На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Координирующая роль цен

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

      Актуальность  темы заключается в том, что вступление Российской Федерации в переходный период обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Совершенно очевидно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен.
      Правильная  методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой  стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого предприятий в условиях рыночных отношений.
      Коренное  отличие рыночного ценообразования  от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь  происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.
      Объектом исследования являются цены и процесс ценообразования, предметом исследования – координирующая роль цен.
      Цель  работы – рассмотреть ценообразование  и координирующую роль цен. Исходя из цели, формируются задачи:
    Рассмотреть функции и виды цен;
    Определить сущность процесса ценообразования и координирующая роль;
    Рассмотреть государственное регулирование цен
      Методологической  основой для написания курсовой работы послужили сборники научных  трудов, периодическая литература. 
 

1. Функции и виды  цен 

1.1 Развитие теории цены как экономической категории 

     Цены  и ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.
     Существуют  две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара.
     В отличие от цены, ценообразование  представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в основном две системы ценообразования:
    централизованное, которое предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения;
    рыночное, основанное на базе взаимодействия спроса и предложения.
     Определение размера цены товара – один из самых  сложных вопросов экономической  теории, который до сих пор вызывает ожесточенные споры двух диаметрально противоположных школ.
     Разработка  теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.
     Наиболее  последовательным сторонником стоимостной  теории цены является К. Маркс с его  учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.
     Стоимость – это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие  средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.
     Таким образом, отношение стоимостей различных  товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные  пропорции обмена товарами (или купли-продажи).
     Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов.
     Таким образом, теория Маркса усматривает  в стоимости объективную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.
     Другая  концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат в наилучшем  варианте использования производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.
     В итоге спор между изложенными  концепциями сводится к следующему: что же определяет цену товара –  «предложение» (стоимость) или «спрос» (полезность)? Является ли полезность товара «функцией» его стоимости или, напротив, стоимость есть «функция» полезности товара?
     Современная экономическая теория не оставляет  надежды синтезировать оба подхода  к ценообразованию, совместив в  цене «объективность» (стоимость) и  «субъективность» (полезность) товара.
     Однако  бесспорным является положение о  том, что количественное определение затрат на производство и реализацию товаров и услуг было и остается объективной потребностью и реальностью в любой общественно-экономической формации. Ведь очевидно, что объективный процесс формирования затрат в условиях рыночных отношений происходит на базе рыночных цен и требует возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов производства и реализации товаров за счет доходов, полученных от их продажи.
     Фирмы, не обеспечивающие такие условия, разоряются и гибнут, а их место занимают другие фирмы, которые имеют более низкие затраты на производство и реализацию товаров. Они получают более высокие доходы, обеспечивающие им условия для осуществления нормального процесса воспроизводства. 

1.2 Виды цен 

      Цены, входящие в качестве составных элементов в единую систему цен, функционирующую в хозяйственном механизме, можно подразделить на отдельные виды в зависимости от наличия у них каких-либо общих признаков. В дифференциации цен находит отражение разнообразие условий производства и реализации товаров. Основные виды и разновидности цен могут быть представлены следующим образом.
      1. Цены и тарифы, обслуживающие внутригосударственный оборот товаров и услуг. Этот вид цен включает несколько разновидностей, которые можно классифицировать по нескольким признакам:
    1.1 По характеру обслуживаемого экономического оборота:
    цены  на промышленную продукцию;
      цены  на продукцию строительства;
      цены  на продукцию сельского хозяйства;
      тарифы  на производственные услуги (транспорта, связи, ремонта);
      цены  научных и проектных разработок;
      ставки  возмещения затрат на воспроизводство  природных ресурсов;
      наценки и скидки в сфере обращения;
      розничные цены на товары и услуги населению.
      1.2 По сроку действия:
      постоянные;
      временные;
      сезонные;
      разовые;
      договорные.
      1.3 По территориальному признаку:
      единые  по стране;
      поясные;
      зональные;
      местные.
      1.4 По способу отражения транспортных расходов:
      цены  в местах производства товаров (пунктах  отправления);
      цены  в местах потребления товаров (пунктах  назначения).
      1.5 По характеру установления, фиксации:
      твердые;
      подвижные;
      скользящие.
      1.6 В зависимости от государственного воздействия, регулирования и степени конкуренции на рынке:
      рыночные (свободные);
      регулируемые;
      лимитированные  или предельно допустимые.
      1.7 В зависимости от новизны товара:
      цены  на новые товары;
      цены  на товары, реализуемые на рынке  относительно долгое время.
      1.8 По способу получения информации об уровне цены:
      публикуемые;
      расчетные.
      1.9 В зависимости от вида рынка:
      цены  товарных аукционов;
      биржевые  котировки;
      цены  торгов.
      2. Планово-учетные цены:
      цены  плановых расчетов;
      цены  статистического учета;
      цены  проектных расчетов.
      3. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот:
      внешнеторговые  цены;
      внутренние  цены на экспортируемые и импортируемые  товары.
      Цены  на промышленную продукцию обслуживают оборот продукции промышленного производства. Через цены на промышленную продукцию осуществляется связь промышленности практически со всеми отраслями и сферами производства, на основе этих цен формируется большинство стоимостных показателей, используемых в учете, анализе, планировании и прогнозировании, они участвуют в формировании важнейших общехозяйственных пропорций, поэтому от их обоснованности зависит эффективность функционирования всего хозяйственного механизма.
      Если  рассматривать движение промышленных товаров от производителя к потребителю, то можно выделить следующие виды цен: оптовая цена предприятия-изготовителя (отпускная цена), розничная цена.
      Промышленная  продукция может быть реализована  предприятием-производителем непосредственно конкретным потребителям или через снабженческо-сбытовые организации (магазины, склады, базы, биржи и т. п.). Оптовыми называются цены, по которым реализуется продукция между предприятиями-изготовителями и потребителями в порядке оптового оборота.
      Оптовая цена предприятия – это цена, предполагающая непосредственные расчеты между промышленным предприятием-изготовителем и заказчиком товара независимо от того, является ли этот заказчик потребителем товара или оптовым посредником. Оптовая цена предприятия состоит из себестоимости товара и прибыли производителя. Именно эта цена является важнейшей экономической категорией для производителя, поскольку на ней базируется его хозяйственная деятельность: оптовая цена предприятия призвана возместить издержки производства и создать условия для расширенного воспроизводства товаров.
      Процесс продвижения товара от производителя  к конечному потребителю чрезвычайно  сложен и в полной мере не может  быть описан только приведенными видами цен. Все экономически самостоятельные  и технологические звенья, в которых осуществляются производство, распределение и реализация товара, имеют особые цены, функционирующие на каждой конкретной стадии ценообразования. Следует отметить, что именно различные стадии ценообразования отражают количественную и технологическую взаимозависимости и взаимосвязи между ценами на разные товары. Цена на каждой предыдущей стадии является составным элементом цены последующей стадии ценообразования. Поэтому уровень цен на последующих стадиях в значительной мере зависит от обоснованности уровня цен на всех предыдущих стадиях ценообразования.
      Цены  на продукцию строительства имеют  два вида: сметные цены и договорные цены. Эти цены используются для  расчетов заказчиков (потребителей) со строительными организациями за построенные объекты и выполненные работы, для определения объемов капитальных вложений и других расчетов. Базой цены на строительную продукцию служит не себестоимость продукции, а усредненные условия и методы производства работ, предусмотренные сметными нормами и нормативами. Цены на продукцию строительства не отражают реальную себестоимость продукции у подрядчика, а характеризуют затраты на строительство для заказчика.
      Цены  на строительную продукцию включают: себестоимость строительно-монтажных  работ, затраты (по сметным ценам) на приобретенное для установки на объекте оборудование, инструменты, производственный инвентарь, прочие затраты и прибыль.
      Цены  на продукцию сельского хозяйства  обслуживают оборот продукции между  сельским хозяйством и промышленностью, сельским хозяйством и населением, населением и государством, они призваны обеспечивать эквивалентность обмена и создавать условия для развития сельскохозяйственного производства. Выделяют следующие разновидности этих цен.
      Закупочные  цены на сельскохозяйственную продукцию – это цены на закупаемую государственными органами и другими организациями у предприятий сельского хозяйства и фермеров, у рыболовецких и охотничьих хозяйств продукцию для ее последующей переработки. Эти цены дифференцированы по различным климатическим зонам страны, они возмещают себестоимость продукции и обеспечивают прибыль, необходимую для осуществления расширенного воспроизводства.
      Цены  на сельскохозяйственное сырье для  промышленной переработки возмещают  сверх закупочных цен издержки по заготовке, транспортировке и хранению этого сырья, а также обеспечивают прибыль заготовительным организациям,
      Тарифы  на услуги (транспорта, связи, ремонта). Тарифами называют цены, устанавливаемые  на различного рода услуги, которые  в отличие от товаров не имеют материально-вещественной формы, а выступают в форме конкретной трудовой деятельности. Услуги не могут сохранять свое существование в промежутке времени между их производством и потреблением: потребление услуг неотделимо от процесса их производства. Тарифы обеспечивают обмен деятельности комплекса отраслей общественного хозяйства, предоставляющих услуги на деньги предприятий (организаций) и населения, пользующихся этими услугами. Так, например, транспорт, осуществляя перемещение материальных ресурсов по территории страны, оказывает транспортную услугу хозяйственным звеньям и организациям, а перевозя людей,  – транспортную услугу населению. Организация, занимающаяся наладкой и ремонтом оборудования для хозяйственных звеньев, оказывает им услуги по наладке и ремонту.
      По  своему экономическому содержанию тарифы на производственные услуги близки к  оптовым ценам, а тарифы на услуги населению – к розничным ценам, но методология их определения отличается от методологии определения оптовых и розничных цен.
      Цены научных и проектных разработок отражают общественно необходимые затраты труда на получение конечного результата прикладных научных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ. По экономическому содержанию эти цены могут быть отнесены к оптовым.
      Ставки  возмещения затрат на воспроизводство  природных ресурсов отражают общественно  необходимые затраты труда на воспроизводство используемых субъектами хозяйствования природных ресурсов: минеральных, водных, лесных, земельных. Указанные ставки классифицируют следующим образом:
      ставки  затрат на геологоразведочные работы;
      ставки  платежей за воду, забираемую из источников;
      попенная  плата;
      ставки  затрат на рекультивацию земель.
      К этой разновидности можно отнести  и такую специфическую форму  цены, как повышенные (штрафные) платежи за причиненный в результате нерационального природопользования ущерб (сверхнормативные потери минеральных ресурсов при их добыче, перерасход воды сверх установленных норм, повышенные выбросы загрязняющих веществ и пр.).
      Наценки и скидки в сфере обращения возмещают издержки обращения и обеспечивают прибыль предприятиям и организациям, занимающимся реализацией товаров. Торговые наценки по сути являются ценой за услугу по реализации товаров. В некоторых случаях торговые организации получают от поставщиков право на применение торговых скидок (на снижение торговых надбавок).
      Розничные цены на товары и услуги населению  обслуживают товарооборот между  предприятиями и организациями  различных форм собственности и  населением, а также между отдельными группами населения, между частными лицами.
      Розничные цены завершают процесс ценообразования  и являются ценами конечного потребления. Они включают оптовую цену предприятия, налог на добавленную стоимость (акциз по подакцизным товарам), издержки и прибыль снабженческо-сбытовых организаций, издержки и прибыль торговых организаций, налог с продаж.
      Розничные цены, являясь ценами конечной реализации товаров и услуг, выполняют важную социально-экономическую роль: они  служат инструментом регулирования  уровня реальных доходов населения, используются для обеспечения сбалансированности между спросом и предложением, воздействия на структуру потребления различных групп населения и перераспределения доходов. Среди розничных цен выделяют следующие виды:
      цены, регулируемые государством;
      тарифы  на услуги, предоставляемые населению  предприятиями бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского  транспорта, культуры, связи, а также  частными лицами и пр.;
      цены  комиссионной торговли, которую осуществляют предприятия комиссионной торговли товарами, закупленными у населения;
      свободные (рыночные) цены.
      Постоянными называют такие цены, срок действия которых заранее не ограничивается. Изменить эти цены может только тот, кто их установил.
      Временные цены – это цены, которые устанавливаются на определенный срок исходя из конкретных условий производства или реализации товаров.
      Сезонные  цены – это цены, изменяющиеся в течение года по сезонам. Сезонными могут быть розничные цены на некоторые продовольственные товары (картофель, овощи, фрукты и пр.) и закупочные цены на некоторые виды сельскохозяйственной продукции. Сезонная дифференциация цен обусловливается различными издержками производства этих товаров по временам года или дополнительными затратами на их хранение в зимне-весенний период. Сезонные розничные цены на сельскохозяйственную продукцию нельзя заранее ограничить временем действия: при большом предложении (высоком урожае) можно несколько раз в месяц изменять розничные цены; в неурожайные годы изменение цен происходит реже.
      Разовые цены устанавливаются на товары, изготовляемые  в единичном порядке по разовым  заказам, а также на импортные  товары, не являющиеся предметами постоянного  импорта.
      Договорные  цены определяются по соглашению сторон, срок их действия устанавливается договором.
      Едиными называют цены, действующие на всей территории страны. Едиными могут  быть оптовые, розничные, закупочные цены. Применение единых оптовых и розничных  цен возможно и оправдано при  наличии определенных предпосылок, главными среди которых являются: примерно одинаковые условия производства и уровень затрат в разных районах страны; транспортабельность товаров и незначительный удельный вес транспортных расходов в общей сумме затрат на производство и реализацию; возможность полного удовлетворения платежеспособного спроса во всех районах при данном уровне единых цен.
      Поясные цены применяются в основном на товары народного потребления, поэтому  поясная дифференциация характерна для розничных цен. Необходимость  дифференциации розничных цен вызывается следующими причинами: различиями в затратах на производство и реализацию товаров; неравномерностью размещения производства по территории страны; необходимостью равномерного обеспечения товарами народного потребления населения.
      Зональные (бассейновые) цены применяются в основном на продукцию добывающих отраслей и сельского хозяйства. Зональными могут быть оптовые и закупочные цены. Существование таких цен обусловлено различием природно-климатических условий, оказывающим существенное влияние на дифференциацию затрат по добыче сырьевых ресурсов и производству сельскохозяйственной продукции. Зоны (бассейны) объединяют предприятия с примерно одинаковыми условиями производства.
      Местные цены устанавливаются на товары, которые  производятся и потребляются в основном в данном регионе. Местными могут быть все виды цен (оптовые, закупочные, розничные и пр.).
      Дифференциация  цен по способу отражения транспортных расходов вызвана включением в состав цен разного уровня расходов по доставке товаров от производителя к потребителю. На практике это отражается в системе франкирования цен. Установление цен с принятием на себя расходов по доставке товаров проводится тогда, когда продавец заинтересован в поддержании деловых отношений с определенными географическими районами: чтобы обеспечить поступление заказов, продавец частично (или полностью) оплачивает транспортные расходы. Этим методом пользуются, чтобы проникнуть на новые рынки или уйти от конкурентов.
      Под франкированием цен понимают установление пункта на пути продвижения товара к потребителю, до которого транспортные расходы несет поставщик, и включение этих расходов в цену. Все остальные расходы по доставке товара оплачивает покупатель сверх цены.
      Цены в местах производства товаров – это цены франко-склад поставщика, франко-станция (пристань) отправления или франко-вагон станция (пристань) отправления. Цена франко-склад поставщика предполагает, что все расходы по доставке товаров со склада поставщика несет покупатель сверх цены. В цену франко-станция (пристань) отправления включены расходы по транспортировке товаров только до станции (пристани) отправления. В цену франко-вагон станция (пристань) отправления включаются расходы по доставке товаров до станции (пристани) отправления, по подаче вагонов на подъездные пути и по погрузке товаров в вагон (баржу и пр.).
      Цены  в местах потребления товаров – это цены франко-вагон (судно-пристань) назначения, франко-станция (пристань) назначения, франко-склад покупателя. Цены франко-вагон (судно-пристань) назначения включают расходы по доставке товаров до станции (пристани) назначения. В цене франко-станция (пристань) назначения учтены все транспортные расходы вплоть до станции назначения и по выгрузке товаров. В цену франко-склад покупателя включены практически все расходы по доставке товаров до склада покупателя, а также расходы по разгрузке на складе покупателя.
      Наибольшее  распространение на практике получили цены франко-станция (пристань) отправления  и франко-станция (пристань) назначения.
      Выбор системы франкирования цен определяется главным образом географическим фактором, т. е. размещением производителей и потребителей товаров по территории страны, а также условиями транспортировки товаров.
      Твердые (фиксированные) цены – это цены, не подлежащие изменению в течение определенного времени. Изменить их можно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их. Такие цены устанавливаются в основном государственными органами на товары и услуги народного потребления. К твердым ценам можно отнести также цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору (соглашению, контракту).
      Подвижные цены – это такие цены, которые могут быть пересмотрены в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночные цены изменятся (повысятся или понизятся).
      Скользящие  цены – это цены, исчисляемые в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальных договорных цен с учетом изменений в издержках производства. Они устанавливаются на товары с длительным сроком изготовления.
      Рыночные (свободные) цены – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. К рыночным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса – максимально высокая цена, по которой покупатель согласен купить товар. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать товар. Цена производства – это цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на авансируемый капитал.
      Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления – президентом, правительством, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия. Регулируемые цены могут быть гарантируемыми, рекомендуемыми, лимитированными, залоговыми, пороговыми (защитными), предельными и фиксированными.
      Лимитированные (предельные) цены – это такие цены, выше (или ниже) которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.
      Цены  на новые товары – цены «снятия сливок»; цены «внедрения на рынок»; престижные цены; цены с возмещением издержек производства; психологические цены.
      Цены  «снятия сливок» предполагают установление высоких цен на новые товары в  начале поставки товаров на рынок. В  дальнейшем, с падением спроса на такой  товар, цены снижают, что позволяет  привлечь новых покупателей. Использование таких цен возможно при следующих условиях:
      при наличии высокого уровня спроса со стороны большого числа покупателей;
      при высоких издержках производства мелкосерийного выпуска дорогих  изделий;
      если  высокая цена не привлекает конкурентов;
      если  высокая цена поддерживает имидж высокого качества товара.
      Цены  «внедрения на рынок» – это обычно низкие цены на новый товар. Их применяют с целью завоевания большей доли рынка. Устанавливать такие цены возможно при следующих условиях:
      если  цена непривлекательна для существующих и потенциальных конкурентов;
      если  рост объема производства не увеличивает  расходы на рекламу и реализацию товаров;
      если  рынок очень чувствителен и расширяются  новые сегменты, увеличивается покупательский спрос.
      Престижные  цены устанавливают на высококачественные товары известных фирм.
      Цены  с возмещением издержек производства – это цены, установленные на основе издержек производства и средней нормы прибыли.
      Психологические цены учитывают психологию восприятия цены покупателем. «Психологическая» цена на товар обычно выражается не круглой суммой, а нечетным числом. В результате у покупателя создается впечатление очень точного определения затрат и более низкой цены.
      Цены  на товары, реализуемые на рынке  относительно длительное время, – это скользящие (падающие), долговременные, гибкие, договорные цены.
      Скользящие  цены устанавливаются почти в  прямой зависимости от соотношения  спроса и предложения. По мере насыщения  рынка эти цены снижаются.
      Долговременные  цены устанавливаются на товары массового  спроса и не изменяются длительное время.
      Гибкие  цены – это цены, изменяющиеся в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке.
      Договорные  цены – это цены, которые устанавливаются договором на поставку продукции (выполнение работ, услуг). Они могут учитывать льготы и скидки для покупателя.
      Публикуемые цены – это цены, публикуемые в специальных и фирменных источниках информации. К ним относятся: справочные цены, прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены торгов.
      Справочные  цены – это цены, публикуемые в различных изданиях (газетах, журналах, прейскурантах, фирменных каталогах, специальных бюллетенях).
      Биржевые  котировки представляют собой цены специально организованного постоянно  действующего рынка массовых, качественно  однородных, взаимозаменяемых товаров. Они применяются при продаже сельскохозяйственного непродовольственного и лесного сырья (хлопок, джут, шелк, шерсть, пиломатериалы, фанера), цветные и драгоценные металлы, нефтепродукты, зерновые и т.д.
      Цены  товарных аукционов – это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате соотношения между спросом и предложением. Применяются на продукцию лесного, сельского хозяйства, рыболовства, в торговле пушно-меховым товаром, чаем, драгоценными камнями, предметами старины и искусства.
      Цены  торгов – это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получении подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Цены торгов опосредуют особую форму торговли, когда несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты по выполнению определенных работ, из которых он впоследствии выбирает самый эффективный.
      Расчетные цены – это цены, применяемые в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам.
      Планово-учетные  цены применяются только в плановых и проектных расчетах, статистическом учете и анализе. Среди этих цен выделяют следующие виды: цены плановых расчетов, цены статистического учета и цены проектных расчетов.
      Цены  плановых расчетов подразделяются на следующие разновидности:
      текущие цены;
      средние цены;
      сопоставимые (неизменные) цены;
      прогнозные  цены.
      Цены  статистического учета подразделяются на индексы цен, средние цены, сопоставимые (неизменные) цены, средние удельные цены.
      Реализация  товаров и услуг осуществляется по текущим или действующим ценам, именно эти цены лежат в основе хозяйственных взаимоотношений предприятий и отраслей, производителей и потребителей. В текущих ценах определяются результаты финансовой деятельности предприятий: на их основе исчисляются такие показатели, как объем реализованной продукции, затраты на производство, прибыль и др., составляется финансовый план, в частности баланс доходов и расходов.
      Сопоставимые (неизменные) цены используются для  измерения динамики физических объемов  производства и реализации товаров  и услуг, производительности труда, а также других стоимостных показателей за ряд лет. Это означает, что продукцию разных лет исчисляют в ценах какого-либо базисного года, абстрагируясь от изменений цен в отдельные годы рассматриваемого периода.
      Цены  статистического учета позволяют  выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, осуществлять контроль и анализ стоимостных показателей. Как и цены плановых расчетов, цены статистического учета являются, как правило, агрегированными, обобщенными.
      В отечественной практике на макроуровне для оценки совокупного общественного продукта и продукции отраслей использовались «цены производителя» и «цены потребления». Процесс формирования цены потребления отражался в балансе народного хозяйства, в частности в сводном материальном балансе (балансе производства, потребления и накопления общественного продукта). Валовая продукция сначала отражалась в ценах производителя, затем к ним добавлялись торгово-транспортная наценка (представляющая собой валовую продукцию отраслей сферы обращения) и налоги – таким образом формировалась цена потребления.
      В практике составления системы национальных счетов (СНС) и межотраслевого баланса (МОБ) применяются следующие виды цен:
      факторные цены;
      рыночные  цены.
      Факторные цены используются в межотраслевом  балансе. Они включают оплату труда, прибыль и потребление основного капитала.
      Рыночные  цены – это цены производителей, основные цены и цены покупателей. Применение той или иной цены определяется по фактическому использованию при осуществлении соответствующих операций. Рыночная цена производителя – это цена, получаемая производителем за реализуемую единицу продукта или услуги, включающая налоги на продукты (кроме налога на добавленную стоимость и налогов на импорт) и исключающая субсидии на продукты.
      Рыночная  цена покупателя – цена, уплаченная покупателем за продукты и услуги, включающая все чистые налоги на продукты и торгово-транспортную наценку.
      Основная  рыночная цена – это цена, получаемая производителем за единицу реализованного продукта или услуги, без налогов на продукты, но с включением субсидий на продукты. Она применяется для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики.
      Цены  проектных расчетов используются на предпроизводственной стадии и отражают ожидаемый или необходимый уровень затрат. К ним относят: лимитные (предельно допустимые) цены, проектные и ориентировочные цены (используемые на стадии разработки товаров), перспективные лимитные цены или замыкающие затраты (используемые при экономической оценке месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов).
      Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, отражают внешнеэкономические связи  с другими государствами. Значительное воздействие на уровень этих цен  оказывают цены мировых товарных рынков.
      Внешнеторговые  цены применяются при экспорте и импорте товаров и услуг. Они базируются на мировой интернациональной стоимости, отражают региональные и общемировые условия воспроизводства. К ним относятся контрактные цены и текущие мировые цены.
      Внутренние  цены на экспортируемые и импортируемые товары отражают взаимосвязь национальной экономики с внешним рынком, национальных предприятий с зарубежными партнерами. Они строятся, как правило, с учетом уровня цен внутреннего рынка и различий в качестве экспортно-импортных и аналогичных отечественных товаров. К этим ценам относятся: оптовые цены на экспортируемые товары, наценки за экспортное исполнение, цены и коэффициенты на импортируемые товары.
      Внутренние  цены на экспортируемые и импортируемые  товары также дифференцированы в  зависимости от стадии ценообразования, территории действия и порядка оплаты транспортных расходов. Каждый из видов цен несет определенную экономическую нагрузку. 

1.3 Функции цен 

      При прогнозировании, разработке и применении цен учитывают объективно присущие им функции, являющиеся проявлением действия объективных экономических законов, и прежде всего закона стоимости. Через функции проявляются роль цен в экономическом управлении, место каждого вида цен в хозяйственном механизме, взаимосвязь системы ценообразования со смежными системами экономического управления. Функции выражают объективные свойства цены. Познание и использование функций цены позволяет более четко определить ее роль и значение в экономическом управлении.
      Функции цены используются для решения широкого круга экономических задач. Однако не задачи определяют функции цены, а, наоборот, функциями цены определяется, какие экономические задачи можно  решать с помощью цен. Нельзя отождествлять  или допускать смешения функций цены и экономических задач, решаемых при использовании цен: с помощью цен решается множество самых разнообразных задач, и поэтому количество функций цены становится также необозримым. Кроме того, при смешении функций цены и задач, решаемых с помощью цен, оказывается, что функции конкретных цен не совпадают ни по их числу, ни по их характеру.
      Функции цены связаны с действием экономических  законов. Однако их нельзя непосредственно  выводить и из действия объективных  экономических законов, считая, что  именно функции есть проявление действия этих законов. Связь между функциями цены и экономическими законами существует, но эта связь опосредствуется внутренним содержанием цены, ее экономической сущностью. Прямое проецирование действия экономических законов на функции цены без учета ее экономической сущности может проявиться в навязывании ценам несвойственных им функций, в попытках применять цены там, где их использование не будет эффективно в сравнении с другими экономическими методами управления.
      Обычно  в экономической литературе выделяют следующие функции цены: учетную, распределительную, стимулирующую, регулирующую и координирующую.
      Учетная функция выражается в том, что  цена служит мерой затрат труда, показывает, во что обходится обществу производство товаров.
      Наличие учетной функции является необходимой  предпосылкой использования цен  для приведения в сопоставимый вид  всего многообразия производимых товаров  и услуг при их обмене (для соблюдения принципа эквивалентности), позволяет  вести планирование и учет не только в натуральной, но и в стоимостной, денежной форме.
      Эта функция позволяет использовать цены в экономических расчетах для  исчисления всех стоимостных показателей: объема производства, величины совокупного  общественного продукта, национального  дохода, розничного товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли, рентных платежей, объема инвестиций и т. д. Она позволяет выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товаров, определить величину издержек производства и обращения товаров.
      Стоимостные показатели в свою очередь используются для определения темпов и пропорций  развития отдельных отраслей и производств  и соотношений между ними, дли  определения экономической эффективности  инвестиций и внедряемых мероприятий научно-технического прогресса, эффективности производства и пр.
      Развитие  учетной функции осуществляется в направлении наиболее полного  отражения в ценах общественно  необходимых затрат труда на производство товаров, последовательного изменения цен вслед за изменением этих затрат. Чем ближе цены к общественно необходимым затратам труда, тем точнее они показывают, во что обходится обществу удовлетворение тех или иных потребностей, тем достовернее все экономические расчеты, осуществляемые с помощью стоимостных показателей.
      Однако  цена –  не пассивно-учетная, а активная экономическая категория, один из важнейших рычагов активного воздействия на ход экономического развития. Учет затрат труда в цене есть одновременно и стимулирование их экономии, рационального распределения по отраслям и секторам общественного производства, что в свою очередь является основой связи учетной функции со стимулирующей и распределительной функциями [7, с. 112]. При выполнении учетной функции цена выступает не как пассивный измеритель затрат, а как норматив общественного значения, носящий управленческий характер.
      Распределительная (или перераспределительная) функция  позволяет использовать цены для  проведения определенной экономической  политики по распределению вновь созданной стоимости в целях удовлетворения комплекса экономических интересов всех участников производства или преимущественного удовлетворения отдельных экономических интересов: общественных, коллективных или личных. Распределительная функция используется и для сбалансирования спроса и предложения товаров.
      Целевая направленность воздействия этой функции  определяется экономической и социальной политикой общества,
      Перераспределение через цены характеризуется направлением (относительно покупателя или продавца оно может быть отрицательным, нейтральным или положительным), интенсивностью, устойчивостью, формой (открытой или скрытой), размерами (относительными и абсолютными). Государство может использовать цены наряду с другими экономическими рычагами для перераспределения не только национального дохода (между фондом накопления и фондом потребления, между отдельными отраслями и секторами экономики, между экономическими районами), но и доходов предприятий и отдельных личностей.
      Механизм  действия распределительной функции  цены основан на возможности отклонения цены от стоимости.
      Распределительная функция цен порождает различные  структуры цен для разных товаров, поскольку ее действие обеспечивается путем установления в централизованном порядке в цене отдельных товаров  налога на добавленную стоимость, акциза и других источников централизованного чистого дохода. Дифференциация чистого дохода с помощью цен основана на отклонении цен от стоимости, и в этом качестве распределительная функция сходна со стимулирующей. Однако в действии этих функций есть отличия. Если стимулирующая функция цены поощряет дополнительные усилия предприятий по повышению качества и т.д. и вызвана необходимостью учесть в цене товара не только его стоимость, но и потребительную стоимость (полезность), то распределительная функция обусловливает отклонения цены от стоимости в силу воздействия общества (через налоги и пр.) на уровень и структуру цен. Перераспределение вновь созданной стоимости через цены не является единственно возможным. Основную роль в перераспределительных процессах играет финансовая система.
      Сущность  стимулирующей функции заключается  в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство и  потребление отдельных товаров.
      Действие  этой функции основано на отклонении цены от стоимости. Воздействие на экономические  интересы участников обмена цена оказывает через величину обеспечиваемой с ее помощью (или заключенной в ней) прибыли. Поэтому применение стимулирующей функции цены связано с одновременным использованием распределительной и регулирующей функций.
      Стимулирование производства товаров предполагает дифференциацию в ценах нормы чистого дохода (прибыли). Стимулирование ценами потребления товаров осуществляется через уровень и соотношение цен на различные товары: устанавливая одинаковый или различный уровень цен в пересчете на единицу потребительной стоимости товара, можно создать равную заинтересованность в потреблении всех товаров либо стимулировать потребление одних товаров и сдерживать потребление других.
      Сущность  регулирующей функции заключается  в воздействии цен на спрос и предложение отдельных товаров. Регулирующая функция цены позволяет определять объемы предложений товаров. В ее основе лежит принцип получения максимальной прибыли. Регулирующая функция цены действует по отношению к производственной деятельности отдельного предприятия, отрасли, т. е. рынка отдельного товара.
      Координирующая  функция цены увязывает действие всех рынков между собой: рынков потребительских  товаров, рынков средств производства (машин, оборудования, сырья и пр.), рынка труда, т. е. рынков всего, что обеспечивает производство конечной продукции.
      Координирующая функция рыночной цены – это то, что связывает между собой все рынки, все отрасли рыночной экономики, что заставляет каждого отдельного предпринимателя производить ровно столько товаров, сколько требуется потребителям. Рыночная цена своей координирующей функцией придает общественному производству целостность и способность к саморегулированию.
      Каждая  функция цены как относительно самостоятельная  форма несет в себе определенную социально-экономическую нагрузку, но для каждой функции удельный вес социального и экономического различен. Так, распределительная и стимулирующая функции в наибольшей степени несут социальную нагрузку, а учетная – экономическую. Соотношение социального и экономического, представленного в функциях цены, зависит от того, какой именно вид цен рассматривается в каждом конкретном случае. Экономическое содержание выступает на первый план в функциях оптовых (отпускных) цен на промышленную продукцию, в функциях розничных цен на товары народного потребления наиболее ярко выражено социальное содержание.
      Рассматривая  функции цены, следует иметь в  виду, что они действуют не изолированно, а взаимосвязано, но вместе с тем  они имеют объективно противоречивый характер. Так, например, использование стимулирующей или распределительной функций, требующих отклонений цены от своей основы, противоречит учетной функции. Но это противоречие мнимое, оно часто является отождествлением фактических затрат труда с общественно необходимыми. Между тем обоснованные отклонения цен от фактических затрат труда с целью стимулирования каких-либо прогрессивных изменений в социально-экономической жизни общества могут быть и одновременным приближением цен к общественно необходимым затратам труда.
      Действие отдельных функций цены во многом взаимно перекрывается. В каждом конкретном случае на первый план выступает какая-то одна функция, но это не означает, что другие функции перестают действовать.
      Функция цены конкретного товара, конкретной товарной группы может по характеру своего действия отличаться от функции всей товарной массы. В каждом конкретном случае на первый план выдвигаются определенные социально-экономические задачи, которые решаются с помощью цены, что и обусловливает разный характер действия функций.
      Возможность выполнения ценой не одной, а нескольких экономических функций, даже противоречивых, но диалектически связанных между  собой, заключена в экономической  сущности цены. Эта возможность основана на соотношении содержания и формы: форма цены таит в себе возможность количественного несовпадения со своей основой.
      Механизм  действия всех функций цены основан  на двух только ей присущих свойствах: выражать общественно необходимые  затраты труда и отклоняться  от них. Функции, базирующиеся на основе только действительно присущих цене свойств, ограничивают механизм ценообразования, не дают ему превратиться в сверхуниверсальный и неуправляемый рычаг воздействия на производство и потребление.
      Четкое  определение функций цены, полное и эффективное их использование в хозяйственной практике способствуют улучшению как самого процесса управления ценами, так и действия всего хозяйственного механизма.
      Рыночная  цена – сердцевина рыночного механизма. Она никому ничего не гарантирует, но лишь показывает, дает знак расширять, сокращать или вообще закрывать производство. Каждый предприниматель, приспосабливая свою деятельность под рыночную цену своего товара и рыночную цену товаров своих поставщиков, даже не имея непосредственных контактов с конечными потребителями, всегда работает именно на них и может довольно точно определять возможности развития своего производства, т. е. планировать его. Рыночные цены позволяют каждому предпринимателю судить по ним о ситуации во всей.
      Из  главы следует, что цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория.
      Существуют  две основные теории цены и две  системы ценообразования.
      Основные  виды и разновидности цен могут  быть представлены следующим образом:
        Цены и тарифы, обслуживающие внутригосударственный оборот товаров и услуг.
        Планово-учетные цены, цены плановых расчетов, цены статистического учета, цены проектных расчетов.
        Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот: внешнеторговые цены
      Функции цены используются для решения широкого круга экономических задач, они связаны с действием экономических законов. Существует несколько функций цены: учетная, распределительная, стимулирующая, регулирующая и координирующая.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Процесс ценообразования 

2.1  Основы методов ценообразования 

      Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в тоже время  довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия  на экономику вообще и на уровень  жизни в частности намного  меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми.  В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.
В ценовом  механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активной, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм [19, с. 27].
      Различают два подхода в методологии  ценообразования: стоимостной или  затратный, и полезностный. Затратный  метод опирается на трудовую теорию стоимости Маркса. Согласно ей, цена опирается совокупностью затрат на производство, или издержками производства. К ним производители добавляют определенную сумму денег, составляющую, чаще всего, среднюю прибыль.
      Однако  подход к ценообразованию на основе трудовой теории стоимости испытывает значительные трудности в определении цены товаров и услуг, не имеющих трудового происхождения (например, цена земли, природных ресурсов в целом), являющихся естественным фактором производства.
      Полезностный  подход к ценообразованию опирается  в целом, на маржинализм. Этот подход исходит из субъективного желания потребителя извлечь максимум полезности из своих ограниченных ресурсов (бюджета). В конце XIX в. английский экономист А. Маршалл соединил оба подхода в целостной теории рынка.
      В современной западной экономике большинство фирм используют для формирования цен метод «полных затрат» (сумма всех издержек производства с добавлением надбавки на прибыль, отнесенные на единицу продукции). Механизм ценообразования включает следующие технологические стадии: изучение допустимого уровня цены и качества товара на различных рынках; определение уровня издержек производства и реализации товара в зависимости от объема производства и с учетом фактора времени, а также уровня цен на оборудование, сырье и материалы; оценка возможной массы прибыли и чистой прибыли при различных объемах продаж с учетом выплаты налогов, процентов за кредит и других обязательных платежей из прибыли; оценка конкурентоспособности данного товара; согласование уровня надбавок и скидок к цене с основными покупателями товара; постоянное изучение конъюнктуры рынка и эффективности цены, своевременное ее снижение для расширения масштабов спроса. Механизм ценообразования требует наличия достаточного объема ценовой информации и компетенции работников.
      В командной экономике государство стремилось принудительно устанавливать цены практически на всю продукцию с помощью централизованного способа. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: ограниченный доступ к ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах и т.д.
      На  современном этапе рыночных отношений  еще не сложился приоритетный метод ценообразования. Рыночные цены осуществляются стихийно, в процессе конкуренции между различными товаропроизводителями. Однако, наметившаяся тенденция роста объема выпуска отечественных товаров, уменьшения затрат труда на единицу продукции выступает основным фактором понижения, действующих на рынке цен (главным образом на продукты питания). В тоже время расширение монополизации при частной собственности на средства производства в промышленности, добывающих отраслях побуждает монополии заключать между собой соглашения о высоких ценах на реализуемый товар и низкие цены на приобретаемое сырье. Это в конечном итоге приводит к скачкам инфляционного роста цен, сдерживает развитие основных черт совершенной (чистой) конкуренции предпринимателей.
      Совершенная (чистая) конкуренция – это соперничество многочисленных производителей, при котором влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию рынка настолько мало, что им можно пренебречь. В условиях совершенной конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт. Основными чертами совершенной конкуренции являются:
      1) Очень большое число независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высоко организованном рынке. Примером служат фондовая биржа и рынок иностранных валют;
      2) Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм B, C, D  и так далее рассматриваются потребителем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.