На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прикладное искусство Турции: исторические предпосылки и перспективы развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию и науке  Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования 
«Челябинский  государственный  университет»
Факультет Евразии и Востока
Кафедра политологии и  регионоведения 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:
«Прикладное искусство Турции: исторические предпосылки и перспективы развития» 
 
 
 
 

Выполнила:
студентка группы ЕВ-406,
Перикова  Е. В.
Научный руководитель:
Гердт Я. В. 
 
 
 

Челябинск, 2010
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Ткацкое дело в Турции: виды, история развития, особенности …… 6
      Глава II. Традиционные виды ремёсел Анатолии: история развития, особенности и функции…………………. …………..………….…. 17
Глава III. Прикладное искусство в наше время: традиции и новшества...…. 29
Заключение……………………………………………………………………... 37
Список использованных источников и литературы…………………………. 41
Приложения…………………………………………………………………….. 43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
   Культура  и искусство всегда были неотъемлемыми частями жизни любой страны. И это естественно, так как именно с его помощью люди выражали то, что для них было особенно значимо. Особенно значимым видом искусства, которое может рассказать о стране многое, можно считать декоративно-прикладное искусство. Именно благодаря ему мы можем узнать, как жила та или иная страна, чем занимались её жители. В данной работе мы совершим попытку расширить свои знания о культуре и жизни Турции, изучив подробно декоративно-прикладное искусство Малой Азии.
   В общем смысле под декоративно-прикладным искусством можно понимать создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. Прикладное искусство в Турции на протяжении всей её истории играло одну из самых значимых ролей в жизни общества. Это легко объясняется тем, что народы, населяющие территорию Анатолии, вели, в основном, деревенский образ жизни. Для создания изделий они использовали те материалы, которые могли получить из природы, то есть дерево, шерсть, медь и так далее. Поэтому они выражали именно в своих ремёслах. Кроме того, традиции такого искусства переходили из поколения в поколение, практически не претерпевая изменений. Однако лишь в последние годы прикладному искусству начали отводить значимую роль не только в повседневной крестьянской жизни. Начались поиски путей, каким образом можно использовать накопившийся опыт традиционного прикладного искусства на благо государства. Этот вопрос сейчас является довольно важным и для экономики страны.
     В данной работе мы постараемся рассмотреть факторы, которые повлияли на развитие турецкого прикладного искусства, и благодаря которым турецкое искусство обрело свою самобытность и колорит. Следует заранее оговорить, что в данной работе такой вид прикладного творчества, как турецкая одежда, рассмотрен частично в связи с тем, что данная тема довольно объемна и хорошо проработана. Нам же хотелось остановить внимание на менее рассмотренных видах традиционного ремесла Малой Азии.
   Целью данной работы является подробное рассмотрение декоративно-прикладного искусства Турции, учитывая исторический аспект, и вместе с тем выявление главных особенностей турецкой ремесленной традиции. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
    Изучить развитие и основные виды прикладного искусства Турции;
    Выявить факторы, оказавшие влияние на развитие прикладного искусства Турции;
    Выявить современное положение прикладного искусства и его значимость в жизни страны и определить возможные перспективы развития.
   Данный  вопрос является довольно обширным из-за того, что декоративно-прикладное искусство существовало на территории Анатолии довольно длительное время.  Более того, особый вклад в развитие прикладного искусства был внесён сельджуками и османами. Ремесла, начавшие своё формирование ещё до нашей эры, изменились именно под влиянием этих двух периодов. Именно в эти периоды наиболее заметны различные воздействия на культуру, например, смена народов, населяющих Анатолию, другими,  религия, иностранные веяния. Однако удивительно, что изменения в государственном строе, произошедшие после революции Ататюрка, так сильно повлиявшие на такие виды культуры, как архитектура, скульптура, музыка, литература, изобразительное искусство, практически не повлияли на традиционное декоративно-прикладное искусство. Поэтому в своей работе мы не будем так подробно уделять внимание этому периоду истории. В работе будут рассматриваться различные виды ремёсел, которые уже окончательно сформировались до эпохи Нового времени, и их деформации в наше время.
   При работе над данной темой возникли некоторые трудности с выбором  литературы. Этого стоило ожидать, потому что тема прикладного искусства Турции, чаще всего, рассматривается не в общем, а разделяется. Исследователи в основном обращаются к рассмотрению одного определённого вида искусства, не упоминая о других. Ещё одним недостатком является то, что некоторым ремёслам уделяется достаточно много внимания, в то время, как другие виды искусства рассматриваются не так подробно. Особое внимание было уделено таким литературным изданиям, как работы Сергея Руденко «Древнейшие в мире художественные ковры и ткани», Рафаэлы Льюис «Османская Турция. Быт, религия и культура», многотомнику «Всеобшая история искусств», изданному Академией художеств СССР а также книге «Искусство Турции» Юрия Миллера. Недостаток данных изданий заключается в том, что они освящают прикладное искусство в общем, не рассматривая её подробно. В некоторых из них нужная информация содержится лишь в нескольких абзацах. Также в вышеперечисленных работах практически нет сведений о менее распространённых видах традиционного ремесла Малой Азии, что существенно осложняет выполнение задачи изучения изобразительного искусства на начальном этапе. Также использовалась литература зарубежных авторов, проводивших исследования. Однако этих изданиях не содержится структурированного вывода об изменениях в изобразительной искусстве Турции на протяжении её истории. Таким образом, наша работа структурирует исследования российских и зарубежных ученых по данной теме и восполняет пробелы в области исследования данной темы. 
 

Глава I. Ткацкое дело в Турции: история и особенности.
     Анатолию  безо всяких сомнений можно назвать  одним из очагов зарождения и развития ткацкого дела. Причем стоит отметить ещё и  огромное разнообразие изделий, которые изготавливались здесь издревле.  Среди них можно увидеть  вышивку, ковры, одеяла и, конечно же, предметы одежды, головные уборы. Однако раздел истории развития турецкой одежды, её разновидностей и особенностей слишком обширен, кроме того, акцент в работе мы делаем именно на виды ткачества, которые можно отнести к прикладному искусству. Именно поэтому в данной главе акцент будет сделан на бытовые тканые изделия, а также на особенности вышивки и орнаментики Турции.
     Ранние находки, обнаруженные в 100 г. до н.э., показывает, что многие шерстяные и хлопчатобумажные ткани были сплетены на ручных ткацких станках, что говорит о высокой степени развития ткацкого дела на территории Турции. Образцы тканых материалов, ковров и одежды, принадлежащие к периоду сельджуков и османов, находятся в самых значимых музеях мира. К сожалению, сохранилось мало подлинных изделий, однако их подробное описание можно встретить в таких книгах, как, к примеру, книга 'Китаб аль-Tiryak ", написанная  в Мосуле Ирака в 1199 году и хранящаяся на данный момент в Национальной библиотеке Парижа.1
     Стоит отметить то, что ткачество существовало на территории Анатолии  повсеместно. Однако в различных её частях отрасли ткачества развивались в разное время и с разной скоростью. Кроме того, жители каждого региона занимались преимущественно одним либо несколькими видами обработки материи. Именно поэтому ткацкому делу в Турции присуща вариативность.
       Практически повсеместно в Анатолии встречается особенная отличная от всех других турецкая вышивка. Вероятно, на территорию Турции вышивку привнесли кочевники. Из-за трудности создания вышивки такие изделия испокон веков бережно хранились как семейная реликвия и использовались только для церемоний, таких как свадьбы, торжественные свадебные ванны, рождений, обрезания и похорон.
     Ткань для традиционных вышивок всегда была небеленой и  сохраняла свой коричневый натуральный цвет, который темнел со временем, что способствовало сохранению эстетической привлекательности вышивки. Особым видом вышивки можно считать турецкое кружево Ойя2, считающимся одним из самых красивых и сложных в мире3.
     История турецкого декоративного кружева, известного в Европе как Ойя, начинается ещё в 8-ом столетии до н.э.. Традицию плетения кружева впервые внедрили в Анатолии фригийцы. Однако некоторые источники указывают, что рукоделие начало распространяться лишь с 12-го века и пришло в Анатолию из Греции и Италию. Различают также несколько способов плетения Ойя в зависимости от используемых средств: игла, крючок, шпильки, бисером и так далее. Самым красивым из всех видов кружева считается Ойя, выполненная швейной иглой из шелковой нити.  Но такие образцы чаще всего можно было встретить только среди высших слоев Османской империи.
     Стоит отметить то, что расцветка и орнаментика Ойя также неоднородна в различных регионах Анатолии. Так в районе Мраморного и Эгейского моря, например, чаще всего плели Ойя, дополняя их цветами. Более того, женщины разных возрастов использовали различные цветы, которые являлись символами и могли рассказать о многом из жизни мастерицы. В Конье между тем Ойя часто украшалась травой. Украшение часто зависело от того, каковы были климатические условия жизни в том или иной районе страны. 4
     Однако  плетение кружево – лишь один из видов изделий, создававшихся на территории Анатолии. Не менее интересными представляются и древние изделия из войлока5. Валяние войлока появилось ещё задолго до развития текстильного ткачества, во времена хеттов. Этот факт доказывают рельефы IV-V вв. до н.э., найденные в древних хеттских городах Боазкёй и Язылыкайя, которые изображают людей, одетых в войлочные шапки и одежду, а также имеющих украшения из войлока. Далее создание войлочных изделий развивалось и со временем широко распространилось среди сельджуков а потом и в Османской империи.
     Войлок  всегда был неотъемлемой частью повседневной жизни на территории Анатолии. Его использовали для изготовления сумок, обуви, головных уборов, молитвенных ковриков различного цвета и даже для чулок. Такие чулки  были найдены в раскопках и относятся к 500 – 600 гг. до н.э.. Шерсть для чулок окрашивалась традиционными красками, выделенными из корней, коры, листьев, цветков, плодов и семян растений. Их орнаменты и цвета всегда несли за собой скрытый смысл. Чулки всегда имели определённый цвет в зависимости от возраста, семейного положения человека6.
     Однако  самым значимой и обширной отраслью ткацкого искусства Турции принято  считать изготовление ковров. Бесшовный турецкий ковёр или килим является поистине замечательной традицией и поддерживается женщинами Анатолии сотен поколений, тем самым, насчитывая историю длиной в 9 тысяч лет. Турецкие матери и дочери продолжили сохранение этой таинственной традиции и когда турецкие племена поселились в Анатолии и смешались с местным населением.
     Найденные при археологических раскопках фрагменты текстиля, ткацких инструментов и красящих материалов подтвердили теорию о том, что ковроткачество было известно жителям Анатолии еще со времен неолита. Однако количества найденного материала недостаточно, чтобы дать ответ на вопросы, как и когда впервые были сотканы первые ковры. Тем не менее, тот факт, что ранние образцы ковров были найдены именно в турецких регионах при раскопках древних курганов и захоронений, разбросанных по территории всей Анатолии, подтверждает мнение, что этот первый тканый ковёр был создан именно племенами, проживавшими когда-то в Малой Азии7.
     Образ жизни и философия турецких племен и народов, которые занимали обширные территории от Центральной Азии до Анатолии, были воплощены в огромном множестве цветов, мотивов и орнаментов, присутствующих на изделиях и тканях, которые сохранили свою выразительную силу и характер и по сей день. С этой точки зрения, турецкие ковры занимают особое положение в мировом культурном наследии.
     Определённые мотивы и краски, использующиеся для ткачества традиционных турецких ковров, имеют особое значение. Их символика зачастую отражает те социально-культурные и социально-экономической ценности периода, в котором они были произведены8.
     Кроме того, мотивы орнамента и цветовая гамма ковра является важным средством для выражения особенностей общины мастеров, которые создали данный ковёр. Указание на период, к которому принадлежал килим, могло быть отражено в повороте и качестве шерсти, в том, каким образом и из каких растений или насекомых был изготовлен краситель и в исполнении швов. Особое значение всегда имели эстетические аспекты стилизации ковра. Таким образом, турецкие ковры ручной работы можно рассматривать как исходный материал для изучения антропологии, этнологии и этнографии периодов, к которым они принадлежат, а также общие технические и экономические предпосылки, имевшиеся в данные период на этих территориях9.
     Ручное  ковроткачество требует тщательной обработки на каждом этапе ее производства, начиная с особенно точными расчетами при подготовке основы, и заканчивая выбором узоров и оттенков красителей для нити. Такое ответственное отношение к ковроделию можно было наблюдать во все периоды существования этого трудоёмкого искусства. Эта традиция сохраняется и до сегодняшнего дня.
     Нужно отметить, что турецкие ковры  имеют  одно очень важное отличие от всех других: узел турецкого ковра делается двойным, в то время как узлы других ковров остаются только одинарными. Такой  приём стал использоваться для того, чтобы увеличить прочность ковра, сделать его долговечным. Правда завязывание двойного узла занимает больше времени у мастерицы, что, однако, не является препятствием. Поэтому отличительной чертой  большинства ковров Турции и по сей день является двойной узел10.
       Помимо окраски и плетения, которые составляют основу килимов, наиболее важной особенностью, с точки зрения культурного наследия, является сюжет, который автор старается донести до нас посредством орнаментов. Турецкие мастера имели возможность выбирать пряжу, исходя из его собственного видения. Часто орнамент, повторяющийся по краю ковра, состоит из оригинальных сочетаний узоров, которые в силах повторить только сам мастер.
     На  территории от Фракии до Карса существовало очень много очагов ковроткачества. К примеру, сделанные в области Сивас ковры Саркисла, Зара, Кангал и Дивриги а также анатолийские ковры-килимы отличаются богатством символического выражения, образуя одно из звеньев в цепи богатой турецкой традиции. Наиболее важной отличительной особенностью орнаментов, использованных для изготовления анатолийских ковров, также введение традиционной для Анатолии техники "символизации". Обыденные рисунки на коврах на самом деле является символическим представлением идеи, которую хотел выразить мастер. Возможно, было бы преувеличением сказать, что все узоры, присутствующие на коврах и килимах, несут символическое значение, однако в большинстве случаев, как правило, можно найти скрытые связи между ткаными узорами и вложенными в них переживаниями и философией11.
     Старейшая запись о килиме была найдена в Чатал-Хююке и относится примерно к 7000 году до н.э. Посёлок Чатал-Хююк расположен к юго-востоку от Коньи в центре анатолийского региона. При раскопках на сегодняшний день были найдены не только обугленные ткани, но и фрагменты килимов на стенах домов. Большинство из них представляют собой стилизованные ковры геометрической формы. Бесшовные ковры, похоже, распространилась в Анатолию из Центральной Азии через Персию благодаря огузским и в последствии сельджукским племенам. Однако такой вид ковра не был замечен ни в одной мусульманской стране до XI века.
     Сельджукские ковры12 были найдены в Конье, сельджукской столице Анатолии. Их можно характеризовать как ковры геометрической формы, украшенные цветочным орнаментом. К началу XIV века на анатолийских коврах начали появляться фигуры животных. Однако в XVI веке внешний вид килимов вновь претерпел изменения, изображения животных были практически полностью заманены на орнаменты растений, чему способствовало повсеместное распространение исламских традиций13.
     Одним из наиболее известных видов ковров, дошедших до наших дней, стали ковры хереке14, часто встречавшиеся в османских дворцах. Они часто изготавливались специально для султанского двора и были очень высокого качества. Долгое время производство было  ручным, но с 1843 года впервые в турецком ковроткачестве ручной труд был заменён машинным. Это произошло в Хереке, небольшом приморском городке в 60 километрах от Стамбула на берегу залива Измит, благодаря которому эти ковры в последствии и получили своё название. Фабрика Хереке была затем расширена и начала производить хлопчатобумажные ткани. Так в Турции начали производиться шелковая парча и бархат для штор и обивки.
     Ковры хереке известны в первую очередь своей тонкостью и изяществом. В их производстве использовались шелковые или тонкие шерстяные нити, а иногда и золотая, серебряная нить. В то время, как в шерстяном ковре было 60-65 узлов на квадратный сантиметр, шелковые ковры были 80-100 узлов. Шелковая нить для хереке также является предметом кропотливой работы. Дело в том, что для её изготовления использовались только натуральные яйца шелкопряда. Их замачивали в воде, в затем начинали медленно вытягивать из них шелковую нить, получая, тем самым, прочный натуральный продукт. Но всегда существовала  опасность спутать такую дорогую шелковую нить.
     Однако  хереке – всего лишь один из многих разновидностей неповторимого турецкого  ковра. На протяжении веков люди, населяющие Анатолию, доказывали своим трудом и усердием свой талант создавать одни из лучших в мире ковры, килимы, подушки и гобелены.15
     Тем более, у каждого народа сложилось  своё понятие о том, как должен выглядеть ковёр, какие орнаменты  должны быть его украшением и какой  смысл он вкладывают в свои творения. Именно поэтому килимы ручной работы с уникальными определёнными для каждого региона узорами, смогли стать из гордостью и представить их в рамках философии экзистенциализма будущих веков.
     Наиболее  известными центрами ковров заслуженно считаются города Ушак, Горд и Кула. Однако есть ещё один город, который славится своими коврами. Это город Ладик. Благодаря ему мир увидел один из самых лучших ковров, который в наше время ценится многими коллекционерами. Остановимся на этом виде ковров более подробно.
     Ковры Ладик16 всегда были максимально насыщенны образами, богатством форм и дизайна, а их цветовая гамма гармонично сочетала в себе яркость и живость. Обычно эти ковры ткали анатолийские как женщины, так и совсем ещё молодые девушки. Когда мы исследуем ковры Ладик, то приходим к выводу, что девушки занимались плетением этих ковров не с целью их продажи и получения денег. Однако это не было подарком и для родителей девушки. Чаще всего девушки добровольно хотели научиться этому мастерству, получив, тем самым, единственное возможное для них образование ткачихи. Более того, девушки обучались ковроткачеству в качестве подготовки к материнству. Дело в том, что когда девушки начинали готовиться к браку, каждая из них должна была подготовить и своё приданое. Для этих целей многие родители велели дочерям заниматься вышивкой кружева, скатертей, чулок или созданием и расшивкой головных уборов. Но самые строгие и заботливые родители направляли своих дочерей на ткачество ковров, которое требует больше терпения, больше времени и многие другие знания, то есть является делом более высокой квалификации, чем другие виды ткацкого ремесла. И дочери делали это добровольно.
     Известен  тот факт, что Ладик издревле является регионом, который богат сельскохозяйственными ресурсами. По этой причине, люди, населяющие эти плодородные земли Ладика, не тяготели к тому, чтобы выставлять творения ковроткачества на продажу, тем самым, получая выгоду. Они взяли на вооружение только ткачество своих известнейших ковров и подушек, как приданого, подарков, которые теперь являются очень значимой частью культурного наследия прикладного искусства Турции. С XVI и вплоть до XX века их искусство всё более развивалось и совершенствовалось.
     Ладикские ковры в полной мере являлись олицетворением покоя, достатка и счастья. Богатство цвета также демонстрировали  оптимистический взгляд на жизнь и добрые намерения мастерицы. Ладикские девушки умели отражать свои эмоции, чувства и самые сокровенные душевные переживания в работе, которую они ткали. Чаше всего, ковры создавались из шерсти овец из стада, принадлежащего родителям девушки, а краски для нитей готовились из соков растений с собственного пастбища. Эти природные богатства испольновались девушками очень бережно – в каждый узелок на своём изделии девушка вкладывала часть своей непорочной души, наверное, именно поэтому ковры Ладика были настолько неподражаемы и чисты.
       Важное значение в ладикских коврах несёт каждый цвет, использующийся в орнаменте. Желтый выражает страстную любовь, зеленый – стремление к своей цели. Использование синего говорит о надеждах. Белый – цвет чистоты и счастья, а черный выражает скорбь. Значением розового цвета принято считать невинность. Но, как уже было сказано ранее, приём символизации цветов использовался не только в Ладике, но и в других ткацких областях.
     Среди анатолийских ковров, ковры Ладика справедливо считаются одними из красивейших ковров с великолепным богатым дизайном. Эти ковры являются настоящими не похожими друг на друга шедеврами искусства. Независимо от того, с какой стороны вы смотрите на ковёр, вы можете наслаждаться его общей картиной и узорами. В дополнительных переплетениях красного и синего цветов можно ощутить радости жизни в гармонии с природой. Коричневый цвет узора, напоминающий медь, вселяет чувство уверенности. Вложенный геометрический дизайн в виде прямоугольников является символом садов сердца. Создавая ковёр, молодая девушка как бы украшает этот сад сердца символами и знаками, которые дороги и милы ей. Гвоздика является свидетельством её чистых желаний. Цветы и звезды символизирует позитивное отношение к жизни и смелый взгляд в будущее.
     Но  не только личные переживания могли  приниматься за основу при создании ковра. Не стоит забывать то, что  на территории Малой Азии со средних  веков повсеместно распространился ислам. Конечно же некоторые религиозные мотивы также нашли отражение в ткачестве. К примеру, часто на ладикских коврах  изображались михрабы – обращённые в сторону Мекки ниши в стене мечети, где во время службы стоит имам. Как правило, изображение михраба на коврах показывало приверженность исламу и благочестивость убеждений. Кроме того, есть и другие предметы, напрямую связанные с верой, которые стали довольно часто  использоваться в ковроткачестве. Например, кувшин, сотканный на ковре, является символом веры в необходимость выполнить ритуальное омовение. Кувшин, в котором изображен цветок, иногда принимает значение вазы, что в свою очередь символизирует получение вести или письма. Если в центре композиции на ковре покачиваются канделябры и фонари, это означает распространение благой вести о бесконечности и безграничности света.
     Надо  признать тот факт, что ладикские ковры, изготовленные полностью из шерсти, не завязывают очень тесно. Техника плетения действительно отличается от большинства разновидностей анатолийских ковров, и, в результате, эти ковры являются более. Причиной тому служит использование шерстяной нити, отличающейся по своим свойствам от стандартных хлопчатобумажных.  Из-за более плотной  и жесткой структуры такой нити узлы на фигурных коврах плетутся не совсем прямо и тесно. Поскольку и в основе ковра, и в сплетающей нити используется только шерсть, узлы оставляют более свободными, чтобы предотвратить сморщивание или образование складок17.
     Таким образом,  нужно отметить, что  история возникновения ткацкого дела на территории Анатолии насчитывает сотни и даже тысячи лет. Такая популярность этого ремесла объясняется тем, что издревле земли Малой Азии славились своим плодородием и богатством, что сильно способствовало появлению именно здесь первых очагов  ткачества. Более того, некоторые виды ткацкого дела заимствовались у кочевых народов, пришедших из центральной Азии, и у греческих колонистов. Этим можно объяснить такую повсеместную увлеченность ткацким делом и в то же время территориальную разобщенность главных очагов ткачества. Примечательно, что ткацкое дело отделилось от простого производства одежды и обуви и стало существовать в качестве обособленного вида прикладного искусства. Такой поворот в развитие ткацкого дела дал новый виток его развитию и совершенствованию.
     Среди видов ткацкого искусства особенно сильно выделяются плетение кружева  и создание войлочных изделий. Но самой крупной отраслью ткачества  Турции, бесспорно, является ковроткачество. Оно отличается от ковроткачества других стран мира своей большой вариативностью, а также особенной техникой производства ковров. Все эти исторические особенности, в итоге, проявляются в современном прикладном искусстве Турции, подтверждая преемственность и приверженность к сохранению своей самобытности. Прикладное ткацкое дело стало в наше время одной из важнейших отраслей, продукты которой идут на экспорт.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Традиционные виды ремёсел Анатолии: история развития, особенности и функции.
     Нет сомнений в том, что ткацкое ремесло является одним из наиболее развитых видов прикладного творчества Турции. Для его развития и поддержания в Турции есть все условия и предпосылки. Однако не только этот вид прикладного творчества был известен и распространён в Малой Азии. Кроме ткацкого ремесла на территории Анатолии активно развивались ремёсла-творчества, без которых нельзя представить теперешний современный облик Турции. И этим видом прикладного искусства стала обработка различных материалов и приспособление полученных продуктов в повседневную жизнь.
     Какие материалы чаще всего использовали мастера в своём ремесле и  что именно они производили? Отметим, что диапазон материалов, с которыми работали ремесленники Малой Азии, очень велик. Поэтому можно говорить о целом пласте различных традиционных ремёсел.
К примеру, рассмотрим традиционные работы по обработке металла. Известно, что первая обработка металлов было осуществлена в III-II веках до н.э. в Центральной Азии. В период расцвета Рима и Византии на территории Анатолии начали открываться ателье по обработке металлов18 с развитой технологией. Особое место в развитии работ по металлу занимала Сельджукская империя, в которой придавали огромное всем видам искусства, в том числе и работам по металлу. Удивительные образцы обработки металлов сельджуками и османами можно увидеть сейчас в Музее турецкого и исламского искусства. Как и в других отраслях искусства, османские традиции обработки металла вобрали в себя культурное наследие сельджуков, что, в результате, послужило развитием различных тенденций в этом виде прикладного искусства.
     В XV веке, когда турки-османы стали бороться за лидирующие мировые позиции, особенно после завоевания Стамбула в 1453 году, произошел переворот в обработке металла, как и во многих других областях. Наиболее развитые ателье того периода находились в таких городах, как Конья, Мардин, Хасанкейф, Диярбакыр, Джизре, Сиирт, Харпут, Эрзинджан, Эрзурум. Во времена Османской империи этот вид искусства в Анатолии и на Балканах переживал свой золотой век. С завоеванием балканских земель, которые были богаты золотом и серебром, турки обрели ещё и художников металлообработки, которые обладали не только сырьевыми ресурсами, но и чтили давние традиции обработки металлов, существовавшие на Балканах. Кроме того, в развитие металлообработки того периода наблюдается влияние мамлюков. Например, светильники, украшенные ажурными, орнаментами в исламском стиле, которые сохранились до наших дней, показывают, что они были произведены совершенно во второй половине XV века. Подсвечники также занимают важное место среди изделий из металлов этого периода19.
     В XVI-XVII веках стиль, присущий металлообработке в Анатолии, вновь претерпел изменения. Вместо традиционного для Анатолии стиля в обиход вошли барокко и рококо, пришедшие из Европы. Многие национальные узоры были заменены на соответствующие тому времени.
     Города  Газиантеп, Кахраманмараш, Мардин, Диярбакыр, Сиирт, Токат, Малатья, Элазыг, Эрзурум, Табзон, Гиресун, Орду, Сивас, Кайсери, Чанкыры, Чорум, Амасья, Кастамону, Конья, Бурдур, Денизли, Афьон, Кютахья, Балыкесир, Бурса, Стамбул и Эдирне в период Османской империи были центрами металлообработки, а в настоящее время в этих городах сосредоточена медная индустрия Турции.
     В обработке металла издавна применялись такие виды выполнения узоров, как ковка, украшение серебряными и золотыми нитями, клепка, гравировка, вырезание по металлу, чернение, чеканка. Железо, к примеру, как правило, использовалось для создания таких предметов, как музыкальные инструменты, домашняя утварь, сельскохозяйственные и строительные инструменты и т.д. очень часто железо использовалось  для ковки мангалов, ставших теперь известными и востребованными по всему миру.
     Мангал, который является важным артефактом в повседневной жизни турецкого  народа, может быть изготовлен из меди, латуни, металла или запеченной глины, используемой для сжигания угля (уголь), для отопления закрытых помещениях или для приготовления пищи. Мангал был впервые использован арабов, поэтому турецкий 'мангал" происходит от арабского 'menkal'.
     Старейшие мангалы Анатолии был произведены в Стамбуле и являются важным культурным и художественным наследием периода Османской империи20. Как правило, они изготовлены из меди или латуни, причем это был сплав меди и цинка, имеющий желтый цвет. Некоторые мангалы полностью состоят из латуни или меди, но в них могут быть также комбинированы оба этих металла.
     С первой половины XIX века мангал, покрытый плитой, начал активно проникать в турецкую ежедневную жизнь, постепенно заменяя открытую жаровню. Несмотря на изменение образа жизни, в традиционное приданое турецкой невесты наверняка включают один или два "мангала". Каждый мангал был оснащен щипцами, которые находились на ободе или подносе21.
     После бронзового века на территории Анатолии начали применяться медь, бронза, золото и серебро. В их обработке использовались такие приемы обработки, как ковка и литье. Исследования, проведенные на территории Анатолии, показывают, что обработка меди имеет очень древнюю историю, что подтверждается сроком разработки медных руд. Медь, занимающая важное место в искусстве Анатолии, является удобным для обработки металлом. Медь использовалась для создания предметов повседневной жизни, образцами этого могут служить украшения, кувшины, шлемы, украшения на дверях. Также медь была наиболее используемым материалом. Есть четыре приема обработки меди: ковка, литье, выточка, придание формы с помощью пресса. Одним из традиционных изделий из меди всегда был турецкий нож.
     Нож использовался на территории Анатолии с очень древних времен. По форме ножи делятся на палаши, кинжалы, тесаки и т.д. Рукояти ножей изготовленных для двора, выполненные из слоновой кости и дорогих пород древесины, украшались алмазами, кораллами, изумрудами, рубинами и т.д. Начиная с середины XIX века, замена ручного труда машинами сыграло большую роль в развитии производства ножей.
     В Турции также с давнего времени  ведётся декоративная обработка  драгоценных металлов, таких как  серебро и золото. Золотые и серебряные нити, нагретые на огне и не потерявшие эластичность, прикрепляются к предмету, придавая узору задуманную форму. Как правило, применяется в украшении шкатулок и чехлов для посуды. Часто в работе с золотом и серебром используется метод чернения металлов. Это прием, который заключается в том, что на металлическую поверхность, как правило, серебряную наносится рельеф узора, углубления заполняются жидкостью черного цвета. Чернение делится на три вида: плоский, зубчатый и гравюрный. Применяется при украшении шкатулок, часов, мундштуков и т.д.
     Пожалуй, одним из самых известных видов прикладного искусства является искусство создания керамических изделий22. В Анатолии с давнего времени существует несколько очагов, где впервые были обнаружены изделия из керамики. Один из самых известных таких очагов считается Изник, где керамические изделия всегда славились своим высоким качеством и большим разнообразием. Основа керамики состоит из размельченного природой камня, но не всякая основа подходит для изготовления керамики. Наиболее подходящая для этого основа это глина. Глина является основным элементом керамики. Производство предметов из глины является самым древним ремеслом, так как пластичность глины позволяет придавать ей желаемую форму и предмет не теряет ее даже при обжигании. Глина, смешанная с водой, обретает пластичность, в результате чего ей легко придается желаемая форма, после обжигания твердеет и не меняет форму. Опираясь на эти качества глины, появилось гончарное ремесло, часто создающее прекрасные предметы, которые являются шедеврами.
     История керамики началась еще в те времена, когда был впервые добыт огонь. Тогда требовались сосуды для переноски и хранения воды, что и послужило толчком для начала гончарного ремесла. Глина в течение веков использовалась как материал для создания сосудов, и в даже в наши дни ее применяют для производства кирпичей.
     Вследствие  того, что Анатолия была колыбелью  многих цивилизаций, при археологических  раскопках мы находим множество  керамических изделий, которые проливают  свет на историю этих народов. Самые  древние образцы керамических изделий  на территории Анатолии были найдены при раскопках в районах Хаджылар, Чаталхёйюк, Бейдже Султан и Демирджихёйюк. Помимо узоров интересна также история создания этих изделий. Начали производство керамических изделий ещё хетты с 3500 года до нашей эры это искусство неизменно переходило из века в век, пока в сельджуки XI веке не поселились на территории Анатолии. Благодаря этому кочевью керамические изделия начали  использоваться более активно, а ремесло стало развиваться. Затем это развитие было продолжено турками-османами, поселившимися в Анатолии в XIII-XV веке. Они стали изготавливать характерные только для османских мастеров керамические предметы. Оставленное этими цивилизациями наследие поражает своими формами и узорами, несущими ценные исторические сведения.23
     Искусство работ по глине, столь развитое в Анатолии, берет свое начало у древнетюркских ремесленников, живших вне Анатолии. Но в период Османской империи это искусство приобрело особенности характерные только для местных мастеров, это послужило толчком для развития гончарного ремесла, предметы начали вывозиться в другие страны, где они пользовались особой популярностью. Блюда, тарелки, графины, сосуды для благовоний, фонарики, кубки и горшки покрывались глазурью.
     При создании керамических изделий глина  готовилась в зависимости от предмета, который предстояло сделать. Глину смешивали с водой в специальных мешалках, пытаясь достичь однородности раствора, который делали гуще или жиже для каждого конкретного предмета. Форму придавали вручную или на гончарном кругу, прессованием либо отливанием.
     Обжигаемые  изделия называются «печеньем». Эти  полуфабрикаты при помощи заранее  приготовленных трафаретов, сажей, наносятся  эскизы узоров. Эти узоры, впоследствии, соединялись в композиции (на изразцах это тонкие контуры вокруг узоров) и красились. Как правило, для окраски использовались импортные краски.24
     Керамические  изделия покрывались разными  видами прозрачной глазури, которая  готовилась с добавлением окисей металлов, и при высокой температуре  меняли свои цвета. Окиси использовались как каждый в отдельности, так и смешивая несколько видов, что давало возможность использовать разные цвета. Обычно использовались оксиды: хрома, железа, олова, меди, кобальта, марганца, циркония, никеля, ванадия. Олово, титан и сурьма были составными частями глазури опак.
     Для того чтобы глазурь держалась  на поверхности, чистота ее имела  особое значение. С этой целью печенье  держали под водой некоторое  время. После чего покрывали глазурью толщиной 1,5 миллиметра. Толщина глазури  может привести к браку так как на поверхности начинают образовываться пузырьки. Но если толщина ее ниже положенного то некоторые участки поверхности остаются не покрытыми глазурью. Она наносится на поверхность либо кистью, либо предмет погружают в глазурь, либо поливают его.
     Полуфабрикаты с нанесенным узором и, покрытые глазурью, обжигаются традиционными методами. Изделия постоянно или с перерывами обжигались в печах, причем тарелки и блюда оставляли на открытом огне, а более хрупкие изделия, например, чини помещали в закрытый.
     Чини (изразцы), как правило, использовались в архитектуре в качестве декоративной отделки. Слово «чини» по составу навевает мысли о китайских корнях, но создание чини имеет тюркские корни, что подтверждается многочисленными исследователями.
     Искусство изготовления чини, являющееся одним из видов керамики, появившимся в Центральной Азии, на территории Анатолии начало развиваться в период сельджуков. Первые чини в Османской империи являлись продолжением традиций сельджуков. Геометрические и растительные узоры украшения, как правило, окрашивались желтыми и зелеными красками. Изник, бывший во времена расцвета Византийской империи центром развития керамики, и в Османской империи с 14 по 18 век сохранял свое лидерство в этой области.25
     В 17 веке цеха города Изник начинают терять значение, и Кютахья выходит на главенствующее положение. Здесь производство керамики и чини развилось в 15 веке. Чини, производившиеся в Кютахье, были голубого, красного, желтого, фиолетового и зеленого цветов, а также отличались по технике изготовления от керамических изделии, производимых в Изнике.
     В 18 веке в Чанаккале началось производство керамики, несущей в себе характерные  для региона особенности. В Османской  империи, керамика изготавливалась  для украшения дворцов, мечетей, медресе и усыпальниц, но после 17 века изготовление керамических изделий пошло на спад. До объявления республики в Кютахье и Чанаккале из глины, привезенной из Франции, производился фарфор Йылдыз26.
     Конечно, керамика на территории Малой Азии является одним из наиболее развитых видов прикладного искусства, однако существуют и другие не менее важные ремесла, благодаря которым Анатолию узнали во всём мире. Например, гончарное ремесло, одно из самых древних ремесел, существующих на территории Анатолии. Глина – наиболее легко добываемое и обрабатываемое сырье., которое легко принимает желаемый вид. Форма придается руками, на гончарном кругу либо специальными пресс-форма. После чего обжигается и покрывается глазурью. Вышеописанное является определением данного ремесла.
     Горшки, производимые в Анатолии, покрывались, как правило, жидкой глиной, и обжигались на открытом огне.
     Развилось в Турции и ремесло резьбы по дереву27. Среди предметов материальной культуры, есть немало работ по дереву. Это ремесло, дошедшее до наших дней, занимает важное место среди наших традиционных ремесел. У тюрков Центральной Азии до принятия ими Ислама дерево считалось священным, и использовалось, как правило, для искусства. При раскопках курганов, проведенных в местечке Пазарлык, были обнаружены деревянные предметы, такие как каркас седла и части упряжи. В настоящее время почти не осталось древних деревянных произведений искусства, так как древесина не может устоять перед воздействием времени.
     Обработка древесины в Анатолии развилась  в период сельджуков и имела своеобразный стиль. Во времена сельджуков и княжеств, изделия из дерева, как правило, использовались в архитектуре, это были двери мечетей, михрабы и шкафы, выполненные как произведения искусства. В османский период пышность потеряла прежнее значение, и уступила место простоте. Техника обработки применялась при изготовлении таких предметов, как столики, полки, сундуки, ложки, трон, ящики для хранения Корана, окна, тумбочки, потолки, михрабы и кафедры в мечетях.
     Чаще  всего использовались такие породы древесины, как орех, яблоня, груша, кедр, эбеновое дерево. Узоры вырезались, наносились краской либо выдалбливались.
     Искусство обработки дерева использовалось не только в религиозных, но и в бытовых целях. Благодаря развитию этого вида прикладного искусства мир узнал о таком нужном приспособлении, как трость.
     Техника изготовления трости до сих пор существует в округах Зонгулдак, Битлис –  Ахлат, Газиантеп, Бурса, Стамбул –  Бейкоз и Орду. Наши предки в течении многих столетий использовали посохи и трости. В 19 веке это приобрело особую популярность. Трости оценивали по древесине и работе мастера. Они рукоять выполнялась из золота, серебра, кости и перламутра, а остальная часть из розы, тростника и т.д.
     Из  дерева также изготавливались музыкальные  инструменты. Напомним, что  музыка и искусство в целом имели  очень важное значение на территории Анатолии. Поэтому музыкальные инструменты  являлись необходимой частью быта. Изготовление музыкальных инструментов имеет очень древние корни, при их изготовлении использовались древесина, растения, кишки, кости, рога и волосы животных. Музыкальные инструменты делились на струнные, духовые и ударные.
     По  анологии с этим ремесленники Турции начали производить ложки для бытовых нужд. Ремесло ложечника продолжает существовать в некоторых районах Анатолии. Это особенно развито в вилайете Конья, где изготовление деревянных ложек было начато еще в во времена сельджуков. При изготовлении ложек используется древесина дуба, груши и самшита. Они вырезаются маленьким резцом и долотом, и изготавливаются в районах Аксеки, Гедиз, Тараклы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.