На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Отчет по практике по защите населения

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Цели  и задачи социальной защиты.
     Экономическая составляющая социальной защиты.
     Правовая  база.
     Методы  проведения социальной политики.
     Методы  оценки работы. 
 

     Цели  и задачи социальной защиты.
     Социальная  поддержка – система мер по оказанию помощи некоторым группам граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении, путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, правовой защиты и введения иных льгот.
     Социальная  помощь – система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для
преодоления или  смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса  и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
     Социальную  работу необходимо рассматривать как профессиональную деятельность, имеющую цель оказания гражданам различного вида социальные услуги. Под социальными услугами понимаются действия по оказанию клиенту социальной службы помощи. Деятельность учреждений, организаций социальной защиты населения (социальных служб) регулируется сверху вниз. Учреждения считаются обслуживающими. Перечень социальных услуг, предоставляемых клиентам социальных служб, не может быть меньше типового федерального перечня, утверждаемого правительством. Перечень услуг ограничен недостаточным объемом ресурсов.
     К основным принципам, которые реально  находятся в основе экономики  социальной
работы, относятся:
     • принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, защиту
его прав, создание условий для социально-экономического благополучия
человека;
     • принцип общественной целесообразности – основываясь на этом принципе,
государство должно оказывать поддержку гражданам, которые в силу
объективных причин не могут себя обеспечить;
     • принцип приоритета государственных  начал в социальной защите населения
заключается в  том, что государство гарантирует  гражданам экономическое
обеспечение на минимальном уровне;
     • на основе принципа экономической эффективности  – соотношение объема
социальных расходов и размера отчислений на их финансирование, отчисления на
социальную сферу  должны соотноситься с макроэкономическими  показателями
(валовым внутренним  продуктом, фондом оплаты труда,  доходами населения и
др.) – оптимальное  соотношение между социальными  выплатами и заработной
платой;
     • разграничение экономических полномочий субъектов различных уровней
осуществляется  на основе принципа экономической самостоятельности.
Методы экономики  социальной работы это способы достижения социальных целей на
основе экономических  принципов. Правильность применения методов  определяется их
эффективностью. Эффективность, в свою очередь, означает достигнут ли эффект для
отдельного человека и общества в целом при оптимальных  затратах.
     Методы  выполняют свои задачи через правовую и социальную политики государства.
     Методы  следующие:
• система минимальных  социально-экономических гарантий (минимальная
заработная плата, прожиточный минимум);
• компенсация  доходов;
• система льгот;
• система государственных  пособий;
• нормативный  анализ (изучение и определение научно обоснованных таких
социально-экономических  стандартов и нормативов, как размер пенсий, пособий);
• позитивный анализ изучает взаимосвязь экономических  явлений (например, рост
цен и снижение уровня жизни). 

     Социальная  политика государства.
     Социальная  политика рассматривается как деятельность государства, других
экономических субъектов, направленная на обеспечение достойных условий жизни и труда.
     Социальная  политика выражает конечные цели и  результативность социальной рыночной
экономики. С  одной стороны, эффективная социальная политика является одной из
основных целей  социально рыночной экономики, а  с другой – фактором, поскольку  рост
благосостояния, уровня жизни способствует повышению  ее результативности. Кроме этого,экономика предъявляет повышенные требования к уровню образования, квалификации,
здоровью, культуре населения. Все это обуславливает  ускоренное развитие социальной
сферы, а так  же говорит о взаимосвязи экономической  и социальной политик государства.
Объектом социальной политики выступает социальная сфера. Функциональная роль
социальной сферы  заключается в том, что в ее рамках проходит воспроизводство трудовых
ресурсов, условий  и образа их жизнедеятельности, условий  формирования и удовлетворения
их жизненных  потребностей.
     Суть  социальной политики в том, чтобы  способствовать оптимальному развитию
условий и образа жизни членов общества, совершенствовать социальные связи и отношения
между ними, обеспечивать необходимую социальную дифференциацию и одновременно
предотвращать разрывы в уровне жизни разных слоев населения.
     Социальная  политика осуществляется на разных уровнях экономической
деятельности:
     1. государственная социальная политика  – учитываются интересы всего  общества, всех
     слоев и групп населения;
    2. региональная  социальная политика – учитываются  интересы населения региона (субъекта Российской Федерации);
     3. местная социальная политика - учитываются  интересы населения города, района,
     предприятия;
     4. локальная – оказание помощи и поддержки граждан, пострадавших от стихийного
     бедствия;
     5. межгосударственная (интеграционная) – скоординированная социальная  политика двух
     или более стран при решении глобальных вопросов. 

     Экономика социальной работы
     Экономика социальной работы это экономическая деятельность всей структуры
социальной защиты населения по производству нематериальных услуг. Экономическая
деятельность  проявляется в экономической  функции социальной работы. В свою очередь,
под экономической  функцией понимается деятельность субъектов  системы социальной
защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий,
обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.
Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество,
человек. Деятельность субъектов состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования.
Как экономическая  категория социальная защита представляет собой систему
распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода
образуются и  используются общественные фонды денежных средств материального
обеспечения и  обслуживания граждан. В этом смысле социальное обеспечение включает
соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источника образования
фондов и организации обеспечения.
     Свою  деятельность социальные работники  и специалисты по социальной работе
осуществляют  в экономическом пространстве, входящем в социальное пространство.
социальное пространство рассматривают как форму общественного  бытия в виде обширного «поля», где на разных уровнях и в разных сферах взаимодействуют органы и  учреждения, всесторонне обеспечивающие общественную жизнедеятельность, осуществляются социальные связи и отношения между общественными субъектами. 

     Экономическая деятельность социальных служб во многом зависит от других субъектов экономики. Изучение материального благосостояния населения позволит говорить о различных видах дифференциации доходов населения. Определение располагаемых ресурсов отдельных граждан позволит более адресно предоставлять государственную социальную помощь.
     Медицинские учреждения оказывают минимум услуг населению, в основном, за счет средств бюджетов и страховых взносов. В настоящее время здоровье рассматривают как экономическую категорию. Так как здоровье трудовых ресурсов необходимо считать составной частью фактора экономического роста и элементом национального богатства. Образование выполняет функции, связанные с развитием личности и воспроизводства квалифицированной рабочей силы. В учреждениях здравоохранения и образования социальные работники чаще всего выполняют свои функции. Для удовлетворения насущных потребностей населения учреждения социальной сферы нуждаются в определенных ресурсах. Кроме государственных финансовых источников, используются и средства благотворительных фондов.
     Недостатки рынка. Во-первых, рынок не учитывает влияния так называемых отрицательных внешних эффектов – производители не хотят нести затраты по
восстановлению  ресурсов. Во-вторых, рынок не в полной мере учитывает влияние таких
положительных внешних эффектов, как услуги образования, здравоохранения. Учитывается
только индивидуальный коммерческий аспект этих эффектов, но при этом не учитывается
значение социального  воздействия этих факторов. Рынок  как бы не недооценивает
полезность этих благ и услуг. В-третьих, рыночной системе  свойственны неполная занятость
и безработица, но она не способна решить социальные проблемы безработных. Рынок
безразличен к  производству общественных благ, он ориентирован на удовлетворение
запросов тех, кто имеет деньги. Рынку чужды нравственные идеалы добра и справедливости.
     В современных условиях ни в одной  развитой стране мира нет экономической
системы, которая  бы функционировала без вмешательства  государства. Рыночный механизм
нуждается в  регулировании.
     Государственное регулирование экономики – это система экономических мероприятий
государства, посредством  которых оно может воздействовать на социально-экономическое
развитие общества. Роль государства в рыночной экономике  проявляется через его
многообразие экономических функций.
     Основные направления экономических функций государства:
1) Разработка и утверждение правовых основ экономики
2) Антимонопольное регулирование.
3) Проведение стабилизации экономики. Правительство, используя финансовую и
денежную политики, стремится преодолеть кризисные  явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы.
4) Распределение ресурсов.
5) Перераспределение ресурсов. Перераспределение доходов представляет изъятие
части дохода у  одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача
доходов одними лицами другим, более нуждающимся. Через  налоговое перераспределение
доходов, принятые программы социальной защиты государство  берет на себя заботу о не
защищенных гражданах.
6) Обеспечение социальных гарантий. Государство гарантирует выполнение своих
обязательств  на уровне минимальных социальных стандартов.
     Экономическая деятельность человека имеет цель –  создание материальной базы для
улучшения условий  жизни. Экономическое развитие –  средство улучшения жизни. В своей
экономической деятельности люди тесно взаимосвязаны: изменение условий жизни одного
человека зависит  от изменения условий жизни другого. Эти изменения требуют
согласования  деятельности по обеспечению благоприятных  условий жизни.
Деятельность  государства и его институтов, учреждений, общественных организаций,
граждан по развитию и управлению социальной сферой общества и есть социальная
политика. 

     Краткое описание программы  социального развития РФ(новая) прил.1
     Механизмы реализации социальной политики представляют собой поддержку
государством  или другими социальными институтами  определенных категорий населения  и учреждений, необходимые для жизнедеятельности общества и сами не могут зарабатывать
себе средства на существование. Такая поддержка  необходима системам образования,
здравоохранения, социального обеспечения.
     Существуют  показатели результативности социальной политики – уровень и качество
жизни населения. Уровень жизни понимается как  совокупность условий жизни населения
страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития. Уровень
жизни определяется экономическим, социальным, политическим строем общества. Уровень
жизни зависит  не только от производства, но и от размеров национального богатства и
накопленного  личного имущества людей. Качество жизни является обобщающей социально-
экономической категорией, посредством которой  оценивается уровень потребления  товаров
и услуг, возможность  удовлетворить духовные потребности, здоровье населения,
продолжительность жизни, условия среды, окружающей человека. Уровень качества жизни
населения меняется в зависимости от социально-экономического положения страны,
поскольку решить поставленные задачи перед социальной политикой можно, используя
ресурсы государства, которые оно может направить  на их решение. Величина ресурсов
напрямую зависит  от уровня экономического развития страны. 

     Финансирование  социальной работы
     Финансовые  средства, необходимые для реализации социальных мероприятий,
формируются в  соответствии с направлениями социальной политики. Финансирование
осуществляется  из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов
федерации, муниципальных  бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных
источников (благотворительные, частные фонды).
     За  последние годы происходит перераспределение  финансовых средств в социальной
сфере от ФБ к  территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция
наблюдается по всем статьям расходов.
     Не  малую роль играет Федеральный фонд социальной поддержки населения,
действующий с 1992 года. Основная функция фонда – обеспечение дополнительного
финансирования  федеральных и республиканских  целевых программ по социальной
поддержке населения.
     Средства  фонда расходуются на:
1. предоставление  натуральной помощи бесплатно  или на льготной основе;
2. предоставление  дотаций на оказание медицинской  помощи;
3. оплату коммунальных  услуг;
4. обеспечение  ночного проживания бездомных  граждан;
5. развитие социально-трудовой  реабилитации и профессиональной  ориентации;
6. создание дополнительных  рабочих мест.
7. оказание помощи  многодетным, малообеспеченным семьям, детям, нуждающимся
в государственной  поддержке, детям-инвалидам.
     Государственная система социальной защиты населения  финансируется по большей
мере из местных  бюджетов.
     Существует  разграничение полномочий между  различными уровнями власти.
Федеральные органы власти:
     1. устанавливают единую систему  минимальных социальных гарантий;
     2. формируют внебюджетные государственные  фонды;
     3. финансируют объекты социальной  инфраструктуры, находящиеся в их  ведении;
     4. определяют условия и порядок  компенсации денежных доходов  населения в связи с
     инфляцией.
     Региональные  и местные органы власти:
     1. разрабатывают и реализуют региональные  социальные программы, по возможности
     повышают  гарантии;
     2. обеспечивают социальную поддержку  гражданам;
     3. создают условия для деятельности  благотворительных фондов;
     4. финансируют учреждения социальной  сферы, находящиеся в их подчинении.
     Из  Фонда финансовой поддержки регионов (создан в 1994 г.) финансовые средства
направляются  для оказания помощи слабым регионам. Средства могут быть направлены в виде трансфертов - денежная помощь из федерального бюджета для оказания текущей финансовой помощи, покрытия путем дотаций минимально обоснованных расходов. Так же средства направляются в виде субвенций
 – на финансирование  федеральных программ для выравнивания  уровня социально-
экономического  развития регионов.
     Трансферты  передаются органам власти субъектов  РФ, которые, в свою очередь,
расходуют выделенные средства по своему усмотрению. Так  как трансферты не имеют
целевого назначения.
     Существует  два основных способа финансирования социальной работы.
     Первый  способ – прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым
назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные
целевые программы).
     Второй  способ – косвенное финансирование путем уменьшения изъятия денежных
средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование  на социально значимые
товары и услуги).
     Прямое  финансирование позволяет направлять средства на решение первоочередных
социальных проблем. Государством устанавливаются приоритеты принятия и реализации
социальных программ. При этом учитывается их польза для  общества и экономическая
эффективность вкладываемых средств.
     Финансирование  и ресурсное обеспечение системы  социальной защиты имеет
трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:
     1. дифференцированный социально гарантированный  уровень обеспечения,
     поддерживаемый  государством за счет ПФ и ФСС;
     2. предоставление средств сверх государственного уровня за счет региональных фондов
     социального обеспечения и территориальных  фондов социальной поддержки населения;
     3. негосударственные, профессиональные  системы – размер выплат зависит  от страхового
     вклада  граждан.
     Основой финансирования системы социальной защиты является действующее
законодательство: федеральные законы «Об основах  социального обслуживания населения  в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О
ветеранах», и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы
социальной защиты являются ФБ и бюджеты субъектов  РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и ФБ в качестве дотаций.
     Возможно  и дополнительное финансирование: средства из целевых социальных
фондов, доходы от хозяйственной деятельности, благотворительные  взносы, оплата
социальных услуг.
     Недостатки  финансирования социальной сферы:
     1. финансовые ресурсы находятся  в ведении различных министерств;
     2. не разработаны научные критерии  эффективности расходования выделяемых  средств;
     3. не достаточно четко разделены  полномочия бюджетов разных уровней;
     4. статьи бюджетов по обеспечению  государственных социальных гарантий  не защищены
     законодательно. 

     Социальная  помощь
     Социальная  помощь – это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям,
содействие им в преодолении жизненных трудностей. Социальная помощь бывает не только
материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической,
педагогической  и др.
     Федеральный закон «О государственной социальной помощи» был принят 17 июля
1999 года. Названный  закон устанавливает правовые  и организационные основы оказания
государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко
проживающим гражданам  со среднедушевым доходом ниже величины ПМ. Фактически речь
идет об оказании строго адресной социальной помощи. Помощь эта может быть
предоставлена в виде социального пособия, субсидии, компенсации или жизненно необходимых товаров.
     Основные  понятия:
1. под социальным  пособием Закон подразумевает  безвозмездное предоставление
гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих  бюджетов;
2. субсидия –  это имеющая целевое назначение  оплата предоставляемых гражданам
материальных  благ или оказываемых услуг;
3. компенсация  – возмещение гражданам произведенных  ими расходов, установленных
законодательством.
     Таким образом, социальная помощь может выражаться как в виде денежной выплаты
(пособия, субсидии, компенсации), так и в виде натуральной  помощи (топливо, продукты
питания, одежда, обувь, медикаменты и другое).
     Установленные виды социальной помощи являются дополнительными  гарантиями.
Это означает, что  данный Закон не отменяет действующие  законодательные акты,
предоставляющие социальные льготы, гарантии и другие виды выплат. Источниками оказания государственной помощи могут быть средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Получателями помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины ПМ, установленного в регионе. 

     Социальные  льготы
     Льготы  – это предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от
выполнения установленных  правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.
     Социальные  льготы – предоставленные отдельным  категориям граждан
преимущества  в пользовании общественными  фондами потребления, частичное
освобождение  от выполнения установленных законом  норм или облегчение условий их
выполнения. (Национальный доход распадается на фонд потребления  и фонд накопления).
     Льготы  выполняют важные социальные функции:
1. средство достижения  социального равенства в обществе (льготы многодетным семьям,
женщинам, несовершеннолетним, инвалидам);
2. способ поощрения  граждан за особые заслуги  перед государством и обществом  (льготы
некоторым рабочим  и служащим, для инвалидов и  участников ВОВ, для семей погибших
военнослужащих);
3. компенсация  за особые условия деятельности  в интересах государства и  общества
(шахтерам, железнодорожникам,  военнослужащим, гражданам, подвергшимся
воздействию радиации и др.);
4. средство стимулирования  видов деятельности (для совмещающих работу с обучением и др.).
     Основой для получения социальных льгот  являются Федеральные законы, законы
субъектов Российской Федерации, Указы Президента, Постановления  Правительства,
инструкции и  другие нормативные акты. От уровня принятия нормативного акта зависит  и финансовое обеспечение предоставления льгот.
     Основными федеральными законами, в соответствии с которыми льготные категории
граждан имеют  на них право, являются:
     1. «О социальной защите инвалидов  в РФ» от 24.11.95 г. № 181;
    2. «О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.95 г. № 81 (с изм. и доп.);
     3. «О дополнительных гарантиях  детям – сиротам и детям,  оставшимся без попечения
     родителей»  от 10.12.95 г. № 195;
     4. «О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию радиации  вследствие
     катастрофы  на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 11.12.96 г. № 149);
     5. «О ветеранах» (в ред. от 02.01.2000 г. № 40) и другие;
     Законодательные акты устанавливают определенные льготы и определяют категории
населения, на которые  распространяются льготы.
     Категории граждан, имеющих право на льготы:
 1. инвалиды;
 2. участники  Великой Отечественной войны  и других боевых действий, члены  их семей;
 3. ветераны  труда;
 4. граждане, награжденные государственными  наградами;
 5. граждане, подвергшиеся воздействию радиации;
 6. бывшие  несовершеннолетние узники фашизма;
 7. реабилитированные  граждане и их родственники;
 8. многодетные  семьи
 9. дети.
     Большинство льгот предоставляется по категориальному  принципу.
В числе льготников вы можете увидеть и такую категорию  как социальные
работники. В  соответствии с законом «О социальном обслуживании граждан пожилого
возраста и  инвалидов» от 02.08.95 г. №122, социальные работники, работающие в
государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания населения,
имеют право:
     • на бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении  на
     работу  и бесплатное диспансерное наблюдение;
     • повышение квалификации за счет работодателя;
     • бесплатное получение жилой площади  и жилищно-коммунальных услуг при
     проживании в сельской местности.
     Социальных  работников должны обеспечить специальной  одеждой, обувью или
компенсировать  затраты на их приобретение; при  выполнении обязанностей их должны вне
     очереди обслуживать; они имеют право  на первоочередную установку квартирного
     телефона, на бесплатный проезд на транспорте общего пользования.
     Социальные  льготы для различных категорий  населения предоставляются в  сфере
занятости и  трудовых отношений, в сфере социального  обеспечения и обслуживания,
льготного налогообложения.
     В сфере занятости:
• при  трудоустройстве: первоочередным правом получения рабочего места имеют
беженцы, вынужденные  переселенцы; бывшие военнослужащие; лица,
освобожденные из мест лишения свободы; молодежь после  окончания вузов;
матери-одиночки, имеющие ребенка-инвалида и другие категории населения;
• предоставляются  льготные условия труда (например, беременным женщинам);
• при организации  и оплате труда: список производств, цехов, профессий и
должностей с  вредными условиями труда, работа в  которых дает право на
дополнительный  отпуск и сокращенный рабочий  день (шахтеры, медицинские
работники и  др.);
• льготные отпуска (преподаватели, медицинские работники, летчики, моряки);
• льготы по месту  работы (различные виды страхования, обслуживания,
обеспечения).
В сфере социального  обеспечения и обслуживания:
• пенсионное обеспечение: списки производств, работ, профессий, которые дают
право получать пенсию по возрасту на льготных условиях (за выслугу лет) –
шахтеры, летчики, военные, педагогические работники  и др.;
• медицинское  обслуживание, предоставление бесплатных и частично
оплачиваемых  лекарственных препаратов – участники  и инвалиды ВОВ,
инвалиды, ветераны труда;
• жилищно-коммунальное обслуживание: жилищная субсидия полагается тем, у
кого оплата услуг превышает 22% от общего дохода семьи; предоставление
дополнительной  жилой площади некоторым категориям населения; 50% оплата
жилья, услуг, телефона, радио;
• система льготных цен (магазины и отделы).
     Льготное  налогообложение: льгота по уплате подоходного  налога, на налог с
недвижимости, земельного налога и другие.
     Согласно  российскому законодательству, льготы предоставляются 2/3 населения
страны. Насчитывается  их около 150 видов, и охватывают они  около 68% населения страны (почти 100 млн. чел.).
     Система социальных льгот построена на уравнительных  принципах. В условиях
осуществления рыночных реформ система оказалась  неэффективной, хотя потребность в
них, обусловленная ростом уровня бедности, значительно возросла. Действующая система
социальных льгот  имеет ограниченные возможности  перераспределения ресурсов в пользу
наиболее нуждающихся  граждан.
     Вследствие  этого, планируется провести реформирование системы социальных льгот
и тем самым  достичь следующих целей:
     • рационального использования бюджетных  средств путем их целевого, адресного
     перераспределения в пользу наиболее нуждающихся;
     • замены некоторых натуральных льгот  денежными компенсациями (например,
     льготы  по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезду на городском
     транспорте);
     • приведения социальных обязательств государства  в соответствие с финансово-
     экономическими  возможностями.
     Предполагается категории льготников разделить на три группы. По отношению
к каждой будут  применяться различные меры социальной защиты, компенсирующие отмену большинства установленных законодательством льгот.
     Первая  группа – граждане, которым за особые заслуги перед РФ предполагается
сохранить предоставление льгот вне зависимости от среднедушевого дохода получателей. К этой группе относятся: Герои РФ и СССР, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды и участники ВОВ, лица, ставшие инвалидами в результате защиты конституционного строя и правопорядка, лица, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской
АЭС.
     При замене натуральных льгот компенсациями  необходимо разработать механизм
индексации компенсаций  с учетом инфляции или роста стоимости  соответствующих услуг.
     Финансирование  из средств ФБ.
     Вторая  группа – граждане, которым намечается предоставлять меры социальной
защиты в зависимости  от их среднедушевого дохода и величины ПМ, установленного в
субъекте РФ. К этой группе относятся малообеспеченные граждане, ветераны труда,
инвалиды и  некоторые другие.
     Натуральные льготы предполагается сначала заменить компенсациями, а в
 дальнейшем  их социальную защиту осуществлять на основе закона о государственной
 социальной  помощи.
     Финансирование  за счет средств субъектов РФ.
     Третья  группа – лица, пользующиеся льготами по профессиональному признаку. К
ним относятся  военнослужащие, сотрудники милиции, налоговой  полиции, таможенных
органов, судьи  и многие другие. Финансирование профессиональных льгот должно
проводиться за счет средств, выделяемых на содержание соответствующих министерств,
     ведомств  и организаций.
     С целью перевода льгот (по оплате жилья, коммунальных услуг и телефонов) в форму
оплаты труда  и денежного довольствия готовится  проект федерального закона «О переводе в
денежную форму  некоторых социальных льгот и  внесение изменений и дополнений в
законодательные акты РФ».
     Таким образом, предоставление социальных льгот  будет опираться на
дифференцированный  подход. Категории льготников будут  разделены на три группы. В
основу отнесения  к той или иной группе будут  применены различные меры социальной
защиты: сохранение льгот, замена льгот компенсациями, принцип адресности, повышение
заработной платы  и денежного довольствия некоторым  категориям льготников. 

     Организация экономической деятельности социальной защиты
     населения
     Система социальной защиты включает в себя социальные гарантии, социальную
помощь, социальное обеспечение и социальное страхование.
     Согласно  Конституции РФ, ст.39 каждому гражданину гарантируется социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей.
     К основным видам социального обеспечения  относятся:
• пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет,
социальные пенсии;
• пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и
др.;
• содержание и  обслуживание детей, престарелых, инвалидов  в стационарных
учреждениях;
• медико-социальная экспертиза: реабилитация инвалидов, протезно-
ортопедическая  и медико-социальная помощь и другие.
       Следовательно, социальное обеспечение – система  мер по материальному
обеспечению и  обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а
также лиц, нуждающихся  в социальной помощи.
Сегодня отмечается тенденция роста численности  престарелых и инвалидов, что
требует изменения  социальной политики в отношении  наиболее уязвимых категорий
населения.
       В связи с переходом к рыночной экономике назрела необходимость  введения
страховых механизмов (страховых взносов) и понятия  социального риска. Социальный риск
– это вероятность  ухудшения материального положения  в результате утраты заработка или
трудового дохода по объективным причинам. Речь идет об одной из форм социального
обеспечения –  о социальном страховании. Социальное страхование – это система  мер по
созданию особых денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов субъектов
страхования. В  нашей стране социальное страхование  является государственным и
обязательным.
       Система социального обеспечения объединяет: пенсионное обеспечение,
государственное (обязательное) социальное страхование, обязательное медицинское
страхование.
       Функции социального обеспечения выполняют  различные государственные органы,
министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные
учреждения.
       Экономическую основу социального обеспечения  составляют государственный
бюджет и социальное страхование, отличающиеся по источникам финансирования. Выплаты
по социальному  страхованию производятся из страховых  фондов, которые образуются за
счет отчислений работодателей. Государственные вложения осуществляются за счет
ассигнований  из бюджетов различных уровней. 

     Организационно-экономические  основы пенсионного  обеспечения
     Одним из элементов социального обеспечения  является обеспечение граждан
пенсиями.
     Пенсионная  система России является составной  частью государственного
социального обеспечения. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном
законодательстве: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», « Об обязательном
пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. №, «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.01
№173, Положении о Пенсионном фонде РФ. Экономическую основу пенсионного
обеспечения выполняют  государственный бюджет и пенсионный фонд.
     Известно  две модели пенсионного обеспечения. Первая, когда пенсионная система
функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений – работающих
граждан и нетрудоспособной части населения. Система пенсионного  обеспечения, которая
характеризуется зависимостью демографической и  экономической ситуациями в стране,
является распределительной. Другая модель основывается на накопительном  принципе:
страховые взносы помещаются на пенсионный счет в лицензированную пенсионную
компанию, которая  размещает указанные средства на финансовом рынке. Каждый человек
формирует пенсию сам. Его взносы идут на индивидуальный счет в специализированной
страховой компании. Такая модель является накопительной. 

     Описание  пенсионного фонда  приложение 2 

Организационно-экономические  основы государственного (обязательного) социального
страхования
     Государственное (обязательное) социальное страхование (далее – социальное
страхование) является составной частью социального обеспечения. Декларация о правах
человека (1948 г.) определила права каждого человека на социальную защиту при помощи
социального страхования  при наступлении социального  риска. Социальное страхование
базируется:
     1. на ст.236 КзоТ РФ – все работники подлежат обязательному государственному
     страхованию;
     2. на Положении о Фонде социального  страхования РФ (Постановление Правительства от 12.02.1994 г. №101; 3. на ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 г. №125.
 Средствами  государственного социального страхования  управляет Фонд социального
страхования РФ. 

     Фонд  социального страхования  приложение 3
     ОМС приложение 4 

     Организация экономической деятельности социальных служб. 

     Основой организации деятельности социальных служб является федеральный закон
     «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.95 г. №195. Некоторые
     основные  понятия:
     Социальные  службы – предприятия, учреждения независимо от форм собственности,
     предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся
     предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения. К
     социальным  службам относятся: центры социального  обслуживания, социально-
     реабилитационные  центры для несовершеннолетних, социальные приюты, стационарные
     учреждения (дома-интернаты) и другие.
     Социальные  услуги – действия по оказанию клиенту  социальной службы помощи.
     Клиент  социальной службы – гражданин, находящийся  в трудной жизненной
     ситуации.
     Социальное  обслуживание – деятельность социальных служб, направленная на
     клиента. Виды деятельности:
     • социальная поддержка;
     • оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых,
     психолого-педагогических услуг;
     • оказание материальной помощи;
     • проведение социальной адаптации и  реабилитации.
     Экономическая деятельность социальных служб включает:
     • планирование и финансирование;
     • кадровую политику;
     • организацию и оплату труда работников.
     1) Планирование – это составление  обязательного для исполнения  документа, который
     предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам
     выполнения  социальных услуг.
     Финансирование  – определение источников финансовых средств. Социальные службы
     финансируются за счет средств:
     • бюджетов соответствующего уровня;
     • Фонда социальной поддержки;
     • федерального бюджета в случае выполнения целевых программ;
     • оказания платных услуг;
     • от предпринимательской деятельности;
     • благотворительных организаций  и др.
     Социальные  службы могут финансироваться полностью  бюджетом,
     благотворительными  организациями, за счет предпринимательской  деятельности или быть
     на  смешанном финансировании, т. е. финансироваться  из нескольких источников.
     Учреждения  социального обслуживания независимо от форм собственности
     пользуются  льготным налогообложением, обеспечиваются земельными участками,
     имуществом. 

     Эффективность социальной работы
     Эффективность – категория экономической науки. Холостова Е.И. предлагает два
     определения понятия «эффективность социальной работы».
     1) Эффективность социальной работы  – это соотношение между достигнутыми
результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов.
В данном случае могут возникнуть проблемы измерения (описания) результатов или
эффектов и  затрат. А также влияние затрат на результаты. Кроме того, на результаты могут
влиять и другие факторы и их тоже необходимо учитывать.
Эффективность социальной работы или иначе соотношение  между результатами и
затратами может  быть: высокие результаты при затратах на прежнем уровне; результаты
остаются на прежнем уровне при сокращенных  затратах; результаты возросли при
увеличении затрат.
     2) Эффективность социальной работы (ЭСР) – это фактически достигнутые  и
необходимые результаты (эффекты). Основной проблемой при  таком определении является измерение (описание) результатов.
     Эффективность может быть предполагаемой, т. е. расчетной, планируемой и
фактической (реально  достигнутой).
     Исследования  в области ЭСР были начаты в 1996 г. Разработан понятийный аппарат,
определены методики и методы оценки эффективности социальной работы.
Контурами оценки эффективности являются: деятельность учреждения, уровень
организации труда  работников и квалификации персонала, качество и уровень социального
обслуживания.
     Под предметом оценки ЭСР понимают то конкретное, что может оцениваться.
Например, используемые формы и методы управления социальной защитой, результаты
выполнения целевых  программ, мотивация персонала, результаты социального
обслуживания  и другие. С предметом связаны  методики. Например, контурами оценки
эффективности является качество и уровень социального  обслуживания различных
категорий граждан. Здесь предметами оценки будут виды обслуживания, формы и методы и
технологии социального  обслуживания и результаты социального  обслуживания.
Применяемые методики оценки эффективности следующие: методики оценки
эффективности видов, форм, методов и технологий, результатов социального обслуживания.
     Методика  – это описание некоего порядка, определенной последовательности.
     Методика  включает разделы:
1. назначение;
2. контуры и  предметы оценки эффективности;
3. рекомендуемые  методы оценки эффективности;
4. порядок (технологии) определения эффективности;
5. пример расчета  эффективности (предполагаемой или  фактической);
6. приложения (при  необходимости).
     Основу  методик составляет конкретный оценочный  метод или группа методов.
     Методы  – это способы, приемы оценки.
     Контуры и предметы оценки эффективности  разные, и, соответственно, разными
     будут и методики оценки.
     Если  потребуется определить всестороннюю оценку эффективности социальной
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.