На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление рисками в таможенной деятельности на современном этапе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    СОДЕРЖАНИЕ

 

    ВВЕДЕНИЕ

 
    Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов  государства принадлежит  таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует  решению экономических проблем. Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность.
    В новых рыночных условиях, когда российская  экономика стала «открытой», а государственные границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации. В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.
    Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:
    создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленной перед таможенной службой;
    обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;
    пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;
    участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля;
    формирование, ведение и представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговли России;
    создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.
    Нормы и положения, содержащиеся в Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации о «Таможенном тарифе», соответствуют мировым. Следовательно, создана  правовая основа для деятельности российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности, интегрирования России в мировое хозяйство, ее участие в развитии международной производственной кооперации.
    Возросла  роль Государственного таможенного комитета России как ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики Российского государства. Внедрение новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления, организация контроля за  их  поступлением в полном объеме в федеральный бюджет позволили добиться весомых экономических результатов.
    Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России являются осуществление правоохранительной  функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля.
    Создание в системе ГТК и укрепление специальных подразделений правоохранительного профиля позволило активизировать борьбу с контрабандой, экономическими преступлениями, коммерческими правонарушениями.
    Таможенные  органы стали субъектом оперативно-розыскной деятельности. Раньше этой работой не занимались, потому что не было подготовлено кадров, отсутствовал опыт, во многом начинали с нуля, и по сей день в таможенной системе не хватает юристов и экономистов.
    Являясь правоохранительными, таможенные органы тесно взаимодействуют с другими  органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечении незаконного ввоза и  вывоза с территории Российской Федерации оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей.
 

    Глава 1 ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РФ КАК СУБЪЕКТ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1.1 Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи

 
    Деятельность  государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции.
    Одно  из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, охрана прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов,  о чем говорится в Конституции РФ. По своей сути конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию. Одновременно граждане, не лишаются возможности отстаивать всеми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.
    Для подавляющего большинства государственных  органов диапазон их деятельности не замыкается, естественно, на решении названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач - непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. У них на первом плане другие задачи - решение текущих и перспективных вопросов хозяйственного строительства, культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т.д. Некоторые функции по охране правопорядка и законности они выполняют попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.
    Обеспечением  правопорядка и законности специально занимается значительно меньший  круг органов, те, которые существуют только или главным образом  для  выполнения такой роли. Их принято именовать органами охраны правопорядка, т.е. органами, которые призваны охранять установленный Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.
    Весьма  близко к понятию органов охраны правопорядка примыкает понятие  правоохранительных органов. Эти понятия весьма схожи, но не идентичны. Круг органов, обозначаемых ими, не совпадает. Не все органы охраны правопорядка можно считать правоохранительными.  Равным образом к числу правоохранительных не принято относить некоторые органы охраны правопорядка.
    Правоохранительная деятельность. Данное понятие введено в юридический обиход в конце 50-х - начале 60-х годов. В соответствии с существующими доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков.
    Один  из них проявляется в том, что  такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью  применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами. Например, если совершено преступление, то может быть назначено наказание, установленное уголовным законодательством, или иная мера воздействия, допускаемая законом; если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то  может быть возложена обязанность возместить ущерб и т.д. Среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.
    Вторым  существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые  в ходе ее осуществления  юридические  меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного правового акта. Только он могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Например, если по закону за впервые совершенное мелкое хулиганство допускается, в частности, штраф в размере от одной десятой до половины минимальной месячной оплаты труда,  то данная мера взыскания может быть применена только в этих пределах.
    В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Для принятия решения о применении или  неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению.  Их нарушение может повлечь за собой признания решения незаконным и недействительным.
    Существенный  признак правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими - по больше части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и  деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процессуальных правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости, принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.
    К правоохранительной деятельностью следует относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

    1.2 Структура правоохранительных подразделений ГТК России

 
    Структура правоохранительных подразделений  Государственного Таможенного Комитета на современном этапе имеет трехуровневую схему:
    1. На уровне Государственного Таможенного  Комитета России - Управление по  борьбе с контрабандой и нарушением  таможенных правил, которое включает  в себя:
      отдел организации дознания;
      отдел таможенных расследований;
      отдел расследования уклонений от таможенных платежей;
      отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды;
      отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;
      отдел сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран;
      информационно-аналитический отдел;
      отряд быстрого реагирования.
    2. На уровне Региональных Таможенных  Управлений созданы:
      отдел таможенных расследований;
      отдел дознания;
      отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;
      отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;
    3. На уровне таможен созданы:
      отдел таможенных расследований;
      отдел дознания;
      отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;
      отдел по борьбе с контрабандой наркотиков.
    Особое  положение в структуре таможенных органов занимают отделы собственной  безопасности, которые имеют только вертикальное подчинение.
    Все указанные структурные подразделения  имеют горизонтально-вертикальное подчинение. 

      1.3 Дознание в таможенных органах, его организация и управление

 
    Дознание  в таможенных органах является важным инструментом правовой защиты экономических  интересов России и ее безопасности.
    Таможенным  органам право на производство дознания по делам о контрабанде впервые  было предоставлено в 1991 г. В 1993 г. это право было подтверждено при принятии Таможенного кодекса Российской Федерации, но с существенным расширением компетенции.
    На  сегодняшний день таможенные органы правомочны вести дознание по пяти составам преступлений, предусмотренных  УК РФ:
      статья 188 «Контрабанда»;
      статья 189 «Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники»;
      статья 190 «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран»;
      статья 193 «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте»;
      статья 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей».
    Дознание  в уголовном процессе выступает  как форма предварительного расследования  уголовных дел. По тяжким преступлениям  оно нередко предшествует предварительному следствию и выполняет роль важного уголовно-процессуального инструмента, обеспечивающего предупреждение и пресечение преступлений, сбор доказательств по делу.
    Согласно  ст. 118 УПК РФ дознание делится на две разновидности: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
    Таможенные  органы правомочны осуществлять обе разновидности дознания.
    Дознание  по делам, по которым предварительное следствие обязательно, проводится в течение десяти дней. Этот срок является максимальным и продлению не подлежит, в том числе и прокурором.
    По  всем преступлениям, отнесенным к компетенции  таможенных органов предварительное следствие обязательно (ст.126 УПК РФ).
    Таможенные  органы как органы дознания, возбудив уголовное дело в пределах своей компетенции, имеют право по «горячим» следам преступления провести неотложные следственные действия, к которым согласно ч.1 ст. 119 УПК РФ относятся: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, допрос свидетелей и потерпевших.
    Как видно, перечень неотложных следственных действий довольно большой. Но это не означает, что таможенные органы, осуществляя данную разновидность дознания, обязаны, во что бы то ни стало выполнить все неотложные следственные действия. Сделать это часто бывает невозможным по объективным причинам. Производство тех или иных неотложных следственных действий и их очередность находятся на усмотрении лица, ведущего дознание, его начальника и начальника таможенного органа и во многом зависят от особенностей совершенного преступления, складывающейся на месте обстановки и наличия реальных возможностей их осуществления. В то же время, несмотря на трудности, таможенные органы обязаны пресечь преступление и по «горячим» следам собрать и задокументировать доказательства, в отношении которых имеется реальная угроза утраты, в том числе в результате явлений природы, умышленных действий или по неосторожности. Кроме того, таможенные органы также должны принять меры уголовно-процессуального принуждения, исключающие уклонение лица, совершившего преступление, от расследования и суда.
    При необходимости начальник органа дознания по сложным уголовным делам  может создавать бригаду дознавателей, один из которых возглавляет ее и принимает дело к своему производству.
    Наряду  с неотложными следственными  действиями орган дознания правомочен избрать любую меру пресечения, в  том числе заключение под стражу, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона.
    Решая вопрос об аресте, необходимо учитывать тяжесть совершенного преступления, личность подозреваемого и наличие доказательств его виновности.
    При производстве дознания первой разновидности  таможенные органы (как и другие органы дознания) не вправе производить следственные действия, выходящие за рамки неотложных, например: предъявление для опознания, очную ставку, следственный эксперимент, проверку показаний на месте, привлечение в качестве обвиняемого и допрос обвиняемого.
    Дознание  должно вестись оперативно и в  строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом. Всякое отступление от закона, в том числе несоблюдение процессуальных форм, рассматривается как нарушение закона и влечет за собой негативные правовые последствия.
    Компетентный  следователь вправе в любой момент дознания изъять уголовное дело у  таможенного органа и принять  его к своему производству (ч. 3 ст. 127 УПК РФ).
    Не  ожидая истечения срока дознания и выполнения всех неотложных следственных действий, дознание по делу необходимо закончить в установленный законом срок (10 дней).
    Если  в ходе дознания к подозреваемому лицу была применена мера пресечения, дознание должно быть окончено раньше установленного срока, чтобы дать следователю время для привлечения лица в качестве обвиняемого. Мера пресечения, примененная к подозреваемому, действует только в течение десяти дней (ст. 90 УПК РФ).
    Дознание  по делам, по которым предварительное  следствие обязательно, заканчивается  составлением постановления об окончании дознания и направлением уголовного дела транспортному прокурору для определения его подследственности и передачи следователю для производства предварительного следствия.
    После передачи дела таможенный орган может  проводить по данному делу только неотложные следственные действия по письменному поручению следователя или прокурора.
    Дознание  по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, существенно отличается от первой разновидности дознания. Отличие идет в первую очередь за счет объема полномочий органа дознания и сроков расследования. Данный вид дознания полностью заменяет собой предварительное следствие. Органы дознания не ограничены в производстве следственных действий и в применении мер уголовно-процессуального принуждения.
    Расследование в форме дознания осуществляется по менее тяжким преступлениям, перечень которых дан в ст. 126 УПК РФ.
    Возбудив  уголовное дело, таможенный орган  обязан принять все предусмотренные  уголовно-процессуальным законом меры для установления лиц, совершивших преступление, и всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При этом орган дознания руководствуется правилами, установленными УПК РФ для предварительного следствия (за исключением отдельных положений, указанных в п. 2,3 ст. 120 УПК). По таким делам дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела.
    Этот  срок дознания может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.
    В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен  по правилам ст. 133 УПК РФ, то есть по тем правилам, которые установлены для продления срока предварительного следствия, а именно: до 3 месяцев транспортным прокурором на правах районного прокурора, до 6 месяцев транспортным прокурором на правах областных прокуроров. Дальнейшее продление срока дознания может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным Прокурором Российской Федерации.
    Обращение в транспортные прокуратуры на правах областных по вопросам продления  срока дознания таможенные органы обязаны  производить только через региональное таможенное управление, а в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации - через ГТК РФ.
    В процессе расследования уголовного дела (имеются в виду обе разновидности  дознания) все следственные действия, проводимые по уголовному делу, оформляются  протоколами, а принимаемые решения - постановлениями.
    Протоколы являются наиболее распространенными  процессуальными документами, имеющими большую значимость в уголовно-процессуальной деятельности. В них концентрируется большая часть доказательственной и другой информации, необходимой для правильного разрешения дела. Поэтому не случайно уголовно-процессуальный закон предъявляет высокие требования к оформлению протоколов следственных действий и их содержанию.
    Все протоколы следственных действий условно  можно разделить на три вида:
    Протоколы как вид доказательства по делу.
    Протоколы допросов.
    Протоколы, фиксирующие результаты принятых по делу промежуточных процессуальных решений.
    Протоколы как вид доказательства занимают особое место среди других протоколов. С их помощью оформляются все следственные действия по собиранию доказательств. К этой группе протоколов относятся: протоколы осмотра и освидетельствования, обыска и выемки, задержания, предъявления для опознания, следственного эксперимента, проверки показаний на месте.
    В связи с тем, что данные протоколы  являются доказательствами по делу, они  должны быть составлены в строгом  соответствии с требованиями УПК  РФ и содержать в себе основания и порядок производства следственного действия и всю полученную при этом информацию по расследуемому уголовному делу.
    Нарушение этих предписаний закона влечет за собой утрату протокола как доказательства.
    В соответствии со ст. 102 и 141 УПК РФ протокол производства следственного действия составляется в ходе его осуществления или сразу же после его окончания. Недопустимо составлять протокол спустя сутки и более после проведения следственного действия. Протокол составляет исполнитель следственного действия (следователь, лицо, ведущее дознание).
    В протоколе должно быть указано: время  и дата производства следственного действия, время его начала и окончания, должность, звание и фамилия лица, составившего протокол, фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, его адрес, порядок производства следственного действия, его содержание, подробно выявленные факты, обстоятельства и все материалы, имеющие значение для уголовного дела.
    Если  при производстве следственного  действия применялись фотографирование, киносъемка, звукозапись либо были изготовлены слепки и оттиски следов, то в протоколе должны быть указаны технические средства, примененные при производстве следственного действия. В протоколе должно быть также отмечено, что перед применением технических средств об этом были уведомлены все участники следственного действия.
    Протокол  прочитывается всем лицам, участвовавшим  в следственном действии, после чего ими подписывается.
    Если  кто-либо из участвовавших в следственном действии откажется от подписи протокола, то в нем делается отметка о  причине отказа, заверяемая подписью лица, производившего следственные действия.
    Если  участвовавшее в следственном действии лицо лишено возможности подписать  протокол, об этом делается отметка  в протоколе, заверяемая подписью указанного выше лица и понятых.
    Все замечания, жалобы, сделанные участниками следственного действия, должны быть занесены в протокол.
    К протоколу прилагаются: негативы, снимки, киноленты, диапозитивы и фонограммы, планы, слепки, схемы и оттиски  следов, о чем также отмечается в протоколе.
    Вторую  группу протоколов составляют протоколы допросов, которые доказательствами по делу, как правило, не являются. В отдельных случаях в порядке исключения суд может признать протокол допроса в качестве доказательства и положить его в основу принятого решения по делу, если эти показания были подтверждены другими доказательствами. Например, на стадии предварительного расследования свидетель дал важные показания, но в суд явиться не смог в связи с тяжелой болезнью или смертью. Они призваны зафиксировать такие доказательства, как показания свидетелей и потерпевших, обвиняемых и подозреваемых.
    Протокол  допроса пишется от руки или печатается на машинке лицом, осуществляющим допрос. Причем делается это или во время допроса, или сразу же после его окончания.
    Уголовно-процессуальный закон не запрещает использовать для составления протоколов протоколиста (стенографистку). Однако он участником уголовного процесса не является, выступает только в качестве технического исполнителя, и протокол пишет от имени лица, ведущего допрос.
    Протокол  допроса состоит из трех частей: вводной, описательной и заключительной.
    В протоколе допроса подозреваемого должно быть разъяснение прав подозреваемого, предусмотренных ст. 52 УПК РФ, и сообщение о том, в совершении какого преступления он подозревается (ст. 123 УПК РФ).
    Постановление - это важный документ, с помощью которого принимаются процессуальные решения по уголовному делу. Оно состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.
    Постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о выемке почтово-телеграфной корреспонденции и прослушивании телефонных и иных переговоров требуют судебного решения (ст. 22, 23 Конституции РФ).
    Постановления о производстве обыска (ст. 25 Конституции РФ, ч. 3 ст. 168 УПК РФ), выемки предметов и документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной (ч. 2 ст. 167 УПК РФ), об избрании меры пресечения в виде залога (ч. 2 ст. 89 УПК РФ), об отстранении от должности (ст. 153 УПК РФ) требуют санкции прокурора или решения суда. Решение о производстве дознания принимается: - в центральном аппарате Государственного таможенного комитета Российской Федерации - начальником Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или лицом, его замещающим;
    в региональном таможенном управлении Российской Федерации - начальником этого управления или лицом, его замещающим;
    в таможне Российской Федерации - начальником этой таможни или лицом, его замещающим.
    Руководство дознанием осуществляется начальником  Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК РФ, начальниками региональных таможенных управлений и таможен или лицами, их замещающими.
    Для производства дознания по решению начальников  органов дознания назначаются дознаватели  из числа подчиненных им должностных  лиц, состоящих в штате соответственно отделов организации дознания по делам о таможенных преступлениях Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, отделов организации дознания региональных таможенных управлений и отделов дознания таможен.
    Дознаватель, руководствуясь УПК, возбуждает уголовное дело и выполняет все следственные действия от своего имени. Выносимые им постановления подлежат утверждению начальником соответствующего органа дознания, то есть:
    в ГТК РФ - начальником Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
    в региональном таможенном управлении Российской Федерации - начальником этого управления;
    в таможне Российской Федерации - начальником этой таможни;
    лицами, их замещающими.
    При выполнении всех следственных действий по делу дознаватель обязан строго руководствоваться требованиями Уголовно-процессуального кодекса: вести дознание объективно, строго соблюдать права граждан, использовать предоставленные ему законом полномочия для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, выявления их преступных связей.
    Дознаватель несет ответственность за обоснованность принимаемых им решений, за законность, своевременность и качество проводимых следственных действий.
    При квалификации преступления дознаватель  должен руководствоваться уголовным законодательством Российской Федерации.
    Дознаватель не может принимать участие в расследовании дела:
    если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелем, а также, если он участвовал в данном деле в качестве эксперта, специалиста, переводчика;
    если он является родственником потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителем, родственником подозреваемого или его законного представителя;
    если имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в расследуемом деле (ст. 59 УПК РФ).
    При наличии перечисленных оснований для отвода дознаватель обязан устраниться от участия в расследовании дела и доложить об этом начальнику органа дознания.
    По  этим же основаниям дознавателю может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим или его представителем.
    Вопрос  об отводе дознавателя, производящего  дознание, разрешается прокурором (ст. 64 УПК РФ).
    В Управлении по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил для непосредственного осуществления функций, связанных с организацией и руководством дознания, в таможенных органах создан отдел организации дознания по делам о таможенных правонарушениях.
    Отдел организации дознания по делам о таможенных преступлениях: - осуществляет организационно-методические мероприятия по вопросам организации дознания в таможенных органах Российской Федерации, проверяет постановку данной работы на местах, анализирует и обобщает практику и результаты дознания и соблюдения органами дознания таможенной системы России законности при производстве дознания;
    оказывает методологическую помощь таможенным органам на местах в производстве дознания по наиболее сложным делам;
    во взаимодействии с другими отделами Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил и иными Управлениями ГТК РФ, оперативными и следственными подразделениями ФСБ РФ и МВД РФ, налоговой полиции РФ принимает в необходимых случаях участие в разработке и проведении мероприятий по выявлению фактов совершения преступлений и изобличению виновных лиц;
    по указанию или согласованию с руководством Управления возбуждает уголовные дела, поручает производство дознания нижестоящим таможенным органам и осуществляет контроль за этими делами;
    в исключительных случаях по поручению руководства Управления самостоятельно проводит дознание по особо важным делам;
    по поручению руководства Управления организует комплектование следственно-оперативных групп Генеральной прокуратуры, МВД и ФСБ РФ дознавателями таможенных органов по расследованию наиболее сложных и многоэпизодных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;
    производит проверку соблюдения законности и обоснованности принятия решений по делам и материалам о преступлениях нижестоящими таможенными органами в связи с поступившими в ГТК РФ представлениями, частными определениями, протестами из прокуратуры, суда, письменными обращениями граждан, предприятий и организаций, а также по собственной инициативе и готовит по результатам таких проверок решения и письменные ответы;
    принимает участие в кадровом формировании в таможенной системе Российской Федерации института дознавателей, в профессиональной их подготовке и переподготовке;
    организует и контролирует ведение ведомственной оперативной статистики уголовных дел о преступлениях. В региональных таможенных управлениях Российской Федерации отделы организации дознания осуществляют аналогичные функции в пределах таможенного региона. В таможнях Российской Федерации созданы отделы дознания. Отдел дознания (ОД) является структурным подразделением таможни.
    Оперативное руководство отделом осуществляют: начальник таможни, заместитель  начальника таможни по правоохранительной работе, отдел организации дознания регионального таможенного управления, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК РФ.
    Основные  задачи отдела дознания заключаются  в том, чтобы при наличии признаков  преступлений возбуждать в зоне .деятельности таможни уголовные дела, проводить по ним дознание, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
    Отдел дознания также ведет статистику и анализ таких преступлений.
    Для выполнения возложенных задач отдел  дознания: - при получении данных о подготовляемой или совершаемой контрабанде либо иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, участвует совместно с другими отделами таможни в проведении таможенного контроля с целью выявления и пресечения таких преступлений, изобличения лиц, их совершивших, и процессуального закрепления следов преступления и иных доказательств;
    при обнаружении признаков контрабанды и иных преступлений, проведение дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, если такие признаки выявлены в процессе проведения таможенного контроля или при производстве таможенного оформления либо в результате проверки сообщений о совершении указанных преступлений, возбуждает в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, с согласия руководства таможни по таким фактам уголовные дела и проводит по ним дознание;
    во взаимодействии с другими отделами таможни, оперативными и следственными подразделениями ФСБ РФ, МВД РФ и налоговой полиции РФ принимает в случаях, вызванных необходимостью, участие в проведении оперативных и следственных мероприятий по выявлению фактов контрабанды и других преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также по изобличению лиц, совершивших данные преступления;
    в случаях, вызванных необходимостью, совместно с отделом таможенных расследований проверяет дела о нарушении таможенных правил на предмет установления фактов контрабанды и иных преступлений, производство дознаний по которым отнесено к компетенции таможенных органов, необоснованно квалифицированных в таможне и в подчиненных таможне таможенных постах как нарушение таможенных правил.
    При подтверждении неправильной квалификации готовит проекты постановлений  об отмене состоявшихся решений о  привлечении к административной ответственности и выносит постановления о возбуждении по данным фактам уголовных дел:
    по поручению других таможенных органов или следователей, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства, производит отдельные следственные действия по уголовным делам о контрабанде и иным преступлениям, проведение дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов;
    в связи с обращением следственных подразделений ФСБ РФ, МВД РФ или прокуроров и указаний руководства таможни выделяет для включения в состав следственно-оперативных групп ФСБ РФ, МВД РФ или прокуратуры, в производстве которых находятся дела о контрабанде или иных преступлениях, проведение дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, опытных инспекторов-дознавателей из числа работников отдела дознания для участия их в расследовании;
    обеспечивает и контролирует систематическое поступление из следственных подразделений ФСБ РФ, МВД РФ и прокуратуры сведений о результатах рассмотрения материалов и расследования уголовных дел о контрабанде и иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов;
    в случае незаконных или необоснованных отказов в возбуждении или прекращении уголовных дел либо других нарушений уголовно-процессуального законодательства со стороны следователей по делам и материалам, полученным из таможни, готовит от имени руководства таможни обращения в органы прокуратуры об отмене постановлений, содержащих такие решения, а при получении отрицательных ответов и несогласии с ними готовит аналогичные обращения вышестоящим прокурорам, в том числе и Генеральному Прокурору Российской Федерации;
    по поручениям прокурора, руководства таможни, а также регионального таможенного управления и Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК РФ готовит заключения по конкретным уголовным делам и материалам о контрабанде и другим преступлениям, производство дознания или проверка по которым ранее проводилась отделом дознания;
    проводит занятия с работниками других отделов по вопросам, относящимся к производству дознания, определению признаков контрабанды и других преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, и их отличия от нарушений таможенных правил, а также по методике обнаружения следов таможенного преступления, их процессуального закрепления;
    доводит до сведения инспекторского состава таможни и работников других отделов таможни инструктивные и методические указания ГТК РФ и регионального таможенного управления по вопросам, относящимся к производству дознания;
    анализирует практику применения в таможне уголовного, уголовно-процессуального и таможенного законодательства по делам о контрабанде и иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, внося по результатам этого анализа конкретные предложения руководству таможни;
    ведет учет уголовных дел и материалов о контрабанде и других преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации;
    готовит и представляет руководству таможни для направления в вышестоящие таможенные органы и прокурору отчеты о результатах производства дознания по уголовным делам.
    При обнаружении признаков преступлений непосредственно таможенными постами  производство дознания осуществляется силами отделов дознания таможен Российской Федерации, которым подчинены данные посты. При обнаружении признаков преступлений акцизными таможенными постами, находящимися в непосредственном подчинении региональных таможенных управлений, дознание осуществляется силами отделов дознания таможен, определенных соответствующим региональным таможенным управлением.
    При удаленности таможенных постов от таможен  и невозможности немедленного выезда инспекторов-дознавателей таможни  на пост при обнаружении там признаков преступления, инспектора-дознаватели, состоящие в штате отделов дознания таможен, находятся там постоянно.
    Если  подразделения таможен, осуществляющие таможенное оформление и таможенный контроль, работают круглосуточно или  в несколько рабочих смен, в зависимости от оперативной обстановки допускается работа всех или части инспекторов-дознавателей отдела дознания в таком же режиме.

    1.4 Борьба таможенных органов с нарушениями таможенных правил

 
    В период, предшествовавший принятию Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), таможенные органы при решении вопросов о привлечении к административной ответственности за таможенные правонарушения руководствовались преимущественно общими положениями норм административного законодательства.
    ТК  Российской Федерации, используя фундаментальные положения административного права и его принципы, определяет основные правила таможенных процедур, существенно меняет регулирование вопросов о субъектах ответственности, предусматривает ответственность военнослужащих, порядок наложения взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил и многие другие положения.
    В ст. 230 ТК РФ впервые дается развернутое определение понятия «нарушение таможенных правил».
    Нарушениями таможенных правил признаются:
    действие или бездействие лица, посягающего на таможенный контроль, установленный Кодексом, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими законодательными актами и международными договорами;
    действие или бездействие лица, посягающего на порядок перемещения (включая применение таможенных режимов) через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;
    действие или бездействие лица, посягающего на порядок таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
    действие или бездействие лица, посягающего на порядок обложения таможенными платежами и уплаты их, предоставления таможенных льгот и пользования ими.
    Каждая  группа перечисленных таможенных правонарушений в отдельности или в совокупности друг с другом при наличии других признаков образуют соответствующие составы нарушений таможенных правил.
      субъектами ответственности за нарушения таможенных правил могут быть как российские, так и иностранные предприятия, учреждения, организации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
      физические лица;
      должностные лица (если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации).
    Таможенный  кодекс предусматривает две особенности субъектов:
    Двусубьектность ответственности, при которой за совершение одного таможенного правонарушения допускается привлечение юридических лиц - к административной ответственности и физических лиц - к административной или уголовной ответственности.
    Например, если при перемещении недекларированного груза абстрактного акционерного общества таможня выяснит, что недекларирование произошло по вине конкретного сотрудника этого юридического лица, уполномоченного в силу служебных обязанностей или поручения на совершение данной процедуры, то наряду с привлечением к административной ответственности сотрудника юридического лица по ст. 288 ТК РФ, допустившего нарушение, должно быть привлечено к ответственности также юридическое лицо по ч.1 ст.279 ТК. РФ.
    В то же время, если имеются основания  для возбуждения уголовного дела в отношении конкретного должностного лица или работника юридического лица по признакам ст.194 УК РФ, данное обстоятельство не освобождает само юридическое лицо от административной ответственности за нарушение таможенных правил. Двусубъектность ответственности предполагается на практике только в так называемом торговом обороте.
    Юридические лица в отличие от физических и должностных лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение таможенных правил только при наличии умышленной или неосторожной вины, привлекаются к ответственности только при наличии признаков объективной стороны. Субъективная сторона здесь роли не играет и, следовательно, доказыванию в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил не подлежит.
    Единственным  обстоятельством, исключающим ответственность юридического лица, является совершение нарушения таможенных правил вследствие действий непреодолимой силы.
    Таможенный  кодекс не дает определений форм вины и непреодолимой силы. Они являются общеправовыми.
    Нарушение таможенных правил признается совершенным  умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
    Нарушение таможенных правил признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее:
    предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение;
    не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
    Непосредственную  связь с субъективной стороной нарушения  таможенных правил имеет состояние  невменяемости лица, предусмотренное  ст. 235 ТК РФ.
    Согласно  данной статье лицо освобождается от ответственности за нарушение таможенных правил, если оно совершило правонарушение в состоянии невменяемости.
    Под невменяемостью понимается такое психическое состояние субъекта, при котором оно не могло осознавать значение своих действий (бездействий) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного расстройства психики, слабоумия или иного болезненного психического состояния.
    Как свидетельствует таможенная практика, при нарушениях таможенных правил может  иметь место соучастие, то есть участие  в правонарушении двух и более  физических и юридических лиц. К сожалению, в ст. 246 ТК РФ, предусматривающей соучастие, не указан такой субъект соучастия, как юридическое лицо, что является явным пробелом, который приходится исправлять в практической деятельности.
    В соответствии со ст. 246 ТК РФ соучастниками нарушения таможенных правил признаются: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.
    Исполнитель - лицо, непосредственно совершившее нарушение таможенных правил либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами, а также совершившее правонарушение посредством использования других лиц, в силу закона не подлежащих ответственности за нарушение таможенных правил (например, лиц, не достигших возраста административной ответственности; дипломатических представителей иностранных государств и т.п.).
    Организатор - лицо, организовавшее совершение нарушения таможенных правил или руководившее его совершением.
    Подстрекатель - лицо, склонившее к совершению нарушения таможенных правил.
    Пособник - лицо, содействовавшее совершению нарушения советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть следы правонарушения либо предметы, являющиеся непосредственными объектами нарушения.
    При наложении взыскания за совершенное  нарушение таможенных правил должны учитываться степень и характер участия каждого из соучастников в совершении правонарушения.
    Применение  мер воздействия за нарушение  таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.
    По  общему правилу за нарушения таможенных правил наступает ответственность, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в  соответствии с законодательством Российской Федерации уголовной ответственности.
    Новым при решении вопросов административной ответственности является, и положение об ответственности за нарушение таможенных правил военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Военнослужащие согласно ТК РФ несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях. К ним относятся: военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничных и внутренних войск, иных воинских формирований, перечень которых предусмотрен законодательными актами Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники органов внешней разведки, Федеральной службы безопасности, а также призванные на военные сборы граждане. На общих основаниях несут ответственность за нарушение таможенных правил также воинские части и другие имеющие статус юридического лица воинские формирования, а также формирования органов внутренних дел, внешней разведки, Федеральной службы безопасности.
    Важную  роль в практике привлечения лиц  к ответственности играет правильное определение действия закона и других нормативных актов во времени.
    Положения ст. 234 ТК РФ регулируют вопросы пределов действия закона. Основные трудности здесь возникают при применении норм материального и процессуального права к правонарушениям, совершенным до введения в действие ТК РФ, а также при оценке вновь принятых нормативных актов, документов, инструкций, указаний, корректирующих в сторону смягчения или полной отмены, например, применение мер экономической политики, обложения таможенными пошлинами, (то есть регулирующих вопросы таможенного оформления, таможенного контроля, текущей экономической политики) - на предмет определения, являются ли такого рода документы актами, смягчающими или отменяющими ответственность за нарушение таможенных правил.
    Что касается оценки документов, корректирующих в сторону смягчения либо полной отмены какой-либо меры регулирования, относящейся к экономической  части Кодекса, то, как представляется, такого рода документы к актам, отменяющим ответственность за нарушение таможенных правил, не относятся. Однако их положения могут рассматриваться при определении меры взыскания (в зависимости от конкретной ситуации) как смягчающие ответственность за нарушение таможенных правил.
    Таможенный  кодекс предусматривает смягчающие и отягчающие обстоятельства, которые  необходимо доказывать по делу в процессе производства и учитывать при  принятии решений.
    Перечень  смягчающих обстоятельств дается в  ст. 236 ТК РФ, отягчающих обстоятельств - в ст. 237 ТК РФ.
    Эти данные могут оказать существенное влияние на размер налагаемого за нарушение таможенных правил взыскания. При рассмотрении дела должностное  лицо, установив обстоятельства, указанные  в ст. 236, 237 ТК РФ, отражает их в постановлении по делу.
    Необходимо  отметить, что если перечень смягчающих обстоятельств (ст. 236 ТК РФ) является неограниченным (должностное лицо, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, может признать в качестве смягчающего обстоятельство, не указанное в данной статье), то перечень отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 237 ТК РФ) является исчерпывающим. Однако должностное лицо, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, в зависимости от характера правонарушения может не признать в качестве отягчающего обстоятельства совершение правонарушения в состоянии опьянения.
    Обстоятельства, изложенные в названных статьях, носят объективный характер и  должны быть подтверждены документально: справками, рапортами, объяснениями, другими материалами дела.
    Применение  положений названных статей на практике затруднений не вызывает. Но некоторые  положения ст.237 ТК РФ нуждаются в  толковании:
    под «повторным в течение года совершением нарушения таможенных правил» (п.2 ст. 237 ТК РФ) следует понимать новое нарушение таможенных правил, совершенное в течение года после принятия решения о наложении взыскания за таможенное правонарушение. Совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за нарушение таможенных правил, не может рассматриваться в качестве отягчающего обстоятельства, если наказуемость первоначального деяния устранена законом;
    при применении положений п. 3 ст. 237 ТК РФ («совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее совершившим контрабанду или иное преступление, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации») следует учитывать, что совершение лицом контрабанды или иного преступления, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность за нарушение таможенных правил, если в отношении такого рода преступления истек срок давности привлечения к уголовной ответственности, снята или погашена в установленном порядке судимость либо законом устранена наказуемость деяния, которое лицо совершило в прошлом. Так же следует рассматривать и ситуации, когда за совершенное ранее преступление в сфере таможенного дела лицо было освобождено от уголовной ответственности и наказания в порядке ст.43 Основ уголовного законодательства (исходя из положений п.7 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29.06.79 г. «О практике применения судами общих начал назначения наказания»).
    Таможенным  кодексом введен новый принцип наложения взысканий при совершении одним лицом двух или более нарушений таможенных правил: на такое лицо взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим. Например, при квалификации действий лица, совершившего нарушение таможенных правил по двум и более статьям ТК РФ, должностное лицо, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, налагает взыскание по каждой статье в отдельности в пределах санкций с последующим их сложением. При этом менее строгое наказание не поглощается более строгим.
    При определении меры взыскания за совершенное  нарушение таможенных правил, возможно, назначение более мягкой меры воздействия, чем предусмотрено ТК РФ за данное правонарушение (ст. 239 ТК РФ).
    Решая вопрос о наложении взыскания, должностное  лицо, рассматривающее дело, обязано  учитывать обстоятельства, существенно  снижающие степень общественной опасности деяния, а также личность виновного, и, исходя из этого, может  наложить взыскание ниже низшего предела, предусмотренного ТК РФ за совершенное правонарушение. Кроме того, по тем же основаниям может не назначить дополнительного взыскания, предусмотренного санкцией вменяемой лицу статьи. Например, если санкция ст. 261 ТК РФ предусматривает штраф, низший предел которого - десятикратный размер минимальной месячной оплаты труда, должностное лицо таможенного органа при решении вопроса о размере налагаемого взыскания может наложить штраф ниже десятикратного размера (в любых пределах), но не вправе перейти к более мягкому виду взыскания - предупреждению.
    Закон обязывает должностное лицо таможенного  органа, рассматривающее дело о нарушении  таможенных правил и принимающее  решение в соответствии со ст. 239 ТК РФ, указывать в описательно-мотивировочной части постановления о нарушении таможенных правил мотивы наложения взыскания ниже низшего предела либо неназначения дополнительного взыскания.
    Таможенный  кодекс предусматривает возможность  освобождения от ответственности за нарушение таможенных правил при малозначительности совершенного нарушения.
    При принятии решения об освобождении правонарушителя  от ответственности в связи с  малозначительностью совершенного нарушения таможенных правил должностным  лицом таможенного органа, рассматривающим  дело, выносится мотивированное постановление о прекращении производства по делу.
    За  совершение нарушений таможенных правил законодатель предусмотрел следующие  виды взысканий, перечень которых дается в ст. 242 ТК РФ и охарактеризованных в других статьях ТК РФ: 

    Предупреждение.
    Как мера ответственности за нарушение  таможенных правил предупреждение выносится  в письменной форме, о чем составляется постановление по делу. Применяется  в качестве основного взыскания  и, как правило, по таможенным правонарушениям, которые не имеют тяжких последствий.
    Штраф (ст. 243 ТК РФ).
    Таможенный  кодекс РФ за нарушения таможенных правил предусматривает два вида штрафа:
    исчисляемый применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, под которой понимается установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить - на день обнаружения правонарушения;
    исчисляемый, исходя из стоимости товаров и транспортных средств, в виде их свободной (рыночной) цены на день обнаружения правонарушения.
    Отзыв лицензии или квалификационного  аттестата.
      Данный вид взыскания имеет специфических субъектов и может применяться к:
    владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения;
    таможенным брокерам, таможенным перевозчикам;
    специалистам по таможенному оформлению. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата применяется только в качестве дополнительного взыскания к перечисленным выше лицам и лишь в случае совершения ими нарушения таможенных правил в связи с осуществлением ими деятельности, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом.
    Конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.