На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальный менеджмент: сущность, цели, зарубежный опыт

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Основы социального менеджмента…………………….……………………...5
      Сущность и цели социального менеджмента..…………….………..5
      Виды объектов и субъектов социального менеджмента………..7
      Зарубежный опыт социального менеджмента…………………13
    2 Методы социального менеджмента….……………………………………….18
         2.1 Социально-экономические методы.……………………….…..…18
      2.2Социально-педагогические методы..……………………………. 22
      3 Технология социального менеджмента..……………………………………..27
Заключение ……………………………………………………………….……..38
Список использованных источников …………….…………………………….40 
 
 
 
 

 

       ВВЕДЕНИЕ 

      Изучение  социального менеджмента имеет большое теоретическое и практическое значение не только с точки зрения повышения эрудиции менеджера или социолога, но и для более углубленного и четкого представления о существе науки, ее проблематике и, наконец, о ее предмете. В настоящее время социальный менеджмент является важной прикладной наукой, он активно используется в процессе управления малыми и большими группами людей. Поэтому изучение выбранной темы носит актуальный характер и имеет большую практическую значимость на сегодняшний день.
      Проблема  управления социальной сферой является многоаспектной, требующей подготовленных специалистов. Подготовка специалистов в области организации управления социальными процессами основана на базовом принципе сближения общественных, естественных и технических наук, изучения социальной теории, практического опыта и социальных технологий управления, теории и практики рынка, маркетинга и менеджмента, современной социальной политики и механизмов ее реализации, назначения, организации, функционирования и развития управленческих структур социальной сферы в условиях формирования новой государственности, рынка, становления гражданского общества.
      Специалист  в области организации управления социальными процессами должен владеть теоретическими основами, технологиями и способами управления социальными связями и отношениями, отражающими интересы, ценностные ориентации, образ, уровень и качество жизни различных социальных слоев и групп, их взаимодействие с государственными и общественно-политическими институтами и структурами; современными методами анализа социальной стратификации, ее динамики и прогнозированного развития, социальной патологии, ее профилактики и сокращения, научно обоснованными критериями оценки эффективности деятельности социальных служб, анализа и планирования кадрового состава, повышения профессиональной квалификации, овладения отечественным и зарубежным опытом социального менеджмента.
      Специалист  должен уметь анализировать реальные ситуации, складывающиеся в управленческих и социальных отношениях, разрабатывать и выбирать оптимальные варианты решения возникающих проблем и учитывать их последствия, что требует знания современных проблем межличностных отношений в условиях перехода к рынку, развития всех форм собственности, свободного предпринимательства. Менеджер в социальной сфере должен быть своего рода социальным технологом и психологом, владеющим механизмами внедрения и реализации инновационных идей.
      Проблемы  управления социальной работой в  период экономических и политических катаклизмов в обществе стали чрезвычайно актуальными. Управление социальными явлениями требует знаний отношений между различными индивидами и социальными группами в их социальной деятельности. Без этой деятельности невозможно обеспечить решение социальных проблем общества.
      Целью данной работы является изучение социального  менеджмента как современной  системы взглядов на управление.
      Исходя  из цели, определены следующие задачи:
    определить сущность и цели социального менеджмента;
    рассмотреть виды объективного и субъективного социального менеджмента;
    изучить зарубежный опыт социального менеджмента;
    рассмотреть методы социального менеджмента (социально-экономические и социально-педагогические);
    изучить технологию социального менеджмента;
    сформулировать выводы по изученной теме.
      Изложение материала в данной курсовой работе осуществляется в определенной логической последовательности. Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованных источников.
      В первой главе работы излагаются основы управления социальной сферой, раскрывается сущность, цели, виды объектов и субъектов социального менеджмента. Дана структура управления социальной сферой, раскрыты функции, выполняемые субъектами на различных уровнях управления. Также здесь охарактеризована практика социального менеджмента в некоторых странах и роль государства в осуществлении социальной работы
      Во  второй главе работы раскрывается инструментарий осуществления социального менеджмента: социально-экономические и социально-педагогические методы.
      В третьей главе достаточно подробно рассмотрены технологии социального менеджмента в работе с различными объектами: семьей, детьми, пожилыми людьми, с женщинами, инвалидами, мигрантами, военнослужащими и их семьями, наркоманами, заключенными, онкологическими больными.
      В заключение приводятся выводы на основании изученного материала.
      Тема  курсовой работы достаточно подробно разработана в литературе, однако следует отметить крайне незначительное количество источников, цельно охватывающих проблемы социального менеджмента. Существует достаточное количество литературы, посвящённой отдельным социальным проблемам и их решению, однако цельных исследований в области социального менеджмента нет. В этой связи ценным источником для написания данной курсовой работы явилось учебное пособие Попова С.Г. «Социальный менеджмент», где достаточно полно и подробно раскрывается его сущность, цели, методы и технологии. Кроме того, в процессе данного исследования использовались пособия по социальной работе различных авторов.
      Объём курсовой работы составляет 40 страниц. При её написании использовано 18 источников.
 

1 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА 

1.1 Сущность и цели социального менеджмента 

    Социальный  менеджмент – это разновидность  менеджмента, который предполагает разработку целей, формулировку проблем, составление планов и достижение выбранных целей, используя определенные виды деятельности, методы в рамках определенного процесса (технологии) в социальной сфере [9, с. 13].
    Менеджмент  охватывает производственную деятельность, сферы культуры, искусства, литературы, науки, образования, здравоохранения. Возникает проблема согласования экономических, технических, социологических, психологических, политических проблем.
    Теоретической и методологической основой социального  менеджмента являются социология и психология. В обосновании решений в области управления социальными процессами и структурами широко применяются математико-статистические методы. Социальная деятельность осуществляется через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений человека с другими людьми. Она может осуществляться в разных сферах и на разных уровнях социальной организации общества.
    Социальные  процессы достаточно многообразны. Они  связаны с социальными отношениями между индивидами и социальными группами как носителями различных видов деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в жизни общества, то есть связаны с определенными видами общественных структур и соответствующих им общественных отношений.
    При этом под общественными отношениями  понимается совокупность всех видов отношений данного общества. Люди, функционирующие в той или иной структуре, осуществляют свои функции, взаимодействуя друг с другом. Управление социальными процессами – одно из наиболее сложных. Это связано с тем, что каждый вид общественных отношений играет определенную роль в общей системе.
    Общество, являясь социальной системой, обладает свойством самовоспроизводства, что осуществляется через ряд необходимых дифференцированных функций. Эти функции, прежде всего, – следствие разделения общественного труда, но, дополняя друг друга и взаимодействуя, они придают обществу характер особого социального организма. Дифференциация общественных функций сопровождалась возникновением различных безличностных структур (экономических, социальных, политических, других институтов). Функции, связанные с обеспечением функционирования этих структур, выполняют люди, обладающие профессиональными знаниями и другими необходимыми качествами. Каждая из структур социальной системы придает ей в процессе отношений с другими структурами новое системное качество. При этом социальная система постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование, то есть субъектов социальных отношений. Это одна сторона функционирования социальной системы. Другая сторона отражает процесс поведения социальной системы. Например, субъекты социальных отношений могут выполнять не свойственные им функции (административно-приказные, методы регулирования экономической жизни со стороны политической системы). Может наблюдаться также некомпетентность личностных элементов данной структуры. В результате нарушается баланс в функционировании структурных и личностных элементов системы, последнее становится дисфункциональным и может привести к социальной напряженности.
    Цель  социального менеджмента заключается в том, чтобы:
      создать условия, в которых каждый человек может в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что ему положено по закону;
      обеспечить адаптацию людей в обществе;
      увеличить степень самостоятельности людей, усилить их способности контролировать свою жизнь и решать возникающие проблемы;
      создать условия, при которых человек, несмотря на физическое увечье, или жизненный кризис, или душевный срыв, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
      достичь такого результата в социальном менеджменте, при котором бы уменьшилась необходимость в социальной помощи [6, с. 48].
    Объектами социального менеджмента являются социальные явления, отношения, люди в социальной сфере.
    Главным объектом исследования теории социальной работы является семья или отдельная личность, а также социальные отношения. Но социальные отношения многогранны и сложны как по структуре, так и по содержанию.
    В связи с многогранностью и  по существу неисчерпаемостью исследуемого объекта в нем можно выделить целый ряд проблем:
      Индивидуальные, семейные, организационные проблемы.
      Социально-экологические.
      Социально-экономические проблемы.
    Для осуществления социального менеджмента  необходимы знания социологии, психологии, общего менеджмента.
    Предметом социального менеджмента является социальная деятельность, которая осуществляется в различных сферах и на различных уровнях социальной системы.
    Социальные  процессы многообразны и связаны  с определенными видами общественных отношений, каждое из которых играет определенную роль в общей системе. 

 

1.2 Виды объектов и субъектов социального менеджмента 

    Сложность социальных явлений как объектов менеджмента обусловлена тем, что основным их элементом является человек, обладающий большим диапазоном выбора поведения.
    С социальных позиций объекты социального  менеджмента представляют собой совокупность социальных групп, статусов, норм.
    В качестве объектов социального менеджмента  могут быть:
    граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами;
    участники Великой Отечественной войны и труженики тыла во время Великой Отечественной войны;
    одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и другим основаниям);
    вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне и в мирное время;
    бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
    лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;
    зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;
    лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерного испытания;
    лица, вернувшиеся из мест лишения свободы;
    лица без определенного места жительства;
    семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики;
    семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет;
    семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся б< попечения родителей;
    семьи с низким уровнем дохода;
    многодетные семьи;
    неполные семьи;
    семьи несовершеннолетних родителей;
    матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
    беременные женщины и кормящие матери;
    самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости);
    дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;
    безнадзорные дети и подростки;
    дети и подростки с девиантным поведением;
    дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию;
    разводящиеся семьи;
    семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;
    граждане (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам [12, с. 34].
    При разнообразии подходов к объектам социальный менеджмент осуществляется на определенных принципах:
    предоставление равных возможностей гражданам независимо от национальности, пола, возраста;
    гуманность, доброжелательность, соблюдение конфиденциальности;
    содействие социальной реабилитации и адаптации;
    адресность, приоритет содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни;
    профилактическая направленность;
    законность и соответствие госстандартам.
    Виды  субъектов социального менеджмента  чрезвычайно разнообразны. Они распределяются по отраслям: образование, культура и искусство, здравоохранение, туризм, отдых, физкультура и спорт, наука и инновации, жилищный фонд и коммунальное хозяйство.
    Организации социальной сферы могут создаваться  государственными органами, органами местного самоуправления.
    Социальные  организации осуществляют управленческие, социально-культурные и иные функции некоммерческого характера и финансируются в основном из бюджета. Социальные организации как юридические лица не ставят перед собой цель извлекать прибыль и распределять ее между участниками организации. Они создаются с целью достижения успехов в социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих сферах деятельности.
    Организации социального характера могут создаваться для достижения общих целей через достижение индивидуальных целей (предприятия) либо наоборот, то есть для достижения индивидуальных целей через достижение общих целей (АО, объединения, фонды).
    Для организации социального менеджмента характерны следующие социальные свойства:
      организация выступает как средство решения общественных задач;
      организация представляет собой совокупность определенных социальных групп, статусов, норм и отношений;
      для организации важны иерархия и взаимоотношения с внешней средой, самоуправление и управляемость [9, с. 20].
    Все социальные организации создаются  как комплексные средства достижения выбранных целей, которые подразделяются на цели-задания (планы, задания), цели-ориентации (общие интересы), цели-системы (равновесие, стабильность, целостность).
    Цели-задания  (планы, поручения, отражающие внешнее назначение организации как социального инструмента). Например, региональные службы занятости могут получить от государственной службы занятости задание – обеспечить поддержку на рынке труда беженцам и вынужденным переселенцам, гражданам с ограниченной трудоспособностью, женщинам, молодежи и другим группам.
    Цели-ориентации. Их примером могут служить общие  интересы участников, реализуемые через организацию. Такие цели соответствуют свойству организации как человеческой общности.
    Цели-системы, под которыми понимают: равновесие, стабильность, целостность. Это достигается управлением.
    Важнейшая задача менеджмента – обеспечить согласование всех компонентов целевой структуры организации. Поскольку организация как социальная система представляет собой совокупность социальных групп, статусов и т.д., то упорядоченность, иерархия составляет важное свойство. [9, с. 21]
    Организационные структуры социальной сферы чрезвычайно разнообразны. Они распределяются по отраслям: образование, культура и искусство, здравоохранение, туризм, отдых, физическая культура и спорт, наука и инновации, жилищный фонд и коммунальное хозяйство.
    Организации социальной сферы могут создаваться государственными органами Республики Беларусь, а также органами местного самоуправления. Они осуществляют управленческие, социально-культурные и иные функции некоммерческого характера и финансируются из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Таким образом, организации социальной сферы представляют некоммерческий сектор экономики.
    Основной целью организации социальной сферы не может быть извлечение прибыли. Она создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей. Такими целями могут быть: охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, образования, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ. Организации социальной сферы могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но не в ущерб основной деятельности, а для достижения целей организации с помощью средств от предпринимательской деятельности.
    Организационные структуры социального менеджмента  могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций и учреждений, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных законодательством РБ.
    Из  всего перечня организаций социальной сферы следует выделить бюджетную организацию. Бюджетная организация отвечает базовому признаку некоммерческой организации (основная деятельность не имеет целью получение прибыли); здесь отсутствует распределение прибыли между участниками. Прибыль, полученная организацией, используется на достижение целей, определенных собственником, установленных изначально учредительными документами. В отличие от потребительского кооператива (добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства) бюджетная организация не является добровольным объединением, ее создание всегда предваряет соответствующая нормативно-правовая база. Это отличает бюджетную организацию от общественных и религиозных организаций, которые являются добровольными объединениями граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1. Механизм социальных учреждений 

    Получив финансирование, организация социальной сферы может осуществлять свою деятельность. Например, научная организация, находящаяся на бюджетном финансировании, может выполнить комплекс исследований и получить результат в виде теоретической разработки, которая в дальнейшем передается для практического использования в народном хозяйстве. Организация здравоохранения, получив финансирование, использует ресурсы для закупки оборудования и медикаментов, может привлекать квалифицированный медицинский персонал, оказывать необходимую помощь пациентам. Результат этого – излеченные больные, которые могут участвовать в решении задач общественного развития.
    Организации социальной сферы могут рассчитывать не только на финансирование из бюджета, и задача менеджеров этих организаций – поиск дополнительных или альтернативных источников финансирования.
    В каждом районе, городе должен быть следующий  механизм социальных учреждений (рисунок  1.):
    На  республиканском, правовом и областном  уровнях должны действовать такие субъекты:
    1) Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей (приюты, детские дома).
    2) Дома для ветеранов сельскохозяйственного производства (как малообеспеченных).
    Реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями.
    Дома-интернаты (детские, психоневрологические, специальные).
    Общежития для лиц с ограниченными возможностями.
    Платные пансионаты для ветеранов войны и труда [12, с. 51].
    Все эти субъекты осуществляют деятельность по социально-экономической поддержке и оказанию социально-бытовых, медицинских, психологических и правовых услуг.
    Характерная особенность большинства организаций социальной сферы состоит в том, что они относятся к нерыночному сектору экономики. Они предоставляют услуги социально-культурного характера. Источники финансирования услуг социально-культурного характера зависят от потребностей, которые они удовлетворяют. Это могут быть:
    - потребности, имеющие значение для всего общества и не зависящие от уровня получаемого гражданами дохода. Эти потребности должны быть гарантированы (например, начальное и среднее образование). Для финансирования этих услуг используются общегосударственные финансовые ресурсы, которые выделяются из бюджетных и внебюджетных (социального назначения) фондов;
    - потребности, имеющие общественно значимый характер. В силу ограниченности общегосударственных ресурсов они покрываются частично в пределах необходимого минимума. Удовлетворение этих потребностей сверх установленного нормативного уровня должно осуществляться из других источников. Примером может служить минимум соци-альных выплат и льгот. Все социальные блага сверх минимума должны оплачиваться за счет личного дохода потребителя благ;
    - индивидуальные потребности граждан покрываются за счет средств населения и, по возможности, предприятий и организаций.
    Как уже отмечалось выше, в условиях становления рыночной экономики многие организации социальной сферы находят дополнительные источники финансирования. С учетом этого источниками финансовых ресурсов организаций социальной сферы могут быть:
    бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов на те услуги, которые должны быть гарантированы государством. При этом нормативы ориентированы на конечные результаты, например, финансирование медицинских учреждений может быть в расчете на одного вылеченного больного;
    денежные  средства государственных, муниципальных, частных кооперативных предприятий, общественных организаций, граждан; средства, поступающие от оказания платных услуг; выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования; добровольные взносы и пожертвования, поступающие от юридических и физических лиц; прочие.
 

     1.3 Зарубежный опыт социального менеджмента 

    В отличие от социальной системы бывших социалистических стран с бесплатной медициной и образованием, дешевым жильем, пусть небольшим, но гарантированным уровнем потребления для большинства граждан западная система социальной безопасности обеспечивает лишь необходимый минимум для лиц, не имеющих заработка или других источников дохода. Социальное устройство в развитых странах с рыночной экономикой призвано гарантировать минимальный набор услуг в соответствии с прожиточным минимумом. Через прогрессивное налогообложение реализуется принцип социальной солидарности, когда здоровые поддерживают больных, молодые - пожилых и происходит частичное перераспределение доходов в пользу безработных и других категорий малоимущих.
    Наиболее  острой социальной проблемой является безработица – в странах Западной Европы она составляет 10,5% активной рабочей силы. Особенно от безработицы страдает молодежь. В этих условиях основное внимание в социальной работе уделяется созданию новых рабочих мест и организации разумного проведения свободного времени молодежи. Появляются и новые методы социальной работы - мобильная социальная работа на улице. Данные методы первоначально возникают в США, а затем распространяются в Австрии, Германии, Франции и других странах Европы [11, с. 74].
    Хотя  основные принципы, методы социальной работы в различных странах довольно схожи, при знакомстве с реальной социальной работой в конкретных странах заметны существенные различия.
    Так, в США государственная поддержка  осуществляется только на уровне программ для самых беднейших слоев населения, зато здесь в большей степени развиты благотворительные начала неправительственных структур. Налоговые льготы способствуют активному привлечению бизнеса для реализации социальных программ и проведения социальной работы.
    Для большинства стран Европы характерны государственные усилия для поддержания должного уровня благосостояния, установлены в законодательном порядке продолжительность рабочего дня, количество выходных дней, оплачиваемые отпуска, гарантированный минимум заработной платы, меры, гарантирующие занятость, социальное обеспечение.
    Число подобных законодательных актов  в США незначительно. В настоящее время в большинстве штатов приняты законы о продолжительности рабочего дня, о труде женщин, минимальной заработной плате и т.п., но в разных штатах они неодинаковы. Пособия по безработице также зависят от законодательства конкретного штата.
    Федеральный конгресс США не может изменить внутреннее законодательство штатов. В социальной области обязательства промышленного и торгового предприятия, деятельность которого осуществляется в пределах одного штата, регулируются законодательством только этого штата. Федеральное законодательство применяется лишь в том случае, когда деятельность предприятия выходит за пределы территории штата.
    Около четверти американских рабочих не охвачены страхованием по безработице, и при закрытии предприятий или увольнении им приходится обращаться за помощью в государственные органы.
    Основным  социальным институтом, который контролирует действия предпринимателей в использовании наемной рабочей силы, продолжают! оставаться профсоюзы.
    В отличие от США в Германии практически  вся социальная сфера регламентируется законом. Здесь действует свод социального законодательства. Социальный кодекс, объединяющий всю совокупность социальных законов от социальной защиты молодежи до социальной помощи пожилым людям и нетрудоспособным. Федеральное законодательство определяет своеобразную "рамочную" конструкцию, в то время как конкретное наполнение осуществляется на земельном уровне. Германское федеральное законодательство предусматривает право на социальную справедливость и гарантии, включающие оказание социальной и воспитательной помощи. Свод социального законодательства обеспечивает:
    гарантию достойного существования человека;
    равные предпосылки для свободного развития личности, в особенности для молодого человека;
    защиту и помощь семье;
    жизнеобеспечение человека через гарантию свободного выбора деятельности;
    помощь в особых жизненных ситуациях;
    поддержку в организации самопомощи.
    В Социальном кодексе Германии зафиксированы  основные права гражданина, к которым относятся:
    право на образование и труд;
    социальное страхование;
    социальная компенсация по состоянию здоровья;
    право на жилье;
    помощь детям и молодежи;
    - социальная помощь лицам с ограниченными возможностями.
    Особенностью  Германии является традиционное участие  церкви в оказании социальной помощи.
    Социальное право во Франции объединяет три частных сектора юриспруденции: трудовое право, социальное обеспечение и социальная помощь. Социальная помощь предоставляется, во-первых, лицам, бедственное положение которых не позволяет им удовлетворять базовые потребности, и, во-вторых, неимущим, находящимся в трудной жизненной ситуации, связанной со здоровьем, возрастом или инвалидностью. Гибкие формы предоставления социальной помощи позволяют охватывать большинство лиц, находящихся в тяжелом положении.
    Швеция примечательна тем, что эта страна достигла одного из самых высоких уровней жизни в мире. Социальная политика направлена на уменьшение разницы в заработках; активную борьбу с безработицей с помощью таких мер, как субсидии для найма рабочей силы и специальные программы создания рабочих мест, переквалификации, усиление мобильности рабочей силы. Неотъемлемой частью "шведской модели" является мощная система социального обеспечения населения, бесплатное образование, высокий уровень здравоохранения и пенсий, разнообразная помощь инвалидам и существенные материальные пособия семьям, имеющим детей.
    Современное положение социальной политики достаточно подробно охарактеризовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Швеции в РФ г-н Свен Хирдман в газете "Аргументы и факты" (№ 6, 2000 г.). Фрагменты его интервью приводятся ниже [11, с. 78].
    Прежде  всего надо отметить, что шведский социализм работает на базе рыночной экономики: 95% наших предприятий - частные. Государственный сектор производства крайне незначителен - меньше, чем в Италии или во Франции. Но зато есть крупный сектор, которым распоряжается государство: социальное обеспечение, здравоохранение и. образование. Все это требует больших затрат, потому и налоги, включая социальные отчисления, в Швеции достаточно высокие - примерно 60% валовой продукции [11, с. 82].
    До  недавнего времени и медицина, и образование были абсолютно бесплатны. Образование таковым и осталось, включая высшее, а вот медицина стала отчасти платной.
    Наше  государство руководствуется принципами равенства и социальной справедливости, чтобы все без исключения слои населения могли жить достойно, чтобы не существовало больших контрастов между имущими и малообеспеченными, у всех было приемлемое жилье, качественное медицинское обслуживание и обеспеченная старость.
    При рождении ребенка любой из родителей  имеет возможность оставаться дома и получать пособие: 80% зарплаты (не более 17 тыс. крон в месяц). Всего родителям дается 450 свободных дней (360 из них привязаны к уровню дохода, а 90 оплачиваются по минимуму - 60 крон в день). Свободные дни можно взять все сразу либо "растянуть", пока ребенку не исполнится восемь лет [11, с. 86].
    Родительские  права делятся между супругами, и каждый из них может передавать оплаченные "родительские дни" другому. Кроме 30 дней, которые законодательно установлены как неприкосновенный "отцовский месяц" для полноценного общения с ребенком.
    Кроме того, каждая семья (независимо от дохода) получает пособие на ребенка в течение 16 лет ежемесячно в сумме 850 крон (100 $). Если у ребенка нет отца или матери, то он до 17 лет (либо до 20, если продолжает учиться) получает детскую пенсию (2,5 тыс. крон) плюс 30% базовой пенсии умершего родителя. Поскольку наша система налогообложения прогрессивна, то получается, что один богатый через налоговую систему финансирует нескольких бедных.
    Старение  в Швеции не является сколько-нибудь драматичным процессом. Местные органы полностью ответственны за проживающих на их территории пожилых людей. На пенсию и мужчины, и женщины обычно выходят в 65 лет (можно и в 61 год, но пенсия будет только частичной). Эта группа сегодня составляет более 17% населения и имеет тенденцию роста.
    Пенсия  по старости состоит, как правило, из нескольких компонентов: базовая (или народная) пенсия, которая не зависит от предыдущего заработка (в 1999 г. она составила 2912 крон в месяц для одиноких пенсионеров и 2381 крону для тех, кто живет в супружестве). Существует и общая дополнительная пенсия для тех, у кого есть хоть какой-либо рабочий стаж. Большинство работающих получают и служебную пенсию. В совокупности это составляет 75% зарплаты. Те, у кого нет рабочего стажа либо он невелик, могут получить специальные надбавки и выплаты: пенсия "выживания" при утрате супруга (или супруги), жилищные выплаты и т.д. В денежном выражении пенсия составляет в совокупности 7-10 тыс. крон в месяц [11, с. 86].
    Потребительская корзина с учетом всех потребностей - примерно 7-8 тыс. крон (1 тыс. $).
    Высокие налоги в Швеции возвращаются к людям  в виде серьезной и всесторонней социальной поддержки, которая гарантирует качество жизни, в том числе больным и инвалидам.
    Во-первых, больничный лист понадобится заболевшему  лишь в том случае, если он болел более 7 дней. Работающим людям выплаты по больничному листу составляют максимально 80% их заработка. В 1999 г. средний показатель – 14,5 тыс. крон в месяц.
    Визит к врачу стоит сегодня порядка 20 долл. (170 крон). Место в больнице в сутки - 25-30 долл. Во что бы ни обошлась операция - а подчас это несколько тысяч долларов. - человек платит только эту номинальную стоимость [11, с. 88].
    Если  человек болеет больше года, органы социальной защиты могут предложить ему выйти на инвалидность: при наличии трудового стажа его пенсия будет примерно 14,5 тыс. крон.
    Общество  сделало немало для того, чтобы  инвалиды не чувствовали себя ущемленными и брошенными, жили полноценной жизнью. Для этого социальные службы, помимо регулярной медицинской помощи, должны соответствующим образом приспосабливать их квартиры: расширять двери, устанавливать перила, лифты и т.д. Существует и специальная транспортная служба, и служба проводников для тех, кому это необходимо. Причем помощников они могут выбирать сами.
    Издавна в Швеции социальную сферу считают  необычайно важной в политическом и практическом смысле. Сегодня социальная политика, которая развивалась вместе с экономическим ростом страны, поддерживается всеми политическими партиями, входящими в шведский парламент (рикстаг).
    Во  многих странах значительные расходы  и ответственность за социальную деятельность берет на себя государство.
    В соответствии со ст. 7 Конституции, Республика Беларусь – социальное государство, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".
    Исторически формирование социального государства  связывается с деятельностью рейхсканцлера Германской империи Отто фон Бисмарка-Шенгаузена (1815-1898), при непосредственном участии которого были приняты и стали действовать:
    закон о страховании на случай болезни (1884 г.);
    закон о страховании от несчастных случаев (1885 г.);
    закон о страховании в связи со старостью и инвалидностью (1891 г.).
    Современный тип социального государства  сформировался непосредственно после II мировой войны. Степень развитости социального государства определяется следующими факторами:
    размером бюджетных ассигнований на социальную сферу, внебюджетные фонды и социальное страхование;
    степенью развитости социальных служб (доля занятых в социальной сфере Швеции – 35%, Нидерландов - 28%, США - 26%, Франции и Англии – 25%, Германии – 21%, Японии – 13%) [11, с. 95];
    степенью развитости социального законодательства, предполагающего соблюдение принципа разделения властей; реализацию функций законодательной, исполнительной и судебной властей в социальной сфере; формирование нормативно-правовой базы социального менеджмента; взаимодействие органов и учреждений социальной сферы с частными инициативами.
    Социальное  государство должно обеспечивать права  человека, достойный прожиточный минимум, социальное равенство людей, гарантированное социальное обеспечение наиболее уязвимых социальных групп и категорий населения.
    На  основании изложенного можно  сделать выводы:
    Таким образом, социальный менеджмент предполагает разработку целей, формулировку проблем, составление планов и достижение выбранных целей, используя определенные виды деятельности, методы в рамках определенного процесса (технологии) в социальной сфере.
    Социальный  менеджмент преследует цели обеспечения  социальной справедливости в обществе, такие как создание условий, в которых каждый человек может в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что ему положено по закону; обеспечение адаптации людей в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на сложные жизненные ситуации, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих. Главной задачей является достижение такого результата в социальном менеджменте, при котором бы уменьшилась необходимость в социальной помощи.
 

    2 МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА 

2.1 Социально-экономические  методы 

    Экономика и социальная сфера оказывают друг на друга взаимное влияние. Экономика является материальной основой решения всех социальных задач, а уровень развитости социальной сферы влияет на возможности функционирования экономики.
    Поэтому социальная работа должна строиться на основе сознательного использования экономических законов, обеспечивающих единство интересов общества и отдельной личности.
    Начавшийся  в конце 80-х годов переход нашей экономики к рыночной характерен тем, что основная масса населения стала "заложницей" идеи рынка, сопровождающейся крушением стереотипов и практически полным исчезновением социальной защищенности, главными проблемами человека и семьи стали проблемы выживания. В связи с этим социально-экономические методы требуют макроэкономического подхода.
    Социально-экономические  методы – важнейшие в технологии защиты населения.
    При макроэкономическом подходе в качестве субъекта воздействия выступают государство и общество в целом, а содержанием их деятельности применительно к нашему предмету выступают процессы социально-экономического планирования, прогнозирования и финансирования социальной помощи.
    Существуют  определённые принципы, обуславливающие деятельность механизма социально-экономической защиты населения, а также принципы, которыми руководствуются специалисты социальной сферы в своей практической работе, те, что позволяют применять в технологии социальной поддержки населения социально-экономические методы для решения проблем.
    Эти принципы объединяют основополагающие правила, нормы и положения, согласно которым строится и функционирует на разных уровнях система социальной защиты населения, определяется ее место в макроэкономике государства. Они обусловлены требованиями экономических законов и закономерностей развития социального государства, независимо от состояния его экономики в данный исторический момент.
    К основным из них относятся принципы: общественной целесообразности, экономической эффективности, экономической справедливости, приоритета государственных начал, экономической самостоятельности местных органов на основе разграничения полномочий субъектов управления. Также в теории отмечаются и такие экономические принципы, как принцип мотивации оплаты труда, повышения качества жизни и др.) [13, с. 116]
    На  перечисленных выше принципах основана социальная защита населения как система, пронизывающая все уровни государства. Согласно этим принципам действует механизм официальной защиты населения, проявляясь в виде социально-экономических методов в технологии социальной поддержки населения.
    Экономические методы социальной работы занимают одно из центральных мест в механизме социальной поддержки, ибо они воздействуют на основные аспекты системы социальной защиты, с одной стороны, побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению, с другой стороны, оказывая человеку, семье, группе конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации. Социально-экономические методы на государственном уровне решают в основном обе эти задачи через правовую и социально-экономическую политику, создание правовых и экономических условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества самим обеспечивать благосостояние свое, своей семьи и всего общества, В технологии социальной поддержки социально-экономические методы есть способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. А социальная цель состоит в обеспечении единства интересов общества, групп и отдельных личностей. Принципы всегда объективны, но методы их реализации подвижны и субъективны, во многом зависят от конкретной экономической обстановки в обществе, от субъекта технологии. Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы оценивается их эффективностью, то есть достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств [13, с. 117].
    К основным экономическим методам  решения этой комплексной социальной задачи можно отнести следующие.
    Введение  системы минимальных социально-экономических гарантий. Определяющим здесь является законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. Проблема установления нижнего порога минимума оплаты труда существует всегда в экономике цивилизованного государства. Минимальная оплата труда контролируется профсоюзами трудящихся как субъектами социальной политики.
    В переходный период к рынку значение введения понятия прожиточного минимума чрезвычайно велико. Этот показатель официально обозначает границы бедности. Он является ориентиром при заключении коллективного договора или тарифного соглашения с администрацией предприятия. Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума в условиях ограниченных материальных и финансовых возможностей государства используется в качестве базы для адресной социально-экономической поддержки как важнейшие индикаторы, целевые ориентиры при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения, дающие право на получение различного рода социальных выплат.
    Установление  стоимостного показателя прожиточного минимума выступает в качестве основного социально-экономического обеспечения социальных гарантий населения в регулируемом государством рыночном механизме. От его величины должны устанавливаться размеры минимальной оплаты труда, трудовых пенсий, пособий и стипендий, определяться минимальные расходы на содержание граждан в стационарных учреждениях системы социального обеспечения, больницах, исправительно-трудовых учреждениях и т.д.
    В период перехода к рыночным отношениям наиболее остро проявляется проблема социальной защищенности населения от роста цен (инфляция) и безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, государство применяет такой социально-экономический метод, как индексация доходов. Индексация доходов – это заранее установленный законодательно, или решением исполнительной власти, или при заключении трудового договора механизм автоматической корректировки доходов в соответствии с ростом стоимости жизни. Это означает, что минимальная заработная плата, пенсии, стипендии и другие виды фиксированных доходов должны увеличиваться по мере роста розничных цен и услуг. Не подлежат индексации единовременные выплаты, доходы от собственности, акций, недвижимости.
    Индексация  может производиться разными  способами: периодически по мере роста цен, или в законодательно определяемые сроки (ежеквартально, раз в год и т.д.), или на заранее оговоренный процент.
    Индексируются заработная плата, пенсии, пособия, стипендии и т.п. Работникам бюджетного типа государственных предприятий и учреждений индексация производится из средств бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов, а работающим на предприятиях негосударственных форм собственности – за счет средств собственников.
    Для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями необходимо иметь в виду, что в условиях экономического кризиса ни правительство, ни предприятия не имеют возможности повысить доходы, заработную плату точно в соответствии с ростом цен, ибо это привело бы к новому витку инфляции, дефициту товаров и гиперинфляции. Поэтому доходы разумно повышаются с некоторым временным отставанием от роста цен и в несколько меньшей степени, чем растет индекс цен.
    В отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями применяется такой социально-экономический метод, как компенсация расходов. Компенсация расходов – это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен, что может быть связано с:
    - катастрофами природного или антропогенного характера;
    - затратами на рождение детей;
    - уходом за инвалидами [9, с. 43].
    В целях социальной защиты применяются  и такие социально-экономические методы, как система компенсаций и льгот отдельным категориям населения, определяемым законодательно. Существуют также системы пособий, которые выплачиваются безработным, детям.
    Необходимо  осознать, что обеспечить социальную защищенность всего населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможно. Применение различных социально-экономических методов преследует цель определить, кому необходимо помогать в обязательном порядке и в первую очередь, выявить наиболее эффективные методы социально-экономической поддержки тех категорий населения, которые принято называть социально уязвимыми слоями.
    Одним из методов социально-экономической  поддержки населения стали субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. В соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 2002 г. № 407 компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума и совокупного дохода семьи. При этом собственные расходы граждан не должны превышать половину установленного минимального размера оплаты жилья, если совокупный доход семьи в расчете на одного человека не превышает установленного прожиточного минимума. Важно, что в соответствии с принципами общественной целесообразности и экономической эффективности компенсации предоставляются гражданам в виде уменьшения их платы за жилье. С одной стороны, косвенное финансирование идет без вывода на рынок дополнительного количества денег, способных привести к инфляции. С другой стороны, эти средства имеют целевое назначение и не могут быть направлены клиентом на иные, чем оплата жилья, цели.
    Методы  социально-экономической поддержки  во многих случаях предстают в виде косвенного финансирования. В частности, в виде освобождения определенных категорий от различных видов налогообложения. Так, от уплаты налога на собственность освобождаются инвалиды I и II группы и инвалиды с детства, участники войн и боевых операций, участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, пенсионеры и некоторые другие категории граждан.
    К этой же категории социально-экономических  методов следует отнести порядок предоставления бесплатных социальных услуг на дому и в стационаре. Одинокие престарелые проживают в интернатах бесплатно. Но если у них есть родственники, обязанные содержать их по закону, то они частично оплачивают содержание, если среднедушевой доход их семьи превышает прожиточный минимум на 150%. [9, с. 44]
    Социально-экономические методы и формы помощи не могут носить только локальный характер, решаться на микроуровне, они требуют макроэкономического подхода. То есть одной из важнейших в технологии защиты населения стала проблема его общей социально-экономической поддержки и защиты от воздействия условий переходного периода.
    При макроэкономическом подходе в качестве субъекта воздействия выступает государство и общество в целом, а содержанием их деятельности выступают процессы социально-экономического планирования, прогнозирования и финансирования социальной помощи. 

 

     2.2 Социально-педагогические методы 

    Социальная  педагогика – особый раздел педагогических знаний, который изучает воздействие социальной среды на формирование и воспитание личности в процессе всей жизни человека. Социальная педагогика осуществляет практику создания системы мероприятий и учреждений по оптимизации формирования и воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды, личности, отвечающей за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей.
    Так как личность человека является сложным  образованием, осуществляющим множество связей с социальной средой, то процесс воспитания личности требует применения комплекса методов: педагогических, психологических, социальных, экономических, правовых. Социально-педагогические методы неотрывны от психологических методов.
    Под социально-педагогическими методами понимаются способы создания условий для положительного саморазвития и социальной защиты людей путем воспитательного воздействия на личность и поведение.
    Эти методы реализуются через взаимодействие социальных работников с клиентами в ходе активной жизнедеятельности и использование всего арсенала средств и возможностей человека.
    Существуют  определенные общесоциальные, региональные и местные условия, которые оказывают влияние на выбор определенных социально-педагогических методов воздействия.
    Общесоциальные  условия характерны для жизни  всех людей общества, в котором живут и социальные работники.
    Региональные  условия разнообразны. Это и традиции, и национальные особенности. Так же разнообразны и переменчивы местные условия (город, деревня).
    Поэтому выбор методов социально-педагогических воздействий требует изучения конкретного социума (социальной среды).
    При применении социально-педагогических методов необходимо использовать следующие принципы:
      принцип конкретно-исторического подхода (учет обстановки и возможностей);
      принцип сочетания теоретических и практических методов;
      принцип коллективного творчества;
      принцип преемственности, то есть координация работы отдельного социального работника с социальными организациями;
      принцип комплексности, то есть обеспечение различных направлений в социальной деятельности [6, с. 62].
    В социальной педагогике в общении  недопустима дидактичность: нравоучительный, менторский тон, стремление поучать, высокомерное доминирование.
    Социальное  воспитание взрослых – это партнерское сотрудничество с ними (социальных работников), основанное на уважении суверенитета личности клиента, без которого невозможно сформировать стремление к самовоспитанию и перевоспитанию.
    Рассмотрим  некоторые формы применения социально-педагогических методов, позволяющих оказывать помощь в самовоспитании.
    Беседа. Она имеет как индивидуальную, так и групповую формы. Кроме того, беседа может быть как заранее подготовленной, так и спонтанной. Основное назначение бесед – расширение знаний клиентов, привлечение их к оценке последствий событий, поступков людей, формирование у них соответствующего отношения к окружающей действительности, к своим обязанностям. Беседы стимулируют интерес клиентов к обсуждению актуальных проблем своей жизнедеятельности, жизни социума, коллектива и потому обладают большим воспитательным потенциалом. Сегодня большое внимание привлекают вопросы экономики, предпринимательства, права, межнациональных отношений, нравственности. Резко возрос интерес к религии. При разработке темы важно обозначить спектр социально значимых проблем, которые будут затронуты, и с учетом ожидаемой цели сформулировать вопросы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.