На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реформы Петра I: цели, содержание, последствия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Введение.
           Первая четверть XVII века – важная эпоха в российской истории, когда произошли существенные сдвиги в жизни, экономике, развитии производительных сил, государственном строе и культуре России. Но особенно значительные изменения наметились в международных отношениях. Именно в этот период Россия вошла в число сильнейших держав Европы. Конечно, в XVII веке и даже до начала XVIII века, начиная примерно со второй половины XV века, Русское государство росло, расширялось, накапливало силы и постепенно все более привлекало внимание сначала соседних, а затем и более отдаленных государств. Но вплоть до начала XVIII века, до Петра I, сфера участия России в европейских международных отношениях ограничивалась соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы - Польшей, Швецией и Крымским ханством. Участие в западноевропейских делах Россия не принимала, а ее политические контакты со странами Западной Европы были эпизодическими.
              Эпоха петровских преобразований  неоднократно привлекала внимание  исследователей. Еще в дореволюционной историографии сложилось два противоположных взгляда на причины и результаты петровских реформ. Одни историки полагали, что Петр I нарушил естественный ход развития страны, внеся перемены в экономику, политику, культуру, традиции, нравы, обычаи. Другие исследователи считали, что Россия была подготовлена к преобразованиям всем предшествующим ходом исторического развития.  Действительно, достаточно ясно прослеживается связь многих явлений экономической и социально-политической жизни страны конца XVII в. с петровскими преобразованиями. Необходимость преобразований диктовалась прежде всего потребностью преодолеть экономическую отсталость страны, нужно было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать промышленность, перестроить систему управления страной.
             Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.  

1. Россия на рубеже XVII-XVIII вв. Предпосылки петровских преобразований.
   
     Личность Петра I можно по праву отнести к ярким историческим деятелям мирового масштаба. Пётр I  родился 30 мая 1672  года,  от  второго брака царя  Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной,  воспитанницей боярина А.С. Матвеева. Первая жена царя, дочь И.Д.  Милославского  Марья  Ильинична, умерла, оставив ему двух сыновей Фёдора и  Ивана,  и  много  дочерей.  При царе Алексее в царском  семействе  образовались два  враждебных друг  другу круга родных: старшие дети царя  с Милославскими и Наталья Нарышкина  с сыном и родней.
     Царь  Фёдор Алексеевич умер, не  оставив наследников престола.  По общему мнению, наследовать престол должен был его брат  Иван, но 15-летний Иван был очень болезненным и малоумным, поэтому не  мог принять  власти. Зная это, любимцы царя Фёдора (Языков, Лихачёв и  др.)  устроили  дело  так, что сразу после его смерти патриарх Иоаким и  бояре  провозгласили  царём младшего царевича Петра I. Но таким образом права царевича Ивана были  нарушены  и  его родные не могли примириться с  происшедшим.  Самыми решительными среди них были  царевна Софья Алексеевна и боярин Иван Михайлович Милославский, против  своих  врагов  (Языкова  и  Нарышкиных)  они  подняли стрелецкое войско.
       Через неделю после начала бунта, 23  мая, победители  потребовали  от
правительства, чтобы царями были назначены оба  брата; ещё неделю спустя, по новому требованию стрельцов,  за  молодостью  царей правление было вручено царевне Софье. Вследствие неблагоприятных условий  детства Пётр остался без правильного образования и вместо богословско-схоластических познаний приобрёл военно-технические. Участие Петра в государственных  делах,  во  время  регентства  Софьи (1682 – 1689 гг.), ограничивалось присутствием на торжественных церемониях.
       С 1689 г. Петр стал самостоятельным правителем безо всякой видимой опеки над ним. Обдумывая пути коренных перемен в жизни страны, направления России по пути европейской цивилизации, Петр понял, что может опираться на опыт отца, поскольку в период его правления были подготовлены многие из тех резких перемен в жизни страны, которые в дальнейшем он предпринял.
       Важнейшей задачей, стоявшей перед Петром, было продолжение войны с Крымом. Было решено овладеть Азовом — турецкой крепостью в устье Дона. В 1695 г. русские войска осадили Азов, но из-за недостатка вооружения, слабой выучки, плохо подготовленной осадной техники и отсутствия флота Азов не удалось взять. Потерпев неудачу под Азовом, Петр со свойственной ему энергией принялся за строительство флота, вдвое была увеличена сухопутная армия.
       С целью лучше узнать расстановку сил, укрепить положение России и союз европейских держав против Турции в Европу было организовано так называемое "великое посольство". Кроме того, Петр стремился наладить торговые, технические и культурные связи с развитыми европейскими державами, получить представление об их образе жизни. Весной 1697 г. посольство из 250 человек двинулось в путь. В его составе под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам Петр. Путь посольства лежал через Ригу и Кенигсберг в Голландию, бывшую в то время крупнейшей морской державой Европы, и Англию. Кроме переговоров и выяснения расстановки сил в Европе Петр много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела, знакомству различными сторонами жизни европейских стран. Он посещал верфи и арсеналы, мануфактуры и школы, парламент и обсерваторию. В ходе "великого посольства" Петр убедился, что сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка в борьбе за Балтику. Первые нововведения Петра начались сразу после возвращения "Великого посольства" из-за границы.
       Прежде чем рассматривать цели  и содержание реформ Петра  Великого, следует ознакомиться  с положением России на рубеже 17-18 вв.
       На протяжении XVII в. в истории России произошли большие перемены, которые касались всех сторон ее жизни. К этому времени территория Российского государства заметно расширилась – потерянные еще в начале XVII в. в результате интервенции и захвата территории были почти полностью возвращены, за исключением прибалтийских и карельских земель, остававшихся под властью Швеции. В состав России вошли Левобережная Украина с Киевом и область Запорожья, шло продвижение в Сибирь, где россияне достигли берега Тихого океана. В целом в XVII в. пределы России подошли вплотную к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану.
        XVII век в истории России ознаменовался дальнейшим развитием феодально-крепостнической системы, значительным укреплением феодальной земельной собственности. Новая феодальная знать сосредоточивала в своих руках огромные вотчинные богатства. В результате массовой раздачи правительством России земли увеличилось землевладение дворян. Россия в XVII в. была феодальной страной, в которой господствовала феодальная собственность на землю, являвшаяся основой общественного строя.
     Господствующим классом в XVII в. были феодальные землевладельцы, светские и духовные помещики и вотчинники. Этот класс в этот период начал приобретать сословную замкнутость. К другому классу феодального общества относилось крестьянство, которое к этому времени постепенно начинало изживать прежнее деление на многочисленные категории. Происходит укрепление феодально-крепостнического строя, по существу оформляется общегосударственная система крепостного права.
     В этих условиях особое значение приобретает развитие торговли в самом широком смысле этого слова. В России образовалось несколько крупных торговых центров, среди которых выделялась Москва с ее громадным торгом, с более чем 120 специализированными рядами. Руководителями и хозяевами этого процесса были купцы. Но развитие купечества в России сильно тормозилось из-за отсутствия выхода к морям, засилья в стране иностранного капитала: английский, французский, голландский торговый капитал в эти годы стремился захватить внутренние рынки России. Вывоз товаров из России и ввоз в нее были сосредоточены вначале в руках англичан, а затем голландцев.
     В эти же годы в стране то и дело вспыхивали восстания, в частности достаточно мощное Московское восстание 1662 г. Наиболее же крупным выступлением было восстание Степана Разина, который в 1667 г. повел крестьян на Волгу. После крестьянской войны в России был осуществлен ряд важных государственных мероприятий, в числе которых переход к системе подворного обложения, преобразования в армии и др.
     Таким  образом, накануне петровских  преобразований Россия была отсталой  страной, что представляло серьезную  опасность для независимости  русского государства. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западно-европейских стран. Русское войско в основном состояло из отсталого дворянского ополчения и плохо вооруженных и обученных стрельцов. Не отвечал потребностям страны и сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия. Отставание Руси отмечалось и в области духовной культуры – в народные массы просвещение практически не проникало, и даже в правящих кругах было немало необразованных и вовсе неграмотных людей.
     Конечно,  к этом времени в истории  страны уже произошли значительные  сдвиги в ее развитии – возникли  первые промышленные предприятия  мануфактурного типа, росли кустарные  промыслы, ремесла, развивалась торговля. В последней четверти XVII в. в политическом строе России отчетливо проявляются тенденции оформления абсолютизма.
     Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула; в отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земские соборы; в эволюции приказной системы, а также состава Боярской думы; в расширении участия различных слоев населения в государственном аппарате, и, наконец, в победном исходе для царской власти ее соперничества с властью церковной.
       Изменения организации местного управления также отражали тенденцию к централизации и падению выборного начала. Власть в уездах сосредоточилась в руках воевод, заменивших всех должностных лиц земских выборных органов.
Серьезное препятствие  на пути перехода к абсолютизму создавала церковь, которая по-прежнему претендовала на большую власть. Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры. Таким образом, Россия самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, т.к. только таким путем она могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.   
       Реформы Петра были его личным  делом, беспримерно насильственным, но необходимым.  Основной движущей  силой петровских реформ стала  война. Внешние опасности государства  опережали естественный рост  народа, закосневшего в своем  развитии.
     С цивилизационной точки зрения реформы стали первым опытом модернизации отсталой аграрной страны, вызванной, скорее, не внутренним развитием и потребностями общества, а вызовом внешних обстоятельств. Вот почему эта модернизация, принявшая в условиях начала ХVIII в. форму европеизации (вестернизации), отличалась поверхностным и выборочным заимствованием у европейских стран технических достижений для военных целей в обмен на сырье; ужесточением эксплуатации собственного народа традиционными методами; растущей централизацией и бюрократизацией системы управления.
        Главное отличие Петровских реформ  состояло в том, что они носили  всеобъемлющий характер, охватывали  все стороны жизни народа, в  то время как другие внедряли  новшества, касающиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства. Преобразования первой четверти 18 века позволили России сделать определенный шаг вперед, было покончено с политической и экономической изоляцией, Россия стала великой европейской державой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Реформы Петра I: цели, содержание, последствия. 

      Преобразования Петра I начались на рубеже двух веков и продолжались до его смерти в 1725 году. В своей реформаторской деятельности Петр I опирался на европейский опыт, но действовал исходя из практических потребностей, не имея строгой системы и программы преобразований.  

     Преобразования в экономической сфере. В Петровскую эпоху совершила гигантский скачок российская экономика, и, прежде всего, промышленность. Целью Петра I  было создать новую промышленность быстро и на высоком уровне, чтобы ее продукция могла конкурировать с западными образцами.
     Петр начал с создания тяжелой промышленности — металлургии, горного дела, кораблестроения. К середине XVIII в. Россия выплавляла чугуна в полтора раза больше Англии и занимала ведущее место по производству металла. Рост производства металла был обусловлен также Северной войной. Наряду с существовавшими еще в XVII в. заводами в районе Тулы, Каширы и Калуги возникли металлургические мануфактуры в Карелии (Петрозаводск и др.), поблизости с театром военных действий, а затем и на Урале. К середине XVIII в. 61 завод из 75 действовал на Урале. Крупнейшими в мире металлургическими заводами стали Невьянский, Каменск-Уральский, Нижне-Тагильский, Екатеринбургский и др. Производство металла позволило создать, кроме Тульского, оружейные заводы в Сестрорецке и в Олонецком крае.
        В центре страны наибольшее развитие получила текстильная (суконная, полотняно-парусная) и кожевенная отрасли промышленности, которые также работали в основном на армию. Наиболее значительными предприятиями были Московский суконный двор, Большая Ярославская мануфактура, суконные
мануфактуры в Воронеже, Казани, на Украине.
        В первой четверти XVIII в. возникли новые отрасли производства: судостроение (в Петербурге, Воронеже, Архангельске), шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги (в Петербурге, Москве). Дальнейшее развитие получило ремесло. В 1722 г. был издан указ о создании ремесленных цехов в русских городах. Образование цехов, с одной стороны, отражало подъем ремесла на более высокий уровень, но, с другой, цеховая замкнутость препятствовала вступлению в них русских горожан и крестьян и тем самым тормозила развитие мелкотоварного производства
       Происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
       Усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.
       Политика государства была также  направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.) Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. был издан указ, разрешавший заводчикам-недворянам покупать и переселять крестьян на заводы. Таких работников называли посессионными крестьянами. С самого начала крупного мануфактурного строительства, при недостатке рабочих рук, особенно на Урале и в Карелии, к заводам стали приписывать крестьян, которые свои подати государству платили не деньгами, а отрабатывали на заводах по установленным расценкам – приписные крестьяне. Указом 1736 г. такие работники закреплялись за заводами навечно, их можно было продать лишь вместе с ними.  Позднее такие работники слились с посессионными крестьянами.
       Положение крестьян было очень  тяжелым. Они работали по 12-14 часов  в сутки, заработная плата была  очень маленькой. За малейшие  провинности следовали жестокие  наказания. Насилие и принуждение  с первых шагов становления  российской промышленности превращались в сильнейший тормоз ее развития.
       Обеспечение огромного бюрократического  аппарата, который получал жалование  из государственного бюджета, создание и содержание армии требовали огромных финансовых затрат. Появилась государственная роспись доходов и расходов. Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась «душа» мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства – примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год. При Петре  неизмеримо выросло число косвенных налогов и разного рода чрезвычайных сборов и повинностей (в 4-5 раз). Косвенными налогами облагалось практически все: бани, гробы, причалы и перевозы, гербовая бумага и одежда, право носить бороды. Тяжесть налогового гнета вызвала бурный рост недоимок и бегство крестьян и посадских людей на окраины. В целях противодействия побегам была введена паспортная система. Паспорта выдавались на срок до 3 лет с указанием всех основных характеристик личности: рост, лицо, особые приметы, которые заменяли фотографии.
     Таким образом, особенностью развития русской промышленности первой половины XVIII в. было широкое использование феодально-зависимого, несвободного труда. Русская мануфактура, особенно в таких отраслях, как металлургия, полотняная и суконная промышленность, сближалась с крепостной вотчиной. К концу петровского царствования Россия превратилась в страну с сильно развитой тяжелой, в том числе военной, промышленностью. По выплавке чугуна она вышла на третье место в Европе, начала продавать высококачественное железо за рубеж, хотя еще в конце 17 в. ввозила его. 

       Преобразования в социальной сфере. Смысл и цель социальной политики Петра заключались в юридическом оформлении прав сословий, укреплении класса феодалов в государстве. Созданное в XVII в. прикрепление крестьян к земле на практике в конце века перешло в личную зависимость крестьян от землевладельцев. Крестьяне, как холопы, продавались без земли. В то же время холопы по воле господ садились на пашню и своей жизнью и хозяйством ничем не отличались от крестьян. Правительство еще до Петра заметило таких холопов и облагало их наравне с крестьянами государственными податями. Результатом этого было то обстоятельство, что и крестьяне, и холопы чрезвычайно сблизились между собой на деле, хотя строго различались по закону. Петр застал это положение и смешал крестьянство с холопством в один податной и зависимый от землевладельцев класс. Смешение крестьян и холопов произошло не на основании прямого об этом закона, а как следствие податной реформы Петра.
     Результаты проведенной переписи населения позволяют сказать, что население России насчитывало тогда примерно 15 млн. человек. Холопы и все "вольные гулящие люди" были обязаны платить налог наряду с крепостными крестьянами, частью которых они стали. Помещичьи и монастырские крестьяне платили в казну 74 копейки в год. Черносошные крестьяне, ясашные — нерусское население, вносившее оброк мехами, и однодворцы — мелкие служилые люди южных окраин страны, — платили налог на 40 коп. больше, чем владельческие, т.е. один руб. 14 коп. Эта категория населения получила название государственных крестьян. Если
частновладельческие крестьяне несли, кроме налога на государство, еще помещичью барщину или оброк, то для государственных крестьян 40-копеечный налог приравнивался к барщине или оброку.
        Городских жителей разделили  на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. Регулярные граждане делились на две группы: к первой – гильдии – принадлежали банкиры, купцы, доктора и аптекари, шкиперы, живописцы и ювелиры, художники и ученые. Вторую составляли мелочные торговцы и ремесленники, объединенные в цехи. Нерегулярными или "подлыми" считались горожане, не имевшие собственности, "обретающиеся в наймах и черных работах". В соответствии с указом 1720 г. суд, сбор налогов и городское благоустройство были переданы городским магистратам, избиравшимся регулярными гражданами. Для руководства магистратами был создан Главный магистрат. Таким образом, в своей политике относительно города правительство руководствовалось прежде всего фискальными соображениями.
       В эпоху Петра произошел и  распад некогда единого сословия "служилых людей". Верхушка служилого сословия — служилые "по отечеству", т. е. по происхождению, стали дворянами, а низы сословия служилых "по отечеству" — так называемыми "однодворцами".
       В 1714 г. был издан "Указ о единонаследии", по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти. Основной смысл закона заключался в том, чтобы создать у основной массы дворянства материальную заинтересованность в службе государству – дворянские дети, не имея перспектив наследования, вынуждены были теперь связывать свое благополучие с получением образования и службой в армии, флоте или бюрократическом аппарате.
       В 1722 г. последовало издание "Табели о рангах", разделившей военную, гражданскую и придворную службы. Теперь принцип занятия той или иной государственной должности по знатности заменялся бюрократическим. Все должности подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие. Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асессор), или офицер получал потомственное дворянство (так было до середины XIX в.). Господствующий класс укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий.
       Итак, обзор сословных реформ показывает, что Петр многое изменил в сословной жизни и отношениях. Шляхетство стало правильнее служить и получило лучшее обеспечение за свою службу; крестьянство слилось с холопством в одну податную категорию и, не теряя гражданской личности, стало под личную власть помещика; горожане получили право самоуправления и некоторые привилегии. Внешние формы общественных отношений очень изменились, но, по сути, общественный строй остался старым. Государство сохранило свой земледельческий и военный характер, дворянство — свое высокое административное и экономи-ческое положение, крестьяне по-прежнему относились к государству через землевладельца, а городскому сословию по-прежнему принадлежала далеко не главная роль в развитии народного хозяйства. 

      Административные реформы Петра. Эти реформы развивались без строгой системы, путем частных нововведений в центральном и местном управлении.     
        Вместо Боярской думы была создана Ближняя канцелярия, членов которой Петр назвал министрами и жестко контролировал.
       Образцом для  реформы государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта – привлекательным для Петра был принцип камерализма, на котором была построена шведская государственная система:
1) это функциональный принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере;
2) это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установления единообразия штатов и жалованья.
     Используя шведский опыт и шведские образцы, Петр, как правило, вносил обусловленные особенностями России изменения.
     Верховным органом управления страной в отсутствие монарха стал созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат.
        В своем наказе  Сенату Петр  определил его обязанности как высшего судебного, исполнительного и частично законодательного органа. Под ведением Сената стоял ряд центральных учреждений, известных под названием коллегий; они были учреждены в 1718 г. и окончательно сформированы в 1720 г. Коллегии заменили собой старые приказы. С учреждением Сената, мало-помалу присваивавшего себе функции главнейших приказов, эти последние заменялись «столами» Сената, мелкие же приказы превращались в канцелярию и конторы разных наименований и сохраняли прежнюю организацию. Вместо полусотни приказов, чьи функции переплетались и не имели четких границ, было учреждено 11 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иностранных дел — внешними отношениями, Военная — сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская — флотом, Камер-коллегия — сбором доходов, Штатс-коллегия — расходами государства, Вотчинная — дворянским землевладением, Юстиц-Коллегия – судебными делами, Ревизион-коллегия – финансовым контролем, Мануфактур-коллегия — промышленностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия. Также действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.
       Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии. Присутствие состояло из президента, вице-президента, советников, асессоров и 2 секретарей, которые были начальниками канцелярии. Всего в присутствии было не более 13 человек, и дела решались большинством голосов.
       Всматриваясь в различия между коллегиями и старыми приказами, мы видим, что система коллегий значительно упростила прежнюю путаницу ведомств, но не уничтожила того смешения личного начала с коллегиальным, которое лежало в основании прежнего центрального управления. Влиятельные президенты и приставленные к коллегиям для общего контроля прокуроры нарушали коллегиальный строй своим личным влиянием и наделе заменяли иногда коллегиальную деятельность единоличной.
     С целью укрепления власти на местах страну в 1708 г. разделили на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую. Азовскую и Сибирскую. Позднее губерний стало 11.
Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию и делилась на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных движений. Провинции, в свою очередь, делились на уезды. Во главе крупных провинций стояли губернаторы, а во главе остальных – воеводы.
     Таким образом, сложилась единая для всей страны административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.