На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Внеклассное чтение по зарубежной литературе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание 

Введение………………………………………………………………………….......3
Раздел  1 Внеклассное чтение по зарубежной литературе в средней школе…….7
1. 1    Внеклассное чтение в процессе изучения зарубежной литературы……….7
1. 2    Уроки внеклассного чтения по зарубежной литературе..………………...10
Раздел 2 Организация уроков внеклассного чтения по зарубежной литературе…………………………………………………………………………..16
2. 1 Построение и контроль уроков внеклассного чтения по зарубежной литературе…………………………………………………………………………..16
2. 2 Типы уроков внеклассного чтения по зарубежной литературе……………19
2. 2. 1 Вводный урок……………………………………………………………….21
2. 2. 2 Урок рекомендации книги………………………………………………....23
2. 2. 3 Урок–беседа и урок-диспут………………………………………………..26
2. 2. 4 Урок обучения навыкам аннотирования и рецензирования……………..29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список  использованных источников……………………………………………...34
Приложения…………………………………………………………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

          Для литературы, как и вообще для всей культуры, необходим планетарный диалог, и изучение литературы отечественной в контексте мировой, в сопоставлении с инонациональной литературой еще ярче оттеняет ее мировое значение и - одновременно - национальное своеобразие. [11]
          Зарубежная литература, с ее повышенной эмоциональностью, ориентированностью на не имеющее границ детское воображение, приобретает особую роль в формировании личности - в обучении юного поколения, и в развитии его, и в воспитании. В настоящее время, все чаще и чаще «первое знакомство с классической литературой происходит через ТВ, компьютеры и средства массовой информации», «поднятие престижа детской литературы» становится одной из основных задач деятельности школы. В таком случае овладение основами руководства чтением школьников становится одной из важнейших задач подготовки учителя. [19]
          Искусственная оторванность от многих пластов европейской культуры в течение десятилетий тоталитарного режима ставит на сегодняшний день задачу приобщения нового поколения россиян к лучшим образцам зарубежной  литературы в целях воспитания патриотического чувства в тесном единстве с уважением к общечеловеческим ценностям. Это и делает актуальной проблему образовательного потенциала - обучающего, развивающего и воспитывающего - в процессе приобщения учащихся к искусству слова, к непреходящим ценностям зарубежной литературы. Ни существующие на сегодняшний день учебники, учебные пособия и хрестоматии по зарубежной литературе, ни литературоведческие статьи и книги, ни тем более методические пособия не отражают в должной мере панорамы зарубежной литературы в ее жанровом и образно-стилистическом многообразии. Особенно это относится к лучшим произведениям зарубежной литературы последних десятилетий, очень робко внедряемым в круг чтения российских детей. Все это диктует необходимость освоения будущими педагогами вопроса о художественных ценностях произведений зарубежной литературы, об их развивающем и воспитательном эффекте.
          Развивающий эффект образования - это развитие в человеке общих и специальных способностей. Для искусства слова это творческое воображение, образное мышление, эстетическое чувство.
          Что же касается воспитательного эффекта произведения художественной литературы - то в настоящее время преодолевается культивировавшееся в нашей стране в советский период ложное понимание его как подражание положительным примерам. Эффект воспитания средствами литературы - это рефлексия читателя на содержание художественного произведения, его героев, проблематику, авторский пафос.
          Она включает душевную отзывчивость, сопереживание автору и героям, когда их горести, их радости становятся своими горестями и радостями. И именно в зарубежной литературе это сопереживание является основой формирования высоких человеческих качеств. [16]
          Ш. Монтескье: «Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные часы».
          Внеклассное чтение по зарубежной литературе — одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.
          Цель внеклассного чтения по зарубежной литературе — познакомить учащихся с художественной литературой, входящей в круг чтения современного школьника, во всем ее разнообразии, сформировать интерес к книге и положительное отношение к самостоятельному чтению.
          Опыт передовых педагогов прошлого и творчески работающих современных учителей-словесников показывает, что выход в широкое внеклассное чтение, постоянная опора на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет их читательских интересов — это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект. [1]
          Задачи внеклассного чтения по зарубежной литературе:
          - приобщить учащихся к богатствам мировой художественной литературы;
          - воспитать любовь и привычку к чтению;
          - сформировать у школьников знания и умения, которые обеспечивают самостоятельное освоение художественных ценностей;
          - сформировать представления о зарубежной литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человечества;
          - развить художественно-творческие способности, воображение, эстетическое чувство школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
          - развить навыки грамотного и свободного владения литературной речью.
          Объект исследования – влияние внеклассного чтения по зарубежной литературе на формирование мировоззрения школьника, интересов, на процесс развития и становления личности.
          Предмет исследования – уроки внеклассного чтения по зарубежной литературе как один из способов личностного развития школьников
          Актуальность нашего исследования состоит в том, что внеклассное чтение влияет на формирование мировоззрения учащихся, т.к. каждое художественное произведение, включенное в школьную программу, дает благодатный материал для нравственного развития личности школьника, помогает ученикам обогатить мир мыслей и чувств тем, что несут авторы в своих произведениях.
          В содержании программы уроков внеклассного чтения на каждом этапе обучения выделяются два основных раздела:
          1) круг чтения — указание на то, с какими книгами и в каком порядке следует знакомить детей на данном этапе работы;
          2) знания, умения и навыки, которые формируются на этом учебном материале.
          Создавая программу уроков внеклассного чтения, учитель должен видеть более отдаленное будущее. Уроки внеклассного чтения должны быть своеобразным прологом к беседам по современной литературе в старших классах.
          Урок внеклассного чтения или беседа по современной литературе представляет итог большой самостоятельной работы учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1  Внеклассное чтение по зарубежной литературе в средней школе
    1  Внеклассное чтение в процессе изучения зарубежной литературы
 
          Уроки по основному курсу литературы всегда опирались на широкое внеклассное чтение. На это нацеливали и школьные программы, и учебники, предусматривавшие обращение к читательскому опыту учащихся, сопоставление самостоятельно прочитанных произведений с изучаемым литературным материалом.
          Пути сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программного материала:
          Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).
          Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.
          В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.
          Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях — это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики. [6]
          На уроках, посвященных анализу произведения, обращение к индивидуальному читательскому опыту школьников является одним из условий продуктивности работы с текстом, более глубокого постижения программного материала, особенно в историко-литературном курсе, где важен социокультурный и историко-литературный контекст, литературные связи и влияния. Иногда выход за рамки текста диктуется самим автором (литературные реминисценции, заимствования и подражания, эпиграфы к произведению и его частям и т.д.).
          Т. Манн говорил об особом значении для автора «подкрепляющего чтения», высоких образцов литературы, «чтение которых поддерживает в нем творческий дух и которым он стремится подражать». Столь же необходимым оказывается такое «подкрепляющее чтение» и для читателя, познающего литературный текст.
          Важность дополнительного внеклассного чтения отмечали многие учителя-словесники прошлого, широко использовавшие в своей работе прием сопоставления, причем не только проблемно-тематического (преобладающего в современной методической литературе), но и основанного на достижениях исторической поэтики, сравнительно-исторического изучения литературы. Эффективность такого изучения во многом зависела от рациональной организации внеклассного чтения, индивидуализации учебных заданий и основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ.
Задачи  заключительных занятий часто совпадают  с задачами вступительных уроков. Учителю снова нужно найти  оригинальный подход к теме, стимулировать читательские интересы учащихся, создать установку на самостоятельное чтение произведений писателя. Здесь возможны и итоговая викторина, и литературная композиция, и сопоставление различных трактовок и версий произведения, и обсуждение последних публикаций, связанных с   изучаемым литературным материалом. Опора на самостоятельно прочитанное необходима и при обращении к вопросам теории и истории литературы. Здесь особенно важна «разумная литературная начитанность» в том числе и знание избранных страниц мировой литературы. Индивидуализация заданий и в этом случае оказывается не менее эффективной, нежели коллективные экскурсы в теорию и историю литературы. Результаты самостоятельной исследовательской работы учащихся включаются в уроки по основному курсу, учитываются при написании итоговых сочинений, сдаче устного экзамена по литературе. Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного текста, а во-вторых, от реальной читательской ситуации в классе. Лучшие учителя-словесники стремятся при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение, «учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творчеством, т.е. радостью и победой» (Г.А. Гуковский). [9]
        Таким образом, мы можем сделать вывод, что внеклассное чтение является неотъемлемой частью литературного образования школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Уроки внеклассного чтения по зарубежной литературе
 
          Уроки внеклассного чтения по зарубежной литературе давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики — эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внимание учителей и учащихся.
          Некоторое снижение интереса к урокам внеклассного чтения зарубежных художественных произведений в 70-80-е гг. во многом объяснялось их излишним регламентированием. Массовая школьная практика почти не выходила за рамки списков литературы, помещенных в программе и ставших фактически обязательными. Беседы по современной литературе в старших классах, хотя их и называли иногда уроками внеклассного чтения, были обычными уроками по программе, материалы которых включались в экзаменационные билеты. [1]
          Заметное оживление уроков внеклассного чтения по зарубежной литературе наблюдалось в конце 80-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). Вышедшие в последние годы многочисленные хрестоматии, специально предназначенные для внеклассного чтения, во многом облегчили работу учителя-словесника. В старших классах на уроки пришла так называемая «возвращенная литература», новинки современной литературы, последние журнальные публикации (пик интереса к ним пришелся на конец 80-х и начало 90-х гг.). Выбор произведений стал более свободным. Однако основное противоречие между чуждым всякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остается.
          Психолог А.А. Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства чтением с социально-психологической точки зрения:
          1) воспитание потребности в чтении;
          2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов;
          3) совершенствование культуры чтения;
          4) организация информационного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей.
          На каждом этапе литературного образования реализуются все эти направления, однако каждый этап имеет и свои специфические задачи.
          В младших классах на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, потребности в чтении, формирование устойчивого интереса к литературе. В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы каждый мальчик, каждая девочка, кончая начальную школу, стремились к уединению с книгой — к раздумьям и размышлениям. Уединение — это не одиночество. Это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность».
          В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток «взрослой» литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса.
          В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем.
          Обычно учителя-словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения по зарубежной литературе между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала. Однако такая обязательная их увязка с основным курсом не всегда необходима. Достаточно «независимыми» могут быть «библиотечные уроки», обзоры новинок литературы, а также уроки внеклассного чтения, посвященные писателю-юбиляру или интересной журнальной публикации. [13]
          Наиболее последовательно реализуются в школьной практике проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по   программе, и на уроки внеклассного чтения. В старших классах таким образом связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, традиции и новаторство в решении писателями «вечных вопросов».
          Значительно реже учитываются учителями историко-литературные связи, кроме, пожалуй, самой распространенной «связи по автору», когда для беседы на уроке внеклассного чтения отбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, или книги, посвященные его жизни и творчеству. Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературного направления. Обращение к произведениям зарубежных писателей отчасти восполняет пробелы в литературном образовании, дает возможность выхода на проблемы взаимодействия литератур, литературных связей и влияний.
          Урок внеклассного чтения «Герои произведений Ф. Шиллера» в VII классе познакомит учащихся с личностью знаменитого немецкого поэта, оказавшего большое влияние на русскую литературу, с его балладами в переводах В.А. Жуковского, с отдельными сценами из его драмы «Вильгельм Телль» (рассказы о подвигах Телля, сцена с яблоком, побег Телля, финал восстания против австрийцев и др.). Романтический герой привлекает внимание читателей этого возраста, поэтому на уроке возможно самое активное использование индивидуального читательского опыта учащихся, их впечатлений о книгах В. Скотта, Ф. Купера, В. Гюго и других писателей-романтиков. [2]
          Мало внимания уделяет школьная практика и теоретико-литературным связям классного и внеклассного чтения. Между тем уроки внеклассного чтения могут существенно расширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи.
          На уроке внеклассного чтения «Басни в стихах и прозе» в VI классе после вступительного слова учителя «Из истории басни как литературного жанра» заранее подготовленные учащиеся представляют краткие биографические справки о знаменитых баснописцах разных времен и народов: Эзопе, Федре, Ж. Лафонтене, Г.Э. Лессинге, И.И. Дмитриеве, И.А. Крылове и др., читают или инсценируют их басни. Следующий этап урока — чтение и сопоставительный анализ басен «Жук и муравей» Эзопа, «Хомяк и муравей» Лессинга, «Стрекоза и муравей» Крылова (герои, мораль, язык).
          Помимо внутрипредметных связей в практике отечественной школы давно были намечены и широко используются и межпредметные связи уроков внеклассного чтения с уроками истории, географии, музыки и изобразительного искусства. Интересно проходят такие уроки, как «Зима в поэзии, живописи и музыке», «Исторические события и герои в романах В. Скотта», обсуждения новых книг из серий «Жизнь замечательных людей», «Жизнь в искусстве» и др.
          При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:
          - разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;
          - тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный идеал» и т.д.);
          - сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);
          - чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);
          - систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).
          Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации.
          Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока. [20]
          Таким образом, можно сделать вывод, что уроки внеклассного чтения очень важны при изучении художественных произведений зарубежной литературы, они проводятся в тесной связи с уроками литературы в школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Организация уроков внеклассного чтения по зарубежной литературе
2. 1 Построение и контроль уроков внеклассного чтения по зарубежной литературе 

          Современные требования к литературному образованию подрастающего поколения нашли отражение в школьных программах. Программой узаконены новые формы руководства самостоятельным чтением учащихся – уроки внеклассного чтения и факультативные курсы по зарубежной литературе. Но в кружках и факультативных занятиях принимает участие лишь небольшая часть школьников, уже полюбивших книгу. А наше время требует приобщения к книге всех учащихся. Разбуженная читательская активность, в свою очередь, заставляет совершенствовать методы организации кружковой и факультативной работы.
          В связи с введением факультативных курсов по литературе у учителей несколько ослаб интерес к урокам внеклассного чтения, хотя эти уроки, обязательные для всех, позволяют в какой-то мере систематически контролировать и направлять самостоятельное чтение всех учащихся. Нельзя сказать, что часы, отведенные программой на беседы по внеклассному чтению, полностью решают эту проблему, но они позволяют систематически обобщать читательский опыт школьников и направлять их интересы. Уроки внеклассного чтения – это лишь вехи, а между ними – повседневная кропотливая работа учителя и разбуженная читательская активность учащихся.
          Активность учащихся вызывается прежде всего программным уроком по литературе, его содержанием, качеством, творческим началом. В процессе изучения зарубежной литературы учитель рекомендует учащимся прочитать наиболее значительные произведения писателя, книги о его жизни и творчестве, воспоминания современников о нем. В распоряжении учителя целый арсенал побудительных средств – рассказ о книге или писателе, организация выставок, конкурсы, работа над сочинением или рецензией, подготовка к литературному вечеру, конференции или диспуту. Все это, вместе взятое. И создает в школе ту литературную атмосферу, которая более всего способствует рождению читательской активности.
          Правильно делают те учителя, которые пытаются установить связи между классным изучением зарубежной литературы и внеклассным чтением учащихся. Эти связи могут быть самыми разнообразными и в высшей степени плодотворными.
          Само название – урок внеклассного чтения – нуждается в разъяснении. С одной стороны, это действительно урок, поскольку проводиться в отведенное расписанием время, при участии всего класса, и каждый участник его должен проделать определенную работу. В то же время это название условно, потому что, кроме методов обычного урока, здесь широко используются методы и приемы внеклассной работы по зарубежной литературе. Во многом эти уроки напоминают литературный вечер, конференцию. Здесь гораздо шире можно использовать музыку, живопись, кино и другие вспомогательные средства.
          Но самое главное, что должно отличать урок внеклассного чтения от обычного урока, - эта особая атмосфера, которая и определяет успех дела. «Уроки внеклассного чтения по зарубежной литературе должны носить праздничный характер». Наблюдения показали, что при повторении через год или два учащиеся хорошо помнят то, о чем говорилось на этих уроках. Это естественно, т.к. уроки внеклассного чтения проводятся по материалу, особенно близкому интересам учащихся, а особая настроенность их обеспечивает прочность усвоения.
          Контроль за чтением должен проводиться главным образом в процессе подготовки, а не на самом уроке. Урок – это праздник, и ничто не должно омрачать его. Учащиеся это очень быстро понимают, и те, кто не подготовился, чувствуют себя виноватыми, стараются предупредить учителя заранее. Как правило, случаи неподготовленности бывают очень редко. Учащиеся любят эти уроки, ждут их и серьезно готовятся к ним. [14]
          Некоторые учителя отказались от обязательного выставления в журнал привычной оценки всем участникам урока внеклассного чтения. Удобной формой контроля за чтением наряду с другими может быть зачет. На последней странице тетради записывается тема урока и ставится подпись учителя. После выполнения работы учитель отдельно беседует с учащимися. Отметка о зачете может вноситься и в журнал, особенно на первых порах, пока ученики не привыкнут к новым для них формам учета их труда.
          Конечно, и на уроке внеклассного чтения по зарубежной литературе необходимо ставить оценки в журнал учащимся, сделавшим доклад, активно участвующим в обсуждении, т.к. проделанный учеником труд требует признания, поощрения или порицания. Но в данном случае обычная пятибалльная система оказывается недостаточно гибкой, и приходиться прибегать к словесным оценкам-характеристикам. Иногда простое замечание учителя – «глубокая мысль», «интересное выступление», «замечательно оформленная работа», «непоследовательно» и т.д. – значит для ученика гораздо больше, чем формальная «пятерка» или «тройка» в журнале. Ученик привыкает видеть оценку своего труда прежде всего в том, как принимают его выступление товарищи, учитель, а это уже акт самосознания, «одна из существенных сторон подготовки человека к «взрослой», самостоятельной жизни, где нет пятибалльной системы, а поведение и деятельность человека оценивается много сложнее, чем в школе». [17]
          Таким образом, можно сделать вывод, что от правильного построения урока внеклассного чтения и оценивания зависит заинтересованность учащихся в прочтении зарубежных художественных произведений. 
 
 
 
 
 

    2 Типы уроков внеклассного чтения.
 
          Наблюдая живую практику проведения уроков внеклассного чтения, учитывая свой опыт и опыт других учителей, освещенный в печати, можно отметить, что в общей системе уроков внеклассного чтения и в методике построения каждого урока определились некоторые закономерности, позволяющие выделить несколько типов уроков, в соответствии с целями и задачами, которые они решают, а также определить место каждого урока в общей системе внеклассной работы по зарубежной литературе.
          1. Вводные уроки. Это уроки, посвященные общим вопросам чтения, элементарной библиографической подготовке учащихся, воспитанию культуры чтения. О необходимости таких уроков говорила Н. К. Крупская, называя их «библиотечными уроками». Учащиеся знакомятся с историей книги, устройством библиотек, приобретают навыки пользования каталогом, получают советы, как выбрать книгу, как читать, какой системе следовать в чтении.
          2. Уроки рекомендации книги. Назначение этих уроков – пропаганда хорошей книги среди школьников. Школа располагает многими испытанными методами рекомендации книг. Это красочно оформленные списки и плакаты, рассказы учителя и учащихся о новых интересных книгах, вечера, диспуты и т.д.
          Широкое распространение в системе руководства самостоятельным чтением учащихся в последние годы заняли уроки и конференции, посвященные рекомендации книги. Проводятся они часто в форме устных журналов, что позволяет учителю привлекать музыку, живопись, фотографию и рисунок. Такие уроки и конференции стали не только способом пропаганды книги, но и эффективным средством эстетического воспитания учащихся.
         3. Уроки по углублению понимания прочитанного. В общей системе уроков внеклассного чтения эти уроки должны занимать ведущее место, поскольку главная задача учителя-словесника научить учащихся глубоко воспринимать прочитанное. Практика проведения таких уроков разнообразна. Это урок-беседа, урок-диспут, конференция, конкурс чтецов. На этих уроках широко используется выразительное чтение, художественное рассказывание, учащиеся  готовят инсценировки, литературные композиции, викторины, сценарии, самостоятельно работают над композицией и языком произведения и т.д.
          В этой группе уроков следует выделить на первое место беседу и диспут, т.к. именно эти методические формы организации урока требуют наибольшей активности и самостоятельности от всех учащихся.
          4. Уроки обучения навыкам аннотирования и рецензирования. Формирование таких навыков и умений, как запись краткого содержания произведения, составление аннотаций и рецензий, требует дополнительных усилий со стороны учителя и ученика и может органически сочетаться с задачей руководства самостоятельным чтением учащихся. Они должны занять свое место в общей системе уроков внеклассного чтения по зарубежной литературе.
          Цель всех названных уроков – познакомить учащихся с возможно большим количеством лучших зарубежных произведений, помочь им глубоко понять содержание этих произведений и тем самым воздействовать на формирование их взглядов и убеждений, закрепить в процессе самостоятельного чтения некоторые жизненно необходимые навыки работы с книгой. [3]
          Учебная программа не регламентирует тематику уроков внеклассного чтения. Учитель может отобрать для обсуждения такие произведения зарубежной литературы, которые способствовали бы расширению читательского кругозора учащихся и в наибольшей степени содействовали воспитательно-образовательным целям чтения. Свобода выбора позволяет также при планировании уроков максимально учесть желания читателей и выбрать для обсуждения такие книги, которые вызывают у них больший интерес.
2. 2. 1 Вводный урок 

          Для воспитания читателя большое значение имеет первый вводный урок к чтению, посвященный книге и работе с ней. Этот урок одинаково полезен как для учащихся пятых классов, так и для старшеклассников.
          Назначение урока – пробудить интерес учащихся к книге, показать, какие сокровища таит она в себе, познакомить их с историей книги, рассказать, как научиться выбирать нужную книгу, как следует читать, как пользоваться книгой в целях самообразования.
          Отсутствие системы в чтении учащихся, неумение выбрать хорошую книгу определяется наряду с другими причинами, также отсутствием у учащихся элементарно библиотечно-библиографических знаний и навыков, совершенно необходимых читателю. Уже школьники 5 – 8 классов должны обладать основами библиотечно-библиографической грамотности: знать, что может дать им библиотека, уметь выбрать в ней нужную книгу и правильное прочесть. Чем прочнее усвоят учащиеся эти знания, тем легче и продуктивнее будет протекать их учение в школе и работа по самообразованию в будущем.
          В старших классах следует научить пользоваться разного рода библиографическими указателями. Это в значительной мере освободило бы учащихся от напрасной траты времени на чтение книг малохудожественных и малосодержательных.
          Элементарные библиографические знания доступны даже младшим школьникам. В одном из пятых классов был проведен урок на тему «Первое знакомство с книгой». В живой форме учительница рассказала, что дает рассматривание внешнего вида книги; показывая разные книги, она дала доступные толкования понятиям: форзац, титульный лист, аннотация, предисловие и т.д. Рассматривая незнакомые книги, принесенные учительницей, дети по обложке, иллюстрациям, оглавлению догадывались о содержании книги, и каждый выбирал себе книгу по вкусу для чтения дома. [15]
          К вводному уроку следует тщательно подготовиться, чтобы он был праздником книги, ее торжеством. Подготовку следует начать с самых первых дней учебного года – с короткого анкетного опроса: что было прочитано учащимися за лето, что им особенно понравилось, какие книги они хотели бы прочитать и обсудить в течение года. Это дает возможность учителю учесть интересы учащихся при планировании уроков внеклассного чтения на учебный год.
          Полезно провести в период подготовки к уроку домашнее сочинение о книге, предоставив учащимся широкий выбор тем: «Мой любимый писатель», «Моя книжная полка», «Книги – мои друзья», «Как я читаю» и т.д. Группе учащихся можно поручить собрать высказывания великих людей о книге и ее роли в их жизни. Вторая группа учащихся собирает интересные сведения о самих книгах, истории их напечатания и распространения. Третья группа отыскивает книги о писателях, которые будут изучаться в этом году. Часть учащихся готовит доклады и сообщения о книговедении. На урок можно пригласить библиотекаря, который расскажет. Как устроены библиотеки, как пользоваться каталогами, какие правила надо соблюдать при чтении. В один из свободных дней можно совершить экскурсию в городскую библиотеку, где учащиеся практически используют сведения, данные на уроке библиотекарем.
          Большое внимание уделяется тетрадям по внеклассному чтению (читательским дневникам). Эти тетради ученики красиво оформляют, вписывают в них любимые выражения, понравившиеся стихи и краткое содержание прочитанных книг.
          Ведение тетрадей и читательских дневников не является обязательным. Но очевидно, что внимание учителя к записям учащихся – организующий фактор, стимулирующий самостоятельное чтение детей. [10]
          Таким образом, можно сделать  вывод, что вводный урок по  зарубежной литературе имеет  огромное значение, т.к. он побуждает  интерес учащихся к выбранному  произведению и знакомит их  с историей создания произведения. 

    2. 2 Урок рекомендации книги
 
          Составить рекомендательный список – это еще полдела. Список надо довести до учащихся, вызвать интерес к рекомендуемым книгам и желание их прочитать.
          Школьная практика накопила интересный методический опыт пропаганды книги. Это красочно оформленные списки и выставки книг, литературные вечера и конференции, посвященные книге, периодические выпуски устных журналов и бюллетеней о новинках литературы и т.д. Но особое место занимают специальные уроки и вечера рекомендации книги.
          Полезность уроков, на которых не только называется или показывается книга, но и рассказывается о ней, читаются самые интересные и захватывающие страницы. Бесспорна. Методика проведения таких уроков требует применения разнообразных приемов: рассказ самого учителя о книге или писателе, выступления учащихся с рассказом или докладом, художественное чтение отрывков, инсценирование отдельных эпизодов, сопровождение рассказа музыкой, живописью, кинофильмом, чтение аннотаций на новые книги и т.д.
          Первый урок рекомендации книги необходимо провести в начале учебного года, чтобы указать учащимся на лучшие произведения и наметить перспективу чтения на год.
          В эти рекомендации можно включить уже прочитанное некоторыми учениками. По итогам опроса учащихся учитель отбирает несколько лучших произведений, прочитанных меньшинством, и рекомендует их всем.
          Второй урок можно провести в середине учебного года. Часто уроки рекомендации книги проводить не следует. Обилие информации так же вредно, как и отсутствие ее.
          Учащиеся должны успевать осмыслить новые сведения, выбрать из многих названных книг хотя бы одну и прочитать ее. В противном случае они привыкнут судить о книгах с чужих слов. [21]
          Уроки рекомендации можно посвящать произведениям одной темы или одного жанра, например:
          «Научно-фантастическая литература о будущем»,
          «Лучшие произведения современной зарубежной литературы»,
          «Книги серии «Жизнь замечательных людей» и т.д.
          Произведению одного писателя или поэта также можно отвести отдельный урок. Учитель в соответствии с его системой, интересами учащихся и другими конкретными условиями решит, какому. Выступлением учащихся следует предпосылать вступительное слово учителя, которое подготовит слушателей к восприятию новых сведений и включит их в общую систему знаний.
          Также формой рекомендации новых книг являются устные журналы. Форма устного журнала одинаково приемлема как на уроке, так и во внеклассной работе по зарубежной литературе. Она удобна тем, что отдельные страницы журнала можно посвятить очень разным по темам и жанрам произведениям и разным писателям. Устный журнал позволяет откликнуться на все новое и интересное в литературной жизни: юбилей писателя, вновь вышедшую книгу, новый номер журнала – и быстро довести это новое до учащихся. В подготовке такого урока могут принимать участие три-четыре человека, каждый из которых готовит свой рассказ на определенную тему – свою страницу журнала.
          Замечательным средством рекомендации книг является выставка самих книг. Красиво оформленные витрины с книгами, плакаты с изображением обложек привлекают внимание учащихся. Такая выставка может быть использована на уроке и служить не только вспомогательным элементом урока, но и стать самостоятельной его частью.
          Ученики иногда мало читают, потому что книгу трудно достать. За ней надо стоять в очереди в библиотеке, в перемену библиотека не успевает выдать книги всем желающим. Книга часто так и остается непрочитанной. Поэтому весьма полезно устраивать хотя бы один-два раза в год выставки книг прямо в классе и давать учащимся право взять домой для чтения любую. Для подобной формы руководства чтением учащихся необходимо тесное содружество учителя-словесника с библиотекарем.
          Выставлять можно книги по  рекомендательному списку или  по одной теме, например: «Книги о космосе», «Наука и религия», «Стихи зарубежных поэтов» и т.д. Подобрать такое количество книг, чтобы хватило всем учащимся, нелегко, особенно если библиотека не богата, но усилия оправдывают себя.
          Так, к примеру, если взять  урок, который посвящен рекомендации  книг серии «Жизнь замечательных  людей», здесь главным звеном  будет большая выставка книг  названной серии, а итогом –  свободный выбор книг из выставленных для домашнего чтения и рецензирования. Книги группируются по разделам : «Не звание возвышает человека, а звание возвышает человек» - об общественных деятелях; «Творцы прекрасного» - книги о писателях, художниках, музыкантах; «Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку» - книги об ученых. Выставку можно отметить словами В. Г. Белинского: «Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу, возбуждает деятельность».
          Готовя урок с группой учащихся, следует помочь им отобрать для рассказывания и чтения в классе самые интересные места, которые бы увлекли слушателей и вызвали у них желание обязательно прочитать книгу, помочь в отборе портретов и рисунков для демонстрации, в выборе музыкального сопровождения, и, конечно, необходимо помочь выступающим увлекательно построить сам рассказ. [12]
          Таким образом, можно сделать вывод, что уроки рекомендации не только знакомят с новым произведением, но и при широком использовании музыки, живописи, кино также являются средством нравственного, эстетического развития учащихся, расширяют их кругозор. 
 
 

2. 2. 3 Урок-беседа и урок-диспут 

          Центральное место среди уроков  внеклассного чтения следует  отвести уроку-беседе и уроку-диспуту, т.к. именно эти формы организации читательских восприятий обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность суждения учащихся.
          Беседуя с учащимися о прочитанном,  учитель может поставить перед  учениками сложные этические  и эстетические проблемы и решать их, учитывая степень подготовки и возрастные особенности учащихся. Так, например, беседуя в пятом классе о сказках Г. Х. Андерсена, учитель ставит перед учащимися вопросы о гуманности и доброте, о художественном своеобразии писателя, вовлекая детей в круг сложных, казалось бы, непосильных для их возраста проблем. Но ученики с помощью учителя мыслят, рассуждают на уроке и приходят самостоятельно к глубоким, серьезным выводам.
          Успех беседы или диспута определяется  рядом условий. Главное из них – характер самого произведения, выбранного для обсуждения. Произведение должно отвечать интересам учащихся, их духовным устремлениям. Нравственные вопросы, которые ставит учитель, должны находить живейший отклик у молодежи.
          Успех беседы решает также качество предварительной подготовки, то, как сумел учитель подготовить учащихся к восприятию произведения, насколько яркими были впечатления от первоначального чтения. «Надо помогать учащимся оформить в надлежащем направлении свои первоначальные впечатления». Чтение будет направленным, если учащиеся четко представляют себе, какие проблемы произведения будут в центре обсуждения на уроке.
          Обсуждение должно строиться  таким образом, чтобы учащиеся  не только проверяли свои первоначальные впечатления от чтения, но и узнавали новое. С помощью учителя ученики должны проникнуть в те глубокие тайники произведения, которые были им недоступны при самостоятельном чтении, осмыслить детали, ранее ими незамеченные, задуматься над новыми вопросами, поставленными учителем в процессе обсуждения.
          Прежде всего для обсуждения  следует выбирать произведения  действительно лучшие во всех  отношениях, что позволит ставить  вопросы и познавательного и  воспитательного порядка. Но следует также учитывать пожелания учащихся и особенности самого произведения. Иногда произведение, в общем слабое, ставит некоторые интересные проблемы. [7]
          Учитель имеет право посвятить  урок произведению «проходному», не ставшему классическим, но  заставляющему учащихся задуматься над важными эстетическими и этическими вопросами. Касаясь слабых сторон произведения, учитель тем самым пробуждает критические способности учащихся, шлифует их литературный вкус.
          Подготовка к уроку-беседе и  уроку-диспуту может протекать по-разному. Чаще всего учитель заранее сообщает учащимся вопросы, на которые им следует ответить в процессе чтения. В ходе обсуждения выясняются спорные точки зрения, уточняются и углубляются ответы. Вопросы следует давать после чтения произведения, незадолго до обсуждения. Наконец, можно предложить учащимся самим составить вопросы, ответы на которые раскрыли бы основные идейные и художественные достоинства произведения.
          Составить вопросы для беседы  или диспута – дело далеко  не простое. Вопросы должны вызывать максимальную активность учащихся, наталкивать на анализ поведения и поступков героя, на сопоставление с ними своих поступков и мыслей. Они должны заставить учащихся задуматься над главной мыслью произведения и позицией автора, проследить сюжет, осмыслить все детали, т.е. помочь учащимся освоить произведение с точки зрения общественной полезности и художественной правды. Составить вопросы и ответить на них – значит проанализировать произведение. [4]
          Таким образом, можно сделать вывод, что урок-беседа и урок-диспут являются наиболее значимыми среди уроков внеклассного чтения. Именно такие уроки обеспечивают высокую активность учащихся при чтении и обзоре произведения, более того, они помогают ученикам четко сформировать собственную точку зрения на произведение и сопоставить его с позицией автора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. 2. 4 Урок обучения навыкам аннотирования и рецензирования 

          Определенное место в процессе  руководства внеклассным чтением  по зарубежной литературе учащихся должны занять уроки, посвященные формированию таких жизненно необходимых навыков, как умение кратко передать содержание произведения, сделать запись в читательском дневнике, составить аннотацию, написать развернутую рецензию на произведение. Все эти навыки – свидетельство не только читательской, но и общей культуры ученика.
          Умению рассказать и записать  краткое содержание произведения  учат примерно с пятого класса. Этот навык постоянно совершенствуется  в последующих классах. В восьмом классе происходит переход к более сложному виду работы – составлению аннотации.
          Аннотация – это краткая характеристика  произведения с указанием его  темы, идейного содержания и краткой  оценкой художественных достоинств  и недостатков. Аннотация может содержать справки о времени создания произведения и об исторической эпохе, отраженной в нем. Вот, к примеру, некоторые аннотации, написанные учащимися на произведения выдающихся французских писателей. Аннотация к произведению Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» - книга, в которой каждый читатель найдет что-то свое. Собор Парижской Богоматери экранизировали и ставили на сцене десятки раз, однако ни одной из постановок не удалось до конца передать масштаб и величие оригинала Гюго. Книга, в которой увлекательный, причудливый сюжет - всего лишь прекрасное обрамление для поразительных, потрясающих воображение авторских экскурсов в прошлое Парижа. Собор Парижской Богоматери - величайший исторический роман франкоязычной прозы. А вот пример аннотации к произведению Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» - этот роман полон романтики и захватывающих приключений. А его главный герой, пятнадцатилетний капитан, - это поразительный пример стойкости, мужества, решительности, проявленных юношей во всех тяжких испытаниях, выпавших на долю тех, кто находился вместе с ним на борту судна Пилигрим. И вот еще одна аннотация, написанная к произведению Стендаля «Красное и черное» - история одаренного выходца из низов Жюльена Сореля, юноши, полагавшего себя сверхчеловеком и новым Наполеоном, чья поначалу блестящая карьера завершилась трагедией. Каждая из этих аннотаций отличается своеобразием, широтой мысли учащихся, все зависит от степени обученности написанию аннотации. [8]
          Иногда обучение навыкам аннотирования успешно связывается с практической работой учащихся в библиотеке. По заданию библиотеки и учителя учащиеся должны прочитать очерки о выдающихся писателях, поэтах, общественных деятелях, ученых, и на карточке написать на прочитанный очерк аннотацию для систематического каталога. На уроке внеклассного чтения читаются черновики, после обсуждения и замечаний шлифуются и переписываются начисто, затем передаются библиотеке. Единство жанра аннотируемых книг в значительной степени облегчает усилия учителя и помогает учащимся быстрее усвоить сущность требования к аннотации.
          Второй этап – рецензирование. Рецензия – более развернутое  суждение о книге, в котором  мнение рецензента должно быть обязательно мотивированно. Рецензия требует не только указания на тему и идейный смысл произведения, но и краткого его анализа, указания на главные художественные достоинства и недостатки книги. Рецензирование учит сознательному чтению, помогает выработать навык самостоятельной оценки достоинств и недостатков произведения, способствует развитию мышления и самое главное, содействует более глубокому восприятию художественной литературы.
          К рецензированию учащихся подводят  постепенно, в восьмом классе  акцентируя их внимание на  великолепных образцах анализа  художественного произведения, данных в статьях В. Г. Белинского и Н. А. Добролюбова. Происходит знакомство учащихся с отзывами критиков о современных произведениях зарубежной литературы. Затем происходит отбор рецензий на известные учащимся произведения, чтение и разбор их в классе, обращается внимание слушателей на вопросы, которые критик ставит и разрешает в своей статье. Рецензент сообщает краткие сведения об авторе произведения и говорит об особенностях его творчества. Далее указывается на главную тему произведения и раскрывается основная мысль. Затем прослеживается содержание, анализируются основные сцены и эпизоды, объясняется их идейно-художественная роль, указывается на достоинства и недостатки произведения. Подводя итог, критик обращает внимание читателя на общественную и художественную значимость рецензируемого произведения.
          Обращается внимание учащихся  на своеобразие каждой рецензии, учитель пытается донести ученикам, что это творческий вид работы, здесь должна проявиться индивидуальность рецензента, его личное восприятие произведения и его собственная оценка. [18]
          Но все-таки не следует надеяться, что учащиеся сразу приобретут навык глубокой самостоятельной оценки произведения. Поэтому необходимо серьезно отнестись к разбору рецензий и на конкретных работах показать учащимся еще раз, какие требования предъявляются рецензенту. Например, полезно закрепить этот навык, предложив после урока рекомендации рецензирование отдельных произведений из серии «Жизнь замечательных людей». Необходимо еще раз сказать учащимся, что обязательным компонентом рецензии является оценка идейно-художественных достоинств произведения, что рецензируя такие произведения, легко впасть в простой пересказ биографии героя.
          Таким образом, можно сделать  вывод, что разумно организованные уроки внеклассного чтения могут в значительной степени определить характер домашнего чтения учащихся. Пробужденная ими читательская активность в свою очередь породит многообразие других форм внеклассной работы – литературные вечера, диспуты, конференции, конкурсы. Все, вместе взятое, и будет способствовать формированию здоровых читательских вкусов школьников. 

Заключение 

          В ходе исследовательской работы  было выявлено, что внеклассное  чтение по зарубежной литературе  является одним из важных направлений в работе учителя-словесника. Произведения зарубежной литературы, отмеченные повышенной эмоциональностью, имеют особую роль в формировании личности школьника, в его развитии и воспитании.
          Важно также отметить, что уроки зарубежной литературы, связанные с внеклассным чтением, более активно содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое является опорой школьного курса.
          Также немаловажным является то, что внеклассное чтение по зарубежной литературе знакомит учащихся с выдающимися произведениями зарубежных писателей, входящих в круг чтения современного школьника, формирует интерес к произведениям и положительное отношение к самостоятельному чтению.
          Благодаря внеклассному чтению  по зарубежной литературе происходит  приобщение учащихся к богатствам  мировой художественной литературы, происходит воспитание любви и привычки к чтению, у школьников формируются знания и умения, которые обеспечивают самостоятельное освоение художественных ценностей. Следует также отметить, что внеклассное чтение оказывает влияние на формирование представлений о зарубежной литературе, как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человечества. Кроме того, в ходе работы было выявлено, что внеклассное чтение по зарубежной литературе развивает художественно-творческие способности, воображение, эстетическое чувство школьников, воспитывает их эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественных произведений. Важно будет добавить, что внеклассное чтение развивает навыки грамотного и свободного владения литературной речью.
          Исследовательскую работу по  внеклассному чтению по зарубежной  литературе хочется отметить утверждением великого русского педагога К. Д. Ушинского, который справедливо утверждал, что все активно воспринимаемое учеником в школе на уроках внеклассного чтения зарубежной литературы как бы растворяется в его личности, становится подлинным ее достоянием. Ученик начинает иначе смотреть на мир, иначе чувствовать, желать, действовать, хотя и не осознает происшедших с ним изменений. Многое будет забыто из того, что ученик видел и слышал на уроках внеклассного чтения, в чем сам участвовал, но изменения, происшедшие с личностью, остаются.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.