На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности бухгалтерского учета в банках

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
       Содержание 

Введение            3
Теоретическая часть:
1 Учет и отчетность банка: основные понятия      5
      Бухгалтерский учет и его задачи в банке      5
      1.2 Правовая база бухгалтерского  учета       6
1.3 Принципы учета в банках        8
 1.4 Учетная политика банка         10
2 Баланс коммерческого банка         16
 2.1 Базовые принципы построения плана счетов     16
    2.2 Бухгалтерский баланс коммерческого банка и его особенности  20
    3 Отчетность банка в современных условиях      23
 3.1 Основные  понятия и нормативная база      23
 3.2 Виды  отчетности          24
4.Бухгалтерская  служба банка: структура и функции     26
Практическая  часть          32
Заключение           37
Список  используемой литературы        39  
 
 
 
 

Введение 

     Банковская  система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
     Современная банковская система - это важнейшая  сфера национального хозяйства  любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.
     Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т.д.).
     Создание  устойчивой, гибкой и эффективной  банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач  экономической реформы в России. Особенно важным видится развитие банковской системы за рубежом, так как именно практика зарубежных банков в развитых странах предопределяет становление современной отечественной банковской системы, приближает её к международным стандартам и, таким образом, обусловливает выход российских банков на мировой уровень, а значит и восстановление, укрепление доверия со стороны иностранных партнеров по отношению к нашей стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теоретическая часть
1 Учет и отчетность банка: основные понятия
1.1 Бухгалтерский учет и его задачи в банке 

       Бухгалтерский учет в банке представляет собой строго организованный, упорядоченный процесс сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии и движении его материального имущества, денежных средств, кредитов, фондов, ценных бумаг, созданных резервов, о доходах и расходах, финансовых результатах. Бухгалтерский учет в этом качестве создается и совершенствуется самим банком на основе норм законодательства и требований регулирующих органов и предназначен для формирования полной и достоверной информации в виде систематизированных данных (отчетности) о его финансово – экономическом положении, необходимой внутренним и внешним пользователям для ее использования в целях управления (анализа, планирования, регулирования и контроля) деятельностью банка.
       Под внутренними пользователями бухгалтерской информации понимаются собственники (участники) банка и их органы (совет и его председатель, ревизионная комиссия, общие собрания), руководители исполнительных органов банка (правление и его председатель),подразделения банка и их руководители, внутренние контролеры и аудиторы, а под внешними пользователями – соответствующие государственные органы (Центральный банк, налоговые и другие органы), внешний аудитор, кредиторы и вкладчики банка.
       Бухгалтерский учет банков характеризуется оперативностью и единством формы построения; все операции, совершенные в банке в течение операционного дня, в тот же день по единым правилам отражаются на лицевых счетах аналитического учета, открытых на клиентов. Бухгалтерский баланс банк составляет («подводит») ежедневно; ежедневно оформляет записи на счетах, а также делает для клиентов выписки из счетов. Единая форма учета создает возможность адекватного сравнения и анализа деятельности всех банков.
       Правильный, грамотно поставленный учет в банке помогает ему решать следующие основные задачи:
      оптимальным образом выполнять свои обязанности налогоплательщика (имея в виду, что данные бухгалтерского и налогового учета могут расходиться);
      своевременно представлять необходимые отчеты и иную требуемую информацию о себе регулирующим органам и всем другим пользователям такой информации, демонстрируя свое законопослушание и открытость;
      обеспечивать руководящие органы и лица банка материалом для принятия обоснованных управленческих решений.
 
        Правовая база бухгалтерского учета
 
       Вся совокупность нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность российских банков (кредитных организаций), включает в себя следующие основные группы документов.
       1.Законы общего и специального действия, регулирующие принципиальные вопросы учета, такие, как Закон №129-ФЗ от 21.11.1996г. «О бухгалтерском учете», ГК РФ, в части 1 которого закреплены некоторые принципы учетной работы, положения об обязательном утверждении годового отчета, о наличии баланса как необходимого признака юридического лица и др., Налоговый кодекс РФ, некоторые другие законы (отдельные их нормы).
       Среди законов специального действия, относящихся  к рассматриваемому вопросу, необходимо отметить основные банковские законы.
       2.Специальные  нормативные документы по учету, адресуемые именно и только банкам (кредитным организациям). Сюда относятся прежде всего Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ (приложения к Положению ЦБ №205-П от 5.12.2002г.) (далее – Правила учета).
       Указанный документ содержит План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и особенно Правила, включающие:
      часть 1.Общая часть (основные принципы бухгалтерского учета в кредитных организациях, общие рекомендации об организации и ведении учета в банках);
      часть 2.Характеристики счетов (характеристика предназначения и применения каждого бухгалтерского счета, включенного в План счетов);
      часть 3.Организация работы по ведению бухгалтерского учета.
    Кроме того, в документ входят 14 приложений, в том числе:
          Схема обозначения лицевых счетов и их нумерации (по основным счетам), в которую включены Перечень условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в кредитных организациях, и Список парных счетов, по которым сальдо может изменяться на противоположное;
          Организация и ведение бухгалтерского учета в дополнительных офисах кредитных организаций (филиалов);
          Схема аналитического учета доходов и расходов в кредитных организациях;
          Форма отчета кредитной организации о прибылях и убытках;
          Перечень операций кредитных организаций, подлежащих дополнительному контролю;
          Форма ведомости остатков на счетах кредитной организации;
          Форма ведомости остатков средств, размещенных (привлеченных) кредитной организацией;
          Форма оборотной ведомости по счетам кредитной организации;
          Форма бухгалтерского баланса кредитной организации;
          Порядок учета основных средств, нематериальных активов, материальных запасов;
          Порядок учета инвестиций в ценные бумаги и операции с ценными бумагами.
         К этому уровню относятся и многочисленные нормативные акты Банка России, регламентирующие учет отдельных групп банковских операций и вопросы их отчетности. К документам данного уровня могут относиться также материалы Центрального банка или его подразделений и учреждений, в которых разъясняются отдельные вопросы бухгалтерского учета в банках и их отчетности.
         3. Внутренние документы конкретного  банка, в которых решаются отдельные  вопросы учета, не урегулированные  в документах предыдущих групп.  В эту группу входят рабочий  план счетов бухгалтерского учета, рабочие положения о порядке ведения отдельных учетных операций, формы первичных учетных документов, правила документооборота, технология обработки учетной информации и другие документы и материалы, в совокупности образующие содержание учетной политики банка. 

        Принципы учета в банках
 
         Международно  признанными считаются следующие  принципы бухгалтерского учета в  банках (они отражены в действующем  в России Плане счетов в кредитных организациях и части I Правил учета).
         Принцип непрерывности деятельности – предполагается, что в обозримом будущем банк будет продолжать функционировать.
         Принцип преемственности (постоянства  методов учета) – подразумевается, что банк из года в год придерживается одних и тех же правил учета, кроме случаев существенных перемен в его деятельности или правовом механизме. В противном случае должна обеспечиваться сопоставимость с отчетами за предыдущие периоды.
         Принцип осторожности (при  совершении операций) – означает, что банк:
         а) к оценке своих активов и пассивов, доходов и расходов (их отражению в отчетах) подходит с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие риски, потенциально угрожающие его финансовому положению, на следующие периоды; все возможные убытки банк отражает в финансовой отчетности до момента их фактического возникновения, а все возможные прибыли, как правило, не принимает во внимание до момента их фактического получения или до тех пор, пока не возникнет уверенность в их получении, т.е. отражает в отчетности только реально заработанные до конца отчетного периода доходы (принцип отражения доходов и расходов по кассовому методу), если в отношении учета отдельных операций в Правилах учета не установлено иное;
         б) из предосторожности создает резервы  под выданные кредиты и другие операции.
         Принцип своевременности  отражения операций – предполагает их отражение в учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено в нормативных актах Банка России.
         Принцип раздельного отражения  активов и пассивов – означает их развернутое и отдельное отражение и оценку.
         Принцип преемственности  входящего баланса  – имеется в виду соответствие (равенство) учтенных остатков на начало  текущего отчетного периода остаткам на конец предшествующего отчетного периода.
         Принцип приоритета содержания над формой – требует показывать операции прежде всего в соответствии с их экономическим содержанием, а не с их юридической формой.
         Принцип открытости – требует, чтобы отчеты были достоверными, достаточно подробными и понятными информированному пользователю (чтобы не допускались двусмысленности в оценке позиции банка) и содержали пояснения наиболее важных показателей.
         Принцип консолидации – предполагает, что отчетность составляется в целом по банку с учетом его дочерних и совместных организаций (с исключением взаимных платежей и вложений).
         На  практике реализация указанных принципов и отражение в учете конкретных ситуаций сопряжены со значительными трудностями. 

     1.4 Учетная политика банка 

     В соответствии с Законом « О  бухгалтерском учете» (п.3 ст.5) организация самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из структуры, отрасли и особенности деятельности, руководствуюсь законодательством РФ, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет.
       Учетная политика в широком  смысле слова – это порядок ведения оперативного и бухгалтерского учета для:
      планирования и в целом управления (учетное обеспечение процесса принятия управленческих решений на разных уровнях);
      адекватной оценки активов, обязательств, затрат и финансовых результатов, в том числе при составлении сводной финансовой отчетности;
      налогового планирования.
       Под учетной политикой в узком  смысле слова понимается установленный  в законодательстве набор альтернатив  для отражения в бухгалтерском  учете операций, активов и обязательств, затрат и финансовых результатов. При этом в финансовом и налоговом законодательстве установлен перечень операций, входящих в учетную политику, а также альтернативные способы отражения в бухгалтерском учете отдельных операций.
       В целом учетная политика представляет собой совокупность принципов, правил (вариантов правил) и технологий (способов, методов) разумной организации и ведения бухгалтерского учета в конкретном банке (иной организации, на предприятии) с целью формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управлеченской информации. Иными словами, под учетной политикой непосредственно понимается принятая в данной организации совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимости измерения, текущей группировки и итогового обобщения факторов ее экономической деятельности. Конкретно к таким способам относятся методы группировки и оценки указанных факторов, системы учетных регистров, способы применения счетов учета, приемы инвентаризации, обработки информации, организации документооборота и иные соответствующие способы, методы и приемы.
       Организация самостоятельно формирует свою учетную  политику. Применительно к банку  в учетной политике должны быть определены возможные варианты учета операций, в отношении которых альтернативные решения предусмотрены в нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в кредитных организациях. При этом она не должна дублировать положения ни его кредитной, инвестиционной и прочих политик, ни правил учета операций в той их части, которая жестко определена в нормативных актах. Только в ряде случаев банкам дается возможность самостоятельно определять некоторые элементы бухгалтерского и налогового учета, и именно эти элементы и следует отразить в учетной политике.
       Главная трудность здесь – отсутствие стандарта «Учетная политика кредитных  организаций».
       Практически банк разрабатывает и утверждает свою учетную политику, основываясь  на утвержденных Центробанком Плане  счетов и Правилах учета, других его  нормативных актах, а также на нормативных документах Минфина и, возможно, иных государственных органов. Согласно п. 1.3 части I Правил учета такая политика должна включать в себя:
      рабочий план счетов бухгалтерского учета в банке, его филиалах;
      формы первичных учетных документов, принимаемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, не предусмотренные Госкомстатом РФ в числе типовых форм первичных учетных документов;
      порядок расчетов (платежей) с филиалами (иными подразделениями);
      порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих законодательству и нормативным актам ЦБ;
      порядок инвентаризации и методов оценки видов имущества и обязательств;
      порядок и случаи изменения стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (переоценка, модернизация, реконструкция и т.д.);
      лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе основных средств;
      способы начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов;
      порядок отнесения на расходы стоимости материальных запасов;
      правила документооборота и технология обработки учетной информации;
      порядок контроля за внутрибанковскими операциями;
      порядок и периодичность печатания документов учета;
      другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
         Определенный  Банком России перечень разделов учетной  политики не является (и не может  быть) закрытым. С учетом этого в  ней есть смысл и необходимость  определить и закрепить также:
        допущения, выбранные банком при формировании учетной политики;
          организацию рабочего дня бухгалтерских работников;
          порядок ведения налогового и управленческого учета;
          порядок хранения документов и баз данных;
          момент признания доходов и расходов банка;
        периодичность и порядок формирования и использования финансовых результатов деятельности;
        периодичность и порядок создания и использования резервов и фондов;
          периодичность расчетов по налогу на прибыль;
          вариант расчетов на добавленную стоимость;
        периодичность получения доходов от передачи имущества в доверительное управление, текущую аренду, лизинг;
        периодичность списания доходов и расходов будущих периодов на доходы и расходы отчетного периода;
        деление средств труда на основные средства и малоценные предметы;
          отдельные элементы учета:
        кредитных операций, влияющих на финансовые результаты;
        операций с ценными бумагами, влияющих на финансовые результаты;
        участия банка в уставных капиталах других организаций;
        операций с иностранными валютами;
        материальных ценностей и нематериальных активов;
        операций доверительного управления, периодичность распределения прибыли и перечисления ее учредителям доверительного управления;
          порядок приобретения нематериальных активов;
          периодичность распределения прибыли банка.
         В любом случае учетная политика банка  должна отвечать требованиям:
      полноты отражения в учете всех факторов хозяйственной деятельности;
      осмотрительности (осторожности);
      приоритета содержания перед формой;
      непротиворечивости;
      рациональности и экономичности.
       Учетная политика банка должна быть оформлена приказом, распоряжением либо иным организационно – распорядительным документом. Изменения в учетной политике банка могут приниматься в случаях его реорганизации (слияние, разделение, присоединение), смены собственников, изменений законодательства РФ или в механизме нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработки новых способов учета. Изменения в учетной политике также оформляются приказом или распоряжением.
       Утвержденную  приказом (распоряжением) учетную политику банк должен представить в налоговый орган по месту своей регистрации. Любые изменения, вносимые банком в свою учетную политику в будущем отчетном периоде, также должны быть согласованы с указанным органом. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         2. Баланс коммерческого банка 

         2.1 Базовые принципы построения плана счетов 

         К числу таких принципов относят  следующие.
         1.Разделение  счетов на активные и пассивные  (отказ от использования активно-пассивных  счетов).
         2.Единообразное  отражение операций, совершаемых  в различных денежных единицах (отказ от «валютного» раздела баланса).
         3.Использование  единой временной структуры активных  и пассивных операций.
         4.Разрешение  банкам открывать дополнительные  счета, необходимые им для более  точного отражения проводимых  операций.
         5.Разделение  счетов по типам клиентов.
         6.Использование  счетов для расчетов банков  со своими филиалами.
         7.Четкое  отделение операций хозяйственной  деятельности банка от его  банковских операций.
     План  счетов бухгалтерского учета и правила  его применения основаны на основных принципах бухгалтерского учета.
     Кредитная организация составляет сводный  баланс и отчетность в целом по кредитной организации и по счетам второго порядка.
     Счета в бухгалтерском учета определены только активные или только пассивные.
     Общий план счетов бухгалтерского учета подразделяется на следующие комплексы:
     А. Балансовые счета.
     Б. Счета доверительного управления.
     В. Внебалансовые счета.
     Г. Срочные операции.
     Д. Счета депо.
     Основная  деятельность банка отражается в  части А. БАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА.
     Рассмотрим  отдельно каждый комплекс.
     А. БАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА
     При разработке плана счетов бухгалтерского учета принята следующая структура: разделы, счета первого порядка, счета второго порядка, лицевые счета аналитического учета.
     Раздел 1. Капитал и фонды.
     Раздел 2. Денежные средства и драгоценные  металлы.
     Раздел 3. Межбанковские операции.
     Раздел 4. Операции с клиентами.
     Раздел 5. Операции с ценными бумагами.
     Раздел 6. Средства и имущество.
     Раздел 7. Результат деятельности.
     Каждый  раздел, в свою очередь, делится по группам счетов в зависимости  от экономического содержания. В целях  адекватного отражения ликвидности  баланса кредитных организаций  введена единая временная структура  активных и пассивных операций:
      до востребования;
      сроком до 30 дней;
      сроком от 31 до 90 дней;
      сроком от 91 до 180 дней;
      сроком от 181 дня до 1 года;
      сроком свыше 1 года до 3 лет;
      сроком свыше 3 лет.
      По  межбанковским кредитам и ряду депозитных операций дополнительно предусмотрены сроки на один день и до 7 дней.
      Для разделения счетов по типам клиентов в плане счетов предусматривается  использование единой классификации  клиентов при отражении различных  операций, основанной на выделении:
      резиденства: резидент и нерезидент;
      формы собственности: средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и средства предприятий, находящихся в федеральной, государственной (кроме федеральной) и негосударственной собственности (в том числе финансовые, коммерческие и некоммерческие организации);
      вида деятельности.
     Счета в иностранной валюте открываются  на всех счетах, где могут в установленном  порядке учитываться операции в  иностранной валюте. Все совершаемые  кредитными организациями банковские операции в иностранной валюте должны отражаться в ежедневном едином бухгалтерском балансе банка только в рублях.
     В разделе «Операции с ценными  бумагами» выделены группы счетов по видам операций: вложения в долговые обязательства (кроме векселей), вложения в акции, учтенные\переучтенные векселя, выпущенные кредитными организациями ценные бумаги. Расчеты по операциям с ценными бумагами, в том числе на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), сосредоточены в одной группе счетов.
     В плане счетов бухгалтерского учета  определены счета внутрибанковских операций кредитных организаций.
     Для полноты учета и анализа результатов деятельности кредитных организаций должен активно использоваться аналитический учет.  
      Б. СЧЕТА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
      Бухгалтерский учет операций по доверительному управлению ведется в кредитных организациях, выполняющих по договорам доверительного управления функции доверительных управляющих, особенно на специально выделенных счетах. Все операции по доверительному управлению совершаются только между этими счетами и внутри этих счетов. По операциям доверительного управления составляется отдельный баланс.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.