На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Допрос несовершеннолетних

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
                                        П Л А Н 

 

 

Введение
      Раскрытие, расследование и предупреждение преступлений, изобличение виновных лиц, возмещение вреда причиненного преступлением, определяются тем, насколько тактически грамотно и законно проведено расследование. Успех в борьбе с преступностью во многом зависит от умелого проведения следственных действий, среди которых по праву центральное место занимает допрос.
      Допрос  считается процессуальным средством  получения и проверки доказательств. С его помощью получают и проверяют  значительную часть информации о  преступлении, необходимую для правильного  разрешения уголовного дела. Кроме  того. допрос является следственным действием, с помощью которого следователь и суд чаще всего устанавливают мотивы и цели преступления, условия которые ему способствовали.
      Допрос - самое распространенное следственное и судебное действие. Практически  нет уголовных дел, при расследовании которых, следователь и суд не прибегали бы к допросу свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и подсудимых.
      По  многим уголовным делам не возникает  необходимости в производстве некоторых  следственных действий. Однако во многих случаях  нужны покозание свидетеля для объективной раскрытии преступлении   , которое можно провести путем допроса - свидетелей. Допрос неотъемлемое, обязательное следственное действие  при расследовании любых преступлений. Будучи направленным, на получение от лиц интересующих следователя показаний допрос по совершенно очевидным причинам является древнейшим источником доказательств и установления факта наличия или отсутствия любого деликта или преступления. Упоминания о допросе как средстве доказывания можно встретить в самых старинных исторических  источниках.
      Допрос  самый распространенный способ получения  доказательств, а допрос несовершеннолетних- его разновидность. Допрос несовершеннолетних отличается сложностью, его производство требует от следователя высокой общей и профессиональной культуры, глубокого знания детей, их психологии, мастерского владения тактико-криминалистическими приемами допроса несовершеннолетних.
      Допрос, в производстве которого участвует  несовершеннолетний, имеет свою специфику, поскольку их психика чрезвычайно своеобразна, характеризуется широкой вариантностью, обусловленной особенностями бытовой среды, условиями воспитания и обучения.
      Именно  по этой причине законодатель предусмотрел особые процессуальные условия в  УПК Кыргызской Республики получение доказательственной информации от несовершеннолетних, а криминалистика выработала ряд тактических рекомендаций проведения допроса с их участием.
      Необходимость учета следователем особенностей психики  детей и подростков вызывается  отчасти и тем, что уголовно-процессуальное законодательство Кыргызской Республики не устанавливает минимального возраста, начиная с которого несовершеннолетний может быть допрошен в качестве свидетеля.
      Цель  допроса несовершеннолетних свидетелей заключается в получении полных и объективно отражающих действительность показаний. Эти показания являются источником доказательств, а содержащиеся в них фактические данные - доказательствами. По своему характеру допрос несовершеннолетнего – действие многоплановое, сложное. Он имеет процессуальный, криминалистический, организаторский, психологический, педагогический и этические аспекты. В допросе несовершеннолетнего широко используется криминалистическая тактика, юридическая психология, логика, педагогика, судебная этика. Квалифицированное производство допроса несовершеннолетнего требует от следователя не только знания закона и творческого его применения, но и житейского опыта, умения отличать индивидуально-возрастные особенности несовершеннолетнего, его психику. Допрос несовершеннолетнего это искусство, требующее от следователя высокого мастерства и способностей.
      Целью настоящей курсовой работы является, выявление порядка и    условии допроса несовершеннолетних (6-14) свидетелей.
      Следует также иметь в виду, что в  любой науке существует проблемы, которым посвящено огромное количество исследований и по которым, тем не менее , можно говорит еще и еще. В уголовно процессуальном праве и криминалистике к числу таких проблем с полным основанием можно отнести вопросы совершенствования допроса несовершеннолетних свидетелей.
       
 

                    
      ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1. Понятие и предмет  допроса несовершеннолетних свидетелей.

      Допрос  несовершеннолетних свидетелей - одно из наиболее распространенных следственных действий. Он является способом получения, закрепления и проверки такого вида доказательств, как показания названных лиц. По внешности допрос несовершеннолетних имеет определенное сходство с опросом, беседой. Однако он существенно отличается от них своей правовой природой и прежде всего установленным для него законом процессуальным порядком проведения и оформления. Если опросы и подобные им способы получения информации обычно не нуждаются в особых формальностях правовых гарантиях, то допрос несовершеннолетних свидетелей строиться так, чтобы порядок его производства по возможности позволял получать в максимальной степени заслуживающие доверия, значимые для дела фактические данные и в то же время надежно гарантировал права и интересы несовершеннолетнего свидетеля. 
      Допрос  несовершеннолетних свидетелей имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом, социально демографическими и психологическими особенностями допрашиваемых..
      К особенностям, определяющим специфику  допроса несовершеннолетних свидетелей, относятся:
      -меньший  чем у взрослых, объем знаний  и опыта;
      -меньшая  способность к сосредоточенному  вниманию;
      -повышенная  внушаемость;
      -склонность  к фантазированию;
      -меньшее  развитие аналитических способностей  при восприятии и оценке воспринятого;
      -тенденции  к смешению реально воспринятого  и воображаемого
      -эмоциональность  суждений и действий;1
      Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознать события в целом и не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное впечатление.
      Несовершеннолетние чаще взрослых допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и событий.
      Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события (факты, явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их заинтересовали.
      Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на их показаниях. Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, ложным представлением о дружбе, боязни отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.
      Поскольку перечисленные и некоторые другие особенности физического и психического развития несовершеннолетних одинаково проявляются в процессе формирования показаний и в поведении на допросе , их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения несовершеннолетних допрашиваемых.
      Вызов несовершеннолетних на допрос производиться, как правило, через их родителей или иных законных представителей. Иной порядок допускается лишь в случаях, когда это вызывается обстоятельствами дела (ч.5,ст 190 УПК Кыргызской Республики). Повестка адресуется одному из родителей, опекуну или попечителю, администрации учреждения, в котором воспитывается несовершеннолетний. При этом в повестке не указывается об уголовной ответственности несовершеннолетнего свидетеля за уклонение от дачи показаний. На повестке целесообразно сделать отметку о недопустимости ее вручения непосредственно несовершеннолетнему.2
      В случае необходимости участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля их законных представителей (ч.1,ст.193 УПК Кыргызской Республики), в повестку включается предложение о явке этого лица вместе с вызываемым несовершеннолетним. В ней также указывается, в качестве кого вызывается это лицо, или ему направляется отдельная повестка, вручаемая вместе с повесткой о вызове несовершеннолетнего.
      Иной  порядок (через посыльного, путем  личного вручения повестки, по телефону) допускается, если вызов через родителей  или иных законных представителей может воспрепятствовать получению правдивых показаний или необходимость обеспечить немедленную явку несовершеннолетнего.
      В ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допрос несовершеннолетних.
      1. Решить вопрос о месте допроса  несовершеннолетнего. По общему правилу несовершеннолетние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя в месте нахождения несовершеннолетнего (ч.1,ст. 189 УПК Кыргызской  Республики).
      Определяя место допроса несовершеннолетних свидетелей, следует исходить из того, что подросток в возрасте 14-16 лет может быть допрошен в кабинете следователя, так как  официальная, деловая обстановка подчеркивает важность происходящего и настраивает подростка на дачу полных и правдивых показаний, особенно, когда следователь разъясняет ему необходимость правдивого рассказа обо всем, что ему известно по делу (ч.2, ст.193 УПК Кыргызской Республики).
      Для допроса несовершеннолетних свидетелей следует избирать иное место, более им привычное (школа, дом, дошкольное воспитательное учреждение).3 Иногда допрос целесообразно проводить на месте где подросток наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания.   
      2. Определить день и время допроса.
      Допрос  несовершеннолетнего свидетеля должен быть произведен как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с событием преступления. Это обусловлено тем что, что если наблюдаемое подростком событие не имеет для него резкого эмоционального значения, то восприятие несовершеннолетнего поверхностно и образы (представления), запечатленные  в его памяти, быстро стираются под влиянием нового восприятия.
      Кроме того, актуальность своевременного допроса состоит в том, что несовершеннолетние  (особенно несовершеннолетние) довольно легко поддаются преднамеренному и непреднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, с которыми они общались до допроса.
      Если  в результате сильных переживаний  от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологическая заторможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока несовершеннолетний сможет давать показания.
      Устанавливая  время явки несовершеннолетнего свидетеля на допрос следователь должен учитывать особенности его психики и планировать свое рабочее время таким образом, чтобы подросток не ожидал в коридоре вызов на допрос.
      3. Получить информацию о личности несовершеннолетнего.
      Для установления психологического контакта  и определения тактики допроса  несовершеннолетнего необходимо выяснить: отношения к сверстникам, черты характера, круг интересов и увлечений, а также иные данные, относящиеся  к социально-демографической и психологической характеристикам несовершеннолетнего.
      С этой целью необходимо тщательно  изучить материалы уголовного дела с точки зрения извлечения указанных  сведений, а также допросить родителей  и иных законных представителей несовершеннолетнего, педагогов, сверстников и других лиц.
      4. Побеседовать с участниками предстоящего  допроса. В ходе беседы целесообразно:
      а) разъяснить участникам предстоящего допроса  их роль в этом следственном действии и предусмотренные УПК Кыргызской Республики права и обязанности.
  б) выяснить особенности психологии несовершеннолетнего допрашиваемого
      в) выяснить характер взаимоотношений  несовершеннолетнего с другими участниками производства по уголовному делу
      г) предупредить участников допроса несовершеннолетних о недопустимости постановки наводящих вопросов и высказывания в адрес несовершеннолетнего допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по поводу его поведения и содержания показаний, о недопустимости пререканий между собой и других действий, которые могут осложнить обстановку на допросе.
      5. Составить план беседы с допрашиваемым  в подготовительной стадии допроса. 
      Следователь должен очень серьезно относиться к  подготовительной стадии допроса, так  как в ней берет свое начало психологический  контакт между ним  и несовершеннолетним допрашиваемым. При всей неопытности несовершеннолетние, тем не менее, тонко чувствуют фальшь, а поэтому следователь в ходе подготовки к допросу должен определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и проявить к ним искренний интерес с тем, чтобы беседа не оказалась вымученной, тягостной и в силу этого не способствующей установлению психологического контакта.4
      6. Составить план допроса несовершеннолетнего.
      При составлении плана допроса необходимо тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать несовершеннолетнему допрашиваемому. Вопросы должны быть понятными и недвусмысленными. Недопустима постановка наводящих вопросов. Для того чтобы, интересующие следователя вопросы не оказали на допрашиваемого внушаемого воздействия, их не следует выделять  «среди» нейтральных вопросов изменением обстановки, повышением или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т.п..
      7. Подготовить средства фиксации  показаний. 
      Для фиксации показаний, помимо бланков протокола допроса, могут применяться технические средства фиксации. До начала допроса следует проверить не только их наличие, но и рабочее состояние для того, чтобы не пришлось отвлекаться на их проверку во время допроса несовершеннолетнего.
      В  юридической литературе показания несовершеннолетних рассматриваются в качестве одного из важных источников доказательств. Информация, которой располагает несовершеннолетний, может иметь решающее значение для раскрытия и расследования преступления. Однако получение полных и достоверных показаний во многом зависит от умения следователя правильно определить предмет допроса несовершеннолетних.
      Предмет допроса несовершеннолетних может включать в себя следующие обстоятельства: а) события преступления; б) виновность обвиняемого в совершении преступления  и мотивы преступления; в) данные, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; г) характер и размер ущерба причиненного преступлением; д) причины и условия, способствующие совершению преступления.  
      Перечисленные обстоятельства, входящие в предмет  доказывания,  в ряде случаев находят  свое отражение в предмете допроса  несовершеннолетних.
      Предмет допроса несовершеннолетних зависит от характера расследуемого преступления. Предмет также определяется  также следственной ситуацией и ситуацией допроса. Характерным признаком предметом допроса является его динамичность, связанное с его ситуационной изменяемостью. Так, динамичность предмета допроса находиться в зависимости от следственной ситуации. Например, в начальной стадии расследования преступления, следователь, нередко располагает ограниченной доказательственной и оперативной информацией, которая дает лишь фрагментарные представления об отдельных моментах происшедшего события, лицах причастных к преступлению и т.п. Поэтому особую сложность, обычно представляет определение предмета допроса несовершеннолетнего подозреваемого, осуществляемое в условиях дефицита информации
      УПК Кыргызской Республики предусматривает ряд специфических гарантий установления истины при расследовании преступлений несовершеннолетних с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, охраны прав и законных интересов несовершеннолетних , обеспечение воспитательного и профилактического воздействия следствия по таким делам. Так ч.1,ст.392 УПК Кыргызской Республики  детализирует некоторые общие правила ст. 82, 91 УПК Кыргызской Республики о предмете доказывания по уголовному делу применительно к делам о преступлениях несовершеннолетних. Дополнительными обстоятельствами, установление которых необходимо, для правильного решения уголовного дела с участием несовершеннолетних, являются:
        Возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);
        Условия жизни и воспитания;
        Наличие или отсутствие взрослых подстрекателей и соучастников;
       Перечисленные обстоятельства могут быть выяснены путем допросов несовершеннолетних  свидетелей и их родителей и иных законных представителей, педагогов и  других лиц, а также при помощи собранных по делу документов (характеристик, справок). Ценная информация об условиях жизни и воспитания об обстоятельствах, отрицательно влиявших на воспитание несовершеннолетнего, о наличии взрослых подстрекателей и других лиц, вовлекших несовершеннолетнего в преступную деятельность может быть получена от самого несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.
       Наиболее  тесным образом условия жизни  и воспитания несовершеннолетнего связаны с обстоятельствами, отрицательно влиявшими на его воспитание. Следователь должен особое внимание обратить на обстоятельства связанные со следующими моментами: 1) недостатками воспитания в семье, в школе; 2) в организации досуга несовершеннолетнего; 3) недостатками в работе органов, на которые непосредственно возлагаются предупреждение и борьба с преступностью несовершеннолетних. Данные обстоятельства могут быть выяснены  в процессе допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и других лиц. Поэтому такие обстоятельства подлежат включению в предмет их допроса.
       Важные  сведения можно получить от несовершеннолетних свидетелей, из ближайшего окружения подозреваемого, обвиняемого. Например, от них можно узнать  взаимоотношения допрашиваемого и обвиняемого (подозреваемого), употреблял ли обвиняемый (подозреваемый) алкогольные напитки, что делал он в состоянии опьянения, как обвиняемый (подозреваемый) проводил свободное время, каков его характер, чем увлекается, его отношение к семье, почему по мнению допрашиваемого, обвиняемый (подозреваемый) совершил преступление.
       Таким образом, все обстоятельства, по поводу которых может быть допрошен несовершеннолетний, подлежат  включению в предмет допроса несовершеннолетних.
       Следователь определяет предмет допроса несовершеннолетних при подготовке его проведению. Конкретное свое выражение предмет допроса находит в плане допроса несовершеннолетних в виде перечня обстоятельств, подлежащих выяснению.5

1.2. Планирование допроса  несовершеннолетних  свидетелей.

      Важным  этапом подготовки к допросу несовершеннолетних является планирование. Планирование – это синтез интеллектуальной деятельности следователя, связанной с решением мыслительных задач, имеющих своей целью получение необходимых сведений, способствующих установлению объективной истины по делу.
      Планирование  характеризует способность следователя к творчеству, его умение применять свои знания и опыт в практической деятельности по расследованию преступлений, его способности определять и выбирать наилучший вариант действия в процессе расследования.
      Планирование  допроса предполагает осуществление прогностической функции. Эффективность прогнозирования при планировании определяется следующими основными факторами: 1) объемом и качеством оперативной и доказательственной информации по делу; 2) данными, характеризующими социально психологические особенности несовершеннолетнего допрашиваемого; 3) уровнем интеллектуальных способностей самого следователя, его опытом и профессиональными знаниями.
      При планировании следователь прогнозирует поведение несовершеннолетнего на допросе, а также возможность возникновения различных ситуаций допроса и их изменение в течение его производств. Планируя допрос, необходимо прогнозировать возможные реакции несовершеннолетнего на тот или иное доказательство, изменения линии поведения следователя по ходу допроса. Сложность прогнозирования поведения несовершеннолетних и занимаемой им позиции на допросе определяется их психологическими особенностями, что связано в ряде случаев, с неадекватностью принимаемых ими решений и действий.
      Прогностическая деятельность следователя имеет вероятностный характер и обусловлена неполнотой информации, относящейся к механизму совершенного преступления, личности допрашиваемого, кругу обстоятельств, которые могут быть ему известны. Прогнозирование всегда содержит возможность  «неучтенного варианта», но позволяющего следователю ограничить свои усилия только строго предполагаемым ходом событий.
  Эффективность планирования определяется способностью следователя правильно имитировать мышление несовершеннолетнего допрашиваемого и как результат, определять такой вариант его поведения, который он действительно изберет.
      Результаты  мыслительной деятельности следователя  при подготовке к допросу находят  свое концентрированное выражение  в плане допроса. Необходимым  условием высокого качества проведения допроса, важным элементом его тактического обеспечения являются составления плана, сущность которого заключается в определенной систематизации  доказательственного материала, выборе тактики допроса и т.п.6
      План  допроса является гибкой, подвижной программой, предусматривающей наиболее целесообразные тактические приемы. План проведения допроса носит разовый характер, охватывает небольшой период времени и в сущности является составной частью плана расследования по конкретному уголовному делу.
      В зависимости от уровня сложности  предстоящего допроса и реальных возможностей следователя план может  быть устным или письменным; кратким  или развернутым. В юридической  литературе содержаться рекомендации о целесообразности составления  письменного плана допроса несовершеннолетних.7 План допроса должен отражать главные вопросы, подлежащие выяснению, их формулировки, последовательность выяснения и используемые при этом материалы.
      Круг  обстоятельств подлежащих выяснению, должен иметь не только исчерпывающий характер, учитывающий специфику предмета допроса несовершеннолетних, но и обладать определенной последовательностью выяснения в соответствии с тактической целесообразностью. Игнорирование логической последовательности выяснения обстоятельств приводит, в ряде случаев, к тактической несостоятельности допроса, влияет на уровень психологического контакта с несовершеннолетним допрашиваемым и на характер его показаний
      В процессе планирования допроса важно  сформулировать вопросы, направленные на выяснение обстоятельств, входящих в предмет допроса несовершеннолетних. В юридической литературе предложен классификация вопросов, используемых в процессе допроса. Р.С.Белкин рассматривает следующие разновидности вопросов: а) дополняющие; б) уточняющие; в) напоминающие; г) контрольные; д) изобличающие.8
      В.Е.Коновалова по целевому назначению классифицирует вопросы на: а) основные; б) дополняющие; в) уточняющие; г) напоминающие; д) контрольные.9 Зависимость ответов допрашиваемого от характера вопросов следователя тем больше, чем ниже уровень развития речевых навыков у несовершеннолетнего  допрашиваемого. Юридическими науками и следственной практикой выработаны требования, предъявляемые к вопросам, которые формулирует следователь. Формулируя вопросы несовершеннолетнему допрашиваемому А.А.Закатов рекомендует соблюдение следующих требований: 1) вопрос должен быть составлен в выражениях, понятных несовершеннолетнему, соответствовать уровню его развития и образования; 2) он должен быть конкретным, касающимся какого либо одного обстоятельства, лаконичным и не  допускающим , двусмысленного толкования; 3) необходимо избегать вопросов, на которые возможен предположительный ответ; 4) вопрос должен пробуждать в допрашиваемом подростке инициативу, самостоятельную мысль и не предопределяет односложного ответа ( типа «да», «нет», «может», «не может», «конечно» и т.п.); 5) в вопрос нельзя включать информацию, которую несовершеннолетний  может использовать для ответа; 6) следует заранее продумать, в какой последовательности будут выясняться вопросы, чтобы один вопрос вытекал из другого, а весь допрос имел ясную логическую структуру; 7) вопросы нужно задавать в прямой форме и точно, чтобы несовершеннолетний допрашиваемый не терялся в догадках.10
      В процессе разработки плана допроса  необходимо предусмотреть, наиболее оптимальные тактические приемы и последовательность их использования. Использование тактических приемов при допросе эффективно только в том случае, если они избираются в соответствии с конкретными обстоятельствами, если они целенаправленны и  если следователь приходит к выводу, что применение того или иного тактического приема в данной ситуации может способствовать положительному исходу допроса.11

1.3 .Изучение  данных о личности  несовершеннолетнего допрашиваемого свидетеля

      Подготовка к допросу несовершеннолетних предполагает изучение социально психологической характеристики несовершеннолетнего допрашиваемого, его характера, темперамента, уровня развития интеллекта, образа мышления, образа жизни, воспитания в семье и другое. Изучение личности несовершеннолетнего на этапе подготовки к допросу позволяет избрать момент допроса, определить последовательность допроса нескольких свидетелей или обвиняемых, установить психологический контакт с несовершеннолетним допрашиваемым, продумать наиболее эффективные тактические приемы, а также оценить полученные показания. Объем изучения данных о личности несовершеннолетнего зависит от следующих факторов:
      Процессуального положения , занимаемого несовершеннолетним;
      Характера расследуемого преступления;
      Целей предстоящего допроса;
      Организационных возможностей следователя и его профессиональных знаний.
 
      Изучение  личности допрашиваемого осуществляется на базе методов, разработанных психологической  наукой и измененных применительно  к целям следственного действия. При подготовке к допросу несовершеннолетних  могут быть использованы такие методы, как  наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности, обобщение независимых характеристик.
      Изучение  данных о личности допрашиваемого имеет  пределы. В юридической литературе отдельные авторы предлагают примерный круг вопросов, выяснение которых необходимо для изучения личности несовершеннолетнего. Так, А.А.Закатов рекомендует следующий перечень вопросов:
      анкетно-биографические сведения о несовершеннолетней допрашиваемом;
      данные о лицах, воспитывающих подростка и морально-психологический климат в семье;
      сведения о внешнем окружении подростка, его знакомствах и связях;
      отношение несовершеннолетнего к учебе;
      характер, увлечения и привычки подростка;
      физическое и психическое состояние здоровья несовершеннолетнего, способность его правильно воспринимать события и явления и давать о них достоверные показания.12 
      Изучение  личности допрашиваемого, производимое до допроса, должно проводиться с использованием всех доступных следователю источников информации и в пределах диктуемой оперативной обстановкой.
      Основными источниками из которых можно  получить необходимую информацию о  личности несовершеннолетнего, подлежащего допросу, являются следующие: а) показания его родителей, соседей, учителей или воспитателей, товарищей по учебе   или   работе, друзей с которыми он общался вне школы; б) оперативно-розыскные данные; в) характеристики, справки и другие документы.
      Изучая личность несовершеннолетнего, в первую очередь следователь должен установить его положительные качества, время, когда его поведение стало меняться в худшую сторону, выяснить причины изменения поведения. Такими могут быть неурядицы в семье, болезнь или смерть одного из родителей или какие-либо другие неблагоприятные сложившееся для несовершеннолетнего обстоятельства.
      В юридической литературе справедливо  отмечается, что поскольку родители заинтересованы в исходе дела, для  их показаний характерно стремление преуменьшить отрицательные черты своего ребенка и преувеличить положительные.
      Изучение  личности несовершеннолетнего допрашиваемого предполагает получение данных о его личности из показаний его соседей. Показания соседей должны содержать ответы на следующие вопросы:  а) как долго они знают несовершеннолетнего; б) каковы их взаимоотношения; в) что им известно о материальных и бытовых условиях жизни, морально психологическом климате в семье, отношениях между родителями и несовершеннолетними; г) его характер и увлечения; д) поведение по месту жительства (как проводит досуг, с кем поддерживает дружеские отношения; е) употребляет ли спиртные напитки, груб ли с окружающими; ж) кто оказывает на подростка отрицательное влияние; и) кто может повлиять положительно.
      Сведения о личности несовершеннолетнего могут быть получены путем допросов учителей. Чаще всего у учителей и воспитателей выясняются вопросы об успеваемости и поведения учащегося, об интересах и увлечениях, о ближайшем окружении, как проводит свободное время . Показания полученные от классного руководителя, других педагогов содержат интересные сведения о социально-психологических особенностях несовершеннолетнего, его коммуникативных данных, чертах характера, отклонениях в поведении и другое.
      Личность  несовершеннолетнего изучается также путем истребования и приобщения к делу различных документов: о его возрасте, справки из комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, лечебных учреждений, справки о судимости, копии приговоров, характеристик на самого несовершеннолетнего, его родителей, потерпевших, а при необходимости и на иных лиц.
      Объективная характеристика на несовершеннолетнего дает представление о его чертах характера, потребностях, интересах, увлечениях. Однако характеристики не всегда отражают объективные данные, а в ряде случаев, содержат факты, не соответствующей действительности.
      В изучении личности несовершеннолетнего при подготовке к допросу существенную помощь следователю может оказать специалист-психолог. Психолог может помочь определить особенности психических процессов, свойств и состояний несовершеннолетнего, установить тип темперамента, черты характера, интеллектуальные способности, разъяснить сущность психологических, свойственных возрастной группе несовершеннолетнего допрашиваемого, рекомендовать способы, которыми могут быть выявлены отдельные психологические качества несовершеннолетнего, предложить вопросы которые целесообразно поставить в целях установления психологического контакта. Психолог при подготовке к допросу может дать следователю консультацию в форме экспресс психодиагностики несовершеннолетнего, использую возможности тестирования.
      Данные  о личности несовершеннолетнего обвиняемого необходимо тактически правильно использовать при проведении допроса. При подготовке к допросу важное значение имеет получение сведений о типе темперамента и чертах характера несовершеннолетнего. По темпераменту следователь может составить представление о уравновешенности свидетеля, о степени их реакции на воздействие, о степени замкнутости или общительности. В зависимости от скорости  и интенсивности протекания психических процессов у изучаемой личности (его темперамента) определяется уровень общения с допрашиваемым, тактические приемы допроса, продолжительность его проведения, сущность предъявляемой информации.

1.4.Установление  психологического  контакта с несовершеннолетним допрашиваемым свидетелем.

      Успешное  проведение допроса несовершеннолетних предполагает необходимость установления психологического контакта с несовершеннолетним допрашиваемым. Возникновение такого контакта способствует получению полных и объективных показаний, имеющих значение для установления истины по делу.
      Психологический контакт в следственной практике- это особого рода взаимоотношения  следователя с участниками уголовного процесса, характеризующиеся стремлением следователя поддержать общение в целях получения правдивых, полных и достоверных показаний, имеющих отношение к делу.
      Контакт между следователем и несовершеннолетним допрашиваемым носит односторонний характер, так как следователь стремиться получить как больше информации, хотя сам до определенного момента скрывает свою осведомленность по делу. Другими особенностями психологического контакта являются: принудительность этого общения для одного из участников; несовпадение в большинстве случаев их интересов; активная деятельность следователя по установлению и поддержанию контакта.
      Сущность  контакта при допросе определяется спецификой психологических отношений, возникающих между следователем и несовершеннолетним допрашиваемым свидетелем. Его установление обеспечивается правильно избранной тактикой допроса несовершеннолетних свидетелей, основанной на изучении индивидуальных особенностей несовершеннолетней личности, материалов уголовного дела, а также коммуникативными способностями следователя.
      Установление  психологического контакта с несовершеннолетним допрашиваемым свидетелем - это одно из условий получения правдивых показаний, достижения истины по делу. Его необходимо поддерживать не только в течении допроса, но и в дальнейшем при осуществлении следствия. Не исключено, что установленный психологический контакт может быть потерян, или, наоборот, отсутствие доверия  на первых порах замениться прочным психологическим контактом, характеризующимся должным взаимопониманием. Отсюда следует вывод, что психологический контакт – это не отдельная стадия допроса и не его тактический прием. Он должен сопутствовать всему ходу допроса и для его установления требуется проведение ряда тактических приемов, определяемых ходом допроса, обстоятельствами дела.
      В юридической литературе вопрос, связанный  с определением понятия и содержания психологического контакта при допросе  является дискуссионным. Предложенные определения вызывают неоднозначность  в их понимании. Так, некоторые авторы определяют психологический контакт, как «особого рода взаимоотношения» между участниками допроса, характеризующийся стремлением следователя поддержать общение.13 Иные рассматривают его как взаимопонимание между следователем и допрашиваемым.14 Существуют мнения характеризующие контакт, как «установление такого взаимопонимания, которое основано на взаимном доверии и расположении», или как « состояние деловой обстановки взаимного доверия допрашиваемого, включающего готовность последнего сообщить ему известное по делу».15
      Психологический контакт – это наиболее благоприятная психологическая «атмосфера», способствующая взаимодействию и взаимопониманию, это определенный «настрой» на общение. В результате возникновения и установления психологического контакта возникают отношения, при которых допрашиваемый не уклоняется от общения со следователем, не замыкается, не молчит, а проникается желанием дать правдивые показания. Однако , связывать установление психологического контакта только с таким положением допрашиваемого, когда он желает давать показания, означает односторонность в его понимании. Психологический контакт при допросе предполагает возможность возникновения двух его уровней: 1) когда несовершеннолетний допрашиваемый желает давать показания; 2) когда несовершеннолетнего допрашиваемого вынуждают к этому.
        Психологический контакт всегда  имеет двухсторонний характер, его  установление и поддержание зависит   как от следователя, так и  от несовершеннолетнего допрашиваемого, хотя инициатива и управляющее воздействие принадлежит следователю.
      Некоторые ученые рассматривают психологический  контакт как определенную стадию допроса. Так, В.Л.Васильев характеризует  его как стадию, на которой «оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг друга общую  линию поведения, а также определяют такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, основные состояния собеседника, прием устной речи, позы мимика и в некоторых случаях основная аргументация.16 Но стадией допроса следует рассматривать не психологический контакт, а его установление, он может быть установлен в начальной стадии допроса и в процессе получения информации. Психологический контакт является ситуационным и может возникнуть на различных стадиях допроса.
      В юридической литературе предприняты  попытки по выделению стадий формирования психологического контакта. Более точно выделяет в установлении психологического контакта определенные этапы А.В.Дулов. Такие этапы включают в себя часть общего процесса развития общения, и представляет собой: 1) прогнозирование общения и процесса установления психологического контакта; 2) создание внешних условий, облегчающих установление психологического контакта; 3) проявление внешних коммуникативных свойств в начале зрительного контакта; 4) изучение психического состояния, отношения субъекта к начавшемуся общению; 5) действия по ликвидации помех в общении; 6) возбуждения интереса к развитию действия во время предстоящего общения.17
      Тактические приемы, направленные на установление психологического контакта с допрашиваемым, основаны на использовании данных психологии, логики и других наук. В этом отношении интерес представляет способы расположения к себе людей, предложенные в психологии еще Дейлом Карнеги. Он называет 7 способов: 1) проявляйте искренний интерес к другим людям; 2) улыбайтесь; 3) помните, что для человека звук его имени – самый сладкий и самый важный звук человеческой речи; 4) будьте хорошим слушателем; 5) поощряйте других рассказывать вам о себе; 6) ведите разговор в круге интересов вашего собеседника; 7) давайте людям почувствовать их значимость и делайте это искренно.18
      В.Г.Лукашевич  предлагает 9 способов установления психологического контакта в допросе несовершеннолетних: 1) создание надлежащей обстановки допроса несовершеннолетних; 2) вопрос наедине; 3) корректное поведение следователя как представителя государства, выполняющего важные общественные функции; 4) демонстрация доброжелательности, непредвзятого отношения к несовершеннолетнему допрашиваемому, возбуждающих интерес к следователю как партнеру по общению; 5) демонстрация умения выслушать до конца, не повышать тон; 6) проведение предварительной беседы на отвлеченную тему; 7) обращение к логическому мышлению; 8) разъяснение целей и задач допроса несовершеннолетних; 9) создание такой обстановки, которая побуждает интерес к допросу и его результатам19.
      А.В.Дулов  называет следующие основные цели установления психологического контакта: 1) обеспечение  активного психического отношения  субъекта в предстоящем общении; 2) снятие предубежденности, настороженности  у субъекта отношения; 3) облегчение процесса психологической адаптации.
      Пути  установления психологического контакта различны. Прежде всего, необходимо возбудить  у несовершеннолетнего допрашиваемого свидетеля интерес к общению, постараться вызвать заинтересованность в даче правдивых показаний.
      Процесс установления психологического контакта в основном зависит от следователя, его профессиональной подготовки, опыта авторитета и личностных качеств.
      Следователь всегда является объектом пристального изучения со стороны несовершеннолетних, поэтому находясь в возбужденном состоянии они чутко реагируют на каждое проявление неуверенности с его стороны. К качествам, которыми должен обладать следователь относятся также эмоциональная устойчивость, самообладание.
      Для установления психологического контакта с несовершеннолетним следователю важно быть хорошим слушателем. Внимательное отношение к говорящему, благожелательность, проявление интереса к его словам – вот компоненты умения слушать.
      Для установления контакта имеют значение и внешние факторы: порядок приглашения на допрос, место допроса и т.д.
      Эффективность использования тактических приемов, направленных на установление психологического контакта, обусловлена знанием следователя  некоторых данных о психике допрашиваемого свидетеля. Он должен учитывать индивидуально-психологические особенности допрашиваемого свидетеля, его типологические свойства, психические состояния на момент допроса, жизненный опыт и другое. Установление психологического контакта  с несовершеннолетним допрашиваемым предполагает необходимость ориентации следователя в специфике психологических особенностей его возрастной группы. Возрастные особенности могут неблагоприятно отражаться и в процессе допроса.

1.5.Тактические  приемы допроса  несовершеннолетних свидетелей.

      Под тактическими приемами допроса принято понимать способы воздействия на допрашиваемого, вызывающие определенные психические изменения, а также иные способы допроса, использование которых способствует получению правдивых показаний.
      К общим положениям тактики допроса  следует отнести его активность, целеустремленность, объективность и полноту, необходимость учета при допросе свойств личности несовершеннолетнему допрашиваемому свидетелю.
      Активность  допроса заключается в том, что  следователь прочно удерживают в  своих руках инициативу при допросе, умело использует для достижения цели допроса все необходимые тактические приемы, строго сообразуясь при этом с требованиями закона. Применительно к несовершеннолетним лицам, уклоняющимся от дачи правдивых показаний, допрос должен носить наступательный характер: с помощью всех имеющихся в его распоряжении законных средств следователь должен стремиться к получению правдивых показаний, а не быть простым регистратором сообщенных ему сведений.
      Целеустремленность  допроса означает проведение его  с заранее обдуманной целью, для получения определенной, а не вообще всякой информации. Целеустремленность обеспечивается наличием у следователя твердого представления о предмета допроса, стремлением к достижению поставленной цели, умением сообразовать с этой целью применяемые средства и приемы допроса.
      Объективность и полнота допроса проявляются  в том, что следователь не вправе по собственному усмотрению сокращать  полученные показания, изменять их в  соответствии со своими представлениями  о ходе вещей, навязывать несовершеннолетнему допрашиваемому свидетелю эти представления. Одной из гарантий объективности допроса является запрещение законом задавать несовершеннолетнему допрашиваемому свидетелю наводящие вопросы, а полноты - требование дословного, по возможности, изложения показаний.
        Каждый тактический прием допроса  несовершеннолетних имеет свою нагрузку, подчинен выполнению определенной задачи, а это возможно только при хорошо поставленном планировании и предельной организованности, когда основные детали предстоящего допроса несовершеннолетнего  и основные его нюансы тщательно продуманы заранее. Этим в частности, определяется важность планирования как самостоятельного элемента системы тактических приемов допроса.
      При допросе несовершеннолетних свидетелей следователь должен использовать тактические приемы разработанные юридическими науками. Все тактические приемы используемые при допросе несовершеннолетних свидетелей можно разделить на тактические приемы направленные на актуализацию в памяти несовершеннолетнего забытого, на установление психологического контакта, и на разоблачение лжи и устранения искажений при добросовестном заблуждении. 
      Одной из важных задач следователя при  допросе несовершеннолетних свидетелей является оказание помощи несовершеннолетнему допрашиваемому свидетелю в воспоминании событий прошлого. Восстановление ранее воспринятого материала может характеризоваться различной степени трудности: от автоматического узнавания окружающих нас предметов до мучительного трудного припоминания забытого. В процессе допроса несовершеннолетних запамятывание отдельных обстоятельств вызывает особую тревогу, связанную не только с возможностью заполнения возникших пробелов различными видами искажений.
      Возможность активизации в памяти несовершеннолетнего допрашиваемого забытого основана на возбуждении соответствующих нервных связей или ассоциаций. В психологии различают 3 вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Ассоциация по смежности предполагает запоминание последовательно идущих событий или действий, между которыми существует связь. Поэтому нервные процессы, связанные с одним из них, вызывает действие нервных процессов, связанных с другим. Ассоциация по сходству имеет место тогда, когда восприятие какого либо объекта вызывает в памяти воспоминание сходного с ним объекта, даже он никогда не воспринимался с ним совместно или в какой либо временной связи. Ассоциации по контрасту близки по своей форме к ассоциациям по сходству, однако, при них восприятие какого либо предмета вызывает в памяти воспоминание о другом предмете, отличающимся прямо противоположными признаками.
      В юридической литературе даны рекомендации, основанные на использовании ассоциативных  связей несовершеннолетнего допрашиваемого свидетеля, имеющего своей целью «оживление» памяти.
      Р.С. Белкин рассматривая эту проблему, в целях оживления памяти несовершеннолетнего допрашиваемого предлагает рассматривать следующие тактические приемы:1) допрос с использованием ассоциативных связей;2) допрос на месте;3) повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств; 20
      Белкин  Р.С. предлагает рассматривать повторный  допрос по ограниченному кругу обстоятельств  в качестве тактического приема , направленного  на активизацию в памяти несовершеннолетнего  допрашиваемого забытого. Но повторные допросы несовершеннолетних имеют и негативную тенденцию связанную с возможностью возникновению искажений в показаниях в силу повышенной внушаемости этих лиц и склонности их к фантазированию. При повторных допросах может иметь место и так называемая «репродукция воспроизведения» когда несовершеннолетние допрашиваемые воспроизводят недействительно наблюдавшиеся события, а повторяют свои сообщения, сделанные при первом допросе.21 Практика расследования преступлений показывает, что неоднократные допросы в ряде случаев, осуществляется как результат некомпетентности следователя, неумения использовать арсенал тактических приемов, разработанных юридическими науками, либо как средство психологического воздействия на допрашиваемого. Мне кажется , целесообразным может считаться повторный допрос несовершеннолетнего с целью установления дополнительных обстоятельств, которые невозможно было получить на первом допросе.
      Тактические приемы способствующие активизации  в памяти несовершеннолетнего допрашиваемого забытого, успешно могут быть использованы и  при допросе несовершеннолетних  свидетелей (потерпевших) и при допросе несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) при условии учета их возрастных особенностей.
      В юридической литературе обычно тактические  приемы, способствующие актуализации запечатленного, рассматриваются применительно к допросу свидетелей и потерпевшего. Между тем такие приемы могут быть эффективно использованы и в отношении подозреваемого и обвиняемого при запамятывании им отдельных обстоятельств, учитывая бесконфликтную ситуацию допроса.
      Таким образом, система тактических приемов, направленных на актуализацию в памяти забытого, используемая при допросе  несовершеннолетних свидетелей включает: 1) постановку напоминающих вопросов; 2) показ вещественных доказательств; 3) демонстрация иной материализованной информации; 4) использование изобразительных возможностей допрашиваемого; 5) оглашение показаний иных лиц; 6) допрос на месте события.
      Предложенная  система является наиболее типичной. В процессе ее  использования  эффективным приемом может оказаться любой из указанных либо их комплекс, что обусловлено психологическими особенностями допрашиваемого свидетелей, своеобразием запамятованного материала , степенью запамятывания.  Возможность реализации отдельных тактических приемов системы обусловлена сложившейся к моменту допроса ситуацией расследования.
      Важным  тактическим приемом, направленных на актуализацию забытого, является постановка несовершеннолетнему допрашиваемому свидетелю напоминающих вопросов. Их цель состоит в напоминании несовершеннолетнему допрашиваемому свидетелю обстоятельств способствующих возбуждению ассоциативных связей во всем их многообразии. Следователь обычно задает несколько таких вопросов, что способствует процессу последовательного припоминания забытого. Положительный эффект в припоминании забытого имеет постановка вопросов в хронологической или логической последовательности об обстоятельствах предшествующих, сопутствующих и следующих за событием преступления.
      При допросе несовершеннолетних свидетелей нельзя допускать постановку наводящих вопросов. В.И.Смыслов указывает что искусство постановки вопросов в том и заключается, чтобы вопрос не наводил допрашиваемого на ответ, а стимулировал его память на припоминание того или иного обстоятельства.22
        Постановка наводящих вопросов  несовершеннолетнему допрашиваемому может стать причиной его добросовестного заблуждения. В отличие от несовершеннолетних свидетелей такие вопросы в отношении несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых заключается в том , что подростки, которым присущи повышенная внушаемость и неразвитость логического мышления , могут оговорить себя, заявив о совершении преступления.23
      Система тактических приемов, направленная на актуализацию забытого , включает такой  прием как показ несовершеннолетнему допрашиваемому свидетелю вещественных доказательств в процессе их предъявления. Здесь процесс вспоминания опирается не только на мыслительные ассоциации, но и на непосредственно зрительные ощущения. Во время показа того или иного доказательства несовершеннолетний допрашиваемый свидетель узнает предъявленный предмет, воспринятый им ранее и вспоминает обстоятельства , связанные с ним. И.Кортес указывает, что при допросе несовершеннолетних допрашиваемых свидетелей в связи со слабостью их словесного воспроизведения, нужно стремиться еще больше  использовать приемы покоящиеся на процессах узнавания.24 Так, дошкольники, могут узнать значительно больше, чем активно воспроизвести. Но при этом показ доказательств должен логически соответствовать моменту, связанному с попыткой допрашиваемого припоминать интересующие следователя обстоятельства.
      Близким к показу доказательств является тактический прием, заключающийся  в демонстрации иной материализованной  информации несовершеннолетнему допрашиваемому свидетелю с целью оказания ему помощи в активизации забытого. Так, при допросе несовершеннолетних свидетелей, успешно могут быть использованы различные фотоснимки, рисунки , схемы. Некоторые авторы рекомендуют использовать в допросе несовершеннолетних  свидетелей, и такие системы , как фото робот, рисованный портрет, альбомы с типизированными рисунками элементов внешности человека , фото коллекция заведомо непричастных к делу лиц, альбомы образцов различных фасонов одежды , цветных репродукций грузовых и легковых автомашин и другие материализованные объекты.. Сущность данного тактического приема состоит в демонстрации (показе) несовершеннолетнему допрашиваемому свидетелю аналога ранее воспринятого предмета или отдельных его признаков. Указанные предметы могут выполнять роль своеобразных стимуляторов в припоминании забытого.
      Вспоминанию забытого, может помочь и такой  прием, как использование изобразительных  возможностей допрашиваемого. Содержание приема состоит в предложении  несовершеннолетнему свидетелю изобразить воспринятый им ранее предмет или ситуацию. Например, нарисовать схему расположения участников события или схему расположения предметов или вещей в определенном месте. Процесс выполнения таких действий способствует активизации соответствующих ассоциативных связей. Использование изобразительных возможностей несовершеннолетнего допрашиваемого свидетеля способствует более качественному выражению несовершеннолетним своих мыслей и облегчает словесное воссоздание, происшедшего события.
      Тактические приемы, направленные на актуализацию забытого, предусматривает допрос на месте события. Основа, данного тактического приема состоит в повторном восприятии несовершеннолетним допрашиваемым той ситуации, обстановки, в которой происходило расследуемое событие. Повторное восприятие возбуждает ассоциативные связи и стимулирует более полное воспроизведение обстоятельств , интересующих органы следствия.
      Еще одним тактическим приемом направленного  на актуализацию памяти допрашиваемого, является оглашение показаний иных лиц. Такой тактический прием при неумелом его использовании следователем может приобретать характер внушения , вызывать искажения в показаниях несовершеннолетнего  в связи с повышенной внушаемостью этих лиц и склонности их к фантазированию.
      Таким образом, перечисленные выше тактические приемы могут способствовать актуализации в памяти несовершеннолетнего свидетеля забытого и получению полных и достоверных показаний от этой категории лиц.
      Следующим видом тактических приемов используемых пи допросе несовершеннолетних свидетелей является тактические приемы, направленные на установление психологического контакта.
      В процессе выяснения обстоятельств  анкетно-биографического характера  следователь может уточнять отдельные  из них с целью определения  психического состояния допрашиваемого свидетеля , включение его в активное общение, определение уровня интеллектуального развития несовершеннолетнего свидетеля и уровня владения им речью, снятие эмоциональной напряженности. Уточнять необходимые данные, которые вызывают положительные эмоции у несовершеннолетнего допрашиваемого свидетеля. Так, заполняя графу о месте рождения, целесообразно спросить несовершеннолетнего о том, как долго жил он на этом месте; когда переехал в другой город; нравятся ли ему те места, где он родился; их достопримечательности. В целом указанный тактический прием связан с вступлением в общение и имеет ориентирующий характер.
      Следующий тактический прием, который имеет  существенное значение для установления психологического контакта, это собеседование с несовершеннолетним допрашиваемым свидетелем на отвлеченную или интересующую тему, не относящуюся к предмету допроса. Важное значение в этом отношение имеет умение следователя правильно избирать темы для беседы, что определяется знанием интересов несовершеннолетнего допрашиваемого свидетеля, его увлечений, уровня общей культуры. Беседы на такие темы позволяют изменить психическое состояние несовершеннолетнего, причем такой прием оказывает положительные влияние на несовершеннолетнего допрашиваемого свидетеля, находящегося как в возбужденном, так и в подавленном состоянии. Необходимо, меняя тему, найти такую, которая вызывает у несовершеннолетнего допрашиваемого интерес. Допрашиваемый не должен почувствовать , что его выводят на заранее запланированную тему разговора. Это можно сделать путем включения в поле зрения несовершеннолетнего допрашиваемого, каких либо предметов, связанных с его интересами и вызывающих положительный эмоциональный отклик.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.