процессе обучения наиболее удобным для него способом. 

     По  словам Дженифер Роджер (1971), роль учителя для взрослых – «жизненно важная, деликатная и изнуряющая роль. Учитель отказывается от каких-либо претензий на доминирование в учебном процессе. Во время нерегулярных лекций, цель которых - дать необходимые объяснения или представить новую тему, его слушают, возможно, с большим вниманием и уважением, однако более придирчиво и критически относясь к его словам, чем раньше. Учитель здесь скорее слуга группы, чем ее господин.» 


ЗАДАНИЕ
     Вспомните ситуацию, в которой  Вам приходилось  обучаться в последнее  время (это может  быть очное или  заочное обучение в вузе, обучение на каких-либо курсах и т.п.) Кратко опишите  эту ситуацию (тема обучения, сколько человек было в группы, понравился ли Вам преподаватель и т.п.).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

     Выполнялись ли в этой ситуации недирективные принципы обучения? Если да, то какие именно, если нет, то как Вы думаете, почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

     Как Вы считаете, если бы в процессе обучения соблюдались принципы недирективного обучения, было бы обучение в  результате более  эффективным? Обоснуйте  свой ответ.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.