На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Практика Конституционного Суда РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение…………………………………………….…………..…………………………………..
3
Глава 1. История возникновения и развития Конституционного Суда РФ…………...…. 4
Глава 2. Полномочия, состав, порядок образования Конституционного Суда РФ……... 9
          2.1   Полномочия………………………………………………………………………...…. 9
          2.2.  Состав и порядок образования……………………………………………….…….. 13
Глава 3. Структура, организация деятельности и аппарат Конституционного Суда РФ………………….............................................................................................................................  
17
          3.1. Структура и организация деятельности…………………………………………… 17
          3.2. Аппарат…………………………..………………………………………………..…… 22
Глава 4. Виды, содержание, форма и юридическое значение решений Конституционного Суда РФ …………………………………………………………………….  
25
Глава 5. Практика Конституционного Суда РФ…………………………………………..….. 28
Заключение…………………………………………………………………………………….….. 37
Список  использованной литературы……………………………………………………...…… 38
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   ВВЕДЕНИЕ 

   Конституционный Суд РФ является судебным органом  конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.1
   Конституционный контроль относится к одному из средств  обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое рассматривается в качестве признака демократичности государства. Основным назначением конституционного контроля является, прежде всего, выявление правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств. 2
   Конституционный суд Российской Федерации, избранный  впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение  в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Затем, после внесения в ранее действовавшую Конституцию ст.165-1, он, несмотря на запрещение закона, получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.
   О месте Конституционного Суда как судебного органа государственной власти шли и идут горячие споры. На различных научных конференциях, в печати и других средствах массовой информации активно дебатируется тема правового положения Конституционного Суда в системе органов судебной власти, где ему отведено особое место, его назначения и взаимоотношения с другими судами.3 

       Глава 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ 

   Судьба  конституционного контроля, осуществляемого  органами судебной власти, в нашей стране не была простой. Повышенный интерес к этой проблеме возник, когда после образования Союза ССР, потребовалось преодолевать "разнобой и пестроту" в законодательстве союзных республик. Разумеется, юридической базой для этого могла стать Конституция СССР: ориентация на ее предписания создавала условия для придания единообразия формировавшемуся в то время законодательству. Органом, на который была возложена функция контролирования соблюдения Конституции СССР, стал образованный в 1924 году Верховный Суд СССР. С начала 30-х годов активность Верховного Суда СССР в области Конституционного Суда, конституционного контроля значительно упала, а затем и вовсе "исчезла". В Конституции 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом судами.4
   Советские конституции не играли существенной роли в жизни общества, т.е. в течение  почти всех 75 лет Советской власти, они легко могли быть обойдены. Помпезные мероприятия по случаю их принятия (особенно в 1936 и 1977 гг.) были оркестрованными ритуалами, контролировавшимися политической верхушкой, стремившейся, помимо прочего, продемонстрировать силу своего контроля. И если отдельные положения этих конституций могли быть интерпретированы как угрожающие институтам существующего режима (например, норма, провозглашающая право свободного выхода республик из Союза), то по неписаным правилам советской политики подобные "угрозы" не только не имели возможности быть реализованными, но даже не могли открыто обсуждаться.5 Интерес к проблемам конституционного контроля возник вновь только во второй половине 80-х гг., когда начались поиски путей создания того, что принято именовать правовым государством.6
   Идею  создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного  закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР. Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов – юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.
   21–23 декабря 1989 года Второй Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно С.С. Алексеева и Б.М. Лазарева. Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету. 26 апреля 1990 года Верховный Совет избрал 19 членов ККН. Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов. За время своего существования – с мая 1990 года по декабрь 1991 года – ККН СССР принял 23 решения. Среди них были такие поистине смелые и по сей день актуальные решения, как признание неконституционности разрешительного порядка прописки и неконституционности порядка применения неопубликованных нормативных актов.
   ККН мужественно повел себя во время  попытки государственного переворота 19 августа 1991 года. Все члены ККН, находившиеся в тот момент в Москве (их было только пятеро) собрались на заседание. Для принятия решения ККН было необходимо как минимум 11 человек, и поэтому решено было, что каждый из них выступит в личном качестве и обратится в Верховный Совет СССР с достаточно резким запросом, в котором они выражали озабоченность сложившимся положением. Однако функционирующие в тот период СМИ сократили и исказили позицию членов ККН настолько, что сложилось впечатление, будто ККН почти либо одобряет действия ГКЧП, либо как минимум не возражает против них. В тот же день родилось несправедливое, но крайне прилипчивое прозвище «Комитет конституционного позора», который потом пришлось долго опровергать членам и аппарату ККН. В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.
   15 декабря 1990 года в Конституции  РСФСР впервые появилось упоминание  о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена Вторым  Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом. Четвертый Съезд народных депутатов РСФСР обсудил проект Закона о Конституционном Суде РФ, однако во время голосования закон не добрал более 100 голосов. Закон был утвержден только следующим, Пятым Съездом 12 июля 1991 года и несколько в иной редакции. 29–30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного Суда. 30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года – первое заседание.
   На  первом заседании Конституционный  Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел. Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.
   Самым долгим делом за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти  полгода, и самым громким и  массовым стало дело о проверке конституционности  указов Президента РФ, которыми он в  августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий – КПСС и КП РСФСР. Многие исследователи считают, что это дело оказалось самым недооцененным и непонятым. Вероятно, так случилось потому, что оно пришлось на разгар политического противостояния и раскола в обществе. И противоборствующие силы хотели радикального, крайне левого или крайне правого (в зависимости оттого, левый или правый фланг они представляли) уклона. Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями. В результате и те, кто защищал КПСС и КП РСФСР, и те, кто хотел от Конституционного Суда «благословения» люстрации и наказания всех бывших коммунистов, оказались страшно разочарованы.
   И, наконец, решением, повлекшим за собой  самые драматические последствия, было то, которым Конституционный  Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов. Произошло это 5 октября 1993 года. А спустя два дня Президент Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.
   12 декабря 1993 года на всенародном  референдуме была принята новая  Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда.  Принципиальных изменений по сравнению с ранее действующим регулированием деятельности Конституционного Суда всего два: отныне Конституционный Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Конституционный Суд проверяет только нормативные акты и только по запросам или жалобам. Еще одно изменение, которое вряд ли можно считать принципиальным по сути, но которое существенно повлияло на технологию деятельности Суда – увеличение численности судей с 15 до 19.
   24 июня 1994 года Государственная Дума  приняла новый закон о Конституционном  Суде – федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». 12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля – опубликован. В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.
   Текущее десятилетие стало временем непрерывного совершенствования законодательной  основы и практических механизмов работы Конституционного Суда. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных  на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. А в марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи Конституционного Суда перестали быть ограничены определенным сроком. Согласно новым положениям закона судьи исполняют свои полномочия со дня назначения на должность и до достижения ими семидесятилетнего возраста.  
   Следующие изменения законодательной основы осуществления конституционного правосудия имели место зимой 2007 года. Статья 115  Федерального Конституционного Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», устанавливающая место постоянного пребывания Конституционного Суда, была изложена в следующей редакции: «Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург».  Указанная поправка вступила в силу 5 февраля 2007 года, а уже с 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре  Санкт-Петербурга.
   Последние изменения федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» произошли в июне 2009 года. Законодатель предусмотрел новый порядок  назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей, которых стало два, так как вместо должности судьи-секретаря была введена должность второго заместителя Председателя Конституционного Суда. Отныне и Председатель, и два его заместителя  назначаются на свои должности  Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.
   За  это время Конституционный суд  принял более 200 постановлений. Большая  часть рассмотренных дел касалась проверки конституционности законов. Более 30 раз неконституционными признавались отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Конституционный Суд принял более 60 постановлений в сфере уголовной юстиции и судоустройства (включая вопросы организации прокуратуры, адвокатуры, нотариата, органов юстиции).7
   В настоящее время ведется работа по подготовке новых законодательных  предложений, касающихся совершенствования  процедур конституционного судопроизводства с учетом накопленной практики деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.8
   Нельзя  не отметить скандальные отставки судей в конце 2009 г.  2 декабря 2009 г. Совет судей России принял самоотвод судьи Конституционного суда Владимира Ярославцева, который в августе этого года выступил с жесткими обвинениями в адрес руководства страны и созданной им вертикали власти. Судья Анатолий Кононов написал заявление об уходе со своего поста с 1 января 2010 года. Причина ухода - несогласие с нарушением принципа независимости судей со стороны исполнительной властиРоссии. 9
   К наиболее известным решениям суда за всё время его существования  относятся:
   1995 год — Конституционный суд  подтвердил конституционность большинства  положений актов президента и  правительства, направленных на  восстановление конституционной законности в Чеченской Республике;
   1996 год — Конституционный суд  признал неконституционными ряд  положений законов некоторых  субъектов Российской Федерации  (города Москвы, Московской области,  Ставропольского края, Воронежской  области), ограничивающих свободу передвижения граждан;
   2000 год — Конституционный суд  признал неконституционными положения  Конституции Республики Алтай,  а впоследствии — ряда других  российских республик, провозглашавшие  суверенитет этих республик и ущемлявших права Федерации;
   2005 год — Конституционный суд  подтвердил конституционность принятого  по инициативе Президента РФ  закона о новом порядке назначения  высших должностных лиц субъектов  Российской Федерации законодательными  органами по предложению президента России. 
 
 
 
 

   Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ,  СОСТАВ,  ПОРЯДОК  ОБРАЗОВАНИЯ  КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ 

   Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской  Федерации  определяются   Конституцией   Российской Федерации и Федеральным  Конституционным законом о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994г. Конституция РФ в Главе 7 «Судебная власть» посвящают непосредственно Конституционному Суду ст. 125, в которой устанавливаются основные полномочия (компетенция) этого органа. В ряде других статей, посвященных федеральным судам вообще, содержится значительное количество конституционных норм, посвященных основным принципам деятельности и порядку формирования Конституционного Суда РФ. 

   2.1. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО  СУДА РФ 

   Полномочия  Конституционного Суда РФ в общем и целом описаны в статье 125 и других статьях Конституции.  Закон о Конституционном Суде лишь конкретизирует эти полномочия.  Согласно ч.3 ст. 128 Конституции, полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда  устанавливаются федеральным конституционным законом (прежде всего - Законом "О  Конституционном  Суде  Российской  Федерации" 1994 г.).  Дальнейшая конкретизация конституционных полномочий Конституционного Суда РФ может осуществляться только федеральными конституционными законами (ст.2 и п.7 ст.3 Закона о Конституционном Суде).  Сам Конституционный Суд путем толкования своей конституционной компетенции будет придавать более широкий или узкий смысл текстам ст. 125 Конституции, Закона о Конституционном Суде и других федеральных конституционных законов, описывающим его компетенцию.
   В соответствии со ст.3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в целях  защиты  основ  конституционного строя,  основных прав и свобод человека и гражданина,  обеспечения  верховенства  и  прямого действия   Конституции   Российской  Федерации  на  всей  территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:
        1) разрешает  дела  о   соответствии   Конституции   Российской Федерации:
        а) федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской  Федерации, Совета  Федерации,  Государственной  Думы,  Правительства   Российской Федерации. Как показывает  практика, это наиболее употребляемое полномочие Конституционного Суда;
        б) конституций  республик,  уставов,  а  также  законов  и иных нормативных актов  субъектов  Российской  Федерации,   изданных   по вопросам, относящимся   к  ведению  органов  государственной  власти Российской Федерации и совместному ведению  органов  государственной власти Российской   Федерации   и   органов  государственной  власти субъектов Российской Федерации. Это полномочие является одним из наиважнейших, учитывая федеративный характер российского государства и проблем продолжающейся стихийной суверенизации, войны законов, сепаратизма.
        в) договоров между органами  государственной  власти  Российской  Федерации и  органами  государственной   власти  субъектов Российской  Федерации, договоров между органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации;
        г) не  вступивших  в  силу  международных  договоров Российской  Федерации;
        2) разрешает споры о компетенции:
        а) между федеральными органами  государственной власти;
        б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
        в) между высшими государственными  органами субъектов Российской  Федерации. На практике такие  споры в республиках в составе  РФ решаются уже местными конституционными  судами;
        3) по  жалобам  на  нарушение  конституционных  прав  и  свобод граждан и  по  запросам  судов  проверяет  конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Это правомочие является примером конкретного конституционного контроля, в целом не характерного для нашей конституционной системы.
   Дело  в том, что количество обращений  в Конституционный суд частных  лиц очень велико и не может быть в установленные сроки изучено ограниченным количеством членов Суда. Такая работа требует большого аппарата специалистов, но даже самый универсальный аппарат, в свою очередь, не может подменять собой Суд: если обращение гражданина соответствует всем требованиям, предъявляемым Законом к индивидуальной жалобе, решение по нему может быть принято только Конституционным судом. С подобной проблемой сталкивается не только российское судопроизводство. В частности в США для решения соответствующих вопросов правом конституционного контроля наделены все суды, что позволяет “отсеивать” большой процент необоснованных жалоб на ранних стадиях. Так что проблема обеспечения конституционного права граждан на судебную защиту пока еще не нашла адекватного решения;
        4) дает толкование Конституции  Российской Федерации. Эта функция  была впервые закреплена за  Конституционным Судом РФ с принятием Конституции 1993 г. Практика показала, что это было сделано не напрасно. В Конституционный Суд поступали запросы о толковании, например, положений Конституции, касающихся вступления в силу федеральных конституционных законов РФ. Тогда, правда, суд не воспользовался своими полномочиями, предложив депутатам самим принять соответствующий закон. Как и все другие решения этого органа, толкование Конституционного Суда имеет официальный и обязательный для всех органов государственной власти характер.
   С запросом о толковании Конституции, согласно тексту Закона,  в Суд  могут обращаться исключительно: Президент  РФ, Совет Федерации, Государственная  Дума, Правительство РФ, органы законодательной  власти субъектов федерации.
   Согласно  ст.106 Федерального конституционного закона “О Конституционном суде Российской Федерации”, толкование, данное Конституционным судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений;
        5) дает  заключение   о   соблюдении   установленного   порядка выдвижения  обвинения     Президента     Российской    Федерации    в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это полномочие является также примером формального конституционного контроля. Строго говоря, появление этого полномочия было продиктовано почти исключительно желанием авторов действующей Конституции до предела усложнить процедуру отрешения Президента;
        6) выступает с законодательной  инициативой по  вопросам  своего  ведения. По сравнению с аналогичным  правомочием Конституционного Суда  образца 1991 г. появилось важное  изменение: законодательная инициатива ограничена пределами своего ведения, т.е. вопросами непосредственно связанными с организацией работы Конституционного Суда, процедурой конституционного контроля и т.п. Это новшество было призвано оградить Конституционный Суд от излишнего проявления политической инициативы;
        7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией  Российской   Федерации, Федеративным  договором и федеральными конституционными  законами;  может также пользоваться  правами, предоставляемыми ему  заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации  и  органами  государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа  конституционного контроля (на сегодняшний день никаких новых полномочий Конституционный Суд по договорам между субъектами РФ и «центром» не получил...)
   Рассмотрим  их (полномочия) подробнее. Во-первых, Конституционный суд России решает вопросы исключительно конституционного права. Однако среди отечественных правоведов вызывает много споров вопрос о целесообразности наделения Конституционного суда Российской федерации правом толкования не только Конституции, но и законов, а также других нормативных актов. Одни считают, что Конституционный суд, прежде всего, является хранителем Конституции и должен придерживаться только ее текста, другие убеждены, что Конституционный суд должен иметь полномочия активного правотворца, выражающиеся в использовании при необходимости защиты прав и свобод граждан как законодательных нормативных актов различного вида, так и прогрессивных норм международного права.
   Федеральный закон о Конституционном суде по этому поводу высказывается весьма однозначно. Тем не менее, как показывает практика, Конституционный суд РФ в своей работе опирается не только на Конституцию, но и на обычные законы, а также на международные пакты о правах человека, исходя при этом, однако, из посылок самой Конституции. Верх в данном вопросе на сегодняшний день одерживают сторонники той позиции, которые утверждают, что, действуя на основе разделения властей, Конституционный суд не должен подменять собой другие государственные органы, превращаясь в “суперинстанцию”, но своими решениями он должен как бы очерчивать границы “конституционного поля”.
   Полномочия  Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.10
   Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.11
         В полномочия Конституционного Суда РФ не входит:
   - установление фактических обстоятельств  дела;
   - выбор закона, подлежащего применению  для разрешения конкретного спора, 
   - принятие решений о восстановлении  на работе, о взыскании денежных  средств; 
   - вынесение приговоров;
   - проверка законности и обоснованности решений судов общей юрисдикции или арбитражных судов;
   - отмена или изменение решений,  вынесенных судами. 12
   Важнейшей и самой сложной сферой правоприменения  конституционного законодательства в  России сегодня остаются федеральные споры: как на уровне выяснения отношений между “центром” и субъектами Российской Федерации, так и на уровне соответствия правовых систем и взаимоотношений между самими субъектами РФ. При рассмотрении вопросов по международному праву Конституционный суд РФ исходит из ст.15(п.4) Конституции 1993 г., которая провозглашает, что “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы”. Конституция устанавливает также приоритет норм международного договора по отношению к противоречащим им правилам закона. Особую важность эти положения приобретают при решении вопросов по делам субъектов федерации. Положительную тенденцию с точки зрения развития демократии в нашей стране имеет тот факт, что при решении подобных вопросов Конституционный суд России руководствуется двумя принципиальными положениями, сформулированными еще в 1992  г.
   Заключаются они в следующем:
   1. Для обоснования приоритета международного  договора по отношению к актам субъектов федерации важное значение имеет постановление по делу о беженцах Северной Осетии (Речь идет о деле 1992 г.). В данном деле Суд, в частности, заявил, что положение ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах, закрепляющее равенство граждан перед законом, в силу ст.32 Конституции имеет преимущество “перед законодательством Российской Федерации, следовательно, и республик в ее составе”.
   2. Большое значение имеет также  подход к рассматриваемой проблеме, сформулированный Конституционным судом в постановлении о ст.33 Кодекса законов о труде РФ. Он заключался в том, что подлежащий применению закон всегда должен оцениваться с точки зрения его соответствия принципам и нормам международного права.
   В Законе содержится важная оговорка о том, что Конституционный Суд должен решать исключительно вопросы права. Эта оговорка направлена против возможных рецидивов вовлечения Конституционного Суда в политические акции, имевшее место в 1992-1993 гг. Надо сказать, что и в законе 1991г. (ст. 1 часть 3) было записано: «Конституционный Суд РСФСР не рассматривает политические вопросы». Что, однако, никак не помешало суду делать обратное…
   Отдельным полномочием является принятие Конституционным  Судом Регламента по вопросам своей  внутренней деятельности.
   Право толкования Конституции несомненно способствует усилению роли и престижа Конституционного Суда, более полному  раскрытию его юридической природы  и сущности. Вместе с тем ряд  норм в определенной степени ограничивает полномочия специализированного органа Конституционного контроля, что служит целям деполитизации Суда.13  

   2.2.  СОСТАВ И ПОРЯДОК  ОБРАЗОВАНИЯ  

   Согласно  действующему законодательству Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
   Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
   Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка  определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
   Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.
   Каждый  судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
   В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.14
   Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. 15
   Полномочия  судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи. 16
   Судья Конституционного Суда Российской Федерации  несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут  быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и  по основаниям, установленным настоящим  Федеральным конституционным законом. 17
   Конституционный федеральный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" в ст. 13 и ст. 15 предусматривает полные гарантии независимости и неприкосновенности судей.
   Судья считается ушедшим или удаленным  в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части первой и частью второй статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона. На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда Российской Федерации распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные законодательством Российской Федерации.18
   Особо в ст. 11 Закон  запрещает совмещение с должностью судьи занятий,  связанных с профессиональной юридической деятельностью,  если она выходит за рамки должностных обязанностей судьи.  Судья не имеет права осуществлять защиту или представительство,  кроме законного представительства,  в суде,  арбитражном суде или иных  органах, оказывать  покровительство  каким бы то ни было лицам в получении прав и освобождении от обязанностей.        
      В Законе также предусмотрены  существенные  ограничения  для   участия судьи Конституционного  Суда в политической и иной  общественной деятельности. Судья  не может принадлежать к политическим партиям или движениям и материально их поддерживать,  участвовать в  политических акциях,  вести политическую пропаганду или агитацию. Он не может также входить в руководящий состав  каких-либо организаций  и движений,  хотя бы они и не преследовали политических целей.  Закон о Конституционном Суде особо оговаривает, что судья не вправе участвовать в кампании по выборам в органы государственной власти  и  местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений,  заниматься иной политической деятельностью.                             
   Указанные ограничения   направлены   на  обеспечение "чистоты" правовой позиции судьи. Это, по существу, гарантии от возобладания корпоративных или личных интересов при разрешении дел и даче заключений или от соображений практической целесообразности, которыми могут руководствоваться члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, политические лидеры и другие лица, но не судьи. Именно этим обусловлен еще один запрет, налагаемый законом на судей Конституционного Суда: судья не вправе,  выступая в печати, иных средствах массовой информации и в любой аудитории, публично высказывать свое мнение о вопросах, которые могут стать предметом рассмотрения в Суде, или изучаемых к принятых к рассмотрению Судом,  до вынесения решения по делу. 19  
   Председатель  Конституционного Суда Российской Федерации  назначается на должность Советом  Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть  лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ, АППАРАТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ 

   3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ 

   Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает  дела в пленарных заседаниях и  заседаниях палат Конституционного Суда. Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.
   В пленарных заседаниях участвуют  все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.21  

   Схема 1.
   Структура Конституционного Суда РФ.22 


                                                                 Пленарное заседание КС РФ
                                                                           (19 судей КС РФ)

                                      Председатель КС РФ                   Заместители Председателя КС РФ
       
          Палата КС РФ                                                                                                                 Палата КС РФ
        (10 судей КС РФ)                                                                                                              (9 судей КС РФ)

                                                                            Аппарат КС РФ
                                                                       Секретариат КС РФ 

   Персональный  состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той  же палаты не могут входить председатель и заместитель председателя Конституционного Суда.
   Очередность исполнения судьями, входящими в  состав палаты, полномочий председательствующего  в ее заседаниях определяется на заседании  палаты.
   Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном  заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд: разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает послания Конституционного Суда; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
   Конституционный Суд на пленарных заседаниях также формирует персональные составы палат Конституционного Суда Российской Федерации; принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о досрочном освобождении от должности Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. (ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" ст.21).
   В заседаниях палат Конституционный Суд Российской разрешает дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда Российской Федерации и не подлежащие рассмотрению согласно настоящему Федеральному конституционному закону исключительно в пленарных заседаниях.
   В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
         а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
         б) законов и иных нормативных актов субъектов  РФ, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти РФ и органов государственной  власти субъектов Российской Федерации;
         в) договоров между  органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
         г) не вступивших в  силу международных договоров РФ.
         Конституционный Суд  в заседаниях палат разрешает  также споры о компетенции:
         а) между федеральными органами государственной власти;
         б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ;
         в) между высшими  государственными органами субъектов  РФ.
   Конституционный Суд в заседаниях палат по жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. (ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" ст.22).
   Правила проведения заседаний суда (пленарных  и в составе палат) в соответствии с Законом о Конституционном Суде в основном одинаковы.
   Как в пленарных заседаниях, так и  в заседаниях в составе палат  центральной фигурой является судья  данного Суда. Он наравне с другими  судьями активно участвует в  разбирательстве дела: вправе предварительно знакомиться со всеми материалами, подлежащими обсуждению при рассмотрении конкретного дела, задавать во время заседания вопросы сторонам, свидетелям, экспертам, свободно излагать свою позицию при обсуждении всех вопросов, возникающих по ходу заседания, в том числе при вынесении итогового решения. Ему, как и другим судьям, предоставлено право решающего голоса по всем рассматриваемым вопросам. От участия в разбирательстве конкретного дела судья может быть отстранен только в случаях, четко указанных в законе. К примеру, это возможно, когда объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских отношений с представителями сторон. Решение об отстранении должно быть мотивированным и поддержанным большинством участвующих в заседании судей. Перед принятием такого решения отстраняемый судья вправе изложить свои соображения. На заседаниях присутствуют лица, именуемые участниками процесса. К ним по закону относятся стороны, их представители, свидетели, эксперты и переводчики. Сторонами считаются заявители (органы, лица, направившие в Суд обращение, послужившее поводом для рассмотрения данного дела), органы и должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке, а также государственные органы, компетенция которых оспаривается. Им, естественно, предоставляются права, необходимые для активного отстаивания их позиций (например, право знакомиться с материалами, которые выносятся на обсуждение, излагать свое мнение по возникающим вопросам, заявлять ходатайства). При этом нужно подчеркнуть, что они наделяются равными процессуальными правами. Какие бы то ни было привилегии, в том числе зависящие от должностного положения сторон или их представителей, недопустимы. Этим обеспечивается состязательность производства в Конституционном Суде РФ. В судебных заседаниях независимо от содержания рассматриваемого дела могут участвовать Президент РФ, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства РФ, Председатель Верховного суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ. Им предоставлено право излагать свою позицию по делу независимо от того, являются они или не являются сторонами.
   Активная  роль в судебных заседаниях отведена и лицам, выполняющим функции  председателей (председательствующим). Как отмечалось, в этой роли на пленарных  заседаниях должны выступать: Председатель Конституционного Суда РФ, а в случае его отсутствия - заместители Председателя; на заседаниях в составе палат - один из судей данной палаты в порядке очередности. В соответствии со ст.58 Закона о Конституционном Суде председательствующий наделен рядом полномочий, которые необходимы для обеспечения нормального хода заседания. Он, в частности, во время заседания принимает меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; предоставляет слово судьям и участникам процесса, может прерывать их выступления, если они отходят от существа рассматриваемого дела, либо при определенных условиях лишить слова. Лица, нарушающие порядок в заседании и не подчиняющиеся распоряжениям председательствующего, могут быть решением Суда подвергнуты штрафу в размере до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда.
   При характеристике организации Конституционного Суда РФ необходимо особо подчеркнуть  то ответственное положение, которое  занимает Председатель этого Суда.23
   Председатель  Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации. (ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" ст.23).
   Председатель  Конституционного Суда РФ:
         -руководит подготовкой  пленарных заседаний Конституционного  Суда, созывает их и председательствует  на них; 
         -вносит на обсуждение  Конституционного Суда вопросы,  подлежащие рассмотрению в пленарных  заседаниях и заседаниях палат;
         -представляет Конституционный  Суд в отношениях с государственными  органами и организациями, общественными  объединениями, по уполномочию  Суда выступает с заявлениями  от его имени; 
         -осуществляет общее  руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата Конституционного Суда и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;
         -осуществляет другие  полномочия в соответствии с  действующим законодательством  и Регламентом Конституционного  Суда.
   Председатель  Конституционного Суда издает приказы  и распоряжения.24
   Заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации осуществляют по уполномочию Председателя Конституционного Суда Российской Федерации его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем Конституционного Суда Российской Федерации.25
   Председатель Конституционного Суда и два его заместителя по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок. (ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" ст.23).
   Состав  Конституционного суда России на сегодняшний  день:
   Зорькин, Валерий Дмитриевич — Председатель
   Хохрякова, Ольга Сергеевна — Заместитель  Председателя
   Маврин, Сергей Петрович — Заместитель Председателя
   Арановский, Константин Викторович
   Бондарь, Николай Семенович
   Гаджиев, Гадис Абдуллаевич
   Данилов, Юрий Михайлович
   Жаркова, Людмила Михайловна
   Жилин, Геннадий Александрович
   Казанцев, Сергей Михайлович
   Клеандров, Михаил Иванович
   Князев, Сергей Дмитриевич
   Кокотов, Александр Николаевич
   Красавчикова, Лариса Октябриевна
   Мельников, Николай Васильевич
   Рудкин, Юрий Дмитриевич
   Селезнёв, Николай Васильевич
   Стрекозов, Владимир Георгиевич
   Ярославцев, Владимир Григорьевич26
   Важную  роль в организации деятельности Конституционного Суда РФ призван играть разрабатываемый и принимаемый  этим Судом Регламент, в котором  устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного Суда Российской Федерации; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации; требования к работникам аппарата Конституционного Суда Российской Федерации; иные вопросы внутренней деятельности.27
   3.2. АППАРАТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ 

   Аппарат конституционного суда Российской Федерации — рабочий орган Конституционного Суда РФ, состоящий из Секретариата, Управления делами, Финансового управления и Управления государственной службы и кадров, обеспечивающий его эффективное функционирование, реализацию им задач конституционного судопроизводства.
   В частности, Секретариат Конституционного Суда осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение, проводит прием посетителей, содействует судьям в подготовке дел. Секретариат наделен правом отказа в приеме обращений в Конституционный Суд в случае, если такие обращения не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями. Председатель Суда, его заместители и каждый судья имеют собственный секретариат (у судьи персонал секретариата состоит из трех сотрудников). 28 Секретариат Конституционного Суда состоит из юристов-профессионалов и других высококвалифицированных специалистов. Структура    и    штатное    расписание    Секретариата   утверждаются Конституционным  Судом  по представлению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. 29
   В Секретариат входят следующие отраслевые и функциональные подразделения:
   1. Управление конституционных основ  публичного права. 
   2. Управление конституционных основ частного права.
   3. Управление конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты.
   4. Управление конституционных основ  уголовной юстиции
   5. Редакционно-издательское управление.
   6. Управление международных связей, изучения и обобщения зарубежной практики конституционного контроля.
   7. Управление правовой информации.
   8. Отдел анализа и обобщения  практики Конституционного Суда.
   9. Отдел по связям со средствами  массовой информации.
   10. Отдел по приему граждан и  работе с письмами.
   11. Отдел по обеспечению делопроизводства.
   12. Представительство Конституционного  Суда РФ в Москве.
   Управление  делами занимается вопросами материально-технического и инженерно-технического обеспечения деятельности Конституционного Суда, социально-бытового обслуживания судей и сотрудников аппарата Конституционного Суда. Материально-техническое обеспечение включает в себя организацию закупок путем размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Конституционного Суда, организацию учета и хранения приобретенных материальных средств. Инженерно-техническое обеспечение деятельности Конституционного Суда заключается в контроле технического состояния и организации ремонта зданий, оборудования, инженерных систем, организации предоставления услуг связи, контроле соблюдения требований пожарной безопасности на объектах Конституционного Суда. Социально-бытовое обслуживание включает в себя организацию медицинского, транспортного обеспечения и бытового обслуживания, а так же обслуживание заседаний Конституционного Суда и иных протокольных мероприятий.
   На  Финансовое Управление возлагается финансовое обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Основными задачами  Управления являются: организация финансово-экономической деятельности, финансовое планирование расходов, организация и ведение бухгалтерского учёта и отчётности.
   Управление  государственной службы и кадров: 
    - готовит документы по кадровому  обеспечению деятельности судей  Конституционного Суда;
   - обеспечивает исполнение законодательства о федеральной государственной гражданской службе (работники аппарата Конституционного Суда являются федеральными государственными гражданскими служащими), а также законодательства, регламентирующего вопросы соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликта интересов на государственной службе;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.