Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философия и культура

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа
по дисциплине «Философия» 
 
 
 
 

Тема: Философия и культура 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

Введение.                                                                                                 3 стр. 

Глава 1. Философия и её развитие. 

    1.1 Понятие философии.                                                                     3 стр.
     1.2. Возникновение и развитие философии.                                      4 стр. 

 
 Глава 2. Культура и её специфика.                                                      

     2.1. Понятие культуры.                                                                      5 стр.
   2.2. Специфика культуры.                                                                  5 стр. 

Глава 3. Философия и культура. 

    3.1. Понятие культуры в философии.                                              6 стр.
      3.2  Философия в системе культуры.                                              10 стр. 

Заключение.                                                                                            12 стр. 

Список  используемой литературы.                                                   12 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

   В системе  чрезвычайно разнообразных знаний  об окружающем нас мире важные  места занимают философия и культура. Зародившись в глубокой древности, они прошли многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения,  различные культуры.
   Сегодня  в условиях интенсивного обновления  общества на глазах меняются  устоявшиеся формы хозяйственной, политической, духовной жизни, разрушаются устаревшие стереотипы мышления, формируются новые взгляды, позиции.
   Формирование  философской мысли привело к  созданию качественно новой формы  материализма, обогащенного диалектикой - учением о развитии. Это повлекло за собой основательное переосмысление самой сути, предназначения философии. Философия в новой ее интерпретации раскрылась как обобщенная концепция общественной жизни в целом и различных ее подсистем - практики, познания, политики, права, морали, искусства, науки, в том числе естествознания, на основе которого во многом воссоздается научно-философская картина природы. Историко-материалистическое понимание общества позволило выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально-исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского мироуяснения.
    Вне  культуры невозможна жизнь человека  и общества. Каждое новое поколение  начинает свою жизнь не только  в окружении природы, но и  в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения к другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Культура - не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для улучшения своей жизни.
   Цель  данной работы не просто исследовать  понятия философии и культуры, но и понять их сущность, их  влияние друг на друга и  взаимосвязь. Ответить на вопрос: что есть философия? Что представляет культура? Вникнуть в саму суть учения.  

    Глава 1. Философия и её развитие. 

    1.1.  Понятие  философии.
1) ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo — люблю и sofia — мудрость; буквально — любовь к мудрости) — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих (Мировоззрение) вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
2) Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания.   
   Словарь  Ньюмана даёт такое определение  слову философия – человеческая  мудрость, мудрствование. Ему вторит словарь Даля, говорящий что философия - это любомудрие, наука о достижении человеческой мудрости, о познании истины, мудрости и добра. А Советский энциклопедический словарь утверждает, что философия – это некая форма общественного сознания, мировоззрение, система определённых идей, взглядов на мир и на то место, которое занимает в ней человек. Также интересное определение даёт словарь греческой лексики под редакцией Лиделла и Скотта, где говорится, что философия – это любовь к знаниям, преследование и отыскивание их. Что – то похожее встречается и в древнегреческо – русском словаре под редакцией Соболевского, определяющего философию как любовь к знанию, любознательность, исследование, учение и даже наука. Одним словом, философия в том понимании, в котором она понималось в древнем мире, может быть определена как поиск истины о природе вселенной и человеке.  

      1.2. Возникновение и развитие философии.
Рождение Философии как специфической формы духовной деятельности было обусловлено великим культурным переворотом в Древней Греции (8—5 вв. до н. э.), общественно-политической основой которого явилась полисная демократия, открывшая дорогу к свободному обсуждению политических, социальных и духовно-нравственных проблем. Термин “Философия” впервые встречается у древнегреческая математика и мыслителя Пифагора (ок. 580—500 до н. э.), истолкование же Философии как особой науки впервые предпринял Платон. В отличие от иных форм мировоззренческого сознания — предшествующей Философии мифологии и религиозного мировоззрения — философское сознание избрало своим ориентиром не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни. Философия противопоставила антропоморфизму мифологии представление о мире как о сфере действия безличных объективных сил, а традиционности и непосредственности мифа — сознательный поиск альтернативных вариантов подобных представлений, их взаимную критику и принятие к.-л. из этих вариантов на основе логической аргументации. Это же стремление к выработке целостной системы миропонимания на основе интеллекта отличает Философию от религиозного сознания (Религия), с которым она в течение многих веков находилась в тесном, порой весьма противоречивом, сложном взаимодействии и для которого характерно преимущественное внимание к эмоциональной сфере мировоззрения, к тревогам и надеждам человека, к поиску веры, к стремлению к личностному общению с абсолютом. Философия, таким образом, выступает как рационально-теоретическая форма мировоззрения. Напряженность творческих поисков философской мысли связана прежде всего со стремлением теоретически осмыслить проблемы взаимоотношений человека и мира, “вписанности” человека в мир, выработать такое целостное понимание мира, которое давало бы возможность включить в него человека и при этом рассматривать человека с точки зрения универсума в целом, понять его место и предназначение в природном и социальном мире. Основной вопрос заключается здесь в том, что человек выступает не просто как часть мира в ряду древних вещей, а как бытие особого рода, выходящее за рамки мира объектов, обладающее душевной и духовной жизнью, способное проявлять активное отношение к миру. В Философии данный вопрос теоретически заострен, выступает наиболее рельефно, составляет основу всех философских размышлений об отношении субъекта и объекта, духовного и материального, сознания и бытия (Основной вопрос философии), свободы и необходимости. “Единство противоположностей”, заложенное в самой сущности философской мысли, связанное с необходимостью “включения” человека в мир и вместе с тем учета его особого места в мире, определяет глубинную диалектику философского сознания. Акцентирование той или другой стороны проблемы, ориентация на тот или мной ее полюс и явились предпосылкой противопоставления материализма и идеализма, философских концепций, стоящих на позициях детерминизма или подчеркивающих значимость свободы воли, антропо-логистских или космологистских тенденций и т. д. Философская мысль всегда двигалась в “силовом поле” взаимной полемики этих концепций и течений, и поэтому внутреннее единство Философии может быть понято только через эту полемику. Через диалогичность философского сознания. Выдвигая определенное понимание “включенности” человека в мир, его места и предназначения в мире, Философия так или иначе, в более или менее явном виде намечает некоторые “предельные основания” сознательного отношения к миру, систему духовных ценностей, определяющих социальную и личностную программу человеческой жизнедеятельности, задает ее смысловое содержание и направленность. Она всегда выступала не просто как констатация “сущего”, а как теоретическое обоснование программы действия человека в мире, реализации “должного”. Философское сознание органически связано с нравственностью. Но в отличие от нравственного и других форм ценностного сознания, реализующих ценности как некие безусловные основания деятельности, Ф. подвергает последние теоретическому критико-рефлексивному анализу, рассматривая ценности как основания отношения к миру, реализации “должного” в контексте бытия, универсума в целом. В своем развитии она постоянно так или иначе опиралась на опыт др. видов общественного сознания, других способов освоения действительности. Значимость влияния науки, нравственности, искусства, идеологии, личностного опыта на философские течения различна, и это во ми. Определяло специфику отдельных стилей философского сознания. Так, скажем, позитивизм, в т. ч. неопозитивизм, стремился ориентироваться на опыт научного познания, экзистенциализм же — прежде всего на опыт личностного отношения к миру. Преимущественное обращение к тем или иным формам сознания обусловливает и различие в отношении понимания роли рациональности а философском сознании; наряду с последовательной ориентацией на рациональное познание, а с развитием науки — на научное познание (Сциентизм) в Философии существовали и существуют течения, опирающиеся на интуицию, личностно-эмоциональный опыт, эстетическое восприятие мира и пр. Однако и эти направления, коль скоро они опираются на рациональный анализ исходной философской проблематики, на аргументацию в выборе позиции, не выходят за рамки Философии как формы теоретического сознания. Опираясь на опыт различных форм познавательного, ценностного и практического освоения мира, осмысливая и перерабатывая в своих понятиях мировоззренческие идеи, рождаемые в политическом, юридическом, нравственном, художественном, научном, техническом сознании, синтезируя, многообразные системы, практические знания, а с возрастанием роли науки — нарастающие массивы научного знания, Философия осуществляет интеграцию всех форм деятельности человека в данный исторический период, выступает в качестве самосознания эпохи. Маркс рассматривал Философию как особый тип духовной деятельности, непосредственно сопряженный с социальной практикой данной эпохи, ориентированный на решение тех задач, которые наиболее актуальны в определенный исторический период. В совр. условиях эти задачи связаны прежде всего с выработкой сознания, предполагающего ответственность людей перед лицом глобальных проблем, от которых зависит выживание человечества, с развитием нового мышления в отношениях между людьми, определением приоритетных целей и направлений в решении социально значимых проблем, в осуществлении перестройки всех сторон жизни нашего общества. 

Глава 2. Культура и её специфика. 

     2.1. Понятие культуры.
1)КУЛЬТУРА – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики.
2) Обобщенное определение культуры
Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.)
3) КУЛЬТУРА, -ы   Совокупность производственных, общественных  и духовных достижений людей.  История культуры.1
4)КУЛЬТУРА — это мир, высших творений, созданный и создаваемый человеком в ходе своей деятельности.
5) КУЛЬТУРА (лат. cultura) - первоначально обработка и  уход за землей (лат. agricultura), с  тем чтобы сделать ее пригодной  для удовлетворения человеческих  потребностей, чтобы она могла  служить человеку (отсюда — «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi)В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.
Культура, рассматриваемая  с точки зрения содержания, распадается  на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа  данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает или бескультурье, и «рафинированную культуру». В старых культурах наблюдается подчас усталость, пессимизм, застой и упадок ее. Эти явления позволяют судить о том, насколько носители культуры остались верны сущности своей культуры. Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура- это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация — совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта.2 

    2.2. Специфика культуры.
Деятельность  человека, на какие бы виды она не подразделялась, в конечном счете  сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной, нетронутой природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека.
Принято различать материальную и духовную культуру.
К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.
К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура проявляет себя в «вещной» форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой.
Культура  как философская  категория охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами современности.
Культура - это  не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся  способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и  манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих эмоций, чувств, а также уровень мышления.
Культура - это  сочетание материальных и духовных ценностей. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство негодования, ненависти или презрения. Таким образом, можно сказать, что ценность - это субъективно-объективная реальность. Вот почему, утверждая, что о вкусах не спорят, реально о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на приоритет и объективность именно своего вкуса. Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов.
Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или созданная человеком, имеет кроме своего физического еще и общественное бытие: она выполняет исторически закрепленную за ней человеческую функцию и поэтому имеет общественную ценность. Например, стол - не просто доска, опирающаяся на четыре ножки, но и вещь, сидя за которой, люди питаются или работают.
Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности, и т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении с природой и социальной действительностью.
Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих вкусов, потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к нему находится в непрерывном единстве. Таким образом, понятие ценности неотделимо от понятия культуры. 

Глава 3. Философия  и культура. 

    3.1. Понятие культуры в философии. 

Культура как  явление  общественной  жизни  является  объектом  изучения  для многих наук. Ее исследуют  история  и  эстетика,  психология  и  социология, археология, этнография. Например,  этнографию  интересует  культура  этноса, т.е.  конкретной  народности,  нации  или  всего народа.  Эстетика  изучает художественную  культуру,  которая создается в рамках   различных   видов искусства. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении этого сложного феномена.
Философия также  изучает  культуру,  но  не  ее  единичные  проявления.  Она рассматривает культуру как  целостное  и  многомерное  явление  общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том,  что  такое  культура, какое место она занимает в историческом  процессе  и  какую  роль  играет в социализации  человека.   Философию   интересуют   самые общие   проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни. Термин  «культура»  весьма  многозначен.  В специальной и   художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так,  в  обыденной жизни   под   культурой   обычно   понимается   уровень   образованности   и воспитанности человека, в  отличие  от  невежества  и  невоспитанности.  Для эстетики  культура  —  это  многочисленные  произведения  профессионального искусства и народного творчества. В общественной  жизни  широко  применяются такие понятия,  как  «культура  мышления»,  «культура  речи»,  «политическая культура», «культура производства» и др.  Что  же  такое  культура  с  точки зрения философии?
Впервые этот термин был применен римским  оратором  и  философом  Цицероном. Под культурой  он понимал позитивное воздействие  философии  на  ум  человека.
По  его  мнению,  философия  есть  «культура  ума»,  тонкий  инструмент  для познания мира и человека в нем. В средние века культура ассоциировалась прежде всего с личным  совершенством человека. Культура — это богоподобие человека,  самопознание,  его  служение Богу и самоукрощение. В эпоху Возрождения под культурой  стало  пониматься  соответствие  человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально  развитый человек, разумный и деятельный. Просветители XVIII в. (Ф.Вольтер, Д.Дидро и др.) смотрели  на  культуру  как на    воплощение    разумного.    Соответственно,     культурность     нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их дикости.  Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью  считалось  сделать  всех людей счастливыми. В то же историческое время появилась и пессимистическая трактовка  культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление  культуры  природе.  Такую позицию исповедовал Ж.Ж.Руссо, считавший, что культура  является  источником несправедливости  и  зла  в  обществе.  По   его   мнению,   она   разрушает нравственность людей и не делает их  более  богатыми  и  счастливыми.  Руссо считал, что все пороки в человеке  идут  не  от  природы,  а  от  достижений культуры.  Он  делал  категоричный  вывод  о  том,  что  человеческие   души развращались по мере того,  как  совершенствовались  науки  и  искусства,  и поэтому  образованные  нации  (например,   Египет,   Греция)   легче   всего становились добычей иноземных завоевателей. Руссо призывал жить  в  согласии с природой, вдалеке от городов, а воспитание человека осуществлять  на  лоне природы и в соответствии с ее требованиями. В  немецкой  классической  философии  культура  воспринималась   как   сфера духовной  свободы  человека.  Эта  философия   решительно   разделила   весь окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось,  что  культура — это мир идей и вещей, созданный в  ходе  человеческой  деятельности.  Рост культуры рассматривался как один из законов истории общества.  Такой  подход наиболее отчетливо проявился в творчестве И.Гердера. Он обосновывал  идею  о том, что культура - это прогресс в развитии способностей человеческого  ума. Важнейшим проявлением культуры является, по мнению  философа,  язык.  Каждый народ  создает  свою  собственную  самобытную  культуру,  которая  выполняет цивилизующую функцию. В классической  марксистской  философии XIX  в.  понятие культуры   стало употребляться для характеристики  творческих  сил человека  и совокупных результатов   его   деятельности.   В    марксизме    подчеркивалась    идея обусловленности культуры  конкретным  способом  материального  производства, характером  общественно-экономической   формации   и   исторической   эпохи. Считалось,  что  культура  всегда  носит   конкретно-исторический   характер (первобытная, буржуазная и т.д.), а ее высшим  проявлением  станет  культура коммунистического общества. В марксизме исследовались различные проявления культуры — культура труда, политическая культура и др. Разнообразные трактовки понятия культуры появились  в философии на  рубеже XIX и начала XX вв. Ф.Ницше доводил традицию критики культуры до предела и рассматривал ее  лишь как средство для подавления и порабощения человека  с помощью правовых  и иных норм, предписаний и запретов.  По  мнению  философа,  это  необходимо, поскольку человек есть существо природное и  властолюбивое,  антикультурное. Только сверхчеловек (сильная  личность)  сможет  разорвать  сковывающие  его путы  культуры  и  силой  своей  энергии  и  влечений  стать   свободным   и
независимым. О.Шпенглер в своей теории «локальных культур»  отрицал  прогресс  в  истории
культуры и  наличие в ней  органического  единства  разных  культур.  По  его мнению,  вся  культура  распадается  на  ряд  независимых   и   неповторимых организмов. Они не связаны друг с другом  и закономерно проходят  в своем развитии стадии возникновения, расцвета и умирания. Шиенглер был убежден в том, что единой  общечеловеческой  культуры  не  существует.  Он  выделял и характеризовал восемь локальных культур — египетскую, индийскую,  китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую,  западноевропейскую,  культуру  народов майя  и  русско-сибирскую.  Все  они  рассматривались  им  как  существующие независимо друг от друга и  самостоятельно.  Подобные  идеи  развивал  также
английский социолог и историк А.Тойнби в теории «цикличности»  культуры. Основатель психоанализа З.Фрейд  исходил  из  идеи  вечного  и  неустранимого противоречия между  человеком и культурой.  По  его  мнению,  человек  —  это  существо исключительно природное, наделенное  совокупностью  потребностей  и инстинктов. Культура  же  враждебна  человеку,  поскольку  она  ограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инструментом  подавления человека с  помощью  норм  и  запретов.  С той поры  «техника» подавления человека стала куда более совершенной и разнообразной.  Фрейд был убежден,
что современный  человек является в большей степени  пленником культуры в сравнении  с его первобытными  предками,  и  эта тенденция в итоге  погубит все человечество.
  В XX в.  имелись и иные представления  о культуре. Так, в некоторых  учениях (Д.Белл, Р.Арон и др.) культура  сводилась прежде всего к   достижениям  науки и  техники,  которые  якобы   способны   обеспечить   стремительный   прорыв человечества в блестящее будущее. Напротив, в докладах Римского  клуба  было сделано ударение на необходимости  совершенствования,  прежде  всего  самого человека, если он желает выжить в условиях  обострения  глобальных  проблем. А.Швейцер полагал, что  современная  культура  призвана  быть  прежде  всего
«живой этикой»,  в  основе  которой  должно  лежать  благоговение  ко  всему  живому.  Быть  культурным  в  наше  время  означает  активно  способствовать сохранению жизни на нашей планете.
  В русской  философии  понятие культуры  традиционно имело прежде  всего высокое нравственное наполнение. В этом  проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами. Зло есть то, что разрушает жизнь и мировую  гармонию.  Напротив, Добро - это творение жизни и гармонии в  ней.  В  этом  и  состоит  основное предназначение человеческой  культуры  как  сгустка  морали  и  мудрости.  В русской философии  подчеркивалась  самобытность  отечественной  культуры во всех ее проявлениях — образ жизни и традиции,  формы экономической жизни. Культура России своеобразна, как и сама  «русская  душа»,  мировоззрение и мироощущение россиянина. В ней очень большую роль  играет  духовное  начало, культ добра и справедливости, а не вещей и торгашества. Россия находится  на пересечении двух потоков мировой истории и  культуры  —  Востока  и  Запада. Именно поэтому она  «обречена»  на  диалог  с  другими  культурами  и  имеет богатейшие возможности для духовною обогащения благодаря такому диалогу.
  Как видим,  в истории философии выделялись  и изучались  различные   стороны культуры.  Суммируя  все   сказанное  выше,  ответим   на  вопрос  о  сущности культуры  с позиций философии.
  Термин «культура»  переводится  с  латинского  языка как «возделывание», «уход»,  «обработка»,  «почитание» и   т.п.   В   основе   культуры   лежит деятельность человека как основной способ  его существования в мире.  Эта деятельность весьма разнообразна но форме и сферам  своего  проявления  и, следовательно, культура тоже многолика. Однако  культура  — это не  только живая деятельность  человека,  но  и ее  предметные  воплощения,  а также
отношения  между  людьми  как  ее  творцами.  Культура  —   это   сложнейший социальный организм, который рождается,  живет и умирает,  уступая дорогу новым культурным явлениям.
  Культура  есть философское  понятие   для  характеристики  развития  сил  и способностей человека  как деятеля. В своей действительности  она  включает  в себя сущностные  силы человека; процесс их применения  (труд,  деятельность); предметные  воплощения  этой  деятельности  (идеи,  вещи);  отношения  между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.).  Культура  —  это  все, созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком  мир.  Это  «вторая природа», существующая наряду  с  обычной  природой.  Культура  представляет собой сверхсложную реальность, которая создается в соответствии  с  замыслом человека как ее творца. Ее краткая формула  может  быть  изложена  следующим образом:  культура  =   живая   деятельность   человека   +   овеществленная
деятельность  человека. В своей реальности она  представляет  собой  комплекс достижений человечества.
  Раскрывая  сущность культуры,, следует  сделать   одно  важное  примечание. «Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака?» —  спрашивал  русский философ П.А.Флоренский. Принято считать, что  культура  есть  лишь  то,  что отвечает  высоким  гуманным  критериям  и  служит  интересам   общественного прогресса и благу общества. Культурно только то, что  нравственно.  Вряд  ли умение убивать людей можно отнести к культуре. В противном случае Гитлера  и Сталина  мы  бы  причислили  к  числу  самых  культурных  людей  в   истории
человечества.  Подобные  явления  указывают  на  наличие в   обществе   так называемой  антикультуры.  К сожалению,  она тоже  весьма  разнообразна  и свидетельствует о весьма  противоречивом  бытии   человека   в   мире,   о трагичности его существования.
  С точки  зрения своего внутреннего строения культура имеет два  слоя.  Во- первых, это материальная культура человечества —  орудия  труда  и  техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами  навыки  труда  людей. Во-вторых, это духовная  культура,  которая  включает  совокупные  знания  и методы  познания,  формы  мышления.  Сюда  относятся  также  и  общественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др.  Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух  пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез.  К  ним  можно  отнести политическую культуру как единство  политического  сознания  и  политической деятельности. Это и художественная культура как мир произведений  искусства, каждый из которых несет в себе один или  же  много  художественных  образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.
  Духовный  слой  в  культуре  играет  особо  важную  роль.  По  определению С.Л.Франка, культура  — это «осадок  духовной  жизни  человечества».  Русский художник и философ Н.К.Рерих  воспринимал  культуру  как  самоорганизующуюся систему духа,  которая  действует  в  соответствии  с  уровнем  и  качеством «энергетики» этого духа. Называя культуру «Садом Прекрасным»,  Рерих  ставил в ней на первое место Красоту как внутренний закон духа. Этот закон  придает культуре порядок и гармонию, утонченность и органическую связь с Космосом.
  В каждой  национальной  культуре  всегда  есть  ее  духовное  ядро,  некая  сердцевина,  вокруг  которой   и  формируется  вся   система   культуры.   На протяжении  всего  уходящего  тысячелетия  для  России  таким   ядром   было православие как мировоззрение  и  мораль,  как  образ  жизни.  Оно  наложило огромный отпечаток на искусство (например, иконы как жанр в  изобразительном искусстве),  на  быт  людей  и  их  традиции,  на   политическую   жизнь   и
государственность, на формы хозяйственной деятельности  и  трудовую  мораль, на другие стороны  культуры.
Многомерность культуры как социального явления  проявляется  также  и  в  ее функциях.  Прежде  всего  она  выполняет  познавательную  функцию,   которая позволяет получать знание о мире и человеке в нем. Такую  роль  выполняет  в первую очередь наука и иные формы познания — мифы, искусство, религия. Практическая  функция   говорит   о   том,   что   культура   служит   целям преобразования  природы с помощью знаний  и орудий  труда.  Эта функция символизирует выделенность  человека  из  остального   животного   мира   и
возвышение над  ним как существа активного и  творящего. Аксиологическая функция означает, что культура есть «вместилище»  ценностей, т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека  —  идей,  идеалов, образов  и  т.д.  Веками  общество  накапливало  общечеловеческие  ценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.