На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ и планирование прибыли и рентабельности на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Введение
      В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
      Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу  необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать экономическое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
      Обобщающими показателями экономической эффективности производства являются прибыли и рентабельность. Прибыль в рыночных условиях — главная цель предпринимательства и критерий эффективности производства. В условиях рыночной экономики прибыль формирует основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального характера. За счет прибыли выполняется также часть обязательств организации перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Показатели прибыли характеризует степень её деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия. Рентабельность характеризует результативность использования средств производства и трудовых ресурсов. Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль) находятся в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок.
      Целью данного курсового проекта является анализ и планирование прибыли и рентабельности на предприятии.
      Задачи: 1. Изучить теоретические аспекты анализа и планирования прибыли и рентабельности;
      2. Провести анализ по имеющимся  данным;
      3. Сформулировать основные выводы
      Объектом  исследования является ООО «Фирма «Реал ЗИС». 
 
 

      1.Теоретические  основы планирования  прибыли и рентабельности
      1.1 Понятие и значение  прибыли
      Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.
      Прибыль1 - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.
      Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.
      Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.
      Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников2.
      Рост  прибыли определяет рост потенциальных  возможностей предприятия, повышает степень  его деловой активности, создает  финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения  проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности предприятия и ее возможностей в будущем.
      В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями3.
      Ориентация  отечественной экономики на рыночные отношения потребовала пересмотра отношения к прибыли, что обусловлено  ее особым местом в системе хозяйствования.
      Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объём и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства при любой форме собственности.
      Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций. За счёт прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организации, но и приобретает всё большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
      Многоканальное  значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.
      Предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность  предприятий, направленную на получение  прибыли. При этом предприятие или  организация как хозяйствующий  субъект, самостоятельно осуществляющие свою деятельность, распоряжаются выпускаемой продукцией и остающейся в их распоряжении чистой прибылью. Вместе с тем предпринимательская деятельность в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собственников имущества, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование финансовых ресурсов, в том числе прибыли.
      Прибыль как конечный финансовый результат  деятельности организаций представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учётом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и с отрицательным знаками4.
      Ведущее значение прибыли в качестве финансового  показателя предпринимательской деятельности вместе с тем не означает его бесспорной универсальности. Анализ стимулирующей  роли прибыли показывает, что в  отдельных хозяйствующих субъектах  преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. Более того, выявлены факты получения "незаработанной" прибыли, т.е. образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путём изменения, например, структуры выпускаемой продукции отнюдь не в интересах потребителей. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции, предприятия увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукции. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.
      Стремление  любыми путями получить высокую прибыль  с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объёма денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляция, а, следовательно, эмиссии денег.
      Таким образом, абсолютное увеличение прибыли  организации не всегда объективно отражает повышение эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива.
      Важную  роль играют и убытки. Они отражают ошибки и просчеты в направлении  средств, организации производства и сбыта продукции.
      Прибыль как главный результат предпринимательской  деятельности обеспечивает потребности  самого предприятия и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия.
      Емким информативным показателем является валовая прибыль. Валовая прибыль - сумма прибылей (убытков) предприятия  от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.
      В составе валовой прибыли учитывается  прибыль от всех видов деятельности. Валовая прибыль включает прибыль (убыток) от реализации товарной продукции; прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.
      Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный  на предприятии. Остальные элементы валовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных  доходов.
      Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг)5 - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.
      Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки  также исключаемая сумма наценок (скидок), поступающая торговым и  снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки.
      При реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемыми на объем реализуемой продукции. В натуральном выражении он включает остатки готовой продукции на начало отчетного периода, не реализованные в предшествующем периоде, и выпуск товарной продукции отчетного периода за минусом той части продукции, которая не может быть реализована в конце отчетного периода. Под периодом понимается квартал, или год. Состав остатков нереализованной продукции на начало и конец периода зависит от избранного предприятием метода учета выручки - по поступлению денег на расчетный счет (в кассу) предприятия или по отгрузке продукции, расчетные документы по которой предъявлены покупателю. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров.
      Прибыль от выполнения работ и оказания услуг  рассчитывается аналогично прибыли  от реализации продукции. В строительных организациях выручка отражает стоимость законченных объектов строительства или работ, выполненных по договорам подряда и субподряда. В торговле, снабженческих и сбытовых предприятиях выручка соответствует валовому доходу от продажи товаров (сумма наценок или скидок в процентах к стоимости реализуемых товаров). На предприятиях транспорта и связи выручка отражает денежные средства за предоставляемые услуги по действующим тарифам .
      Кроме прибыли от реализации продукции  в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов балансовой прибыли. В ее состав входят прибыли (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия.
      Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного  имущества предприятия - это финансовый результат, не связанный с основными  видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.
      У предприятия могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Предприятие вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.
      Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии), валютные ценности, ценные бумаги. Разница между продажной  ценой этих видов имущества предприятия  и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.
      Финансовые  результаты от внереализационных операций6 - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду. Финансовые вложения означают такое размещение собственных средств предприятия в деятельность других предприятий, которое дает возможность получить доходы. Под долгосрочными финансовыми вложениями понимаются затраты предприятия по вкладу средств в уставной капитал других предприятий, приобретению акций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок более года. К формам краткосрочных финансовых вложений относятся приобретение краткосрочных казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок менее года.
      Доходы  от долевого участия в уставном капитале другого предприятия представляют часть его чистой прибыли, которая поступает учредителю в заранее обговоренном размере, или в виде дивидендов по акциям, пакетом которых владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по облигациям, краткосрочным казначейским обязательствам, дивиденды по акциям. По средствам, предоставляемым взаймы, предприятие получает доходы по условиям договора между кредито- и ссудозаемщиком.
      В состав внереализационных прибылей (убытков) также входят сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством), другие доходы и расходы (убытки, потери).
Необходимость и важность определения состава  валовой прибыли обусловлена  следующим:
      во-первых, в связи с тем, что подавляющую  часть валовой прибыли (95-97%) предприятие  получает от реализации товарной продукции, анализу именно этой составляющей должно быть уделено главное внимание;
      во-вторых, не смотря на это, абстрагироваться от рассмотрения состава и структуры прибыли от реализации имущества и внереализационных доходов, а также факторов, влияющих на их изменения, никак нельзя.
      Целью деятельности любой коммерческой структуры  в условиях рыночной экономики в  конечном счете является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности организации, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.
      В зависимости от положения организации  на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде  это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном - необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды - обеспечение конкурентоспособности организации. При этом максимизация прибыли в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров прибыли. Обеспечение необходимого объема прибыли в долгосрочном и краткосрочной периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии организации, удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.
      1.2 Сущность и понятие  рентабельности
      Рентабельность7 (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов . Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.
      Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к  сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности .
      Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли  к среднегодовой суммарной стоимости  производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.
      Каждое  предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную  деятельность на принципах самоокупаемости  и прибыльности. Предприятие имеет  определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.
      Однако  абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении  эффективности производства или  торговли. Сумма прибыли может  увеличиваться, а эффективность  производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:
      отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);
      отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.
      Реальный  смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.
      Распределительная функция рентабельности конкретно  проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев  для распределения части прибавочного продукта – прибыли.
      Уровень рентабельности социалистических объединений, предприятий и отраслей производства определяется не законом средней  нормы прибыли, а устанавливается  государством в плановом порядке  с учетом уровня цен и себестоимости  продукции, потребностей в денежных средствах для развития производства, экономического стимулирования работников предприятий, объединений.
      Рентабельность  производства характеризуется системой показателей. Народнохозяйственная рентабельность определяется как отношение всей суммы денежных накоплений (прибыли и налога с оборота) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств или к полной себестоимости продукции.
      Хозрасчетная  рентабельность, используемая при планировании, оценке хозяйственной деятельности и экономическом стимулировании объединений, предприятий, определяется как отношение суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Уровень рентабельности отраслей промышленности находится в прямой зависимости от рентабельности объединений, предприятий. Чем выше рентабельность объединений, предприятий, тем выше уровень рентабельности промышленности и всего народного хозяйства в целом.
      1.3 Методика анализа  и планирования  прибыли предприятия
      Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность. Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
      Анализ  формирования и использования прибыли  предполагает следующие этапы:
    Анализ состава и динамики балансовой прибыли;
    Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности;
    Анализ уровня среднереализационных цен;
    Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности;
    Анализ рентабельности деятельности предприятия;
    Анализ распределения и использования прибыли.
      Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам "Прибыли и убытки", "Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток", форма бухгалтерской отчетности №2 "Отчет о прибылях и убытках", данные финансового плана.
      В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
      Балансовая  прибыль включает в себя прибыль  от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных  операций и чрезвычайных обстоятельств.
      Налогооблагаемая  прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.
      Чистая  прибыль - это та часть прибыли, которая  остается в распоряжении предприятия  после уплаты налога на прибыль.
      В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
      Основную  часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).
      Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех  факторов первого уровня соподчиненности:
      объема продаж продукции;
      ее структуры;
      себестоимости;
      уровня среднереализационных цен.
      Объем продаж продукции может оказывать  положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции  приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.
      Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
      Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
      Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
      Выполнение  плана по объему продаж исчисляют  сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция  однородна), условно-натуральном и  в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.
      Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат.
      Нужно подсчитать также, сколько прибыли  предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат.
      Если  предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура  реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке.
      Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен.
      Среднереализационная  цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем  продаж. На изменение ее уровня оказывают  влияние следующие факторы8 :
      качество реализуемой продукции;
      рынки сбыта;
      конъюнктура рынка;
      инфляционные процессы.
      Качество  товарной продукции - один из основных факторов, от которого зависит уровень  средней цены реализации. За более  высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.
      Расчет  влияния сортности продукции  на изменение средней цены можно  выполнить способом абсолютных разниц.
      Для этого отклонение фактического удельного  веса от планового по каждому сорту  умножаем на плановую цену единицы  продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100.
      По  такой же методике рассчитывается изменение  средней цены реализации в зависимости  от рынков сбыта продукции.
      Если  на протяжении года произошло изменение  отпускных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.
      Выполнение  плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.
      Анализ  сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
      Изменение суммы полученных штрафов может  произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и  по причине ослабления финансового  контроля в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.
      Убытки  от списания безнадежной дебиторской  задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.
      Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.
      В заключение анализа разрабатываются  конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков  и потерь от данных видов деятельности.
      Распределение и  использование прибыли предприятия.
      После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), другая - на капитальные вложения в социальную сферу (фонд социальной сферы), третья - на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.
      Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении  прибыли была достигнута оптимальность  в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.
      В процессе анализа необходимо изучить  динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, и на один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия. Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли. Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды. Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равна произведению двух факторов: суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды. Затем надо рассчитать влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножим на плановый коэффициент отчислений в соответствующий фонд.
      Важной  задачей анализа является изучение вопросов использования средств  фондов накопления и потребления.
      Средства  этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам. Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д. Фонд социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления - на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).
      В процессе анализа устанавливается  соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов.
      При анализе использования средств  фонда накопления следует изучить  полноту финансирования всех запланированных  мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.
      1.4 Методика анализа  и экономические  факторы, влияющие  на величину показателя  рентабельности
      Показатели  рентабельности более полно, чем  прибыль, характеризуют окончательные  результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
      Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:
      показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
      показатели, характеризующие рентабельность продаж;
      показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
      Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли  от реализации продукции и чистой прибыли.
      Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  издержек) исчисляется путем отношения  балансовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции:
      Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в  целом по предприятию, отдельным  его подразделениям и видам продукции.
      Рентабельность  продаж рассчитывается делением прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли на сумму  полученной выручки. Характеризует  эффективность предпринимательской  деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.9
      Рентабельность (доходность) капитала исчисляется  отношением балансовой (чистой) прибыли  к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.
      В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
      Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный  в целом по предприятию, зависит  от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
      Расчет  влияния факторов первого порядка  на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно  выполнить способом цепных подстановок.
      Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции.
      Таким же образом производится факторный  анализ рентабельности продаж.
      Уровень рентабельности продаж отдельных видов  продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия.
      Аналогично  осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции, ее структуры, себестоимости, среднего уровня цен и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг.
      Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.
      Чем быстрее оборачивается капитал  на предприятии, тем меньше его требуется  для обеспечения запланированного объема продаж.
      И наоборот, замедление оборачиваемости  капитала требует дополнительного  привлечения средств для обеспечения  того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем  продаж сам по себе не оказывает  влияния на уровень рентабельности, т.к с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются, сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
      Так как прибыль - важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в валовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании.
      Прибыль от реализации продукции, работ, услуг  занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.
      Важнейшим из них является себестоимость. Под  себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно - стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации.
      Количественно в структуре цены себестоимость  занимает значительный удельный вес, поэтому  она заметно сказывается на росте  прибыли при прочих равных условиях.
      Основными задачами анализа себестоимости  промышленной продукции являются:
      установление динамики важнейших показателей себестоимости;
      определение затрат на рубль товарной продукции;
      выявление резервов снижения себестоимости.     
                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                       
      2. Анализ прибыли  и рентабельности  предприятия на примере ООО «Реал ЗИС»
      2.1 Краткая характеристика предприятия
     Основным  видом деятельности ООО «Фирма «Реал  ЗИС» является производство и реализация дверных блоков из древесины. Осуществляет свою деятельность данная фирма с 2000 года. Выпускаемые двери привлекательны в основном для массового потребителя столярных изделий с высоким уровнем качества и приемлемой ценой. Основные объекты комплектации – это стройки департаментов образования (школы, ВУЗы, дошкольные учреждения), здравоохранения (поликлиники, больницы), культуры и массового жилищного строительства.
     Целью деятельности ООО «Фирма «Реал ЗИС» является производство данной продукции  и удовлетворение существующего  спроса на нее на рынке Самары, Самарской области и других регионов, и соответственно, получение прибыли в процессе этой деятельности.
     Производственная  фирма ООО «Фирма «Реал ЗИС» является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). ООО – это организационно-правовая форма предприятия. Под ООО понимается объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами, и несущее ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Участники ООО несут ответственность в пределах своих вкладов.
     Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на праве долевой собственности.
      2.2 Анализ прибыли 
      Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчёт о финансовых результатах и их использовании». К ним относятся:
    прибыль ( убыток) от реализации продукции;
    прибыль (убыток) от прочей реализации;
    доходы и расходы от внереализационных операций;
    балансовая прибыль;
    налогооблагаемая прибыль;
    чистая прибыль и др.
      Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.
      Конечный  финансовый результат  деятельности предприятия - это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
      Анализ  финансовых результатов  деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование:
    Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей финансовых результатов за отчётный период).
    Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ» показателей).
    Исследование влияние факторов на прибыль («факторный анализ»).
    Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть «трендовый анализ» показателей).
 
 
 
 
 
 
 
      Начнем  с анализа динамики показателей  балансовой и чистой прибыли.
Таблица 1. Динамика показателей прибыли ООО «Реал  ЗИС»
Показатель 2006г 2007г 2008г Изменение 2007г к 2006г Изменение 2008г к 2007г
        тыс. руб % тыс .руб %
Прибыль от продаж 3 051 2 265 3 211 -768 74,2 946 141,7
Прибыль до налогообложения 2 990 2 209 3 127 -781 73,8 918 141,5
Чистая  прибыль 2 275 1 666 2 380 -609 73,2 714 142,8
     Данные  показывают, что в 2007 году было снижение всех показателей прибыли по сравнению с 2006 годом, а в 2008 году наблюдается снова рост. Происходит увеличение прибыли от продаж по сравнению с 2007 годом на 946 тыс. руб., а по сравнению с 2006 – на 160 тыс.руб.; балансовой прибыли – по сравнению с 2007 годом – на 918 тыс.руб., с 2004 годом – на 137 тыс.руб.; чистой прибыли – по сравнению с 2005 – на 714 тыс.руб., с 2006 – на 104 тыс.руб. Темп роста показателей 2008 года по сравнению с 2007 составил приблизительно 140 %.
     Проанализируем, как изменялась структура выручки  от продажи товаров, работ, услуг.
Таблица 2. Динамика структуры выручки от продаж (тыс. руб.)
Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Сумма Доля, % Сумма Доля, % Сумма Доля, %
Выручка (нетто) 48 357 100 38 517 100 57 337 100
Производственная  себестоимость 45 010 93,08 35 941 93,31 53 496 93,3
Валовая прибыль 3 347 6,92 2 576 6,69 3 841 6,7
Коммерческие расходы 296 0,61 311 0,81 350 0,61
Управленческие  расходы - - - - 280 0,49
Полная  себестоимость 45 306 93,69 36 252 94,12 54 126 94,4
Прибыль (убыток) от продаж продукции (работ, услуг) 3 051 6,31 2 265 5,88 3 211 5,6
      Данные  таблицы свидетельствуют о том, что в структуре выручки происходит увеличение доли производственной себестоимости в 2007 и 2008 годах по сравнению с 2006 годом. Полная себестоимость также увеличивается. И если в 2007 году это изменение происходит за счет увеличения коммерческих расходов, то в 2008 году добавляются управленческие расходы. Все это ведет к уменьшению доли прибыли от продаж.
      2.3 Факторный анализ прибыли предприятия
     Прибыль от реализации продукции в целом  по организации зависит от четырех  факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (Vрп); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi). Эта зависимость выражается формулой:
     П = ? [Vрпобщ * Удii – Ci)]  (1)
     Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
     Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
     Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
     Расчет  влияния этих факторов на сумму прибыли  выполним способом цепной подстановки. Суть данного способа состоит  в том, что для измерения влияния  одного из факторов его базовое значение заменяется на фактическое, при этом остаются неизменными значения всех других факторов. последующее сопоставление результативных показателей до и после замены анализируемого фактора дает возможность рассчитать его влияние на изменение результативного показателя.
      Оценим  влияние факторов на уменьшение прибыли  в 2007 году по сравнению с 2006 годом.
Таблица 3. Исходные данные для факторного анализа  прибыли от реализации продукции  в 2007 г., тыс.руб.
Показатель 2006 г. (0) Данные 2006 г., пересчитанные на объем продаж 2007 г. (усл) 2007г. (1)
Выручка (нетто) (В) 48 357 ?(Vрп10) = = 38 384
38 517
Полная  себестоимость (З) 45 306 ?(Vрп10) = = 35 727
36 252
Прибыль (П) 3 051 2 627 2 265
     Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.
  (2)
 Iрп = 38100 : 48000 = 0,79
     Если  бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 21 % . Тогда прибыль составила бы:
     3051 * 0,79 = 2 410 тыс. рублей.
     Порядок расчета влияния факторов первого  уровня на изменение суммы прибыли  представим в систематизированном виде.
Таблица 4.  Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по организации
Показатель  прибыли
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.