На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Инфляция  — одна из наиболее острых проблем  современного развития экономики практически  во всех странах мира. Она является сложным социально-экономическим явлением. Инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.
      Инфляция - одна из основных проблем нашей  сегодняшней экономической жизни. Это проблема не только предпринимателей, которые вынуждены работать в  условиях нестабильной макроэкономической ситуации, а, значит, в условиях большей  неопределенности; не только государства, которое должно все время предпринимать  какие-то шаги к стабилизации. Инфляция - это проблема каждого жителя нашей  страны, на которого ложится бремя  инфляционного налога.
    Целью данной курсовой работы является выявить  сущность инфляции  и факторы, влияющие на нее, а также проанализировать современное состояние инфляционного  процесса, рассмотреть социальные и  экономические последствия.
      Задачами  курсовой работы являются:
    Определение сущности инфляции;
    Характеристика основных причин инфляции;
    Характеристика видов инфляции;
    Измерение темпов инфляции;
    Оценка современное состояние инфляции на территории Российской Федерации;
    Определение социально-экономических последствий инфляции;
    Характеристика роли Центрального Банка в регулировании инфляции.
 
 
 
    1 Инфляция как экономическая категория 

    1.1 Общее понятие инфляции и ее  причины 

     Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс  спроса и предложения. В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными  бумажными деньгами, не обеспеченными  соответствующим ростом товарной массы, что и вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
     Термин  “инфляция“ появился во второй половине XIX в., перекочевав из медицины. Впервые  он стал употребляться в Северной Америке в период гражданской  войны 1861—1865 гг. и обозначал процесс  разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также  в Англии и Франции. Широкое распространение  в экономической литературе понятие  инфляция получило в XX в. после первой мировой войны.
     Однако  определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения  обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте  товарных цен, не может быть сведена  лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое  явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных  сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
     Таким образом, проявлением инфляции является повышение цен, однако не следует  забывать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на каком-то отдельном  товарном рынке - это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным не равновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция — это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Например, энергетический кризис 70-х гг. проявил себя не только в росте цен на нефть (в этот период цена на нефть возросла почти в 20 раз), но и на другие товары и услуги.
     Во  времена золотого стандарта, при  наличии в обращении бумажных денег они обесценивались также  по отношению к золотым деньгам, что вело к образованию «двойных цен» в металлических и бумажных деньгах. Например, Банк Англии получил  право на выпуск необратимых банкнот, которые, по свидетельству К.Маркса, «обесценились по сравнению с  золотом в слитках, но упала также  и монетная цена золота по сравнению  с ценой золота в слитках. По отношению  к банкнотам золото стало товаром  особого рода». Очевидно, что при свободной конкуренции инфляцию вызывали как политические (потеря доверия к правительству), так и экономические факторы. Причем экономические факторы лежали как на стороне спроса (переполнение каналов обращения избыточной денежной массой), так и на стороне предложения (рост цен).
     Позднее усиление монополистических тенденций  в современной экономике привело  к изменению золотого стандарта. В современных условиях в каждой отрасли промышленности господствует несколько крупных компаний, которые, согласуя свою деятельность, диктуют  условия на рынке. Особенно четко  это проявилось в ценообразовании  путем установления системы прейскурантных цен. Все крупные компании какой-либо отрасли в формировании и периодичности  изменения своих цен ориентируются  на цены, устанавливаемые наиболее крупной компанией.
     Назовем важнейшие из причин инфляционного  роста цен, помня о том, что  инфляция связана с целым спектром диспропорций.
     Во-первых, это диспропорциональность, или  несбалансированность государственных  расходов и доходов, выражающаяся в  дефиците госбюджета). Если этот дефицит  финансируется за счет займов в Центральном  эмиссионном банке страны, другими  словами, за счет активного использования  «печатного станка», это приводит к  росту массы денег в обращении.
     Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если аналогичными методами осуществляется финансирование инвестиций. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.
     В-третьих, общее повышение уровня цен связывается  различными школами в современной  экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта  структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое  число производителей, продукция  характеризуется однородностью, перелив  капитала не затруднен. Современный  рынок — это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают «гонку цен», они  заинтересованы в ее поддержании  и усилении.
     Несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий  уровень цен, заинтересован в  создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая  «испортить» свой рынок снижением  цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения  товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного  спроса и предложения.
     В-четвертых, с ростом «открытости» экономики  той или иной страны, все большим  втягиванием ее в мирохозяйственные  связи увеличивается опасность  «импортируемой» инфляции. Упомянутый выше скачок цен на энергоносители в 1973 г. («энергетический кризис») вызывал рост цен на импортируемую нефть и — по технологической цепочке — на другие товары. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие «внешнего» повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с «импортируемой» инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, девальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.
     В-пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей  стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей — важнейшая задача антиинфляционной политики.
     Таким образом, можно сказать, что практически  во всех странах отмечается множество  причин инфляции. Однако комбинация различных  факторов этого процесса зависит  от конкретных экономических условий. Так, сразу после второй мировой  войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом  многих товаров. В последующие годы главную роль в раскручивании  инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение  «цены — заработная плата», перенос  инфляции из других стран и некоторые  другие факторы. Что касается бывшего  СССР, то наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние  годы можно считать уникальную диспропорциональность  в экономике, возникшую как следствие  командно-административной системы. Советской  экономике присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма  накопления, по некоторым оценкам, достигла 1/2 национального дохода против 15—20% в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВНП высокая  степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной  системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе, и  другие особенности. 

    1.2 Измерение темпов инфляции и  формы инфляции 

    Для правильного планирования хозяйственной  деятельности в условиях инфляции люди должны учитывать силу инфляционных процессов. Существует три способа  их измерения.
    Первый - измерение с помощью индекса  цен. Используется индекс цен ВНП, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса  берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров  и услуг («рыночной корзиной») выражается в процентах.
    Второй  способ определить силу инфляционных процессов - измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и  более короткие периоды (месяцы или  кварталы) или более длинные (десятилетия).
    Для вычисления темпов инфляции за год  нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение  цен).
    Третий  способ - это вычисление «по правилу  величины 70». Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых  для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах.
    Наиболее  часто инфляция измеряется с помощью  статистического показателя — индекса  цен. В мировой практике широко используется индекс стоимости жизни — индекс розничных цен специального набора благ (товаров и услуг), входящих в бюджет среднего потребителя и  составляющих стоимость жизни. Для  его подсчета применяются следующие  действия.
    1. Сначала определяется «рыночная  (потребительская) корзина» —  набор чаще всего употребляемых,  типичных благ. Например, в США  «рыночная корзина» имеет 300 потребительских  товаров и услуг, приобретаемых  типичным горожанином. Такая же  по названию «корзина» в нашей  стране в 1992—2000 гг. содержала  несравненно меньшее количество  благ: 70 основных продуктов питания, только 20 непродовольственных товаров и минимальный набор платных услуг.
    2. Устанавливается «базовый период»  — стартовый год, от уровня  цен которого подсчитываются  их изменения в последующее  время.
    3. Подсчитывается совокупная цена  рыночной корзины (суммарная цена  всего набора товаров и услуг)  для базового периода.
    4. Подсчитывается совокупная цена  такой корзины для данного  (текущего) периода.
    5. Устанавливается индекс цен —  показатель, отражающий относительное  изменение общего (среднего) уровня  цен (выражается в процентах), по формуле:
    ИПЦ = (Ц1/Ц0) *100%, (1.1)
    где ИПЦ – индекс цен;
    Ц1 – цена рыночной корзины в данном году;
    Ц0 – цена рыночной корзины в базовом  году.
    Какова  же динамика цен на потребительские  товары и услуги в разных регионах мира? В целом в мировой экономике  наблюдается инфляционный процесс. Но темпы обесценения денег в  разных группах стран весьма несходны. Самыми низкими они были в странах  Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1961—1970 гг. прирост  потребительских цен в этих высокоразвитых государствах составил в среднем 3,3% в год, в 1971—1980 гг. — 9,0, в 1981—1990 гг. — 5,6%. Принятые там за 1990-е гг. антинфляционные  меры позволили существенно снизить  темпы инфляции.
    В СССР долгое время инфляция отрицалась полностью. На самом деле она носила скрытый, подавленный характер. В  конце 1980-х гг. обесценение денег  становилось все более явным. С 1992 г. в России инфляция стала открытой и сразу же привела к чрезвычайно сильному обесценению денег.
    В России с 1999 г. государство стало проводить политику дефляции (от лат. deflatio — сдутие), означающую общее понижение уровня цен.
    Формы инфляции различаются по трем критериям:
    1) по способам возникновения;
    2) по характеру протекания;
    3) по степени предсказуемости.
    По  первому критерию выделяют следующие  формы инфляции:
    - административная (социальная) инфляция  — инфляция, порождаемая административно  устанавливаемыми и управляемыми  ценами. Предположим, что в сбалансированной  системе, где сумма цен всех  товаров и услуг равна сумме  обращающихся денег (с учетом  скорости их оборота), государство  решит установить цены на отдельные  товары социально низкими. Тогда  образуется некоторый излишек  денежной массы по отношению  к величине товарной массы.  Этот излишек сформирует дополнительный  спрос на другие товары, вызовет  соответствующий рост цен. Политика  социальных (доступных для малообеспеченных  слоев населения) цен имеет  свою историю и активно используется  в современных условиях. Так, в  России в XVI в. при большом  недороде хлеба царь Борис  Годунов вводил в Москве казенную  цену на хлеб — втрое выше  прежней, но вшестеро ниже «естественно  рыночной». Якобинское правительство  Франции в XVIII в. установило  «хлебный максимум» — верхнюю  границу цены, превышать которую  не мог никакой купец. Начиная  знаменитую реформу 1948 г. в ФРГ, Л. Эрхард утвердил список «социально приемлемых цен», куда вошли самые нужные населению товары (к примеру, за мужские полуботинки обычного качества был назначен розничный «потолок» в 25,5 марки) . В 1919 г. Совнарком под руководством В. И. Ленина отверг предложение о свободной торговле продовольствием по «вольным ценам». Во время кризиса 1998 г. в некоторых регионах были попытки ограничить рост цен на товары первой необходимости в пределах 1020% (при совокупном росте цен на 43,5% в августе — сентябре). В настоящее время во многих российских городах зафиксированы тарифы на проезд в городском транспорте с тем, чтобы эти услуги были доступны горожанам с умеренными доходами. Налог с продаж не включается в розничную цену массовых продовольственных товаров.
    - импортируемая инфляция вызывается  воздействием внешних факторов, например, чрезмерным притоком в  страну иностранной валюты и  повышением импортных цен. Рост импортных цен «переключает» спрос на товары национального производства, что обусловливает их рост.
    - индуцированная инфляция обусловлена  действием других экономических факторов.
    Кредитная инфляция вызывается увеличением масштабов  предоставления кредитных ресурсов. Наибольшую инфляционную значимость имеют  кредиты Центрального банка правительству.
    По  второму критерию следует выделять:
    - подавленную (скрытую) инфляцию, характерную для планового хозяйства  и централизованного государственного  ценообразования. Цены на официальном  рынке могут оставаться стабильными,  но возникает товарный дефицит,  падает качество товаров и  услуг, вынужденно растут денежные  сбережения, поскольку ограничены  возможности удовлетворений платежеспособного  спроса. В этой ситуации происходит  «вымывание» товаров с официальных  рынков и их переток на теневые,  спекулятивны рынки, где цены  растут;
    - открытую инфляцию, характерную  для рыночной (смешанной) экономики,  когда преобладает либеральное  ценообразование, реализующееся  через взаимодействие платежеспособного  спроса и товарного предложения.
    Протекание  инфляции определяется степенью расхождения  роста цен. С этой точки зрения теоретически можно различать сбалансированную инфляцию, когда цены различных товаров  относительно друг друга остаются, неизменными, а при несбалансированной инфляции цены различных товаров  постоянно изменяются по отношению  друг к другу, причем в непрогнозируемых пропорциях. Но сбалансированная инфляция — лишь формальное допущение, абстракция. В силу различной эластичности спроса по цене разных товаров с ростом денежной массы цены меняются всегда по-разному. Даже в условиях высоких  темпов инфляции одни цены могут оставаться стабильными, другие — снижаться.
    По  третьему критерию различают:
    - ожидаемая инфляция, темпы которой  предсказываются и прогнозируются  заранее на основе анализа  факторов текущего периода.
    - непредвиденная инфляция характеризуется  тем, что ее уровень оказывается  выше ожидаемого за определенный  период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Финансовое положение фирмы в  период инфляции 

    2.1 Анализ финансовой устойчивости предприятия, пути и методы упрочения его финансов
      
       В настоящей курсовой работе  из множества проблем антикризисного  управления фирмой, помимо затронутого  выше остановимся на ключевых - анализе финансовой устойчивости  фирмы, путях и методах упрочения  ее финансов.
       Показателем рыночной стабильности  фирмы является ее способность  успешно развиваться в условиях  трансформации внешней и внутренней  среды. Для этого нужно располагать  гибкой структурой финансовых  ресурсов и, при возникновении  потребности иметь возможность  привлекать заемные денежные  средства (т.е. быть кредитоспособным). Кредитоспособность свидетельствует  о потенциале предприятия в  своевременном возврате кредитов  с процентами при сохранении  благоприятной для фирмы динамики  прибыли. Бесспорно, что только  рост прибыли обеспечивает финансовую  основу самофинансирования рыночной  деятельности фирмы, осуществления  ее расширенного воспроизводства.  Благодаря прибыли выполняются  также обязательства предприятия  перед бюджетом, банками, другими  предприятиями и организациями.
       Прочность финансов фирмы выступает  как критерий ее рыночной позиции.  Залог выживаемости предприятия  - его стабильность. Чтобы предприятие  могло эффективно действовать  на рынке и развиваться, ему  прежде всего нужна устойчивость  денежной выручки, достаточной  для расплаты с поставщиками, кредиторами, работниками, местными  органами власти, государством. После  всех расчетов и выполнения  обязательств необходима еще  и прибыль, объем которой должен  быть по крайней мере не  ниже запланированного. Но, финансовая  устойчивость не сводится только  к платежеспособности. Нередко и  неплатежеспособные на определенную  дату фирмы могут сохранять  финансовую устойчивость. Например, при отсутствии денежных средств  для уплаты по долговым обязательствам они имеют возможность реализовать часть имеющегося имущества и расчитаться по своим обязательствам. Но далеко не все располагают быстроликвидным имуществом. Для достижения и поддержания финансовой стабильности важны не столько абсолютные размеры прибыли, сколько ее уровень относительно капитала предприятия, собственного капитала и объема его выручки, т.е. рентабельность. Уровень и динамика рентабельности дают реальное представление о финансовом благополучии фирмы.
       Снижение рентабельности обычно  является сигналом ограничения  кредитоспособности, возникновения  недостатка денежных средств,  что в свою очередь ведет  к затруднениям в расчетах  по обязательствам, кризису наличности. Уменьшение рентабельности фирм  означает и снижение рыночной  стоимости ее капитала, которая,  может оказаться ниже суммы  обязательств кредиторам. В этом  случае ликвидация предприятия  становится выгоднее, чем его  дальнейшее функционирование. Но  капитал как таковой при банкротстве  не исчезает. Он становится собственностью  более успешно действующего бизнесмена, обеспечивающего его оздоровление  и финансовое благополучие. Предприниматели,  неспособные действовать на рынке  успешно, уходят из бизнеса.  Отсюда механизм банкротства  необходим обществу как лекарство  для рынка, поскольку именно  таким образом устраняются те, кто оказался неспособным действовать  в соответствии с современными  требованиями. В результате происходит  санация производства, оздоровление  всей системы.
       Заметим, что рост выручки и  доходов, содействующий наращиванию  рентабельности, росту устойчивости  предприятий, уменьшению вероятности  его банкротства, рационален лишь  до определенных пределов. Поскольку,  как правило, высокую рентабельность  рыночных позиций обеспечивают, действуя с повышенным риском, то в этом случае возрастают  возможности убытков, а в последующем  и банкротства.
       Таким образом, финансовое благосостояние  фирмы - понятие сложное, комплексное,  свидетельствующее о стабильности  ее денежных капиталов, при  котором создаются условия для  развития, роста прибыли, поддержания  платежеспособности, ликвидности, кредитоспособности и рентабельности при рациональном уровне риска. Основы финансовой устойчивости фирмы прежде всего выступают естественным результатом процессов, происходящих в ней самой. Однако на нее активно воздействуют и процессы, происходящие в обществе, т.е. внешние факторы.
       Что касается внутренних факторов, то результаты предпринимательской  деятельности во многом предопределяются  выбором состава и структуры  изготавливаемых и реализуемых  товаров и оказываемых услуг.* Вопросы что производить, как  производить - ключевые для менеджера.  От этого, в частности, зависит  уровень издержек производства. Заметим, что здесь важна не  только общая величина затрат, но и зависимость между постоянными  и переменными издержками, определяющими  скорость оборота капитала. Общеизвестно, что чем выше скорость оборота,, тем быстрее происходит окупаемость,  выше эффективность предпринимательства. 
       Уже отмечалось также, что в  рамках внутренних факторов - особую  значимость приобретает качество  управления основным и оборотным  капиталом. Но еще более важны  состав, структура и уровень управления  финансовыми ресурсами фирмы.
       Таким образом, финансовые ресурсы  используются предприятием для  финансирования как текущих расходов, так и инвестиций.
       Спросите любого бизнесмена и  он скажет, что чем выше прибыль,  чем больше Денег, тем для  фирмы лучше. Но как утверждал  известный персонаж из"Свадьбы  Кречинского": "Так то это  так, да не совсем так". Надо  принимать во внимание не столько  общие размеры прибыли, сколько  характер ее первичного распределения. 
       Прибыль всегда определена конкретно.  Она используется предприятием  для выплаты налогов государству,  местных налогов, процента, страховых  сумм, идет на накопление, для  удовлетворения необходимых социальных  потребностей работников фирмы  и общества в целом. От характера  распределения прибыли в значительной  степени зависит финансовая устойчивость  предприятия.
       В рыночной деятельности менеджеру  трудно действовать только на  средства фирмы. Возрастает роль  ресурсов, реализуемых на рынке  ссудных капиталов. Привлекая  больше денежных средств, расширяя, следовательно, свои финансовые  возможности, фирма увеличитывает  обороты, но одновременно возрастает  и финансовый риск, обусловленный  необходимостью во время и  полностью расплатиться по заемным  средствам.
       Большое значение имеет для  действий менеджера также учет  в полной мере особенностей  той стадии жизненного цикла,  на которой находится фирма.  Одна ситуация, когда предприятие  находится в стадии становления,  другая - если оно в расцвете  сил, и совсем иная, когда дело  идет к закату. Но все-таки самое  главное, самое решающее - это  профессионализм управленческих  работников, компетентность менеджеров. Данные статистики, которая знает,  как известно все, показывают, что большинство неудач предприятий  обусловливается неопытностью или  некомпетентностью управляющих,  их неспособностью учитывать  все изменения внутренней и  внешней среды, включающей в  себя самые различные аспекты:  экономические условия хозяйствования, наличие платежеспособного спроса  потребителей, экономическую, в частности,  финансово-кредитную политику правительства  и принимаемые им решения, законодательные  акты по контролю за деятельностью  предприятия; общественные взгляды;  систему ценностей в обществе; технику, технологию и т.д.
       Для менеджера особую значимость  имеют уровень, динамика и колебания  платежеспособного спроса на  продукцию (услуги) фирмы, поскольку  именно он гарантирует стабильность  выручки. А спрос этот зависит  от состояния экономики, уровня  доходов потребителей и цен  на продукцию предприятия.
       Падение платежеспособного спроса, характерное для кризиса в  России, не только ведет к колоссальному  росту неплатежей, но также обостряет  конкурентную борьбу, что, естественно,  отражается на снижении финансовой  устойчивости предприятий.
       Нельзя не упоминуть далее  о таком неблагоприятном внешнем  факторе, существенно ухудшающем  финансовое положение предприятий  в России, как инфляция. Последняя  ведет к снижению реальной  стоимости товарно-материальных  затрат и расходов -на амортизацию,  приводит к росту прибыли, уменьшению  себестоимости продукции. Но обесценение  денежных средств препятствует  накоплению предприятием ресурсов  для вложений с длительным  циклом освоения, осуществлению  капитальных затрат. В результате  на передний план выходят тактические  интересы бизнеса, отражающиеся  в неоправданном росте фонда  потребления и сокращении фонда  накопления. Руководство фирмы в  попытке сохранить реальный уровень  оплаты труда утрачивает ресурсы  оборотного капитала и инвестиций. Инфляция обесценивает доходы  предприятия из-за снижения реального  курса рубля. В бюджет государства  идет в реальности еще не  полученная прибыль, а сами  налоговые поступления обесцениваются.*
       Занижение из-за инфляции себестоимости  продукции фирмы ведет к неполному  возмещению текущих затрат из  денежных поступлений предприятия.  Как итог, становятся необходимыми  все возрастающие суммы дополнительного  капитала. Возникает ситуация, когда  собственные оборотные средства  и амортизационные отчисления  фирмы не обеспечивают даже  простое воспроизводство. Происходит  сокращение производства, возрастают  неплатежи, растет потребность  в кредитных ресурсах, которые  становятся все более дорогими  и труднодоступными. В подобной  обстановке становится крайне  сложным и использование плановых  методов управления. 

    2.2 Работа менеджера в инфляционной среде 

        Работа менеджера в инфляционной  среде имеет свои особенности.  Присутствие в экономике России  инфляционных факторов воздействует  на многие основные процедуры менеджмента и используемые им инструменты. В наибольшей степени подвержено влиянию инфляции следующее:
       • усложнение планирования. Здесь  целесообразно при расчетах применять  модифицированный коэффициент дисконтирования,  содержащий поправку на прогнозируемый  уровеь инфляции и отдавать  предпочтение проектам с более  коротким сроком реализации;
       • возрастающая потребность в  дополнительных источниках финансирования, обусловленная ростом цен;
       • увеличение процентов по  ссудам и займам (т.к. кредиторы  делают поправку на инфляцию);
       • снижение роли облигаций  хозяйствующих субъектов как  источников долгосрочного финансирования, поскольку они долгосрочные, а,  следовательно, требуют повышенного  процента на привлекаемый капитал.  Здесь более привлекательными  являются облигации с плавающей  ставкой, привязанной к уровню  инфляции;
       • необходимость диверсификации  инвестиционного портфеля фирмы,  так как в условиях инфляции  возрастает риск банкротства  предприятия, ценные бумаги которого  приобретены; важна способность  работать с финансовой отчетностью  потенциального контрагента, поскольку  инфляция ее существенно искажает, причем как в сторону уменьшения  экономического потенциала, так  и в сторону его увеличения;
       • изменения в управлении дебиторской  задолженностью, которая представляет  собой по сути иммобилизацию  (отвлечение из хозяйственного  оборота) собственных оборотных  средств фирмы, что влечет за  собой потери в доходах, причем  тем большие, чем выше уровень  инфляции.
       В последнее время в российской  практике все более важную  роль в деле обеспечения финансового  благополучия предприятия приобретает  работа менеджера с портфелем  ценных бумаг. Остановимся на  этом подробнее. Вложения в  ценные бумаги, управляемые как  единое целое, рассматриваются  в качестве портфеля ценных  бумаг. Портфель - это совокупность  различных инвестиционных инструментов, которые собраны воедино для  достижения конкретной инвестиционной  цели вкладчика. В портфель  входят бумаги или только одного типа, например акции, облигации, или различные инвестиционные ценности, такие как депозитные и сберегательные сертификаты, недвижимость и т.д.
       Различают несколько типов ориентации  портфеля ценных бумаг:
       • портфель роста (ценные бумаги, быстро растущие в цене);
       • портфель дохода (ценные бумаги, обеспечивающие высокий и стабильный  текущий доход);
       • портфель рискованного капитала (ценные бумаги недавно возникших  компаний, а также предприятий,  действующих с риском выше  среднего);
       • специализированный портфель (отдельная группа ценных бумаг:  отраслевая, региональная, функциональная  и т.п.);
       • сбалансированный портфель (сочетание  ценных бумаг различного вида).
       Главная цель в формировании  портфеля - достижение оптимального  сочетания между риском и доходом  для инвестора. Соответствующий  набор инвестиционных инструментов  должен снизить до минимума  риск его потерь и одновременно  максимизировать доход. Уменьшение  риска достигается за счет  диверсификации портфеля. Это снижает  риск за счет того, что возможные  небольшие доходы по одной  бумаге будут компенсироваться  высокой прибылью по другим. Минимизация  риска достигается также за  счет включения в портфель  бумаг предприятий широкого круга  отраслей, не связанных тесно  между собой (чтобы избежать  синхронности колебаний их деловой  активности). Исследования показали, что основная доля риска портфеля  устраняется, если в него входят  от 8 до 20 различных бумаг. Дальнейшее  увеличение их количества сокращает  риск уже незначительно. Заметим,  что портфель способен уменьшить  только конкретный риск для  каждого предприятия, не зависящий  от общего состояния экономики.  Рыночный риск, обусловленный хозяйственной  конъюнктурой страны, диверсификации  не поддается.
       Прежде всего менеджер определяет  для себя параметры, которыми  он будет руководствоваться при  формировании портфеля.
       Возможно построение портфелей  двух типов: ориентированного  на преимущественное получение  дохода за счет процентов и  дивидендов или направленного  на преимущественный прирост  курсовой стоимости входящих  в него инструментов. Важно также  оценить приемлемое сочетание  риска и дохода портфеля и  определить удельный вес в  портфеле бумаг с различными  уровнями риска и дохода. Такой  подход вытекает из общего  принципа, действующего на фондовом  рынке: чем более высокий потенциальный  риск несет конкретная ценная  бумага, тем более существенный  доход она в принципе должна  иметь (и наоборот).
       При управлении портфелем ценных  бумаг менеджер может сделать  упор на широкую диверсификацию  бумаг по отраслям, когда приобретаются  бумаги компаний, имеющих высокие  производственные и финансовые  показатели, должный общественный  имидж. Он исходит из посылки,  что имея хорошую финансовую  ситуацию сегодня они и в  будущем могут иметь неплохие  показатели. Учитывается и более  высокая ликвидность таких бумаг,  возможность приобретать и продавать  их в больших количествах, экономя  на комиссионных.
       Однако сейчас в ходу более  современный подход, основанный  на использовании статистических  и математических методов. Его  отличительной чертой является  взаимосвязь между рыночным риском  и доходом. Инвестор призван  формировать относительно рискованный  портфель, чтобы рассчитывать на  высокий доход. Здесь требуется  определенное компьютерное и  математическое обеспечение. В  российской практике скорее всего  верным будет комбинирование  обоих подходов.
       Первостепенное значение для  менеджера приобретает измерение  инвестиционных рисков, определяемых  как отклонение фактического  дохода от ожидаемого. Инвестиция  считается нерискованной, если  доход по ней гарантирован. Примером  нерискованной инвестиции могут  служить ценные бумаги казначейства, поскольку шанс, что правительство  не сможет выкупить свои ценные  бумаги, практически равен нулю (например, ГКО в России). Напротив при  вложении средств в бизнес, связанный  с производством принципиально новой продукции, выходом на новый рынок, или приобретением ценных бумаг какой-либо недостаточно известной компании, всегда существует возможность того, что в результате непредвиденных событий выплата доходов по ним или вообще не будет сделана или произведена не в полном объеме.
       Общий риск представляет собой  совокупность всех рисков, связанных  с осуществлением каких-либо инвестиций.* Подобный риск бывает краткосрочный,  связанный с финансированием  инвестиций и влияющий на ликвидные  позиции компании, и долгосрочный, обусловленный выбором направлений  инвестирования и конечным результатом  инвестиций. В зависимости от  степени воздействия на финансовое  положение компании выделяют  допустимый, критический и катастрофический  риск. Допустимый риск обычно  связан с прямой угрозой полной  потери прибыли компанией. Критический  риск сопряжен с утратой предполагаемой  выручки. Наиболее опасным является  катастрофический риск, который  приводит к потере всего имущества  и банкротству фирмы.
       Та часть общего риска, которая  может быть устранена посредством  диверсификации, является диверсифицируемым  риском компании. Несистематический  риск вызывается особыми для  компании событиями, например, доступность  сырья, успешные или неудачные  программы маркетинга, получение или потеря крупных контрактов, давление иностранной конкуренции, специфическое воздействие некоторых правительственных мер (таких, например, как экологический контроль, судебные процессы, забастовки). Все перечисленные события специфичны для любой компании и их влияние на портфель инвестиций может быть устранено диверсификацией вложений, т.е. распределением капитала между различными видами инвестиций, компаниями, отраслями, регионами и странами. В таком случае потери одних будут перекрываться достижениями других.
       Недиверсифицируемый риск возникает  из внешних событий, влияющих  на рынок в целом (война,  инфляция, экономический спад, высокая  ставка процента и др). В такой  ситуации затрагиваются интересы  всех компаний, поэтому данный  риск невозможно устранить диверсификацией. 
    Если  решены проблемы, связанные с определением риска и дохода по отдельным инвестициям, то менеджер может приступать к формированию портфеля инвестиций. Основными целями менеджера при формировании портфеля являются: безопасность, доходность, рост и ликвидность вложений. Цели эти в известной степени альтернативны. Например, безопасность обычно достигается в ущерб доходности и росту инвестиций. Более доходными являются ценные бумаги акционерных обществ, однако они характерны и более высоким риском. Наиболее рискованными являются вложения в акции молодых наукоемких (венчурных) компаний, однако в случае удачи они могут оказаться наиболее выгодными с точки зрения прироста капитала (на основе роста курсовой стоимости). Ликвидность означает способность быстрой и безущербной для держателя трансформации ценных бумаг в деньги. Портфель, который соответствует представлению инвестора об оптимальном сочетании его инвестиционных целей, характеризуется как сбалансированный.
       Приоритет тех или иных целей  соответствует различным типам  инвестиционного портфеля. Например, если главной целью менеджера  является обеспечение безопасности  вложений, то в портфель включаются  ценные бумаги известных, надежных  эмитентов, с небольшими рисками  и стабильными средними доходами, обладающие повышенной ликвидностью. В случае, когда приоритетным  для инвестора является увеличение  капитала, предпочтение отдается  портфелям, формирующимся из низколиквидных  и высокорискованных ценных бумаг.
      
    2.4 Защита от риска неудачного финансового решения.
      
       Охарактеризуем управленческую  защиту от риска неудачного  финансового решения. Стремление  предпринимателей к снижению  риска, повышению вероятности  положительного исхода его рыночных  действий приводит к использованию  ряда организационных защитных  механизмов, главными из которых  выступают информационное обеспечение,  страхование и оптимизация решений. Определение оптимальных финансовых решений при недостатке или низком качестве информации увеличивает риск и возможность снижения среднего дохода. Нужна хорошая информационная среда бизнеса. Сюда входят автоматизированные банки информационных сведений, законодательное регламентирование отчетной документации предприятий, рейтинговый анализ сфер бизнеса, оперативное, регулярное, хорошо обоснованное освещение экономических материалов на телевидении, по радио, в печати. Все чаще в России прибегают к страхованию риска, т.е. перекладыванию полностью или частично собственного риска на специализированную организацию за дополнительную плату. Естественно, что при этом платажи за страхование должны оправдываться доходами, в то время как страховая организация в свою очередь стремится к компенсации собственных выплат и расходов.
       На основе практики предпринимательской  деятельности определены общие  правила для работы с ценными  бумагами: портфель должен содержать  акции крупных, средних и мелких  компаний с равной долей; в  номенклатуре портфеля должны  быть акции как минимум 12 компаний, а допустимый результат дохода: потеря на 1\5 части акций; достижение  поставленных целей на 3\5 части  акций и повышенный успех на 1\5 части акций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.