На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Андеррайтинг на рынке ценных бумаг

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию 
Самарский государственный экономический университет
Кафедра теоретической экономики и международных  экономических отношений 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине «Организация и регулирование фондового  рынка»
на тему:
«Андеррайтинг на рынке ценных бумаг» 
 
 
 
 

                  Выполнила:
                  студентка 4 курса ИТЭ и МЭО
                  специальности «Экономическая теория»
                  Ломке Е.В. 

                  Проверил: Силиванов С.В. 
                   
                   
                   
                   
                   

Самара 2009 

 

Введение

 
     Память  о недавних кризисах и резких конъюнктурных колебаниях все еще отпугивает от нашей страны перспективных инвесторов. Для исправления ситуации мало общей политической стабильности и совершенствования законодательной базы. Необходимы грамотные и систематические экономические преобразования, в частности создание полноценного фондового рынка.
     Фондовый  рынок выступает связующим звеном для представителей финансовых структур и частных инвесторов, готовых  разместить свой капитал в отраслях, нуждающихся в финансировании, и при создании надлежащих экономических предпосылок вкладывать его в долгосрочные проекты, капиталоемкие отрасли и объекты, требующие срочных финансовых вливаний в ситуации, когда экономику страны необходимо как можно скорее «снимать с нефтегазовой иглы» и переводить на инновационный путь развития.
     Нужные  для этого средства могут быть привлечены разными способами. В  России чаще всего используются средства частных инвесторов, банковские кредиты  или некий смешанный вариант.
     И банки, и инвесторы крайне неохотно расстаются со своими средствами на длительный период и берут очень большие проценты, ссылаясь на значительные риски. Одним словом, процесс привлечения финансов для долгосрочных ресурсоемких исследований и внедрения их результатов в производство крайне затруднен.
     Каков же выход из данной ситуации?  Проблема решается эмиссией ценных бумаг предприятия (организации), нуждающегося в финансировании. Можно, конечно, попробовать сбыть  их самому. Однако практика показывает, что, не располагая необходимой информацией и дополнительными инвестиционными ресурсами, сделать это довольно затруднительно. Поэтому и применяется такой способ, как андеррайтинг.
     Как показывает зарубежный опыт, эмиссия ценных бумаг, прежде всего акций и облигаций, занимает важное место в структуре источников финансирования корпораций. В развитых странах совокупная стоимость (капитализация) корпоративных облигаций составляет от 20-30 до 65% общего объема капитализации фондового рынка.
     Новейшие  тенденции на российском рынке ценных бумаг отражаются в изучении и внедрении наиболее эффективных финансовых инструментов, расширении перечня банковских услуг. Среди этих инструментов важное место занимает андеррайтинг.
     Проблема  необходимости обоснования функций  и практических аспектов деятельности андеррайтера, их соотношения с функциями других участников эмиссионного процесса, анализ расширенной роли, места и статуса андеррайтера в эмиссионном процессе определяется высокой востребованностью практики управления процессами развивающегося российского рынка ценных бумаг. Отсутствие доступного опыта деятельности андеррайтера, нормативной базы, недостаточное освещение этих проблем в экономической литературе подчеркивают актуальность темы.
     В данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические основы андеррайтинга на рынке ценных бумаг, проанализирован опыт развитых фондовых рынков и современное состояние андеррайтинга в России, обозначены перспективы и проблемы развития андеррайтинга на российском рынке ценных бумаг.
 

Глава 1. Теоретические основы андеррайтинга на рынке ценных бумаг 

1.1. Понятие и функции  андеррайтинга 

 
     Андеррайтинг  как экономическая категория  в отечественной научной и  экономической литературе используются в трех разных контекстах. Во-первых, как способ продажи товаров, работ, услуг, например, по каталогу или периодических изданий - подписка на газеты, журналы. Во-вторых, на рынке ценных бумаг как деятельность инвестиционных посредников по гарантированному размещению займа или выпуска ценных бумаг на первичном рынке В-третьих, в страховом бизнесе это процесс сбора сведений, их анализа обработки альтернатив решения принимать риск или нет, и если да, то как страховать и его дальше размещать. В данной работе андеррайтинг рассматривается как категория рынка ценных бумаг.
     Андеррайтингом  выпуска ценных бумаг признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок по размещению ценных бумаг профессиональным участником от имени и за счет эмитента эмиссионных ценных бумаг или от своего имени и за счет эмитента, которая может сопровождаться принятием профессиональным участником обязательств по выкупу на свое имя и за свой счет части или всего объема размещаемого выпуска ценных бумаг.1
     Фундаментальное значение для формирования теоретических  основ андеррайтинга в России имеют работы Я.М. Миркина, К.А.Волкова, Б.Б. Рубцова, К.Ю. Ратникова, С.В. Лосева, В.В. Шахова, Л.А.Юрченко, В.Д. Базилевича, Р.Т. Юлдашева. В них содержатся попытки стандартизировать и упростить механизм применения андеррайтинга, используя международный опыт. Среди работ, появившихся в последние годы, посвященных вопросам андеррайтинга, эмиссии, теории размещения и функционирования инвестиционных синдикатов, необходимо выделить труды, В.В.Булатова, Е.Г. Хоменко, С.В. Лялина. Однако большую часть информации приходится получать из зарубежных источников, ещё не переведенных на русский язык. Теоретические основы представлены в основном в работах американских учёных–экономистов (таких как Ричард Дженнингс и Харолд Марш, Ричард Тивелиз и Эдвард Брэдли, Равви Теннекун).
     Андеррайтинг  – это хороший способ нивелировать негативные факторы, сдерживающие развитие рынка ценных бумаг в России (в частности, высокую общую нестабильность и инфляцию). Он совершенно необходим именно инновационным предприятиям и предпочтительнее обычного банковского кредита. Дело в том, что сейчас ставки по банковским кредитам для средних компаний могут достигать 15%, а с помощью выпуска корпоративных облигаций можно одолжить под 10-12% (первоклассным заемщикам  кредиты и займы обходятся дешевле - соответственно 7,5% и 5,5%). Второе безусловное преимущество - это относительная свобода заемщика. Выпуск облигаций, в отличие от кредитов, не подразумевает залога активов или денежных потоков. Эмитент может использовать заемные средства по своему усмотрению. По мнению профессионалов, эмитенты потому и обращают внимание на облигации, что они лишены ряда недостатков, присущих банковскому кредитованию. Эмитентов привлекает рыночный характер ценообразования, отсутствие залогов, возможность управления собственным долгом, как посредством оферт, так и посредством проведения операций с собственными бумагами2.
     Кроме того, андеррайтинг позволяет уменьшить  величину инвестиционных рисков за счёт его  перераспределения между  несколькими инвесторами.
     В процессе андеррайтинга можно найти инвесторов, которые искренне заинтересованы в развитии данной отрасли, проведении исследований или в выпуске новой продукции, что дает возможность установить долгие и плодотворные отношения на взаимовыгодных условиях (не всякая, даже дорогая, реклама способна обеспечить такие перспективы). Более того и после реализации программы денежные вливания не иссякают. Они получают новую дополнительную подпитку за счет повышения курса акций, улучшения кредитной истории и репутации фирмы. И, наконец, еще один аргумент в пользу андеррайтинга - доступность для самых мелких инвесторов. Андеррайтинг позволяет избежать трудоемких процедур, сопровождающих размещение ценных бумаг.
     Если  же свободных средств для того или иного инновационного проекта  нет в достаточном количестве внутри страны, то андеррайтинг позволяет привлечь их из-за рубежа, без ущерба и ущемления национального производства. Ведь все технологии, рабочие места и продукты остаются здесь, а на расчетный счет иностранным инвесторам отчисляется только часть прибыли в виде дивидендов.
     Если  вы выходите на рынок с новой продукцией и нужно преодолеть так называемый входной барьер и выдержать конкуренцию, то именно андеррайтер помогает найти  необходимые дополнительные средства.
     Андеррайтинг  предполагает применение ряда приемов, способствующих быстрому и эффективному размещению нового выпуска ценных бумаг: открытая продажа ценных бумаг, РR-кампания, маркетинг и конкретизация потребностей в эмиссии, определение условий размещения ценных бумаг для инвесторов. Цель проведения маркетинга состоит в том, чтобы с помощью соответствующих приемов создать превышение спроса на данные ценные бумаги над их предложением. Мировая практика свидетельствует об эффективности такой, например, процедуры, как «гастроли», назначение которой - обеспечить непосредственное ознакомление предполагаемых инвесторов с компанией-эмитентом, представленной ее высшими менеджерами.
     В принципе андеррайтинг должен предоставлять  эмитенту гарантию того, что в результате продажи ценных бумаг он получит  как минимум определенную сумму денег. Это позволяет последнему быть уверенным, что все предлагаемое к выпуску количество ценных бумаг будет продано, а он - избавлен от трудоемких процедур. 3
     Основными задачами, стоящими перед андеррайтером, являются:
     • Общее руководство процессом;
     • Усовершенствование организационной  структуры эмитента;
     • Оценка конъюнктуры рынка для  определения наиболее благоприятного момента выхода на рынок;
     • Содействие в подготовке инвестиционного  меморандума и проспекта эмиссии;
     • Координация процесса знакомства компании с потенциальными инвесторами;
     • Консультации по определению объема эмиссии и доли свободного размещения, а также цены за акцию;
     • Организация и проведение процедуры  размещения на фондовой бирже;
     • Помощь в формировании ликвидного вторичного рынка, выполняя тем самым функции market-maker и др.
     Андеррайтер на рынке ценных бумаг - профессиональный участник рынка ценных бумаг, инвестиционная компания, банк и крупная брокерская фирма, осуществляющие андеррайтинг выпуска  ценных бумаг и имеющие лицензии на осуществление брокерской и дилерской деятельности.
     В международной практике андеррайтер  выполняет следующие функции.
     1. Анализ эмитента — оценка предложения  эмитента, подтверждение возможностей  эмитента выполнить те имущественные  права, которые могут быть закреплены в выпускаемых ценных бумагах, оценка рейтинга эмитента и его бумаг. Анализируя эмитента, андеррайтер может определить его положение на рынке, в отрасли, к которой относится эмитент, в экономике страны в целом.
     Андеррайтеры  ориентируются на компании, удовлетворяющие определенным показателям:
     - компания имеет значительный  потенциал будущего роста; 
     - компания работает на динамично  развивающемся и платежеспособном  рынке; 
     - компания обладает уникальным  продуктом или услугой, которые  пользуются повышенным спросом;
     - у компании имеется сильная  команда менеджеров, ориентированных  на создание стоимости и ее  приращение для акционеров;
     - компания отличается ярко выраженными  преимуществами перед конкурентами;
     - компания способна продемонстрировать умение достигать поставленной цели, наличие ясной и четкой стратегии развития бизнеса;
     - компания имеет четкую и прозрачную  корпоративную структуру. 
     2. Подготовка эмиссии — оказание  помощи эмитенту при установлении  цели эмиссии, выборе типа ценных бумаг, подготовке проспекта эмиссии, установлении связи эмитента с ключевыми инвесторами, регистрации выпуска.
     3. Размещение ценных бумаг —  отчуждение ценных бумаг их  первым владельцам на основе  заключения гражданско-правовых  сделок на согласованных с  эмитентом условиях.
     4. Послерыночная поддержка — поддержка  курса размещенных ценных бумаг  на вторичном рынке в течение  года.
     5. Аналитическая и исследовательская  поддержка — контроль динамики  курса ценных бумаг, выявление  факторов, оказывающих влияние на  курс.
     6. Организация субандеррайтинга, или  институционального размещения.
     Если  андеррайтер, выполняя свои рыночные функции, будет уверен в том, что для  компании и для рынка будет  выгодно, чтобы компания имела много  акционеров, он может быть готов  к тому, чтобы предложить часть своих комиссионных другим, разделив с ними груз гарантийной ответственности или, наоборот, заранее разместить (возможно, на условиях «клобэк») часть акций в крупных инвестиционных организациях.
     («Клобэк»  — это процесс, при котором  финансовому институту предлагается какое-либо число акций, но в случае, если публичный спрос на них окажется выше предполагавшегося, часть акций забирается у этого института обратно и направляется на удовлетворение публичного спроса.)4
     Андеррайтер призван выполнять дополнительные услуги:
    консультирование эмитента по вопросам деятельности его органов управления и менеджмента по организации займа;
    консультирование эмитента по вопросам устранения нарушений законодательства о рынке ценных бумаг и защите интересов инвесторов, способам урегулирования конфликта интересов;
    практические услуги андеррайтера по проблемам управления капиталом эмитента, корпоративного управления на рынке.
 

1.2. Виды андеррайтинга.  Синдикат андеррайтеров

 
Существуют  следующие классификации видов андеррайтинга:
     1. Андеррайтинг на  основе твердых  (фиксированных) обязательств.
     Предполагает  принятие андеррайтером обязательств по полной или частичной реализации ценных бумаг эмитента за свой счет на согласованных с эмитентом условиях по цене и количеству ценных бумаг. При этом в случае, если часть выпуска бумаг окажется неразмещенной на первичном рынке, то андеррайтер обязан ее приобрести. Беря на себя эти обязательства, андеррайтер тем самым рискует потерей не только репутации, но и собственных средств. Например, если момент первичного размещения совпадает с резким понижением курсов на вторичном рынке. Вместе с тем для эмитента такой вид андеррайтинга создает условия для полного размещения ценных бумаг по лучшим ценам и в наиболее короткие сроки.
     2. Андеррайтинг выпуска ценных бумаг «на базе лучших усилий».
     Это деятельность андеррайтера по совершению сделок с ценными бумагами от имени  и за счет эмитента, или от своего имени, но за счет эмитента, которая не сопровождается принятием андеррайтером обязательств по выкупу ценных бумаг. Обязательством андеррайтера является приложить все возможные усилия, действия по размещению выпуска без финансовой ответственности за конечный результат. Финансовые риски полностью переходят к эмитенту. Андеррайтер берет комиссионные за то количество бумаг, которое он реализовал, а нереализованная часть эмиссии возвращается эмитенту.
     Таким образом, у эмитентов возрастает риск неполного размещения ценных бумаг.
     3. Конкурентный андеррайтинг.
     Суть  его заключается в подготовке эмиссии и ее выкупе на основе конкуренции разных андеррайтеров. Договор с эмитентом заключает тот андеррайтер, который предложит лучшие ценовые и иные условия по сравнению с конкурентами.
     4. Неконкурентный андеррайтинг.
     Предполагает  выбор эмитентом андеррайтера на основе устойчивых бизнес-отношений и корпоративных деловых контактов. Этот вид наиболее популярен среди отечественных компаний, обычно заключается с хорошо известным эмитенту  банком, который  осуществляет его банковское обслуживание, и позволяет получать скидки на проведение андеррайтинга. Недостаток – в качестве монополиста банк диктует свои условия. 
     5. Андеррайтинг с  авансированием эмитента.
     Эмитент предварительно получает кредит у банка-андеррайтера под его погашение из финансовых средств, поступающих от размещения его ценных бумаг. Этот вид андеррайтинга имеет положительные признаки как для эмитента (возможность кредитования расходов по организации и размещению ценных бумаг), так и для андеррайтера (входит в деловые отношения с эмитентом с перспективой дальнейших корпоративных контактов).
     6. Андеррайтинг без авансирования эмитента.
     Это стандартный вид андеррайтинга  на российском рынке. К положительным  признакам этого вида можно отнести сохранение эмитентом и андеррайтером независимых финансовых условий.
     7. Андеррайтинг на  условиях «все  или ничего».
     Основные  условия этого вида андеррайтинга  – если андеррайтер не обеспечил размещение всей эмиссии соглашение по андеррайтингу прекращается с соответствующими санкциями к андеррайтеру. Таким образом, этот вид весьма положителен для эмитента; критический и форс-мажорный для андеррайтера.
     8. Андеррайтинг с  использованием режима  переговорных сделок.
     Этот  вид андеррайтинга целесообразен  при заранее определенной цене ценной бумаги.
     Сделки  заключаются по цене не ниже цены размещения. Признаки, привлекательные для эмитента:
    наличие финансовой и административной ответственности за нарушение правил сделок;
    гарантии сделок, сроки расчетов;
    гарантии биржи на условиях «поставки против платежа».
     Андеррайтер вводит в торги безадресную заявку на продажу; вправе заключить сделку, отклонить заявку, выставить встречную заявку с другими условиями.
     9. Андеррайтинг –  размещение ценных бумаг через торговую площадку – биржу.
     Данный  вид андеррайтинга способствует повышению рейтинга эмитента, формированию вторичного рынка бумаг данного эмитента, росту его капитализации. Андеррайтер и эмитент получают преимущества:
      использование биржевой инфраструктуры, быстрые и надежные расчеты по результатам сделок;
      более широкий круг инвесторов за счет использования биржевых инвестиционных каналов;
      использование андеррайтером отработанных биржевых стандартов процедур размещения ценных бумаг.
     10. Андеррайтинг –  размещение ценных  бумаг вне торговой системы с контролем по денежным средствам.
     Данный  вид андеррайтинга способствует отбору надежных покупателей ценных бумаги и исключает риски неоплаты произведенных сделок.
     11. Андеррайтинг «стэнд-бай».
     Это форма андеррайтинга, при которой  андеррайтер обязуется выкупить для последующего размещения часть  невыкупленной эмиссии старыми  акционерами или теми, кто приобрел у них это право.5
     Процесс взаимодействия эмитента и андеррайтера при размещении ценных бумаг и заключении соответствующего договора во многом зависит от результатов анализа складывающейся ситуации, определяющих:
    объем денежных средств, привлекаемый путем публичного выпуска акций;
    выбор наиболее подходящего для данных условий эмитента типа акций, а также связанных с ними прав;
    выбор андеррайтеров или их группы, которые могли бы лучшим образом разместить предполагаемые ценные бумаги в соответствии с приданными им полномочиями;
    все затраты выпуска, включая плату за юридическое сопровождение, аудиторскую проверку эмитента и т.д.;
    цену предложения, по которой новый выпуск будет размещаться.
     Из  вышеперечисленных видов андеррайтинга  можно сделать вывод, что роль андеррайтера может быть различной. Если эмитенту гарантируется получение  определенной суммы капитала, то такая договоренность между эмитентом и андеррайтером называется поручительством (firm commitment). Другая более щадящая форма договора – резервное соглашение (standby agreement), при котором андеррайтер обязуется выкупить неразмещенную часть выпуска. Наконец, третий вариант – соглашение «по мере сил» (best-effort agreement) – андеррайтер выступает как простой агент эмитента, ничего ему не гарантирующий.6
       Основной  документ, регламентирующий отношения  между эмитентом и андеррайтером  – это договор андеррайтинга  об организации и гарантировании первичного размещения ценных бумаг. Основной пункт этого договора – вид андеррайтинга, т.е. определение той ответственности, которую принимает на себя андеррайтер, а также объем, цена выкупа ценных бумаг у эмитента.
       В процессе андеррайтинга между партнерами складываются особенные отношения, которые подразумевают кроме соблюдения всех условий договора, еще и непременное выполнение некоторых этических  правил. Обслуживающий выпуск банк имеет доступ к закрытой для других, то есть инсайдерской информации о развитии стоимости курса ценной бумаги, о позиции на рынке, финансовое состояние эмитента, и т.д.  Поэтому существует несколько обязательных для исполнения условий (в западной практике):
       1) Интересы клиента должны превалировать  над собственными интересами  андеррайтера и других профессиональных  участников, занятых в подготовке выпуска и размещении ценных бумаг.
       2) Инвестиционный банк не вправе  манипулировать ценами на фондовом  рынке и понуждать к покупке  или продаже ценных бумаг, путем   предоставления умышленно искаженной  информации, а так же использование  такой информации в рекламе.
       3) Подготовка выпуска и размещение  ценных бумаг не должны содержать  действия, позволяющие манипулировать  ценами на бумаги данного эмитента, реализованные ранее. Такие манипуляционные  действия могли бы оказать  влияние на ценовые и объемные условия размещения ценных бумаг.
       4) Инвестиционный банк и его  сотрудники не имеют права  использовать служебную информацию  и передавать ее третьим лицам.7 

Синдикат  андеррайтеров.
       Так как андеррайтеру одному бывает достаточно сложно разместить весь выпуск, или он не может принять на себя такой риск, формируется синдикат андеррайтеров. Синдикаты, в этом случае, представляют собой добровольное временное объединение андеррайтеров без образования юридического лица, которое создается для выполнения совместных обязательств в отношении конкретного выпуска ценных бумаг. Синдикат организуется на договорных началах, на принципах разделения прибылей. Обычно существует до 6-8 месяцев, при этом члены синдиката, сотрудничая в отношении одной ценной бумаги, могут конкурировать на других участках рынка.
       В мировой практике банк (фирма), входящий в состав синдиката, может играть разные роли в эмиссионном процессе. Он может быть:
       • ведущим менеджером, тогда он объединяет других участников синдиката и ведет  все дела, связанные с обслуживанием конкретного эмитента;
       • андеррайтером; в этом случае банк не претендует на роль организатора, он вкладывает свой капитал в синдикат для покупки  определенной части выпуска ценных бумаг с целью перепродажи;
       • торговым агентом, когда банк не вкладывает свой капитал, а только подбирает покупателей для размещаемых ценных бумаг.
       Каждый  из указанных участников синдиката  имеет различную долю в получаемой прибыли. Эта доля определяется вложенным  капиталом и выполняемыми функциями.
       В мировой практике синдикаты действуют на основе раздельного и нераздельного счета.
       Первый  принцип наиболее распространен. Он заключается в том, что каждый член синдиката несет установленную ответственность за выпуск ценных бумаг в пределах своего участия. Например, если участие конкретного банка составляет 5%, то при выпуске акций на сумму 40 млн руб. он несет ответственность за продажу акций на 2 млн руб. и не отвечает за другие непроданные акции.
       Второй  принцип чаще всего используется при выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг. Он заключается в том, что каждый член синдиката несет ответственность за свою долю и долю других членов синдиката. Например, член синдиката вложил в него 10% капитала и взял на себя обязательства продать облигации на сумму 20 млн руб. при объеме эмиссии 200 млн руб. Если он продал свою долю, а в целом неразмещенных облигаций осталось на 50 млн руб., то этот член синдиката будет нести ответственность за продажу облигаций еще на 5 млн руб.8
       Структура синдиката андеррайтеров приведена на схеме 1 (на основе практики американского фондового рынка): 

Схема1  
 

       В составе группы покупки (эмиссионного синдиката) андеррайтер-менеджер выполняет  следующие основные функции:
      формирование состава и координация работы синдиката;
      подготовка андеррайтингового договора (договор между эмитентом и членами синдиката на обслуживание первичного размещения ценных бумаг) и синдикационного договора (договор между членами синдиката по распределению обязанностей, обязательств и финансовых результатов при выполнении андеррайтингового договора);
      приобретение относительно большей  части эмиссии, распределение оставшейся части эмиссии между членами синдиката;
      представительство эмиссионного синдиката в отношениях с эмитентом и другими внешними сторонами;
      стабилизация цен в период первичного размещения (покупка у первичных инвесторов акций по курсам, соответствующим ценам первичного размещения или выше их, чтобы в указанный период нельзя было эти же акции купить дешевле на вторичном рынке).
       Часть указанных функций инвестиционная компания-менеджер делегирует 6-7 компаниям-со-менеджерам (в крупном синдикате), каждая из которых, соответственно, координирует работу 20-30 членов синдиката, а также принимает к выкупу значительные доли эмиссии.
       В качестве рядовых членов синдиката  обычно выступают мелкие и средние брокерско-дилерские компании, действующие в межрегиональном и региональном масштабе. Привилегированные члены отличаются от непривилегированных масштабом взятых на себя обязательств и, следовательно, ценовой скидкой, которую они получают при выкупе ценных бумаг у эмитента.
       Члены группы-продажи не берут на себя обязательств по выкупу части эмиссии. Они лишь действуя, по поручению  членов-синдиката, выставляют заявки на продажу ценных бумаг первичным  инвесторам.
       Ценовой механизм работы эмиссионного синдиката. Каждый из членов синдиката выкупает определенную часть эмиссии при ее первичном размещении и перепродает ее публике, получая прибыль от разницы в ценах.
       В связи с тем, что в российской практике действует требование равенства цен при первичном размещении, механизм эмиссионного синдиката может быть воспроизведен только в адаптированном к российским условиям виде (менеджер выкупает у эмитента, со-менеджеры у менеджера, члены синдиката у со-менеджеров и т.д.). Структура цен будет выглядеть следующим образом (схема 2). 
 

Схема 2
 
       Доход андеррайтеров формируется за счет спрэда. Величина ценового спрэда (разница между ценой продажи бумаги публике и ценой ее выкупа у эмитента) колеблется в международной практике от 1% (крупная известная, кредитоспособная компания) до примерно 25 % (маленькая венчурная компания), кроме того на спрэд влияют следующие факторы:
      размер эмиссии (чем больше эмиссия, тем меньше спрэд);
      качество ценных бумаг (чем выше качество, тем меньше спрэд);
      вид ценной бумаги (по облигациям с залогом он меньше, чем по необеспеченным долговым обязательствам), далее спрэд продолжает расти – от конвертируемых облигаций к привилегированным и, наконец, обыкновенным акциям.
       Для снижения цены и увеличения собственной  прибыли эмитент может разместить часть своих ценных бумаг самостоятельно, а так же влиять на работу синдиката, устанавливая, например, максимальную цену продажи.
       В зависимости от факторов, влияющих на выбор варианта организации синдиката  андеррайтеров (цели, объемы выпуска, заинтересованность (спрос) в ценных бумагах эмитента) возможны следующие модификации схем синдиката:
      Эмиссионный синдикат может не создаваться совсем, а все обязательства осуществляет единственный инвестиционный банк, либо инвестиционный банк с другой компанией – организатором выпуска, не принимающей на себя обязательства по андеррайтингу.
      Отсутствуют организатор и со-организаторы (либо отсутствуют только со-организаторы), все соответствующие функции выполняются непосредственно андеррайтерами, находящимися в структуре синдиката.
 
Пример  классического размещения  эмиссии ценных бумаг (схема 3).9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Из  схемы видно, что при наличии  определенного спроса часть эмиссии  можно разместить собственными силами – например, внутри компании, а оставшуюся доверить синдикату, который в свою очередь постарается привлечь как можно больше инвесторов, как крупных институциональных, так и мелких частных.
       Андеррайтер должен быть заинтересован в снижении цены предложения, с тем чтобы  гарантированно разместить эмиссию. Наиболее уважаемые андеррайтеры - это те, кто оценивает ценную бумагу максимально близко к тому, как ее оценивает рынок.
       Если  ценная бумага оценена правильно, то она немного поднимается в  цене, как только выйдет на рынок. Если рыночная цена упадет хотя бы немного, то она была завышена. Если же цена резко возрастает, то, конечно, инвесторы выигрывают очень много, но компания, выпустившая бумаги, несет большие потери. 10
 

Глава 2.  Современное  состояние андеррайтинга  на рынке ценных бумаг

2.1. Международная практика андеррайтинга

 
 
     Формирование  действующего в США законодательства о ценных бумагах и фондовых биржах произошло в 30-х г.г. XX века в ответ  на финансовый кризис 1929 г. Тогда были приняты: Закон 1933 г. “О ценных бумагах”, Закон 1934 г. “Об обмене ценными бумагами”, Закон 1940 г. “Об инвестиционных консультантах”, Закон 1940 г. “Об инвестиционных компаниях”, Закон 1933 г. “О банках” (более известный как Закон Гласа-Стигала). В частности,  последний положил начало реформированию банковской системы. В соответствии с ним инвестиционное банковское дело было отделено от коммерческих банков и выделено в отдельную отрасль. Все они легли в основу современного функционирования механизмов андеррайтинга, дополненные и исправленные со временем. Важную роль в регулировании экономических отношений играют саморегулируемые организации такие как National Association of Securities Dealers (NASD) в США.
     На  фондовых рынках  стран ЕС действуют  жесткие правила и требования, поддерживаемые органами государственного регулирования, профессиональными участниками, что минимизирует финансовые риски и коррупции. На таких рынках регулирующие органы, при широких надзорных полномочиях, имеют право выносить решения об аннулировании сделки, требовать от кампании возврата средств инвесторам, налагать денежные санкции в крупных размерах. Андеррайтер обязан иметь определенный объем собственных финансовых средств, например, при андеррайтинге за собственный счет – минимум 730.000 евро (Германия). Андеррайтер профессионально непригоден, если характер его поведения вызывает сомнения в надлежащем исполнении обязанностей. В ряде стран андеррайтер может совмещать функции финансового консультанта.
     В странах ЕС действует структура, регулирующая рынок ценных бумаг, банковский сектор, страхование как единый комплекс – мегарегулятор, основное преимущество которого преодоление фрагментарности между ведомствами, независимость органов управления.
     В международной практике рынок, закон  и саморегулирование представляют андеррайтера как основное звено эмиссионного процесса, профессионального посредника и оппонента, сертифицирующего весь бизнес.
     В большинстве стран эмитенты при  IPO могут свободно выбирать между тремя основными видами размещений – по фиксированной цене, путем формирования книги заявок (bookbuilding) и через аукцион. Общим для всех типов размещений является единая цена размещения (clearing price).
     Обычно  на рынке преобладает какой-либо один способ размещения. К примеру  bookbuilding является основным методом размещения при IPO в США и Европе, аукционы – в Австралии, Индии и Израиле.
     На  развитых рынках основная доля средств  при размещении IPO поступает со стороны институциональных инвесторов, в первую очередь, паевых фондов, а также пенсионных и страховых фондов. Именно среди них в основном проводят road-show эмитенты и андеррайтеры (кампания, в ходе которой представители инвестиционных банков и эмитента совершают поездки по стране, рекламируя бумаги новой эмиссии на встречах с инвесторами в крупных финансовых центрах). Как показывают исследования, в среднем 93% акций IPO в Великобритании, 76% во Франции, 66% в США и 58% в Германии размещается в пользу институциональных инвесторов.11
     Предложение ценных бумаг американским инвесторам жестко контролируется Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC). В соответствии с правилами SEC любая ценная бумага, предлагаемая на публичную продажу, должна быть зарегистрирована ею до совершения самой продажи. Порядок регистрации с годами менялся. Но по-прежнему эмитент обязан предоставить в SEC информацию, касающуюся его баланса, счета прибылей, компенсации, выплачиваемой должностным лицам и директорам, а также другую финансовую информацию, включая указание потенциально убыточных или рисковых событий, которые могут повлиять на финансовое положение компании.
         Неполное предоставление информации  или намеренное введение в  заблуждение эмитентом являются  нарушением законодательства по  ценным бумагам.
     Комплекс  мер, осуществляемый инвестиционным банком для проверки и подготовки материалов о правовых аспектах финансово-хозяйственной деятельности эмитента, называется due diligence. Эта процедура представляет собой тщательное исследование деятельности компании и бизнеса с целью удостоверения в том, что раскрываемые сведения не содержат никаких неточностей, двусмысленного толкования, искажений или упущений. Этот процесс, как правило, продолжается по меньшей мере в течение 60 дней, и требует от менеджеров компании времени, терпения и конструктивного взаимодействия с проверяющими.
     В американской практике, как только регистрационные документы составлены и поданы со всеми необходимыми приложениями в Комиссию по ценным бумагам и биржам, наступает период «ожидания» - Waiting Period, или «охлаждения» - Cooling Off. Пока он продолжается, андеррайтеры и компания не имеют право предпринимать никаких действий, направленных на продажу акций компании - эмитента. Андеррайтеры полномочны лишь проводить сбор письменных или устных «выражений интереса» - Indication of Interest - со стороны предполагаемых покупателей. Сам процесс распределения и продажи акций начнется только после объявленной даты IPO. 12
     По данным Ernst & Young, процесс проведения IPO на американских площадках может занять год-два, тогда как на европейских Euronext или Deutsche Boerse — от шести до 12 месяцев. Расходы на андеррайтинг при проведении размещения на NYSE и NASDAQ составят 6,5-7% от суммы привлечения, а на LSE, Deutsche Boerse или Euronext они не превысят 3,5 или 5% для иностранных компаний. 13
     По  подсчетам агентства Bloomberg, американский банк JPMorgan Chase & Co. провел в 2008 г. размещение акций европейских компаний на сумму $12,8 млрд. и стал лидером рынка андеррайтинга Европы, обойдя основного конкурента -  Goldman Sachs Group Inc., разместившего бумаги только на $6,3 млрд.
     Третье  место на рынке андеррайтинга в Европе разделили между собой швейцарский UBS AG и итальянский Mediobanca SpA с объемом $3,1 млрд. Эти данные исключают участие в размещении банками собственных акций.
Таким образом, JPMorgan заработал около $578 млн. - 26% от общего объема комиссий андеррайтеров в размере $1,5 млрд. по итогам года. За последнее время размер комиссии увеличился примерно на 50% в связи с неопределенностью на мировых финансовых рынках. В среднем они теперь достигают 2,9% от объема размещения.14
 

2.2. Особенности  андеррайтинга в России

 
     Широко  распространенный на Западе, у нас  андеррайтинг только начинает утверждаться.
     Особенности андеррайтинга и работы инвестиционных компаний в российской практике:
    недостаточная капитализация финансовых посредников, неуверенность в ликвидности и будущей динамике курса ценных бумаг эмитента приводят к преимущественному применению андеррайтинга «на базе лучших усилий» (или российская специфика — «с отложенным выкупом», т.е. выкуп ценных бумаг эмитента по мере их реализации инвестиционной компанией публике);
    эмиссионные синдикаты практически не формируются;
    большая доля эмиссии размещается эмитентами напрямую;
    для первичного размещения используются фондовые биржи;
    размещение осуществляется большей частью в пределах регионального рынка;
    часто крупные эмитенты выступают самостоятельно в роли организаторов и менеджеров эмиссионных синдикатов.
     С середины 1994 г. в России существует Клуб андеррайтеров. Первоначально  в его состав вошли брокерские конторы «РИНАКО-Плюс», «Интраст», «Альфа-Капитал», «Русский акционерный капитал», «Финэйбл» и ОЛМА, каждая из которых уже имела опыт в организации размещения на рынке крупных эмиссий акций.15
     Основная  задача деятельности Клуба андеррайтеров  – налаживание взаимовыгодного  контакта организаций членов НФА  с предприятиями-эмитентами – потенциальными клиентами банков, определение причин, препятствующих эффективной работе предприятия с банком, поиск возможных вариантов взаимодействия в рамках вывода промышленных предприятий на фондовый рынок. Разработка стандартов и методических материалов по андеррайтингу (в первую очередь, Стандарта Национальной фондовой ассоциации «Организация андеррайтинга профессиональными участниками рынка ценных бумаг»).16
     На  данный момент в клуб андеррайтеров  входят многие крупные инвестиционные компании и банки (ОАО АКБ «Росбанк», ОАО «Внешторгбанк», ОАО «Импексбанк», ОАО ИК «Нева-Инвест»),  а так же научные организации (СРО НФА, Финансовая Академия при Правительстве РФ).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.